Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. Категориальный аппарат педагогики




К основным педагогическим категориям относятся: образование, обучение, воспитание, развитие и формирование, социализация, педагогическая система, образовательный процесс, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая задача, образовательная технология.

Образование

Образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Оно становится важным фактором развития не только отдельных сфер, но и всего общества. В процессе образования человек осваивает культурные ценности, социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений людей, механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового и духовного производства. Данная категория педагогики представляет собой социальный институт, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества. Именно образование является активным ускорителем культурных перемен и преобразований как в общественной жизни, так и в отдельном человеке.

Образование как ценность.Рассмотрение образования с данной точки зрения предполагает учет следующих взаимосвязанных блоков: образование как ценность государственная; образование как ценность общественная; образование как ценность личностная.

Нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал каждого государства зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного развития. Государство должно быть заинтересовано в развитии образования, придании ему приоритетной государственной значимости. Это должно проявляться в обосновании эффективных технологий, направленных на обеспечение престижа образования в обществе, осознании его государственной значимости, подкрепленной соответствующими материальными инвестициями и моральными обязательствами со стороны государства.

Устремления государства и общества в развитии образования далеко не всегда совпадают. Часто государство провозглашает образовательные приоритеты, а общество подталкивает его к выполнению собственных обещаний. Общество лоббирует образовательные приоритеты не только через создание представительных общественных организаций, ориентированных на решение определенных для общества образовательных проблем, но и через прямое вхождение во власть наиболее компетентных представителей сферы образования.

Личностная ценность образования заключается в индивидуальном мотивированном отношении человека к собственному образованию, его уровню и качеству.

Образование тесно связано с понятием культуры. Культура – это воспроизводимая при смене поколений система образцов поведения, сознания людей, а также предметов и явлений в жизни общества. По мнению С.И. Гессена, культуру можно представить в виде следующих слоев.

1. Образованность:

1) наука (мировоззрение – система взглядов человека на природу, общество, труд, познание);

2) искусство (овладение культурным наследием человечества: картины, памятники, театр, музыка, природа, понятия красоты, гармонии);

3) нравственность (нормы морали – правила поведения, общечеловеческие ценности и нравственные качества: совесть, честность и т. д.);

4) религия (нормы религии: возлюби ближнего своего, не желай зла, делай добро и т. д.).

2. Гражданственность:

1) право (правовая грамотность, законопослушность);

2) государственность (гражданское сознание, Отечество, правительство, строй и т. д.).

3. Цивилизация:

1) хозяйство (представление о производственных процессах – шитье, строительстве, обучении и т. д.);

2) техника (знания и умения по использованию орудий труда – молотка и т. д.).

Образование как результат.Образование – это целенаправленный результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

В конечном счете образование обеспечивает определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений, навыков, подготовки к тому или иному уровню практической деятельности.

Результаты образования можно группировать следующим образом: 1) знания, умения, навыки; 2) показатели личностного развития; 3) отрицательные эффекты (последствия) образования; 4) изменение профессиональной компетентности учителя и его отношения к работе; 5) рост (или падение) престижа школы в социуме.

Образование как процесс.Согласно Закону РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Образование как система.Образование – специально организованная система внешних условий (образовательная система), создаваемых в обществе для развития человека. В нее входят образовательные учреждения разного типа и уровня, удовлетворяющие различные образовательные потребности человека. Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус, – это система дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского дополнительного образования. В ней осуществляются передача и прием опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов.

Образовательным называется учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).

В связи с тем, что образовательные учреждения реализуют различные образовательные программы и работают с учащимися разного возраста, уровня подготовки и способностей, различают образовательные учреждения нескольких типов. К образовательным относятся учреждения следующих типов:

• дошкольные;

• общеобразовательные (начального, основного и среднего общего образования);

• профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования);

• дополнительного образования (детей, взрослых);

• специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии;

• учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Образовательные учреждения каждого типа могут подразделяться на виды (внутри своего типа). Сегодня, выбирая для своего ребенка школу, родители часто сталкиваются с проблемой, куда отдать его учиться: в гимназию, лицей, а может, в колледж? Все эти названия обозначают виды общеобразовательных учреждений. Поступая в учебное заведение среднего профессионального образования, ребенок может оказаться перед аналогичным выбором.

