Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 2. ПЕРВОЕ БАЛТИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ (1948 —1954 годы)
История Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского Комсомола Автор: Александр Король, 26 июля 2006 Ленинградское военно-морское подготовительное училище 31 марта 1944 года Советское правительство приняло постановление об организации военно-морских подготовительных училищ, в целях повышения качества подготовки поступающих в высшие военно-морские училища. В Ленинграде, для создания нового военно-морского учебного заведения, городской Совет депутатов трудящихся отдал помещения бывшей 1-й и 12-й средних школ и Дома пионеров, размещавшихся в старинном здании, построенном для пансионата еще в 19 веке. Так в этих помещениях в Приютском, ныне Морском, переулке разместилось новое учебное заведение с трехлетним сроком обучения, получившее наименование Ленинградского военно-морского подготовительного училища. Согласно приказу народного комиссара ВМФ от 30 апреля 1944 года Ленинградское военно-морское подготовительное училище должно было формироваться на базе двух специальных военно-морских школ, подлежащих расформированию: 2-й Ленинградской, эвакуированной с началом войны в далекий сибирский городок Тару, и 1-й Московской. Жизнь училища началась летом 1944 года, когда оно получило в свое распоряжение переданные ему здания в Морском переулке. Первым начальником Ленинградского подготовительного училища был назначен капитан 1 ранга Н. Ю. Авраамов, высокообразованный и прекрасно подготовленный моряк, прошедший суровую школу гражданской и Великой Отечественной войн, обладающий большим боевым и педагогическим опытом. Ближайшим помощником Н. Ю. Авраамова стал капитан 1 ранга И. И. Величко. Одновременно шел прием в училище матросов, старшин и солдат, прибывавших с фронта и действующих флотов. Поступала гражданская молодежь из числа окончивших 7, 8 и 9-е классы средних школ. Ученики специальных военно-морских школ зачислялись без экзаменов. Из тех, кто сдавал экзамены, предпочтение отдавалось военнослужащим, прибывшим с фронта, и сиротам, потерявшим своих родителей во время войны. В подготовительном училище с момента его основания учился юнга Северного флота, участник Великой Отечественной войны Валентин Пикуль, рулевой сигнальщик с эскадренного миноносца, а в последствии — известный советский писатель. Глава 2. ПЕРВОЕ БАЛТИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ (1948 —1954 годы)
8 апреля 1948 года приказом Министра Вооруженных Сил СССР на базе Ленинградского военно-морского подготовительного училища бло образовано 1-е Балтийское высшее военно-морское училище с четырехгодичным сроком обучения. Оно должно было готовить вахтенных офицеров. Начальником нового училища был назначен капитан 1 ранга (позднее - контр-адмирал) Б.В. Никитин, возглавлявший до этого, с августа 1947 года, Ленинградское военно-морское подготовительное училище. Когда Борис Викторович вступил в командование училищем, за его плечами был уже солидный стаж службы на офицерских должностях в Военно-Морском Флоте и большой жизненный опыт командира-воспитателя. Он по праву считался одним из наиболее авторитетных специалистов в области боевого использования торпедных катеров в нашем флоте. Политический отдел училища возглавил капитан 1 ранга И.И. Величко, который до этого был заместителем начальника Ленинградского военно-морского подготовительного училища по политической части. На должность заместителя начальника училища по научной и учебной работе назначен капитан 1 ранга М.К. Назаров, высокообразованный офицер и опытный педагог с большим стажем службы в высших военно-морских учебных заведениях. В начале 30-х годов он командовал первой советской подводной лодкой типа «Ленинец». Как специалист и педагог он пользовался большим уважением у курсантов. Значительная часть личного состава - многие офицеры, преподаватели, лаборанты и почти все рабочие и служащие - перешли служить и работать в высшее училище. Вместе с коллективом перешли и многие хорошие традиции, сложившиеся в подготовительном училище. Потребовалось привлечение и дополнительных кадров, прежде всего - преподавателей специальных военно-морских дисциплин высшей квалификации, и значительное расширение и обновление учебно-лабораторной базы. Флоты направили в молодое училище лучших своих представителей - наиболее подготовленных командиров надводных кораблей и подводных лодок, флагманских специалистов: штурманов, минеров, артиллеристов, связистов, офицеров морской авиации. Среди вновь назначенных в училище было немало опытных преподавателей, переведенных из других высших военно-морских учебных заведений. Все они, как участники Великой Отечественной войны, имели большой боевой опыт.
В период подготовки к началу учебного года большую работу проделал и дружный коллектив библиотеки, которым руководил капитан административной службы Н.Г. Михайловский, впоследствии известный писатель, автор многочисленных художественных произведений о советских моряках. Среди повести «Штормовая пора», «Таллинский дневник», «С тобой, Балтика», «Бессменная вахта», «Всплыть на полюсе», «Час мужества» и другие произведения. Утром 1 октября 1948 года, ровно в семь часов, в училище был проведен военный парад по случаю начала занятий на первом курсе. Успех подготовки офицерских кадров во многом зависит от научно-методического уровня преподавательского состава. В училище наряду с опытными военными педагогами, такими как капитаны 1 ранга Б.П.Новицкий, А.П.Белобров, С.М.Михайлов, появилось немало молодых офицеров, прибывших с флотов. Для их подготовки по учебно-методической и научно-исследовательской работе были привлечены наиболее опытные педагоги из числа начальников кафедр и старших преподавателей. 18 апреля 1949 года начальник военно-морских учебных заведений вице-адмирал В.Л. Богденко по поручению Президиума Верховного Совета СССР вручил училищу Знамя части. В 1949/50 учебном году в училище был создан ряд новых кафедр, в том числе тактики ВМФ, истории военно-морского искусства, военно-морской географии, девиации, торпедного и минного оружия. На должности начальников кафедр и старших преподавателей были назначены хорошо подготовленные офицеры, которые имели опыт Великой Отечественной войны, а некоторые из них закончили военно-морскую академию или адъюнктуру. Среди них были П.Д. Грищенко, Г.М. Гельфонд, И.М. Васильев, В.К. Вашкевич, П.Г. Сутягин, Д.Ф. Тихонюк, возглавившие новые кафедры, и старшие преподаватели Б.Д. Глазунов, Г.М. Добахов, Б.И. Иванов, В.К. Корниенко и другие.
Пример активной творческой работы показывал начальник училища контрадмирал Б.В. Никитин, который написал и успешно защитил в Военно-морской академии кандидатскую диссертацию, посвященную исследованию развития и боевой деятельности торпедных катеров. Вслед за начальником училища кандидатские диссертации защитил ряд начальников кафедр и старших преподавателей. Среди них одним из первых кандидатов военно-морских наук стал начальник кафедры тактики ВМФ капитан 1 ранга П.Д. Грищенко. Это был боевой командир, который в годы Великой Отечественной войны командовал прославленной гвардейской подводной лодкой Л-3 на Балтике. Он имел академическое образование и после войны закончил адъюнктуру при Военно-морской академии. Кандидатские диссертации на актуальные темы защитили также начальник кафедры истории военно-морского искусства капитан 1 ранга Г.М. Гельфонд, начальник кафедры военно-морской географии капитан 2 ранга П.Г. Сутягин, старший преподаватель кафедры девиации магнитных компасов капитан 3 ранга Н.Д. Дмитриев и другие. Росло учебно-методическое мастерство педагогического состава и, как следствие, курсанты молодого училища получали все больше высококвалифицированных учебников и учебных пособий, широко отражавших как боевой опыт Великой Отечественной войны, так и практику боевой подготовки военно-морского флота в послевоенный период. В июне 1950 года был проведен шестой, последний, выпуск подготовительного училища. Двадцать два курсанта этого выпуска были удостоены золотой медали, а девятнадцать выпускников награждены серебряной медалью. Всех выпускников зачислили на первый курс 1-го Балтийского высшего военно-морского училища. До 1951 года училище готовило офицеров флота общего профиля - вахтенных офицеров, а в 1951 году была введена специализация по трем специальностям: штурманской, артиллерийской и минно-торпедной. Преподавательским составом менее чем за три месяца были разработаны и созданы новые учебные планы и программы, и с 1 октября 1951 года все четыре курса высшего училища приступили к занятиям уже по новым учебным планам и программам. Не только в этом исключительно высока заслуга преподавательского состава и строевых командиров-воспитателей, хорошо знавших свое дело, но и в формировании училища, в создании авторитета среди других военных учебных заведений, в воспитании высокообразованных командных кадров для Военно-Морского Флота. Командование всячески поощряло увлечение курсантов спортом и создавало для них необходимые условия. При кафедре физической подготовки функционировали спортивные секции, созданные еще в подготовительном училище и руководимые опытными мастерами спорта. Это делалось без ущерба для учебы. Например, курсантам Р.А. Червинскому и В.Г. Евграфову, входившим в сборную баскетбольную команду училища, увлечение спортом не помешало окончить училище с отличием и впоследствии стать докторами наук. Курсант Б.П. Котомин, за годы обучения в училище получил звание "Мастер спорта СССР", и все четыре года учебы был чемпионом ВВМУЗ, в 1949 году - чемпионом Ленинграда, а в 1950 и в 1951 годах - чемпионом Военно-Морских Сил. Умело организованная спортивно-массовая работа способствовала физической закалке будущих офицеров, помогала формированию у них таких качеств, как смелость и выносливость. Жизнь курсантов не ограничивалась только учебой и получением специальных знаний. Постоянно велась работа по повышению общего образования и эстетическому воспитанию. Этому способствовали огромные культурные ценности Ленинграда, архитектура и памятники города и его пригородов. В целях дальнейшего развития этой идеи при училище в 1950 году была создана студия художников-маринистов. Для руководства студией пригласили известных советских художников: академика живописи М.И. Авилова и Ю.М. Непринцева. Однако студия просуществовала всего лишь год, после чего переехала в Москву, слившись со студией военных художников имени Грекова. О высокой степени образования и культуры курсантов говорят, например, такие факты. Художественная самодеятельность училища считалась одной из лучших в системе ВВМУЗ. Курсанты А. Кирносов, Г. Гойер, В. Холмовой, Г. Арно, И. Краско, А. Смирнов, А. Иванов, А. Сенюшкин, 3. Пискарев и другие приглашались для праздничных выступлений в другие училища Ленинграда, а отдельные их выступления даже вышли на эстраду страны. В репертуар Аркадия Райкина была включена миниатюра в стихах «Птичий базар» курсанта Алексея Кирносова, а его «Красная шапочка» прошла по всей стране в исполнении популярных эстрадных артистов того времени братьев Ратмира и Анатолия Васютинских.
Важную роль в воспитательной работе играли встречи со знаменитыми людьми страны. Училище посещали Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов, Герой Советского Союза заслуженный летчик А.Г. Белоусов, писательницы Вера Панова и Вера Кетлинская, писатель Валентин Каверин и другие. И, конечно же, встречи с легендарными героями-подводниками Великой Отечественной войны П.Д. Грищенко, М.С. Калининым, СП. Лисиным, А.И. Маринеско и членами экипажа ПЛ С-13, A.M. Матиясевичем, В.Г. Стариковым, которые являли собой пример будущей профессиональной деятельности курсантов. Знаменательным событием в жизни училища стало участие курсантов и офицеров в московском военном параде, проводившимся на Красной площади в мае 1950 года. В этом параде от Военно-Морского Флота принимал участие сводный полк моряков, состоявший из гвардейцев Краснознаменного Балтийского, Черноморского и Северного флотов и курсантов 1-го Балтийского высшего военно-морского училища, которое было представлено двумя курсами, первым и вторым, во главе с начальником училища контр-адмиралом Б.В. Никитиным. В 1952 году училище вновь участвовало в майском параде на Красной площади в Москве, но на этот раз уже в полном составе четырех курсов, в том числе выпускного, во главе с начальником училища контр-адмиралом Б.В. Никитиным, который командовал парадным полком.
Пятого октября 1952 года училище провело свой первый выпуск офицеров с вручением лейтенантских погон и с указанием должностей на кораблях и подводных лодках. Вечером был организован товарищеский ужин, на котором вместе с выпускниками присутствовали командование, преподаватели, офицеры-воспитатели, родители молодых офицеров, их жены, невесты, друзья. Все последующие выпуски офицеров распределялись только на подводные лодки.
Три выпуска 1-го Балтийского ВВМУ дали флоту 34 адмирала: первый - 10, второй - 11, третий - 13. Высоких командных должностей на флотах, в Главном штабе ВМФ и в Генеральном штабе Вооруженных Сил достигли: адмирал флота Константин Валентинович Макаров командовал Балтийским флотом, закончил службу начальником Главного штаба Военно-Морского Флота СССР; вице-адмирал Николай Павлович Марков окончил ВМА и Академию Генерального штаба, руководил важным стратегическим отделом Генштаба ВС СССР и России; вице-адмирал Игорь Георгиевич Махонин стал начальником тыла ВМФ России; вице-адмирал Юрий Александрович Воронов командовал дивизией подводных лодок, был командиром военно-морской базы, начальником управления кадров ВМФ СССР; вице-адмирал Эдуард Никифорович Семенков был первым заместителем командующего Балтийским флотом, заместителем Главнокомандующего ВМФ СССР - начальником ВВМУЗ; вице-адмирал Борис Иванович Громов командовал Камчатской флотилией атомных подводных лодок и 6-ми ВОК ВМФ; вице-адмирал Юрий Петрович Квятковский, был начальником управления разведки ВМФ СССР, окончил Академию Генерального штаба ВС СССР; вице-адмирал Василий Федорович Кострюков работал в ГРУ Вооруженных Сил СССР, лауреат Ленинской премии, действительный член Академии естественных наук России, доктор военных и технических наук, профессор; вице-адмирал Кир Георгиевич Лемзенко работал в ГРУ Вооруженных Сил СССР, длительное время был на дипломатической работе; контр-адмирал Юрий Дмитриевич Булыгин работал в ГРУ Вооруженных Сил СССР, был первым советником посла в Китайской Народной Республике, почти 40 лет находился на дипломатической работе; контр-адмирал Олег Алексеевич Кузнецов, был начальником штаба Сахалинской флотилии, советником командующего ВМФ Вьетнама; контр-адмирал Альберт Васильевич Акатов, был заместителем командующего Северным флотом, начальником Каспийского ВВМУ; контр-адмирал Владимир Митрофанович Коновалов возглавлял испытательный научно-исследовательский полигон ВМФ; контрадмирал Джемс Константинович Чулков командовал эскадрой надводных кораблей Тихоокеанского флота; контр-адмирал Владимир Георгиевич Лебедько был заместителем начальника штаба Северного флота, заместителем начальника штаба войск юго-западного направления; контр-адмирал Владимир Владимирович Владимиров был главным штурманом КТОФ, обеспечивал навигационную программу похода атомного ледокола «Арктика» к Северному полюсу. Занимали ответственные посты в Главном штабе ВМФ контр-адмиралы: М.Б.Абрамов, A.M. Евдокименко, Г.В. Емелин, А.П. Кюбар, Б.М. Мальков, ГА. Малышевский, B.C. Павлов. Командовали соединениями подводных лодок и заканчивали службу на важных штабных должностях флотов контр-адмиралы: Г.В. Егоров, В.А. Панов, Н.Т. Иванов, СП. Киреев, В.В. Привалов, Ю.И. Федюнькин, З.П. Фролов, А.А. Шауров, А.С Шебанин. Многие выпускники 1-го Балтийского ВВМУ занимались научной и преподавательской деятельностью. Всестороннее и достаточное высшее образование позволило им проявить себя и в гражданских условиях знающими инженерами, стать преподавателями высокой квалификации, видными учеными. Многие не оторвались от - своей военно-морской профессии. Работая в НИИ и КБ, проектировали новые корабли, торпедные и ракетные комплексы, системы автоматического управления оружием. Видными военными учеными, докторами наук стали В.Ф. Кострюков, Р.А. Червинский, A.M. Гаккель, В.Г. Евграфов, В.К. Дьяченко, Б.И. Козлов, А.Д. Федоровский, И.Ф. Цветков, М.В. Чичинадзе, А.А. Усвяцев, Ю.П. Петров, A.M. Глобус, А.Б. Велицкий, В.В. Сорокин, А.Д. Слобожанкин, СИ. Моисеев, В. Умнов. Более 60 человек защитили кандидатские диссертации. Длительное время многие выпускники преподавали и служили в родном училище: А.Г. Агафонов и В.А. Хвощ - в должности начальников кафедр, А.Н. Смирнов и В.Н. Маркушин - начальниками факультетов, В.Н. Вахрушев, Б.С. Голубев, Н.А.Долотов, Л.Н. Калабашкин, Н.А.Павлов, А.В.Сазонов, Г.А.Токарев, Ю.А. Громов, К.И. Маргарянц, В. Сергеев, В.Л. Чурилин - преподавателями и старшими преподавателями, а В.М. Булкин и Г.И. Иванов преподают до настоящего времени. Начальниками лабораторий были Б.П. Котомин, А. Николаев, инженером -А.А. Мальков. Большая группа выпускников 1-го Балтийского ВВМУ стала преподавателями Военно-морской академии, готовила командиров крупных соединений и флотов. Это капитаны 1 ранга Г.К. Александров, A.M. Гаккель, Г.В. Козлов, Л.А. Малышев, И.Ф. Цветков, Б.И. Николаев. После увольнения в запас многие выпускники связи с морем не теряли и работали на судах гражданского флота. ВТ. Кривиженко был капитаном немагнитного научно-исследовательского судна Академии наук СССР «Заря», В.И. Донзарезков прошел путь от капитана рыболовного сейнера до начальника главка «Севрыба». Капитанами дальнего плавания стали также Е. Сотников, А. Серов, Б. Жарнов, Р. Рыжиков, Ю. Федоренко, Федюшкин, С. Иодзевич, Л. Оскерко, Ю. Щепин, А. Смирнов. Капитанами-наставниками стали бывший заместитель командира дивизии подводных лодок Н.Н. Калашников и Г.М. Вейсов, капитан-директором - Л.Е. Оскерко. В разных должностях по десять и более лет плавали на судах гражданского флота Э. Квятков, Д. Кандыбко, Е. Мясников, Г. Бирюков, А. Горбов, Б. Ипатов, И. Марченко, 3. Куренков и другие. Море не отпускало их до пенсионного возраста. Такова была сила приобщения к морской специальности с юных лет.
ВВМУПП имени Ленинского Комсомола В 1958 училищу было присвоено имя Ленинского комсомола. В короткий срок в училище были созданы новые кафедры, лаборатории и кабинеты, вновь пересмотрены учебные планы и программы. Лаборатории пополнились образцами современного оружия и техники. Расширились программы по математике, физике, электротехнике и радиотехнике все это было необходимо для изучения специальных профилирующих дисциплин. Переход на новый профиль проходил под руководством начальника училища Героя Советского Союза вице-адмирала Н. П. Египко, который совместно с начальником политического отдела капитаном 1 ранга Л. Р. Фокиным сумел мобилизовать личный состав училища на успешное решение поставленных задач. Заместителем начальника училища был Герой Советского Союза капитан 1 ранга Е. К. Иосселиани. В обучение и воспитание кадров молодых подводников много труда и энергии вложили начальники факультетов: Герой Советского Союза капитан 1 ранга В. Г. Стариков, капитан 1 ранга В. К. Резников, капитан 1 ранга К. Ф. Пшеницын. Освоение нового лабораторного о корпуса способствовало значительному улучшению качества инженерной подготовки курсантов. Большую помощь училищу в создании учебно-лабораторной базы оказали умельцы-рационализаторы. Каждый год внедрялось более 50 рационализаторских предложений, существенно улучшавших учебно-лабораторную базу училища. Среди лучших рационализаторов училища того периода можно назвать доцента капитана 1 ранга-инженера А. Б. Гейро, капитана 2 ранга-инженера А. В. Сазонова, мичманов Л. Х. Николайчука. Я. Б. Минина, С. И. Мацепуру и служащего И. В. Климова. Для управления сложной боевой техникой подводных лодок нужны были офицеры с инженерным образованием.способные умело обучать и воспитывать личный состав. 1968 год для училища имел особое значение. Офицеры, курсанты, рабочие и служащие вступили в него, воодушевленные желанием отметить новыми успехами приближающееся 50-летие Вооруженных Сил и 50-летие Ленинского комсомола. Командование, политический отдел, партийные организации факультетов развернули широкую работу по активизации учебного процесса, воспитанию курсантов на боевых и революционных традициях, укреплению воинской дисциплины. Учебная и научно-исследовательская работа была направлена на решение актуальных проблем, связанных с перспективами развития флота, с его современными задачами и потребностями. Офицер-подводник должен твердо знать уставы Вооруженных Сил СССР, уметь применять их при организации службы и воинском воспитании подчиненных, иметь навыки управления строем, уметь пользоваться личным оружием. Поэтому в 1968 году и училище создается кафедра тактики морской пехоты и общевойсковой подготовки. Начальником ее назначается боевой офицер, прошедший в годы войны путь от командира взвода до заместителя начальника штаба полка, закончивший в послевоенный период Академию им. М. В. Фрунзе, полковник В. А. Петухов. Важную роль в обучении курсантов играла практика в подразделениях морской пехоты, которая проводилась после окончания первого курса. Здесь курсанты приобретали такие качества, как ловкость, выносливость, тактическое мышление, умение действовать в наступательном и оборонительном бою, владеть современным оружием, бороться с танками «противника» и т. п. Хорошая строевая выправка, четкость и подтянутость всегда отличали курсантов училища. Они регулярно участвовали в парадах на Дворцовой площади в Ленинграде, а также на Красной площади в Москве. Личный состав училища был удостоен чести представлять Военно-Морской Флот на Красной площади в Москве 7 ноября 1977 года, пройти парадным маршем мимо мавзолея В. И. Ленина в день 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции. За отличную строевую выправку парадный расчет получил высокую оценку и благодарность министра обороны СССР. Стажируясь на флоте, совершенствуя специальные знания, офицеры-преподаватели повышали свою квалификацию, тем самым приближая практическое обучение курсантов к требованиям флота. Около 99% офицеров-преподавателей получили классную квалификацию. Центром методической работы в училище являлась кафедра. Поэтому широко использовалась такая форма методической работы, как совместные заседания кафедр с командованием факультетов, рот и партийно-комсомольским активом. В соответствии с рекомендациями научно-исследовательской комиссии при ГУ ВУЗ МО СССР в училище проводилась большая работа по дальнейшему совершенствованию и внедрению технических средств обучения в учебный процесс. Технические средства обучения стали неизменными помощниками профессорско-преподавательского состава и курсантов при решении практически всех задач, возникающих в ходе обучения. Упор делался на внедрение наиболее перспективных, с точки зрения передачи информации и проведения тренировок, систем на базе ЭВМ, а также автоматизированных классов (аудиторий), оборудованных техническими средствами звукозаписи и звуковоспроизведения, средствами динамической и статической проекции, учебным телевидением и другими техническими средствами обучения. Профессия офицера-подводника требует широких и глубоких знаний по специальности. Исходя из постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР профессорско-преподавательский состав училища проводил большую работу по улучшению качества обучения и воспитания курсантов, их теоретической и практической подготовки. Повышались идейно-теоретический и научный уровни лекций, велась работа по подготовке научных кадров. Большое внимание уделялось научно-исследовательской работе, особенно созданию высококачественных учебников и учебных пособий. Последнее десятилетие перед празднованием своего полувекового юбилея оказалось наиболее трудным и напряженным в жизни и деятельности коллектива училища, В 90-е годы происходило принципиальное изменение направленности и содержания военно-морского образования офицеров ВМФ по сравнению с предшествующим 40-летием. Изменение целевой установки училища как высшего военно-морского учебного заведения потребовало перестройки всего учебного процесса: существенной переработки учебных планов и программ, новых учебников и учебных пособий, разработки новых методических пособий для проведения практических занятий и лабораторных работ. Происходило переосмысление всей деятельности профессорско-преподавательского состава не только в области учебного процесса, но направленности и содержания научно-исследовательской работы. Одновременно происходила смена командования училища, начальников отделов и служб, руководителей факультетов и многих кафедр. Существенно менялся и коллектив училища в целом. Богатый опыт службы вновь прибывших офицеров в сочетании с педагогическими традициями, имевшимися на каждой кафедре, позволили в сравнительно короткий срок подготовить молодых преподавателей к решению новых для них задач. В конце 1984 года в командование училищем вступил известный подводник Герой Советского Союза контр-адмирал, а впоследствии — вице-адмирал, Егор Андреевич Томко, командовавший на Севере, до прибытия в училище, дивизией многоцелевых подводных лодок типа «Скат» (проект 670) и ((Гранит» (проект 949) с крылатыми ракетами на борту. Звания Героя Советского Союза он был удостоен за освоение новой техники и переход подо льдами Арктики с Северного на Тихоокеанский флот. Период командования училищем вице-адмирала Е. А. Томко совпал с периодом демократических преобразований в стране. Некоторые из них опытный подводник воспринимал неоднозначно, считая разрушительными для флота и вредными для страны. Будучи требовательным и даже жестким человеком, он последовательно стремился сохранить воинский порядок и дисциплину в училище, а также активно воспитывал у курсантов чувство государственности, патриотизма и любви к флоту. Эпоха смены общественно-экономической формации и распада Советского Союза связана и с изменениями в командовании училища. После ухода в запас вице-адмирала Е. А. Томко ему на смену в феврале 1992 года прибыл контр-адмирал Богдан Михайлович Малярчук — первый начальник—выпускник училища 1968 года. Последняя его должность до прибытия в училище — командир эскадры подводных лодок Северного флота. Период смены командования училища совпал с началом реформы в области образования и военной реформы. Перед военным образованием возникло много трудностей, связанных с потерей четырех училищ, оставшихся после распада Советского Союза за пределами России, необходимостью перевода обучения по специальностям этих училищ в другие военно-морские училища, в том числе и в училище подводного плавания. В 1992/93 учебном году здесь продолжили обучение курсанты, переведенные из Баку, а в 1993 году — из Севастополя. Количество специальностей дополнилось еще двумя — «Крылатые ракеты подводных лодок» и «Корабельные ядерные боеприпасы»— и возросло до пяти.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 414. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |