Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Контракты. Постконтрактный оппортунизм
Кроме общих правил определяющих структуру прав собственности существуют правила, структурирующие во времени и в пространстве между двумя и более экономическими агентами на основе на основе спецификации обмениваемых прав и обязательств в соответствии с достигнутыми между ними соглашениями. Они определяют конкретные рамки взаимодействия, описывающие условия совершения сделок. Это и называется правилами контракции. В положениях контракта указывается какие права и на каких условиях передаются. Когда права передаются временно, оговаривается каким образом стоит обращаться с данным ресурсом. В случае передачи прав навсегда оговариваются определенные качественные характеристики передаваемого объекта. Основополагающие принципы контрактных обязательств: свобода контракта, то есть свобода его заключения, свобода выбора контрагентов, ответственность за выполнение контракта, то есть нарушение условия контракта служит основание для привлечения нарушителя к ответственности. Социальный статус участников обмена с необходимостью должен учитываться в обмене при оценке договора и обеспечивать больше благ тому, кто больше значит для общественной жизни. Согласно англ. Философу Гоббсу, моральный подход к договорам не имеет смысла. Если договор соответствует законам он справедлив. Справедливость участников договора заключается в выполнении договора, а вовсе не в учете статуса другой стороны. Отличие контракта от объема заключается в том, что условия контракта заранее определяются и согласовываются. Индивиды до осуществления обмена устанавливают какую полезность и в каком объеме они отчуждают или приобретают. В рамках неоинституционального анализа определяющими факторами при выборе типа контрактов являются: трансакционные издержки, естественный риск и правовая и политическая структура общества. Величина трансакции издержек – важный фактор при выборе той или иной формы контракта. В экономической теории выделяют три типа контракта, которые получили названия классического, неоклассического и имплицитного (обязательственного, или отношенческого). Классический контракт основан на представлениях о полноте информации у участников сделки, то есть отсутствии неопределенности, и, как следствие, нулевых трансакционных издержках. Данный. Тип контрактов подразумевается в рамках классической политической экономии, исследующей отношения купли-продажи как разовый обмен правами. Услуги третьей стороны в этом случае необходимы лишь для обеспечения достоверности угрозы наказания, поскольку решение суда изначально очевидно. Из классического контракта следует также, что если один из контрагентов нарушил условия договора, отношения с ним сразу же прерываются, то есть трансакция самоликвидируется. Поэтому подобные контракты принято считать самовыполняющимися. Неоклассический контракт представляет собой долговременный контракт в условиях неопределенности, так как не все будущие события могут быть предусмотрены и оговорены. При этом участники неоклассического контракта соглашаются на привлечение третейской стороны, решения которой обязуются выполнять в случае неоговоренных в контракте событий. Одним из важнейших условий заключения соглашений здесь становится доверие сторон механизму урегулирования споров. Имплицитный (не оговоренный до конца) контракт интересен тем, что в нем нет четкого определения условий взаимодействия, участники рассчитывают на его спецификацию в самом ходе реализации контракта. Определенные параметры не оговариваются в силу того, что издержки контрактации чрезмерно велики. Контракты такого типа складываются в условиях долговременных, сложных и взаимовыгодных отношений между сторонами. Отношенческие (имплицитные) контракты возникают, когда в случае их прерывания никто на рынке не сможет найти эквивалентной замены, поэтому споры решаются в процессе неформальных переговоров. В рамках неоинституционального анализа различают две основных формы оппортунистического поведения. Первая носит название «отлынивание», означающая, что индивид работает с отдачей меньшей, чем от него требуется по договору. К примеру, очень трудно выделить личный вклад каждого работника в совокупном итоге деятельности «команды» предприятия. Вторая форма оппортунистического поведения - «вымогательство». Возможности для него появляются тогда, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько «притираются» друг к другу, что каждый становится незаменимым, уникальным для остальных членов «команды». Это значит, что если какой-то фактор решит покинуть «команду», то остальные участники кооперации не смогут найти ему эквивалентной замены на рынке и понесут невосполнимые потери. Если классифицировать оппортунистическое поведение с точки зрения контрактного процесса, то следует выделить два его типа; предконтрактное и постконтрактное. Предконтрактное оппортунистическое поведение возможно в период заключения контракта. Предконтрактный оппортунизм выражается в сокрытии истинной информации. Это может иметь место как при приобретении товаров, так и при найме работников и является следствием существования скрытых для экономического агента характеристик благ. Результат предконтрактного оппортунизма – неблагоприятный, или ухудшающий условия обмена, отбор. Классическим примером, иллюстрирующим данную ситуацию, является рынок подержанных автомобилей, на котором автомобили худшего качества вытесняют автомобили лучшего качества. Это связано с тем, что покупатель готов заплатить за автомобиль определенную сумму, но не способен оценить в полной мере его качество. Постконтрактный оппортунизм заключается в нарушении условий договора. Он выражается в сокрытии информации одной из сторон, позволяющей извлечь выгоду в ущерб другой стороне. Например, использование рабочего времени в собственных целях или использование денег, полученных для реализации инвестиционного проекта для операций с ценными бумагами. Возможна также ситуация, когда одна из сторон, воспользовавшись благоприятными обстоятельствами, будет настаивать на изменении контракта. Таким образом, к постконтрактному оппортунистическому поведению относятся рассмотренные выше «отлынивание» и «вымогательство». Как видно, одной из причин возникновения постконтрактного оппортунизма является неполнота контракта, поскольку при его составлении невозможно предугадать все возможные действия агентов. Другая причина возникновения постконтрактного оппортунистического поведения заключается в сложности измерения качества деятельности сторон.
Вопросы для самоконтроля 1. Как институциональная среда влияет на выбор контрактных форм? 2. С какого рода проблемами, вызванными ассиметричной информацией, сталкиваются страховые компании? Как их можно решить с помощью изменения форм заключения контракта? 3. Какие основные причины заключения неполных контрактов изучаются в рамках теории контрактов? 4. Что лежит в основе теории контрактов? 5. Какие механизмы побуждают или принуждают к исполнению контрактных обязательств? 6. Что представляет собой постконтрактный оппортунизм? 7. Какие различают формы оппортунистического поведения?
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 295. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |