Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие, виды и общая характеристика транспортных договоров.




Важнейшее место среди транспортных договоров занимает договор перевозки груза.

По договору перевозки груза транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз по назначению и выдать его уполномоченному лицу (грузополучателю), а отправитель - внести за перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК). Помимо ГК договор перевозки регулируется следующими транспортными уставами и кодексами

Устав железнодорожного транспорта РФ

Устав автомобильного транспорта РСФСР

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ

Кодекс торгового мореплавания РФ

Воздушный кодекс РФ.

Договор перевозки - двустороннеобязывающий, возмездный, реальный, он считается заключенным с момента принятия груза перевозчиком от отправителя.

Договор, заключаемый на условиях предоставления для перевозки определенного судна (всего или составляющих помещений): воздушного или морского (чартер), является консенсуальным договором, Он считается заключенным с момента достижения соглашения по существенным условиям: о наименовании судна, о том, все или часть судна фрахтуется, количестве груза, месте погрузки, размере фрахта, месте направления судна и др.

Договор перевозки заключается в письменной форме. Письменной формой договора перевозки являются: транспортная накладная (железнодорожная накладная, грузовая накладная - на воздушном транспорте, товарно-транспортная накладная - на автомобильном, коносамент - на морском), а также чартер (при перевозках груза морем в международном сообщении). В транспортной накладной указываются сведения о грузе (наименование, количество, способ определения веса и др.), отправителе, получателе, расстояние перевозки, стоимость перевозки.

Грузоотправитель передает перевозчику вместе с транспортной накладной все документы, требуемые санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами (например, карантинный сертификат, карантинное разрешение, ветеринарное свидетельство и другие документы, выдаваемые компетентными органами).

Стороны в договоре перевозки - грузоотправитель и перевозчик. В качестве грузоотправителей могут выступать как организации, так и граждане. В качестве перевозчика чаще всего выступает специализированная (транспортная) организация - юридическое лицо, для которой деятельность по перемещению грузов является реализацией ее правоспособности, возникшей на основе регистрации в качестве юридического лица и получения ею лицензии (ст. 49, 51 ГК).

Как правило, договор перевозки является публичным договором, поскольку в силу закона, иных правовых актов, а также из лицензии на перевозку вытекает обязанность перевозчика осуществлять перевозки по обращению любого гражданина или юридического лица (ст. 789, 426 ГК). Перечень организаций, осуществляющих перевозки для любого обратившегося за услугами (ГК называет такой транспорт "транспортом общего пользования"), публикуется в установленном порядке (п. 1 ст. 789 ГК).

В качестве перевозчика может также выступать и индивидуальный предприниматель, получивший в установленном порядке лицензию на право осуществления данного вида деятельности.

При этом по смыслу ст. 789 ГК оказываемые им услуги оформляются договором перевозки, не относящимся к публичным договорам.

Иногда отправитель одновременно выступает в качестве получателя. Например, при перевозках грузов одного производственного подразделения другому в рамках одного предприятия отправителем и получателем является одно юридическое лицо. Но чаще всего в качестве получателя выступает лицо, не участвовавшее в заключении договора перевозки, но приобретающее в силу обязательства по перевозке не только права, но и обязанности.

Договоры перевозки груза классифицируются прежде всего в зависимости от вида транспорта, с помощью которого осуществляется перевозка (железнодорожная, морская, автомобильная, перевозка внутренним водным транспортом). Каждый из этих договоров имеет свои особенности, связанные с его оформлением, размера ответственности и т.д., которые отражены в соответствующих транспортных уставах и кодексах.

Определенными особенностями обладает договор, заключаемый на условиях предоставления для перевозки строго определенного судна (или его части) - воздушного или морского (договор фрахтования или договор чартера). Это - консенсуальный договор и считается он заключенным с момента достижения соглашения по его существенным условиям: о наименовании судна, о том все или часть судна фрахтуется, количестве груза, месте погрузки, размере фрахта (плате за перевозку), месте направления судна. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.

Различают также перевозку груза в прямом смешанном сообщении, когда груз перевозится несколькими транспортными организациями по единому транспортному документу и комбинированные перевозки, при которых груз перевозится различными видами транспорта. Взаимоотношения между транспортными организациями должны строиться на основании соответствующего соглашения.

По договору буксировки одна сторона - буксировщик - обязуется за вознаграждение буксировать (тянуть или толкать) плот, судно или иной плавучий объект на определенное расстояние либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта, а другая сторона - владелец буксируемого судна - обязуется оплатить буксировку.

Различают договор морской и речной буксировки, предусмотренные в соответствующих транспортных кодексах.

Объектом данного договора является судно, плот, другой плавучий объект: плавучий кран, плавучий док.

Форма договора может быть различной. Договор морской буксировки может заключаться в устной форме, однако соглашение о возложении обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна должно быть заключено в письменной форме.

