Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВОПРОС. ФИЛОСОФИЯ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА. ОСОБЕННОСТИ РИМСКОЙ ФИЛОСОФИИ.




Эллинистическая философия — последний период развития философии Древней Греции, последовавший за Аристотелем. К основным чертам эллинистической философии относят этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов.

1 Киники

2 Скептицизм

3 Эпикуреизм

4 Стоицизм

5 Неоплатонизм

Киники

Самыми известными представителями киников были ученик Сократа Антисфен (ок. 450 — ок. 360 до н. э.) и его ученик Диоген (ок. 400 — ок. 325 до н. э.). Антисфен выступал за упрощение жизни, считал, что философия должна быть ближе к природе. «Тонкое» мудрствование он считал никчёмным. По его словам не должны существовать ни правительства, ни государства. Презирал богатство и роскошь. Прославил Антисфена его ученик Диоген. Сохранилось множество преданий, легенд и забавных случаев, связанных с этим философом. Считается, что жил Диоген в бочке. Он, как и его учитель, ненавидел богатство, считая его явлением случайным. Разум для киников был единственной ценностью. Диогена считают первым приверженцем космополитизма, он не признавал никаких границ и государств, считая человека — высшим благом.

Скептицизм

Скептицизм — направление в философии, возникшее под влиянием античной философии на основе идеи о текучести всего сущего. В частности Демокрит утверждал, что мёд ничуть не более сладок, чем горек, кроме того он постоянно меняется. Скептики также отмечали разницу между чувственным восприятием и мышлением. Поэтому утверждать ничего в точности не имеет смысла. Основателем скептицизма является Пиррон. На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит, а также аскеты и сектанты, с которыми Пиррон имел дело в азиатском походе Александра Македонского. Одной из центральных идей философии Пиррона является стремление к безмятежности (атараксии). Пиррон не писал сочинений, а излагал свои идеи устно.

Эпикуреизм.Самыми яркими представителями эпикуреизма являются Эпикур (341—270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 55 — 90 гг.). Эпикур развил идеи атомизма. Он не мог принять причинность, царившую в мире атомов Демокрита, согласно которому все создано в результате «столкновений» и «отскакиваний» атомов. Эпикур приписывает атомам способность «отклоняться» в результате движения «связной цепью». Он фактически приписывает атомам определенную волю, из-за которой мир не является хаотичным. Центральной идеей этического учения Эпикура является стремление к наслаждению, часто созерцательному. Высшим благом для философа по Эпикуру является постоянное ощущение наслаждения, то есть избавление от страданий. Для этого он призывает жить разумно и нравственно, проявлять уважение к богам.

 

Лукреций — философ, политик и поэт, автор поэмы «О природе вещей», в которой изящно описывает неуловимое действие испускаемых атомами «эйдосов» на органы чувств, которое вызывают у людей чувства и эмоции. Также как и Эпикур признает существование богов и души, рассматривая её как совокупность из самых гладких частиц.

Стоицизм

Стоицизм как подход в философии просуществовал с III в. до н. э. до III в. н. э. Представители: Зенон Китийский, Ксенофан, Хрисипп; I, II в. Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. Идеал стоика — невозмутимый мудрец, свободный от страстей. Стоики в своих учениях уделяли много внимания феномену воли. На учение стоиков поэтому сильное влияние оказал Сократ. По мнению Хрисиппа вся вселенная состоит из единой душевной женственно-нежной материи — эфира. Марк Аврелий, римский император, считал, что всё в мире взаимосвязано, развивается по какому-то закону, под руководством божественного провидения. Философия ранних стоиков строится на том, что мир состоит из четырёх стихий: земли, воды, огня и воздуха. Основой мироздания считались огонь и воздух. Закон, по которому огонь переходит в другие стихии, вслед за Гераклитом назвали Логосом. Судьба для стоиков есть Логос Космоса: она упорядочивается все в мире. Марк Аврелий также считал, что все люди равны от рождения и уважал формы правления, при которых в управлении страной задействовано всё население страны. Во время его царствования было улучшено положение женщин и рабов. Кроме того, стоики уделяли большое внимание грамматике.

 

 

ВОПРОС. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. ЛИЧНОСТЬ И МИРОВОЗРЕНИЕ АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА.

 

Возникновение христианской философии происходит в I веке нашей эры. Средневековая философия охватывает период с X по XV век. К особенностям относят.

Начавшееся разложение Римской империи приводит к тому,  что вместо разлагающихся языческих религий формируется религия угнетенных и порабощенных. Религия возникает как своеобразный протест рабов, нищих и свободных граждан против власти рабовладельца.

В период государства феодалов церковь становится единственным представителем наиболее организованной силы в этот период т. е. церковь становится крупным феодалом, она осуществляет связь между религиями и к тому же была единственным просвещенным классом того периода (самая мощная армия была церковная). Государство церкви было теоретически обосновано возникает христианская философия, которая оправдывает господство церковной иерархии. Средневековье характеризуется стремлением познать окружающий мир через господство Бога Все образовательные учреждения находятся при монастырях. Христианская философия опиралась на идеи Платона о существовании вечного мира и у Аристотеля учения о форме. Христианство строилось на вере (от лат. – истинный).

Вера – особое психологическое состояние человека, которое выражает его духовную установку на возможность истины.

Любая вера опирается на общепринятые авторитеты, определенные институты, а также на некритичны отношением к чужому мнению, опыту.

 

 

Аврелий Августин– крупнейший христианский мыслитель периода патристики. В своих произведениях он подвергает страстному осуждению различные еретические учения – гностицизм, манихейство и др. Августин сделал Бога центром философского мышления. Бог первичен, отсюда вытекает, что душа превосходит над телом, воли над разумом. Бог явл высшей сущностью, только его существование вытекает из собственного естества, всё остальное с необходимостью не существует. Он единственное, существование которого независимо, всё остальное существует лишь благодаря божественной воле. Согласно Августину, мир как свободный акт Бога явл творением разумным. Бог создал его на основе собственной идеи. Христианский платонизм был августианским вариантом учения Платона об идеях, которое понималось в теологическом и персоналистическом духе. В Боге сокрыт идеальный образец реального мира. Как у Платона, так и у Августина сущ 2 мира: идеальный в Боге и реальный в мире и пространстве.

 

 

ВОПРОС. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СХОЛАСТИКИ. ФИЛОСОФСКО-ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОМЫ АКВИНСКОГО.

Основные проблемы схоластики - Возникла необходимость в поиске рациональных путей истинности доказательства всего того, что провозглашала вера. Отсюда – схоластика. Схоласты уже располагали догмастической конструкцией, их задача состояла в том, чтобы её упорядочить и делать доступной для необразованных людей. Она носила лишь религиозный характер; мир не имеет самостоятельного существования, всё существует лишь в отношении к Богу. Метод схоластической философии был предопределен ещё в её исходных посылках. Речь идет не о нахождении истины, а о том, чтобы изложить и доказать эту истину посредством разума, т.е философии. Из этого вытекают 3 цели: 1. С помощью разума легче проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека; 2. Предать истине систематическую форму при помощи философских методов; 3. Используя филос. аргументы, исключить критику святых истин. Всё это – схоластический метод, в котором господствует формализм.

Фома Аквинский является систематизатором схоластики. Он в основу учения о бытии положил 5 доказательств существования Бога.

1) Материя обладает движением. Она есть источник движения, а все, что движение движимо чем-то другим. Значит существует перводвигатель, а это есть Бог.

2) Существует взаимодействие между причиной и следствием. Все причины действующие, но невозможно, что бы нечто было действующей причиной самого себя. Это нелепо, поэтому первопричиной является Бог.

3) Существуют случайности и закономерности. Закономерности определяются Богом.

4) Существует многокачественность вещей. Высшей ступенью качества является Бог, который более совершенен, чем все другие.

5) В мире господствует целесообразность то есть полезность во всей природе. Целесообразность определена Богом.

Рассматривая познание Фома считал, что существует разум и божественные откровения. Они различны, но не противоречат друг другу, но если разум противоречит истинам веры это результат неправильного рассуждения человека.

Догматы веры существуют в 2-х видах:

Рационально-постижимые: Бог-существует, Бог-един, душа бессмертна.

Рационально – непостижимые: сотворение мира, троичность Бога, догмат первородного греха.

Поэтому рационально постижимое это предмет философии и теологии, а рационально – непостижимое предмет веры и теологии. Учение Фомы – это учение о взаимодействии философии и веры.

Вывод: Философия есть служанка богословия, то есть она должна находить доказательства в истинности догматов религии.

Человек наделен естественным разумом, что позволяет ему познать окружающий мир, открыть законы его развития. Это стремление к познанию связанно с христианством , которое является выше естественного разума. Это доводы Фома распространил на государство. Все в мире расположено по ступеням божественной иерархии: в низу – неодушевленные вещи, выше – человек, еще выше ангелы, святые, отцы церкви и господь Бог. Бог определил государственное устройство. Власть государя определена божественной волей. Существует и естественные законы. Исходя из этого он выделил:

вечные или божественные законы. Они лежат в основе всего мирового порядка, природы и общества.

Естественные законы – они отражают вечные законы. К ним относятся инстинкты самосохранения, продолжения рода.Учение Ф. Аквинского в XIV веке усилено насаждается иезуитами и со второй половины XIX века становится основой неотавизма, который является основой католической религии, которую сегодня исповедуют более 1 млрд. людей.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 264.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...