Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Охрана и укрепление здоровья населения мира
Среди глобальных проблем современности проблема охраны и укрепления здоровья человеческого рода занимает, можно сказать, особое место. И потому, что она – одна из древнейших проблем, с которой человек столкнулся уже в самом начале своего существования. Ипотому, что в данном случае речь идет о самом ценном, что есть у каждого человека, – о его жизни. Понятно, что в наши дни острота этой проблемы уже не такая, какой была в прошлые эпохи, когда от огромных вспышек инфекционных заболеваний (пандемий) вымирали целые области и даже страны. Из истории хорошо известен пример пандемии чумы в Европе в XIV в.: «черная смерть» унесла тогда до 1/3 всего ее населения. В этом смысле в какой-то мере переломным этапом стал конец XIX в., когда была создана теория иммунитета, началось вакцинирование людей. Еще большие успехи на этом пути были достигнуты в XX в., когда удалось победить чуму, холеру и другие страшные болезни. В 50-х гг. XX в. научились бороться с таким острым вирусным заболеванием, как полиомиелит. А в 60—70-х гг. XX в. была ликвидирована еще одна вирусная и высокопатогенная болезнь – оспа. Хотя методика прививок против этой болезни была разработана еще в начале XIX в., справиться с ней никак не удавалось. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), еще в 1967 г. оспа оставалась регулярно обнаруживаемой болезнью в 31 стране. В том же году оспой переболели от 10 до 15 млн человек. Из них около 2 млн умерли, а миллионы выживших оказались обезображенными на всю оставшуюся жизнь. Именно тогда ВОЗ приступила к выполнению своей программы полного искоренения очагов этой болезни при помощи сплошной вакцинации, и затем в течение десяти лет она была ликвидирована. Последний случай заболевания оспой был отмечен в Сомали в октябре 1977 г. Однако еще очень многое предстоит сделать. Достаточно вспомнить о том, что и в наши дни в мире ежегодно заболевают малярией 110 млн человек и от 1 до 2 млн умирают от этой болезни. В ее «зоне риска» по-прежнему находятся почти 100 стран с общим населением более 2 млрд человек. Далеко не изжиты еще и такие болезни, как туберкулез, дифтерия, грипп, венерические и многие другие заболевания. Более того, во второй половине XX в. с особой силой стали проявлять себя новые болезни, которые стали называть болезнями цивилизации. Б.Б.Прохоров относит к ним гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, язвенную болезнь, диабет, бронхиальную астму, болезни обмена веществ, неврозы, психические расстройства и др. До сих пор медицина не может справиться с онкологическими заболеваниями. А уж новоявленный СПИД и вовсе стал «чумой XX века». Вот почему глобальная проблема охраны и укрепления здоровья населения мира продолжает оставаться очень актуальной. Значение ее еще более возрастает в связи с тем, что, по современным представлениям, именно здоровье рассматривается как наиболее важный компонент таких синтетических понятий, как качество населения и качество жизни. При этом имеется в виду и здоровье каждого отдельного человека, и здоровье всего населения (так называемое популяционное, или общественное здоровье). В одном из документов ВОЗ прямо говорится о том, что хорошее здоровье является главным ресурсом для социального и экономического развития и общества в целом, и отдельной личности. При этом нужно иметь в виду, что само понятие «здоровье» ВОЗ рассматривает не только в узком смысле – как отсутствие болезней или физических дефектов, но и гораздо шире – как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Поэтому для характеристики состояния здоровья обычно используют целый набор показателей – таких, как средняя ожидаемая продолжительность жизни, общая смертность, младенческая смертность, материнская смертность, причины смерти, потерянные годы потенциальной жизни, заболеваемость, госпитализация, временная нетрудоспособность, инвалидность. И все-таки не будет большой ошибкой утверждение, что все эти показатели тесно связаны с одним, в какой-то мере исходным, а именно – заболеваемостью. Факторы, влияющие на здоровье населения и соответственно на уровень заболеваемости, достаточно хорошо изучены медиками и медико-географами. Обычно их объединяют в четыре следующие группы: 1) природные условия; 2) образ жизни и социально-экономические условия; 3) загрязнение и деградация окружающей среды; 4) производственные условия. Фактор различия природных условий уже сам по себе оказывает большое влияние на характер и структуру заболеваемости. Многочисленные примеры, подтверждающие такое заключение, приводит Б. Б. Прохоров, который рассматривает их, так сказать, в отраслевом и в районном разрезе. В первом случае можно говорить о том, какое воздействие оказывают на здоровье человека геологическое строение территории, с которым связаны, например, избыток или недостаток биологически активных элементов, радиоактивный фон, гидрологические условия, от которых зависит избыток или недостаток необходимой людям питьевой воды, почвы, растения и животные, которые также могут служить источником многих инфекционных заболеваний. Во втором случае речь идет о том, что, например, в полярных районах преобладают заболевания, обусловленные низкими температурами воздуха, высокой влажностью, сильными ветрами, активными геомагнитными явлениями. В районе влажных тропиков и субтропиков ведущее место занимают болезни, вызываемые такими биологическими факторами, как укусы ядовитых животных, ядовитыми растениями. Жители сухих степей и пустынь, жизнь которых связана с длительным пребыванием на солнце, гораздо чаще заболевают раком кожи. А у жителей высокогорий распространены так называемые горная болезнь, снежная слепота.[90] Можно добавить, что иногда причинами заболеваемости становятся неожиданные изменения климатических и погодных условий. Так, в 1994 г. длительные муссоны в северной части Индии сменились 35-градусной жарой, которая продолжалась три месяца. Это привело к нашествию крыс на города и явилось причиной эпидемии легочной чумы в городе Сурат. Доказано, что повышение температуры способствует расширению ареалов распространения малярийных комаров и к тому же делает их более агрессивными. А истончение защитного озонового слоя становится причиной увеличения заболеваний раком кожи и катарактой соответственно на 300 тыс. и 700 тыс. в год. Фактор образа жизни и социально-экономических условий также очень важен. Естественно, что состояние и физического, и тем более духовного здоровья во многом зависит от социального и экономического благополучия как отдельной семьи, так и всего общества. Эта группа факторов особенно разнообразна. К ней обычно относят (в негативном аспекте) плохие материально-бытовые условия, непрочность семей, одиночество, неправильное питание, употребление табака, алкоголя и наркотиков, злоупотребление лекарствами и др. По данным на 2000 г., курят около 40 % взрослых жителей Земли. Первое место в мире по потреблению табака занимает Китай, второе – США, третье – Япония. Отчеты ВОЗ свидетельствуют о том, что ныне каждый 12-й житель Земли умирает от употребления никотина. Неудивительно, что в США и Западной Европе в последнее время начата активная борьба с курением. И результаты этой борьбы налицо: в начале 1970-х гг. курили 52 % американцев, а в начале 1990-х гг. эта доля уменьшилась до 35 %. В последующее десятилетие она сократилась до 25 %. Фактор загрязнения и деградации окружающей среды в последнее время стал привлекать особое внимание тем более, что и сама степень такой деградации продолжает возрастать. О таком интересе наглядно свидетельствуют и материалы Всемирной конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992). Этот фактор тоже изучен уже достаточно детально. Доказано, что загрязнение атмосферного воздуха способствует развитию болезней системы кровообращения, органов дыхания, эндокринной системы, возникновению злокачественных новообразований, аллергии. Загрязнение продуктов питания и воды – в особенности химическими веществами – вызывает болезни органов пищеварения, крови, мочеполовых органов, онкологические и другие заболевания. В литературе приводится много примеров заболеваний, вызываемых загрязнением питьевой воды. И это неудивительно, если учесть, что уже в начале XXI в. загрязненной водой в быту пользуются около 1,1 млрд человек. Такая вода становится главным источником холеры, брюшного тифа, дизентерии, вирусного гепатита. В мире ежегодно регистрируют до 900 млн случаев заболевания дизентерией; каждый год от кишечных заболеваний умирают 5 млн детей. К этому перечню можно добавить болезни, передающиеся человеку при наружном контакте с загрязненной водой – например, такие опасные, как шистосомоз. Вот почему на уже упоминавшемся Саммите тысячелетия (2000) была поставлена задача за период до 2015 г. вдвое сократить число людей, не имеющих постоянного доступа к безопасной воде. Фактор производственных условий в последнее время также приобрел большое значение. При этом имеются в виду вредные условия труда, частые стрессовые ситуации, производственный травматизм, разного рода несчастные случаи и др. Травматизм, например, может служить причиной смерти, инвалидности, временной потери трудоспособности. А такие случаи по мере развития и усложнения техники становятся все более частыми. Они происходят в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте. Например, во всем мире в результате автомобильных аварий ежегодно получают травмы примерно 10 млн человек (а ведь это равно всему населению Белоруссии или Греции), в том числе 200 тыс. человек погибают. Кстати, такие происшествия, как хорошо известно, часто являются следствием потреблении алкоголя. Конечно, при всем этом многое зависит и от общего уровня здравоохранения, который чаще всего характеризуется такими показателями, как число врачей и больничных коек из расчета на 100 (или 10) тыс. жителей или, наоборот, численностью людей, приходящихся на одного врача. Всемирная организация здравоохранения ежегодно публикует в своих докладах-отчетах обзоры сведений об изменениях уровня и причин смертности населения Земли. Так, по данным отчета за 1997 г. в том году всего умерло 52,2 млн человек, в том числе по причине инфекционных и паразитарных болезней – 17,31 млн (33 %), болезней сосудистой системы, которым подвержены преимущественно старые люди, – 15,3 млн (29 %). Затем с большим отрывом следуют новообразования (опухоли) – 12 %, младенческая и детская смертность – 7, болезни дыхательной системы – 6, смертность матерей-рожениц – 1 %. Самая частая причина смертности по всему миру – ишемическая болезнь сердца (от нее в 1997 г. умерли 7,2, в 2003 г. – 10 млн человек). Обратимся теперь к географическим аспектам глобальной проблемы здоровья. Как и можно было ожидать, основной рубеж здесь проходит между экономически развитыми и развивающимися странами. Самое общее различие между ними можно наглядно показать, сравнивая качество окружающей среды обеих групп стран с медико-географических позиций (рис. 157). В экономически развитых странах все показатели уровня здравоохранения оказываются значительно более высокими. На 100 тыс. жителей в них обычно приходится от 200 до 500 врачей и от 400 до 1000 больничных коек, в среднем на одного врача – 200–300, а на одну больничную койку – 100–200 человек. Основные показатели состояния здоровья населения – такие, как средняя ожидаемая продолжительность жизни, младенческая и материнская смертность, – в них гораздо более благоприятные. Но при всем этом развитые страны отнюдь не избавлены от «болезней цивилизации», которые свойственны в первую очередь жителям городов. Такие болезни возникают под воздействием всех перечисленных выше четырех групп факторов. Но структура заболеваний и соответственно смертности в этих странах имеет свою специфику. Среди причин смертности во всех развитых странах на первом месте стоят болезни сердца и сосудов головного мозга. На втором месте – злокачественные новообразования, на третьем – болезни органов дыхания (от 50 до 100), на четвертом – болезни органов пищеварения, а от инфекционных и паразитарных болезней умирают только 5—10 человек из 100 тысяч. Рис. 157.Медико-географические типы территорий (по Е. Л. Райх и Л. В. Максимовой) Международная статистика приводит данные и по отдельным странам, характеризующие вероятность смертей от той или иной болезни для рождающихся ныне детей. Из этих данных следует, что от болезней сердца могут в будущем погибнуть 30–35 % жителей Австрии, Швеции, Финляндии, Германии, Ирландии, Болгарии, США, Израиля, Австралии, от онкологических болезней 23–25 % жителей Нидерландов, Дании, Великобритании, Ирландии, Франции, Швейцарии, Австрии, Чехии, Италии, Канады, Австралии, Новой Зеландии. Особую «статью расхода» формируют разного рода несчастные случаи, убийства, самоубийства и другие формы внешнего воздействия, число которых из расчета на 100 тыс. жителей обычно варьирует от 50 до 100, но иногда достигает 100–200 случаев и даже больше. В качестве положительного фактора можно отметить определенные успехи, наметившиеся в борьбе с алкоголизмом и курением. В развивающихся странах все основные показатели качества жизни и качества населения значительно ниже. Несмотря на заметные успехи, достигнутые в годы независимого существования, уровень здравоохранения в этой группе стран остается в целом еще невысоким. На 100 тыс. жителей даже в подгруппе стран «верхнего эшелона» приходится от 20–30 до 50—100 врачей и от 100 до 200–300 больничных коек. О большом разбросе показателей свидетельствуют и данные о численности людей, приходящихся на одного врача (от 600–800 в Мексике и Бразилии до 8,5 тыс. в Индии и на Филиппинах) и на одну больничную койку (в Бразилии – 300, в Индии – 1400). В наименее развитых странах все эти показатели остаются значительно более низкими. Менее благоприятно и сочетание охарактеризованных выше факторов, воздействующих на здоровье людей. Это относится и к фактору природных условий, которые в странах Юга отличаются в целом большей экстремальностью и большим распространением разного рода неблагоприятных природных явлений. Это относится и к степени загрязненности и деградации окружающей среды. Так, по данным ВОЗ, на середину 1990-х гг. примерно 4/5 всех болезней и 1/3 смертей в этих странах явились следствием потребления загрязненной воды. Рис. 158. Распространение СПИДа в 1970–1980 гг. В развитых странах доступ к безопасной питьевой воде обычно имеют 95—100 % жителей, в развивающихся же разброс этого показателя очень велик: от почти 100 % в Коста-Рике, Тунисе, Таиланде (для городских жителей) до менее 50 % в Афганистане, Камбодже, ДР Конго, Мозамбике, Мадагаскаре и менее 25 у Эфиопии и Сомали. И это с учетом того, что по многим наименее развитым странам международная статистика просто не располагает необходимыми сведениями. Можно добавить, что в рисоводческих районах Азии с высоким загрязнением ирригационных каналов по-прежнему широко распространен шистосомоз, которым болеют не менее 200 млн человек. Понятие неблагоприятности в такой же, если не в большей степени относится к фактору образа жизни и социально-экономических условий. В бедных странах гораздо больше распространены болезни, связанные с общей антисанитарией. Структура заболеваемости и смертности в развивающихся странах также во многом иная. Главным бичом их жителей были и остаются инфекционные болезни, эпидемии которых случаются довольно часто. В странах Восточной Африки на 100 тыс. жителей и ныне приходится от 20 до 50 тыс. больных малярией. Большой урон в Тропической Африке наносит населению и «сонная болезнь». Подсчитано, что в целом в развивающихся странах не менее 200 млн человек страдают от кишечных заболеваний. А в последнее время возросло и число болезней онкологического характера. Во второй половине XX в. появилась, однако, такая новая болезнь, которая не делает больших различий между богатыми и бедными странами и людьми, между мужчинами, женщинами и детьми. Название этой болезни теперь известно каждому – это СПИД.[91] Она стала известной только в конце 70-х гг. XX в., но распространение ее по всему земному шару стало происходить очень быстро. В 1980 г. в мире было отмечено 200 случаев заболевания СПИДом, в 1985 г. – 280 тыс., в 1990 г. – 440 тыс. и в 1995 г. – почти 1,2 млн. В начале XXI в. ежегодные людские потери от СПИДа достигли уже 2,7–3 млн человек, а всего к началу 2006 г. от этой болезни умерло 25 млн человек. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения число ВИЧ-инфицированных ежегодно возрастает на 4–4,5 млн человек, а общее их число в 2005 г. составило уже почти 40 млн человек (в том числе 17,7 млн женщин и 2,3 млн детей до 15 лет). Пандемия СПИДа имеет и свою географию. Зародилась эта болезнь в Центральной Африке, но уже в 80-х гг. XX в. распространилась по всем континентам (рис. 158). Достаточно сказать, что в 2006 г. численность ВИЧ-инфицированных в Западной Европе составила 740 тыс. человек. В Восточной Европе и Центральной Азии (под этим термином в международной статистике фигурируют прежде всего страны СНГ) их число достигло 1 млн 700 тыс. человек; при этом особо отмечаются высокие темпы такого роста. Из субрегионов Азии особо выделяется Южная и Юго-Восточная Азия (7 млн 800 тыс.). В Северной Америке ВИЧ-инфицированных насчитывается 1 млн 400 тыс., в Латинской Америке около 2 млн человек. Но абсолютное первенство по-прежнему сохраняет за собой Африка к югу от Сахары, где число ВИЧ-инфицированных людей уже достигло почти 25 млн человек. Тогда как развитым странам удается удержать степень инфицированности взрослого населения вирусом СПИДа на уровне ниже 1 %, в Свазиленде он составляет 33 %, в Ботсване, Лесото и Зимбабве 20~ 24, в Намибии и ЮАР 19~20, в Замбии, Мозамбике и Малави 14~16 %. Если положение не изменится к лучшему, то все эти страны только в течение ближайшего десятилетия могут потерять от СПИДа до 1/5 своего взрослого населения. «Тенденция роста смертности от СПИДа в Африке, – пишут американские ученые, – напоминает скорее о раннем средневековье, чем о светлом новом тысячелетии, на которое столь многие возлагали большие надежды».[92] Рассматривая проблемы, связанные со СПИДом, необходимо учитывать, что это уже не столько медицинское и даже не социально-экономическое, а скорее политико-государственное явление. Действительно, масштабы его ныне уже таковы, что они угрожают обезлюдением целым странам. Неудивительно, что начиная с 1988 г. под эгидой ООН ежегодно проводится Всемирный день борьбы со СПИДом. В 2001 г. состоялась специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по проблеме СПИДа; осуществляется специальная программа ООН по ВИЧ/СПИДу – ЮНЭЙДС. Ученые многих стран работают над созданием вакцины для борьбы с этой болезнью. Оценивая на таком мировом фоне ситуацию, сложившуюся в России, следует прежде всего отметить ее противоречивость. С одной стороны, по числу врачей (485) и больничных коек (1125) на каждые 100 тыс. жителей Россия продолжает занимать одно из первых мест в мире. С другой стороны, основные показатели качества населения и качества жизни, включая и ее среднюю ожидаемую продолжительность на протяжении 1990-х гг. – в условиях социально-экономического кризиса и продолжающейся деградации окружающей среды – значительно ухудшились. Несколько изменилась и структура заболеваемости и смертности. Среди причин смертности по-прежнему внеконкурентное первое место занимают болезни сердца и сосудов головного мозга. Но при этом значительно возросла смертность от несчастных случаев и травматизма, а также от онкологических и венерических заболеваний, увеличилась численность инвалидов. Но едва ли не главное «новшество» в этом плане – заметное возрождение некоторых инфекционных заболеваний, в особенности туберкулеза. При оценке состояния здоровья населения России особую озабоченность вызывает тот факт, что в стране продолжает увеличиваться число болезней, возникновение которых обусловлено такими социальными факторами, как недостаточный уровень бытовой и социальной инфраструктуры, медицинского обслуживания. Во все большей мере сказывается и фактор ухудшения экологической обстановки, а также сохранение очень высокой численности курящих людей (40 млн) и пьяниц (15–17 млн). И это не говоря уже о совершенно особой проблеме быстрого распространения СПИДа: в 1996 г. официально насчитывалось 2,5 тыс. ВИЧ-инфицированных, а в середине 2006 г. – 350 тыс., но фактическое их число значительно больше. Из этих фактов со всей очевидностью вытекают и основные направления действий, необходимых для охраны и укрепления здоровья россиян. В нынешних условиях охрана здоровья также становится одним из важных факторов национальной безопасности страны. Глобальное образование До самого недавнего времени проблемы образования рассматривались в основном на уровне отдельных стран, точнее – их школьных и вузовских систем. В педагогике сложилась особая отрасль знания, названная сравнительной педагогикой, которая именно в сопоставительном плане анализирует состояние, основные закономерности развития образования, выделяет позитивные и негативные аспекты международного педагогического опыта, формы и способы взаимного обогащения национальных педагогических культур. Эти системы и эти культуры действительно имеют существенные различия. Например, в зависимости от характера системы управления их принято подразделять на централизованную систему, при которой весь учебный процесс определяется и регламентируется центральным государственным органом (Франция, Италия, Нидерланды, Япония, Китай), и децентрализованную систему, при которой управление образованием осуществляется на уровне разного рода местных и районных общественных или общественно-государственных органов при довольно слабом контроле «сверху» (США, Германия, Швейцария, Канада, Австралия). Наряду с этим в последние два-три десятилетия в научный обиход стало входить новое понятие – о глобальном образовании. Его следует трактовать как специальную сферу жизни человечества, в которой под контролем общества формируются внешние и внутренние условия для развития личности в процессе освоения ценностей как национальной, так и мировой культуры.[93] Глобальное образование – это еще одно порождение современного этапа НТР, связанного с усилением интеграционных тенденций, общих процессов интернационализации и глобализации. А основные его цели заключаются в преодолении: 1) разделения мира на противоборствующие группировки, а также социальных, национальных и иных антагонизмов; 2) разлада между человеком и природой, грозящего экологической катастрофой; 3) расщепления человеческого сознания и души.[94] Иными словами, главная идея глобального образования – это идея формирования свободной и непредубежденной личности с высокой мерой ответственности за судьбу своего отечества и мира в целом. Неудивительно, что в научный оборот стало входить новое понятие о глобальной этике (глобальной солидарности, глобальной ответственности) как одной из основ нового гуманизма. Значение такого подхода во многом предопределяется и масштабами современного мирового образования. В мировой образовательный процесс ныне вовлечены более 1 млрд детей дошкольного и школьного возраста, студентов вузов и средних специальных учебных заведений, примерно 60 млн учителей, воспитателей и вузовских педагогов, не говоря уже о десятках миллионов работников вспомогательного и обслуживающего персонала. Из всех известных сфер человеческой деятельности по числу занятых с образованием может соперничать только сельское хозяйство. А по степени разветвленности своей инфраструктуры глобальное образование превосходит и сельское хозяйство. При этом его перспективы также следует рассматривать как самые обнадеживающие: ведь население планеты в возрасте от 5 до 24 лет ныне уже превышает 2 млрд. Но все сказанное вовсе не означает, что развитие глобального образования происходит плавно и бесконфликтно. Достаточно сказать, что в сравнительной педагогике – как западной, так и отечественной, начиная с 1960-х гг., получило широкое распространение такое понятие, как мировой кризис образования. Нужно иметь в виду, что оно отнюдь не тождественно понятию абсолютного упадка. Тем не менее кризисные явления в образовании, хотя и в разной степени, стали проявляться во всех странах мира. И это неудивительно, поскольку разрыв между образованием со всеми его ведущими компонентами (цели, структура, содержание, методы обучения) и резко изменившимися условиями жизни общества был обусловлен вполне объективными причинами. Главная из них – начало перехода от индустриальной к постиндустриальной стадии развития, с чем связаны и стирание четкой грани между физическим и умственным трудом, и интеллектуализация, и компьютеризация труда, и неприемлемость функциональной неграмотности, и иная трактовка производственно-технического обучения, и гораздо более широкое вовлечение женщин в обучение и общественно полезный труд. Очень важно отметить и то, что в эпоху НТР в большинстве стран мира средняя школа превратилась из элитарной в массовую. Все это означает, что изменился социальный заказ общества к образовательным системам. А научной основой для такой переоценки стала теория человеческого капитала, начало формированию которой было положено еще на рубеже 50—60-х гг. XX в. Вот почему потребовались те реформы образования, которые в последние два-три десятилетия активно проводятся в большинстве стран мира. Эти реформы стали важной составной частью социальной политики современных государств. Они постоянно находятся в поле зрения законодательных и исполнительных органов власти, общественности. Они предусматривают перестройку структуры и содержания образования, методов учебной и воспитательной работы. При проведении таких образовательных реформ достаточно четко обозначились и те тенденции и направления, которые можно назвать общемировыми. Суммируя мнения по этому вопросу, высказанные как отечественными (З. А. Малькова, Б. Л. Вульфсон, А. Н. Джуринский), так и зарубежными специалистами в области сравнительной педагогики, можно утверждать, что основными характерными чертами современного глобального образования являются: во-первых, приоритетность образования, которая выражается в повышенном внимании к нему государства и в соответствующих масштабах финансирования; во-вторых, непрерывность образования, которая должна позволить современному высокообразованному человеку приобретать новые знания и осваивать новые профессии на протяжении всей своей жизни; в-третьих, повышение качества образования, которое предусматривает обязательное для всех базовое содержание общего образования и достижение его с опорой на личность ученика, высокий профессиональный уровень учителей и педагогическую науку; в-четвертых, демократизация образования, означающая его доступность для всех членов общества, независимо от пола, социального положения, национальной, расовой, религиозной принадлежности учащихся; в-пятых, гуманизация образования, т. е. воспитание гуманного отношения к людям, к природе, к плодам человеческого труда; в-шестых, фундаментализация образования, предусматривающая акцент на те знания и умения, которые составляют основу миропонимания, общей культуры молодого поколения и необходимы для восприятия научной картины мира; в-седьмых, внедрение в учебный процесс школы таких методов обучения, которые направлены на развитие познавательной и творческой активности учащихся. К этому перечню можно добавить и такое общее чрезвычайно важное направление, каким является информатизация образования, которая по своей сути революционизирует его, поскольку информационные технологии изменяют саму природу мышления, а следовательно, и сущность процесса образования. Использование новых информационных и коммуникационных технологий составляет, можно сказать, научно-производственную основу всего процесса глобализации образования. Нельзя не сказать и о такой важной тенденции развития современной школы, как переход ее к 12-летнему сроку обучения с подразделением его на три ступени – начальную, среднюю и старшую, при одновременном возрастании доли молодежи, заканчивающей полную среднюю школу. Так, в 60—70-х гг. ХХв. в крупных странах Западной Европы только 25–30 % молодежи соответствующего возраста заканчивали полную среднюю школу, в начале 90-х гг. – уже 45–60, а на рубеже XX и XXI вв. – 70–80 %. Однако наличие перечисленных общих тенденций развития глобального образования вовсе не означает необходимости унификации всего мирового образовательного процесса. Изучение зарубежного опыта свидетельствует о том, что определенные различия между странами и регионами сохраняются, что национальные особенности и традиции не приносятся в жертву ложно понимаемому единообразию. Школьная система Англии продолжает отличаться от такой системы в Германии, а система Японии – от системы США. Этот вывод особенно важен для России, поскольку конец XX – начале XXI вв. копирование многих западных образцов под лозунгом врастания в мировое образовательное пространство было явно излишним. Ориентация на лучшие зарубежные образцы должна сочетаться с собственным богатым опытом российской средней и высшей школы. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 316. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |