Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предпринимательские риски в условиях рыночных




КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

 

Москва – 2016

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

_______________________________________

 

Институт экономики и финансов

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

З.П. Межох, И.Н. Долгачева

 

 

ФИНАНСОВАЯ СРЕДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ

 

Рекомендовано редакционно-издательским

Советом университета в качестве учебного пособия для студентов 4 курса направления «Экономика» и «Менеджмент»

 

Москва – 2016

 

УДК 336.64

М 43

 

       Межох З.П, Долгачева И.Н. Финансовая среда предпринимательства, предпринимательские риски: Конспект лекций для студентов 4 курса направления «Экономика» и «Менеджмент». – М.: МГУПС (МИИТ), 2016.

– 82 с.

 

В конспекте лекций изложены теоретические основы финансовой среды предпринимательства и предпринимательских рисков. Рассмотрены сущность, функции и виды предпринимательских рисков, вопросы управления финансовыми рисками.

           Конспект лекций предназначен для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплины: «Финансовая среда предпринимательства, предпринимательские риски», «Управление рисками».

 

 

Рецензенты:

 

доцент кафедры «Банки и банковский менеджмент» федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», к.э.н. Федюнин А.С.,

доцент кафедры «Экономика и управление на транспорте» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения», к.э.н. Иванова Е.А.

 

 

© МГУПС (МИИТ), 2016

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………….…………..4

1. Понятие финансовой среды предпринимательства и предпринимательских рисков…………..……...………………...……………………………………...…6

1.1.Финансовая среда предпринимательства………….……………………......6

Предпринимательские риски в условиях рыночных

отношений……………………….………………...……………………….…….18

1.3. Сущность и функции предпринимательских рисков…………………….24

1.4. Классификация предпринимательских рисков…………………...……....31

2. Система управления предпринимательскими рисками……………………44

2.1. Методы оценки и анализа предпринимательских рисков...……………...44

2.2. Управление предпринимательскими рисками……………………………60

2.2.1. Методы снижения финансовых рисков…………………………………67

2.2.2. Методы передачи финансовых рисков………………………………….71

Литература……………………………………………..……………………..….81

 


ВВЕДЕНИЕ

Предпринимательская деятельность является рисковой. С развитием рыночных отношений проблема управления предпринимательским риском становится все более актуальной. Однако в настоящее время теоретические аспекты ее решения разработаны еще недостаточно полно и глубоко. Что касается практической реализации вопросов управления рисками, то они находятся пока на ста­дии внедрения в деятельность предприятия.

Многие решения предприниматели принимают в условиях неопределенности, когда сложно спрогнозировать и предсказать результат от реализации принятого решения. Объективной основой существования предпринимательского риска является неопределенность внешней среды по отношению к фирме. Устранить неопределенность невозможно, так как она является объективной реальностью.

Существенное влияние на степень риска оказывают многочисленные факторы внешней и внутренней среды предпринимательства, факторы макро- и микроэкономического уровня воздействия. Особое место в экономической среде предпринимательства занимает финансовая среда, которая представляет собой сферу реализации финансовых и кредитных отношений между хозяйствующими субъектами. Именно в сфере финансового рынка осуществляются операции по инвестированию и финансированию деятельности предприятий, а также по страхованию проводимых операций. По­этому финансовая среда предпринимательства представляет интерес для финансового менеджера.

Что такое предпринимательский риск? Трудно однозначно ответить на этот вопрос, так как риск - понятие сложное и многоаспектное. В экономической литературе нет единого мнения относительно определения сущности предпринимательского риска, поэтому большой интерес представляет анализ различных точек зрения по этому вопросу.

Аналогичная ситуация складывается и в отношении функций этой экономической категории. Различные ученые выделяют от двух до шести функций предпринимательского риска.

Достаточно сложной представляется и система классификации предпринимательских рисков, так как риск многообразен. Существует много различных признаков, по которым можно объединить риски в группы. Однако единая классификационная система находится пока в стадии разработки. Решение данной проблемы осложняется также и тем, что с развитием рыночных отношений, появлением новых методов финансирования и инвестирования, новых инструментов финансового рынка возникают и новые виды риска.

Очень важным аспектом управления предпринимательскими рисками являются оценка и анализ степени риска применительно к каждой конкретной хозяйственной операции и к каждому отдельно взятому финансовому инструменту. Оценка может производиться различными методами - как количественными, так и качественными. Затем результаты такой оценки используются предпринимателями при выборе одного из альтернативных вариантов решения задачи.

Но недостаточно только оценить степень риска. Важно научиться минимизировать возможные потери, которые смогут иметь место при наступлении рискового события. С этой целью на предприятиях должна разрабатываться система управления предпринимательскими рисками, основанная на использовании многообразных методов избежания риска или снижения степени риска. К ним относятся страхование, лимитирование, хеджирование, диверсификация и многие другие методы.

Какие методы будут использоваться на каждом конкретном предприятии и насколько они будут эффективными, зависит от опыта и знаний финансового менеджера данного предприятия.

Все эти и некоторые другие вопросы нашли подробное освещение в данном учебном пособии. Пособие может быть использовано в качестве дополнительного материала при подготовке к занятиям студентами любых форм обучения.

 


 

1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СРЕДЫ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ

 

1.1. Финансовая среда предпринимательства

Под финансовой средой предпринимательства принято понимать совокупность хозяйствующих субъектов и сил, действующих вне пределов данного предприятия (фирмы) и влияющих на возможности финансового менеджера размещать денежные средства и получать доходы.

В свою очередь, финансовая среда предпринимательства состоит из микросреды и макросреды.

Микросредахарактеризуется субъектами, имеющими непосредственное отношение к данной фирме (предприятию) и к возможностям ее руководства по извлечению доходов. В нее входят:

· поставщики;

· посредники;

· покупатели (клиенты);

· конкуренты;

· контактные аудитории.

Что касается макросреды,то она представлена силами более широкого плана, оказывающими влияние на конъюнктуру рынка в целом. Такие силы могут иметь следующий характер:

  • природный;
  • технический;
  • политический;
  • экономический;
  • демографический;
  • культурный.

Сначала охарактеризуем составляющие микросреды предпринимательства.

Первая составляющая финансовой микросреды предпринимательства - поставщики- юридические и физические лица, обеспечивающие данное предприятие и его конкурентов производственными запасами, необходимыми для дальнейшего выпуска готовой продукции. На финансовую деятельность данного предприятия изменения в "среде поставщиков" могут повлиять, главным образом, следующим путем: повышение цен на предметы снабжения во многом обуславливает повышение цен на готовую продукцию данного предприятия. Кроме того, непоставки тех или иных производственных запасов, неритмичность поставок, забастовки и прочие события на предприятиях-поставщиках приводили к нарушению графиков отгрузки уже готовой продукции данного предприятия своим покупателям. Негативные последствия таких явлений в "среде поставщиков" для финансовой деятельности фирмы (предприятия) могут быть как краткосрочного, так и долгосрочного плана. В краткосрочном плане могут быть снижены и упущены возможности сбыта готовой продукции покупателям. В долгосрочном же плане, и это является более негативным, вполне реален подрыв благорасположения к предприятию со стороны покупателей со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

Вторая составляющая финансовой микросреды предпринимательства - посредники- организации, помогающие данному пред­приятию (фирме) в продвижении, распространении и сбыте ее готовой продукции среди покупателей и таким образом влияющие на возможном уровне на величину получаемых предприятием (фирмой) доходов. Посредники могут быть следующих четырех видов:

  • торговые посредники (дилеры);
  • посредники по организации товародвижения;
  • маркетинговые посредники;
  • финансово-кредитные посредники.

   Торговые посредникипредставляют собой организации, помогающие данному предприятию (фирме) находить покупателей и/или непосредственно продавать им его готовую продукцию. Необходимость существования торговых посредников обуславливается тем, что они могут обеспечить удобство места, удобство времени и удобство процедуры продажи готовой продукции покупателям с меньшими издержками, чем это смог бы сделать сам производитель. Если бы производитель захотел самостоятельно обеспечить вышеперечисленные удобства, то для этого ему пришлось бы организовывать, обеспечивать и финансировать широкую сеть торговых точек в масштабах региона или всей страны. Поэтому более разумным является поддержание сотрудничества с независимыми торговыми посредниками. Удобство места создается дилерами путем накопления запасов готовой продукции в местах нахождения самих покупателей. Удобство времени обеспечивается наличием готовой продукции в периоды, когда спрос на нее особенно велик. Чаще это касается товаров сезонного характера продвижения и продажи. И наконец, удобство процедуры приобретения готовой продукции заключается в продаже товара с одновременной переда­чей права пользования им.

Следует, однако, помнить, что выбор и организация работы с торговыми посредниками являются для финансового менеджера крайне непростой задачей. Производитель имеет дело, скорее, не с множеством мелких независимых дилеров, а с еще более крупными и растущими торговыми посредниками. В силу этого посреднические организации обладают достаточной мощью и в состоянии либо диктовать свои условия производителю, либо вообще не допускать последнего на те или иные рынки сбыта готовой продукции и извлечения доходов. Кроме того, к выбору торговых посредников необходимо осторожно относиться и потому, что, получив одни каналы товародвижения и сбыта готовой продукции, можно одновременно лишиться других, а также поддержки возможно более приемлемых для производства дилеров. Но все же следует исходить из того, что в цепочке взаимоотношений "производитель - торговый посредник" первичным является производитель - в силу приоритетности сферы материального производства по сравнению со сферой распределения, так как непосредственно в первой из них создается совокупный общественный продукт и национальный доход.

Посредники по организации товародвижения представляют собой организации, помогающие производителю готовой продукции создавать запасы собственных изделий и осуществлять их транспортировку от мест производства до мест назначения. Они бывают следующих типов:

  • складские организации;
  • транспортные организации.

    Первые - обеспечивают накопление и сохранность готовой продукции на пути к месту назначения. Вторые - перемещают запасы готовой продукции из одного места в другое. Для финансового менеджера с точки зрения взаимоотношений с данной категорией посредников немаловажным является выбор более экономичных методов отгрузки и транспортировки готовой продукции, а также учет таких качеств этих посредников, как сохранность грузов, возможные объемы и скорость их транспортировки.

Маркетинговые посредники включают в себя фирмы маркетинговых исследований, фирмы исследования проблем предпринимательского риска, консультационные фирмы по маркетингу и предпринимательскому риску, а также всякого рода рекламные агентства. Основное назначение этой категории посредников - помогать производителю точнее нацеливать и продвигать его готовую продукцию на подходящие для него рынки сбыта с возможно меньшим риском и большим извлечением дохода. Для производителя пользование услугами данной категории посредников не является необходимым. Предприятие (фирма) должно самостоятельно решить, будет ли оно пользоваться услугами данной категории посредников или же выполнит необходимые работы самостоятельно. К выбору конкретных контрагентов из среды данной категории посредников следует относиться особенно внимательно в силу того, что такие фирмы существенно отличаются друг от друга качеством и объемами предоставляемых услуг, расценками на них, а главное - своими творческими возможностями.

К числу финансово-кредитных посредников относятся банки, кредитные учреждения, страховые компании. Основное назначение этих посредников — помогать предприятию-производителю финансировать сделки по приобретению производственных запасов и сбыту собственной готовой продукции и/или страховать себя от предпринимательского риска, связанного с покупкой и продажей товаров. Практически все предприятия (фирмы) не могут обойтись без помощи финансово-кредитных посредников при финансовом обеспечении своих сделок. Поэтому следует помнить, что существенное влияние на финансовое положение предприятия могут оказать повышение стоимости кредита и/или сокращение возможностей кредитования, а в более широком смысле — финансовые кри­зисы, парализующие во многом работу финансово-кредитных посредников. Учитывая такие обстоятельства, предприятию (фирме) в лице финансового менеджера особенно необходимо налаживать прочные связи с наиболее важными для нее и надежными финансово-кредитными организациями.

Покупателиили клиентыпредставляют собой третью составляющую микросреды предпринимательства. Они бывают следующих видов:

· покупатели потребительского рынка;

· покупатели рынка производителей;

· покупатели рынка промежуточных продавцов;

· покупатели рынка государственных учреждений;

· покупатели международного рынка.

Первый вид покупателей - физические лица, приобретающие товары или услуги в целях личного потребления.

Второй вид покупателей формируют организации, приобретающие товары или услуги для дальнейшего их использования в процессе производства для создания уже иной готовой продукции.

Третий вид покупателей составляют физические и юридические лица, приобретающие товары или услуги в целях их последующей перепродажи для извлечения собственной прибыли в сфере обращения.

Четвертый вид покупателей - государственные учреждения, приобретающие товары или услуги в целях собственного потребления или для последующего использования их в сфере коммунальных услуг, или же для использования данных товаров или услуг в целях благотворительности.

И наконец, пятый вид покупателей является весьма специфичным, так как он объединяет вышеперечисленные четыре вида покупателей и отличается от них тем, что включает всех покупателей, но только находящихся за пределами страны производства товаров или услуг.

Четвертая составляющая микросреды предпринимательства – конкуренты.Любой производитель в своей хозяйственной деятельности сталкивается с конкурентами, борющимися с ним за рынки сбыта готовой продукции, а следовательно - за возможности извлечения большей величины дохода. Причем для характеристики понятия "конкуренты" недостаточно просто понимания их как других хозяйствующих субъектов, влияющих на возможности сбыта продукции и получения дохода. Говоря об этом понятии, следует выделять отдельные разновидности конкурентов:

· желания-конкуренты;

· товарно-родовые конкуренты;

· товарно-видовые конкуренты;

· марки-конкуренты.

Желания-конкуренты- это желания, которые покупатель, возможно, захочет удовлетворить. Например, если Вы захотели улучшить свои транспортные возможности, то альтернативными желания ми-конкурентами могут быть покупка автомашины, покупка мотоцикла и т.д.

Товарно-родовые конкуренты- основные способы удовлетворения выбранного ранее желания. Это значит, что если Вы склонны к приобретению мотоцикла, то уже будете решать, какой именно тип мотоцикла приобрести.

Товарно-видовые конкуренты- это прочие разновидности того же товара, способные удовлетворить конкретные желания покупателя. В нашем примере это могут быть разноцилиндровые виды мотоциклов.

Марки-конкуренты- товары разных производителей (фирм), способные удовлетворить окончательно определившееся желание покупателя. В нашем случае - это мотоциклы аналогичных типов и видов, но производимые разными фирмами. В другом примере марками-конкурентами могут быть, скажем, видеокассеты сходных характеристик, но производимые разными фирмами. Например, одна из них - фирмой "Сони", другая - фирмой "BASF", третья - фирмой "ДЭУ Электронике" и т. д.

Понимание того, как именно покупатели принимают решение, в определенной мере облегчает финансовому менеджеру выявле­ние всех возможных конкурентов, мешающих данному предприятию (фирме) продавать больше своей готовой продукции. Причем основополагающей является конкуренция марок-конкурентов, так как именно они активно ограничивают возможности сбыта готовой продукции и извлечения доходов данного предприятия. Например, при разных технических характеристиках и репутациях фирм-производителей, допустим тех же мотоциклов или видеокассет, у покупателя может возникнуть желание приобрести те из их марок-конкурентов, которые, по его мнению, более привлекательны, в первом случае - дизайном, во втором — оформлением и упаковкой.

Последняя составляющая микросреды предпринимательства — так называемые контактные аудитории.Их можно классифицировать прежде всего по таким признакам:

  • по характеру воздействия на интересы предприятия (фирмы);
  • по содержанию самих контактных аудиторий.

Под контактной аудиторией понимают любую группу, которая проявляет потенциальный или реальный интерес к деятельности данного предприятия (фирмы) и может оказывать влияние на его способности извлекать доход от реализации готовой продукции (услуг) в процессе хозяйственной деятельности.

Таким образом, по характеру воздействия на вышеуказанные способности данного предприятия контактные аудитории могут быть следующих видов:

- благотворительные аудитории;

- искомые аудитории;

- нежелательные аудитории.

Благотворительные аудитории- группы, интерес которых к предприятию (фирме) носит положительный характер (например, спонсоры).

Искомые аудитории- группы, чьей заинтересованности предприятие (фирма) ищет, но не обязательно находит (например, средства массовой информации, группы депутатов).

Нежелательные аудитории- группы, интерес которых предприятие (фирма) должно стараться не привлекать, но обязательно вынуждено считаться с ним, если он проявляется (например, общества потребителей, налоговые органы и т. д.).

По содержанию контактные аудитории классифицируются на следующие группы:

  • финансовые круги;
  • контактные аудитории средств информации;
  • контактные аудитории государственных учреждений;
  • гражданские группы действий;
  • местные контактные аудитории;
  • широкая публика;
  • внутренние контактные аудитории.

      Финансовыми кругаминазываются те контактные аудитории, которые оказывают влияние на способности предприятия (фирмы) обеспечивать себя капиталом. К этой группе контактных аудиторий относятся банки и другие кредитные учреждения, инвестиционные компании, брокерские фирмы фондовой биржи и акционеры. В своей деятельности финансовый менеджер должен добиваться благосклонного расположения этих контактных аудиторий. Это может достигаться публикацией годовых отчетов данной фирмы, ответами на вопросы, касающиеся финансовой деятельности фирмы, но не представляющей "коммерческой тайны". Таким образом, финансовым кругам предоставляются доказательства финансовой устойчивости, и в их представлении формируется благоприятный образ данного предприятия (фирмы).

Контактные аудитории средств информациипредставляют собой организации, распространяющие новости, статьи и комментарии. Ими являются телекомпании, радиостанции, газеты и журналы. Как и в отношении финансовых кругов, фирма в лице ее финансового менеджера, заинтересована в создании благоприятного образа ее деятельности в средствах массовой информации. Это достигается не только наиболее распространенным способом в виде рекламы собственной готовой продукции, но и более "утонченными" методами, допустим, публикацией статей о благотворительной деятельности предприятия (фирмы) и т.д.

В отношениях с контактными аудиториями государственных учрежденийфинансовый менеджер должен учитывать все происходящие изменения в государственной сфере и адекватно реагировать на них. Например, финансовый менеджер фирмы, как выразитель интересов ее руководства, должен своевременно откликаться на государственные требования и запреты в области экологического контроля, прав покупателей, безопасности производства и готовой продукции, истины в рекламе и т.д.

К контактным аудиториям гражданских групп действияотносятся союзы потребителей, группы защитников окружающей экологической среды, представители религиозных, национальных меньшинств и т.п. В целях создания и поддержания благоприятного образа предприятия (фирмы) в этой группе контактных аудиторий целесообразным является поддержание постоянного контакта с ними или, по крайней мере, учет пожеланий данных контактных аудиторий по отношению к хозяйствующему субъекту.

Под местными контактными аудиториямипонимаются, как правило, окрестные жители и их общие организации. В силу близости своего места проживания они склонны проявлять большой интерес к деятельности нашей фирмы. Кроме того, следует помнить, что местные контактные аудитории вблизи производств повышенной степени опасности (химические и др.), как правило, будут с предубеждением относиться к деятельности таких предприятий, и особенно к инновационным проектам с повышенным предпринимательским риском. Поэтому во взаимоотношениях с данными контактными аудиториями фирме целесообразно иметь сотрудника ответственного за связи с общиной, которому следует присутствовать на собраниях еечленов и иметь контакты с представителями местных органов законодательной и исполнительной власти.

Понятие широкая публикаявляется специфичным в группах контактных аудиторий, так как она не выступаетпо отношению к предприятию (фирме) в виде организованной силы, но образ предприятия в глазах широкой публики сказывается на его коммерческой деятельности. В свете этого любому хозяйствующему субъекту следует постоянно и придирчиво следить за отношением широкой публики к собственно производимой им готовой продукции и к его деятельности. В целях создания более благоприятного образа своей деятельности в глазах широкой публики фирме разумно де­лать пожертвования на благотворительные цели, избегать недобросовестной рекламы, разработать четкий порядок рассмотрения претензий покупателей и т.д.

Последняя группа контактных аудиторий - внутренние контактные аудитории,к которым относятся собственные рабочие и служащие предприятия (фирмы), его управляющие, а также добровольные помощники. Общее правило в отношении таких контактных аудиторий состоит в том, что, когда собственные рабочие и служащие позитивно настроены по отношению к своей фирме, такое их отношение распространяется и на другие контактные аудитории. Для создания такого положения фирмам целесообразно издавать информационные бюллетени в целях мотивирования и информирования собственных внутренних контактных аудиторий.

Перейдем теперь к характеристике основных составляющих макросреды предпринимательства. Напомним, что она включает природный, технический, политический, экономический, демографический и культурный факторы.

Воздействие природного фактора на среду предпринимательства характеризуется в настоящее время такими основными тен­денциями;

  • определенным дефицитом некоторых видов сырья;
  • тенденцией (хотя и слабой) к удорожанию энергоносителей;
  • ростом загрязнения окружающей среды;
  • растущим вмешательством государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Первая тенденция проявляется в том, что возникает проблема истощения таких невозобновляемых ресурсов, как нефть, газ, уголь. При существующих сейчас масштабах производства уже начинает ощущаться дефицит золота, платины, серебра, урана, олова, свинца и некоторых других металлов, что вынуждает при разработке инвестиционных проектов искать им замену. Ставится вопрос о возможном дефиците в перспективе даже таких, казалось бы неисчерпаемых, природных ресурсов, как вода и воздух. Кроме того, нарастают проблемы экологического плана, связанные с использованием таких возобновляемых природных ресурсов, как продовольствие и лес.

Вторая тенденция является как бы следствием первой в части основного энергоносителя - нефти. Истощение ее запасов отражается не только на тенденции к удорожанию как ее, так и других энергоносителей, но и на высокой стоимости этого энергоносителя. Просматривается тенденция к росту инвестируемых средств в поиск альтернативных источников энергии (солнечной, ядерной, ветровой и т.д.).

Особенно очевидно просматривается третья тенденция воздействия природного фактора на состояние предпринимательства. Уже сейчас существуют проблемы удаления отходов химических и ядерных производств, опасного уровня содержания ртути в водах морей, увеличения "озоновых дыр" в атмосфере земли и засорения окружающей среды материалами, не поддающимися биохимическому разложению.

Последняя тенденция воздействия природного фактора на среду предпринимательства во многом является отражением трех предыдущих. В связи с этим финансовый менеджер должен иметь в виду, что государство вынуждено решительно вмешиваться в процесс рационального использования природных ресурсов. Это нужно для того, чтобы иметь возможность получать необходимые для деятельности фирмы природные ресурсы, не нанося одновременно вред экологической среде.

Таким образом, тенденции воздействия природного фактора макросреды предпринимательства должны учитываться финансовым менеджером в целях более успешного ведения финансовой деятельности.

Воздействие технического (научно-технического) фактора на среду предпринимательства проявляется такими основными тенденциями:

  • ускорение научно-технического прогресса (НТП);
  • появление безграничных возможностей;
  • рост ассигнований на НИОКР;
  • увеличение внимания к внедрению небольших усовершенствований в уже существующую готовую продукцию;
  • ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.

Ускорение НТП проявляется в том, что многие привычные сейчас товары век назад еще не существовали. Полагают, что в среднем семь из десяти производимых в конце XX века товаров, в конце XIX века еще не производились (аэрозоли, телевизоры, холодильники, синтетические моющие средства, компьютеры, пейджеры и т.д.). Причем в последние десятилетия темпы роста НТП увеличиваются.

Появление так называемых "безграничных возможностей" характеризуется разработкой новых технологий, которые могут коренным образом преобразить производственные процессы, а следовательно, и готовую продукцию. Например, создание оборудования для опреснения морской воды, электромобилей, робототехники и т.д.

Увеличение ассигнований на НИОКР просматривается в экономике многих развитых стран. Причем приоритетными являются следующие пять отраслей в порядке важности: ракетно-космическая и авиационная промышленность; электротехническая промышленность и промышленность средств связи; химическая промышленность; машиностроение и металлообработка; автомобильно-транспортная промышленность.

Повышение внимания к внедрению небольших усовершенствований в уже существующую готовую продукцию проявляется в том, что многие предприятия (фирмы) вместо того, чтобы рисковать, предлагая крупные новшества, занимаются доступными усовершенствованиями уже существующих товаров. Здесь на практике обнаруживается их склонность к неоклассической теории предпринимательского риска, ориентирующей на надежность, по сравнению с рискованностью инвестиций.

И наконец, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров отражает как тенденцию растущих требований к этим параметрам со стороны покупателей, так и настоятельную необходимость избежания всякого рода аварий и техногенных катастроф.

Учет финансовым менеджером основных тенденций воздействия технических факторов макросреды на предпринимательскую деятельность позволит ему в большей мере соответствовать современным потребностям хозяйственной деятельности и "идти в ногу" с НТП.

Основными направлениями воздействия политического фактора макросреды на предпринимательскую деятельность являются:

  • увеличение числа законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность;
  • повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов.

Первая тенденция является определяющей и обуславливается следующими причинами:

Во-первых, необходимостью защищать предприятия (фирмы) друг от друга. Дело в том, что, как правило, предприниматели на словах превозносят конкуренцию, но, когда затрагиваются их собственные интересы по извлечению прибыли, они пытаются нейтрализовать своих конкурентов. Следовательно, законы принимаются для определения понятия "недобросовестная конкуренция", а главное - для предотвращения ее проявлений и сговора на рынках сбыта готовой продукции.

Во-вторых, необходимостью защиты потребителей от недобросовестной деловой практики производителей. Наиболее распространенными способами введения покупателей в заблуждение относительно качества своей готовой продукции являются ложь в рекламе товаров, выпуск продукции, которая не соответствует техническим условиям, введение в заблуждение посредством упаковки или уровня цен и т.д.

В-третьих, необходимостью защиты интересов общества от недобросовестной деловой практики предпринимателей, так как предпринимательская деятельность не всегда обеспечивает лучшее качество жизни. Например, по мере ухудшения экологической обстановки будут вводиться новые законы и ужесточаться положения старых.

Учитывая это, а также повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов, финансовому менеджеру необходимо внимательно следить за тем, что происходит в сфере законодательства при размещении (инвестировании) средств с целью извлечения большей величины прибыли.

Говоря о воздействии экономического фактора макросреды на предпринимательскую деятельность, отметим, что величина доходов конкретного предприятия (фирмы) во многом определяется уровнем покупательной способности населения. Он, в свою очередь, зависит от уровня текущих доходов, сбережений населения, уровня цен на готовую продукцию и от доступности кредита. На покупательной способности населения сказываются также экономические спады, финансовые кризисы, высокий уровень безработицы, растущая стоимость получения кредита. Помимо отмеченных выше факторов, финансовый менеджер должен быть также в курсе распределения доходов по отдельным категориям населения, а также географических различий в структуре распределения доходов.

Воздействие демографического фактора макросреды на предпринимательскую деятельность определяет следующее:

  • наличие мирового "демографического взрыва" в основном за счет так называемых "развивающихся стран";
  • снижение рождаемости и старение населения большинства "промышленно развитых стран";
  • повышение образовательного уровня и рост числа служащих.

И наконец, воздействие культурного фактора макросреды характеризуется такими основными тенденциями:

  • стойкой приверженностью большинства населения основным традиционным культурным ценностям;
  • наличием субкультур в рамках единой человеческой культуры.

Таким образом, учет финансовым менеджером всех составляющих микро- и макрофинансовойсреды предпринимательства является необходимым условием его успешной деятельности по инвестированию средств и извлечению возможно более высоких величин доходов (прибыли) для данного предприятия (фирмы).

 

1.2. Предпринимательские риски в условиях рыночных отношений

Термин "рыночное хозяйство" означает как можно более широкое децентрализованное управление производством и потреблением через рынок сбыта, равенство шансов, эффективность производства и экономическую свободу. Потенциальная эффективность рыночного хозяйства основывается на децентрализованном и свободном выборе профессии и рабочего места, на возможности свободного принятия решений в отношении производства и потребления товаров, на децентрализованном решении об использовании доходов и собственности.

Кроме того, считается, что открытость по отношению к ново­введениям и эффективность информационной системы рынка сбы­та, характеризуемая постоянной конкурентной борьбой, быстрее и лучше всего позволяет определить новые потребности, а также ре­шение перспективных задач.

Координация отдельных решений осуществляется посредством механизма цен, которые образуются на рынке при стечении предложения и спроса. Свободно образующиеся цены дают производителям возможность понять, что стоит производить и предложить потребителю. В то же самое время они в необходимом объеме показывают потребителю, что он в состоянии осуществить в рамках возможностей своего дохода и с учетом своих пожеланий. Свободные цены в этом отношении нужны главным образом для выполнения важнойинформационной функции для производителей и потребителей.

Деление процесса управления на тысячи отдельных решений не предотвращает ошибок. Однако это в большой мере мешает принятию ложных крупномасштабных решений, имеющих место в строго централизованных системах управления экономикой. Совокупность информации, предоставляемой производителям и потребителям в рыночном процессе, намного шире, чем в случае централизованного управления. Смотря по обстоятельствам, действующим на данный момент, индивидуумы независимо друг от друга принимают лучшие для себя решения. Они пересматривают и в случае необходимости отменяют эти решения, когда меняются экономические условия, в частности цены, которые играют решающую роль в процессе принятия решений. В этом отношении рыночное хозяйство- непрерывный процесс, в ходе которогоиндивидуумы путем проб и ошибок обнаруживают новые и правильные для себя экономические решения. В таких условиях немаловажным является понятие "предпринимательские риски", то есть процесс принятия решений в неопределенной обстановке. Изучение данной экономической дисциплины, которая начала складываться во многих зарубежных странах с конца XIX - начала XX века, позволяет в определенной мере облегчить процесс принятия решений с учетом вероятности достижения того или иного результата и ориентировать деятельность субъектов экономики в русле социально-рыночных принципов ведения хозяйства.

Необходимо учитывать, что в настоящее время недостаточно ограничиваться упоминанием лишь термина "рыночное хозяйство" в силу того, что во многих зарубежных странах принципиально применяемая экономическая система носит название "социально-рыночное хозяйство" (Германия, страны Скандинавии и т.д.). Социально-рыночное хозяйство, как концепция экономической политики, нацелено на экономически эффективное, свободное, социальное и справедливое устройство экономики и общества. Данная система рассматривается в качестве "третьего пути" между необузданным капитализмом XIX века и системами со строго централизованным управлением экономикой.

В чем же заключается социальный аспект рыночного хозяйства?

Социальный аспект состоит в большей по сравнению с классически капиталистической системой эффективности социально-рыночного хозяйства, которое приносит всем, а не отдельным группам населения, подъем благосостояния и экономическую независимость. Предпосылкой для этого, однако, является контроль над рынком за счет конкурентной борьбы, которая обеспечивает стимулы для новых экономических решений и капиталовложений. Следовательно, в условиях социально-рыночного хозяйства значение изучения такого понятия, как предпринимательские риски отнюдь не уменьшается, а даже возрастает, как показывает опыт вышеупомянутых стран.

Важная цель конкурентной борьбы состоит в том, чтобы плоды экономических нововведений не оставались надолго в руках отдельных людей, а широко распространялись и передавались потребителям. Из-за конкурентной борьбы прибыль предприятий-первопроходцев, разработавших новые достижения и приступивших к новым проектам, ограничена во времени. Предприниматели, догоняющие их в ходе конкурентной борьбы за наверстывание упущенного, снова лишают их данного преимущества. Прочная прибыль в конкурентной борьбе достижима только для тех, кто постоянно ищет новые решения в ситуации неопределенности, то есть идет на предпринимательский риск. Эффективное функционирование конкурентной борьбы, однако, подвергается угрозе, если частная экономическая власть предотвращает возможность возникновения новых конкурентов или если конкурентная борьба предотвращается из-за сговора между конкурентами. Задача политики, регулирующей конкурентную борьбу, состоит в предотвращении концентрации власти на рынке сбыта в целях реализации принципов социально-рыночного ведения хозяйства.

В условиях социально-рыночного хозяйства рыночные отношения рассматриваются не как самоцель, а в качестве инструмента для реализации социального аспекта рыночного хозяйства в целях повышения жизненного уровня населения всех групп.

Социальный аспект состоит в децентрализованной ответст­венности каждого члена общества за себя, за коллектив, в котором он работает, и за свою семью.

Социальный аспект состоит также в равенстве шансов, обеспечиваемых государством, в том числе за счет предоставления бесплатного образования в школах и в высших учебных заведениях, а также за счет дополнительного финансового субсидирования в процессе обучения тех детей, родители которых имеют относительно низкую заработную плату.

Социальный аспект в странах с развитым социально-рыночным хозяйством проявляется также в многочисленных правах на участие в управлении различными органами самоуправления (коммунальными органами, социальным страхованием или предприятием).

Социальный аспект адекватно выражается в многочисленных защитных правах, существующих в трудовом законодательстве, в случаях всякого рода аварий и катастроф, а также для работников тех предприятий, которые подверглись финансовому риску банкротства.

Социальный аспект выражается также и в механизмах перераспределения доходов государством в рамках пенсионного страхования, страхования по болезни, а помимо этого - во множестве отдельных мер в пользу экономически менее обеспеченных людей или людей, попавших в нужду.

Таким образом, реализация социального аспекта рыночного хозяйства требует не только рассмотрения понятия "предпринимательский риск", но и сильного государства, создающего условия, способствующие тому, чтобы предприниматель пошел на экономический риск.

Социально-рыночное хозяйство предполагает, что в его суть входят планы и решения, разработанные на основе централизованной ответственности, а также координация посредством использования рынка сбыта и конкурентной борьбы. Это означает, что необходимо обеспечить свободный доступ к рынку и что действую­щие лица в экономике должны иметь достаточно свободы для при­нятия своих экономических решений с точки зрения своей собст­венной ответственности. Однако это не означает полную воздер­жанность государства. Напротив, это даже требует достаточно сильного государства, задачи которого по регулированию эконо­мических процессов можно сформулировать так:

· создание надежного правопорядка, в рамках которого возможно принимать децентрализованные решения. Сюда относится также регулирование возможной экономической жизни по договорным отношениям, а также порядок распоряжения и пользования собственностью;

· обеспечение внутренней и внешней безопасности;

· обеспечение стабильного валютного порядка;

· предоставление и всемерное развитие инфраструктуры, в первую очередь, в области образования и науки, а также в сфере транспорта, городского планирования и т.д.;

· обеспечение постоянной конкурентной борьбы, ее всемерное поощрение и предотвращение образования картелей власти на рынке сбыта продукции;

· обеспечение социальных гарантий и гарантий в области трудового права для защиты более слабых членов общества;

· требования, запреты и рыночно-хозяйственные стимулы для контроля за деятельностью субъектов экономики с точки зрения нормальной экологической обстановки;

· определение четкого и постоянного законодательства в области налоговогои социального права;

· разработка законодательства в области внешнеэкономических отношений;

· глобальное управление экономическими процессами в рамках принципов рыночного хозяйства.

Реализация указанных выше задач государства в условиях ры­ночного хозяйства необходима для постоянного достижения целей функционирования данной экономической системы. Можно выде­лить четыре основные цели социально-рыночного хозяйства:

  • обеспечение стабильного уровня цен;
  • обеспечение высокого уровня занятости населения;
  • обеспечение социальных гарантий и социальной справедливости;
  • повышение на этой основе жизненного уровня населения.

 Обеспечение стабильного уровня цен в странах с развитым социально-рыночным хозяйством достигается за счет стимулиро­вания, в первую очередь, производителей продукции, за счет неза­висимости от правления центрального эмиссионного банка, уста­новления стабильного валютного законодательства и за счет сба­лансированных внешнеэкономических связей.

Порядок на рынке труда характеризуется, прежде всего, та­рифной автономией. Она позволяет работодателям и профсоюзам децентрализованно и на основе собственной ответственности дого­вариваться о заработках и условиях труда в тех отраслях, за кото­рые они отвечают (в частности в металлургии, полиграфической бумажной, химической промышленности, в государственном сек­торе, секторе страховых компаний и банков и т.д.).

Социальные гарантии и социальная справедливость и, в част­ности, справедливое распределение доходов и имущества достига­ется путем регулирования тарифных соглашений между профсою­зами и работодателями, а также за счет разветвленной сети соци­ального законодательства. Первоначальное распределение доходов и имущества, свободно образовавшееся на рынке, по социальным причинам исправляется государством за счет дополнительного на­логообложения или налоговых льгот, а также за счет перечисления финансовых ресурсов из частного в государственный сектор эко­номики. Выравнивание различий за счет социальных мер означает исправление ситуации в пользу тех, кто собственными силами не в состоянии идти в ногу с рыночным процессом (учащиеся, больные, отдельные категории семей, пожилые люди). Такое регулирование не означает нивелировку доходов, но позволяет обеспечить рост жизненного уровня не отдельным, а практически всем группам на­селения.

Таким образом, обеспечение роста жизненного уровня дости­гается только в условиях стабильного уровня цен, высокого уровня занятости, социального обеспечения и социальной справедливости. Катализатором же этих явлений, характеризующих экономический рост, выступает постоянное и всемерное сохранение и поощрение конкурентной борьбы.

К областям экономической политики, непосредственно свя­занным с понятием "предпринимательские риски", принято, преж­де всего, относить политику, регулирующую конкурентную борь­бу, а также денежно-валютную и структурную политику.

Конкурентная борьба является основой для повышения произ­водительности труда и внедрения достижений технического про­гресса. В наиболее широком понимании конкурентная борьба-двигатель процесса всеобщего усовершенствования в народном хо­зяйстве. Она является инструментом реализации пожеланий потре­бителей. Именно она заставляет предпринимателей постоянно ду­мать о наиболее благоприятных возможностях производства, о но­вых выгодных рынках сбыта, о нововведениях и возможностях сбыта новых видов продукции, т.е. осуществлять экономический риск.

Сохранение функционирования конкурентной борьбы являет­ся постоянной задачей экономического развития. Такое функцио­нирование обеспечено в тех случаях, когда она на длительный пе­риод гарантирует самое дешевое снабжение потребителей изде­лиями соответствующего качества, когда она содействует техниче­скому прогрессу и гарантирует, что возможности раскрытия лич­ности каждого члена общества и сбалансирование интересов обще­ства в целом не будут ущемляться. Основной целью политики, оп­ределяющей конкурентную борьбу, является обуздание и контроль экономической власти, которая постоянно таит в себе опасность выдвижения препятствий на пути конкурентной борьбы. Поэтому конкурентная борьба нуждается в эффективных правовых услови­ях, с помощью которых можно предотвратить возникновение кар­телей власти и концернов, а также ограничение ими конкурентной борьбы. Этому способствует детально разработанное в большинст­ве зарубежных стран специальное антимонопольное законодатель­ство, например закон против ограничений конкурентной борьбы ("Картельный закон" в Германии) и т.д. Этот и аналогичные законы в основном базируются на принципе запрета заключения догово­ров, ограничивающих конкурентную борьбу, и на контроле за слиянием фирм.

Наряду с конкурентной борьбой второй важнейшей предпо­сылкой функционирования предпринимательских рисков является сбалансированная денежно-валютная политика, которая должна, прежде всего, выражаться в стабильности цен. Стабильность, т.е. сокращение роста установленных цен до настоятельно необходи­мого уровня (3-5% годовых), нужна также для того, чтобы предот­вратить искажения экономических процессов и дать правильные сигналы в отношении цен. Опыт прошлого показывает, что инфля­ция имеет только отрицательные последствия. Она усугубляет раз­ногласия в отношении распределения национального продукта, ставит должников в привилегированное положение по сравнению с кредиторами и тем самым мешает размещению средств на рынке ссудного капитала. Кроме того, она таит в себе постоянную опас­ность самоусиления со всеми отрицательными последствиями для государства и производителей. С точки зрения предприниматель­ских рисков она выступает сдерживающим фактором инвестирова­ния средств.

