Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Либеральный оптимизм Ж.-Б. Сэя: «гармония» факторных доходов
Революция и идеологии.«Всем должно быть понятно, — писал А.Смит, — как облегчается и сокращается труд благодаря применению надлежащих машин». Вскоре после выхода «Богатства народов» в Англии были сделаны изобретения машин, которые революционизировали промышленность, особенно выделку тканей. Эти машины привели к объединению больших масс труда в городах: возникли крупные капиталистическиепредприятия-фабрики с единым (паровым) двигателем и множеством рабочих, оперировавших не ручными специализированными инструментами, а механическими станками. Рост фабрик в Англии начался одновременно с бурными событиями во Франции, которые смели обветшалый «Старый порядок» королевского абсолютизма и принесли «Декларацию прав человека и гражданина» (1789). Но в своём дальнейшем развитии Французская революция привела к антирабочему «закону Ле-Шапелье» о запрете стачек и коалиций (1791); к террору (1793 — 1794); к войнам, охватившим всю Европу (1792 — 1815); к узурпации власти Наполеоном Бонапартом, экспансии (1804 — 1812) и крушению (1813 — 1815) его империи. Революция и бонапартизм обрушили идейные конструкции Просвещения, вызвав реакцию против универсальных притязаний человеческого разума. Появились новые идеологии —консерватизм (от лат. conservo — охраняю, сохраняю), романтизм, национализм. Рационалистическим схемам они противопоставляли достоинства христианства и средневековой иерархии, своеобразие национальных традиций. Однако созданная Революцией Политехническая школа в Париже продолжала содействовать росту научной и инженерной мысли; остались пример Наполеона как символ карьеры и его Французский кодекс(1804) прав гражданина-собственника. Но, хотя Революцией и наполеоновской империей были внедрены выдающиеся технические новшества, Англия, одержавшая решающую победу на море (Трафальгар, 1805), двигалась гораздо быстрее Франции по пути к промышленной цивилизации. Вдобавок, состояние войны позволило английским фабрикантам присвоить целый ряд технических нововведений французов. Однако широким массам английского населения войны, отягощённые проводимой Наполеоном «континентальной блокадой» Англии (1807—1814), принесли обеднение. Цены на жизненные средства выросли; крупные земельные собственники окончательно вытеснили мелких землевладельцев; «сокращение» труда его механизацией выталкивало из промышленности многих рабочих, и этот процесс усугублялся колебаниями спроса в связи с возникновением и прекращением поставок вооружения и снаряжения воющим армиям. Пертурбации занятости вели к тому, что многие бедняки предпочитали не искать новую работу, а полагаться на принятый парламентом закон (1795) о церковно-приходских денежных пособиях, доводящих доход рабочих и членов их семей до уровня прожиточного минимума в соответствии со шкалой, привязанной к ценам на хлеб. Другие усмотрели источник своих бедствий в новых станках, и стали объединяться в группы разрушителей машин, называя своим предводителем вымышленного «Лудда». Парламент установил для «луддитов» кару вплоть до повешения; несколько луддитов были казнены (1813), другие сосланы на каторгу. В защиту луддитов выступили великие поэты Дж. Г. Байрон и П.Б. Шелли, причём в стихах последнего прозвучал призыв «грабить награбленное». Таким образом, Французская и Промышленная революции обозначили экономический антагонизм капитала и труда и дали импульс распространению идеи, что «собственность есть кража», впервые озвученной республиканцем Ж.-П. Бриссо ещё в 1780 г. Карьера Ж.-Б. Сэя.Достаточно глубоко в обе великие революции был вовлечён Жан-Батист Сэй (1767 — 1832), выходец из семьи торговцев-гугенотов Лиона. Сэй имел уже немалый опыт работы в деловых конторах, когда прочёл «Богатство народов» и стал восторженным последователем А. Смита, учению которого старался придать как можно более стройную и доступную форму. Но прежде, чем опубликовать свой «Трактат политической экономии» (1803), Сэй волонтёром участвовал в боевых действиях войск Французской Республики против контрреволюционных интервентов (1792), редактировал «Десятидневник философии, литературы и политики для общества республиканцев» (1794—1799), дважды служил в министерстве финансов, откуда в итоге был отставлен за отказ повиноваться «беспощадному протекционизму» Наполеона. На 10 лет — вплоть до провала Наполеона в России — Сэй удалился на берега пролива Па-де-Кале, где управлял открытой им крупной бумагопрядильной фабрикой, установив на ней новейшие английские машины и будучи одновременно совладельцем и главным инженером. После падения Бонапарта Сэй переиздал «Трактат политической экономии» с посвящением признавшему себя его учеником русскому императору Александру I. Репутация «жертвы узурпатора» поспособствовала карьере Сэя в годы Реставрации: для него создали кафедру промышленной экономии в Консерватории искусств и ремесел (1819), а затем и кафедру политической экономии (1830) в Коллеж де Франс; свой главный труд Сэй переиздал ещё трижды, а затем расширил до 6-много «Полного курса политической экономии» (1828 — 1829). Сэй подходил к печатанию своих работ как расчётливый предприниматель: он назначал цену на новое издание с учётом собранных данных о раскупаемости тиражей. Лёгкость стиля обеспечила сочинениям Сэя успех. Но Сэй как теоретик открыл ряд эпигонов (от греческого ἐπίγονοι— «потомки») классической политэкономии, лишённых научно-философской широты её основателя А.Смита, склонных к суженной и упрощённой трактовке экономических проблем. Французский либерализм: политический и экономический.Навязанная Франции реставрация маразматической династии Бурбонов (1815 — 1830) всё же сопровождалась введением парламента. Он состоял из двух палат — пэров, назначенных королём, и избранных депутатов. Среди последних выдвинулся идеолог политического либерализмаписатель Б. Констан (1767 — 1832). Высшую цель государства он определял как предоставление индивидам свободы во всём, что относится к их занятиям, предприятиям и фантазиям — «торжество личности как над авторитетом, который вздумал бы управлять с помощью деспотизма, так и над массами, которые присвоили бы себе право подчинять меньшинство большинству».В своём главном труде «Курс конституционной политики» (1816 — 1820) Констан провозглашал гарантиями свободы невмешательство государственной власти в вопросы веры (отделение церкви от государства), печати (отсутствие цензуры), преподавания. Ж.-Б. Сэй с его пропагандой невмешательства государственной власти в экономику стал главой французских идеологов экономическоголиберализма.Давая определение предмета политической экономии как науки о производстве, распределении и потреблении богатств, удовлетворяющих потребности общества, он отделял её от политики как науки об управлении обществом. Сэй считал, что задачи политической экономии чисто аналитические: объяснить обществу причинно-следственные связи между фактами, касающимися производства и распределения богатств, но не давать рекомендации правительству. Невмешательство государства в «естественный порядок» предполагает отсутствие активной роли учёного-экономиста как советника в государственных делах. Вместе с тем Сэй считал, что в стране с представительным правлением к участию в ведении государственных дел призван каждый гражданин, поэтому обязанный разбираться в политической экономии: в интересах не только общественного блага, но и собственных выгод. Производительные услуги и три фактора производства. Сэй считал, что богатство — это товары и услуги, удовлетворяющие человеческие потребности. Он разошёлся со своим учителем Смитом в вопросе о производительном труде, признав участие в таковом за создателями нематериальных продуктов — врачами, юристами, артистами и т.д., оказывающими различные услуги. Вклад тех, кто участвует в производстве и распределении материальных продуктов также можно характеризовать как услуги. Категория производительных услуг позволила Сэю разработать отсутствующую у Смита теорию предпринимательской функции и провести разграничение между процентом на капитал и прибылью как предпринимательским доходом. Согласно концепции Сэя, три фактора производства — земля, труд и капитал –выносят на рынок производительные услуги, на которые существует спрос со стороны промышленных, торговых и сельскохозяйственных предпринимателей, которые координируют производительные услуги с целью удовлетворения спроса на продукты, предъявляемые потребителями. Закон предложения и спроса регулирует цену услуг, т.е. высоту ренты, заработной платы и процента на капитал, а также цену произведённых продуктов. Благодаря предпринимателю ценность продуктов распределяется между различными производительными услугами, а различные услуги распределяются сообразно потребностям в них между различными производствами; распределение богатств гармонично координируется с производством и обменом. Владельцы каждого из факторов производства получают вознаграждение в соответствии с предоставляемыми услугами: земельные собственники — ренту; собственники капитала — процент; рабочие — заработную плату. Предпринимательская способность. Таким образом, «естественный порядок» свободной конкуренции предполагает «гармонию интересов»: каждому — долю согласно вкладу его фактора. Но он предполагает также активную роль предпринимателя, вознаграждаемую доходом, отличным от процента, уплачиваемого владельцу капитала. Предприниматель — «посредник между всеми классами производителей, а также между производителями и потребителями… центр всевозможных отношений; он извлекает выгоду из того, что знают другие и чего они не знают, из всех случайных условий производства»[27]. Предприниматель как умный и деятельный «человек знаний и порядка» приобретает богатство, между тем как другой, не одарённый такими же качествами или столкнувшийся с излишним сопротивлением обстоятельств, разоряется. К теории Сэя о координации факторов производства восходит общепринятая ныне классификация экономических ресурсов на 4 основных вида — природа, труд, капитал и предпринимательская способность. Теория «компенсации». А. Смит утверждал, что изобретение машин является следствием разделения труда, с которым возрастает число рабочих в каждой отрасли промышленности. Сэй развил это положение в теорию «компенсации»: уменьшение потребности в рабочих ввиду внедрения машин высвобождает и капитал, который употребляется на наём «вытесненных» рабочих. Сэю было известно о бедствиях, вызываемых «сокращением» труда на британских фабриках, также и о движении «луддитов»; однако во Франции проблема безработицы не стояла так остро. Крупная промышленность не вытесняла мелкие мастерские с такой неумолимой жестокостью, как в Англии; а революционное перераспределение собственности и гражданский кодекс Наполеона обеспечили большинству французского населения мелкую земельную собственность, что позволило избавиться от обычных в прежние века голодовок, а также от судьбы безземельных английских бедняков. Различные издания «Трактата» Сэя отразили внедрение механических изобретений, следовавших в начале XIХ в. одно за другим как в Англии, так и во Франции. Первоначально он допускал административное ограничение применения новых машин; однако впоследствии расценивал эту меру уже как нарушение прав частной собственности изобретателя, а английский пауперизм объяснял политическими и нравственными причинами. Как глава экономической школы «либерального оптимизма» Сэй доказывал, что излечение большей части бедствий, связанных с капиталистической промышленной организацией, заключается в тех же самых силах, на которых она основана, — в преследовании каждым индивидом своей выгоды и в свободной конкуренции. Не так смотрели на мир современники Сэя — Мальтус, Рикардо и Сисмонди.
6.3. Т. Мальтус: фатальный закон народонаселения; |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 312. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |