Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Требования к государственному экзаменуСтр 1 из 4Следующая ⇒
Если по решению Совета вуза в итоговую государственную аттестацию специалиста вводится Государственный экзамен, то его программа определяется основными разделами общепрофессиональных дисциплин, а также включает вопросы в области специализации. Основные задачи государственного квалификационного экзамена: - оценка уровня освоения учебных дисциплин, определяющих профессиональные способности выпускника; - определение соответствия подготовки выпускников квалификационным требованиям ГОС. Требования ГОС, оценка соответствия которым проверяется в процессе проведения государственного квалификационного экзамена: - владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты; - умеет на научной основе организовать свой труд, владеет методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, в том числе и компьютерными, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности; - умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии; - понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний; - способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук; - знает основы педагогической деятельности; - знает распорядительные документы, методические и нормативные материалы в области биологических работ; - знает основы законодательства РФ, международные соглашения, нормы и правила в области охраны природы и здоровья человека; в своей деятельности руководствуется нормами и правилами биоэтики и профессиональной этики; - владеет современными средствами вычислительной техники; - знает методы исследований, правила и условия выполнения работа, технических расчетов, оформления получаемых результатов; - знает современные достижения в области биологии; - знает основы организации труда, основы трудового законодательства, правила и нормы охраны труда; - методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности. Специалист-биолог должен обладать суммой теоретических знаний и практических навыков в области биологии, позволяющих ему свободно решать профессиональные задачи: - понимать роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом; - знать особенности морфологии, физиологии и воспроизведения, географическое распространение и экологию представителей основных таксонов, - уметь осуществлять мероприятия по охране биоразнообразия и рационально использовать природные ресурсы в хозяйственных и медицинских целях; - иметь опыт наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов; - владеть навыками и методами анатомических, морфологических и таксономических исследований биологических объектов (приготовление объекта к исследованию, фиксация, резка, окраска, микроскопия, препарирование, зарисовка, работа с гербарием и коллекционным материалом и др.); - знать принцип системной организации, дифференциации и интеграции функций организма; - знать регуляторные механизмы обеспечения гомеостаза живых систем; - знать особенности строения и функционирования основных систем органов животных и человека; иметь представление о молекулярных механизмах физиологических процессов, о принципах регуляции обмена веществ, сравнительно-физиологических аспектах становления функций, о принципах восприятия, передачи и переработки информации в организме; - владеть электрофизиологическими методами и некоторыми другими функционально-диагностическими методами оценки состояния основных систем организма, методами экспериментальной работы с лабораторными животными; - иметь представление о природе основных физиологических процессов зеленого растения, о механизмах регуляции и основных закономерностях взаимоотношений организма растения с окружающей средой; - иметь представление о биологии поведения, онтогенезе поведения, поведении как факторе эволюции, генетике и физиологии основных форм поведения; - знать современное учение о клетке; - иметь представление о единстве и многообразии клеточных типов, - знать основные черты физиологии растительной клетки, механизмы фотосинтеза, дыхания, водообмена, роста и развития растений, устойчивости растений к неблагоприятным факторам; - уметь работать с растительными объектами с использованием методов физиологии растений; - иметь представление о формировании иммунитета в системах органов и о процессах, отвечающих за иммунную реакцию у различных организмов; - знать основные черты строения, метаболизма, закономерности воспроизведения, специализации клеток, основные черты строения, развития, функционирования и эволюции тканей животных и растений, типы тканей; - владеть методами световой микроскопии; - иметь представление о методах выделения и исследования субмикроскопических структур (электронная микроскопия, дифференциальное центрифугирование и др.), о методах культивирования клеток; - знать биохимические характеристики основных субклеточных компонентов, метаболические пути, клеточный цикл и его регуляцию; иметь представление о биологическом узнавании, матричных макромолекулярных синтезах, термодинамических особенностях живых систем и биоэнергетике, о современных методологических подходах в области биологии клетки; - владеть методами исследования и анализа живых систем, математическими методами обработки результатов биологических исследований; - знать проявления фундаментальных свойств организма - наследственности и изменчивости на всех уровнях организации живого (молекулярном, клеточном, организменном и популяционном); - иметь представление о структуре гена, принципах и методах генетического анализа, мутагенезе, мутагенных эффектах природных и антропогенных факторов; - быть знакомым с принципами генетической инженерии и ее использовании в биотехнологии, иметь представление о генетике популяций и эволюционной генетике, генетике человека, генетических основах и методах селекции; - знать основные закономерности биологии размножения животных и растений; - знать основные этапы онтогенеза, морфологические, функциональные и биохимические изменения в ходе развития у представителей различных таксонов; - понимать механизмы роста, морфогенеза и дифференциации, причины появления аномалий развития; - понимать психофизиологические и биологические основы жизнедеятельности человека, иметь представление о биологических основах интеллектуальной деятельности, об эмоциях, стрессе и адаптации, о требованиях к среде обитания и условиях сохранения здоровья, о парадигмах антропоцентризма и биоцентризма, о ноосфере, о роли человека в эволюции Земли; - иметь представление о фундаментальных принципах и уровнях биологической организации, регуляторных механизмах, действующих на каждом уровне; - знать принципы формирования и функционирования надорганизменных систем различных уровней, иметь представление о механизмах, определяющих устойчивость биологических систем разных уровней, о механизмах взаимосвязи организма и среды, о круговороте веществ и энергии в биосфере, об основных для экологической экспертизы и экологического прогноза деятельности человека; - иметь представление о методах анализа и моделировании экологических и эволюционных процессов; - знать последствия антропогенных воздействий на биосферу, планировать мероприятия по ее охране; - иметь четкую ценностную ориентацию на охрану жизни и природы; - знать экологические принципы рационального природопользования; - понимать роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении, знать основные теории эволюции, концепции видообразования, уметь аргументировать современный эволюционный подход к изучению биологических процессов; - знать основные принципы, методы и перспективы современной биотехнологии; - знать и уметь применять основные математические методы моделирования биологических систем и компьютерные методы анализа их состояния; - иметь опыт полевых и лабораторных работ, и знать требования техники безопасности и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях. В части подготовки по специализации биолог должен иметь базовые знания и иметь опыт применения методов научных исследований.
Индивидуальное экзаменационное задание (экзаменационный билет) содержит 3 вопроса, из которых первые два вопроса по блоку общепрофессиональных дисциплин, а третий вопрос по специальным дисциплинам. Все вопросы ориентированны на установление соответствия уровня подготовленности выпускника профессиональным требованиям к специалисту биологу. Каждый вопрос оценивается по 5-ти бальной системе. При получении оценки “2” по какому-нибудь вопросу экзаменационного билета итоговая оценка приравнивается к “2”.
Государственный квалификационный экзамен проводится в 10-м семестре при непрерывном пятилетнем обучении. Перед государственным экзаменом предполагается консультация (вариант А) или цикл консультаций (вариант Б) и выделение времени на подготовку к экзамену не менее 10 дней. Варианты экзаменационных заданий (билетов) составляются членами ГАК, хранятся в запечатанном виде и выдаются студентам непосредственно на экзамене. Во время экзамена студенты могут пользоваться только учебными программами. Студент имеет право готовиться к ответу на поставленные в экзаменационном билете вопросы 1 час. Продолжительность опроса студента, в котором участвует не менее двух членов ГАК, не должна превышать 45 минут. Результаты сдачи государственного экзамена объявляются в день его проведения.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 198. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |