Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 2. ПЕРВОЕ БАЛТИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ (1948 —1954 годы)




История Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского Комсомола

Автор: Александр Король, 26 июля 2006

Ленинградское военно-морское подготовительное училище

31 марта 1944 года Советское правительство приняло постановление об организации военно-морских подготовительных училищ, в целях повышения качества подготовки поступающих в выс­шие военно-морские училища. В Ленинграде, для создания нового военно-морского учебного заведения, городской Совет депутатов трудящихся отдал помещения бывшей 1-й и 12-й средних школ и Дома пионеров, размещав­шихся в старинном здании, пост­роенном для пансионата еще в 19 веке. Так в этих помещениях в Приютском, ныне Морском, переулке разместилось новое учебное заведение с трехлетним сроком обучения, получившее наименование Ленинградского военно-морского подготовительного училища. Согласно приказу народного комиссара ВМФ от 30 апреля 1944 года Ленинградское военно-морское подготовительное училище должно было формироваться на базе двух специальных военно-морских школ, подлежащих расформированию: 2-й Ленинградской, эвакуированной с началом войны в далекий сибирский городок Тару, и 1-й Московской. Жизнь училища началась летом 1944 года, когда оно получило в свое распоряжение переданные ему здания в Морском переулке. Первым начальником Ленин­градского подготовительного училища был назначен капитан 1 ранга Н. Ю. Авраамов, высокообразованный и прекрасно подготовленный моряк, прошедший суровую школу гражданской и Великой Отечественной войн, обладающий большим боевым и педа­гогическим опытом. Ближайшим помощником Н. Ю. Авраамова стал капитан 1 ранга И. И. Величко. Одновременно шел прием в училище матросов, старшин и солдат, прибывавших с фронта и действующих флотов. Поступала гражданская молодежь из числа окончивших 7, 8 и 9-е клас­сы средних школ. Ученики специальных военно-морских школ зачислялись без экзаменов. Из тех, кто сдавал экзамены, предпочтение отдавалось военнослужащим, прибывшим с фронта, и сиротам, потерявшим своих родителей во время войны. В подготовительном училище с момента его основания учился юнга Северного флота, участник Великой Отечественной войны Валентин Пикуль, рулевой сигнальщик с эскадренного миноносца, а в последствии — известный советский писатель.
Особой заботой командования и всего коллектива училища в начальный период его существования был ремонт зданий, серьезно пострадавших за время страшных дней блокады. Особенно сильно пострадал от вражеских бомбардировок и артиллерийских обстрелов главный учебный корпус, в который попа­ло свыше 40 зажигательных бомб, неоднократно вызывавших пожа­ры, и 21 артиллерийский снаряд. Воспитанники и матросы в течение трех месяцев ежедневно выходили на стройку и работали с утра до позднего вечера. За три месяца напряженной работы строителей и всего коллектива училища были отремонтированы часть классных и спальных помещений, столовая, лазарет, физкультурный зал и некоторые другие помещения.
К октябрю 1944 года были созданы основные учебные циклы: математики, физики, химии, лите­ратуры и русского языка, истории и географии, иностранных языков, физкультуры, военно-морского дела. Преподавательский состав училища представлял собой хоро­шо подобранный коллектив, состоящий из высокообразованных и опытных педагогов. Среди преподавателей было немало участни­ков Великой Отечественной войны. Формирование училища продолжалось около полугода и закончилось к 7 ноября 1944 года. В училище было сформировано три курса: первый (младший), второй (средний) и третий (старший). Курсы делились на роты. Каждая рота подразделялась на взводы. Во главе курсов стали опытные строевые офицеры, прошедшие суровую школу Великой Отечествен­ной войны и хорошо знавшие военно-морское дело. Ротами командовали молодые офицеры. В 1945 году в училище был установлен распорядок дня, в котором особого внимания заслуживает большое количество времени, отводимого для самостоятельной работы (4 академических часа) и в личное распоряжение обучающихся (3 часа). Это создавало благоприятные условия для изучения предметов, чтения литературы, в том числе художественной, занятий спортом и художествен­ной самодеятельностью, т. е. для духовного, физического и эстетического развития ребят. 15 ноября 1944 года приказом Народного Комиссара Военно-Морского Флота день 7 ноября был установлен годовым праздником училища. 28 апреля 1945 года начальник военно-морских учебных заведений от имени Президиума Верхов­ного Совета СССР вручил военно-морскому подготовительному училищу Знамя части. Через два дня личный состав училища впервые прошел под этим знаменем по Дворцовой площади, а затем ежегодно участвовал в праздничных парадах, демонстрируя свою высокую дисциплину и строевую выучку. 9 сентября 1945 года в историческом зале Революции Высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе состоялся первый выпуск курсантов Ленинградского Военно-Морского Подготовительного училища. Большинство выпускников для продолжения военно-морского образования и подготовки к службе в Военно-Морском Флоте на офицерских должностях были направлены в Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. Около 35% выпускников были направлены в другие высшие военно-морские командные и инженерные училища.



