Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Факторы, определяющие развитие гибкости




Тема 13. ГИБКОСТЬ И МЕТОДИКА ЕЕ РАЗВИТИЯ

Понятие о гибкости, ее виды

Впервые определение гибкости предложил Н.Г.Озолин в 1949г.

ГИБКОСТЬ-способность человека выполнять движения с боль-

шой амплитудой.

В 1977г. Л.П.Матвеев предложил такое определение:

ГИБКОСТЬ– это морфофункциональные свойства опорно-

двигательного аппарата, которые обуславливают степень подвижно-

сти его звеньев относительно друг друга.

Термин «гибкость» целесообразно применять для суммарной под-

вижности нескольких сочленений или всего тела. Применительно же к

отдельным суставам, правильнее говорить об их подвижности (напри-

мер, подвижность в голеностопном суставе, плечевом и др.).

Различают два вида (формы проявления) гибкости – активная и

пассивная.

АКТИВНАЯ ГИБКОСТЬ – это способность человека достигать

больших амплитуд движений за счет сокращения мышечных групп,

проходящих через тот или иной сустав (например, амплитуда подъема

ноги в равновесии «ласточка»).

ПАССИВНАЯ ГИБКОСТЬ - понимают способность выполнять

движения с наибольшей амплитудой под воздействием внешних растя-

гивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных

приспособлений.

Информативным показателем состояния суставного и мышечного

аппарата является разница между показателями активной и пассивной

гибкости. Эта разница называется ДЕФИЦИТОМ АКТИВНОЙ ГИБКО-

СТИ. (Годик М.А., 1989)

Различают также динамическую и статическую гибкость. Первая

проявляется во время движений, а вторая – в позах.

Гибкость может быть общей и специальной.

ОБЩАЯ ГИБКОСТЬэто подвижность во всех суставах челове-

ческого тела, позволяющая выполнять разнообразные движения с мак-

симальной амплитудой.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ГИБКОСТЬэто значительная или предельная

подвижность лишь в отдельных суставах, соответствующая требовани-

ям конкретного вида деятельности.

Факторы, определяющие развитие гибкости

Проявление гибкости зависит от ряда факторов: Анатомическийформа костей, толщина суставного хряща, эла-

стичность мышц, сухожилий и связок во многом определяют уровень

развития гибкости (направление и размах движений в суставе: сгибание,

разгибание, отведение, приведение, супинацию, пронацию, вращение).

Центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напря-

жением мышц-антогонистов. Это значит, что проявления гибкости за-

висят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и

напрягать мышцы, которые осуществляют движения, т.е. от степени со-

вершенствования межмышечной координации.

Внешние условия. Под валянием разминки, массажа, согревающих

процедур (тепловая ванна, горячий душ, растирания) происходит суще-

ственное повышение амплитуды движений. Наибольшие показатели

гибкости регистрируются от 12 до 17 часов. Фактором, влияющим на

подвижность суставов, является также функциональное состояние орга-

низма в данный момент: под влиянием утомления активная гибкость

уменьшается, а пассивная увеличивается за счет меньшего тонуса

мышц, противодействующих растяжению. (Е.П.Васильев, 1989).

Гибкость в отличие от других качеств начинает регрессировать

уже с первых лет жизни. Причины в постепенном окостенении хряще-

вой ткани, уменьшении эластичности связок. Наиболее интенсивно пас-

сивная гибкость развивается до 15-17 лет. При этом для развития пас-

сивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9-10

лет, а активной – 10-14 лет.

Гибкость – одно из качеств, где девочки имеют преимущество над

мальчиками. По данным Б.В. Сермеева девочки опережают мальчиков

по ряду показателей примерно на 20-30%.

Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость.

13.3. Средства развития гибкости

В качестве средств развития гибкости используют упражнения,

которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Такие упраж-

нения называю упражнениями на растягивание. Среди упражнений на

растягивания выделяют:

⇒ активные (махи, рывковые, наклоны, вращательные

движения, а также с предметами);

⇒ пассивные (с партнером, с отягощением, амортизатором,

на снарядах);

⇒ статические (сохранение положения тела с предельной

амплитудой от 6 до 10 сек).

Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуется

выполнять с постоянно увеличивающейся амплитудой, использования

пружинящих «самозахватов», покачиваний.

Основные правила применения упражнений в растягивании сле-

дующие: не допускаются болевые ощущения, упражнения выполняются

в медленном темпе, амплитуда движений постепенно увеличивается.

13.4. Методы развития гибкости

Основным методом развития гибкости является повторный метод,

который предполагает выполнение упражнений на растягивание серия-

ми, по нескольку повторений в каждой, и интервалами активного отды-

ха, достаточными для восстановления работоспособности.

В зависимости от решаемых задач, режима растягивания, возраста,

пола, физической подготовленности, строения суставов дозировка на-

грузки может быть весьма разнообразной. Этот метод имеет два вариан-

 

та: метод повторного динамического упражнения и метод повторного

статического упражнения. Методика развития гибкости с помощью ста-

тических упражнений получила название «стретчинг».

В качестве развития и совершенствования гибкости используется

также игровой и соревновательные методы.

В последние годы появились новые, нетрадиционные методы раз-

вития гибкости. Например, метод биомеханической стимуляции мышц,

разработанный В.Т. Назаровым или метод электровибростимуляцион-

ный. Последний метод основан на том, что при выполнении упражне-

ний на растягивание вибростимуляции подвергаются мышцы-

антогонисты, а электростимуляции – мышцы-синергистры. Это способ-

ствует достижению большой амплитуды движений.

13.5. Критерии и методы оценки гибкости

Основным критерием оценки гибкости является наибольшая

амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуемым.

Амплитуду __________движений измеряют в градусах или линейных мерах, ис-

пользуя аппаратуру или педагогические тесты.

Аппаратурными способами измерения являются:

• механический (с помощью гониометра);

• механоэлектрический (с помощью электрогониометра);

• оптический (с помощью фото-, видео- кино- аппаратуры);

• ренгенографический.

В школьной практике используется механический гониометр – уг-

ломер, к одной из ножек которого крепится транспортир. Ножки гонио-

метра крепятся на продольных осях сегментов, составляющих тот или

иной сустав. При выполнении сгибания, разгибания или вращения оп-

ределяют угол между осями сегментов сустава (подробнее у М.А. Годи-

ка в учебнике «Спортивная метрология»).

Основными педагогическими тестами служат простейшие кон-

трольные упражнения, которые позволяют оценить подвижность раз-

личных суставов (плечевого, тазобедренного, коленного, голеностопно-

го, подвижность позвоночного столба и др.), (подробнее у В.И. Ляха

«Тесты в физическом воспитании школьников»).

13.6. Особенности методика развития гибкости

При планировании и проведении занятий, связанных с развитием

гибкости, необходимо соблюдать ряд важных методических требова-

ний. Упражнений на гибкость можно включать в различные части заня-

тия: в подготовительную, основную и заключительную. В комплекс

может входить 6-8 упражнений. Преимущественно необходимо разви-

вать подвижность в тех суставах, которые играют наибольшую роль в

жизненно необходимых действиях. Нужно иметь в виду, что упражне-

ния на растягивание дают наибольший эффект, если их выполнять еже-

дневно или даже 2 раза в день. При прекращении выполнения упражне-

ний на гибкость уровень ее постепенно снижается и через 2-3 месяца

вернется к исходному уровню. Поэтому перерыв в занятиях может быть

не более 1-2 недель.

При развитии гибкости целесообразны такие соотношения различ-

ных упражнений на растягивание: 40% активных, 40% пассивных и 20%

статических. Но существует такая закономерность: чем меньше возраст,

тем большую долю должны составлять активные упражнения и мень-

шую - статические.

Работу на развитие гибкости необходимо сочетать с развитием си-

ловых способностей. В этом случае большой эффективностью обладают

занятия с использованием упражнений с применением дополнительных

отягощений, причем величина их не должна превышать 50% от уровня

силовых возможностей растягиваемых мышц. Величина отягощения в

значительной мере зависит от характера двигательного действия: при

использовании маховых упражнений вполне достаточно отягощения 1-3

кг, а при выполнении упражнений с принудительным растягиванием

должно быть больше.

Для расслабления и снижения мышечного напряжения целесооб-

разно использовать психорегулирующие методы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 513.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...