Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политика военного коммунизма в Казахстане в 1918-1920г.




После гражданской войны экономика Казахского края находилась в катастрофическом положении. В 1918-1920 гг. преобладали военно-административные методы управления народным хозяйством, вся жизнь республики была милитаризирована.Основным инструментом экономической политики правительства была продовольственная разверстка - реквизиция излишков сельскохозяйственного производства для нужд армии и пролетарского населения городов. Продразверстка была одним из компонентов политики "военного коммунизма",

Игнорирование естественных законов развития экономики =>резко сократились посевные площади, упала урожайность, валовые сборы зерна в 1921 г. по сравнению с довоенным временем упали в 3 раза. В еще более тяжелом положении было животноводство. Казахские районы находились в затяжном кризисе, начавшемся еще во время подавления национально-освободительной войны 1916г.

Итогом этой грабительской кампании стал голод, поразивший многие районы Казахстана в 1921-22 гг. Более 2 млн. 300 тыс. человек голодали, около 1 млн. человек умерли от голода и болезней. Особенно пострадали западные и юго-эападные регионы республики, где урожая не было на протяжении нескольких лет. Ситуация усугублялась тем, что некоторые руководители на местах даже приветствовали вымирание местного населения

Отметьте на контурной карте территорию Букеевского ханства. Расскажите о причинах создания Внутренней Орды..

Внутренняя Орда) — вассальное казахское ханство в составе Российской империи, существовавшее в 1801—1845 в междуречье Урала и Волги. Было создано в 1801 году пятью тысячами семей, переселившимися из Младшего жуза. Административно входило в Астраханскую губернию.

в конце XVIII столетия в Казахской степи между султанами возникли жестокие распри из-за ханского достоинства; один из младших сыновей Нуралы, избранного в 1748 г. в ханы Младшего жуза, — Букей, не видя возможности достигнуть ханского сана, по совету командира астраханского казачьего полка Попова обратился в 1799 г. к правительству с просьбою разрешить ему, Букею, перекочевку в степи между Уралом и Волгою, оставшиеся свободными после побега заволжских калмыков в 1771 г. — в Китай. Получив в 1801 году разрешение императора Павла I, в Приволжскую степь перекочевали казахи во главе с Букеем в количестве 5000 кибиток, около 22775 человек обоего пола; а затем прикочевало ещё 1265 кибиток с 8333 казахами, завершив, таким образом, последнее переселение народов в Европу из Азии.

 

Б9

Исторические труды XV-XVI вв.

Широко были известны в средневековом Казахстане акыны, кюйши-композиторы Асан Кайгы (XV в.), Казтуган (XV в.), Сыпыра-жырау (XVI в.).Доспамбет-жырау родился в 1490 году в городе Азове, умер в 1523 году под Астраханью. Он был не только непревзойденным поэтом-песенником, но и батыром. Песни Доспамбета-жырау призывали к защите своей страны и народа от внешних врагов.

«Тарих-и-Рашиди». Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551 гг.) является автором научного труда «Тарих-и-Рашиди», написанного на персидском языке в Кашмире в 1541-46 гг., и по сей день считающегося летописью истории казахских племен и народов Могулистана - Средней Азии.Шынгыснаме» («Жизнеописание Чингисхана») написано в середине XVI века. Автором этого исторического труда является Утемис Хаджи. В этой книге повествуется об истории династии хана Жошы (Джучи) - правителя Казахской (Кыпчакской) степи.В 40-х годах XVI века Масуд ибн Усман Кухистани написал книгу «Тарих-и Абулхайр-хани», в которой излагается история правления хана кочевых узбеков Абулхаира.

Ликвидация неграмотности в Казахстане.

  В 1919 году был подписан декрет Совнаркома о ликвидации неграмотности. Государство объявило массовый культпоход в аул. В 1920-1921 учебном году в Казахстане уже работало около 2,5тыс. пунктов по ликвидации неграмотности, в которых обучалось более 70 тыс. человек. Начали создаваться передвижные пункты ликвидации безграмотности, красные юрты для работы с женщинами, школы-коммукы, школы-интернаты, рабфаки. Медресе, мектебы и русско-казахские школы преобразовывались в советские. Так, к концу Гражданской войны в Казахстане действовало 2,5 тысячи школ, а к 1925 году - более 2,7 тыс. В 1921-1927 годы в республике обучалось около 200 тыс. человек, к концу 1928 года было лишь 25% грамотных, среди казахов - око-ло 10%.В 1921 году правительством Казахстана была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека), руководящая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой.с 1931 г. - и в районах с кочевым населением.В 1930 году было введено обязательное всеобщее начальное образование, в 1931 году - обязательное всеобщее 7летнее образование, а также обучение неграмотного трудящегося населения республики в возрасте от 15 до 50 лет. К 1935 году обучением в Казахстане уже было охвачено 91% детей школьного возраста, однако лишь треть из них училась в 7летних и средних школах.

В конце 1930-х годов в республике было 120 средних специальных учебных заведений, выпустивших более 5 тысяч специалистов. В 1939 г. грамотность населения республики уже достигла 65%, а среди казахского населения - 40%. Районами сплошной грамотности стали города Алма-Ата, Караганда, Аулие-Ата (ныне Тараз), Риддер, Чимкент, промышленные поселки Карсакпай, Степняк. Всего за 1926-1939 гг. грамотность населения Казахстана в возрасте 9-49 лет возросла с 25,2% до 83,6%.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 553.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...