На внутреннем водном транспорте экипаж судна подчиняется капитану буксирующего судна (ст. 89 КВВТ), при морской буксировке вопрос об управлении решается по соглашению сторон (ст. 229, 230 КТМ)

Распределение обязанностей по управлению определяет ответственность сторон за ущерб, причиненный буксируемому судну или иному плавучему объекту либо находящимся на них людям или имуществу. Если управляет капитан буксирующего судна, то ответственность несет буксировщик, если не докажет отсутствие вины, если управляет капитан буксируемого судна, то ответственность несет владелец буксируемого судна, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.

Общая авария - особая форма распределения убытков, понесенных вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований в целях общей безопасности, сохранения от общей опасности имущества: судна, груза и т.п.

Институт общей аварии регламентируется главой 16 КТМ и главой 17 КВВТ.

 Пример возникновения таких убытков при морской перевозки грузов: часть груза или принадлежностей судна выбрасывается за борт, чтобы уменьшить вес судна. Смысл этих действий в том, чтобы, пожертвовав частью, спасти большее - само судно и основной груз.

 По заявлению заинтересованных лиц составляется документ, устанавливающий наличие общей аварии и расчет по ее распределению - диспаша. Он составляется специалистами в области морского права -диспашерами.

 Сторона, требующая распределения общей аварии, обязана доказать, что заявленные убытки действительно должны быть признаны общей аварией.

Частная авария - убытки, не подпадающие под признаки общей аварии, то есть не понесенные намеренно, разумно, в целях общей безопасности. Такие убытки не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом, и их несет тот, кто их потерпел, или тот, кто несет ответственность за их причинение.

Кроме того, не признаются общей аварией даже при наличии ее признаков следующие убытки:

1) стоимость выброшенного за борт груза, перевозившегося на судне с нарушением правил и обычаев торгового мореплавания;

2) убытки, причиненные в связи с тушением пожара на судне вследствие воздействия дыма или нагревания;

3) убытки, причиненные обрубанием обломков или частей судна, ранее снесенных или фактически утраченных вследствие морской опасности;

4) убытки, причиненные форсированием работы двигателей либо иной работой двигателей, других машин или котлов судна, находившегося на плаву;

5) любые убытки или потери, понесенные судном или грузом вследствие увеличения продолжительности рейса (убытки от простоя, изменения цен и другие).

По договору перевозки пассажира и багажа одна сторона перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а другая сторона обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Договор перевозки пассажира и багажа - это возмездный, двустороннеобязывющий, консенсуальный.

Договор заключается либо устно при предварительной продаже либо путем конклюдентных действий (подача городского транспорта к остановке, посадка пассажиров в транспорт). Выдаваемый пассажиру билет является лишь доказательством заключения договора в устной форме.

Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок груза и при наличии между ними устойчивых связей могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. По этому договору перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозок грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договор - консенсуальный, возмездный, двустороннеобязывающий. Предмет договора - юридические и фактические действия. В качестве сторон (клиента и экспедитора) могут выступать как граждане, так и юридические лица.

Форма договора - простая письменная.

 

Договор перевозки груза.

Важнейшее место среди транспортных договоров занимает договор перевозки груза.

По договору перевозки груза транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз по назначению и выдать его уполномоченному лицу (грузополучателю), а отправитель - внести за перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК). Помимо ГК договор перевозки регулируется следующими транспортными уставами и кодексами

Устав железнодорожного транспорта РФ

Устав автомобильного транспорта РСФСР

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ

Кодекс торгового мореплавания РФ

Воздушный кодекс РФ.

Договор перевозки - двустороннеобязывающий, возмездный, реальный, он считается заключенным с момента принятия груза перевозчиком от отправителя.

Договор, заключаемый на условиях предоставления для перевозки определенного судна (всего или составляющих помещений): воздушного или морского (чартер), является консенсуальным договором, Он считается заключенным с момента достижения соглашения по существенным условиям: о наименовании судна, о том, все или часть судна фрахтуется, количестве груза, месте погрузки, размере фрахта, месте направления судна и др.

Договор перевозки заключается в письменной форме. Письменной формой договора перевозки являются: транспортная накладная (железнодорожная накладная, грузовая накладная - на воздушном транспорте, товарно-транспортная накладная - на автомобильном, коносамент - на морском), а также чартер (при перевозках груза морем в международном сообщении). В транспортной накладной указываются сведения о грузе (наименование, количество, способ определения веса и др.), отправителе, получателе, расстояние перевозки, стоимость перевозки.

Грузоотправитель передает перевозчику вместе с транспортной накладной все документы, требуемые санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами (например, карантинный сертификат, карантинное разрешение, ветеринарное свидетельство и другие документы, выдаваемые компетентными органами).

Стороны в договоре перевозки - грузоотправитель и перевозчик. В качестве грузоотправителей могут выступать как организации, так и граждане. В качестве перевозчика чаще всего выступает специализированная (транспортная) организация - юридическое лицо, для которой деятельность по перемещению грузов является реализацией ее правоспособности, возникшей на основе регистрации в качестве юридического лица и получения ею лицензии (ст. 49, 51 ГК).

Как правило, договор перевозки является публичным договором, поскольку в силу закона, иных правовых актов, а также из лицензии на перевозку вытекает обязанность перевозчика осуществлять перевозки по обращению любого гражданина или юридического лица (ст. 789, 426 ГК). Перечень организаций, осуществляющих перевозки для любого обратившегося за услугами (ГК называет такой транспорт "транспортом общего пользования"), публикуется в установленном порядке (п. 1 ст. 789 ГК).

В качестве перевозчика может также выступать и индивидуальный предприниматель, получивший в установленном порядке лицензию на право осуществления данного вида деятельности.

При этом по смыслу ст. 789 ГК оказываемые им услуги оформляются договором перевозки, не относящимся к публичным договорам.

Иногда отправитель одновременно выступает в качестве получателя. Например, при перевозках грузов одного производственного подразделения другому в рамках одного предприятия отправителем и получателем является одно юридическое лицо. Но чаще всего в качестве получателя выступает лицо, не участвовавшее в заключении договора перевозки, но приобретающее в силу обязательства по перевозке не только права, но и обязанности.

Договоры перевозки груза классифицируются прежде всего в зависимости от вида транспорта, с помощью которого осуществляется перевозка (железнодорожная, морская, автомобильная, перевозка внутренним водным транспортом). Каждый из этих договоров имеет свои особенности, связанные с его оформлением, размера ответственности и т.д., которые отражены в соответствующих транспортных уставах и кодексах.

Определенными особенностями обладает договор, заключаемый на условиях предоставления для перевозки строго определенного судна (или его части) - воздушного или морского (договор фрахтования или договор чартера). Это - консенсуальный договор и считается он заключенным с момента достижения соглашения по его существенным условиям: о наименовании судна, о том все или часть судна фрахтуется, количестве груза, месте погрузки, размере фрахта (плате за перевозку), месте направления судна. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.

Различают также перевозку груза в прямом смешанном сообщении, когда груз перевозится несколькими транспортными организациями по единому транспортному документу и комбинированные перевозки, при которых груз перевозится различными видами транспорта. Взаимоотношения между транспортными организациями должны строиться на основании соответствующего соглашения.

По договору буксировки одна сторона - буксировщик - обязуется за вознаграждение буксировать (тянуть или толкать) плот, судно или иной плавучий объект на определенное расстояние либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта, а другая сторона - владелец буксируемого судна - обязуется оплатить буксировку.

Различают договор морской и речной буксировки, предусмотренные в соответствующих транспортных кодексах.

Объектом данного договора является судно, плот, другой плавучий объект: плавучий кран, плавучий док.

Форма договора может быть различной. Договор морской буксировки может заключаться в устной форме, однако соглашение о возложении обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна должно быть заключено в письменной форме.

На внутреннем водном транспорте экипаж судна подчиняется капитану буксирующего судна (ст. 89 КВВТ), при морской буксировке вопрос об управлении решается по соглашению сторон (ст. 229, 230 КТМ)

Распределение обязанностей по управлению определяет ответственность сторон за ущерб, причиненный буксируемому судну или иному плавучему объекту либо находящимся на них людям или имуществу. Если управляет капитан буксирующего судна, то ответственность несет буксировщик, если не докажет отсутствие вины, если управляет капитан буксируемого судна, то ответственность несет владелец буксируемого судна, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.

Общая авария - особая форма распределения убытков, понесенных вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований в целях общей безопасности, сохранения от общей опасности имущества: судна, груза и т.п.

Институт общей аварии регламентируется главой 16 КТМ и главой 17 КВВТ.

 Пример возникновения таких убытков при морской перевозки грузов: часть груза или принадлежностей судна выбрасывается за борт, чтобы уменьшить вес судна. Смысл этих действий в том, чтобы, пожертвовав частью, спасти большее - само судно и основной груз.

 По заявлению заинтересованных лиц составляется документ, устанавливающий наличие общей аварии и расчет по ее распределению - диспаша. Он составляется специалистами в области морского права -диспашерами.

 Сторона, требующая распределения общей аварии, обязана доказать, что заявленные убытки действительно должны быть признаны общей аварией.

Частная авария - убытки, не подпадающие под признаки общей аварии, то есть не понесенные намеренно, разумно, в целях общей безопасности. Такие убытки не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом, и их несет тот, кто их потерпел, или тот, кто несет ответственность за их причинение.

Кроме того, не признаются общей аварией даже при наличии ее признаков следующие убытки:

1) стоимость выброшенного за борт груза, перевозившегося на судне с нарушением правил и обычаев торгового мореплавания;

2) убытки, причиненные в связи с тушением пожара на судне вследствие воздействия дыма или нагревания;

3) убытки, причиненные обрубанием обломков или частей судна, ранее снесенных или фактически утраченных вследствие морской опасности;

4) убытки, причиненные форсированием работы двигателей либо иной работой двигателей, других машин или котлов судна, находившегося на плаву;

5) любые убытки или потери, понесенные судном или грузом вследствие увеличения продолжительности рейса (убытки от простоя, изменения цен и другие).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 449.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...