Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности формирования национального самосознания казахов в начале XX века.




 Изменения в социально – экономической и политической жизни Казахстана, рассматриваемого периода, привели к существенным преобразованиям в общественном создании казахского общества. Такие значительные перемены обусловили пробуждение национального самосознания, определили формирование новых идей, мыслей, взглядов в казахском обществе. Путь становления национальной интеллигенции не был однозначным, являл собой сложный и длительный процесс. Ход его тормозился условиями колониального режима, дискриминационной политикой царизма в отношении покорённых народов. Учеба оказала положительное влияние на формирование в обществе научных взглядов, на национальный язык и литературу, воспитывала молодежь в духе дружбы народов.

 

Казахи – выпускники учебных заведений России, возвращались в родные аулы и города, передавали свои знания, просветительский дух своим землякам. Вопреки ожиданиям колонизаторов, лучшая часть новой интеллигенции встала на защиту интересов родного народа, пройдя через мучительные духовные происки, она выступила против духовного порабощения и возглавила освободительное движение.  Первая казахская интеллигенция начала XX века считала главным в своей политической деятельности, защиту как национальных, так и общественных ценностей. Она стремилась помочь своему народу в борьбе за независимость и освобождение от колониального рабства, боролась за такие общественные ценности, как право каждого человека и каждого народа за свою личную свободу и свободный доступ кдостижения и завоеваниям своей человеческой культуры. Внутри самой интеллигенции в начале XX в. имелись расхождения - часть ее стояла за сохранение самобытности казахов на пути укрепления мусульманской культуры, другая через русскую культуру стремилась подражать западному обществу.

 

Многие из них пришли к этнополитическим приоритетам через участие в мусульманских (В. Танашев, М. Чокаев), эсеровских (М. Тынышпаев), кадетских (А. Букейханов, Х. Досмухамедов, Ж. Сейдалин) организациях. Для этой группы деятелей наиболее характерной чертой было стремление сохранить национальную самобытность в условиях необходимой модернизации, соединить традиционные духовные ценности с началами европейской демократии, достижениями общечеловеческой цивилизации.

 

Также нельзя не отметить стремление казахской интеллигенции к обретению независимости и свободы, что к 1917 году вылилось в автономию Алаш. В то же время образование автономии мотивировалось стремлением защитить народ в условиях анархии и разворачивающейся гражданской войны и было естественной реакцией самосохранения в обстановке всеобщего развала государственных институтов и потери управляемости. «Казах» выражала идеи либерально-демократическою направления, вокруг нее консолидировались А. Букейханов. А. Байтурсынов, М. Дулатов и другие. Издателем и редактором «Айкап» был М. Сералин, в журнале сотрудничали Ж. Ссйдалин, Б. Каратаев, С. М. Торайгыров, С. Сейфуллин, Б. Мнйлин. Объединяло эти издании то, что они выражали общенац. идеи, интересы каз. народа в условиях его колониального положения.

Отметьте на контурной карте территорию государства Каракитаев. Назовите предпосылки создания государства Каракитаев.

 Переселение каракитаев в Жетысу. Согласно китайским источникам каракитaи были потомками киданей- монголоязычных племен, живших в Центральной Азии, Северном Китае, Маньчжурии и Уссурийском крае. Они упоминаются в письменных источниках с IV в. до н.э. Каракитаями их называют мусульманские авторы. Перемещение каракитаев на запад началось в IV веке н.э. В 924 году племена киданей создали Государство Ляо, простиравшееся от Алтая до Тихого океана. Правящая династия киданей находилась в Северном Китае. Государство Ляо просуществовало до 1125 года. Переселение киданей в Жетысу произошло по двум причинам: 1)коренные земли киданей были захвачены племенами чжурчженей; 2) упадок государства караханидов, господствовавших в Семиречье.

После падения государства Ляо предводитель киданией Елюй Даши вторгся в Жетыcy. В 1125 году (по другим сведениям в 1128 году) каракитаи захватили столицу восточных Караханидов Балаcагун. В 40-х годах XII века каракитаи стали захватывать земли караханидов в Центральной Азии. Каракитаи не стали вмешиваться в систему управления государства караханидов. Сохранив наследственность хаканской власти.

 

 

Билет 21

Учебно-просветительские учреждения и научные общества Казахстана во второй половине 19 века.

 

Во второй половине 19 века в Казахстане сложилась следующая система народного просвещения: открытие начальных учебных заведений (приходские, русско-казахские и аульные школы), средних учебных заведений (реальные училища, женские и мужские гимназии), и учебных заведений со специальной подготовкой (казахские учительские, сельскохозяйственные и фельдшерские школы). Поскольку в это время царизмом проводилась политика борьбы против пантюркизма и панисламизма, согласно "Положению" (1870) о развитии грамотности среди "инородцев" преподавание русского языка в мектебах и медресе стало обязательным. Несмотря на это последние сыграли большую роль в просвещении казахского народа.

 

Также в это время на территории Казахстана начинают свою деятельность Туркестанский и Семипалатинский статические комитеты. Активное участие в работе Семипалатинского комитета принимал Абай, и, когда в Семипалатинске в 1883 г. была открыта первая библиотека, он, наряду с приезжими учеными, занимался сбором ценных изданий, которые там помещались. Общественные библиотеки бесплатного пользования чуть позже были открыты в Тургае и Оренбурге, что сыграло немаловажную роль в вопросах просвещения.

 

Однако библиотеки были не единственным фактором распространения образования на территории края. Кроме этого, велика была роль русско-казахских школ, которые по большому счёту строились для ликвидации острой нехватки переводчиков.

 

Несмотря на все положительные стороны, деятельность учебно-просветительских учреждений сталкивалось с двумя главными проблемами: во-первых, существовала острая нехватка кадров, для преодоления которой, по инициативе губернатора Крыжанского, был создан ряд учебных заведений по подготовке учителей для казахских мектебов. Первая такая школа была открыта в Орске в 1883 году. Во-вторых, на просветительскую деятельность на территории Казахстана выделялось ничтожное количество средств, отчего количество учителей, заинтересованных в этой программе, резко уменьшалось.

 

Что касается научных обществ, действовавших на территории Казахстана во второй половине 19 века, большую роль в исследовании нашей страны сыграло Русское географическое общество (были открыты подотделы в Семипалатинске и Оренбурге (членом-корреспондентом был Алтынсарин)). Однако изучением Казахстана занимались и другие научные организации: например, общество сельского хозяйства, любителей археологии и истории Востока, любителей естествознания, антропологии и востоковедения. Все они принесли царскому правительству огромное количество полезной информации о природе и ресурсах Казахского края.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 754.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...