Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЧЕРТА КАК ГЕНЕРАЛИЗОВАННАЯ РЕАКЦИЯ 8 страница




— Непременно,— отозвался Критон.— Не хочешь ли еще что-нибудь сказать?

Но на этот вопрос ответа уже не было. Немного спустя он вздрогнул и служитель открыл ему лицо: взгляд Сократа остано­вился. Увидев это. Критон закрыл ему рот и глаза.

Таков, Эхекрат, был конец нашего друга, человека — мы впра­ве это сказать — самого лучшего из всех, кото нам довелось.узнать на нашем веку, да и вообще самого, разумного и самого справед­ливого.

2 Выздоравливающий приносил Асклению, богу врачевания, петуха. Сократ счи­тает, что смерть для его души — выздоровление и освобождение отземных невз­год (из комментариев ко II т. Собр. соч. под ред. Лосева А. Ф.)


Феофраст(Теофраст, ок. 370 — 288 г. до н. э.) — древнегреческий философ и ученый, друг и последователь Аристо­теля, после смерти последнего (322 г. до н. э.) в течение 34 лет возглавлял созданную им школу («Ликей»). Ав­тор многочисленных произведений по всем отраслям знания своей эпохи, дошедшим до нас лишь частично. Развивал материалистические сторо­ны учения Аристотеля. Разработал

метод наблюдения, использующего приемы индуктивного обобщения и классификации на основе сходств и различий индивидуальных предметов. Последовательно применял этот ме­тод в ботанике, «отцом» которой он считается, а также в характерологии, где он дал одно из первых описаний человеческих типов. Соч.: Исследование о растениях. М., 1951; Характеры Л., 1974.

В своих «Характерах» Феофраст специфическим образом раскрывает термин «характер». Основу его типов составляет одна ярко выраженная (всегда отрица­тельная) черта, определяющая социальное поведение, или нравственный облик человека. В результате создаются образы-гротески, или образы-символы, облича­ющие различные социальные пороки. В них отсутствуют прочие индивидуальные качества носителей этих пороков.

Таким образом, в «Характерах» мы встречаемся с изображением черт лично­сти в узком значении этого последнего слова.

Г. Олпорт (см. его статью) отмечает очень поучительный прием, которым пользуется Феофраст: он помещает свой персонаж в серию, различных ситуаций, и в каждой из них прослеживает его поведение, обнаруживая в серии поступков печать одной и той же доминирующей черты. По мнению Олпорта, этот прием — один из тех, которые безусловно должна усвоить психология в своих лаборатор­ных и клинических исследованиях личности.

Из 30 зарисовок Феофраста мы выбрали три. В них через яркие жанровые картинки быта афинского жителя своего времени Феофраст изображает «вечные черты»: недоверчивость, льстивость, бестактность.

Феофраст ХАРАКТЕРЫ'



Недоверчивость

(1) Недоверчивость — это какая-то склонность подозревать всех в нечестности. А недоверчивый вот какой человек. (2) Отправив на рынок раба за съестным, он посылает за ним вслед другого разузнать, почем тот покупал. (3) В дороге даже сам несет свои день­ги и через каждый стадий присаживается и пересчитывает их. (4) Лежа в постели, спрашивает жену, заперла ли она денежный сундук и запечатала ли шкаф с серебряной посудой, заложила ли На большой засов дверь во двор; и даже если жена подтвердит все это, он вскакивает нагишом с постели, зажигает светильник и босой бегает вокруг, чтобы все проверить, и только после этого едва-едва засыпает. (5) У должников он требует проценты при свидете­лях, чтобы они не могли отпереться. (6) Свой плащ он скорее отдаст в чистку не тому сукновалу, кто» лучше всего выполнит работу, но тому, кто выставит верного поручителя. (7) Приди кто-нибудь просить у него взаймы серебряных кубков, он обычно отказывает; если же проситель какой-нибудь родственник или близкий человек, то отдает кубки, но чуть ли не подвергнув их пробе на огне и взвесив, и даже, пожалуй, потребует поручителя. (8) Провожающе­му его рабу он велит идти не сзади, а впереди, чтобы наблюдать, как бы тот не удрал по дороге. (9) Если какой-нибудь покупатель скажет-ему: «Запиши за мной, сейчас мне некогда с тобой рас­считаться», он отвечает: «Не беспокойся! Я буду ходить за тобой следом, пока ты не освободишься».

Льстивость

Лесть можно определить как недостойное обхождение, выгод­ное льстецу. А льстец вот какой человек. Идя с кем-либо, он гово­рит спутнику: «Обрати внимание, как все глядят на тебя и дивятся. Ни на кого ведь в нашем городе не смотрят так, как на тебя! Вчера тебя расхваливали под Портиком. А там ведь сидело больше тридцати человек. И когда речь зашла о том, кто самый благород­ный, то все (и я прежде всего) сошлись на твоем имени». Продол­жая в таком духе, льстец снимает пушинку с его плаща, и если тому в бороду от ветра попала соломинка, то вытаскивает ее и со смешком говорит: «Смотри-ка! Два дня мы с тобой не видались, а уже в бороде у тебя полно седых волос, хотя для твоих лет у тебя волос черен, как ни у кого другого». Стоит только спутнику открыть рот, как льстец велит всем остальным замолчать, и если тот поет, то расхваливает, а по окончании'песни кричит: «Браво!» А если спутник отпустит плоскую шутку, льстец смеется, затыкая рот плащом, как будто и в самом деле не может.удержаться от смеха. Встречным он велит остановиться и ждать, пока «сам» не пройдет. Накупив яблок и груш, он угощает детей на глазах отца и целует их со словами: «Славного отца птенцы». Покупая вместе с ним сапоги, льстец замечает: «Твоя нога гораздо изящнее этой обуви». Когда тот отправляется навестить кого-нибудь из друзей, он забегает вперед со словами: «К тебе идут!», а затем, возвратившись, объявляет: «Я уже известил о твоем приходе». Мало того, он способен даже, не переводя духа, таскать покупки с женского рынка.

Первым из гостей он расхваливает хозяйское вино и пригова­ривает: Да и в еде ты знаешь толк, затем, попробовав что-нибудь со стола, повторяет: «Что за славный кусочек!» Пристает к хозяину с вопросами: не холодно ли ему, не накинуть ли на него чего-нибудь и — не дожидаясь ответа — закутывает его. С хозяином льстец шепчется, а во- время разговора с другими оглядывается на него. В театре льстец сам подкладывает ему подушку, отняв ее у раба. И дом-то его, по словам льстеца, прекрасно построен, и зе­мельный участок отлично обработан, и портрет похож.

БЕСТАКТНОСТЬ

Бестактность — это неумение выбрать подходящий момент, при­чиняющее неприятность людям, с которыми общаешься, а бестакт­ный вот какой человек. К занятому человеку он приходит за сове­том и врывается с толпой бражников в дом своей возлюбленной, когда та лежит в лихорадке. К уже пострадавшему при поручитель­стве он обращается с просьбой быть его поручителем. Когда пред­стоит выступать свидетелем, он является в суд уже по окончании дела. На свадьбе начинает поносить женский пол. Человека, кото­рый только что пришел домой усталый, он приглашает на прогулку. Он^ способен к продавшему что-нибудь привести покупателя, кото­рый предлагает более высокую цену. В собрании, когда все уже знают и поняли сущность дела, он встает и начинает рассказывать все сначала. Он усердно предлагает свою помощь в деле, которое начавший его хотел бы прекратить. За причитающимися ему процен­тами он является как раз после того, как его должник потратился на жертвоприношение. Когда раба наказывают ударами бича, он стоит тут же и рассказывает, кстати, как у него как-то раб пове­сился после бичевания. В третейском суде он старается поссорить стороны, желающие примириться. Пускаясь в пляс, тащит за собой соседа, который еще не пьян.


Кант (Kant) Иммануил (22 апреля• 1724 12 февраля 1804) — немецкий философ, родоначальник немецкого

• классического идеализма, основатель так называемого критического, или «трансцендентального», идеализма. В «докритический» период (до 1770) выполнил ряд исследований, объеди­ненных материалистической идеей естественного развития вселенной и: Земли.

Переход к «критическому» периоду знаменуется попыткой указать прин-. ципиальные границы познавательных способностей человека. Исследуя во­прос об условиях возможности досто­верного знания в математике и естест­вознании, И. Кант пришел к допуще­нию особых «априорных» (доопыт-ных) форм созерцания и рассудка. Установленные Кантом «антиномии» (противоречия) разума послужили для него основанием для различения «вещей самих по себе» и «явлений» или способов обнаружения этих ве­щей в опыте, а также для утвержде­ния, что теоретическому познанию до­ступны только «явления». Учение Канта оказало огромное влияние на развитие научной и философской мысли, в частности, оно стало исход-

ным пунктом и стимулом для раз­работки диалектики у Фихте, Шел­линга, Гегеля.

Вместе с тем философия Канта имеет отчетливо выраженный агностический и дуалистический характер, в силу чего в нем нашли опору некоторые реакционные направления последую­щей буржуазной философии. «Антропология», отрывок из которой публикуется в хрестоматии, принад­лежит позднему периоду творчества Канта. В соответствии с мыслью Кан­та, человек — существо, принадле­жащее двум различным мирам: миру природы, где он подчиняется естест­венной необходимости, и миру свобо­ды, где он выступает как нравственно самоопределяющееся существо. Соч.: Соч., тт. 1—6. М., 1963—1966-Трактаты и письма. М., 1981. Лит.: Маркс К-. 'Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т. 3; Ленин В. И. Поли. собр. соч. 5-е изд., т. 18; Фишер К. История новоу философии, т. 4—5. Спб., 1906—1910; Виндельбанд В. История новой философии, т. 2. Спб., 1905; Асмус В. Ф. Философия И. Канта. М., 1974; Гулы га А. Кант. 2-е изд. М.. 1981.

Приводимый отрывок из И. Канта представляется нам ценным потому, что в нем в образной, почти беллетристической форме раскрываются важные понятия.

Это, .прежде всего, понятие личности в узком значении, обозначаемой Кантом термином «просто характер», или «внутренний (моральный) характер». Согласно Канту, человек обладает характером — в указанном смысле,— если он руковод­ствуется твердыми, установленными для себя принципами, «максимами». В отли­чие от этого можно говорить о характере как «способе чувствования». Его задает человеку природа. Для обозначения его Кант использует термин «темперамент».

Человек обладает характером (т. е. является личностью) и в том случае, если принципы ложны или ошибочны. Такой человек может вызывать отвращение, но в точном научном смысле он все равно остается личностью. Личность задается формальной структурой — самосознанием: «Это то, что человек сам делает из себя».

Очень интересны мысли Канта о двойственности природы некоторых черт ха­рактера (злобы, доброты, упорства): они могут быть и свойствами темперамента, и — качественно иными по своей природе — свойствами личности.

Столь же интересно замечание Канта о способе, каким «утверждается харак­тер;». Принятие новых принципов обычно происходит не постепенно, а внезапно, создавая впечатление новой эпохи, своего рода возрождения личности. Это наблюдение Канта хорошо подтверждается описаниями «кризисных» событий в жизни личности.

И. Кант О ХАРАКТЕРЕ КАК ОБРАЗЕ МЫСЛЕЙ1

Кант И. Собр. соч., т. 6. М., 1966.

Сказать о человеке просто, что у него характер — значит не только сказать о нем очень много, но и сказать это многое в похвалу ему, ибо это редкость, которая вызывает у других уважение и удивление. Если под этим словом разумеют вообще то, чем несомненно обла­дает данный человек, будет ли это хорошее или дурное, то обычно к этому прибавляют, что у него тот или иной характер, и тогда этим словом обозначают способ его чувствования. Но просто иметь характер — значит обладать тем свойством воли, благодаря кото­рому субъект делает для себя обязательными определенные прак­тические принципы, которые он собственным разумом предписывает себе как нечто неизменное. Хотя эти принципы иногда бывают лож­ными и ошибочными, все же формальное в воле вообще, а именно [правило] поступать согласно твердым принципам (а не бросаться туда и сюда подобно туче комаров) заключает в себе нечто ценное и достойное удивления, потому оно и бывает редко.

Здесь главное не то, что делает из человека природа, а то, что он сам делает из себя; ибо первое относится к темпераменту (при­чем субъект большей частью бывает пассивным) и только второе свидетельствует о том, что у него характер...










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...