Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Факторы развития производства




Материальное производство в конечном счете ориентировано на удовлетворение потребностей человека и общества. В развитии общества отмечается объективная закономерность –непрерывный рост потребностей.Увеличение потребностей связано и с ростом народонаселения, и с изменением образа жизни людей. По мере развития общества возникают новые, более совершенные способы удовлетворения старых потребностей и новые, ранее не существовавшие потребности. Потребности являются движущим фактором деятельности людей. Л. Лафарг как-то полушутя заметил, что лень (потребность меньше работать) – рычаг культуры. Но как возникают потребности?

Люди сначала должны узнать то, к чему потом появится потребность, и затем уже добиваться ее удовлетворения. Спросим: от того ли человек стал жарить мясо, что у него уже была потребность питаться именно жареным мясом, или же, наоборот, потому что он когда-то съел жареное мясо, у него появилась потребность в нем? Думается, что логичнее рассуждать так: после пожара нашли обгоревшее животное, поели его мяса, заметили, что жареное мясо легче разжевывается, вкусно, после него человек себя лучше чувствует и т. д. Сначала были дела, а потом потребности. Можно задавать множество аналогичных вопросов: потому ли появилось кино, что появилась потребность в нем или, наоборот, изобрели кино и появилась потребность в нем? И тому подобное.

Использование сил природы, развитие производительных сил порождало все новые потребности. Так, наткнувшись на хлебные колосья и употребив зерна в пищу, люди стали уже сознательно, целенаправленно отыскивать злаки. Когда стали обрабатывать землю, стало возможно производить зерна, а затем с созданием жернов – потребность в хлебе. Биологические потребности, потребность есть, пить, отдыхать и т. д. послужили исходной базой для формирования новых потребностей. Ряд потребностей возникает на основе развития общественных отношений. Так, эксплуатация порождает потребность борьбы с эксплуататорами.

Потребности развиваются, отмирают, возникают новые потребности на базе изменяющихся и возникающих производительных сил и производственных отношений. В свою очередь, новые потребности становятся стимулом развития способа производства. Взаимодействие потребностей и производства является детерминантом как развития самого производства, так и общества в целом.


В ходе истории общества меняются и производительные силы, и производственные отношения. Производительные силы и производственные отношения – стороны единого целого – способа производства.Но они – разные стороны, изменяются не одинаково и играют разную роль в развитии общества.

Люди не могут устанавливать по своему произволу производственные отношения.Эти отношения складываются в зависимости от достигнутого уровня производительных сил.Характер средств труда диктует необходимость определенных отношений между людьми. Так, переход от феодальных к капиталистическим производственным отношениям был подготовлен развитием производительных сил. При капитализме мануфактура, а затем машинная техника продуцировали капитализм свободной конкуренции, а затем государственный монополистический капитализм. И сегодня более высокий уровень производительных сил, обобществления труда обусловил появление транснациональных корпораций.

Динамику взаимоотношения производительных сил и производственных отношений можно представить следующим образом.

• Изменение способа производства начинается с изменения производительных сил.

• Пока производственные отношения дают возможность развитию производительных сил (в частности, дают простор повышению производительности труда), общество прогрессивно развивается.

• Поскольку производственные отношения не изменяются,по мере развития производительных сил возникает несоответствие между новым уровнем развивающихся производительных сил и существующими производственными отношениями.

• Поскольку господствующий класс старается сохранить свою экономическую базу, существующие производственные отношения, в ходе социальных революций и реформ осуществляется переход к новым производственным отношениям.

• Новые производственные отношения дают простор для дальнейшего развития производительных сил; общество снова прогрессивно развивается. И так далее.

Каждая форма производственных отношений существует до тех пор, пока она открывает достаточный простор для развития производительных сил. На протяжении истории одни производственные отношения сменялись другими, это открывало новые возможности для развития производительных сил. Так, капиталистические производственные отношения создали условия для более быстрого развития производительных сил по сравнению с феодальными, поскольку была отвергнута цеховая организация ремесла.


Производительные силы развиваются неодинаковыми темпами. В истории отмечается закономерность – ускорение темпов развития производительных сил по мере перехода от одной формации к другой. Особенно это заметно в современную эпоху. Чем вызывается рост производительных сил?

Немаловажную роль в развитии производства играет применение науки к совершенствованию техники и организации производства.

В XX в. идет научно-техническая революция. Революция в технике – это создание и внедрение таких технических устройств, которые вызывают качественные изменения в производстве, преобразовывают его энергетическую и вещественную основу, технологию производства. Под революцией в науке понимается создание новых фундаментальных теорий в результате открытия новых законов. Если в прошлом наука и техника развивались относительно самостоятельно, связи между ними носили эпизодический характер, то современная научно-техническая революция понимается как органическая взаимосвязь революции в науке и технике. Это – превращение науки в непосредственную производительную силу общества.