Глава 2. ПЕРВОЕ БАЛТИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ (1948 —1954 годы)


Начальник Высшего 1-го Балтийского военно-морского училища контр-адмирал Б. В. Никитин


Правительство СССР, учитывая наличие у вероятного противника мощного военно-морского флота, обращало особое внимание на оснащение ВМФ СССР новейшими кораблями. Такое решение правительства настоятельно потребовало подготовки офицерских кадров.

8 апреля 1948 года приказом Министра Вооруженных Сил СССР на базе Ленинградского военно-морского подготовительного училища б­ло образовано 1-е Балтийское высшее военно-морское училище с четырехгодичным сроком обучения. Оно должно было готовить вахтенных офицеров. Начальником нового училища был назначен капитан 1 ранга (позднее - контр-адмирал) Б.В. Никитин, возглавлявший до этого, с августа 1947 года, Ленинградское военно-морское подготовительное училище. Когда Борис Викторович вступил в командование училищем, за его плечами был уже солидный стаж службы на офицерских должностях в Военно-Морском Флоте и большой жизненный опыт командира-воспитателя. Он по праву считался одним из наиболее авторитетных специалистов в области боевого использования торпедных катеров в нашем флоте. Политический отдел училища возглавил капитан 1 ранга И.И. Величко, который до этого был заместителем начальника Ленинградского военно-морского подготовительного училища по политической части. На должность заместителя начальника училища по научной и учебной работе назначен капитан 1 ранга М.К. Назаров, высоко­образованный офицер и опытный педагог с большим стажем службы в высших военно-морских учебных заведениях. В начале 30-х годов он командовал первой советской подводной лодкой типа «Ленинец». Как специалист и педагог он пользовался большим уважением у курсантов.

Значительная часть личного состава - многие офицеры, преподаватели, лаборанты и почти все рабочие и служащие - перешли служить и работать в высшее училище. Вместе с коллективом перешли и многие хорошие традиции, сложившиеся в подготовительном училище. Потребовалось привлечение и дополнительных кад­ров, прежде всего - преподавателей специальных военно-морских дисциплин высшей квалификации, и значительное расширение и обновление учебно-лабораторной базы. Флоты направили в молодое училище лучших своих представителей - наиболее подготовленных командиров надводных кораблей и подводных лодок, флагман­ских специалистов: штурманов, минеров, артиллеристов, связистов, офицеров морской авиации. Среди вновь назначенных в училище было немало опытных преподавателей, переведенных из других высших военно-морских учебных заведений. Все они, как участники Великой Отечественной войны, имели большой боевой опыт.

 


Курсанты на занятиях в кабинете девиации


По мере прибытия в училище вновь назначенных офицеров и преподавателей формировались кафедры, в первую очередь: высшей математики, физики, теории и устройства корабля, навигации и лоции, мореходной астрономии, гидрометеорологии, артиллерии и взрывчатых веществ, морской практики, иностранных языков, физической подготовки и другие. Особой заботой начальников кафедр и преподавательского состава училища явилось создание новых каби­нетов и лабораторий, отвечающих требованиям высшего учебного заведения военно-морского флота. Созданные усилиями коллектива кабинеты и лаборатории уже к началу нового учебного года смогли принять курсантов первого курса и обеспечить их практическую подготовку по программам высшего военно-морского училища.

 


Памятная доска Министерства ВС СССР, врученная училищу в первый день занятий 1 октября 1948 года


Среди созданных кабинетов выделялся новизной и оригинальным решением проблемы приближения учебно-лабораторной базы к реальной корабельной обстановке" кабинет навигационной прокладки. Этот кабинет, не имевший себе равных в военно-морских учебных заведениях того времени, был создан по инициативе и под руководством начальника кафедры капитана 1 ранга В.П. Новицкого.

В период подготовки к началу учебного года большую работу проделал и дружный коллектив библиотеки, которым руководил капитан административной службы Н.Г. Михайловский, впоследствии известный писатель, автор многочисленных художественных произведений о советских моряках. Среди повести «Штормовая пора», «Таллинский дневник», «С тобой, Балтика», «Бессменная вахта», «Всплыть на полюсе», «Час мужества» и другие произведения.

Утром 1 октября 1948 года, ровно в семь часов, в училище был проведен военный парад по случаю начала занятий на первом курсе.

Успех подготовки офицерских кадров во многом зависит от научно-методического уровня преподавательского состава. В училище наряду с опытными военными педагогами, такими как капитаны 1 ранга Б.П.Новицкий, А.П.Белобров, С.М.Михайлов, появилось немало молодых офицеров, прибывших с флотов. Для их подготовки по учебно-методической и научно-исследовательской работе были привлечены наиболее опытные педагоги из числа начальников кафедр и старших преподавателей.

18 апреля 1949 года начальник военно-морских учебных заведений вице-адмирал В.Л. Богденко по поручению Президиума Верховного Совета СССР вручил училищу Знамя части.

В 1949/50 учебном году в училище был создан ряд новых кафедр, в том числе тактики ВМФ, истории военно-морского искусства, военно-морской географии, девиации, торпедного и минного оружия. На должности начальников кафедр и старших преподавателей были назначены хорошо подготовленные офицеры, которые имели опыт Великой Отечественной войны, а некоторые из них закончили военно-морскую академию или адъюнктуру. Среди них были П.Д. Грищенко, Г.М. Гельфонд, И.М. Васильев, В.К. Вашкевич, П.Г. Сутягин, Д.Ф. Тихонюк, возглавившие новые кафедры, и старшие преподаватели Б.Д. Глазунов, Г.М. Добахов, Б.И. Иванов, В.К. Корниенко и другие.

 


Итоги напряженной учебы подводили экзамены


Одной из важных задач, стоявших перед училищем и требовавших безотлагательного решения, была подготовка научно-педагогических кадров, без чего не может успешно работать ни одно высшее учебное заведение. С этой целью в училище открыли адъюнктуру, в которую зачислялись молодые офицеры, склонные к научно-педагогической работе. В числе первых в адъюнктуру поступили и успешно её закончили по специальности кораблевождения офицеры Г.В. Селитренников, В.И. Каманин,Ю.М. Корнеев.

Пример активной творческой работы показывал начальник училища контр­адмирал Б.В. Никитин, который написал и успешно защитил в Военно-морской академии кандидатскую диссертацию, посвященную исследованию развития и боевой деятельности торпедных катеров. Вслед за начальником училища кандидатские диссертации защитил ряд начальников кафедр и старших преподавателей. Среди них одним из первых кандидатов военно-морских наук стал начальник кафедры тактики ВМФ капитан 1 ранга П.Д. Грищенко. Это был боевой командир, который в годы Великой Отечественной войны командовал прославленной гвардейской подводной лодкой Л-3 на Балтике. Он имел академическое образование и после войны закончил адъюнктуру при Военно-морской академии. Кандидатские диссертации на актуальные темы защитили также начальник кафедры истории военно-морского искусства капитан 1 ранга Г.М. Гельфонд, начальник кафедры военно-морской географии капитан 2 ранга П.Г. Сутягин, старший преподаватель кафедры девиации магнитных компасов капитан 3 ранга Н.Д. Дмитриев и другие. Росло учебно-методическое мастерство педагогического состава и, как следствие, курсанты молодого училища получали все больше высококвалифицированных учебников и учебных пособий, широко отражавших как боевой опыт Великой Отечественной войны, так и практику боевой подготовки военно-морского флота в послевоенный период.

В июне 1950 года был проведен шестой, последний, выпуск подготовительного училища. Двадцать два курсанта этого выпуска были удостоены золотой медали, а девятнадцать выпускников награждены серебряной медалью. Всех выпускников зачислили на первый курс 1-го Балтийского высшего военно-морского училища.

До 1951 года училище готовило офицеров флота общего профиля - вахтенных офицеров, а в 1951 году была введена специализация по трем специальностям: штурманской, артиллерийской и минно-торпедной. Преподавательским составом менее чем за три месяца были разработаны и созданы новые учебные планы и про­граммы, и с 1 октября 1951 года все четыре курса высшего училища приступили к занятиям уже по новым учебным планам и программам. Не только в этом исключительно высока заслуга преподавательского состава и строевых командиров-воспитателей, хорошо знавших свое дело, но и в формировании училища, в создании авторитета среди других военных учебных заведений, в воспитании высокообразованных командных кадров для Военно-Морского Флота.

Командование всячески поощряло увлечение курсантов спортом и создавало для них необходимые условия. При кафедре физической подготовки функционировали спортивные секции, созданные еще в подготовительном училище и руководимые опытными мастерами спорта. Это делалось без ущерба для учебы. Например, курсантам Р.А. Червинскому и В.Г. Евграфову, входившим в сборную баскетбольную команду училища, увлечение спортом не помешало окончить училище с отличием и впоследствии стать докторами наук. Курсант Б.П. Котомин, за годы обучения в училище получил звание "Мастер спорта СССР", и все четыре года учебы был чемпионом ВВМУЗ, в 1949 году - чемпионом Ленинграда, а в 1950 и в 1951 годах - чемпионом Военно-Морских Сил. Умело организованная спортивно-массовая работа способствовала физической закалке будущих офицеров, помогала формированию у них таких качеств, как смелость и выносливость.

Жизнь курсантов не ограничивалась только учебой и получением специальных знаний. Постоянно велась работа по повышению общего образования и эстетическому воспитанию. Этому способствовали огромные культурные ценности Ленинграда, архитектура и памятники города и его пригородов. В целях дальнейшего развития этой идеи при училище в 1950 году была создана студия художников-маринистов. Для руководства студией пригласили известных советских художников: академика живописи М.И. Авилова и Ю.М. Непринцева. Однако студия просуществовала всего лишь год, после чего переехала в Москву, слившись со студией военных художников имени Грекова.

О высокой степени образования и культуры курсантов говорят, например, та­кие факты. Художественная самодеятельность училища считалась одной из лучших в системе ВВМУЗ. Курсанты А. Кирносов, Г. Гойер, В. Холмовой, Г. Арно, И. Краско, А. Смирнов, А. Иванов, А. Сенюшкин, 3. Пискарев и другие приглашались для праздничных выступлений в другие училища Ленинграда, а отдельные их выступления даже вышли на эстраду страны. В репертуар Аркадия Райкина была включена миниатюра в стихах «Птичий базар» курсанта Алексея Кирносова, а его «Красная шапочка» прошла по всей стране в исполнении популярных эстрадных артистов того времени братьев Ратмира и Анатолия Васютинских.

 


Джазовый ансамбль училища


Большая и полезная работа проводилась в мастерской по изготовлению моделей кораблей. Многие модели, изготовленные руками умельцев, использовались в кабинетах тактики ВМФ и морской практики. В этой мастерской делал свои первые шаги курсант Ю. Федоров, ставший замечательным мастером резьбы по кости. Модель парусной шхуны «Надежда», подаренная 23 февраля 1951 года Ю. Федоровым Высшему военно-морскому училищу имени М.В. Фрунзе в день его 250-летия, и в настоящее время украшает музей этого старейшего военно-морского учебного заведения.

Важную роль в воспитательной работе играли встречи со знаменитыми людьми страны. Училище посещали Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов, Ге­рой Советского Союза заслуженный летчик А.Г. Белоусов, писательницы Вера Па­нова и Вера Кетлинская, писатель Валентин Каверин и другие. И, конечно же, встречи с легендарными героями-подводниками Великой Отечественной войны П.Д. Грищенко, М.С. Калининым, СП. Лисиным, А.И. Маринеско и членами экипажа ПЛ С-13, A.M. Матиясевичем, В.Г. Стариковым, которые являли собой пример будущей профессиональной деятельности курсантов.

Знаменательным событием в жизни училища стало участие курсантов и офицеров в московском военном параде, проводившимся на Красной площади в мае 1950 года. В этом параде от Военно-Морского Флота принимал участие сводный полк моряков, состоявший из гвардейцев Краснознаменного Балтийского, Черноморского и Северного флотов и курсантов 1-го Балтийского высшего военно-морского училища, которое было представлено двумя курсами, первым и вторым, во главе с начальником училища контр-адмиралом Б.В. Никитиным. В 1952 году училище вновь участвовало в майском параде на Красной площади в Москве, но на этот раз уже в полном составе четырех курсов, в том числе выпускного, во главе с начальником училища контр-адмиралом Б.В. Никитиным, который командовал парадным полком.

 


Москва, Красная площадь. Курсанты училища на первомайском параде 1950 года


В июне 1952 года курсанты выпускного курса сдавали государственные экзамены, которые принимала высокоавторитетная комиссия во главе с начальником Военно-морской академии кораблестроения и вооружения вице-адмиралом Ф.В. Зозулей. В своих выводах она отметила высокий уровень военно-морской и специальной подготовки курсантов, их политическую зрелость. Военно-морской министр СССР также высоко оценил работу коллектива училища. За успешную подготовку офицерских кадров он наградил именным кортиком начальника училища контр-адмирала Б.В. Никитина и ценными подарками наиболее отличившихся офицеров.

 


Государственный экзамен по артиллерии. Июль 1952 года


После сдачи государственных экзаменов выпускникам было присвоено воинское звание мичмана, и они отправились на стажировку, которая проходила на Северном флоте. Командиры соединений надводных кораблей и подводных лодок, на которых выпускники училища проходили стажировку, дали высокую оценку прове­денной практики на Северном флоте и направили в училище много запросов о назначении выпускников на соединения кораблей, где они проходили стажировку. Среди них были: В. Виноградов, В. Волков, Б. Громов, Н. Долотов, Л. Калабашкин, В. Каширский, Н. Павлов, Г. Токарев, В. Хвощ и другие.

Пятого октября 1952 года училище провело свой первый выпуск офицеров с вручением лейтенантских погон и с указанием должностей на кораблях и подводных лодках. Вечером был организован товарищеский ужин, на котором вместе с выпускниками присутствовали командование, преподаватели, офицеры-воспитатели, родители молодых офицеров, их жены, невесты, друзья. Все последующие выпуски офицеров распределялись только на подводные лодки.

 


Новые подводные лодки ждали выпускников училища


Офицеры первого выпуска, равно как и двух последующих - 1953 и 1954 го­дов - не уронили чести родного училища. Они добросовестно служили, а некоторые и продолжают служить, в рядах Военно-Морского Флота,занимая ответственные должности командиров и начальников штабов соединений кораблей, военно-морских учебных заведений, руководителей научных коллективов. Почти одна треть выпускников 1952-1954 годов стали командирами кораблей - одной из самых главных и престижных должностей на военном флоте. Из них свыше 150 человек командовали малыми, средними, большими и крейсерскими, дизель-электрическими и атомными подводными лодками, а около 100 человек - надводными кораблями от торпедных катеров до новейших крейсеров. Уже через пять-шесть лет после выпуска из училища командирами подводных лодок стали офицеры М. Абрамов, В. Балабух, В. Брыскин, В. Панов, Ю. Рейнике, Н. Попов, И. Слезкин, В. Круглое, В. Николаев. Контр-адмирал ВВ. Привалов командовал атомной подводной лодкой, совершившей первое кругосветное подводное плавание. Капитан 1 ранга Ю.Ф. Голубков - первый командир атомной подводной лодки, рекорд скорости которой не побит до сих пор. Контр-адмирал В.П. Фролов - один из немногих командиров стратегических подводных ракетоносцев, получивших это звание на командирской должности. Капитан 2 ранга Р.И. Сидорин, будучи командиром дизель-электрической подводной лодки, совершил семимесячное автономное плавание, испытывал эхоледомеры для атомных подводных лодок, заходя под паковый лед до 200 миль. Капитан 1 ранга Е.Н. Золотарев был штурманом первой атомной ПЛ "Ленинский комсомол", позже -командиром первой атомной ПЛ проекта 670 с крылатыми ракетами на борту. Капитан 1 ранга К.Н. Трунин, командир соединения плавучих измерительных комплексов, провел в Тихом океане в общей сложности девять лет, обеспечивал полеты космонавтов и контролировал приводнение межконтинентальных баллистических ракет во время испытательных пусков. Капитан 1 ранга Г.Р. Репашевский командовал первым в ВМФ России кораблем снабжения «Березина». За освоение новой военной техники, выполнение специальных заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм четыре выпускника получили высокое звание Героя Советского Союза. Вице-адмирал Евгений Дмитриевич Чернов, командовал 1-ой Краснознаменной Флотилией атомных подводных лодок Северного флота и лично руководил первым в мире погружением боевой атомной подводной лодки на глубину свыше 1000 метров. Он является одним из разработчиков тактики действий подводных лодок против многоцелевых и ракетных подводных лодок, и закончил службу в должности заместителя начальника Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова. Вице-адмирал Анатолий Иванович Павлов командовал Камчатской флотилией атомных подводных лодок, был заместителем начальника Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова. Контр-адмирал Абдулихат Умарович Аббасов был первым командиром атомной подводной лодки с реактором на жидкометаллическом теплоносителе, а затем - начальником учебного центра по подготовке экипажей атомных подводных лодок; капитан 1 ранга Вячеслав Тимофеевич Виноградов, командуя ракетной ПЛ, совершил кругосветное плавание, преодолев в подводном положении 25 тысяч миль, был со­ветником командующего ВМФ Вьетнама, участвовал в испытаниях ядерного оружия на Новой Земле.

Три выпуска 1-го Балтийского ВВМУ дали флоту 34 адмирала: первый - 10, второй - 11, третий - 13. Высоких командных должностей на флотах, в Главном штабе ВМФ и в Генеральном штабе Вооруженных Сил достигли: адмирал флота Константин Валентинович Макаров командовал Балтийским флотом, закончил службу начальником Главного штаба Военно-Морского Флота СССР; вице-адмирал Николай Павлович Марков окончил ВМА и Академию Генерального штаба, руководил важным стратегическим отделом Генштаба ВС СССР и России; вице-адмирал Игорь Георгиевич Махонин стал начальником тыла ВМФ России; вице-адмирал Юрий Александрович Воронов командовал дивизией подводных лодок, был командиром военно-морской базы, начальником управления кадров ВМФ СССР; вице-адмирал Эдуард Никифорович Семенков был первым заместителем командующего Балтий­ским флотом, заместителем Главнокомандующего ВМФ СССР - начальником ВВМУЗ; вице-адмирал Борис Иванович Громов командовал Камчатской флотилией атомных подводных лодок и 6-ми ВОК ВМФ; вице-адмирал Юрий Петрович Квятковский, был начальником управления разведки ВМФ СССР, окончил Академию Генерального штаба ВС СССР; вице-адмирал Василий Федорович Кострюков работал в ГРУ Вооруженных Сил СССР, лауреат Ленинской премии, действительный член Академии естественных наук России, доктор военных и технических наук, профессор; вице-адмирал Кир Георгиевич Лемзенко работал в ГРУ Вооруженных Сил СССР, длительное время был на дипломатической работе; контр-адмирал Юрий Дмитриевич Булыгин работал в ГРУ Вооруженных Сил СССР, был первым советником посла в Китайской Народной Республике, почти 40 лет находился на дипломатической работе; контр-адмирал Олег Алексеевич Кузнецов, был начальником штаба Сахалинской флотилии, советником командующего ВМФ Вьетнама; контр-адмирал Альберт Васильевич Акатов, был заместителем командующего Северным флотом, начальником Каспийского ВВМУ; контр-адмирал Владимир Митрофанович Коновалов возглавлял испытательный научно-исследовательский полигон ВМФ; контр­адмирал Джемс Константинович Чулков командовал эскадрой надводных кораблей Тихоокеанского флота; контр-адмирал Владимир Георгиевич Лебедько был заместителем начальника штаба Северного флота, заместителем начальника штаба войск юго-западного направления; контр-адмирал Владимир Владимирович Владимиров был главным штурманом КТОФ, обеспечивал навигационную программу похода атомного ледокола «Арктика» к Северному полюсу.

Занимали ответственные посты в Главном штабе ВМФ контр-адмиралы: М.Б.Абрамов, A.M. Евдокименко, Г.В. Емелин, А.П. Кюбар, Б.М. Мальков, ГА. Малышевский, B.C. Павлов. Командовали соединениями подводных лодок и заканчивали службу на важных штабных должностях флотов контр-адмиралы: Г.В. Егоров, В.А. Панов, Н.Т. Иванов, СП. Киреев, В.В. Привалов, Ю.И. Федюнькин, З.П. Фролов, А.А. Шауров, А.С Шебанин.

Многие выпускники 1-го Балтийского ВВМУ занимались научной и преподавательской деятельностью. Всестороннее и достаточное высшее образование позволило им проявить себя и в гражданских условиях знающими инженерами, стать преподавателями высокой квалификации, видными учеными. Многие не оторвались от - своей военно-морской профессии. Работая в НИИ и КБ, проектировали новые корабли, торпедные и ракетные комплексы, системы автоматического управления оружием. Видными военными учеными, докторами наук стали В.Ф. Кострюков, Р.А. Червинский, A.M. Гаккель, В.Г. Евграфов, В.К. Дьяченко, Б.И. Козлов, А.Д. Федоровский, И.Ф. Цветков, М.В. Чичинадзе, А.А. Усвяцев, Ю.П. Петров, A.M. Глобус, А.Б. Велицкий, В.В. Сорокин, А.Д. Слобожанкин, СИ. Моисеев, В. Умнов. Более 60 человек защитили кандидатские диссертации.

Длительное время многие выпускники преподавали и служили в родном учи­лище: А.Г. Агафонов и В.А. Хвощ - в должности начальников кафедр, А.Н. Смирнов и В.Н. Маркушин - начальниками факультетов, В.Н. Вахрушев, Б.С. Голубев, Н.А.Долотов, Л.Н. Калабашкин, Н.А.Павлов, А.В.Сазонов, Г.А.Токарев, Ю.А. Громов, К.И. Маргарянц, В. Сергеев, В.Л. Чурилин - преподавателями и старшими преподавателями, а В.М. Булкин и Г.И. Иванов преподают до настоящего времени. Начальниками лабораторий были Б.П. Котомин, А. Николаев, инженером -А.А. Мальков.

Большая группа выпускников 1-го Балтийского ВВМУ стала преподавателями Военно-морской академии, готовила командиров крупных соединений и флотов. Это капитаны 1 ранга Г.К. Александров, A.M. Гаккель, Г.В. Козлов, Л.А. Малышев, И.Ф. Цветков, Б.И. Николаев.

