Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лабораторная работа №3. Создание запросов на выборку данных




Лабораторные работы

Лабораторная работа №1. Создание таблиц базы данных

Цель работы:

- научиться определять структуру таблицы и устанавливать свойства ее полей в режиме конструктора таблиц;

- уметь формировать условия в свойствах полей с помощью построителя выражений;

- освоить средство «Мастер подстановок» для формирования вводимых значений;

- научиться определять простой и составной первичный ключ;

- научиться вводить и корректировать данные в созданных таблицах;

- уметь устанавливать межтабличные связи.

Необходимо создать базу данных об успеваемости студентов в ВУЗе на основе трех таблиц: «Группа», «Студент» и «Успеваемость». В таблицах 1-3 представлены основные параметры таблиц.

Таблица 1. Описание свойств полей таблицы «Группа»

Имя

поля

Ключ.

поле

Тип

данных

Размер,

байт

Число

десятич.

знаков

Подпись поля

Условие на значение
Сообщение об ошибке
НГ Да Текстовый 5   Ном. группы  
КСПЕЦ   Текстовый 6   Код специальности  

КОЛ

 

Числовой

Байт

0

Кол. ст. в группе

>=0 And <=40
Кол. студентов больше допустимого

ПБАЛЛ

 

Числовой

Одинарное с пл. точкой

2

Проходной балл

>2 And <=5
Ошибка в оценке

 

Таблица 2. Описание свойств полей таблицы «Студент»

Имя

поля

Ключ.

поле

Тип

данных

Размер,

байт

Число

десятич.

знаков

Подпись поля

Условие на значение
Сообщение об ошибке
НГ Да Текстовый 5   Группа  
НС Да Текстовый 2   Номер студента в группе  
ФИО   Текстовый 15   ФИО  
ПОЛ   Подстановкой  (м, ж) 1   Пол  
ГОДР   Дата/Время Краткий форм. д.   Год рождения  
АДРЕС   Текстовый 25   Адрес  
ПБАЛЛ   Числовой Одинарное с пл. точкой 2 Проходной балл  

 

Таблица 3. Описание свойств полей таблицы «Успеваемость»

Имя

поля

Ключ.

поле

Тип

данных

Размер,

байт

Число

десятич.

знаков

Подпись поля

Условие на значение
Сообщение об ошибке
НГ Да Текстовый 5   Номер группы  
НС Да Текстовый 2   Номер студента  
ПР Да Подстановкой 20   Название предмета  

ОЦЕНКА

 

Числовой

Целое

0

Оценка

 
Ошибка в оценке

Задание

I. Создание структуры базы данных

1. Запустите программу Microsoft Access.

2. В первом диалоговом окне Access установите переключатель «Новая база данных».

3. В следующем окне выберите папку и укажите в качестве имени файла новой базы данных свою фамилию. Щелкните на кнопке Создать.

4. В окне новой базы данных из списка объектов выберите объект Таблицы. Создайте структуру таблицы Группа в режиме Конструктора, используя параметры из таблицы 1. При задании Условия на значение для полей «Количество студентов в группе» и «Проходной балл» пользуйтесь Построителем выражений.

5. Поле НГ (номер группы) сделайте ключевым.

6. Сохраните структуру первой таблицы под именем Группа.

7. Создайте структуру таблицы Студент, используя параметры таблицы 2. Условие задавайте Построителем выражений.

8. Задайте составной уникальный ключ, состоящий из двух полей: НГ (номер группы) и НС (номер студента в группе). Для выделения полей пользуйтесь клавишей CTRL.

9. Сохраните таблицу под именем Студент.

10. Создайте структуру таблицы Успеваемость, используя параметры таблицы 3. Условие на значение для поля ОЦЕНКА сконструируйте сами Построителем выражений. Для поля ПР примените Мастер подстановок (Информатика, Математика, История, Иностранный язык).

11. Так как ни одно поле этой таблицы не претендует на уникальность, задайте составной уникальный ключ из полей НГ+НС+ПР.

12. Сохраните таблицу под именем Успеваемость.

II. Ввод данных в таблицы

13. В окне базы данных откройте таблицу Группа двойным щелчком на ее значке.

14. Введите три записи. Попробуйте ввести в поле ПБАЛЛ данное 4a или 6. Что произойдет?

15. Закройте таблицу Группа.

16. Откройте таблицу Студент.

17. Введите 7 записей, 3 из которых представляют информацию о студентах из первой группы, а 3 – из второй, а 7-я – из третьей. При вводе попробуйте вводить данные, не соответствующие типу полей.

18. Закройте таблицу Студент.

III. Установка связей между таблицами

19. Выполните команду Сервис-Схема данных или щелкните на кнопке Схема данных.

20. В окне Схемы данных расположите все три таблицы.

21. Установите между таблицами Группа ® Студент связь по простому ключу НГ.

22. В открывшемся окне обратите внимание, что тип отношения установится один-ко-многим. Установите все флажки, обеспечивающие целостность во взаимосвязанных таблицах.

23. Между таблицами Студент ® Успеваемость установите связь по составному ключу НГ+НС. Для этого в главной таблице Студент выделите оба этих поля, удерживая клавишу CTRL, и перетащите их на поле НГ таблицы Успеваемость.

24. Установите все флажки, обеспечивающие целостность во взаимосвязанных таблицах.

25. Сохраните схему данных и закройте окно.

26. Откройте таблицы Группа и Студент. Проверьте, как влияют установленные параметры поддержания связной целостности:

- в таблице Группа измените номер группы (что произошло в подчиненной таблице Студент?);

- в подчиненную таблицу Студент попытайтесь ввести запись с номером группы, не представленным в главной таблице Группа;

- в главной таблице Группа, чтобы не очень жалеть о случившемся, удалите запись, которая вводилась последней (выделите ее и выполните команду Правка-Удалить); что произошло в подчиненной таблице Студент?

27. Закройте таблицы Группа и Студент.

IV. Ввод и корректировка записей во взаимосвязанных таблицах

28. Откройте таблицу Группа.

29. Создайте заново удаленную запись.

30. Используя значки «+» в строке записи, введите несколько записей в подчиненную таблицу Студент.

31. Таким же образом введите записи в подчиненную таблицу Успеваемость (если «плюсы» не отображены, выполните команду Вставка-Подтаблица).

32. Покажите работу преподавателю. Закройте окно Базы данных и Access.

 

Контрольные вопросы

1. В файле какого типа сохраняется база данных?

2. Какие объекты представлены в окне базы данных?

3. В каких свойствах поля задается ограничение на его значение и заголовок столбца таблицы?

4. Может ли ключ иметь повторяющиеся значения?

5. В отношениях какого типа могут находиться две связанные таблицы?

6. Для чего создается схема данных в базе?

7. Что понимается под связной целостностью базы данных?

8. Для чего предназначен значок «+» в левом столбце таблицы?

 

Лабораторная работа №2. Поиск, сортировка и фильтрация данных в таблицах

Цель работы:

- научиться производить поиск и замену данных в таблицах;

- уметь выполнять сортировку записей таблицы по указанным полям;

- уметь выполнять отбор записей фильтром по выделенному и обычным фильтром.

Задание

1. Откройте свою базу данных.

2. Откройте таблицу Студент.

3. Отсортируйте ее по полю ФИО. Проверьте результат.

4. Отсортируйте эту же таблицу так, чтобы сначала были выведены записи с фамилиями всех студенток по алфавиту, а затем – с фамилиями всех студентов тоже по алфавиту. Для этого поменяйте столбцы ПОЛ и ФИО местами, выделите их и выполните команду сортировки.

5. Восстановите сортировку по первичному ключу.

6. Замените в таблице фамилию одной из студенток на новую, используя команду Правка-Найти.

7. С помощью фильтра по выделенному показать следующие записи (перед выполнением следующего фильтра удаляйте предыдущий):

- с фамилиями студентов, начинающихся на букву К;

- студентов с годом рождения 1984;

- студентов одной из групп;

- студентов мужского пола этой же группы (последовательное выделение).

8. Обычным фильтром сделайте следующий отбор записей из таблицы Студент:

- студентов из группы М (вместо М укажите номер группы);

- студентов из группы М, родившихся после 01.01.84;

- студентов с проходным баллом > 4,4 из групп М и N;

- студентов, проживающих по ул. П. Железняка.

9. Закройте таблицу Студент.

10. Обычным фильтром сделайте отбор записей из таблицы Успеваемость:

- покажите записи с двойками по информатике.

11. Узнайте фамилии этих студентов. Для этого выполните команду Вид-Подтаблица, выберите таблицу Студент и воспользуйтесь значками «+».

12. Покажите работу преподавателю и закройте базу данных.

Контрольные вопросы

1. Какая команда используются для поиска записей?

2. Возможна ли сортировка по нескольким полям;

3. Какие типы фильтров можно использовать для отбора записей?

4. Можно ли с помощью фильтра по выделенному задать несколько значений полей для отбора записей?

Лабораторная работа №3. Создание запросов на выборку данных

Цель работы:

- научиться создавать, редактировать и выполнять однотабличные и многотабличные запросы на выборку данных;

- уметь создавать запросы с параметром;

- освоить технику создания запросов с выражениями в условиях отбора;

- уметь задавать групповые операции и вычисляемые поля в запросах;

- уметь создавать запросы на основе других запросов.

 

Задание

В данной лабораторной работе необходимо создать в режиме Конструктора несколько различных запросов на выборку. Каждый из запросов необходимо сразу сохранять под именем, который указан после номера запроса в скобках. Затем его следует выполнить и перейти к созданию следующего запроса.

1. Запрос 1 (Студентки группы БК-11). Вывести список студенток из группы БК-11 1984 года рождения. Номер группы и пол на экран не выводить.

2. Запрос 2 (Запрос с параметром). Вывести адреса и фамилии студенток из группы, номер которой запрашивается с клавиатуры при выполнении запроса.

3. Запрос 3 (Двоечники). Какие студенты имеют двойки хотя бы по одному предмету? В запросе отобразить поля: Номер группы, Фамилия студента, Название предмета и оценка.

4. Запрос 4 (Высокий проходной балл). У каких студентов проходной балл при поступлении выше проходного бала в группе? В отобранных записях должны быть поля с фамилией студента, номером группы, проходным баллом студента и проходным баллом группы. В условиях отбора используйте выражения с операторами и именами полей.

5. Запрос 5 (Возраст студентов). Выдать список студентов старше 18 лет, проживающих на улице П. Железняка. В запросе предусмотреть поля с фамилией, адресом, датой рождения и вычисляемым полем Возраст.

6. Запрос 6 (Число студентов в группе). Посчитать фактическое число студентов в каждой группе. Это однотабличный запрос с групповой операцией и статистической функцией.

7. Запрос 7 (Средний проходной балл в группе). Посчитать средний проходной балл в группе по таблице Студент.

8. Запрос 8 (Средний балл студента). Посчитать средний балл каждого студента. Запрос постройте на базе двух таблиц: Студент и Успеваемость. Используйте групповые операции и функцию Avg.

9. Запрос 9 (Средний балл в группе). Для выполнения этого запроса надо предварительно сконструировать вспомогательный запрос Сумма ср. баллов в группе, который выдает итоговую сумму средних баллов по каждой группе. Вспомогательный запрос строится на основе запроса «Средний балл студента». Затем, на основе двух запросов, вспомогательного и Число студентов в группе, построить данный запрос с вычисляемым полем: «Сумма ср. баллов в группе» / «Число студентов в группе».

10. Запрос 10 (Успеваемость в группе). Для конкретной группы выдать таблицу, в которой в заголовках строк указаны фамилии студентов данной группы, а в заголовках столбцов – названия предметов. На пересечении строк и столбцов расположены оценки. Это перекрестный запрос.

11. Запрос 11 (Оценки по информатике). Сконструировать перекрестный запрос, который выдает следующую таблицу. Заголовками строк являются номера групп, а заголовками столбцов – значения оценок (5, 4, 3, 2). На пересечении строк и столбцов указано количество пятерок, четверок, троек и двоек, полученных по информатике.

Контрольные вопросы

1. Как в бланке запроса отобразить нужные поля таблицы?

2. Какая логическая операция применяется к условиям отбора, записанным в одной строке бланка запроса?

3. Какие операции сравнения и логические операторы можно использовать в условиях отбора?

4. Как вводится параметр в запрос?

5. Как указываются в запросе одинаковые поля, принадлежащие разным таблицам?

6. Допускается ли группировка записей запроса по нескольким полям?


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 280.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...