Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономическая мысль православия. Русский «Домострой»




Особенности восточного христианства.Судьбы православного, или ортодоксального христианства (русское слово «православие» соответствует греческому «ортодоксия», буквально — «истинная вера») в истории оказались теснейшим образом связаны с судьбой двух мировых евроазиатских держав — Великой Ромеи, «Византии», и выступившей её преемницей Великой России.

Великая Ромея — это империя (330 — 1453) со столицей в Константинополе, городе на обоих берегах пролива Босфор, разделяющего Европу и Азию. Город был основан (324) первым римским христианином-императором Константином на месте ранее разрушенного римлянами греческого торгового города Византий, и после распада Римской империи остался столицей её упрочившейся восточной части и главным центром международной торговли. Жители подвластных Константинополю территорий назывались ромеями (т.е. римлянами), хотя основным их языком стал греческий (койне). Потому для воспринявших от ромеев восточное христианство славянских народов оно стало «греческой верой православной». Южные и восточные славяне называли Константинополь Цареградом, а их правители принимали титул царъ, восходящий к римскому «цезарь». Православные царства балканских славян исчезли в средневековых войнах, как и древняя Киевская Русь. Исчезла и сама Великая Ромея, которую после падения (1453), ретроспективно и тенденциозно, стали в Европе именовать «Византийской империей».

Когда русская государственность восстановилась как самодержавное Московское царство, она осознала себя преемницей традиции православных ромейских императоров, в соответствии с которой неотделимы Царство и Церковь. Эта традиция восходит к последнему императору единой Римской империи Феодосию I (346 — 395) и отличается от западной традиции отделения духовной власти от светской.

Другое отличие — отсутствие на православном востоке схоластической традиции «учителей церкви». На католическом западе она сменила Священное предание (патристику) — учение «Отцов церкви», завершённое на западе Исидором Севильским и на востоке — Иоанном Дамаскином. Восточная представлена богословами Великой Ромеи, иногда включая тех из них, кто жил значительно позже, например, святителя Григория Паламу.

Православные деятели о деньгах.Со времён Константина в городе его имени был налажен чекан высокопробной золотой монеты — солида(от лат. solidus — «крепкий», «массивный»), или номисмы (общегреческое название денег). Она почти на тысячелетие стала наиболее ценимым средством обмена в международной торговле, способствуя закреплению Константинополя в роли «золотых ворот» между Западом и Востоком и «мастерской великолепия» с высокоразвитым ремеслом. Купец-писатель Косьма Индикоплов («Плававший в Индию») в своей «Христианской топографии» (VI в.) поведал о том, как царь далёкого острова Тапробана (Шри Ланка) признал номисму (солид) лучшей монетой в мире, отдав ей предпочтение перед серебряной монетой иранских шахиншахов.

Император Великой Ромеи Лев VI Мудрый (886 — 912) был, по-видимому, первым, кто назвал устойчивую полновесную монету «нервом всех дел». А выдающийся богослов святитель Григорий Палама (1296 — 1359) показал природу денег как средства обмена при общественном разделении труда: с их помощью и «с выгодой для жизни и избыток устраняется, и недостаток восполняется».

Торговля древнерусских земель с Константинополем-Цареградом по водному пути «из варяг в греки» была экономической предпосылкой обращения Руси в православие, а упадок этого пути после разорения Константинополя западными крестоносцами стал одной из причин распада Киевской Руси и натурализации хозяйства русских земель. В итоге само понятие «деньги» появилось в русском языке уже в период владычества ордынских ханов под влиянием татарской серебряной монеты «тенге». Установление московского самодержавия сопровождалось централизацией монетного чекана, но обширная страна осталась бедной деньгами, и основу экономической силы государства составило распоряжение землёй и трудом прикреплённых к ней людей.

Иосифляне и нестяжатели.Отождествление в русском языке основной хозяйственно-сословной категории населения с вероисповедной характеристикой — крестьяне (хрестьяне) — отразило прямую связь распространения православия по северо-восточной Руси с монастырской колонизацией («христиане монастырские») и выдающуюся роль церковного землевладения (треть всей государственной территории) в русском хозяйстве ко времени образования Московского царства. Первой экономической «дискуссией» в России можно считать спор между сторонниками игумена Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого (1440 — 1519) и группой «заволжских старцев» во главе с Нилом Сорским(1435 — 1508).

Размах землевладения монастырей, труд зависимых от них крестьян, крупные пожертвования знатных людей на «помин души» позволяли монастырской братии не только делать храмы более благолепными, но и накапливать богатства, вести прибыльную торговлю и зазорный образ жизни. «Заволжские старцы» представляли меньшинство монахов-иноков, которые вели аскетический образ жизни в лесных скитах и пустынях, кормились трудом рук своих и во внешнем богатстве монастырей видели источник падения нравов.

Нил Сорский проповедовал отказ от внешнего богатства и «особное» (уединённое в скитах и пустынях) жительство монахов, посвящённое изучению и испытанию божественных писаний, и самообеспечение своим рукоделием. Он также утверждал, что иноку «не подлежит творить милостыню»: «нестяжание» не позволяет иметь лишних средств, которые к тому же под видом «милостыни» могли использоваться для выдачи займа с требованием «лихвы» (процента).

Нил критиковал монастырское владение сёлами и украшение церквей золотыми и серебряными сосудами и другой роскошью. Он утверждал, что в монастырях должно иметь только «повсюду обретаемое и удобопокупаемое», и Бог не осудит человека за то, что тот не украшает храмов.

Иосиф Волоцкий, напротив, доказывал необходимость украшения храмов красивыми росписями, богатыми икономтасами и образами, и оправданность крупного монастырского землевладения как способа расширения материальных возможностей Церкви для совершения дел милосердия. Иосиф не считал физический труд обязательным для монаха, но требовал сурового поддержания дисциплины и неукоснительного повиновения. Он истолковал монастырское общежитие как коллективное (не индивидуальное) стяжание, позволяющее заниматься благотворительностью за счёт ресурсов, накопленных от владения сёлами и пожертвований имущих.

Монастырское землевладение для Иосифа Волоцкого — это норма «Божьего тягла», возложенного на Церковь, единую с Царством в исполнении вселенской миссии Православия. Иосиф был нетерпим к «еретическим» мнениям и, взяв верх над «нестяжателями» на соборе 1503 г., в следующем году добился их осуждения как еретиков. Иосифляне не только отстояли крупное монастырское землевладение, но и определили дальнейшую идеологию единства вселенской церкви и российской государственности, в которую вписалась формула «Москва — третий Рим». В настоящее время (с декабря 2009 г.) преподобный Иосиф Волоцкий объявлен небесным покровителем православного предпринимательства и хозяйствования.

Русский «Домострой».Одновременно с утверждением в православной церковности иосифлянства, определившего нормы быта русского монашества (расширенная редакция «Устава» Волоколамского монастыря) складывался корпус текстов, предписывающих нормы быта православным-мирянам — «Книга, называемая «Домострой». «Домострой» — калька греческого слова «ойкономия», непосредственно заимствованного из сочинений Иоанна Дамаскина(ок. 675 — 753), завершителя святоотеческого периода (патристики) в православии.

Иоанн Дамаскин, выделив в круге христианского знания практическую философию, разделил её на этику, экономику и политику. В русском восприятии эти учения были определены как «обычайное», «домостроительное» и «градное», связанные в «деятельное от добродетелей». «Домострой» обобщил сложившиеся этические бытовые нормы и нравоучения, став плодом коллективного труда русских авторов XV — XVI вв. Окончательная рукописная редакция «Домостроя» была составлена в середине XVI в., протопопом Сильвестром, приближённым царя Ивана Грозного; обновлённая печатная — педагогом и типографом иеромонахом Карионом Истоминым в конце XVII в.

«Домострой» — нормативный уклад крупного хозяйства в его повседневности. Хозяйства самодовлеющего, но в то же время явно отошедшего от антихрематистического понимания экономии. Среди рекомендаций: соразмерять расходы с доходами, но запасаться излишками, чтобы их можно было выгодно продать; ради той же цели покупать дёшево, «хотя и не надобе». Одновременно «Домострой» — отражение раздаточного подхода к съестному и прочим материальным благам, сложившегося в русском государстве и закреплённого в лексике: кормилец — «тот, кто дает есть», но также «благодетель, покровитель»; кормитель — то же, что кормилец, но также—«кормчий, правитель»; «дворцовый корм» и «денежный корм» — жалованье аппарата государственной власти и служилых людей и т.д. Хозяин любого состоятельного дома приказывал готовить больше, чем могла потребить его семья, а русский царь вёл себя подобно отцу большого семейства, наделяя «кормом» по старшинству и оказываемой чести. Православные цари рассматривали своё государство как личное имение, «вотчину».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 304.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...