После увольнения в запас многие выпускники связи с морем не теряли и ра­ботали на судах гражданского флота. ВТ. Кривиженко был капитаном немагнитного научно-исследовательского судна Академии наук СССР «Заря», В.И. Донзарезков прошел путь от капитана рыболовного сейнера до начальника главка «Севрыба». Капитанами дальнего плавания стали также Е. Сотников, А. Серов, Б. Жарнов, Р. Рыжиков, Ю. Федоренко, Федюшкин, С. Иодзевич, Л. Оскерко, Ю. Щепин, А. Смирнов. Капитанами-наставниками стали бывший заместитель командира дивизии под­водных лодок Н.Н. Калашников и Г.М. Вейсов, капитан-директором - Л.Е. Оскерко. В разных должностях по десять и более лет плавали на судах гражданского флота Э. Квятков, Д. Кандыбко, Е. Мясников, Г. Бирюков, А. Горбов, Б. Ипатов, И. Марченко, 3. Куренков и другие. Море не отпускало их до пенсионного возраста. Такова была сила приобщения к морской специальности с юных лет.

 

ВВМУПП имени Ленинского Комсомола

В 1958 училищу было присвоено имя Ленинского комсомола. В короткий срок в училище были созданы новые кафедры, лаборатории и кабинеты, вновь пересмотрены учебные планы и программы. Лаборатории пополнились образцами совре­менного оружия и техники. Рас­ширились программы по математике, физике, электротехнике и радиотехнике все это было не­обходимо для изучения специаль­ных профилирующих дисциплин. Переход на новый профиль проходил под руководством на­чальника училища Героя Совет­ского Союза вице-адмирала Н. П. Египко, который совместно с начальником политического отдела капитаном 1 ранга Л. Р. Фокиным сумел мобилизовать личный состав училища на успешное решение поставленных задач. Заместителем начальника учи­лища был Герой Советского Союза капитан 1 ранга Е. К. Иосселиани. В обучение и воспитание кад­ров молодых подводников мно­го труда и энергии вложили на­чальники факультетов: Герой Со­ветского Союза капитан 1 ранга В. Г. Стариков, капитан 1 ранга В. К. Резников, капитан 1 ранга К. Ф. Пшеницын. Освоение нового лабораторного о корпуса способствовало значи­тельному улучшению качества ин­женерной подготовки курсантов. Большую помощь училищу в создании учебно-лабораторной базы оказали умельцы-рационализаторы. Каждый год внедрялось более 50 рационализаторских предложений, существенно улучшавших учебно-лабораторную базу училища. Среди лучших рационализаторов училища того периода можно назвать доцента капитана 1 ранга-инженера А. Б. Гейро, капитана 2 ранга-инженера А. В. Сазонова, мичманов Л. Х. Николайчука. Я. Б. Минина, С. И. Мацепуру и служащего И. В. Климова. Для управления сложной боевой техникой подводных лодок нужны были офицеры с инженерным образованием.способные умело обучать и воспитывать личный состав.

1968 год для училища имел особое значение. Офицеры, курсанты, рабочие и служащие вступили в него, воодушевленные же­ланием отметить новыми успеха­ми приближающееся 50-летие Вооруженных Сил и 50-летие Ле­нинского комсомола. Командование, политический отдел, партийные организации факультетов развернули широкую работу по активизации учебного процесса, воспитанию курсантов на боевых и революционных традициях, укреплению воинской дисциплины. Учебная и научно-исследовательская работа была направлена на решение актуальных проблем, связанных с перс­пективами развития флота, с его современными задачами и потребностями. Офицер-подводник должен твердо знать уставы Вооруженных Сил СССР, уметь применять их при организации службы и воинском воспитании подчинен­ных, иметь навыки управления строем, уметь пользоваться личным оружием. Поэтому в 1968 го­ду и училище создается кафедра тактики морской пехоты и общевойсковой подготовки. Начальни­ком ее назначается боевой офи­цер, прошедший в годы войны путь от командира взвода до за­местителя начальника штаба полка, закончивший в послевоенный период Академию им. М. В. Фрунзе, полковник В. А. Петухов. Важную роль в обучении курсантов играла практика в подразделениях морской пехоты, кото­рая проводилась после окончания первого курса. Здесь курсанты приобретали такие качества, как ловкость, выносливость, тактическое мышление, умение действовать в наступательном и оборонительном бою, владеть современным оружием, бороться с танками «противника» и т. п. Хорошая строевая выправка, четкость и подтянутость всегда отличали курсантов училища. Они регулярно участвовали в парадах на Дворцовой площади в Ленин­граде, а также на Красной площа­ди в Москве. Личный состав училища был удостоен чести представлять Военно-Морской Флот на Красной площади в Москве 7 ноября 1977 года, пройти парадным маршем мимо мавзолея В. И. Ленина в день 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции. За отличную строевую выправку парадный расчет получил высокую оценку и благодарность министра обороны СССР. Стажируясь на флоте, совершенствуя специальные знания, офицеры-преподаватели повышали свою квалификацию, тем самым приближая практическое обучение курсантов к требова­ниям флота. Около 99% офицеров-преподавателей получили классную квалификацию. Центром методической работы в училище являлась кафедра. Поэтому широко использовалась такая форма методической работы, как совместные заседания кафедр с командованием факультетов, рот и партийно-комсомольским активом.

В соответствии с рекомендациями научно-исследовательской комиссии при ГУ ВУЗ МО СССР в училище проводилась большая работа по дальнейшему совершенствованию и внедрению технических средств обучения в учебный процесс. Технические средства обучения стали неизменными помощниками профессорско-преподавательского состава и курсантов при решении практически всех задач, возникающих в ходе обучения. Упор делался на внедрение наиболее перспектив­ных, с точки зрения передачи ин­формации и проведения трениро­вок, систем на базе ЭВМ, а также автоматизированных классов (аудиторий), оборудованных тех­ническими средствами звукозаписи и звуковоспроизведения, средствами динамической и стати­ческой проекции, учебным теле­видением и другими техничес­кими средствами обучения. Профессия офицера-подводника требует широких и глубоких знаний по специальности. Исходя из постановлений ЦК КПСС и Со­вета Министров СССР профес­сорско-преподавательский состав училища проводил большую работу по улучшению качества обучения и воспитания курсан­тов, их теоретической и прак­тической подготовки. Повыша­лись идейно-теоретический и научный уровни лекций, велась работа по подготовке научных кадров. Большое внимание уделя­лось научно-исследовательской работе, особенно созданию высо­кокачественных учебников и учебных пособий.

Последнее десятилетие перед празднованием своего полувекового юбилея оказалось наиболее трудным и напряженным в жизни и деятельности коллектива учили­ща, В 90-е годы происходило принципиальное изменение нап­равленности и содержания военно-морского образования офицеров ВМФ по сравнению с предшествующим 40-летием. Измене­ние целевой установки училища как высшего военно-морского учебного заведения потребовало перестройки всего учебного процесса: существенной переработки учебных планов и программ, новых учебников и учебных посо­бий, разработки новых методических пособий для проведения практических занятий и лабора­торных работ. Происходило переосмысление всей деятельности профессорско-преподаватель­ского состава не только в области учебного процесса, но направленности и содержания научно-исследовательской работы.

Одновременно происходила смена командования училища, начальников отделов и служб, руководителей факультетов и многих кафедр. Существенно менялся и коллектив училища в целом. Богатый опыт службы вновь прибывших офицеров в сочетании с педагогическими традициями, имевшимися на каждой кафедре, позволили в сравнительно короткий срок подготовить молодых преподавателей к решению новых для них задач.

В конце 1984 года в командование училищем вступил известный подводник Герой Советского Союза контр-адмирал, а впоследствии — вице-адмирал, Егор Андреевич Томко, командовавший на Севере, до прибытия в учили­ще, дивизией многоцелевых под­водных лодок типа «Скат» (проект 670) и ((Гранит» (проект 949) с крылатыми ракетами на борту. Звания Героя Советского Союза он был удостоен за освоение новой техники и переход подо льдами Арктики с Северного на Тихоокеанский флот. Период командования училищем вице-адмирала Е. А. Томко совпал с периодом демократичес­ких преобразований в стране. Некоторые из них опытный под­водник воспринимал неоднознач­но, считая разрушительными для флота и вредными для страны. Будучи требовательным и даже жестким человеком, он последова­тельно стремился сохранить воин­ский порядок и дисциплину в училище, а также активно воспи­тывал у курсантов чувство госу­дарственности, патриотизма и любви к флоту.

Эпоха смены общественно-экономической формации и рас­пада Советского Союза связана и с изменениями в командовании училища. После ухода в запас ви­це-адмирала Е. А. Томко ему на смену в феврале 1992 года при­был контр-адмирал Богдан Михайлович Малярчук — первый начальник—выпускник училища 1968 года. Последняя его должность до прибытия в училище — командир эскадры подводных ло­док Северного флота. Период смены командования училища совпал с началом реформы в области образования и военной реформы. Перед военным об­разованием возникло много труд­ностей, связанных с потерей четырех училищ, оставшихся после распада Советского Союза за пределами России, необходимостью перевода обучения по специаль­ностям этих училищ в другие военно-морские училища, в том числе и в училище подводного плавания. В 1992/93 учебном году здесь продолжили обучение курсанты, переведенные из Баку, а в 1993 году — из Севастополя. Количество специальностей допол­нилось еще двумя — «Крылатые ракеты подводных лодок» и «Корабельные ядерные боепри­пасы»— и возросло до пяти.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 414.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...