Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные результаты исследования




Соматометрические особенности волейболистов на современном этапе.Современные тенденции развития волейбола, связанные с развитием атлетичности, предъявляют определенные требования, как к специальной физической подготовленности, так и к морфологическим показателям спортсменов. Ростовые данные спортсменов участников крупнейших соревнований по волейболу неуклонно повышаются. Однако высокорослые игроки, как правило, менее координированы и не так эффективно играют в защите. В связи с чем, для уравновешивания атакующих и защитных действий, введено амплуа «либеро» (свободный защитник). Тенденция увеличения длины тела волейболистов касается не только нападающих игроков, но и связующих. Вызвано это необходимостью усилить не только нападение, но и защиту и, в первую очередь, непосредственно у сетки – блокирование. По данным анализа литературных источников и собственных данных установлено, что за последние сорок лет длина тела высококвалифицированных волейболистов увеличилась в среднем на 22,3 см по сравнению со сборной России (2007) и на 18,9 см по сравнению со сборными зарубежных стран в целом. Данный факт с тенденцией на повышение длины тела волейболистов можно объяснить возрастающей ролью мощных нападающих ударов и выполнения эффективного блокирования на окончательный результат встречи. Низкорослые по волейбольным параметрам спортсмены не сумеют обеспечить эффективный блок в длительном поединке, поскольку для выполнения блока таким игрокам требуется больше времени и сил по сравнению с высокорослыми. При большой длине тела и длине рук спортсмена создаются благоприятные условия для действий волейболистов во время игры. Длина тела выступает основным показателем морфофункционального статуса высококвалифицированных волейболистов.

На основе анализа весо-ростовых показателей высококвалифицированных волейболистов-участников Кубка Мира 2007 г. показано, что среднее значение длины тела членов сборных команд различных стран (n=295, 20 команд) составило 196,3±1,9 см. Среднее значение показателей самых низкорослых игроков команд – 182,9±1,1, наиболее высокорослых – 205,6 ±0,7. В результате анализа ростовых показателей волейболистов установлено, что наибольший средний рост имели игроки команд США (200,4±1,6 см), России (199,8±2,1 см), Польши (199,5±1,6 см), Сербии (198,7±1,2 см), Болгарии (198,4±2,0 см), т.е. команд, имеющих в 2007 г. высокий рейтинг (2-8 места). Средний показатель массы тела волейболистов из сборных команд различных стран мира (n=295, 20 команд) составил 87,3±1,8 кг. Из них показатели массы тела связующих и нападающих игроков – 88,0±1,0 кг, а либеро – 78,9±1,3 кг.

При анализе показателей длины тела игроков разных амплуа членов сборных команд различных стран (n=295, 20 команд) установлено, что среднее значение показателей длины тела связующих и нападающих – 197,6±0,6 см. Средний показатель длины тела игроков либеро в этих командах равен 183,8±1,0 см, т.е. существенно ниже по сравнению с нападающими и связующими. Это связано с тем, что к игрокам либеро предъявляются повышенные требования к координационным и скоростным способностям, необходимых для результативной игры в защите.

В результате корреляционного анализа достоверная взаимосвязь (р≤0,01) выявлена между показателями длины тела команды и длиной тела нападающих и связующих (r=0,987), массой тела команды (r=0,571), массой тела нападающих и связующих (r=0,568). Показатель массы тела команды имеет достоверную взаимосвязь (р≤0,01) с показателями массы тела нападающих и связующих (r=0,992). Существует тесная взаимосвязь между местом команды и ее рейтингом (r=-0,850). Между показателями длины тела нападающих, связующих игроков с местом команды установлена недостоверная взаимосвязь (r=-0,326). Это можно объяснить тем, что в ведущих командах мира играют высокорослые игроки, прошедшие этапы отбора и имеющие модельные характеристики по морфологическим показателям.

Данные о длине тела российских волейболистов клубных команд России представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Распределение волейболистов по длине тела в шести первых командах
каждой лиги чемпионата России 2007 г. (24 команды)

Лига

Длина тела, см

  ≤ 190 190-199 ≥ 200 В т.ч ≥ 205
Суперлига, %, n=72 11,1 29,2 59,7 22,2
Высшая лига «А», %, n=71 11,5 33,7 54,8 9,7
Высшая лига «Б», %, n=72 20,9 36,1 43,1 9,7
Первая лига, %, n=69 18,6 47,0 33,2 5,8
Среднее по разным лигам, % 15,5 36,5 47,7 11,9

При проведении корреляционного анализа установлена тесная взаимосвязь (р≤0,05) между показателями длины тела волейболистов и их квалификацией (лигами, в которых играют команды). Вместе с тем, на современном этапе развития волейбола предъявляются повышенные требования к координационным способностям и статокинетической устойчивости спортсменов, которые обычно лучше развиты у низкорослых спортсменов. В современном волейболе большинство технических приемов выполняется в безопорной фазе и с большой скоростью. Спортсмену необходимо одновременно и безошибочно сопоставлять свои действия со скоростью и траекторией полета мяча, действиями игроков своей команды и команды противника. Средний розыгрыш очка высококвалифицированных мужских команд длится около 7 секунд, за этот короткий промежуток времени спортсмену часто выполнять действия в разных плоскостях (например, блок – прием мяча в падении – нападающий удар).

