Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пресвященный абсолютизм» Социально экономическая политика Екатерины второй.




Время царствования Екатерины II называют эпохой “просвещенного абсолютизма”. Смысл “просвещенного абсолютизма” состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. В роли тогдашних “просветителей” выступали и прусский король Фридрих II, и шведский - Густав III, и австрийский император Иосиф II.

 

 Развитие и воплощение начал “просвещенного абсолютизма” в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Любовь к России, её народу и всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской.

 

 Задачи “просвещенного монарха” Екатерина II представляла себе так: “1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям”.

 

 И это не было лицемерием или нарочитой позой, рекламой или честолюбием. Екатерина действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. И, по моему мнению, с этой задачей она успешно справлялась. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человеческого разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия хороших законов. Российское же законодательство была крайне запутанным. Формально все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г., но за прошедшие с тех пор более 100 лет было издано множество законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Хотя при Петре I, а затем при его преемниках предпринимались попытки создать новый свод законов, но всякий раз по тем или иным причинам этого сделать не удавалось.

 

 Екатерина взялась за эту грандиозную задачу по-новому: она решила созвать выборных представителей от сословий и поручить им выработать новое Уложение. В течении двух лет она трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме “Наказа”, в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы.

 

 “Наказ” состоял из 20 глав, к которым потом добавилось еще две, главы делились на 655 статей, из них 294 были заимствованы из тракта Ш. Монтескье “О духе законов”; 104 из 108 статей в десятой главе взяты из тракта Ч. Беккариа “О преступлениях и наказаниях”. Тем не менее “Наказ” является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского “просвещенного абсолютизма”.

 

 “Наказ” торжественно провозглашал, что цель власти состоит не в том, “чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра”. Вместе с тем Екатерина предусмотрительно отмечала: “Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приуготовить”. На этом основании она предписывала: “Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством толь великого государства”. Вольность в понимании Екатерины означала “право все то делать, что законы позволяют”. Свобода в ее представлении вполне сочеталась с неограниченным самодержавием. Таким образом, взгляды императрицы отнюдь не полностью совпадали с идеями Монтескье, мечтавшего об ограниченной, конституционной монархии. Скорее, они приближались к взглядам тех просветителей (в частности Вольтера), которые предпочитали абсолютизм, но с просвещенным монархом. Гарантией от превращения такого монарха в деспота должны были послужить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Идея была заимствована опять-таки у Монтескье, но при этом - совершенно искажена. Французский философ представлял эти “посредующие власти” относительно независимыми от престола, а у Екатерины они создаются и действуют исключительно по воле монарха.

 

 Значительно решительнее императрица высказывалась за реформу судопроизводства. Она отвергала пытки, лишь в исключительных случаях допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от исполнительной. Вслед за гуманистами просветителями Екатерина провозглашала: “Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать”.

 

 Однако все рассуждения о свободе довольно странно звучали в стране, где значительная часть населения находилась в крепостной зависимости, фактически в рабстве. Императрица уже в 1762 г., почти сразу после вступления на престол, издала Манифест, в котором однозначно заявила: “Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать”. Указы 1765 и 1767 гг. еще больше усилили зависимость крепостных от их господ.

 

 И все же Екатерина видела в крепостном праве “несносное и жестокое иго”, “человеческому роду нестерпимое положение”, чреватыми серьезными потрясениями для государства. Правда, и “генеральное освобождение” она считала несвоевременным и опасным, а для “приготовления умов” к освобождению императрица за 34 года своего царствования раздала генералам, сановникам и фаворитам около 800 тыс. казенных крестьян обоего пола, распространила крепостное право на Украину.

 

 В духе “Наказа” проходило и его обсуждение. Еще в период работы над ним Екатерина показывала свое произведение сподвижникам и под влиянием их замечаний сожгла добрую половину написанного. Однако главное обсуждение этого документа намечалось на заседании специальной Комиссии для кодификации законов.

 

 Комиссия начала свою работу 30 июля 1767 г. “Наказ” был выслушан с восхищением, некоторые депутаты даже прослезились. Тогда и было принято решение преподнести императрице титулы Великая, Премудрая, Мать Отечества. Впрочем, когда 12 августа делегация депутатов представилась с этой целью Екатерине, императрица сказала: “Ответствую: на Великая - о моих делах оставляю времени и потомству беспристрастно судить, Премудрая – никак себя таковой назвать не могу, ибо один Бог премудр, и Матерь Отечества - любить Богом врученных мне подданных я за долг звания моего почитаю, быть любимой от них есть мое желание”. Тем не менее, именно с этого момента уже современники будут называть её “Великой”.

 

 Хотя комиссия в дальнейшем была распущена, она всё же имела важное значение, так как её члены ознакомили Екатерину с мнениями и желаниями русского общества. Императрица воспользовалась этими сведениями при осуществлении крупнейших реформ, касавшихся губернских учреждений и сословий. Эти действия Екатерины II ещё раз доказывают, что она стремилась к власти, думая больше о развитии государства, чем о власти как таковой.

 

 При Екатерине полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия свой суд. Дворян судили верхний земской суд в губернских городах и уездный суд - в уездных. Горожан - соответственно губернский и городовой магистраты, государственных крестьян - верхняя и нижняя судебная расправы. В губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Все эти сословные суды были выборными. Более высокой судебной инстанцией являлись создаваемые в губерниях судебные палаты - гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат.

 

 Стремясь создать наиболее реальные гарантии просвещённой монархии, Екатерина II начала работать над жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и городам получили законную силу в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепила за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы. Они освобождались и от государственных податей, от телесного наказания. За ними сохранялось право собственности на движимое и недвижимое имущество (даже в случае осуждения владельца, дворянские имения не конфисковывались), а также право судиться только равными (т.е. дворянами), вести торговлю, "иметь фабрики и заводы по деревням". Дворянское общество каждого уезда и каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда, императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал-губернаторов.

 

 Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России. Сама она получила прекрасное домашнее образование: обучение иностранным языкам, танцам, политической истории, философии, экономики, права и считалась умной и образованной женщиной. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.

 

 Ряд мероприятий эпохи “просвещённого абсолютизма” имел прогрессивное значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757г. начала обучение Академия художеств. Секуляризация церковного землевладения значительно улучшала положение бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга и другие угодья, на которых они до этого отбывали барщину, избавляла их от повседневных наказаний и истязаний, от службы в дворне и насильственных браков.

 

 Во время правлении Екатерины II творят такие мастера, как Василий Лукич Боровиковский, который приобрел известность портретами императрицы, Державина, многих вельмож, Дмитрий Григорьевич Левицкий, в 60-е годы стол академиком, преподавал в Академии художеств, Федор Степанович Рокотов, который работал вместе с Ломоносовым, написал коронационный портрет Екатерины II, который очень ей понравился.

 

 Я привёл далеко не все дела совершённые Екатериной II. Чтобы сделать это потребовалось бы написать новую книгу. Но и перечисленные деяния Екатерины, ставят её в ряд действительно великих правителей, которых за всю историю России было не так уж и много.

Общие направления политики в социально-экономической сфере

 

Такая политика отличалась крайней противоречивостью.

 

Произошло, с одной стороны, усиление крепостничества, которое проявлялось:

 

1.В широкой практике раздачи государственных крестьян и земель в руки крепостников – помещиков.

 

2.В ликвидации остатков прав крепостных крестьян: помещикам было разрешено не только ссылать крепостных в Сибирь, но и по закону 1765 года отдавать их на каторжные работы, крепостным крестьянам запретили жаловаться государыне на помещиков, принимать присягу в суде, брать откупа и подряды.

 

3.В увеличении зоны крепостничества, которое в 1783 году окончательно оформилось на Украине.

 

4.В расширении привилегий дворян, которые получили право не служить, если этого не желали (Манифест о вольности дворянства 1762 года), а также монопольное право на владение землей, недрами и крепостными крестьянами (по Жалованной грамоте дворянству 1785 года)

 

Причины укрепления крепостничества.

 

В суровых природно-климатических условиях России, при ее общей отсталости и активной внешней и внутренней политике только эта система могла обеспечить получение минимального, но гарантированного продукта для обеспечения нужд государства, дворянства и поступательного развития казенной и дворянской промышленности.

 

Любое ущемление прав дворянства, превратившегося в мощную силу и не видевшего вне крепостнической эксплуатации крестьян иных источников доходов, могло привести к смещению Екатерины.

 

Государство, усиливая крепостничество в стране, укрепляло и свое могущество.

 

Меры либерального характера.

 

Расширение привилегий дворянства, предоставление им права не служить означало «раскрепощение» дворянства от государства. Благодаря этому оно превращалось в подлинно привилегированное сословие, располагавшее определенными правами и свободами. Создание же дворянских уездных и губернских собраний было шагом на пути становления гражданского общества.

 

Предоставление в 1785 году «Жалованной грамоты» городам обеспечивало некоторыми привилегиями «городовых обывателей», разделенных на 6 разрядов в зависимости от рода занятий и материального положения, а также регулировало работу органов самоуправления. К тому же Екатерина II преследовала цель укрепить позиции третьего сословия в России, надеясь увидеть в нем как силу, обеспечивающую динамичное экономическое развитие страны, так и опору прогрессивных преобразований.

 

Наиболее значимыми в этом направлении стали меры «экономического либерализма». Помимо достижения чисто экономических целей, снималась острота социальной напряженности в стране. Способствуя развитию крестьянских неземледельческих промыслов, эта политика была призвана помочь основной массе населения Нечерноземья обеспечить как свой, хотя бы минимальный достаток, так и выплату денежной ренты помещикам.

Сельское хозяйство

 

Сельское хозяйство в этот период являлось, как и раньше, основной отраслью экономики России, а сельские жители составляли подавляющее большинство населения (к концу века в городах проживало менее 4%).

 

Развитие аграрного производства имело экстенсивный характер и достигалось прежде всего за счет роста населения, который происходил в результате роста населения в центральных районах России, а также в процессе присоединения новых земель. Если в 1747 году в Российской империи жили 18 млн. чел., то в 1796 году – уже 36 млн. чел.

 

Освоение новых территорий. Во второй половине XVIII в. были присоединены Новороссия (Северное Причерноморье и Приазовье), Крым, обширные территории на Северном Кавказе, украинские, белорусские и литовские земли, ранее входившие в состав Речи Посполитой (Польши). При этом значительная часть новых территорий представляла собой плодородные черноземные земли, которые передавались не только помещикам для вывода крепостных крестьян (по 1,5 -12 тыс. дес.), но и государственным крестьянам (до 60 дес.), отставным солдатам. Для окультуривания приобретенных земель активно привлекались иностранные колонисты (немцы, греки, армяне, евреи, швейцарцы и др.).

 

Сохранение и усиление крепостного права также играло большую роль в развитии аграрного, особенно зернового производства. В условиях того времени крепостное хозяйство оставалось экономически эффективным.

 

В то же время наблюдались и элементы интенсивного развития сельскохозяйственного производства. Воздействие указанных (в том числе, развитие крепостного строя) и иных экономических, политических и социокультурных факторов (логика технико-экономического развития, рост денежного обращения, государственная экономическая, социальная и техническая политика, влияние новых течений общественной мысли, деятельность российских сторонников Просвещения и т.д.) привело к некоторым качественным изменениям (экономическим и технико-технологическим) в аграрной экономике и технике.

 

Интенсивное развитие, прежде всего, заключалось в повышении товарности сельского хозяйства. Стремление помещиков к приобретению новых и дорогостоящих предметов роскоши (часто необходимых для поддержания образа жизни в соответствии с чином, званием и пр.) сочеталось с возросшими возможностями сбыта зерна. Росли закупки зерна для армии, технических культур для растущей промышленности, в несколько раз увеличился экспорт зерна в Западную Европу. Кроме того, с развитием промышленности и городов все большая часть населения полностью или частично отходила от самообеспечения сельскохозяйственными продуктами и нуждалась в их покупке.В связи с возрастанием спроса повысились цены на продукцию сельского хозяйства.

 

К концу XVIII на основе роста товарности, укрепления торговых связей между различными районами страны, превращения таких связей в регулярные сложился единый всероссийский хлебный рынок.

 

В результате этих процессов в стране развивались товарно-денежные отношения. Одновременно началась некоторая интенсификация сельского хозяйства в отдельных районах и хозяйствах.

 

-Усилилась региональная специализация аграрного производства.

 

-Вводились новые сельскохозяйственные культуры. Если картофель еще оставался огородной культурой, то подсолнечник получил большое распространение на Украине и в Новороссии. Начала культивироваться сахарная свекла.

 

-В этот период были предприняты первые попытки использования новых методов и технологий для развития аграрного производства. В этом проявлялось воздействие просветительских идей. С этой же целью в 1865 году по инициативе Екатерины II было создано Вольное экономическое общество. Хотя его деятельность не привела к серьезным результатам, в отдельных имениях помещики приобрели кое-какую сельскохозяйственную технику, некоторые пытались ввести многопольный севооборот.

Торговля

 

Внутренняя торговля быстро расширялась в условиях Особенно активно росла крестьянская торговля продуктами промыслов и, особенно, сельского хозяйства. Важнейшими факторами быстрого роста торговли стало развитие мелкого товарного производства, в том числе в виде промыслов, увеличение аграрной специализации районов, повышение спроса.

 

Огромную роль играли ярмарки, расцвет которых пришелся на вторую половину столетия. Именно в виде системы оптовой ярмарочной торговли сложился всероссийский хлебный рынок. Действовали тысячи связанных между собой местных торжков, межобластных и всероссийских ярмарок. Самыми крупными из них являлись Макарьевская (на Волге), Нежинская (на Украине), Архангельская (на Севере), Ирбитская (в Сибири), Оренбургская.

 

Одновременно формировались центры постоянной стационарной торговли. Самым важным из таких центров являлась Москва.

 

В то же время, российская торговля оставалась в основном сезонной, плохо организованной, уровень ее специализации был еще невысок.

 

Внешняя торговля имела относительно небольшой объем (3,5% мирового товарооборота в конце XVIII в.), но развивалась довольно быстро. Вывозились железо, парусное полотно, льняные ткани, пенька, лес, кожа.

 

При Екатерине II начался вывоз российского хлеба через Петербург и Архангельск, но крепостному хозяйству нелегко было быстро перестроится на производство больших объемов товарного зерна. Экспорт российского хлеба отставал от возраставшего спроса на него за рубежом. В целом при значительном увеличении поставок хлеба в Европу, доля хлеба в динамично развивавшемся русском вывозе не выросла с 1760-х до 1790-х гг.

 

Главным внешнеторговым партнером России в Европе оставалась Англия, российские предприниматели торговали также с Пруссией и Швецией, в Азии – с Персией, Турцией, Китаем, Бухарой.

 

Основной проблемой российской внешней торговли являлась ее зависимость от иностранных купцов, прежде всего английских купцов. Они контролировали 9\10 ввоза товаров в Европу и вывоза из нее, производившихся к тому же на иностранных кораблях. Но если незадолго до этого иностранцы обладали фактически монополией во внешней торговле, то в последней четверти столетия в результате становления собственно российского внешнеторгового предпринимательства уже 10-15% вывоза и ввоза находились в руках российских купцов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Промышленность

 

Промышленное производство росло быстрее, чем аграрное, под воздействием увеличивавшихся нужд российской армии и флота, повышением спросом на мировом рынке на железо и парусное полотно, а также ростом несельскохозяйственного населения в стране. Необходимо учитывать и ничтожность начальных размеров отечественной промышленности.

 

Особенно быстро развивалась тяжелая промышленность, особенно горнодобывающая отрасль и уральская черная металлургия, выросшая в 5 раз. Российское железо не только обеспечивало усиление армии и флота, но и экспортировалось в Западную Европу. Так, в 90-е гг. XVIII в. б(льшая часть чугуна, переплавлявшегося на предприятиях Великобритании, была вывезена из России.

 

В ходе освоения восточных земель открывались новые месторождения полезных ископаемых. В Сибири началась добыча первого российского золота.

 

Быстро росла и легкая промышленность, прежде всего текстильная, где производилось более 80% всей продукции  крупной, средней и мелкой легкой промышленности. Новые предприятия возникали в центре страны, на Украине (суконные мануфактуры), в Эстонии и Латвии.

 

Основными формами организации промышленности в России являлись ремесленное, мелкое товарное производство, а также среднее и крупное товарное производство в виде мануфактур.

 

Ремесленное производство все быстрее развивалось как в городе, так и в деревне. В ряде районов Центра и Поволжья сложилась серьезная кожевенная, текстильная крестьянская  промышленность, составлявшая конкуренцию городским ремесленным и купеческим предприятиям. В 1760-1770 - е гг. жалобы купцов многих регионов Нечерноземья на крестьянские «безуказные заводы» стали обычным явлением. Во многих крупных селах Центра и Поволжья крестьяне почти полностью перешли от пашенного земледелия к промыслам.

Финансы

 

Во второй половине XVIII в. продолжалось развитие кредитно-финансовой системы. В 1769 году были выпущены ассигнации – первые российские бумажные деньги. В 1786 году создан Ассигнационный банк для организации их обращения. Но в связи с огромными затратами на ведение войн и другие государственные расходы к концу века бумажный рубль стоил лишь 66 копеек серебром.

 

В этот период государственные расходы опережали рост доходов на 20%, все увеличивавшихся налоговых и таможенных сборов не хватало для удовлетворения потребностей и Россия впервые прибегла к зарубежным займам – в Голландии и Италии.

 

Начало обращения ассигнаций, а также и издание Вексельного и Банкротского уставов способствовали развитию товарно-денежных отношений в стране.

Социально-экономическая политика государства

 

Основными социально-экономическими задачами государства в этот период являлись экономическое развитие страны, с целью содействовать ее дальнейшему превращению в великую державу, обеспечить выполнение внешнеполитических задач, а также снять социальное напряжение, выливавшееся в выступления различных слоев населения. Екатерина II, сторонница свободной торговой и промышленной деятельности, считала своей задачей освободить предпринимательство «от притеснений».

 

В условиях, когда главная опора самодержавия, ведущее сословия общества – дворяне составляли основу офицерского корпуса, чиновничества, владели огромной частью земель и обеспечивавших большую часть товарного хлеба, необходимо было способствовать приспособление правящего сословия к развивавшимся товарно-денежным отношениям.

 

В условиях, когда отмена крепостного права привела бы к дестабилизации экономической и политической ситуации в стране, Екатерина успешно пыталась способствовать приспособлению крепостнического имения к новой экономической системы, и, в конечном итоге, – укрепление обновленного дворянского государства.

 

Эти три задачи, в иных условиях объективно противоречащие друг другу, на данном этапе относительно успешно сочетались в экономической политике государства.

 

Политика в отношении дворянства. Прежде всего, экономическая политика государства была направлена на обеспечение более широкого  участия дворянства в предпринимательстве. Отдельные дворяне еще в эпоху Елизаветы стала приобретать заводы и организовывать винокуренные и текстильные вотчинные мануфактуры. Тогда был создан Дворянский заемный банк, выдававший ссуды под низкий процент (1754), введена монополия дворян на винокурение (с 1755).

 

Петр III предоставил новые льготы предпринимателям из дворян – в 1762 году мануфактуристам недворянского происхождения было запрещено покупать к своим предприятиям крепостных, дворяне были освобождены от обязательной государственной службы, что должно было направить их усилия в народное хозяйство.

 

Эти льготы были подтверждены и расширены Жалованной грамотой дворянству, изданной Екатериной II в 1785 году. В 1782 году отменялась «горная свобода» – землевладельцы были объявлены собственниками не только земли, но и ее недр. Но дворяне не очень охотно шли в предпринимательство из-за отсутствия достаточных средств и сословных пережитков в мировоззрении.

 

Но в сфере аграрного предпринимательства и, отчасти, в легкой промышленности, ситуация была иной. Вотчинная мануфактура получила распространение, прежде всего, в тех отраслях, которые выполняли заказ государства или где могло использоваться собственное сельскохозяйственное сырье. Дворянские предприятия в последней четверти XVIII в. – времени недолгого расцвета вотчинной мануфактуры – господствовали в винокуренной промышленности, суконном производстве. Горная промышленность Урала, за исключением казенных заводов, целиком основывалась на дворянских посессионных мануфактурах.

 

Однако одними лишь усилиями в отношении облегчения дворянского предпринимательства было невозможно обеспечить полноценное развитие промышленности и торговли России.

 

Политика в отношении купечества была направлена на придание купеческому предпринимательству организованных форм и окончательное оформление купечества как феодального сословия.

 

Этому способствовала Гильдейская реформа 1775 года. Городское население в зависимости от размера капитала было разделено на мещан – «пошлых людей» (менее 500 руб.) и купечество 3-х гильдий, освобожденное от подушной подати. Купцы 1-й гильдии могли торговать за рубежом, 1-я и 2-я гильдии могли «иметь или заводить фабрики и заводы», были освобождены от телесных наказаний, а в 1776 году и от рекрутского набора.

 

Жалованная грамота городам 1785 года, изданная одновременно с Грамотой дворянству, подтверждала, уточняла и приводила в единую систему эти льготы (городское население делилось уже на 6 разрядов).

 

Ремесленное положение 1785 года явилось еще одной попыткой организации мелкой городской промышленности. Формально основанное на принципе бессословности, положение, чтобы стимулировать создание цеховых организаций, запрещало ремесленникам, не записанным в цехи, работать в городах, где уже возникли такие организации.

 

Но эта мера, как и петровские указы об организации цехов, не была действенной, так как противоречила принципу «экономического либерализма» (свободного предпринимательства).

 

«Экономический либерализм». Наибольшее значение для развития торговли и промышленности, в том числе мелкой, имели формально бессословные меры, поощрявшие предпринимательство.

 

Еще в 1762 году Екатерина отменила монополии в торговле и промышленности, дававшие привилегии отдельным предпринимателям, и многие откупа. В начале 1770-х гг. всем желающим было разрешено заводить ткацкие станы, заявив об этом в Мануфактур-коллегию и заплатив сбор. В 1784 году вышел именной указ о поощрении местной легкой промышленности как крестьянской, так и дворянской.

 

Главной «либеральной» мерой Екатерины стал Манифест 1775 года, значительно облегчавший развитие предпринимательства. Представители всех сословий, включая крепостных, получили право «заводить станы и рукоделия», не испрашивая никаких разрешений и без всякой регистрации (поэтому обычно в литературе манифест 1775 года иногда называется манифестом о свободе предпринимательства). Это способствовало быстрому росту крестьянских промыслов и кустарной промышленности, а также возникновению многих вотчинных мануфактур.

 

Но политика «экономического либерализма» не была последовательной и полноценной, она не затрагивала сельское хозяйство и сочеталась с многими сословными ограничениями в торговле и промышленности. В целом, несмотря на личные взгляды Екатерины, речь шла о введении лишь отдельных элементов свободы предпринимательства.

 

Развивая принципы свободной торговли на внутреннего рынка, Екатерина II в отношении внешней торговли проводила политику протекционизма для защиты российских производителей от дешевого импорта. Таможенные тарифы 1757, 1766 и, особенно, 1782 гг. вводили высокие защитительные пошлины на товары, производившиеся в России. Импорт некоторых из них – железа, полотна, кож и пр. был вообще запрещен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Как результат реформ Екатерины II можно выделить следующее.

 

-Укрепилось и модернизировалось самодержавие.

 

-Оживилась общественная жизнь, появились зачатки гражданского общества.

 

-Усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права.

 

-Улучшилось положение городского населения, активизировалась его хозяйственная деятельность.

 

-Зародились понятия свободы и прав личности. И хотя их распространение не выходило за рамки духовной элиты русского общества, но, осознав их значение, русская дворянская интеллигенция начала впоследствии борьбу за предоставление свободы всему народу.

 

-Политика «экономического либерализма» правительства способствовала зарождению капиталистического уклада и началу разложения крепостнических отношений.

 

-Некоторые негативные последствия политики «просвещенного абсолютизма», неспособность реализовать декларируемые либеральные принципы привели часть общества к разочарованию в реформистской политике верхов и зарождению радикальных революционных идей.

 

Итоги политики Екатерины II.

 

-Была создана эффективная и гибкая система местного управления.

 

-Роль коллегий значительно снизилась и лишь три «первейшие» продолжали сохранять свое положение.

 

-Укрепилась позиция дворян на местах, но реформа была призвана помимо прочего «отвлечь» их от попыток оказывать влияние на политику центральной власти.

 

Господствовало экстенсивное развитие экономики. Темпы роста экономики России и, особенно, уровень ее развития все еще отставали от передовых стран Запада.

 

В основе сельского хозяйства, тяжелой и некоторых отраслей легкой промышленности лежал подневольный труд крепостных, посессионных и приписных работников.

 

Возможности развития хозяйства на основе крепостного права не могли обеспечить более быстрых темпов развития. Крепостничество постепенно становилось тормозом экономического прогресса. Развитие товарно-денежных отношений, формирование всероссийского рынка, зарождение капиталистического уклада привело к деформации основных признаков крепостничества. Постепенно зарождался процесс разложения феодально-крепостнической системы.

 

В то же время, потенциал экономического развития крепостного хозяйства сократился, но еще не был полностью исчерпан. Росло аграрное, прежде всего зерновое производство, повышался объем экспорта хлеба.

 

В экономике страны, при этом развивались и прогрессивные тенденции. Быстро росли промышленность, включая мануфактурную, и торговля. Развивались товарно-денежные отношения, в том числе в сельском хозяйстве. В государственной политике под воздействием идей европейского Просвещения практиковались элементы «экономического либерализма».

 

Во второй половине XVIII века экономика, особенно промышленность и торговля России развивалась относительно высокими темпами. В этот период сочетание продворянской политики и элементов «экономического либерализма» еще приносило свои плоды и обеспечило к концу правления Екатерины II создание эффективной системы управления, мощной армии и флота, решение внешнеполитических задач и социально-политическую стабилизацию в стране.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 350.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...