Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Периодизация и характерные черты философии Средневековья.




Средневеко́ваяфилосо́фия, филосо́фияСредневеко́вья — западная философия в период с V по XV века.

Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности и спор о приоритете единичного или общего.

1 этап: Апологетика (2-3 в.) - "защита". Представитель - Ориген. Главная цель: защита зарождающегося христианства от других религиозных течений. Центральная проблема - бог и его троичность. Бог - разум, бытие и благо. Бог не познаваем. Сын Бога имеет туже природу, что и отец. Бог - отец включает в себя весь мир, сын постигает только разумных созданий. Святой дух - только святых.

Концепция творения. Сначала были созданы свободные, разумные и равные между собой существа, одни из них остаются с богом, другие покидают его - ангелы, демоны, люди. Мир по Оригену - череда сменяющих друг друга миров. Конец истории этих миров - возвращение к началу, к Богу, путь у каждого свой.

2 этап: Патристика (3-9 в.) - от слова "отец". Творчество "отцов церкви" Представитель - Августин Блаженный. Формируются основные положения религии и философии христианства.

- Принятие крестьянской веры - свободный акт воли.

- Основа мироздания - Бог. Он человекоподобен.

- Главное отношении в мире - отношение между Богом и человеком.

- Бог создает мир из ничего

- Познание происходит через божественное озарение.

- Человек - тело, душа и дух.

- Бог - благо. Все хорошее в мире и человеке, от Бога.

3 этап: Схоластика (9-15 в.) - от слова "школа". Время, когда философские методы используются для решения религиозных проблем.

- Ранняя схоластика (9-12 в.) Представитель - Пьер Абеляр.

- Средняя схоластика (высокая, 13-14 в.) Творчество Фомы Аквинского.

- Поздняя схоластика (14-15 в.) Представитель - Оккам.

Что существует реально? Общее или единичное? Существует ли общее самостоятельно или это лишь плот человеческих мыслей, обладает ли общее самостоятельным бытием или существует лишь в единичном? В зависимости от ответа на эти вопросы, философия в эпоху схоластики делится на:

· реализм (общее существует реально, не зависимо от человеческого сознания).

· крайний реализм (общее существует вне единичного).

· умеренный реализм (общее существует, но только в отдельных предметах).

· номинализм (отрицание самостоятельного существования универсалий, общие понятия связаны с разумной деятельностью человека).

· крайний номинализм (общие понятия - просто колебания человеческого голоса).

· концептуализм - попытка примирения реализма и номинализма.

Представитель реализма - Фома Аквинский.

Представитель номинализма - Оккам.

Представитель концептуализма - Абеляр.

 

Философия эпохи Возрождения и ее особенности.

Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности.

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере.

В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику - природа трактуется пантеистически.

Николай Кузанский предлагал гелиоцентрическую систему мира, вселенную считал бесконечной, считается, что его идеи оказали влияние на Джордано Бруно, Николая Коперника и Галилея. Подчёркивал познавательную мощь человека, уподобляя творческие способности божественным. Одной из центральных тем его философии являются сомнения и противоречия.

Джордано Бруно — итальянский философ, один из последних представителей философии эпохи Возрождения. Призывал познавать не сверхприродного Бога, а саму природу, являющуюся «Богом в вещах». Разделял гелиоцентрическую теорию Николая Коперника, высказывал идею диалектического единства противоположностей. Единицей сущего считал монаду. В этических воззрениях придерживался идеи «героического энтузиазма» и безграничной любви к бесконечности, возвышающей людей. 17 февраля 1600 г. был заживо сожжён как еретик на площади Цветов в Риме после 8-летнего заключения .

 

 

Философия 17-18 в.в.,ее особенности, связь с развитием науки.

XVII в. ознаменовал наступление нового этапа в эволюции европейской философской мысли. В эпоху Нового времени философия развивалась в тесном контакте с наукой, принявшей характер систематического исследования природы, основанного на наблюдении, эксперименте и использовании математики. Под влиянием экспериментально-математического естествознания в новоевропейской философии господствовали метафизика и механицизм. Для механицизма XVII -- XVIII вв. было характерно сведение сложного к простому, целого к сумме частей, отрицание качественного своеобразия законов природы, стремление объяснить движение и взаимодействие объектов, исходя из законов классической механики.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 364.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...