Вышеизложенное подтверждает мнение многих специалистов о необходимости систематического обновления данных о соматометрических характеристиках ведущих спортсменов, уточнения морфологических критериев спортивного отбора, разработки эффективных методик совершенствования скоростно-силовых и координационных способностей волейболистов, повышения их вестибулярной устойчивости.

Соматометрические особенности, функциональные показатели и координационные способности волейболистов на этапе спортивного совершенствования.Для выявления морфофункциональных особенностей волейболистов проведено обследование спортсменов фарм-клуба «Искра» г. Одинцово, сборных команд МГАФК и МосГУ. Длина тела обследованного контингента в среднем составила 192,2±4,8 см, масса тела – 86,1±6,6 кг, длина туловища – 58,6±2,8 см, длина руки – 86,9±2,7 см, длина ноги – 106,5±3,0 см, длина шеи – 13,3±1,5 см, окружность грудной клетки – 100,6±1,8 см, кистевая динамометрия правой руки – 54,1±4,9 кг, левой – 50,2±5,4 кг, становая динамометрия – 189,1±12,1 кг, сила мышц разгибателей шеи – 17,4±4,6 кг, весоростовой коэффициент – 447±16 г/см, экскурсия грудной клетки – 10,1±1,8 см, мышечная масса – 48,6±2,0 %, жировая масса – 12,6±1,1 %, костная масса – 17,7±2,1%, длина шеи – 6,9±0,8 %. Показатели теста Бондаревского составили 8,1±4,2, сек, теста Яроцкого (проба 1) – 12,9±3,6 см, теста Яроцкого (проба 2) – 14,2±4,5 см.

Длина тела волейболистов 17-21 лет в среднем на 19 см выше по сравнению данными юношей того же возраста европеоидной расы, масса тела – больше на 16,6 кг. В сравнении с показателями «среднего юноши» показатели длины тела волейболистов на этапе спортивного совершенствования  в среднем превышают на 19 см, показатели относительной мышечной массы – на 6,4%, жировой массы – меньше на 2,1%.

Для выявления взаимосвязи между изученными морфофункциональными показателями волейболистов проведен корреляционный анализ. Достоверная взаимосвязь (р≤0,01) выявлена между показателями массы тела и весоростовым коэффициентом (r=0,973), длины тела и длины шеи (r=0,889), длины тела и силы мышц шеи (r=-0,697), длины тела и теста Яроцкого-1 (r=0,691), длины тела и теста Яроцкого-2 (r=0,623), длины тела и теста Бондаревского (r=-0,700), длины шеи и силы мышц шеи (r=-0,732), длины шеи и теста Яроцкого-1 (r=0,773), длины шеи и теста Яроцкого-2 (r=0,728), длины шеи и теста Бондаревского (r=-0,743). Выявлена тесная взаимосвязь между показателями длины шеи и силой мышц шеи, а также между показателями длины шеи и вестибулярной устойчивости волейболистов.

Уровень координационных способностей оценивали путем педагогического тестирования (таблица 2).


Таблица 2.

Показатели координационных способностей волейболистов на этапе
спортивного совершенствования, n=36

Показатели М σ
1. Бег 92 м («елочка»), сек 25,6 0,7
2. Тест с падением на грудь, сек 7,4 0,9
3. Передачи мяча над собой с перемещ. по перим. площадки, сек 30,1 1,9
4. Передачи мяча в паре на гимнастической скамье, кол-во раз 14,1 3,8
5. Проход с перекладыв. мяча из руки в руку между ног, сек 18,8 2,2

Корреляционный анализ между изученными морфофункциональными показателями волейболистов и показателями их координационных способностей выявил значимые взаимосвязи (р≤0,01) между длиной тела и показателями теста «елочка» (r=0,698), теста с падением на грудь (r=0,877), теста с передачами мяча двумя руками сверху над собой при перемещении по периметру площадки (r=0,785), теста с передачами мяча двумя руками сверху, стоя на гимнастической скамье (r=0,517), теста с перекладыванием мяча между ног в перемещении (r=0,713).

Полученные данные использовали для разработки оценочных таблиц для волейболистов на этапе спортивного совершенствования и при разработке методики специальной физической подготовки волейболистов для улучшения их координационных способностей и вестибулярной устойчивости.

Методика специальной физической подготовки волейболистов для повышения их координационных способностей и вестибулярной устойчивости.С целью выявления значимости различных физических и специальных качеств для волейболистов проведено анкетирование высококвалифицированных волейболистов и тренеров (n=35). Результаты анкетирования показали, что координационные способности являются значимыми для соревновательной деятельности волейболистов.

В результате ранжирования ответов респондентов по важнейшим составляющим спортивного мастерства для волейболистов в порядке значимости являются: координационные способности (37%), техническая подготовленность (20%), функциональная подготовленность (18%). Другие составляющие спортивного мастерства (психоэмоциональная стабильность (9%), скоростно-силовые качества (8%), тактическая подготовленность (8%), по мнению респондентов, менее значимы. Характеризуя собственно координационные способности, респонденты акцентировали внимание на вестибулярную устойчивость и ритм.

Большинство из респондентов (91,6 %) придерживалось мнения о том, что физическая подготовка для волейболистов разных амплуа должна иметь различную направленность. Однако, относительно востребованности координационных качеств для игроков с различным амплуа, специалисты не смогли выделить отдельные амплуа, а настаивали на том, что собственно координационные качества являются необходимым требование для всех волейболистов.

Более половины опрошенных (64,4%) придерживались мнения, что на занятиях по физической подготовке не достаточно уделяется времени на тренировку вестибулярной устойчивости. Вопрос о средствах и методах формирования координационных способностей и вестибулярной устойчивости вызвал затруднения. Перечислены элементы из акробатической подготовки, упражнения из других видов спорта. На необходимость специальной физической подготовки для повышения координационных способностей и вестибулярной устойчивости указало 67,2% специалистов в области волейбола. Специалисты указали на недостаточность методических рекомендаций по данной проблеме в специализированной литературе.

Вышеназванное свидетельствует о необходимости внесения изменений в содержание физической подготовки волейболистов на данном этапе, а также разработки методик, направленных на развитие координационных способностей и повышение вестибулярной устойчивости спортсменов.

Согласно учебному плану вуза (МГАФК) студенты, обучающиеся по специальности 032101 – Физическая культура и спорт специализации «волейбол» осваивают материал по специализации в рамках двух дисциплин – «Теория и методика избранного вида спорта» и «Повышение спортивно-педагогического мастерства». Объем нагрузки на данные дисциплины на
1-м и 2-м курсах составляет 440-480 часов, объем учебной программы соответствуют программам ДЮСШ и СДЮШОР 2-го и 3-го годов обучения этапа спортивного совершенствования. При разработке экспериментальной методики учитывали соотношение различных видов подготовки и их содержание из учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР.

Согласно учебной программе, вестибулярная подготовка входит в раздел общей физической подготовки. При этом основным содержанием данной подготовки является выполнение акробатических упражнений: группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединения нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации. То есть для повышения координационных способностей и вестибулярной устойчивости используется ограниченное количество средств и методов.

Одной из причин большого количества технических ошибок волейболистов в ходе соревновательной деятельности в большой степени зависит от спектра движений, который предшествовал непосредственному выполнению сложного технического приема игроком.

В результате педагогических наблюдений за ходом тренировочного процесса и игровой деятельностью волейболистов на этапе спортивного совершенствования отмечено снижение точности выполнения технических приемов после сложно-координационных действий (кувырков, падений за мячом и т.д.), особенно на фоне утомления, и, как следствие, проигрыш игрового момента.

В 2005-2007 г.г. на базе Московской государственной академии физической культуры (МГАФК) и Московского гуманитарного университета (МосГУ) проведен педагогический эксперимент с использованием силовых упражнений со специальной направленностью на тренировку статической и динамической выносливости мышц шейного отдела позвоночника.

Определение уровня технической подготовленности с использованием специального оборудования для волейболистов проводили на базе Волейбольного центра Московской области (г. Одинцово). Исследование выраженности сенсорных, вегетативных и соматических реакций проводили на базе Государственного научно-исследовательского испытательного института военной медицины Министерства обороны Российской Федерации (ГосНИИИ ВМ МО РФ).

В продолжавшийся 40 недель эксперимент включены две группы волейболистов, обучающихся на 1-м и 2-м курсах тренерского факультета МГАФК (специализация волейбол) и спортивного отделения МосГУ (сборная по волейболу). Спортсмены объединены в две группы: экспериментальную – ЭГ (студенты МГАФК) и контрольную – КГ (студенты МосГУ), по 12 человек в каждой, одинаковых по уровню физической и технико-тактической подготовленности, спортивной квалификации 2-1 взрослый разряды и КМС, в возрасте 17-20 лет (Р>0,05).

Волейболисты контрольной группы осваивали раздел программы по физической и технико-тактической   подготовке в соответствии с утвержденной программой для групп спортивного отделения по общепринятой методике.

Методика специальной физической подготовки волейболистов применена в экспериментальной группе в ходе годового цикла подготовки в течение 40 недель. Вышеназванные занятия проводили по специально разработанной программе с преимущественным использованием в учебном процессе упражнений координационного характера и силовых упражнений, направленных на развитие статической и динамической выносливости мышц шеи.

Методику специальной физической тренировки мышц шеи для развития вестибулярной устойчивости разрабатывали с учетом морфофункциональных особенностей волейболистов. В экспериментальной группе учитывали индивидуальные морфофункциональные показатели волейболистов – длину тела и длину шеи, показатели координационных способностей, вестибулярной устойчивости и функции равновесия.

На основе данных по определению уровня координационных способностей, вестибулярной устойчивости, функции равновесия и силы мышц шеи волейболистов на основе перцентильного анализа разработаны оценочные таблицы (таблица 3).

Таблица 3.

Критерии оценки морфофункциональных показателей и координационных
способностей волейболистов на этапе спортивного совершенствования, n=36

Показатель Низкий (25 %) Средний (50 %) Высок. (25 %)
Тест Бондаревского, сек < 6 6-10 > 10
Тест Яроцкого (проба 1), см > 15 10-15 < 10
Тест Яроцкого (проба 2), см > 17 12-17 < 11
Тест «Елочка», сек > 25,6 24,6-25,6 < 24,6
Тест с падением на грудь, сек > 8,0 6,7-8,0 < 6,7
Передачи мяча над собой с перемещ., сек > 34,9 26,8-34,9 < 26,8
Передачи мяча в паре на скамье, к-во раз < 11,0 11-18 > 18
Проход с переклад. мяча между ног, сек > 22,0 15,8-22,0 < 15,8
Сила мышц разгибателей шеи, кг < 12,5 12,6-21,0 > 21

Интегральную оценку уровня координационных способностей, вестибулярной устойчивости и функции равновесия определяли в баллах. Волейболистов тестировали по девяти вышеназванным тестам с определением уровня подготовленности в каждом, где за низкий уровень присваивали 0 баллов, за средний – 1 балл, за высокий – 2 балла.

Учитывая значимость длины тела волейболистов на современном этапе и наличие тесной взаимосвязи с показателями координации, вестибулярной устойчивости и функции равновесия, данные длины тела учитывали при интегральной оценке. Низкорослым игрокам (<186) присваивали 0 баллов, среднерослым (186-195) – 1 балл, высокорослым (>195) – 2 балла.

По результатам тестовых испытаний и показателю длины тела подсчитывали сумму баллов. Интегральный показатель с учетом длины тела (9 тестов по определению уровня координационных способностей, вестибулярной устойчивости, функции равновесия, силы мышц разгибателей шеи и показатель длины тела) ранжировали по уровням: «низкий» уровень – 0-5 баллов; «средний» уровень – 6-15, 16-20 – «высокий» уровень.

Интегральную оценку координационных способностей, вестибулярной устойчивости, функции равновесия, силы мышц шеи волейболистов с учетом их длины тела использовали при определении объема тренировочной нагрузки в разрабатываемой методике.

Согласно вышеизложенному, в экспериментальной группе выделены три подгруппы. Первую подгруппу составили волейболисты с низким уровнем по интегральному показателю, вторую группу – со средним, третью – с высоким. Каждая подгруппа работала по соответствующей методике, направленной на развитие координационных способностей, вестибулярной устойчивости, силы мышц шеи.

В соответствии с календарем соревнований годичный цикл подготовки волейболистов имеет двухпиковую структуру, объем нагрузки по экспериментальной методике представлен в таблице 4.

Таблица 4.

Распределение объема нагрузки по экспериментальной методике
в годичном цикле подготовки

Периоды
подготовки

I цикл

II цикл

Всего час.

Подг. Сорев. Перех. Подг. Сорев. Перех.
Кол-во недель 6 12 2 4 12 4 40
Часы на разд. подгот-ки 69 138 23 46 138 46 460
ОФП и СФП, час. 16 12 12 11 12 24 87
Экспер. методика, час 9 4 3 6 4 6 32

Экспериментальная методика, направленная на развитие координационных способностей, вестибулярной устойчивости и силы мышц шеи, состояла из двух комплексов упражнений, включаемых в учебно-тренировочный процесс в зависимости от поставленных задач на различных этапах подготовки.

В подготовительные и переходные периоды в занятия по ОФП и СФП (3 раза в неделю) включали два комплекса упражнений: 10-ти минутный комплекс на развитие координационных способностей и вестибулярной устойчивости в подготовительной части занятия и 20-минутный комплекс упражнений на развитие статической и динамической силы мышц шеи по методу интервальной тренировки в конце занятия. Комплексы упражнений на развитие координационных способностей, вестибулярной устойчивости, статической и динамической силы мышц шеи по методу интервальной тренировки, включаемый в тренировку по ОФП и СФП (подготовительный и переходный периоды) состоял из акробатических упражнений, подвижных и спортивных игр, упражнений статического и динамического характера. В данных периодах подготовки проводились специализированные тренировки по экспериментальной методике в количестве 48 тренировок (30 в подготовительных и 18 в переходных периодах).

В соревновательных периодах в подготовительную часть учебно-тренировочных занятий (4-5 раз в неделю) и в разминку перед соревнованиями включали комплекс упражнений на развитие координации и вестибулярной устойчивости, силовой направленности для мышц шеи продолжительностью 10 минут.

После проведения годового курса специальной физической тренировки в экспериментальной группе, проводили сравнение показателей контрольной и экспериментальной групп.

Оценка эффективности методики специальной физической подготовки волейболистов на этапе спортивного совершенствования.Для оценки эффективности разработанной методики специальной физической тренировки волейболистов, направленной на развитие координационных способностей, вестибулярной устойчивости и укрепление мышц шеи, проведен педагогический эксперимент.

Антропометрические показатели экспериментальной и контрольной групп до проведения эксперимента не имели достоверных различий. Длина тела волейболистов экспериментальной группы составляла в среднем 187,5±5,1 см, контрольной – 186,9±4,6 см; масса тела – 75,1±8,5 кг и 78,3±6,2 кг, соответственно. Абсолютные показатели длины шеи волейболистов контрольной группы в среднем составили 11,3±1,1 см, в экспериментальной – 11,8±1,4 см. Относительный показатель длины шеи к длине тела в экспериментальной группе (М±σ) составил 6,3±0,6 %, в контрольной – 6,0±0,5 %. При этом минимальные и максимальные значения показателей экспериментальной группы колебались от 5,5 до 7,4 %, т.е. интервал составил 1,9 %, что свидетельствует об относительной однородности групп. В экспериментальной группе показатель кистевой динамометрии в среднем составил 47,7±5,2 кг для правой и 44,4±7,7 для левой руки; в контрольной группе – 48,1±4,2 и 45,1±4,9 кг для правой и левой руки, соответственно.

В результате тестирования специальной физической подготовленности по контрольно-переводным нормативам для группы спортивного совершенствования ДЮСШ отмечена однородность контрольной и экспериментальной групп до проведения эксперимента. Средний показатель в беге на 30 м в контрольной группе составил 4,4±0,2 сек, в экспериментальной – 4,5±0,1, где колебался от 4,2 до 4,7 сек. В тесте «елочка» показатели экспериментальной группы находились в пределах от 23,0 до 25,6 сек при среднем значении 25,0±0,5. Показатель прыжка в длину с места составил в контрольной группе 248,9±12,9 см, в экспериментальной – 256,5±14,2 при минимальном и максимальном значении показателя 243,0 и 300,0 см, соответственно. В тесте прыжок вверх испытуемые контрольной группы в среднем показали результат 60,8±7,7 см, экспериментальной группы – 62,4±8,3 см при варьировании данных от 52,0 до 86,0 см. В метании набивного мяча тестируемые контрольной группы в положении сидя показали средний результат 13,6±2,2 м, в положении стоя – 17,9±2,8 м. Волейболисты экспериментальной группы метали мяч из положения сидя от 7,2 м до 16 м, из положения стоя – от 15 до 22 м. При этом средние показатели по группе составили 12,8±2,6 м и 18,5±2,1 м, соответственно. Также обе группы до проведения эксперимента имели сходный уровень технической и тактической подготовленности.

Для определения статической выносливости мышц шеи проводили педагогическое тестирование по специально разработанной методике с максимальным удержанием пояса-утяжелителя в четырех положениях (табл. 5).

Таблица 5.

Изменения показателей статической выносливости мышц шеи волейболистов в ходе педагогического эксперимента, М±σ

Области удержания отягощения

Время удержания, сек

Эксперим. группа Контрольн. группа

Лобная
(m=6,5 кг)

до эксперимента 46,2+2,4 47,2+2,8
после эксперим. 59,1+3,5 47,7+2,8

Височная, левая (m=6,5 кг)

до эксперимента 135,4+5,3 138,3+8,9
после эксперим. 169,8+6,2 139,9+6,7

Височная, правая (m=6,5 кг)

до эксперимента 135,8+6,2 138,6+7,3
после эксперим. 169,3+7,0 140,4+6,3

Затылочная
(m=10 кг)

до эксперимента 132,8+5,2 135,8+5,2
после эксперим. 175,6+5,0 137,3+4,4

В экспериментальной группе показатели статической работоспособности мышц шеи волейболистов при удержании веса 6,5 кг на лобной области и веса 10 кг на затылочной области увеличились в 1,3 раза. Показатели силы боковых мышц шеи при удержании веса 6,5 кг на височной области слева и справа волейболистов экспериментальной группы улучшились в 1,2 раза. В контрольной группе достоверного увеличения вышеназванных показателей не наблюдалось, что свидетельствует о высокой эффективности предложенной методики специальной физической тренировки волейболистов.

Одним из важных показателей для волейболистов является вестибулярная устойчивость, поскольку современный волейбол предъявляет повышенные требования к уровню развития двигательно-координационных качеств, среди которых ведущее место принадлежит ловкости, развиваемой, в том числе через вестибулярный аппарат спортсменов. При этом уровень развития ловкости и вестибулярной устойчивости определяет уровень технико-тактического мастерства спортсменов (А.В. Беляев, 2004; В.А. Каширин, 2008). При выборе тестов для определения уровня вестибулярной устойчивости и функции равновесия учитывались требования к технической подготовленности волейболистов, связанной с координационными способностями (строго вертикальное выпрыгивание для выполнения технических приемов, таких как одиночное и групповое блокирование, выполнение передачи на нападающий удар; сохранение заданного положения тела в пространстве для выполнения нападающих ударов с первой и задней линии; выполнение защитных действий в падении с перекатом на грудь и др.), а также доступность использования тестов в условиях тренировок групп спортивного совершенствования. Показатели уровня координационных способностей, вестибулярной устойчивости и функции равновесия в ходе педагогического эксперимента представлены в таблице 6.

Таблица 6.

Показатели координационных способностей, вестибулярной устойчивости и функции равновесия волейболистов в ходе педагогического эксперимента М±σ

Показатели

Эксперим. группа

Контр. группа

До эксп. После До эксп. После
Тест «Елочка», сек 25,0±0,1 24,7±0,1 24,7±0,2 24,6±0,2
Тест с падением на грудь, сек 7,1±0,3 6,9±0,2 7,1±0,1 7,1±0,1
Передачи над собой с перемещ., сек 27,4±0,7 26,2±0,4 28,4±0,4 28,2±0,3
Передачи в паре на скамье, к-во раз 16,0±1,3 20,5±2,3 15,5±0,9 15,3±1,5
Проход с переклад. мяча, сек 16,2±0,7 14,6±0,5 17,3±0,5 17,2±0,5
Тест Яроцкого (проба 1), см 13,1±3,4 5,6±2,2 13,7±3,9 12,8±2,9
Тест Яроцкого (проба 2), см 14,6±4,3 6,1±3,3 14,6±3,4 13,8±3,0
Тест Бондаревского, сек 8,6±4,3 12,3±3,9 8,8±3,4 9,0±4,0

В экспериментальной группе изучаемые показатели после внедрения экспериментальной методики претерпели положительные изменения. Достоверные изменения (р>0,05) выявлены по показателям в беге на 92 м в пределах границ волейбольной площадки «елочка» (1,2%); передачах мяча двумя руками сверху над собой с перемещением по периметру площадки (4,4 %); передачах двумя руками сверху на гимнастической скамейке (28,1 %); выполнении прохода с перекладыванием мяча из одной руки в другую между ног (9,9 %); в тесте Яроцкого при простой вращательной нагрузке (57,3%) и при усложненной (58,2%); в тесте Бондаревского (43%). Положительный эффект сохранялся на протяжении трех месяцев после окончания курса специальной физической тренировки.

 С целью определения эффективности разработанной методики применительно к технической подготовленности волейболистов разработан комплекс контрольных упражнений, максимально приближенный к условиям игры, направленный на определение уровня технической надежности и устойчивости к выполнению сложно-координационных действий. Валидность разработанного комплекса определяли путем исследования взаимосвязи предлагаемых показателей с показателями технической подготовленности, определяемой по программе для СДЮШОР. 

Тест проводили на одной половине волейбольной площадке при работающем метрономе, выставленном в режиме 60 ударов в минуту. Исходное положение испытуемого – зона №1 в основной стойке волейболиста. Преподаватель, проводящий испытание, расположен в зоне №6 с корзиной для мячей. На выполнение каждого задания отводили 5 сек при простом варианте и 7 сек – при усложненном. Тест выполнялся при ЧСС 160-170 уд/мин. Общее время выполнения теста – 5 минут.

При простом варианте теста испытуемый по сигналу выбегал из зоны №1 на переднюю линию площадки к месту встречи с мячом, наброшенным преподавателем. По заданию выполнял передачу мяча двумя руками сверху в установленную в определенном месте «ловушку» и возвращался в исходное положение. «Ловушки» устанавливались в трех местах: в зонах № 4, 2 и между зонами 2 и 1. За время выполнения теста испытуемый выполнял по 60 попыток передач, за которые получал соответствующие баллы.  При усложненном варианте теста испытуемый по сигналу выбегал из зоны №1 на переднюю линию площадки, где выполнял сложно-координационное упражнение (кувырок вперед, назад, падение на грудь, выпрыгивание на блок из низкого приседа, а также их комбинации). Затем испытуемый быстро перемещается к месту встречи с мячом, наброшенным преподавателем. По заданию преподавателя выполнял передачу мяча двумя руками сверху в установленную в определенном месте «ловушку» и возвращался в исходное положение. «Ловушки» устанавливались в трех местах: в зонах № 4, 2 и между зонами 2 и 1. За время выполнения теста испытуемый выполнял по 43 попытки передач, которые оценивались от 0 до 2 баллов.

Оценка комплексного теста осуществлялась по двухбалльной системе: 2 балла при точном попадании мяча в «ловушку», 1 балл – в обод «ловушки», 0 – остальные результаты (рис. 1-2).

Рис. 1. Показатели технической надежности передачи мяча двумя руками сверху контрольной и экспериментальной группы (упрощенный вариант).

 

Рис. 2. Показатели технической надежности передачи мяча двумя руками сверху контрольной и экспериментальной группы (усложненный вариант)

В экспериментальной группе изменилось процентное соотношение оценок в «0» и «2» балла. Количество оценок в «0» баллов уменьшилось на 7% (в простом и усложненном тесте), а также увеличилось оценок в «2» балла на 10% и 9%, соответственно.

Также для определения эффективности разработанной методики проведено тестирование интегральной подготовленности контрольной и экспериментальной групп в ходе педагогического эксперимента. При этом под интегральной подготовленностью подразумевали результат системы тренировочных воздействий, призванной максимально развивать тренировочные эффекты отдельных сторон подготовки (в данном случае единство физической и технической), а также добиваться стабильности игровых навыков в сложных условиях соревнований.

Тестирование интегральной подготовленности проводили в двух вариантах теста – простом и усложненном. В первом варианте испытуемый в течение 20 сек выполнял 8 циклов упражнений, каждый из которых состоял из имитации блокирования у сетки с последующим перемещением и касанием рукой трехметровой линии. Во втором (усложненном) варианте волейболист в течение 20 сек выполнял 6 комплексов упражнений, в которых после имитации блокирования у сетки спортсмен выполнял или кувырок вперед по направлению к средней линии, или кувырок назад, или падение на грудь.

Результаты тестирования имели экспертную оценку по двухбалльной системе (от 0 до 2 баллов). При выставлении оценок учитывали высоту прыжка на блок, перенос рук при имитации блокирования, касание сетки. Полученные результаты в ходе педагогического эксперимента представлены на рис. 3-4.

Экспериментальная группа Контрольная группа

Рис. 3. Динамика показателей интегральной подготовленности (простой тест) волейболистов в ходе педагогического эксперимента

Экспериментальная группа Контрольная группа

Рис. 4. Динамика показателей интегральной подготовленности (усложненный тест) волейболистов в ходе педагогического эксперимента

В экспериментальной группе изменилось процентное соотношение оценок в «0» и «2» балла по показателям интегральной подготовленности. В простом варианте теста средний показатель количества оценок в «0» баллов уменьшился в 2,5 раз, в «2» балла – увеличился в 1,9 раз. В усложненном варианте теста средний показатель количества оценок в «0» баллов уменьшился в 1,8 раз, в «2» балла – увеличился в 1,9 раз. В контрольной группе существенных изменений не отмечено (Р<0,01).

Результаты исследования уровня спортивной подготовленности волейболистов в ходе педагогического эксперимента показали эффективность предложенной экспериментальной методики и подтвердили правомочность выдвинутой гипотезы о тренирующей роли специальной физической тренировки с использованием упражнений координационного характера и силовой направленности для мышц шеи в отношении технического мастерства спортсменов на этапе спортивного совершенствования.










Выводы

1. Исследование соматометрических показателей волейболистов высокой квалификации свидетельствует об увеличении габаритных размеров тела ведущих спортсменов амплуа «нападающий» и «связующий» наряду с невысокими показателями для нового амплуа «либеро». Отмечена тенденция увеличения процентного соотношения высокорослых игроков в командах участницах Чемпионата России (2007 г.) от Первой лиги к Суперлиге. Количество игроков с длиной тела 200 см и выше в командах Суперлиги составило 59,7%, Первой лиги – 33,2%; с длиной тела 205 см и выше данный показатель равен 22,2% и 5,8%, соответственно.

Характерными соматометрическими показателями для волейболистов на этапе спортивного совершенствования являются: длина тела (см) – 192,3±4,8, масса тела (кг) – 86,1±6,6; длина руки (см) – 86,9±2,7, длина шеи (см) – 13,3±1,5; относительная мышечная масса (%) – 48,6±2,0; относительная жировая масса (%) – 12,6±1,1.

2. Изучен уровень координационных способностей и морфофункциональных показателей волейболистов на этапе спортивного совершенствования. Показатели волейболистов в тесте «елочка» составили 25,6±0,7 сек, в серии падений на грудь – 7,4±0,9 сек, в передаче мяча с перемещением – 30,1±1,9 сек, в передачах на гимнастической скамейки – 14,1±3,8 раза, в проходе с перекладыванием мяча – 18,8±2,2 сек. Данные кистевой динамометрии составили 54,1±4,9 кг для правой и 50,2±5,4 кг для левой руки; становой силы – 189,1±12,1 кг; силы мышц разгибателей шеи – 17,4±4,6 кг. При определении вестибулярной устойчивости по тесту Бондаревского в группе волейболистов среднее значение показателя составило 8,1±4,2 сек, по тесту Яроцкого отклонение при простой вращательной нагрузке составило 12,9±3,6 см, при усложненной – 14,2±4,5 см.

3. Корреляционный анализ выявил характер взаимосвязи между изученными морфофункциональными показателями и координационными способностями волейболистов на этапе спортивного совершенствования. Достоверная взаимосвязь (р≤0,01) отмечена между показателями длины тела и длины шеи (r=0,889), длины тела и силы мышц шеи (r=-0,697), длины тела и тестов Яроцкого (r=0,691 и 0,623), длины тела и теста Бондаревского (r=-0,700), длины шеи и показателей силы мышц шеи, показателей вестибулярной устойчивости и функции равновесия. Также выявлены значимые взаимосвязи (р≤0,01) между длиной тела и показателями координационных способностей волейболистов: тест «елочка» (r=0,698), тест с падением на грудь (r=0,877), тест с передачами мяча двумя руками сверху над собой при перемещении по периметру площадки (r=0,785), тест с передачами мяча двумя руками сверху, стоя на гимнастической скамье (r=0,517), теста с перекладыванием мяча между ног в перемещении (r=0,713).

4. Разработанный комплекс контрольных упражнений и критериев оценки уровня развития координационных способностей и надежности выполнения технических приемов волейболистов на этапе спортивного совершенствования позволила определять объем тренировочной нагрузки и получать информацию о темпах прироста и правильности содержания методики специальной физической тренировки в соответствии с задачами спортивной подготовки.

5. Разработка и научное обоснование методики специальной физической подготовки волейболистов с преимущественным использованием в годичном цикле подготовки упражнений координационного характера и силовых упражнений, направленных на развитие статической и динамической выносливости мышц шеи, с учетом морфофункциональных особенностей спортсменов представляет значительные возможности для повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности.                                                            

6. Разработанная методика специальной физической подготовки волейболистов, используемая в течение 40 недель при общей объеме 32 часа в год, включает два комплекса упражнений: 10-минутный комплекс в подготовительной части занятия во всех периодах годичного цикла подготовки и перед соревнованиями с использованием упражнений для мышц шеи, подвижных игр или акробатических упражнений; 20-минутный комплекс упражнений, включаемый в тренировки по ОФП и СФП в подготовительных и переходных периодах подготовки, направленный на развитие статической и динамической силы мышц шеи по методу интервальной тренировки.

7. Свидетельством эффективности методики являются темпы прироста результатов экспериментальной группы. Прирост показателей в тестах, оценивающих статическую выносливость мышц шеи, в среднем возросли на 27,9% (для сгибателей шеи), 25,4 и 24,9% (для боковых сгибателей слева и справа), 32,2% (для разгибателей шеи).

Достоверные изменения (р≤0,05) отмечены по показателям координационных способностей, вестибулярной устойчивости и функции равновесия. Улучшение показателей в тесте «елочка» составили 1,2%, в передачах мяча двумя руками сверху над собой с перемещением по периметру площадки – 4,4 %; в передачах двумя руками сверху на гимнастической скамейке – 28,1 %, в выполнении прохода с перекладыванием мяча из одной руки в другую между ног – 9,9 %. Показатели теста Яроцкого при простой вращательной нагрузке улучшились на 57,3%, при усложненной – на 58,2%, значения показателей в пробе Бондаревского повысились на 43%. Положительный эффект сохранялся на протяжении трех месяцев после окончания курса специальной физической тренировки.

По специально разработанным комплексным тестам, оценивающим надежность выполнения технических приемов, изменилось процентное соотношение оценок: количество оценок в «0» баллов уменьшились на 7% (в простом и усложненном тесте), в «2» балла увеличились на 10% и 9%, соответственно. По результатам оценки интегральной подготовленности в простом варианте теста средний показатель количества оценок в «0» баллов уменьшился в 2,5 раза, в «2» балла – увеличился в 1,9 раз.

Список работ, опубликованных по теме диссертации

1. Гурьев А.А., Лысов П.К. Динамика физического развития спортсменов игровых видов на этапе спортивного совершенствования // Актуальные проблемы спортивной морфологии и интегративной антропологии: Матер II Междунар. науч. конф., МосГУ, 29-30 мая 2006 г. – М., 2006. – 63-66.

2. Лысов П.К., Вихрук А.Я., Гурьев А.А. Антропометрические и дерматоглифические показатели спортсменов разных специализаций // Журнал Российской ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов. – № 3. – 2006. – С. 24.

3. Лысов П.К., Петрухин В.Г., Искакова Ж.Т., Мисник В.П., Бухтияров И.В., Моисеев Ю.Б., Смирнов В.В., Лысова И.А., Гурьев А.А. Морфофункцио­нальные корреляты состояния шейного отдела позвоночника и вестибуляр­ного аппарата у спортсменов и специалистов авиакосмического профиля: Отчет о НИР (заключит.) МГАФК, №ГР 01.2006 10502, Инв. № 02.0006 06262. М., 2006., 51 с.

4. Гурьев А.А. Дерматоглифические особенности волейболистов как генетический маркер их спортивной перспективности // ХХХ Юбилейная научная конференция студентов, аспирантов и соискателей МГАФК: Тез. докл. – Выпуск ХV, 2006. – С. 72-74.

5. Гурьев А.А., Пригоровская Т.А. Основные тенденции деятельности спортивного судьи по волейболу // Научный альманах МГАФК. Годы 2006-2007. – Малаховка, МГАФК, 2007. – С. 149-152.

6. Гурьев А.А., Лысов П.К., Лысова И.А. Тенденции развития волейбола и предъявляемые требования к волейболистам на современном этапе // Здоровый образ жизни и физическое воспитание студентов и слушателей вузов: Матер. межвуз. научно-практ. конф. – М., ИНЭП, 2008. – С. 66-72.

7. Гурьев А.А. Методика специальной физической тренировки мышц шеи для повышения вестибулярной устойчивости волейболистов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – № 5. – 2008. –
С. 75.

8. Гурьев А.А., Лысов П.К., Лысова И.А. Морфофункциональные особенности и координационные способности волейболистов на этапе спортивного совершенствования // Актуальные проблемы спортивной морфологии и генетики человека: Материалы III международной научной конференции, посвященной памяти профессора А.П. Акифьева МГАФК-МосГУ, 21-22 мая 2009 г. –
С. 67-71.

 


 

Подписано в печать 26.04.2010 г. Формат 60×90, 1/16

Объем – 1 п.л. Тираж 100 экз. Заказ № ____

___________________________________

Издательство «Социум»

111395, Москва, Юности ул., 5/1

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...