Надо также учитывать, что для понятия "предприниматель­ские риски" также важным является проведение эффективной так называемой "структурной политики". Дело в том, что националь­ные и международные рынки сбыта в равной мере подвержены по­стоянным изменениям. В системе рыночного хозяйства меры по модернизации и рационализации, а также освоение новых направ­лений экономического развития являются первостепенными зада­чами предприятий. В связи с этим предпринимательские риски вы­ступают и как объективная необходимость, и как своеобразный ка­тализатор ускорения экономического развития.

Задача же государства заключается в содействии способности и готовности предпринимателей взять на себя экономический риск. Причем государство должно проводить структурную политику, не нарушающую связей, сложившихся на рынке. Сюда относится, прежде всего, создание рамочных условий для гибкого приспособ­ления к новым внутренним и внешним ситуациям, сложившимся в экономике, при меньших потерях. Таким образом, структурной яв­ляется политика, определяющая и контролирующая экономическое устройство и способствующая тому, чтобы предприниматели при­нимали на себя экономический риск.

 

1.3. Сущность и функции предпринимательских рисков

Что такое риск? Ответить на этот вопрос не просто, ибо существует различное понимание сущности данного явления в нашей стране и за рубежом.

В целом преобладают два противоположных взгляда на сущность риска. С одной стороны, риск предстает в виде возможной неудачи, опасности, материальных потерь, которые могут насту­пить в результате претворения в жизнь выбранного решения; с другой - риск отождествляется с предполагаемой удачей, благоприятным исходом.

Экономическийриск представляет собой совокупность веро­ятных экономических, политических, нравственных и других по­ложительных и неблагоприятных последствий, которые могут на­ступить при реализации выбранных решений. Кроме того, риск яв­ляется неотъемлемым свойством новаторской, инновационной эко­номической деятельности.

Экономический риск представляет собой такую сторону дея­тельности субъектов хозяйственной жизни, которая связана с пре­одолением фактора неопределенности в ситуации неизбежного вы­бора, и в процессе которой имеется возможность оценить вероят­ности достижения желаемого результата, неудачи и отклонения от цели, содержащиеся в выбираемых альтернативах.

Можно дать более простое и функциональное определение риска, как вероятности угрозы потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления конкретной деятельности.

Иными словами, в конкретной экономической, хозяйственной и производственной деятельности, а также при решении новатор­ских, творческих задач следует:

  • выявлять возможные благоприятные и отрицательные последствия своих действий;
  • учитывать степень вероятности получения нужного результата, вероятность положительных последствий и отклонений от выбранной цели.

Каковы объективные и субъективные причины существования предпринимательского риска?

Риск во всех странах связан с состоянием информационной обеспеченности решения. Решения могут приниматься в различных условиях:

  • в условиях определенности, когда все последствия принимаемого решения могут быть оценены;
  • в условиях риска, когда последствия принимаемых решений могут быть оценены с определенной степенью вероятности;
  • в условиях полной неопределенности, когда нет никаких исходных данных для оценки принимаемых решений.

Предпринимательский риск имеет объективную основу из-за неопределенности внешней среды по отношению к предпринима­тельской фирме. Внешняя среда включает в себя объективные эко­номические, социальные и политические условия, в рамках кото­рых фирма осуществляет свою деятельность и к динамике которых она вынуждена приспосабливаться. Неопределенность ситуации предопределяется тем, что она зависит от множества переменных факторов, контрагентов и лиц, поведение которых не всегда можно предсказать с достаточной точностью.

Так как неопределенность -характерная черта в условиях ры­ночного хозяйства, риск является объективно неизбежным элемен­том любого хозяйственного решения.

Но риск и неопределенность- не одно и тоже: риск характе­ризует такую ситуацию, когда наступление неизвестных событий вероятно и может быть оценено количественно, а неопределен­ность - когда вероятность наступления таких событий оценить за­ранее невозможно.

Неопределенность и риск в предпринимательской деятельно­сти играют очень важную роль, заключая в себе противоречие ме­жду планируемым и действительным, то есть источник развития предпринимательской деятельности.

Наличие предпринимательского риска - это обратная сторона экономической свободы, своеобразная плата за нее. Свободе одно­го предпринимателя сопутствует одновременно и свобода других предпринимателей, следовательно, по мере развития рыночных от­ношений в нашей стране будет усиливаться неопределенность и предпринимательский риск.

Устранить неопределенность будущего в предприниматель­ской деятельности невозможно, так как она является элементом объективной деятельности. Риск присущ предпринимательству и является неотъемлемой частью его экономической жизни.

Для понимания природы предпринимательского риска фунда­ментальное значение имеет связь риска и прибыли.Адам Смит в "Исследованиях о природе и причинах богатства народов" отмечал, что достижение даже обычной нормы прибыли всегда связано с большим или меньшим риском. Получение прибыли возникает "по причине неопределенности, в отсутствии которой все, относящееся к получению прибыли, было бы широко известно, все возможности ее получения были бы полностью использованы и, следовательно, прибыли везде равнялись бы нулю". Таким образом, при отсутст­вии неопределенности любые расхождения между выручкой и из­держками будут устранены в процессе конкуренции, и прибыль станет равной нулю. В реальном, постоянно меняющемся и поэто­му всегда неопределенном мире такого явления не происходит.

Предприниматель проявляет готовность идти на риск в усло­виях неопределенности, поскольку наряду с риском потерь сущест­вует возможность получения дополнительных доходов. Й. Шумпетер в книге "Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, процента и цикла конъ­юнктуры)" пишет о том, что если риски не учитываются в хозяйст­венном плане, тогда они становятся источником, с одной стороны, убытков, а с другой - прибылей. Можно избрать решение, содер­жащее меньше риска, но при этом меньше будет и получаемая при­быль.

До сих пор мы обращали внимание только на объективную сторону предпринимательского риска. Действительно, риск связан с реальными процессами в экономике. Объективность риска связа­на с наличием факторов, существование которых в конечном счете не зависит от действий предпринимателей.

В то же время отдельные ученые разрабатывают субъектив­ный подход к риску. Так, В. Ойгензихт в своей работе "Проблема риска в гражданском праве" исходит из того, что риск всегда субъ­ективен, поскольку реализуется через человека. Именно предпри­ниматель оценивает ситуацию, формирует множество возможных исходов, представляет вероятности их осуществления и делает вы­бор из множества альтернатив. Кроме этого, восприятие риска за­висит от восприятия каждого конкретного человека с его характе­ром, складом ума, психологическими особенностями, уровнем зна­ний в своей области деятельности. Оценка риска и выбор решения во многом зависят от человека. Одна и та же рискованная ситуация воспринимается разными предпринимателями по-разному, так как риск воспринимается сугубо индивидуально.

Возникновение интереса к проявлению риска в хозяйственной деятельности в России связано с проведением экономической ре­формы. Экономические преобразования, происходящие в России, характеризуются ростом числа предпринимательских структур, созданием ряда новых рыночных инструментов. В связи с процес­сами демонополизации и приватизации государство правомерно отказалось от роли единоличного носителя риска, переложив всю ответственность на предпринимательские структуры. Однако большое число предпринимателей открывает свое дело при самых неблагоприятных условиях. До конца 80-х годов российская экономика характеризовалась достаточно стабильными темпами раз­вития. Первыми признаками проявления кризиса явились негатив­ные процессы в инвестиционной сфере {снижение ввода в действие основных производственных фондов), результатом чего стало сни­жение объемов произведенного национального дохода, промыш­ленной и сельскохозяйственной продукции.

Кризисные явления в России являются одной из причин уси­ления предпринимательского риска, что приводит к увеличению числа убыточных предприятий.

Риск выполняет две функции: регулятивную и защитную.

Регулятивная функцияимеет противоречивый характер и выступает в двух формах: конструктивной и деструктивной. Риск предпринимателя, как правило, ориентирован на получениезначи­мых результатов нетрадиционными способами. Тем самым он по­зволяет преодолеть консерватизм, догматизм, косность, психологи­ческие барьеры, препятствующие перспективным нововведениям. В этом проявляется конструктивная форма регулятивной функ­ции предпринимательского риска.

Конструктивность выражается, в частности, в том, что риск при осуществлении экономических задач выполняет роль катализа­тора, что наглядно проявляется на примере венчурного (рискового) капитала и деятельности инновационных банков. Венчурный капи­тал предназначается для финансирования новаторских начинаний (внедрение технических новшеств, выпуск новых видов продук­ции) и формируется из взносов отдельных вкладчиков, корпораций, правительственных ведомств, страховых компаний, банков, уни­верситетов, пенсионных фондов. Вложения не могут изыматься ра­нее оговоренных сроков (8-10 лет), соответствующих периоду ста­новления новой фирмы и возмещения венчурных затрат. Своеобра­зие венчурного капитала состоит в том, что он используется в са­мых передовых направлениях научно-технического прогресса (НТП).

Конструктивная форма регулятивной функции риска заключа­ется также и в том, что способность рисковать — один из путей ус­пешной деятельности предпринимателя, состоит в исследовании источников риска при проектировании операций, форм сделок, ис­ключающих или снижающих возможные последствия риска как отрицательного отклонения.

Деструктивная форма регулятивной функции рискапро­является в том, что реализация решений с неисследованным или необоснованным риском может приводить к операциям, которые относят к авантюрным, волюнтаристским.

Однако риск может стать проявлением авантюризма, субъек­тивизма, если решение принимается в условиях неполной инфор­мации, без должного учета закономерностей развития явления. В этом случае риск выступает в качестве дестабилизирующего фак­тора. Следовательно, хотя риск и "благородное дело", но не любые решения целесообразно реализовывать на практике - они должны быть обоснованными, иметь взвешенный, разумный характер.

В связи с вышеизложенным возникает вопрос: что такое "ра­зумный риск"? Наиболее удачным является определение К. Татеиси. В работе "Вечный дух предпринимательства" он пи­шет: "Когда дело доходило до принятия решений, то я лично всегда придерживался "правила 70/30". Скажем, вносится предложение о создании новой отрасли производства: если я на 70% уверен в ус­пехе дела, то даю свое согласие. Оставшиеся 30% сомнений станут стимулятором для рассмотрения мер, которые следует принять в случае неудачи. Это и называется "разумным риском". Однако К. Татеиси считает, что в некоторых случаях "правило 70/30" огра­ничивает свободу действия предпринимателей и иногда разумнее использовать "правило 30/70".

Защитная функцияриска имеет также два аспекта: социаль­но-правовой и историко-генетический.

Суть социально-правового аспектазащитной функции со­стоит в обеспечении права новатора на риск. Если для предприни­мателя риск - естественное состояние, то нормальным должно быть и терпимое отношение к неудачам. Инициативным, предпри­имчивым хозяйственникам нужна социальная защита, правовые, политические и экономические гарантии, исключающие в случае неудачи наказание и стимулирующие оправданный риск.

Практическая реализация защитной функции связана с вне­дрением в уголовное, хозяйственное и трудовое законодательство категории правомерного риска. В современных условиях право на риск имеет не меньшее значение, чем право на самооборону. В Ос­новах уголовного законодательства РФ уже предусмотрено поня­тие хозяйственного и профессионального риска и регламентируется освобождение отуголовной ответственности в связи с ним. Од­нако здесь не содержится формулировка о правомерности эконо­мического риска, и эта категория ставится в зависимость не от пра­вовых категорий, а от современных научно-технических знаний и т.д.

Экономический риск можно считать правомерным, если он является единственно возможным средством осуществления кон­кретных хозяйственных задач; если с помощью специальных мето­дик оцениваются благоприятные и неблагоприятные последствия риска; если прогнозируемые положительные результаты риска зна­чительно превышают вероятность возможного ущерба.

Правовое регулирование рисковой деятельности необходимо не только для защиты инициативных работников, но и для стиму­лирования на практике способности идти на риск.

Вторым аспектом защитной функции является историко-генетический аспект.Уже на ранних этапах развития цивилиза­ции люди стихийно искали способы избежать всевозможных неже­лательных последствий (например, создание запасов на случай не­урожая).

В настоящее время предусмотрительность проявляется в фор­ме создания и функционирования фондов риска, которые способст­вуют стабилизации экономической, хозяйственной и производст­венной деятельности. Стабильность обеспечивается и благодаря механизму перераспределения риска: государство полностью или частично возмещает сельскохозяйственному производству ущерб от засухи, урагана и т.п. за счет специальных резервов и накопле­ний от доходов в других отраслях, то есть осуществляет перенос риска из одной сферы в другую.

По мнению некоторых экономистов следует особо выделить аналитическую функциюпредпринимательского риска, которая связана с тем, что наличие риска предполагает необходимость вы­бора одного из возможных вариантов решений, в связи с чем пред­приниматель в процессе принятия решения анализирует все воз­можные альтернативы, выбирая наиболее рентабельные и наименее рисковые. В зависимости от конкретного содержания ситуации риска альтернативность обладает различной степенью сложности и разрешается различными способами. В простых ситуациях, напри­мер, при заключении договора поставки сырья, предприниматель опирается, как правило, на интуицию и прошлый опыт. Но при оп­тимальном решении той или иной сложной производственной за­дачи, например при принятии решения об инвестициях, необходи­мо использовать специальные методы анализа.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...