Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ




АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук

 

 

Уфа – 2012

 

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»

 

Научный руководитель:   кандидат педагогических наук, доцент Вахидова Люция Вансеттовна  (ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»)  
Официальные оппоненты:     доктор педагогических наук, профессор … (ФГБОУ ВПО «…»)   кандидат педагогических наук, … … (ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»)  
Ведущая организация: …    

Защита состоится                                                            на заседании диссертационного совета Д 212.012.01 при ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» по адресу: 450000, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а, ауд. 401 (корп. 3).

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в научном зале библиотеки Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

 

 

Автореферат разослан                                  г.

 

Ученый секретарь

диссертационного совета                                                Гайсина Г.И.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В условиях внедрения в образовательный процесс  учреждений системы среднего профессионального образования (СПО) Федеральных государственных образовательных стандартов в качестве основного результата деятельности техникума стала выступать профессиональная компетентность выпускника. При этом согласованность взаимодействия всех субъектов образовательного пространства, сочетание междисциплинарных знаний, способность к системному действию в профессиональной ситуации, анализ и проектирование своей деятельности для студентов в системе их профессиональной подготовки очевидны и необходимы.

Одним из важных направлений развития содержания профессионального образования является усиление общепрофессиональной подготовки, обеспечивающей профессиональную мобильность и социальную защищенность выпускников учреждений среднего профессионального образования. Политика в области профессионального образования в России требует целенаправленной корректировки, так как постепенная интеграция в мировое и европейское образовательное сообщество диктует о выполнении обязательств, взятых нашей страной в рамках Болонского и Копенгагенского процессов. Существующие базовые принципы единого европейского образовательного пространства во многом касаются реализации компетентностного подхода, выражаемого в формировании профессиональных компетенций у специалиста.

Разработка концепции компетентностного подхода в условиях России отражает ориентацию на выявление общемировых тенденций в развитии образования, что предполагает предотвращение возможного отставания России в сфере образования от западных стран, сохранение высокого престижа российской профессиональной школы. Опасность отставания отечественного образования от мирового уровня и необходимость серьезных перемен в области образования отмечались еще в 1988 году.

На сегодняшний день актуально говорить о действительно значимом усилении компетентностного подхода в его целостности формирования работника как социально-активной и социально ответственной личности, обладающей инновационным мышлением, высокой коммуникабельностью, адаптационными способностями, широким профессиональным кругозором, то здесь мы уже выходим за рамки, объективно присущие подготовке специалиста-работника, ориентированного на предметную профессиональную деятельность

Значительным педагогическим потенциалом в формировании компетенций у будущих специалистов обладают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) как аппаратные и программные средства, предназначенные для реализации информационных процессов на основе использования вычислительной техники и сетевых технологий. ИКТ открывают новые возможности и предъявляют новые требования к процессу обучения и самообразования.

Анализ научных исследований,  опыта практической подготовки специалистов среднего звена, требования современного рынка труда и социально-экономические запросы общества позволили обусловить  актуальность настоящего исследования следующими существенными противоречиями:

· между требованиями работодателей к быстрой адаптации в новых условиях трудовой деятельности своих работников и отсутствием методолого-технологических основ достижения этого качества у выпускников техникума;

· между отсутствием профессиональных стандартов нового поколения по специальностям технического профиля и требованиями работодателей к наличию у студентов техникума дополнительных полифункциональных компетенций, расширяющих профессиональные возможности будущих специалистов;

· между необходимостью формирования полифункциональных компетенций у студентов в условиях внедрения ФГОС СПО и отсутствием методологии и механизмов такого формирования в системе дидактического сопровождения образовательного процесса техникума, а также отсутствием показателей сформированности компетенций, их измерения и оценки;

· между необходимостью подготовки будущего специалиста среднего звена к использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности и недостаточной разработанностью дидактического обеспечения этого процесса в условиях среднего профессионального образования.

Необходимость разрешения перечисленных выше противоречий обусловила актуальность темы исследования: «Формирование полифункциональных компетенций студентов техникума средствами информационно-коммуникационных  технологий».

Цель исследования –теоретическое обоснование, разработка и апробация модели формирования полифункциональных компетенций студентов средствами информационно-коммуникационных технологий при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Объект исследования – процесс профессиональной подготовки студентов по специальности 151031 - Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования.

Предмет исследования – формирование полифункциональных компетенций будущих специалистов средствами информационно-коммуникационных технологий.

Основные понятия исследования:

Компетенция – это обобщенный способ действий, обеспечивающий продуктивное выполнение профессиональной деятельности».

Общие компетенции – способности личности к реализации своего профессионального развития, равно необходимые любому специалисту среднего звена.

Профессиональные компетенции  - способности личности к реализации своего профессионального развития в производственной ситуации в соответствии с должностными требованиями, предъявляемых специалисту в рамках его квалификации.

Полифункциональные компетенции - способности личности эффективно решать производственные задачи на основе синтеза знаний из различных областей профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность – интегративная характеристика личности специалиста, выражающаяся в наличии профессиональных знаний и умении реализовывать эти знания в производственной ситуации на высоком профессиональном уровне.

Компетентностная модель выпускника – направление подготовки студентов по конкретной специальности, представляющее  собой систему формирования общих, профессиональных и полифункциональных компетенций.

Гипотеза исследования – уровень профессиональной подготовки студентов техникума может быть повышен, если будут выполнены следующие условия:

· компетентностная модель специалиста будет представлять собой комплексную систему компетенций, формирование которых обусловлено особенностями информационного общества;

· проектирование содержания, организации, форм, методов и средств профессиональной подготовки студентов будет основано на совокупности компетентностного и деятельностного подходов;

· междисциплинарные курсы, цели и содержание которых определяются ФГОСом СПО, будут реализованы средствами ИКТ.

· Задачи исследования:

· изучить проблему формирования компетенций в условиях информатизации среднего профессионального образования;

· выявить особенности подготовки будущего специалиста среднего звена в условиях внедрения ФГОС СПО с позиций компетентностного подхода;

· разработать модель формирования полифункциональных компетенции студентов и определить методику её реализации в условиях междисциплинарности образовательной среды образовательного учреждения системы СПО;

· обосновать информационно-коммуникационные технологии обучения междисциплинарным курсам профессионального модуля на примере проектирования содержания дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (для специальности 151031) с использованием электронного обучающего курса «Информационные технологии в профессиональной деятельности»;

· разработать критерии формирования полифункциональных компетенций и экспериментально определить  её эффективность;

· на основе полученных экспериментальных результатов разработать структуру компетентностной модели специалиста, включающую систему общих, полифункциональных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций специалиста среднего звена в области техники и технологий;

· экспериментально проверить и реализовать модель формирования полифункциональных компетенций студентов технических специальностей, основанной на информационно-коммуникационных технологиях обучения междисциплинарным курсам технических специальностей учреждения СПО.

Теоретические и методологические основы исследования:

· исследования в области информатизации образования (Р.М. Асадуллин, П.В. Беспалов В.П. Беспалько, Г.Д. Бухарова, Я.А. Ваграменко, Г.И. Кирилова, , В.А. Извозчиков, М.П. Лапчик, И.В. Роберт, Е.К. Хеннер и др.);

· исследования в области профессиональных компетенций и компетентностей (В.И. Байденко, Е.А. Климов, А.А. Вербицкий, Г.И. Ибрагимов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Иванова, В.А. Кальней, Е.А. Могилевкин, Спенсер Лайл М.,  А.В. Хуторской, Ю.А. Читаева, С.Е. Шишов и др);

· исследования в области профессионального и профессионально-педагогического образования (П.Ф. Анисимов, Р.М. Асадуллин, С.Я. Батышев, А.П. Беляева, В.И. Блинов, Б.С. Гершунский, А.М. Новиков, П.Н. Новиков, Ф.Ш. Терегулов, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, В.Э. Штейнберг, и др.);

· теория деятельности и положения о ее роли в развитии личности
(В.П. Давыдов, Е.В. Бондаревская, В.Д. Шадриков, В.Э. Чудновский, Э.Ф. Зеер, Е.Н. Кабанова-Меллер, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, П.Н. Новиков, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин, А.З. Рахимов и др.);

· исследования в области технологизации учебного процесса (К.Я. Вазина, Г.В. Мухаметзянова, Т.В. Гериш, Л.А. Ильиных, Г.К. Селевко, М.В. Кларин, Р.Я. Ахметшин, В.И. Баймурзина);

· теоретические основы организации контрольно-оценочного этапа учебной деятельности (В.П. Беспалько, М.Н. Скаткин, Е.В. Табуева, Г.Ю. Ксензова, Н.Ф. Талызина, Б.Е. Стариченко и др.);

· работы по вопросам создания и использования средств обучения в условиях информатизации образования (Л.И. Долинер, А.И. Башмаков, М.П. Лапчик, Д.Ш. Матрос, Е.И. Машбиц, Б.Ю. Дерешко, В.М. Монахов, Е.С. Полат, Б.Е. Стариченко и др.).

Методы исследования:

· теоретический анализ научных источников по педагогическим, социальным и экономическим проблемам, связанным с вопросами среднего профессионального образования и темы исследования;

· анализ профессиональных и государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования с целью изучения характера и содержания деятельности специалиста, выявления общих и профессиональных компетенций в их структуре;

· обобщение педагогического опыта, связанного с информатизацией образования, разработкой и реализацией информационно-коммуникационных образовательных технологий;

· моделирование структуры, формирования и содержания полифункциональных компетенций студентов техникума с помощью графического инструментария;

· эмпирические методы: педагогическая диагностика, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент;

· статистическая обработка результатов педагогического эксперимента;

· количественный и качественный анализ результатов исследования.

· Научная новизна исследования:

· 1. Выявлено, что формирование полифункциональных компетенций является процессом реализации регламентирующих требований Федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных требований работодателей, что дает основание разделить компетенции на четыре класса (общие, полифункциональные, общепрофессиональные, профессиональные).

· 2. Определено содержание полифункциональных компетенций и разработана модель их формирования (на примере специальности 151031 - Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) средствами информационно-коммуникационных технологий.

· 3. Выделены и обоснованы основные компоненты модели формирования полифункциональной компетенции студентов: целевой, педагогические условия, структура полифункциональных компетенций, методы, формы и средства обучения, критерии и уровни эффективности формирования полифункциональных компетенций, разработанных с позиции требований образовательного учреждения, работодателей, общества.

· 4. Разработана компетентностная модель специалиста, включающая в себя систему общих, полифункциональных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций.

· 5. Определены критерии и уровни сформированности полифункциональных компетенции у будущих специалистов технического профиля.

· Теоретическая значимость исследования:

· 1. Уточнены ключевые понятия для системы среднего профессионального образования: общие компетенции, профессиональные компетенции, полифункциональные компетенции, профессиональная компетентность.

· 2. Определено, что полифункциональные компетенции специалистов в области техники и технологий не зависят от типов профессиональной деятельности в рамках одной группы специальностей, а профессиональные компетенции связаны с полифункциональными компетенциями в рамках общности технологических процессов.

· Практическая значимость исследования:

· 1. Реализована модель формирования полифункциональной компетенции студентов техникума средствами ИКТ; доказаны её эффективность и прикладное значение для группы профессии 150000.

· 2. На основе созданной компетентностной модели техника-механика разработана рабочая программа дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности 151031 - Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), в которой система компетенций специалиста соотнесена с темами программы.

· 3. Разработан электронный обучающий комплекс по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для группы специальностей 150000, содержательное наполнение, которого направлено на формирование системы компетенций студентов.

· 4. Предложены критерии объективной оценки сформированности полифункциональных компетенций, соответствующие принципам открытости профессионального образования.

· Научная обоснованность и достоверность результатовобеспечивается использованием базы философских, педагогических, нормативных материалов среднего профессионального образования; комплексом теоретических и экспериментальных методов, адекватных целям, задачам и логике исследования, репрезентативностью количества участников педагогического эксперимента. Всего в эксперименте приняли участие 230 человек - студенты СХТТ, обучающиеся по специальности 151031 – Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).

База исследования:ГБОУ СПО Стерлитамакский химико-технологический техникум,

Исследование проводилось в течение четырех лет (2009-2012 гг.) в несколько этапов.

Первый этап теоретико-поисковый (2008-2009), включал в себя изучение литературы по исследуемой проблеме, теоретическое обоснование исследования, обобщение собственного опыта педагогической деятельности. Это позволило выявить проблему, сформулировать гипотезу, определить цели и задачи исследования, разработать его общую программу.

Второй этап, опытно-поисковый (2009-2010 г.г.), включал в себя выявление особенностей общепрофессиональных учебных дисциплин в плане формирования полифункциональных компетенций, обосновывался процесс их формирования с позиций деятельностного и компетентностного подходов, на основе структурного анализа ФГОС СПО и содержания дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности», требований работодателей, корректировались и дополнялись цели применяемых организационных формы обучения, уточнялась структура и содержание учебно-методического комплекса.

На третьем этапе (2010-2011) проверялись основные положения, результативность модели формирования полифункциональной компетенции специалистов технического профиля средствами ИКТ, уточнялась гипотеза, общая программа исследования.

На четвертом этапе (2011-2012) осуществлялась обработка, систематизация и обобщение результатов исследования, формулировались выводы, осуществлялось оформление результатов диссертационного исследования, подготовка автореферата.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Полифункциональная компетентность студентов включает в себя следующие группы компетенций: мотивационно-целевые, информационно-технологические, организационно-управленческие, экономико-аналитические, нормативно-правовые, коммуникативные.

2. Принципами формирования полифункциональных компетенций у студентов являются: принцип системности, профессиональной и полифункциональной обусловленности,

3. Модель формирования полифункциональной профессиональной компетенции (ПФК) техника-механика представляет собой систему, которая базируясь на идеях компетентностного и деятельностного подходов, состоит из следующих ключевых компонентов: целевой, педагогические условия, структура полифункциональных компетенций, методы, формы и средства обучения, критерии и уровни эффективности формирования полифункциональных компетенций, разработанных с позиции требований образовательного учреждения, работодателей, общества.

4. Эффективность модели формирования полифункциональных компетенций доказана продуктивным партнерским диалогом: студент - педагог, студент - работодатель; инновационным поведением студентов (техников-механиков) на производственной практике; активизацией учебно-познавательной деятельности студентов на занятиях теоретического обучения; повышением уровня профессиональной подготовки в целом.

Апробация и внедрение результатов исследования.Материалы исследования докладывались, обсуждались и были поддержаны на научно-практических конференциях различного уровня: международных (Уфа, 2009; Горловка, Украина, 2010;  Пенза, 2010; Пенза-Улан-Удэ-Семей, 2011; Москва. 2011; Чебоксары, 2012; Одесса. 2012; Новосибирск, 2012), всероссийских (Волгоград, 2009; г. Стерлитамак, 2009; Омск, 2010; Санкт-Петербург. 2010), межрегиональных (Саранск, 2011), республиканских (Уфа, 2008, 2009)

Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация объемом 164 страницы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (общее число наименований – 141) и приложений. Основное содержание работы изложено на 150 страницах, включает таблицы и рисунки.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введенииобоснована актуальность темы исследования, рассмотрены основные характеристики научного аппарата: цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методологические основы, раскрываются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, описаны этапы исследования, достоверность и обоснованность результатов, приводятся положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Проблема формирования компетенций в условиях информатизации среднего профессионального образования»рассмотрено современное состояние исследуемой проблемы в теории и практики профессионального образования; дан теоретический и методологический анализ проблемы формирования профессиональных компетенций специалистов среднего звена технического профиля в процессе среднего профессионального образования в условиях внедрения ФГОС СПО на основе изучения философских, психологических, педагогических, нормативных материалов; дан анализ основных понятий аппарата исследования; проанализированы закономерности формирования профессиональных компетенций; определена структура и раскрыто содержание полифункциональных компетенций специалиста среднего звена на примере специальности 151031 – Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).

В исследовании нами показано, что в быстроменяющихся условиях современного рынка труда общей тенденцией становятся его возрастающая интеллектуализация, инновационный характер, индивидуальная и коллективная ответственность специалистов за результаты своей деятельности. Эти обстоятельства выдвигают, прежде всего, требования подготовки специалиста более широкого профессионального профиля, не замыкающегося на узком круге конкретных видов труда.

Одновременно вырастает значимость личностных свойств будущего специалиста, поскольку наукоемкое, инновационное производство требует от работника, как субъекта труда, продуктивного воображения - способности видеть в рутинном процессе развивающуюся действительность, предугадывать назревающие изменения, т.е. мыслить и действовать в таком же инновационном, преобразующем режиме. А это выдвигает необходимость в процессе профессионального образования будущего специалиста полифункционального (многостороннего) развития его свойств как личности. Поэтому с позиций перспектив динамичного развития производства, вообще экономики, корпоративный работодатель, само общество заинтересованы в именно таком характере подготовки специалиста среднего звена. Таким образом, помимо профессиональных компетенций, необходимых для выполнения конкретного вида труда, возникает необходимость в формировании дополнительных полифункциональных компетенций, под которыми мы будем понимать такие способности личности к реализации своего профессионального развития в производственной ситуации, которые необходимы специалистам одной группы профессий в условиях частой смены технологий на производстве.

Установлено, что закономерности формирования компетенций всех видов у студентов учреждений среднего профессионального образования обусловлены общими закономерностями учебного процесса:

1. Единство интеграции и дифференциации, раскрывающееся в разработке и реализации педагогических и профессиональных технологий обучения, видов деятельности педагога и студента, процессах профессиональной ориентации и адаптации, профессионального здоровья, профессионального развития. Согласно единству интеграции и дифференциации создаются новые профессии, совмещающие в себе различные виды и типы деятельности. Например, профессия техник-технолог включает в себя обслуживание и эксплуатацию технологического оборудования, ведение технологических процессов производства органических веществ, контроль ресурсов и обеспечение качества продукции, планирование и организацию работы персонала производственного подразделения. Профессиональная компетенция в этом случае выступает как предмет интеграции. Ее правильное наполнение участвующими в интеграции знаниями является необходимым отправным инструментарием научных исследований педагогического образования.

2. Формирование профессиональных компетенций реализуется взаимосвязью современной деятельности педагога и студента: во-первых - рассматривать деятельность педагога (преподавателя, мастера производственного обучения, воспитателя и т.п.) в отрыве от объекта деятельности невозможно; во-вторых - деятельность обучаемого или воспитуемого влияет на деятельность педагога, заставляет последнюю меняться; в-третьих - изменения в деятельности педагога тем значительнее, чем более отстоят от нормы деятельность обучаемого.

3. Важнейшей закономерностью формирования компетенций является взаимообусловленность системы образования и социально-экономического и политического прогресса. Взлеты и падения в экономической сфере, изменяющиеся расклады политических сил, социальные трансформации, интенсивный информационный обмен на различном уровне (региональном, государственном, международном) ежедневно изменяют требования к уровню профессиональных компетенций специалистов начального, среднего и высшего звена.

В исследовании установлено, что в условиях реформирования системы среднего профессионального образования особую актуальность наряду с вопросами проектирования содержания образования, приобретают вопросы проектирования профессиональных полей деятельности педагогов и студентов. Ведь, по сути, профессиональные компетенции выпускника, его способность к развитию, самодостаточность и самореализация в изменяющейся трудовой инфраструктуре – это профессиональные компетенции, самодостаточность и самореализация его педагога. Проведенный нами анализ различных толкований понятий «квалификация», «компетентность» и «компетенция» позволил сделать вывод о том, что компетентностный подход носит сложный характер в его определении и оценке. Позиция компетентностного подхода характеризуется тем, что уровень образованности будущих специалистов определяется уровнем решения ими той или иной профессиональной проблемы. То есть компетентностный подход, не отрицая значимости знаний, акцентирует внимание на способности реализовывать полученные знания. При таком подходе цели среднего профессионального образования описываются в терминах, которые отражают новые возможности студентов, рост их личностного потенциала. При этом единой, общепринятой системы классификации компетенций не существует, каждая имеющаяся ныне классификация построена на своем классификационном признаке и ориентирована на цели и задачи исследователей. В исследовании показано, что компетентность и компетенции дают возможность нового видения требований к профессиональному образованию, его целям и содержанию, методам и технологиям его реализации, становятся интегративными показателями оценки качества среднего профессионального образования.

С позиций компетентностного и деятельностного подходов показано, что актуальность развития профессионального поля деятельности будущего специалиста обусловлена значительным расширением за последние годы профессионально-педагогического поля средних специальных учебных заведений, а также необходимостью развития профессиональных и межпрофессиональных компетенций педагогов в этом процессе. Интеграция профессиональной деятельности студента - будущего специалиста обусловлена, в первую очередь, усилением профессиональной роли педагога как специалиста, несущего свою долю ответственности за подготовку высокообразованных и конкурентоспособных людей, способных осуществлять свои личные интересы, не вступая в противоречия с обществом.

На примере специальности СПО 151031 – «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (но отраслям)» показано, что системообразующим фактором целенаправленного формирования и функционирования компетенций будущих техников-механиков техникума является деятельность, активность самого студента. Именно это позволяет придать процессу профессиональной подготовки студентов коммуникативный, деятельностный, интерактивный характер. Областью профессиональной деятельности техников-механиков специальности 151031 – «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (но отраслям)» является сложная социально-экономическая система, предоставляющая потребителям широкий спектр разнообразных услуг: организацию и проведение работ по монтажу, испытанию, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту промышленного оборудования; организации работы структурного подразделения. Функционал такой системы и вопросы управления между работниками и подразделениями распределены вариативно, что требует сформированности у техника-механика профессиональной полифункциональной компетентности. Инвариантная профессиональная подготовка техников-механиков предполагает: обеспечение формирования целостного представления о структуре и содержании профессии; построение процесса профессиональной подготовки, который будет влиять на развитие личностных качеств данного специалиста (осознание принадлежности к профессиональному сообществу; осознание общности цели деятельности техников-механиков разного профиля); расширение возможностей построения профессиональной карьеры будущего специалиста на разных стадиях профессионального становления внутри профессии техник-механик. При этом под профессиональной компетентностью техника-механика нами понимаются способности личности к реализации своего профессионального развития в производственной ситуации в соответствии с должностными требованиями, предъявляемых специалисту в рамках его квалификации; под полифункциональной компетенцией - способности личности к реализации своего профессионального развития в производственной ситуации, необходимые специалистам одной группы профессий. Нами обосновано, что формирование полифункциональных компетенций происходит в процессе обучения, обеспечивающего знакомство будущих специалистов с основными принципами всех процессов производства и одновременно формирующего навыки обращения с орудиями производства и предусматривающего овладение формирующимися общепрофессиональными, политехническими и специальными знаниями.  

Кроме того обосновано, что полифункциональная компетентность техника-механика включает в себя совокупность следующих компетенций: информационно-технологической (интегративное качество личности, системное образование знаний, умений и способности субъекта в сфере информации и информационно-коммуникационных технологий и опыта их использования, а так же способность совершенствовать свои знания, умения и принимать новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств[1]); мотивационно-целевой (реализация личных амбиций в сфере профессиональной деятельности, умение быть мобильным и адаптивным в условиях изменяющейся социально-политической и производственно-экономической обстановке региона, города, страны; профильная направленность); нормативно-правовой (знание и реализация в различных сферах организации производства, законодательных норм и др.); экономико-аналитической (базовые знания о промышленной отрасли как составной части экономики, об основах бизнеса; владение технологиями сегментного анализа рынка ремонта, монтажа и эксплуатации промышленного оборудования, аналитические умения выявлять причины снижения эффективности работы структурного подразделения и разрабатывать обоснованные проекты оптимизации функционирования различных структурных подразделений учреждения и др.); организационно-управленческой (административной (владение персонал-технологиями работы с подчиненными различного уровня квалификации; умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные стратегии карьерного роста и др.); коммуникативной (умения вести переговоры; умения предупреждать и разрешать конфликтные ситуации). Данные компетенции являются взаимодополняющими при выполнении вариативных функций профессиональной деятельности техника-механика.

В исследовании представлена модель формирования полифункциональной компетенции студента техникума средствами информационно-коммуникационных технологий, которая базируясь на идеях компетентностного и деятельностного подходов, состоит из следующих ключевых компонентов:

целевого;

педагогических условий;

компетенций специалиста;

структуры полифункциональных компетенций;

методов обучения;

форм обучения;

средств обучения;

оценочно-рефлексивного.

Целевой компонент содержит описание цели, задач исследований. Целью является формирование полифункциональных компетенций будущего специалиста в техникуме. Задачи следующие:

выделение полифункциональных компетенций в структуре компетенций;

формирование полифункциональных компетенций;

формирование готовности к профессиональной деятельности

При этом комплекс условий, обеспечивающих эффективность функционирования данной модели включает следующие составляющие: организационно-педагогические  условия (учет при организации образовательного процесса техникума требований современного рынка труда к уровню профессионально-практической подготовленности техника-механика; развитость системы учебно-производственного и научно-исследовательского партнерства техникума с различными учреждениями региона); результативно-корректирующие условия (мониторинг личностного продвижения студентов в процессе формирования у них профессиональной компетентности; прогностичность формирования практических компетенций техника-механика с учетом перспектив развития его профессии); когнитивно-содержательные  условия (регионализация, вариативность, динамичность содержательно-технологического базиса дисциплин специализации, программ практики; интеграция нормативно-правовой, социально-экономической, психолого-педагогической, социокультурологической и специально-предметной подготовки техника-механика; приоритетность проектных, проблемно-контекстных, эвристических технологий обучения; поэтапное формирование в период различных видов практики профессионально-полифункционального портфолио техника-механика); регионально-профессиональные условия (мотивированность и активность студентов в овладении полифункциональными компетенциями техника-механика; межпрофессиональная образованность преподавателей техникума, их готовность к профессиональной интеграции в процессе подготовки будущего специалиста; реализация в производственных структурах индивидуальных студенческих маркетинговых, рекреационных, социально-экономических проектов; самообразовательная деятельность студентов в сфере монтажа, ремонта и эксплуатации промышленных механизмов).

В соответствии с ФГОС СПО компетентность специалиста содержит общие и профессиональные компетенции. В рамках нашего исследования выделяются также полифункциональные компетенции, которые являются частью профессиональной компетентности. Полифункциональные компетенции подразделяются на группы: мотивационно - целевые, организационно-управленческие, экономико-аналитические, информационно-технологические, нормативно-правовые, коммуникативные.

Реализация модели возможна только при условии применения адекватных методов, форм и средств обучения.


 


Рис. 1 Модель формирования полифункциональных компетенций студентов техникума средствами информационно-коммуникационных технологий


Оценочно-рефлексивный блок предусматривает определение фактического уровня сформированности полифункциональных компетенций по критериям.

Во второй главе «Дидактические основы формирования полифункциональных компетенций студентов техникума средствами ИКТ»представлено описание реализации модели формирования полифункциональных компетенций средствами ИКТ; обоснованы дидактические условия и методические особенности данного процесса; определены структура и содержание информационно-технологической подготовки специалистов технического профиля в техникуме; выделены и обоснованы критерии эффективности педагогической системы; описаны ход экспериментальной работы и ее результаты.

Предлагаемая нами методика формирования полифункциональных компетенций была реализована в результате выполнения следующих дидактических условий, а именно:

· на основе принятого понятийного аппарата был проведен детальный анализ каждой структурной составляющей ФГОС СПО по соответствующей специальности и были выявлены полифункциональные компетенции для студентов специальности 151031;

· было проведено анкетирование региональных работодателей с целью выявления общих, профессиональных и полифункциональных компетенций в их требованиях;

· в каждый структурный элемент учебно-методического комплекса по общепрофессиональной дисциплине были внесены необходимые изменения, связанные с формированием компетенций;

· была проведена опытно-поисковая  работа с целью формирования полифункциональных компетенций и определения уровня их сформированности с применением диагностического аппарата, включая мониторинг.

Реализация в учебном процессе техникума модели формирования полифункциональных компетенций осуществилась для студентов специальности 151031 – «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)» через разработку следующих требований к информационно-образовательной среде техникума:

· требований к составу аппаратных средств информатизации и средств коммуникации;

· требований к программному обеспечению и составу электронных дидактических ресурсов, сгруппированных по предметным и тематическим признакам в отдельные модули.

При этом реализация модели формирования полифункциональных компетенций осуществлялась с учетом следующих принципов:

· профессиональной направленности и профессиональной мобильности;

· проблемности, научности и преемственности процесса обучения;

· инновационности и интерактивности;

· индивидуализации учебно-познавательной деятельности студентов;

· целесообразности применения средств информационных технологий;

· открытости и гибкости обучения;

· системности и целостности педагогических воздействий и содержательного насыщения учебной дисциплины 

При этом нами были использованы следующие компоненты методического обеспечения информационно-технологической подготовки техников-механиков:

· ФГОС СПО по специальности 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»;

· требования к минимуму содержания дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»;

· профессиограмма профессии техник-механик;

· рабочий учебный план по специальности 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)».

· рабочая программа дисциплины

· календарно-тематическое планирование по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» со специально отобранными формами, средствами и методами обучения к каждому разделу и каждой теме;

· учебные аудио и видеоматериалы по темам дисциплин;

· учебники;

· электронные учебники с гипертекстовыми возможностями;

· справочно-информационные базы данных;

· презентации обучающего характера;

· методические пособия для выполнения лабораторно-практических и контрольных работа;

· программа для тестирования;

· персональные компьютеры;

· прикладное программное обеспечение профессиональной направленности;

· социальный заказ на подготовку техника-механика.

На основе созданной структуры и содержания информационно-технологической компетенции нами был разработан учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины ИТПД для специальности 151031 – «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)», который включил в себя следующее: рабочую программу, календарно-тематическое планирование, методические материалы, содержание лабораторных и практических работ, требования к аппаратно-техническому и программному обеспечению аудиторных занятий, рекомендуемую литературу, содержание контрольных работ и пр.

Для специальности СПО 151031, связанной с промышленной отраслью, формирование полифункциональных компетенций обеспечивалось следующим набором программных средств, включенных в рабочие программы при изучении дисциплин математического и общего естественнонаучного, общего гуманитарного и социально-экономического, профессионального циклов: операционные системы - MS Windows, Linux; офисные средства работы с текстом, графикой, базами данных - Open Office, MS Word, MS Excel, MS Access, MS Power Point, Gimp, CorelDraw; системы программирования - Visual Basic; системы автоматического проектирования – КОМПАС-3D, системы управления проектами – MS Project; автоматизированные системы управления производством - WinService Pro, системы документооборота – Простой бизнес; системы для автоматизации учета выпуска продукции на сборочном производстве - БЭСТ-5.Сборочное производство, системы анализа и статистической обработки данных -SPSS.

· Опытно-поисковая работа проводилась в течение 2008-2012 гг. на базе ГБОУ СПО «Стерлитамакский химико-технологический техникум». Исследованием было охвачено 230 студентов специальности 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), изучающих дисциплину «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

Опытно-поисковая работа проводилась в два этапа.

На констатирующем этапе исследования были выявлены требования работодателей к полифункциональным компетенциям будущих специалистов технического профиля. Анализ показал, что работодатели высказывают обоснованные претензии к качеству подготовки выпускников. С учетом этого одной из задач констатирующего этапа опытно-поисковой работы был анализ содержания Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в части направленности на формирование полифункциональных компетенций будущих специалистов. Целью данного этапа было выявление уровня сформированности полифункциональных компетенций студентов на начальном этапе обучения дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности». В нашем случае констатирующий эксперимент представлял собой компьютерный тест, созданный автором диссертационного исследования и состоящий из заданий соответствующих ФГОС СПО, содержащий задания разного уровня сложности (А, В,С). Все задания направлены на диагностику уровня сформированности всех выделенных нами полифункциональных компетенций.

Формирующий этап включал апробацию результатов в экспериментальных группах на основе разработанного обеспечения по формированию полифункциональных компетенций студентов техникума. На данном этапе основное внимание уделялось мониторингу сформированности компетенций.

В 2008-2009 учебном году в исследовании участвовало 2 группы студентов. В экспериментальную и контрольную группы входили по 30 человек. В конце эксперимента студенты обеих групп проходили компьютерное контрольное тестирование по всей дисциплине. В 2009 -2010 учебном году в исследовании также участвовало по 30 студентов в каждой из исследуемых групп. В 2010-2011 учебном году в контрольной группе обучалось 28 студентов, в экспериментальной – 29. В следующем, последнем, учебном году опытно-поисковой работы исследованием было охвачено 53 человека (28 студентов – контрольной и 25 – экспериментальной групп). Таким образом, констатирующий и формирующие этапы исследования проводились четыре раза. По результатам каждого учебного года в зависимости от результатов методика формирования полифункциональных компетенций корректировалась. В ходе второго и третьего годов эксперимента были проанализированы диссертационные исследования по данной проблеме и научно-методическая литература; были проведены беседы с преподавателями специальных дисциплин и администрацией техникума; было проведено анкетирование студентов и работодателей. В результате проделанной работы методика формирования полифункциональных компетенций была дополнена и скорректирована. По итогам сравнительного анализа результатов 2009-2010  и 2010-2011 годов эксперимента можно сделать вывод, что уточненная методика позволила добиться более существенных результатов в части высокого и среднего уровней сформированности полифункциональной компетенции студентов экспериментальных групп. В то же время для проверки эффективности этой методики в 2011/12 учебном году был проведен четвертый этап формирующего эксперимента. Результаты четвертого года эксперимента подтверждают эффективность разработанной методики формирования полифункциональных компетенций.

Контрольная и экспериментальные группы занимались по разным рабочим программам (по типовой и разработанной автором). В экспериментальной группе согласно гипотезе, выделенным выше, педагогическим условиям, использовались методы, формы и средства обучения, представленные в модели формирования полифункциональных компетенций. По окончании формирующего эксперимента проводилось компьютерное тестирование.

Критериями эффективности модели формирования полифункциональных компетенций у студентов экспериментальных групп в процессе изучения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» стали следующие (по сравнению с успеваемостью студентов контрольных групп):

· мотивированность в профессиональной деятельности;

· ценностное отношение к самосовершенствованию полифункциональной компетенции;

· применение информационно-технологических  знаний в производственных ситуациях;

· нормативно-правовая дисциплинированность;

· умение выявлять причинно-следственные связи экономических процессов в производственной ситуации;

· организация своего труда и труда структурного подразделения;

· опыт продуктивной социально-коммуникативной деятельности.

В зависимости от количества набранных испытуемыми баллов при тестировании были выбраны следующие оценочные количественные критерии: высокий, средний и базовый уровни сформированности:

· высокий - 24-30 баллов;

· средний - 17-23 балла;

· базовый - до 17 баллов.

· В исследовании в качестве статистических критериев использованы t-критерий Стьюдента и критерий χ2

· T-критерий Стьюдента позволяет прямо оценить различия в средних. Статистический критерий – это решающее правило, обеспечивающее надежное поведение, то есть принятие истинной или отклонение ложной гипотез с высокой вероятностью. T-критерий Стьюдента применятся для сравнения результатов эксперимента в двух выборках. Если они независимы( разные группы студентов или одна и та же группа, но эксперимент проводился по разным методикам), то при условии распределения индивидуальных результатов эксперимента по нормальному закону, результаты статистически различными на уровне значимости α(α: 0,10; 0,05; 0,01), если tрасч ≥ tкр . Значение tкр  берутся из таблиөы с учетом α. Так , например, при α=0,05 tкр=2,0 [ ]. Значение tрасч  вычисляется по формуле:

где N1 и N2  - объемы сравниваемых выборок; s1 и s2 – дисперсии результатов в двух выборках.

В исследовании мы воспользовались автоматическим подсчетом t-критерия Стьюдента, проведенном на сайте http://www.psychol-ok.ru/statistics/student/student_02.html.

Согласно методам математической статистики, позволяющим обобщать закономерности, полученные на выборке и распространять их на всю совокупность мы выделяем две гипотезы исследования, так как каждая проверка гипотез предполагает наличие нулевой и альтернативной гипотезы. Принятие нулевой гипотезы свидетельствует об отсутствии различий, альтернативная гипотеза и наличии различий. Расчеты проводились на основании данных полученных в результате констатирующего эксперимента. Tрасч в результатах всех  4 лет эксперимента меньше критического, поэтому гипотеза о несущественности различий в количестве набранных баллов студентами в начале эксперимента между контрольной и экспериментальной группами на уросне значимости α=0,05 применяется, и можно говорить об однородности выбранных групп в смысле одинакового уровня сформированности полифункциональных компетенцийв начале эксперимента между контрольной и экспериментальной группами.

Таблица 1 - Расчетные данные t-критерия Стьюдента между контрольной и экспериментальной группами в начале эксперимента

  2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012
tрасч 0,2 0,6 0,8 0,6
tкр 2 2 2 2

Далее статистически обработаем результаты экспериментальной группы на принятие альтернативной гипотезы о наличии различий в изменении количества баллов за контрольное тестирование в начале и в конце курса обучения. Результаты произведенных на сайте расчетов представлены в таблице 9.

Таблица 2 - Расчетные данные t-критерия Стьюдента в экспериментальной группе в начале и в конце эксперимента

  2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012
tрасч 2,9 3,0 2,8 3,1
tкр 2 2 2 2

 

Трасч попадает в зону значимости, это означает, что мы принимаем альтернативную гипотезу о наличии различий в изменении количества ьаллов в экспериментальной группе в начале и в конце эксперимента.

Таблица 3 - Результаты компьютерного тестирования

Уровни

результаты до начала

эксперимента

результаты после окончания

 эксперимента

в контрольной группе в экспериментальной группе в контрольной группе в экспериментальной группе

2008-2009

базовый

10

7

10

3

средний

16

20

14

14

высокий

4

3

6

13

количество студентов

30

30

30

30

2009-2010

базовый

10

7

9

2

средний

16

18

14

14

высокий

4

5

7

14

количество студентов

30

30

30

30

2010-2011

базовый

10

8

12

4

средний

16

18

12

14

высокий

2

3

4

11

количество студентов

28

29

28

29

2011-2012

базовый

16

13

15

5

средний

10

9

10

11

высокий

2

3

3

9

количество студентов

28

25

28

25

 

Статистическая обработка результатов эксперимента осуществлялась также при помощи критерия однородности c2 для данных измеренных в порядковой шкале. Достоверность совпадений и различий определялась по формуле:

где n и m–число студентов экспериментальной и контрольной групп, у которых сформированы уровни полифункциональных компетенций (базовый, средний, высокий), N и M–общее количество студентов в группах.

Подставив данные таблицы в формулу, получили эмпирические значения критерия c2.

Таблица 4- Эмпирические значения критерия c2  для таблицы

экспериментальной группа до начала эксперимента экспериментальная группа после окончания эксперимента

2008-2009

контрольная группа до начала эксперимента

1,11

-

контрольная группа после окончания эксперимента

-

6,34

2009-2010

контрольная группа до начала эксперимента

0,76

-

контрольная группа после окончания эксперимента

-

6,79

2010-2011

контрольная группа до начала эксперимента

0,52

-

контрольная группа после окончания эксперимента

-

7,4

2011-2012

контрольная группа до начала эксперимента

0,39

-

контрольная группа после окончания эксперимента

-

7,9

 

Нами выделены три уровня знаний – «базовый», «средний» и «высокий»), следовательно, L – 1 = 2. Из таблицы 12  получаем для  L – 1 = 2: = 5,99.

Из  таблицы 4 видно, что критерии c2  сравнения результатов в контрольной и экспериментальной группах до начала эксперимента все 4 учебных года меньше значения 5,99, то есть характеристики экспериментальной и контрольной групп до начала эксперимента совпадают с уровнем значимости 0,05. Эмпирические значения критерия c2  полученные при сравнении экспериментальной группы до начала и после эксперимента больше значения 5,99, следовательно достоверность различий характеристик в экспериментальной группе  составляет 95% после изучения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

Из полученных данных можно сделать вывод, что реализация разработанной методики, применение различных организационных форм обучения, использование электронного учебно-методического комплекса с соответствующей корректировкой их дидактических целей позволили на этапе формирующего эксперимента повысить результативность учебного процесса в экспериментальных группах с позиций сформированности полифункциональных компетенций на высоком и среднем уровнях.

Таблица 5 – Итоговое сопоставление уровней сформированности полифункциональных компетенций студентов контрольной и экспериментальной групп

Уровень

результаты после окончания эксперимента

в контрольной группе в экспериментальной группе

базовый

46

14

средний

50

53

высокий

20

47

 

Рисунок 2. – Сводная диаграмма результатов эксперимента в контрольной и экспериментальной группах

 

Из приведенных итоговых данных можно сделать вывод, что применяемая методика достаточно эффективна. Она позволила достичь у большего количества студентов экспериментальных групп высокого и среднего уровня сформированности полифункциональных компетенций. Количество же студентов, имеющих низкий уровень сформированности полифункциональных компетенции, в экспериментальных группах значительно меньше, по cравнению с контрольными группами.

Выполнение курсовых и дипломных проектов по темам, представленным ОАО «Сода», ЗАО «Строительные материалы», ОАО «Синтез-Каучук», «Стерлитамакский нефтехимический завод», «ОАО «Каустик»,  с использованием современных программных продуктов помогли также сориентировать будущих техников-механиков на конкретный вид профессиональной деятельности: эксплуатационный, производственно-технологический, сервисный.

Работодатели ОАО «Сода», ЗАО «Строительные материалы», ОАО «Синтез-Каучук», «Стерлитамакский нефтехимический завод», «ОАО «Каустик», ОАО «Газпром нефтехим Салават»  подчеркнули, что выпускникам экспериментальных групп в большей мере присущи уверенность своих силах, способность к коллективной деятельности, ответственность за свои решения, умение применять полученные знания в профессиональной деятельности, в том числе в меняющихся производственных условиях, и ряд других полифункциональных компетенций. Особо было отмечено сокращение периода адаптации к условиям производства.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали эффективность изучения данных дисциплин с позиций формирования полифункциональных компетенций студентов техникума. В целом по итогам педагогического эксперимента можно сделать вывод, что определенным образом построенное изучение этих дисциплин способствует формированию полифункциональных, общих и, опосредованно, профессиональных компетенций.

По итогам эксперимента мы еще раз убедились в правильности выдвинутого в гипотезе предположения, что пути решения проблемы формирования полифункциональных компетенций следует искать как в направлении их выявления в содержании нормативных, учебно-программных документов, требований работодателей, так и в соответствующем построении образовательного процесса, поэтому считаем целесообразным внесение изменений в методологию проектирования ФГОС СПО нового поколения, а именно: полифункциональные компетенции должны стать зафиксированной частью структуры ФГОС среднего уровня профессионального образования.

В заключенииподведены итоги диссертационного исследования, представлены основные выводы:

1. Установлено, что существующие базовые принципы единого европейского образовательного пространства, касающиеся реализации компетентностного подхода, обусловлены необходимостью интеграции нашей страны в мировое и европейское образовательное сообщество по обязательствам, взятым в рамках Болонского и Копенгагенского процессов. Однако реализация данного подхода в процессе формирования профессионально-значимых компетенций не должна приводить к сугубому прагматизму,  целесообразно его реализовывать во взаимосвязи с другими подходами: деятельностным, системным, личностным.

2. Выявлено, что в содержании практически каждого структурного элемента ФГОС СПО по специальности 151031 - «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)» присутствует требование формирования полифункциональных компетенций.

3. Определено, что формирование полифункциональных компетенций, наряду с общими и профессиональными у студентов техникума, обусловленное расширением полей деятельности будущих специалистов технического профиля, является одним из важнейших направлений не только модернизации среднего профессионального образования, но также отражает требования современного рынка труда и технологий.

4. Определены структура и содержание полифункциональных компетенций будущего специалиста среднего звена технического профиля на примере специальности 151031 – Монтаж и техническая эксплуатация технического оборудования (по отраслям)»: информационно-технологическая, мотивационно-целевая, нормативно-правовая, экономико-аналитическая, организационно-управленческая, коммуникативная; дана поуровневая характеристика полифункциональных компетенции.

5. Разработанная модель формирования полифункциональной компетенции студентов техникума на примере специальности 151031 обосновывает то, каким должен быть будущий специалист среднего звена после окончания учреждения СПО и представляет открытую систему, которая базируясь на идеях компетентностного и деятельностного подходов.

6. На основе сформулированных дидактических условий и методических особенностей  процесса формирования полифункциональных компетенций был разработан и внедрен в процесс обучения комплекс учебно-методического обеспечения для дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности», на примере которых строился эксперимент по формированию полифункциональны компетенции у студентов специальности 151031; определено соответствие между содержательными единицами УМК и формируемыми компетенциями в рамках этих дисциплин.

7. На основе разработанных критериев эффективности была проведена апробация методической системы формирования ПФК, в результате чего были получены факты,  подтверждающие успешность её внедрения в учебный процесс техникума.

8. Установлено, что устойчивость сформированных при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»  полифункциональных  компетенций студентов техникума обусловлена политехническим характером общепрофессиональных учебных дисциплин.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...