Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правое регулирование цен и ценообразования




Ценообразование - процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и другими субъектами ценообразования.

Субъекты ценообразования:

-юридические лица;

- предприниматели;

- республиканские органы государственного управления (Минэкономики и др.);

- областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.

Объекты ценообразования:

1) цена - денежная оценка стоимости единицы товара;

1. тариф - денежная оценка стоимости единицы работы, услуги.

Основные принципы ценообразования:

- определение основ государственной политики в области ценообразования;

- сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);

- разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);

- установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки;

- государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).

Виды цен и тарифов:

1) свободные;

2) регулируемые.

Свободная цена (тариф) - цена (тариф), складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. В Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных законодательством, применяются свободные цены (тарифы).

Регулируемая цена (тариф) - цена (тариф), устанавливаемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений.

Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:

1) товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр,

2) отдельные социально значимые товары (работы, услуги).

Права юридического лица, предпринимателя в области ценообразования:

1) самостоятельно или по согласованию с покупателем установить цену (тариф) на товар (работу, услугу), если в отношении их в соответствии с законодательством о ценообразовании не применяется государственное ценовое регулирование;

2) обжаловать в установленном законодательством порядке решения, принятые в отношении их республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными и распорядительными органами, а также их должностными лицами с нарушением законодательства о ценообразовании. Обжалование в установленном законодательством порядке решений не приостанавливает их выполнения.

Обязанности юридического лица, предпринимателя в области ценообразования:

1) выполнять решения государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством;

2) соблюдать установленный порядок ценообразования, а также порядок исчисления затрат, относимых на себестоимость, учитывать в полном объеме включаемые в цену (тариф) налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством, не допускать нарушения установленных соответствующими государственными органами регулируемых цен (тарифов) и действующего порядка их регулирования;

3) представлять соответствующим государственным органам, осуществляющим регулирование ценообразования, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования.

Юридические и должностные лица, предприниматели несут ответственность за:

1) нарушение установленных соответствующими государственными органами уровней регулируемых цен (тарифов), завышение или занижение цен (тарифов), в том числе предельных торговых надбавок (скидок), а также установленного порядка их определения;

2) применение свободных цен (тарифов), торговых надбавок (скидок) на товары (работы, услуги), в отношении которых применяется государственное регулирование;

3) нарушение установленного порядка исчисления затрат, включаемых в себестоимость товаров (работ, услуг) при определении цен (тарифов);

4) нарушение установленного порядка декларирования и применения цен (тарифов).

Источники:

1. Закон Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. N 255-3 «О ценообразовании».

2. Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. N 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь».

3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 1999 г. N 209 «О некоторых мерах по усилению контроля за соблюдением дисциплины цен».

4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 июня 1999 г. N 944 «Об утверждении порядка регистрации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь цен (тарифов) при невозможности соблюдения ими установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов)».

5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 июня 1999 г. N 943 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (работ, услуг) и лекарственных средств, цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом».

6. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 14 сентября 2000 г. N 184 «О вопросах доведения предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) и регистрации цен (тарифов)».

7. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 21 марта 2005 г. N 48 «О ценах на табачные изделия».

8. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. N 43 «Об утверждении положения о порядке формирования и применения цен и тарифов».

 

Тема 10

Законодательство о противодействии монополистической деятельности и поддержании

Конкуренции

Монополия - система общественных отношений, при которых определенные субъекты хозяйствования, государственные органы не имеют конкурентов в своей сфере деятельности в силу сложившейся ситуации на рынке или в силу законодательства.

Виды монополий:

1) правомерная:

а) Государственная монополия - система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности (в том числе предпринимательскую) имеет государство в лице определенных государственных органов или иных специально уполномоченных субъектов права;

б) Естественная монополия - система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства.

Сферами деятельности субъектов естественных монополий признаются: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам; передача и распределение электрической и тепловой энергии; централизованное водоснабжение и водоотведение; услуги электрической и почтовой связи общего пользования и др.

в) Чрезвычайная монополия - система общественных отношений на товарном рынке, санкционированная государством на определенный период, при которой конкуренция отсутствует или ограничена;

2) неправомерная:

Неправомерная монополистическая деятельность - противоречащие настоящему Закону действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей.

Основные меры государственного антимонопольного регулирования:

1) осуществление государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;

2) принятие в установленном порядке мер по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.

3) осуществление государственного контроля за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов.

Государственная регистрация холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов осуществляется регистрирующим органом только после получения надлежащим образом оформленного согласия антимонопольного органа.

4) осуществление государственного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов.

5) оказание содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Общественные организации (объединения) потребителей, другие общественные объединения, уставы которых ставят своей целью защиту потребителей от злоупотреблений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, могут осуществлять общественный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

6) Содействие развитию товарных рынков и конкуренции.

Конкуренты - хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность на одном и том же товарном рынке.

Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат настоящему Закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам -конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. Недобросовестная конкуренция запрещена законодательством.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 259.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...