Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сфера контрольно-ревизионной деятельности.




Понятие, формы и методы финансового контроля.

Непременным условием нормального функционирования экономики и финансовой системы выступает финансовый контроль, составной частью входящий в единый механизм государственного контроля. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль выступает в качестве важного этапа управленческого цикла, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений и нормативных предписаний, а в случае выявления их нарушений принимаются необходимые меры по устранению подобных отклонений. Объектом приложения финансового контроля являются, прежде всего, денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и непроизводственной сфере, во всех звеньях финансовой системы. Диапазон действия финансового контроля включает в себя также проверку целого комплекса хозяйственных отношений.

Итак, можно дать следующее определение: финансовый контроль- это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

По формам проведения финансовый контроль в зависимости от времени его осуществления подразделяется на:

• предварительный;

• текущий;

• последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д. Таким образом, он способствует предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов хозорганов в целом. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций. Важное значение текущий финансовый контроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он производится повседневно финансовыми службами для исключения нарушений финансовой дисциплины.

Последующий финансовый контроль осуществляется путем анализа и ревизии бухгалтерской финансовой отчетности по окончании отчетного периода. Предназначен для оценки результатов хозяйственной деятельности и эффективности осуществления финансовой стратегии. Последующий финансовый контроль взаимосвязан с предварительным контролем, базирующемся на нем.

В рамках государственного финансового контроля функции предварительного и текущего контроля возложены, в частности, на органы Счетной палатыСирийской Арабской Республики, а функции последующего контроля – на территориальные контрольно-ревизионные органы.

Финансовый контроль включает в себя проверку:

• соблюдения требований экономических законов (оптимальности пропорций в распределении и перераспределении национального дохода);

• составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль);

• эффективности использования ресурсов хозяйствующих субъектов;

• налоговых взаимоотношений.

Методы проведения финансового контроля.

По методам проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).

1. Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

2. Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок - по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

3. Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т. д.

4. Ревизия - метод документального контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, организации, учреждения, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального раскрытия недостач, расходов, присвоений и воровства средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений.

Ревизии бывают:

• комплексные, которые охватывают все стороны деятельности предприятия;

• частичные (охватывают лишь ее отдельные стороны);

• тематические ревизии (одновременно проводятся в однотипных учреждениях по определенному перечню вопросов);

• плановые и внеплановые;

• сплошные и выборочные ревизии (в зависимости от полноты привлеченных документов).

Правовая основа.

 

Правовой основой деятельности Счетной палаты Сирии и проведения финансового контроля является Конституция 1973 года и положения Закона о высшем органе финансового контроля. Счетная Палата, который не относится ни к одной из трех традиционных ветвей государственной власти, занимает уникальное положение в организационной структуре Республики. Согласно Конституции, Счетная Палата от имени Парламента осуществляет контроль над доходами, расходами и собственностью государственных органов, находящихся под его юрисдикцией. Действуя от имени законодательной власти, Счетная Палата остается независимым, как от законодательной, так и от исполнительной ветвей власти. Президент, члены Счетной Палаты и аудиторы назначаются на постоянный срок пребывания в должности. Помимо институциональной независимости, Счетная Палата обладает финансовой независимостью, располагая своим собственным бюджетом, который он представляет законодательным органам без участия Министерства финансов.

 

 

Сфера контрольно-ревизионной деятельности.

Под юрисдикцией Счетной Палаты находятся следующие государственные органы и организации:

(а) учреждения центрального правительства, финансируемые из общего бюджета сектора государственного управления;

(б) автономные и полуавтономные государственные организации, финансируемые из "дополнительных бюджетов", (например, государственные университеты, Главное управление государственных автомагистралей, Главное управление государственных гидротехнических сооружений и т.п.);

(в) организации, финансируемые из возобновляемых и некоторых внебюджетных фондов;

(г) отдельные бюджетные организации, включая, главным образом, муниципалитеты и местные органы власти. Ряд государственных учреждений и видов деятельности, а именно: государственные предприятия, некоторые внебюджетные фонды и приватизационный процесс, находятся вне юрисдикции Счетной Палаты.

Основные функции Счетной Палаты можно классифицировать как: контрольно-ревизионная деятельность, судопроизводство, отчетность и представление консультативных заключений.

Контрольно-ревизионная деятельность осуществляется аудиторами и состоит в подготовке:

 (а) отчетов о финансовых проверках и проверках соответствия (аудиторские отчеты) и

(б) отчетов о финансовой системе и выполнении государственного бюджета и бюджетов департаментов и организаций (проекты отчетов Счетной Палаты).

 

В соответствии с предоставленными Законом полномочиями Счетная Палата осуществляет аудит соответствия путем проверки всех без исключения деловых операций, т.е. всех денежных оправдательных документов, вспомогательных ведомостей, бухгалтерских журналов и книг и финансовой отчетности. Счета могут подвергаться ежегодной проверке в главном управлении или на месте в зависимости от решения Генеральной ассамблеи Счетной Палаты. Счет, подвергаемый проверке в главном управлении, может быть перепроверен по месту проведения проверки, если аудитор сочтет это необходимым или же если такое решение примет соответствующая коллегия. Счетная Палата имеет право проверять, на местах и на любом этапе по желанию, документацию и имущество правительственных учреждений и других организаций, подпадающих под юрисдикцию Счетной Палаты, а также виды деятельности и услуги, осуществляемые ими.

Выполнение судебной функции возложено, главным образом, на судейские коллегии и Апелляционный совет. Предусмотрено также участие Генеральной ассамблеи, но только в тех случаях, когда возникают разногласия в решениях вышеупомянутых органов.

Отчеты аудиторов "подвергаются суду" одной из восьми судейских коллегий. По рассмотрении дела в суде коллегия издает судебный приказ, обеспеченный правовой санкцией, согласно которому чиновников, ответственных за проверяемый счет, либо оправдывают, либо признают ответственными за сумму, указанную в счете. Чиновники могут обжаловать судебный приказ, обратившись в Апелляционный совет, решение которого является окончательным.

Выполнение третьей функции Счетной Палаты - отчетности, основано, преимущественно, на вышеупомянутых "проектах отчетов Счетной Палаты", представляемых аудиторами. Законом о ВОФК предусмотрены обстоятельства или случаи, когда ему позволено или необходимо отчитываться перед Парламентом. Наиболее важный случай касается проектов законов о финансовой отчетности, касающихся общего бюджета сектора государственного управления и дополнительных бюджетов. По окончании обсуждения отчета, представляемого группой проверки финансовой отчетности, Генеральная ассамблея принимает Общий отчет о соответствии по каждому проекту закона о финансовой отчетности, который призван убедить Парламент в том, что цифры и прочая раскрытая информация, показанная в проекте закона о финансовой отчетности, объективно отражают действительные результаты исполнения бюджета. Хотя Законом о ВОФК и предусмотрено несколько случаев, о которых необходимо докладывать Парламенту, отчет общего назначения не подпадает под эти случаи.

Согласно поправке к Закону о ВОФК, внесенной в 1996 году, Счетная Палата имеет право проверить, насколько эффективно и экономно расходуют свои средства органы, находящиеся под его юрисдикцией. Результаты таких проверок представляют Парламенту наряду с отчетами об оценке. Начиная с 1996 года, Счетная Палата подготовил и представил на рассмотрение Парламента 6 отчетов об аудите эффективности.

Что касается четвертой функции, то Счетная Палата через свои коллегии (Совет судейских коллегий) оказывает консультационную помощь по финансовым нормам и правилам, разрабатываемым учреждениями, находящимися под его юрисдикцией. Эти нормы и правила не вступают в силу до тех пор, пока не будет получено заключение Счетной Палаты.

Отчетность Счетной Палаты.

В соответствии с проектом закона, Счетная Палата должен представлять, главным образом, шесть различных видов отчетов:

 

· отчет о состоянии внешнего аудита, содержащий общую оценку и представляемый ежегодно. Он содержит сведения о регулярности проверок, проводимых в течение соответствующего года. В отчете прослеживается, в частности, расходуют ли организации выделенные им бюджетные средства в соответствии со своими бюджетами и целесообразно услугам и потребностям, указанным в их стратегических планах и ежегодных программах (статья 39);

 

· отчет, содержащий общую оценку деятельности (статья 40);

· отчет, содержащий оценку финансовой статистики (статья 41);

· годовой отчет о проверке государственных экономических

предприятий и сводный отчет (статья 42);

· общий отчет о проверке соответствия (статья 43);

прочие отчеты (статья 44).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 268.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...