Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Внеречевые средства обучения




Г.

 

- Уточнить место предполагаемой остановки автобуса или пешеходной группы

- Уточнить место, где расположен объект

- Освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок

- Провести хронометраж времени, необходимого для показа объекта и их словесной характеристики, передвижение автобуса или пешеходной группы между ними

- Проверить целесообразность использования выбранных объектов

- после утверждения экскурсии схема вручается всем всем всем ( в том числе ГИБДД – в идеале)

-

 

Г.

 

Техника ведения экскурсии.

Эффективность любой экскурсии во многом зависит от техники её проведения (от взаимосвязи техники с методикой).

Техника направлена на обеспечение четкого порядка в изложении материала и создания условий для восприятия экскурсионного материала группой.

Естественно, к технике в.э. предъявляется ряд требований. (начиная от знакомства экскурсовода с группой и заканчивая другими элементами – работа с микрофоном и т.п.)

 

1) Знакомство экскурсовода с группой

Здоровается, называет своё ФИО. Экскурсионное учреждение, которое он представляет и знакомит экскурсантов с водителем автобуса.

Сначала необходимо дать людям время – 20-30 секунд, чтобы они заметили вас, рассмотрели, составили первое впечатление. Т.е. нельзя заскакивать в автобус и сразу начинать тараторить.

После того как он поздоровался, он называет тему экскурсии, продолжительность, если экскурсия закончится в другом месте, то говорит где она закончится. Называет несколько объектов, наиболее привлекательных для экскурсанта.

Называется количество остановок – к примеру 3.

Завершая своё выступление экскурсовод озвучивает правила поведения в автобусе – не ходить по автобусу, не отлучаться без разрешения, не отвлекать водителя, садиться на свои места.

 2) Выход экскурсантов из автобуса.

К выходу экскурсантов нужно готовить заранее. Это очень важно! Дело в том, что в тех случаях, когда экскурсовод не делает этого, большая часть группы остается в автобусе. Нужно обязательно говорить что через несколько минут мы совершим выход из автобуса, чтобы посмотреть то то…

Быть готовым к проблемным ситуациям.

Всех нужно удовлетворять, всех нужно облизывать, те кто остается в автобусе недополучают свои впечатления.

 По экскурсионной методике первым выходит экскурсовод – либо «выходим и ждем меня около автобуса».

Люди когда их больше 10- стадо баранов. Автобус – 30-40 человек. Тип темперамента – «профсоюзная тетка» - с ней лучше подружиться или нейтрализовать – она уводит группу.

Перед выходом обязательно нужно сказать волшебную фразу: «Посмотрите на своих соседей, запомните их, посмотрите на меня, запомните меня, запомните номер нашего автобуса – запомните его».

Обязательно нужно сказать во сколько автобус отправляется со стоянки – к примеру в 12:30, но обязательно должен быть люфт минут 10, т.е. в методичке у вас заложено 12:40.

Нужно сказать как добраться самостоятельно если вы вдруг не успеете. – там этот автобус вас довезет до проспекта кирова, этот до филармонии и т.д.

3) Расстановка группы у объекта:

Каждая экскурсия предусматривает несколько вариантов размещения группы у объекта. Несколько точек обзора:

- ближняя – если анализируются детали

- дальняя – если объект показывается с окружающей средой.

Это должно быть в графе организационные указания.

Не ставить чтобы солнце слепило глаза – чтобы они видели этот объект.

Что касается техники п.э., то бывают другие ситуации от к-х зависит:

- место определенное метод. разработкой занято другой группой – значит нужно встать на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу

- либо пошел дождь – можно встать под крышу в кафе.

- ветер, он должен дуть в спину экскурсоводу – чтобы было лучше слышно.

Важно обеспечить хорошую видимость объекта и слышимость речи экскурсовода. Также экскурсанты должны видеть экскурсовода – группу надо расстанавливать полукругом.

Конечно следует обеспечить безопасность экскурсантов при расстановке возле объекта.

4) Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, от объекта к объекту, и от объектов к автобусу. Передвижение осуществляется компактно.

5) Место экскурсовода – первая треть группы. Растягивание группы ведет к потере времени на ожидание отставших.

Экскурсовод должен добиваться чтобы темп передвижения не разрушал целостности группы.

6) Темп движения группы. Зависит от состава группы, дети молодежь средний возраст – нужно обращать внимание кого больше в группе; от рельефа местности – при подъеме в гору, при преодолении каких-либо преград; от тематики экскурсии – от их вида.

Движение должно осуществляться в бодром темпе.

7) Возвращение экскурсантов в автобус – здесь наоборот – группу возглавляет экскурсовод – это психологический момент – люди идут за экскурсоводом, как за вожаком стаи. При посадке группы экскурсовод стоит справа от входа.

Когда мы убедились что все сели, подаем знак водителю что можем ехать.

8) Место экскурсовода. Э. должен занимать такое место, откуда ему хорошо видны и объекты и экскурсанты. Экскурсанты тоже должны видеть его.

Спорные моменты и наша специфика: за рубежом есть специальные кресла, в России нет такого оборудованного места. Поэтому в отечественной экскурсионной традиции: он стоит лицом к группе - самое сложное, но самое выгодное. Чем неудобно – не очень устойчиво, ладно.

Слушать всегда труднее чем говорить.

Второй вариант размещения э.: сидя и лицом по ходу движения автобуса – вас не видно, вы не видите экскурсантов, но зато вы очень хорошо ориентируетесь.

третий вариант – в пол оборота, и вы можете вращать головой, смотреть маршрут – используется при дальних маршрутах.

9) соблюдение времени в экскурсии.

В методической экскурсии указано точное время.

Умение уложиться в отведенное время приходит не сразу – требуется либо практика либо проведение экскурсии с часами в руках.

Сокращать время, отводимое на раскрытие под-тем позволительно только по объективным причинам!!! Не зависящим от экскурсовода и делать это следует с очень большой осторожностью- потому что главное в содержании нужно сохранить.

10) Адресный характер рассказа экскурсовода.

Рассказывая об объекте э. всегда имеет в виду какой-то конкретный объект.

Сформулировать указания – на что именно экскурсанты должны обратить внимание – т.е. чему адресует свой рассказ экскурсовод. Только после того как э. убедился что э. поняли о каком объекте идет речь, э. продолжает экскурсию.

 

Г.

Продолжение предыдущей лекции.

 

При ведении экскурсии нужно делать небольшого формата листочки – карточки.

Индивидуальный текст в экскурсии можно использовать, но лучше его не использовать!

Карточка должна содержать основные свойства объекта, какие-то подтемы. Можно также использовать карточки, если Вы нанесли на них какие-то цитаты. Естественно карточки должны быть удобными, компактными, и рассоложенными по порядку. Они должны находиться под рукой, могут быть использованы в любой момент, это может придавать уверенность экскурсоводу.

Ответы на вопросы экскурсантов

Сложилась определенная классификация вопросов, которые задаются на экскурсии.

1) вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты.

2) Вопросы, поставленные в ходе рассказа, на которые отвечает сам экскурсовод

3) риторические вопросы – для привлечения внимания – прием ораторского искусства

4) вопросы, которые задают участники экскурсии. Это те самые неудобные вопросы, которые сыпятся на экскурсовода при проведении экскурсии.

- Вопросы бывают уточняющего характера – к-е задаются к определенному факту, к определенной подтеме рассказа.

- Вопросы развивающие / расширенные (или что-то такое – это с педагогики) – в вопросе спрашивается дополнительная информация к тексту. «Африканский слон имеет большие уши – потому что они помогают охлаждаться, уточняющий вопрос – что делает слон для охладения своего организма. А вопросы второй группы: каких вы ещё можете назвать животных, имеющих систему охлаждения/подогрева».

- Вопросы – вроде развивающие. (1 мальчик спросил – а что будет делать слон с ушами, когда ему будет холодно – т.е. как он согревается).

Вопросов не надо бояться. Потому что сложных и интересных вопросов бывает мало. Ре марка: «Я с удовольствием отвечу на все ваши вопросы в конце экскурсии» - к концу половину забудут, на половину вы ответите в ходе экскурсии. Эти ремарки держат дисциплину.

Вопросы экскурсантов важны – это отзыв на работу экскурсовода.

Содержание вопросов различно – иногда они связаны с объектами показа, а некоторые не связаны.

На все вопросы надо отвечать! Абсолютно – связанные или не связанные. «Девушка – что вы делаете после экскурсии» - тоже надо отвечать.

Если вы не знаете ответа на вопрос – нельзя говорить я не знаю ответа на этот вопрос. Гости из другого города знают в любом случае меньше, чем знаем мы. Можно блефовать, можно что-нибудь придумать.

Если перед нами квалифицированная публика – то там это конечно уже не прокатит.

Паузы в экскурсиях

Очень важная вещь. Экскурсионисты 20-х годов (как раз расцет экскурсионной школы) – «Паузы в экскурсии подобны воздуху». Воздух нужен. Это и для экскурсовода и для экскурсанта.

Экскурсантам они нужны для того, чтобы осмыслить то что сказал экскурсовод. Ассоциация – как поля в книжке – зачем придумали – бежит строчка, оп, белое поле, глаз отдыхает.

Паузы это небольшие перерывы. Экскурсовод – это именно хороший рассказчик.

По методике были рассмотрены задачи этих пауз:

- кратковременный отдых экскурсантам; пауза не несет никакой смысловой нагрузки

- смысловая – наполнена смыслом. Ими можно подчеркнуть какой-то подтекст.

- Санитарные паузы – санитарные остановки – это свободное время, которое используется для приобретения сувениров, санитарной продукции и т.д.

Техника использования портфеля экскурсовода

Здесь важна организационная сторона дела: как использовать все эти ксерокопии, фотографии и т.д.

Всё расположены в порядке – порядковый номер, и расположен по мере их использования на экскурсии. Т.е. такая организация помогает последовательно демонстрировать эти рисунки, экспонаты экскурсантам. Указание использования п.э. вносится в методическую разработку.

Как можно показывать эти экспонаты. Экспонат может быть показан с рук экскурсовода, либо может быть передан в руки экскурсантам для более близкого ознакомления. считается что наиболее эффективна первая форма демонстрации. Потому что экскурсанты видят этот «объект» в тот момент времени, когда экскурсовод о нем рассказывает.

В идеале – досканальное знание текста.

Работа с микрофоном.

Тоже важная часть техники проведения экскурсии.

- До начала экскурсии микрофон необходимо проверить (в начале хотя бы на наличие его).

Если нет микрофона – то выходим в первую треть автобуса и общаемся с экскурсантами.

- Отрегулировать микрофон

- Найти определенное место в автобусе, чтобы микрофон не фонил

Избавляться от дефектов речи.

 

Специфика работы с разновозрастной аудиторией

 Среди возрастных категорий экскурсантов можно выделить несколько групп:

- детская (Неоднородна – всегда подразделяется на дошкольников, школьников – школьники разных классов, школьники изучающие предложенный круг тем факультативно, школьники-туристы и иностранные школьники туристы).

При работе с детской аудиторией необходимо учитывать особенности возрастной психологии а также содержание учебных программ школ, ориентироваться на конкретные задачи, поставленные заказчиками – ну т.е. учителями.

Обязательное требование – присутствие взрослых на таких экскурсиях – педагогов, родителей, воспитателей, которые хорошо знаю этих детей.

Школьники-туристы как правило ориентированы на получение обзорной информации.

- Взрослая аудитория (Местные, городские, или сельские жители). Экскурсия для этой категории как правило ориентирована на какой то социальный заказ – расширение знаний, отдых, социальное воспитание. Как правило это разовые  экскурсии.

- Люди преклонного возраста. Здесь выбор тем и маршрута для них, средств передвижения, определяется с учетом медицинских показателей, возрастных особенностей и т.д.

В таких случаях, как правило, нужно уделять больше внимания группе, следить, чтобы никто не отставал. 

- Студенты – данная аудитория требует разносторонней эрудиции и активности экскурсовода.

Студенты как правило более ориентированы на проблемный характер экскурсии. Поэтому от экскурсовода требуется с одной стороны четкость, с другой стороны эмоциональность в изложении материала.

Популярны экскурсии, которые увязываются с направление в университете.

- специалисты в конкретной области знаний. Требуется большая профессиональная подготовка. Маршрут при обзорном характере информации должен включать как моно больше экскурсионных объектов. Если экскурсия должна решать задачу углубления профессиональных знаний, то выбор объектов требует особого внимания. рекомендация – при небольшом количестве объектов они должны быть наглядны, а информация отражать последние изыскания в данной области.

- туристы отечественные. экскурсии для этой категории носят как правило обзорный характер, включают наиболее известные памятники истории и культуры. (Обзорная экскурсия). Рекомендации – показывая объекты необходимо остановиться на проблемах их реставрации и сохранения – эта информация хорошо воспринимается, их современного использования. Упомянуть, связав с показом объектов, имена известных государственных и политических деятелей. иногородние группы – если это возможно – затронуть имена деятелей с их городов, оставивших след в русской культуре.

- туристы иностранные. Работа с и.т. имеет свою специфику и требует адекватной методики. Пока она на стадии разработки, и в принципе можно порекомендовать только частные вещи. Основные цели – культурный туризм – познакомиться с культурой. Здесь нужно учитывать катастрофическую нехватку знаний о России. Следует ориентироваться на краткость информации и увеличении времени на осмотр памятников. Также очень важно предусмотреть время для фотографирования, видеосъемки, покупки сувениров. При том что маршрут экскурсии должен определяться наличием известных памятников, очень важно при выборе объектов руководствоваться их хорошей сохранностью – нельзя делиться проблемами, всегда все должно быть на высшем уровне. Естественно нужно упомянуть имена деятелей, оставивших глубокий след в истории России с родины туристов. Нужно акцентировать внимание на тех зданиях и сооружениях, в основе замысла которых были какие-либо европейские памятники, знакомые экскурсантам. При этом очень важно обратить внимание не только на сходство, но и национальное своеобразие российского памятника.

- туристы отечественные в зарубежных поездках. Это не только о туристах, которые в рамках культурного туризма путешествуют. Что нужно учитывать – состав такой группы неоднороден- по возрасту, по образованию, по приоритетам. Это может вызвать сложности.

Скорость перемещения, время пребывания около того или иного объекта (кто-то только сфотографироваться, кто-то хочет узнать историю объекта. кто-то культурную составляющую узнать).

Роль экскурсовода в этой ситуации заключается в его психологической корректности, умелой интерпретации увиденного, в умении сочетать в подаваемой информации и организации мероприятий, специфические особенности зарубежной и российской культуры. Чувство такта, умение разбираться в людях.

Как правило, экскурсовод берет на себя роль ещё и групповода.

 

Экскурсовод – личность и профессия

Задатки и способности экскурсовода.

Человек сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту, если он – гармонически развитая личнсоть.

Особенности личности:

- устойчивость свойств личности

- единство личности как единство определенных свойств и качеств

- активность личности, которая отражается в многосторонней деятельности

основные черты личности: разумность, ответственность, личное достоинство, и индивидуальность.

Активная жизненная позиция находит выражение в отношении человека к обществу, к другим людям, к труду, к самому себе, и к государственной и частной собственности.

Существуют различные уровни жизненной активности людей – высокий, средний и низкий. Уровень ж.а находится в зависимости от формирований взглядов личности, воспитание мировоззрения и убежденности и выработки профессиональных умений. Зависит от качеств конкретной личности, её стремлений, желаний и умении проводить ту или иную работу. Экскурсовод в силу особенностей своей профессии поставлен в условия проявления активной жизненной позиции.

Кроме трех уровней ж.а. есть еще позиции:

-пассиная – на основе жизненных неудач, срывов

- негативная – характеризуется необъективной критикой, интересы не коллектива а личности, необъективной критикой, нарушением трудовой дисциплины и аморальным поведением.

Большую роль в формировании личности имеют задатки и способности.

Задатки любого человека – память, наблюдательность, воображение, сообразительность, при развитии могут стать основой незаурядных способностей.

У экскурсовода под воздействием практической деятельности формируются спец. способности – явл. основой для овладениями навыками и умениями отдельной профессии.

Способности (инд особенности линчости.к-е явл. субъективными условиями для успешного осуществления определенного рода деятельности):

- общие -

-специальные

 

Умения и навыки экскурсовода

 

 

8:30

900 рублей с группы

Потом будет письменное задание.

В процессе экскурсии увидеть и описать приемы рассказа и приемы показа (отдельно), использованные экскурсоводом (прием зрительной реконструкции использовался э. когда он показывал то то то то) – не менее 4-5.

По технике проведения Характеристика техники проведения экскурсии – то что увидели – какие то замечания по работе с группой. (расстановка у объекта, адресность, и т.п.)

 

 

Г.

 

Внеречевые средства обучения

Жестикуляция:

3-я группа жестов – жесты-паразиты (бессмысленное движение рукой, плечом или головой, которое часто повторяется и не имеют смысла). Они утомляют экскурсантов и утомляют экскурсантов.

Жест, показывающий особенности конструкции – «вы видите нишу, в глубине которой рельеф».

Жесты, которые являются частью ораторских приемов – «Давайте рассмотрим 2 части – с одной стороны то то, с другой то то». Можно подчеркнуть при цитировании речи рубленным движением руки – «кто-то куда-то пошел в поход».

Мимика

Различные нюансы мимики – отрабатывать перед зеркалом

Мимика – это движение мышц лица, которое выражает внутреннее душевное состояние.

Мимика стимулирует эмоции экскурсантов.

Важно чтобы выражение лица совпадало с содержанием рассказа.

Основная особенность мимики – влияние на зрительный канал восприятия с целью более эффективного усвоения информации.

Поза – о ней не следует забывать. Она должна естественной, удобной, устойчивой, подвижной.

 

Этапы развития экскурсионного дела в России.

Первые экскурсии в России появились в конце 18 века под влиянием идей Коменского. Он полагал что в обучении надо идти не от рассуждений о предмете, а от реального наблюдения за предметом.

Потом влияние Ушинского. Начинает развиваться экскурсионное дело. Т.е. в программу гимназий, отдельных школ, училищ, стали включаться естественно-научные, культурно-исторические, литературные и другие экскурсии.

1900-1910 гг. – появились первые организационные структуры которые стимулировали развитие экскурсионного дела.

1910 г. – при российском обществе туристов была создана комиссия «Образовательные экскурсии по России».

с 1936 года туризмом и экскурсиями стало руководить центральное туристско-экскурсионное управление. Все большее внимание начало уделяться пропаганде.

 

Б.С.Столяров – книга. Он практик экскурсовод.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 262.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...