Научно-техническая революция затрагивает все сферы общества. В ходе научно-технической революция изменяется характер труда и требования к работникам, требуются изменения системы образования и воспитания, управленческой деятельности и т. д.

Развитие материального производства детерминировано комплексом факторов, среди которых влияние географической среды и роста народонаселения, взаимодействие производительных сил и производственных отношений, потребностей и производства, взаимодействия рабочей силы и средств труда, воздействия науки, превращения ее в непосредственную производительную силу.

Материальное производство нельзя представлять как какой-то только материально-вещественный процесс, осуществляющийся помимо сознания человека. В материальное производство вплетено экономическое сознание.


С самого начала существования человеческого общества люди имели определенные знания о том, как вести хозяйство, производить материальные блага. По мере развития экономики эти знания, отражающие различные аспекты процесса производства, обмена и распределения материальных благ и знания об организации и управлении производственно-хозяйственной деятельности образуют особую форму общественного сознания – экономическое сознание.

Это сознание, как и другие формы общественного сознания, имеет обыденно-практический и теоретический уровни.На теоретическом уровне экономическое сознание было представлено в античности, например, у Аристотеля, который в группе «практических» наук выделил политику, экономику и этику, понимая под экономикой науку о ведении хозяйства. У Аристотеля уже есть ряд важных экономических понятии и идей, например о сущности денег.

Экономическое сознание на теоретическом уровне стало быстро развиваться в эпоху капитализма. Создатели политической экономии как науки о хозяйственной деятельности, о производстве и управлении им – А. Смит, Д. Рикардо и др. – разработали трудовую теорию стоимости. Взгляды этих ученых после их критической переработки послужили одним из теоретических источников марксизма.

Буржуазное экономическое сознание как на обыденно-практическом, так и на теоретическом уровне считает приобретение частной собственности и личное обогащение основой и целью всего ведения хозяйства. Вместе с тем буржуазная экономическая наука выработала концепции, позволяющие придать капиталистическому производству динамичный характер, позволяющий сочетать частную инициативу с государственным регулированием.

Экономическое сознание играет немаловажную роль в развитии экономики и жизни общества. В зависимости от того, правильно или нет оно отражает и оценивает действительность, оно может служить как ускорителем, так и тормозом развития экономики. Общественная жизнь четко реагирует на применение тех или иных экономических концепций, идей, моделей. В этом отношении, например, интересен «секрет» Японии. Успехи ее экономики вряд ли можно объяснить только низкими военными расходами или спецификой национального характера, многое объясняется внедрением экономического мышления, нацеленного на жесткую конкуренцию, особое внимание к подготовке кадров, обязательностью перед фирмой и партнерами, коллективному обсуждению проблем, моральным стимулам и т. д.




Глава 7. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Социальная жизнь общества


Социальная сфера – система взаимосвязанных индивидов и социальных групп, социальных общностей.Социальная сфера жизни общества связана с удовлетворением потребностей человека в жилье, одежде, пище, образовании, поддержании здоровья, защите от опасных для жизни явлений природы и т. д.

Социальная сфера – это сфера общественного производства самого человекас его интересами и их проявлениями в различных формах. Она включает в себя быт, услуги, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, досуг, т. е. все то, что направлено на обслуживание жизненных потребностей человека[18].

Социальная жизнь общества – это деятельность личностей и социальных групп.В процессе этой деятельности формируются человеческие качества. Эти качества формируются, с одной стороны, стихийно, всеми компонентами общественной жизни, а с другой – деятельностью лиц специальных профессий, осуществляющих «общественное производство человека» (врачи, педагоги, идеологи и т. д.), специализированную деятельность по производству человеческой жизни.

В обществе есть различные группы людей.Признаки, определяющие специфику и различия групп людей, делятся на естественно-биологические и общественно-исторические.К первым относят половые, возрастные, расовые. Группы людей различаются по полу, по возрасту, по расовой принадлежности. Расы – группы людей, характеризующиеся общими внешними морфологическими признаками – цветом кожи, формой головы, разрезом глаз и т. п. Эти признаки – результат воздействия природно-географических условий. Выделяют три основные расы: европеоиды – люди с белой кожей, негроиды – с черной, монголоиды – с желтой кожей и косым разрезом глаз.

Что касается общественно-исторических общностей,то среди них выделяют массовые и групповые.Массовая общность – неустойчивая, внутренне неупорядоченная совокупность людей, связанная с участием в какой-то эпизодической деятельности (например, участники митинга, болельщики на стадионе, поклонники эстрадной звезды и т. п.). Групповая общность (социальная группа) – устойчивая совокупность людей, имеющая общие интересы, ценности, нормы поведения и т. д. Эти группы организованны, внутренне структурированы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...