В нашей стране, кроме обычного общеобразовательного учреждения (школы), официально утверждены еще три вида общеобразовательных учреждений. К ним относятся гимназия, лицей и школа с углубленным изучением отдельных предметов.

Гимназия – это вид общеобразовательного учреждения, ориентированного на формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Она функционирует в составе пятого – одиннадцатого классов. Образование в гимназии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких (не менее двух) иностранных языков.

Лицей может открываться только на базе профильного высшего учебного заведения. Совместно с вузом лицей образует учебный комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших (начиная с восьмого) классов. Лицей предназначен для проведения повышенной подготовки по отдельным предметам, осуществления ранней профилизации учащихся и подготовки выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.

Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов дает расширенное, углубленное образование по отдельному или нескольким предметам одной, выбранной, области знаний и осуществляет раннюю профилизацию в соответствующей области знаний. Для реализации разработанной образовательной программы школа может привлекать профессорско-преподавательский состав вузов, сотрудников научно-исследовательских учреждений, учреждений культуры. Такая школа включает в себя все три ступени, с первого по одиннадцатый класс.

Кроме этих, утвержденных официально, в России образуются и действуют и другие виды общеобразовательных учреждений. Широкое распространение получили такие виды, как воскресные школы, авторские школы, учебные комплексы «детский сад – школа» и др.

Классификация видов образовательной практики осуществляется:

• по критериям формируемых и развиваемых в системе образования способностей (общее, специальное образование);

• по характеру (гуманитарное, естественно-научное и техническое);

• по уровням и сложности программ (дошкольное, начальное, основное школьное, среднее, высшее).

Общее образование обеспечивает человеку такие знания, умения и навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем профессионального образования.

Профессиональное образование – это подготовка в учебных заведениях специалистов высшей, средней и низшей квалификации для определенных отраслей науки, техники и культуры.

Специальное образование дает знания, умения и навыки, необходимые работнику определенной профессии и определенного уровня классификации.

В неразрывной связи с общим образованием находится политехническое образование, в ходе которого учащиеся знакомятся с основными принципами современного производства, вырабатывают навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.

В зависимости от уровня и объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления как общее, так и специальное образование может быть начальным, средним и высшим.

Гуманитарное образование (философское, психологическое, педагогическое, юридическое, филологическое, искусствоведческое, музыкальное и т. п.) направлено на подготовку специалистов в области общественных наук. В настоящее время под гуманитарным образованием понимается важный механизм трансляции и воспроизводства культурных ценностей, идеалов и смысла жизни, форма и содержание которого детерминированы спецификой национально-культурного мира, образуемого историей, языком, философией, литературой, традициями, психологией.

Естественно-научное образование (физическое, эколого-биологическое, геологическое, медицинское и т. п.) ориентировано на подготовку специалистов в области естественных наук.

Техническое образование обеспечивает подготовку инженеров и техников для промышленности, строительства, транспорта и связи, сельского и лесного хозяйства. Под термином «техническое образование» понимается также совокупность научно-теоретических и практических знаний и навыков, позволяющих людям, получившим такое образование, решать технические и экономические задачи по своей специальности.

Современное образование развивается в различных направлениях и характеризуется различными свойствами: гуманизацией, гуманитаризацией, дифференциацией, диверсификацией, стандартизацией, многовариативностью, многоуровневостью, фундаментализацией, компьютеризацией, информатизацией, индивидуализацией, непрерывностью.

По своей природе образование имеет диалектический характер. Основаниями для развития образования являются нормативные правовые акты, новые государственные образовательные стандарты, новые концепции и модели образования на уровне государства или конкретного региона и отдельных образовательных учреждений, новые источники, механизмы и формы финансирования, новые системы подготовки и переподготовки специалистов для образовательной сферы.

Понимание образования как фактора духовной безопасности нации обусловлено его важнейшей ролью в сохранении культурной преемственности и духовном развитии личности. Образование обеспечивает целостное воспроизводство человека в соответствии с теми его идеалами, которые сформированы в недрах культуры и прежде всего в религиозно-философских, этических и педагогических системах и концепциях, производит и воспроизводит целостный субъект культуры и деятельности человека, формирует его целостный «образ».

Из вышеописанного понимания категории «образование» вытекает ряд следствий:

• образование личности начинается до школы, протекает в школе и вне школы;

• школьное образование не может считаться успешным, если не созданы условия, при которых реально происходят и дают результаты внутренние процессы индивидуального самообразования школьников;

• главная миссия школы – создание благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности;

• школа воспринимается как очень важный, но не единственный вкладчик в результаты образования личности;

• различаются результаты собственно школьного образования и результаты образования самой личности;

• реальные результаты образования рассматриваются как самооценка и как внешняя оценка результатов образования.

Инновационное образование.Общим для всех стран является все более выраженная роль человеческого фактора, в связи с чем образование начинает рассматриваться в качестве национальной задачи. Даже в странах с самыми децентрализованными системами образования и воспитания заботу о развитии образования, его финансировании, вводимых в него новшествах берет на себя государство. Образование все больше рассматривается как один из существенных факторов эффективного общественного развития. Уровень развития производства, безусловно, влияет на продуктивность и создает предварительные конкретные материальные условия, однако то, какой будет реальная производительность, в большой степени зависит от работника, так как именно он имеет дело со средствами и предметами труда в процессе производства.

Очевидно, что развитие науки и образования обеспечивает быстрый технический прогресс страны. Технический прогресс, в свою очередь, ведет к повышению производительности труда, которая обеспечивает более высокий общественный и индивидуальный уровень жизни. Поэтому изменения в других сферах общественного труда ставят требование совершенствования и перед деятельностью в сфере образования. Таким образом, уровень образования является косвенным показателем уровня развития общества, а совершенствование системы образования косвенным путем способствует повышению общего уровня жизни.

Степень и качество образования непосредственно влияют не только на совокупные производственные результаты, но и на возможность реализации внутреннего потенциала отдельного человека, на его доход, использование культурных ценностей и т. д.

Сегодня в сфере образования внедряется громадное количество инноваций различного характера, направленности и значимости. Проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику и технологию преподавания. К нововведениям в сфере образования относят следующие изменения:

• в общественном положении образования и уровне финансирования образовательной системы;

• в структуре системы образования;

• в содержании образования, т. е. в учебных планах и программах по всем или отдельным предметам;

• во внутренней организации деятельности школы;

• в отношениях «учитель – ученик»;

• в методах обучения;

• в оборудовании учебных заведений и использовании информационных технологий в образовании;

• в строительстве зданий и помещений для учебных заведений.

Структура системы образования – весьма подвижный ее элемент (структуры министерства, управлений образования регионального и районного уровней). Изменения структуры происходят очень часто и не всегда носят позитивный характер. Дело в том, что, хотя структура системы образования и является государственным элементом, на него очень сильное влияние оказывает субъективный фактор – желания, стремления, убеждения и вместе с этим просчеты отдельных лиц.

Содержание образования – более стабильный фактор, однако он тоже претерпевает изменения в результате открытий в различных областях науки и изменений в технологиях производства.

К нововведениям в методах обучения следует отнести групповое обучение, различные формы индивидуальной работы, бригадного обучения, введение систем развивающего обучения и др.

Изменения в оборудовании учебных заведений и использование информационных технологий в образовании включают в себя применение аудиовизуальных и других средств дидактической техники, программируемое обучение, зачастую с помощью компьютеров. Использование на уроках аудиовизуальной и компьютерной техники требует введения новой методики организации обучения.

Здания и оборудование помещений для учебных заведений являются необходимым элементом образовательного процесса, однако они не выступают в качестве определяющего фактора образования.

Следует различать реформы и педагогические инновации. Реформой называют нововведения, которые организуются и проводятся государственной властью. Результатами реформы могут быть изменения в общественном положении образования, структуре системы образования, содержании образования, во внутренней организации деятельности школы.

Можно различать реформы общегосударственного и внутриведомственного (т. е. проводимого только в рамках системы образования) масштаба, однако при этом всегда следует помнить, что любая достаточно значимая внутриведомственная реформа всегда согласуется с высшим руководством государства и проходит во взаимосвязи с реформированием в других областях. И в этом смысле разделять реформы на внутрипедагоги-ческие и внепедагогические (общегосударственные) нецелесообразно.

В отличие от реформ педагогические инновации являются результатом деятельности людей внутри системы образования. Педагогическими инновациями называются нововведения, которые разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.

Не все изменения, происходящие в сфере образования, можно назвать педагогическими инновациями. Например, нельзя назвать так изменение общественного положения образования, повышение его статуса и увеличение финансирования – это скорее результат каких-то социальных процессов, реформ или изменения политических ориентаций общества, т. е. результат проведения политических реформ.

Изменения в оборудовании учебных заведений и строительстве зданий также нельзя назвать чисто педагогическими инновациями – это скорее результат введения инноваций в сфере компьютерной техники, производства учебных пособий, архитектуры, строительства и др.

Нельзя назвать педагогическими инновациями и изменения в структуре системы образования – это скорее инновации в сфере управления образованием. Отчасти к управленческим инновациям относятся и нововведения во внутренней организации деятельности школ (если эти нововведения не являются вынужденными в результате введения педагогических инноваций).

Таким образом, к чисто педагогическим инновациям можно отнести лишь изменения:

1) в содержании образования, т. е. в учебных планах и программах по всем или отдельным предметам;

2) во внутренней организации деятельности школы;

3) в отношениях «учитель – ученик»;

4) в методах обучения.

Инновационное движение представляет собой общественно-педагогическое движение, перерастающее рамки образовательной сферы. Оно становится важнейшим фактором самоорганизации и саморазвития общества, энергией которого обеспечивается проведение в жизнь программ демократических реформ.

Обучение

Обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Под влиянием обучения и воспитания реализуется процесс целостного разностороннего развития личности. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично перекрываются: обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем. Такова логика взаимосвязей этих категорий педагогики.

Обучение состоит из двух неразрывно связанных явлений: преподавания и учения.

Преподавание – это процесс деятельности преподавателя в ходе обучения.

Учение – это процесс деятельности ученика в ходе обучения. Учение происходит также и во время самообразования.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов содержания, а со стороны учеников – в качестве продуктов усвоения.

Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.

Наиболее распространены следующие классификации знаний.

1. По локализации отражения выделяют: а) индивидуальные знания – совокупность чувственных и умственных образов и их связей, возникающих при взаимодействии индивида с действительностью, его личный опыт общения, труда, познания мира; б) общественные знания – продукт обобщения, объективизации, обобществления результатов индивидуальных познавательных процессов, выраженный в языке, науке, технике, материальных и духовных ценностях, созданных поколениями людей, цивилизацией.

Обучение представляет собой «перевод» общественных знаний в индивидуальные.

2. По форме отражения: а) знаковые, вербальные знания, закодированные в знаковой, языковой форме, теоретические знания; б) образные знания, представленные в образах, воспринятых органами чувств; в) вещественные знания, существующие в предметах труда, искусства (овеществленные результаты деятельности); г) процедурные знания, заключенные в текущей деятельности людей, их умениях и навыках, в технологии, процедуре трудового и творческого процесса.

3. По психологическому уровню: а) знание-узнавание; б) знание-воспроизведение; в) знание-понимание; г) знание-применение; д) знание – автоматические действия; е) знание-отношение; ж) знание-потребность.

4. По степени обобщенности: а) факты – явления; б) понятия – термины; в) связи – закономерности; г) гипотезы – теории; д) методологические знания; е) оценочные знания.

Умения – это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Умения характеризуется прежде всего способностью с помощью знаний осмысливать имеющуюся информацию, составлять план достижения цели, регулировать и контролировать процесс деятельности.

Навыки – это компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Умения и навыки характеризуются разной степенью обобщенности и классифицируются по различным логическим основаниям. Например, по характеру преобладающих психических процессов выделяют двигательные (моторные), чувственные (сенсорные) и умственные (интеллектуальные) умения и навыки.

Важнейшими общеучебными умениями и навыками являются:

• умения и навыки планирования учебной деятельности (осознание учебной задачи, постановка целей, выбор рационального и оптимального пути их достижения, определение последовательности и продолжительности этапов деятельности, построение алгоритма деятельности, планирование самостоятельной работы на уроке и дома);

• умения и навыки организации своей учебной деятельности (организация рабочего места в классе, режима работы, домашней самостоятельной работы, определение порядка и способов умственных действий);

• умения и навыки восприятия информации, работа с различными источниками информации (чтение, работа с книгой, конспектирование, библиографический поиск, работа со справочниками, словарями, слушание речи, запись прослушанного, внимательное восприятие информации, управление вниманием, наблюдение, запоминание, работа с компьютером);

• умения и навыки мыслительной деятельности (осмысливание учебного материала, выделение главного, анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, индукция, дедукция, классификация, обобщение, систематизация доказательств, построение рассказа, ответа, речи, аргументирование, формулирование выводов, умозаключений, написание сочинений, решение задач, проблем);

• умения и навыки осмысливания результатов своих действий (самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности, оценка достоверности изложения, верности решения, различных сторон явлений – экономической, экологической, эстетической, этической, умение проверить правильность и прочность теоретических знаний, практических навыков, рефлексивный анализ).

Оценивать вышеупомянутые знания, умения и навыки педагог может с помощью следующих оценочных шкал: а) количественной, которая подразделяется на абсолютную и относительную; б) порядковой, которая подразделяется на ранговую, имеющую в своем составе рейтинговую оценочную шкалу, и дескриптивные, включающие аналоговые и знаковые шкалы, причем последние подразделяются на образные и вербальные.

Воспитание

Воспитание – одна из основных категорий педагогики. Тем не менее общепринятого определения понятия «воспитание» не существует. Одно из объяснений этого – его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, деятельность, процесс, результат, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т. д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно их них не позволяет охарактеризовать воспитание как педагогическую категорию в целом.

Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют воспитание как социальное или как педагогическое явление, рассматривая их, в свою очередь, в широком или узком смысле.

Воспитание как социальное явление – один из факторов жизни и развития общества. Воспитание в широком социальном смысле – это передача накопленного опыта от старших поколений младшим. Под опытом понимаются знания, умения, способы мышления, нравственные, эстетические, правовые нормы, духовное наследие человечества. Как социальное явление воспитание носит:

а) исторический характер. Оно возникло вместе с обществом и будет существовать, пока существует общество;

б) конкретно-исторический характер. Смена уровня развития производственных сил и производственных отношений влечет за собой смену целей, задач и форм воспитания;

в) классовый характер. Хорошее воспитание требует больших затрат, в том числе и финансовых, а значит, становится недоступным для всех людей в обществе, начинает служить господствующему классу, который и определяет его направленность;

г) социальный характер. Цели, содержание, формы воспитания определяются потребностями общества и формулируются исходя из его интересов.

Воспитание в узком социальном смысле – это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (семья, учебно-воспитательные учреждения, органы правопорядка, трудовые коллективы и т. д.) с целью формирования определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни.

Воспитание как педагогическое явление в широком педагогическом смысле – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. Воспитание в узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества, эстетических взглядов и т. д.).

Признаки воспитания как педагогического понятия:

• целенаправленность (наличие какого-то образца, идеала воспитания);

• соответствие социально-культурным ценностям (воспитывается то, что принято в обществе);

• присутствие определенной системы организуемых влияний. В педагогике принято выстраивать траекторию движения

к цели через комплекс решаемых задач. К задачам воспитания традиционно относят задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, гражданского воспитания.

Логика воспитания в школе и жизни строится так, что процесс воспитания должен переходить в процесс самовоспитания. Самовоспитание – это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности. Собственная деятельность ребенка по саморазвитию является необходимым условием воспитательного процесса. «Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает» (В.А. Сухомлинский). Задача школьного воспитания – разбудить внутренние силы ученика и направить их на саморазвитие, руководить самовоспитанием учащихся. Для решения этих задач используются такие средства: сообщение знаний о развитии и самовоспитании, организация коллективной и индивидуальной деятельности по самовоспитанию, консультирование, поощрение. Существуют приемы самовоспитания: самоанализ, саморегуляция, самооценка, самоконтроль и др.

Процесс воспитания включает в себя и перевоспитание, понимаемое как перестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и другим требованиям общества. Процесс изменения, ломки сознания и поведения очень сложен, поскольку должны изменяться стереотипы поведения, имеющие устойчивый характер. В перевоспитании нуждаются ученики, называемые трудными, имеющие отклонения в поведении, часто не успевающие в учебе. Причиной этого являются, как правило, ошибки в семейном и (или) школьном воспитании, влияние малых социальных групп.

Развитие и формирование

Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений.

Синтезируя наиболее устоявшиеся в педагогике определения, можно дать такое толкование этого понятия: развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему, от количества к качеству.

Развитие личности – сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса наука пошла по пути дифференцирования его составных компонентов, выделяя в нем развитие физическое, психическое, духовное, социальное и др. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

Если под развитием понимать изменение или функционирование системы, сопровождающееся появлением нового качества (возникновением качественных новообразований), то можно выделить следующие особенности такого процесса:

• необратимость – любая деградация, обратное развитие не является зеркальным отражением поступательного развития, возвращение системы на исходный уровень функционирования возможно лишь по одному или нескольким показателям, полное восстановление того, что было раньше, невозможно;

• прогресс и регресс – две диахронические структуры, прогрессивное развитие обязательно включает в себя элементы регрессии;

• неравномерность – периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений;

• зигзагообразность – неизбежным во всяком развитии является не только замедление, но и откат назад, ухудшение функционирования системы как условие нового подъема;

• переход стадий развития в уровни – при появлении нового уровня функционирования старый не уничтожается, но сохраняется с некоторыми специфичными только для него функциями в качестве одного из иерархических уровней новой системы;

• наряду с тенденцией к качественному изменению всякое развитие осуществляется в единстве с тенденцией к устойчивости, сохранению достигнутого и воспроизведению сложившихся типов функционирования.

Развитие личности – одна из главных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика разрабатывает теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. Л.И. Божович понимает развитие личности как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих аспектах: физическое развитие (ске-летно-мышечная и другие системы организма), психическое развитие (процессы восприятия, мышления и пр.), социальное развитие (формирование нравственных чувств, определение социальных ролей и др.).

В науке вызывает споры вопрос о том, что движет развитием личности, под влиянием каких факторов оно протекает. На этот счет существуют два основных подхода: биологиза-торский и социологизаторский. Сторонники биологизатор-ского подхода объясняют развитие как процесс биологического, природного, наследственно запрограммированного созревания, развертывания природных сил. По мере взросления включается та или иная генетическая программа. Вариантом этой позиции является взгляд на индивидуальное развитие (онтогенез) как на повторение всех стадий, которые прошел человек в процессе своей исторической эволюции (филогенезе): в онтогенезе в сжатом виде повторяется филогенез. Согласно З. Фрейду, в основе развития человека тоже лежат биологические процессы, проявление в разных формах либидо – полового влечения.

Представители бихевиоризма утверждали, что развитие ребенка предопределяется врожденными инстинктами, особыми генами сознания, носителями постоянных наследуемых качеств. Это породило в начале XX в. учение о диагностировании свойств личности и практику тестирования детей в начальной школе, деление их по результатам тестов на группы, которые должны обучаться по разным программам в соответствии с якобы природными способностями. На самом деле, по мнению большинства ученых, тестирование выявляет не природные способности, а уровень обученности, приобретенный при жизни. Многие западные ученые считают биологизаторскую концепцию развития ошибочной, а практику деления детей на потоки по результатам тестирования – вредной, поскольку она ущемляет права детей на образование и развитие.

Согласно социологизаторскому подходу развитие ребенка определяется его социальным происхождением, принадлежностью к определенной социальной среде. Вывод делается тот же: детей из разных социальных слоев надо учить по-разному.

Приверженцы материалистического подхода утверждают, что развитие личности протекает под воздействием обоих факторов: биологического (наследственности) и социального (общества, социальных институтов, семьи). Природные данные составляют основу, возможность для развития, но преобладающее значение имеют социальные факторы. Отечественная наука выделяет среди этих факторов особую роль воспитания, которое имеет определяющее значение в развитии ребенка. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же руководит развитием целенаправленно. Как сформулировал Л.С. Выготский, обучение влечет за собой развитие.

К внутренним факторам развития личности относят активность самой личности: ее чувства, волю, интересы, деятельность. Формируемые под влиянием внешних факторов, они сами становятся источником развития.

Учителю важно знать психологию развития личности, возрастные и индивидуальные различия людей, чтобы на этой основе вести профессионально грамотную работу, определяя цели, содержание и средства педагогической деятельности с конкретными детьми.

Законы развития личности.Первый закон развития личности состоит в следующем: жизнедеятельность личности есть одновременно проявление всех ее основных функций. Иными словами, жизнедеятельность личности – это одновременно ее дело, общение, разум, чувствование и познание.

Данный закон открыт антропологами и выражает суть концепции цельной личности. Еще Н.Г. Чернышевский, поясняя главный принцип научной антропологии, писал: «Принцип этот состоит в том, что на человека надобно смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру, чтобы не разрезывать человеческую жизнь на разные половины, принадлежащие разным натурам, чтобы рассматривать каждую сторону деятельности человека как деятельность... всего его организма». Из этого же исходил и А.С. Макаренко, когда утверждал: человек не воспитывается по частям.

Знание первого закона развития личности имеет огромное значение для каждого педагога, ведущего учебно-воспитательную работу. Было бы наивным, например, полагать, что учитель русского языка в одиночку дает детям знания по языку и развитию речи, преподаватель физкультуры обеспечивает их физическое воспитание и развитие, а мастер в школьных мастерских прививает им трудовые навыки. И учитель физкультуры, и мастер по труду общаются с учащимися и уже в силу этого способствуют развитию их речи. Учитель русского языка призван заботиться о физическом развитии своих учеников, в частности строго следя за правильностью их осанки. И все учителя независимо от предмета, который они преподают, приучают учеников к труду. Как отмечал К.Д. Ушинский, умственный труд – едва ли не самый тяжелый труд для человека.

Забота о полноценном развитии всех основных функций личности – главное дело каждого педагога, учителя и воспитателя. Такой вывод неизбежно следует из понимания первого закона развития личности.

Второй закон развития личности приобретает исключительное значение для практической педагогической деятельности, поскольку он вскрывает механизм образования и становления качеств личности. Его можно сформулировать так: в однотипных поступках, повторяющихся в сходных обстоятельствах, умение аккумулируется в навык, затем закрепляется в привычку, чтобы в качестве нового действия включиться в обычай.

Рассмотрим действие этого закона на примере. Человек учится водить машину. На первых порах включение зажигания, сигнала поворота, переключение рычага скоростей, набор скорости путем нажатия на педаль и другие сравнительно простые действия требуют принятия сознательных решений и являются по существу отдельными поступками. Но спустя какое-то время, иногда значительное, умения становятся навыками, закрепляются в привычки, которые замыкаются в цепочку бессознательных автоматизированных действий. Высвобожденное сознание теперь уже не контролирует эти действия и направлено на оценку дорожной обстановки, состояния дорожного покрытия и многое другое, что должен учитывать водитель, если хочет целым и невредимым прибыть в намеченный пункт. То же самое происходит при освоении человеком любого нового дела.

Вновь обратившись к первому закону, мы увидим, что действие второго закона, хотя оно и описано в терминах функции «жизнедеятельность», распространяется на все другие основные функции.

Третий закон развития личности прямо вытекает из второго: всякий акт жизнедеятельности личности в индивидуальном опыте первоначально совершается как поступок. Личность начинается с поступка.

Вспомним древнее изречение: посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу. Привычка – именно тот процесс, посредством которого убеждение становится наклонностью и мысль переходит в дело. Не следует забывать, что привычка творится в поступках.

А.С. Макаренко отмечал «противоречие между сознанием, как нужно поступать, и привычным поведением. Между ними есть какая-то маленькая канавка, и нужно эту канавку заполнить опытом». Борьба за этот опыт правильных поступков воспитанников стала основой его педагогической системы.

Все три закона в жизни человека всегда действуют вместе и одновременно, ибо они представляют собой способ функционирования и развития личности. К открытию этих законов педагоги шли веками. Особенно заметен вклад И.Г. Пе-сталоцци, который первым установил, что все естественные силы и способности детей развиваются в процессе их упражнения в жизни. До сих пор не оценен по достоинству труд К.Д. Ушинского, заложившего основы общей теории развития личности. Он наметил главные функции личности, описал их наиболее важные формы и установил их взаимодействие и переходы друг в друга.

Современная трактовка и изложение проблем теории развития личности были бы невозможны без величайшего открытия XX в. – создания И.П. Павловым учения об условных рефлексах – теории высшей нервной деятельности животных и человека. В 1931 г. Павлов писал: «...Накопляется огромный материал, который, помимо чисто физиологического анализа, сейчас захватывает глубоко вопросы невропатологии и даже психиатрии, а также идет на ближайшее соприкосновение с психологией, гигиеной ума и педагогией».

С.Т. Шацкий и А.С. Макаренко продолжили дело своих великих учителей и выдвинули в качестве главной задачу педагогически целесообразной организации жизни детей. Они заложили основы современной методики воспитания и обучения. И именно проникновение в сущность законов воспитания и развития личности дало им возможность сделать это.

Знание законов и теории развития личности в целом позволяет педагогу осмысленно, со знанием дела выбирать и правильно применять методы воспитания и обучения. На это указывал еще К.Д. Ушинский. Вот почему каждый педагог должен изучать теорию развития личности, важнейшую составную часть педагогической науки. В противном случае он лишается научных оснований своей воспитательной деятельности и вынужден действовать вслепую.

Теория развития личностискладывается из двух частей: общей теории, которая рассматривает основные функции личности, их формы и законы развития личности, и учения о возрастном развитии детей, весомый вклад в которое внес П.П. Блонский. После разгрома педологии эстафету изучения возрастного развития детей приняли психологи, среди которых в первую очередь следует упомянуть С.Л. Рубинштейна, а также педиатры – детские врачи.

Формирование личности – это процесс ее изменения как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и др., появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности, изменение внешних проявлений (формы) личности.

Формируется и младенец, и пожилой человек. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости. Воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности.

Понятие формирования шире остальных категорий. Соотношение между ними можно представить в виде следующей схемы (рис. 2).

Рис. 2

Социализация

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

В общем смысле под социализацией понимается процесс усвоения человеком существующих в обществе социальных норм, ценностей, типичных форм поведения, а также установление им новых индивидуальных норм, отвечающих интересам всего общества. Л.С. Выготский рассматривал социализацию как присвоение индивидом общественного опыта, всей культуры общества.

Сущность социализации состоит в сочетании адаптации и обособления человека в условиях конкретного общества.

В структуру процесса социализации входят следующие составляющие: 1) стихийная социализация – процесс развития и саморазвития человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества; 2) относительно направляемая социализация – когда государство предпринимает экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, объективно влияющих на жизненный путь человека и его развитие; 3) относительно социально контролируемая социализация – планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека; 4) сознательное самоизменение человека.

Основными видами социализации являются: а) полороле-вая (овладение членами общества ролями мужчины и женщины); б) семейная (создание членами общества семьи, выполнение функций по отношению друг к другу, выполнение функций родителей по отношению к своим детям и детей по отношению к своим родителям); в) профессиональная (компетентное участие членов общества в экономической и социальной жизни); г) правовая (законопослушание каждого члена общества).

Этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1–3 года), дошкольное детство (3–6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10–12 лет), старший подростковый (12–14 лет), ранний юношеский (15–17 лет), юношеский (18–23 года), молодость (23–30 лет), ранняя зрелость (30–40 лет), поздняя зрелость (40–55 лет), пожилой возраст (55–65 лет), старость (65–70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

Агентами социализации называются люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь человека. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для него. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен.

Средства социализации – это набор средств, специфичных для определенного общества, определенного социального слоя, определенного возраста. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности; набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций.

Механизмы социализации делятся на социально-психологические и социально-педагогические.

К социально-педагогическим механизмам относятся: традиционный (представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения); институциональный (функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными); стилизованный (действует в рамках субкультуры); межличностный (функционирует в процессе взаимодействия с субъективно значимыми для человека людьми); рефлексивный (осознание и переживание той реальности, в которой человек живет, и самого себя).

К социально-психологическим механизмам относятся: подавление (исключение из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих стыд или душевную боль); вытеснение (произвольное подавление); реакция на противоположную установку (подавление чувства вины из-за имеющихся социально неприемлемых желаний и разрешение противоречия между желаниями и присвоенной социальной нормой); изоляция (вытеснение эмоциональных компонентов неприятных, травмирующих впечатлений); самоограничение (отступление перед трудностями, ограничение своего «я»); проекция (предписывание собственных нежелательных черт другим людям); идентификация (отождествление себя с другим субъектом, группой, образцом); интроекция (установки другого человека как бы встраиваются в структуру личности субъекта без специальной переработки); эмпатия (сопереживание эмоциональному состоянию другого человека); интеллектуализация (абстрактные рассуждения о трудной ситуации вместо реальных действий по ее разрешению); дискредитация цели, самообман (изобретение на первый взгляд логичных умозаключений и суждений для ложного объяснения своих фрустраций); аннулирование действия (предотвращение или ослабление неприемлемых действий); сублимация (перевод любого инстинктивного влечения, потребности и мотива, удовлетворение которых блокировано условиями ситуации, в социально приемлемую деятельность).

Результатом социализации выступает социализирован-ность, под которой понимается сформированность характеристик человека, задаваемых статусом и требуемых данным обществом.

Понятие «социальность» также имеет непосредственное отношение к социализации человека. Под социальностью понимается интегрированный результат социального воспитания, выражающийся в способности человека взаимодействовать с социальным миром, другими людьми.

Факторами социализации называются более или менее активно влияющие на развитие человека и требующие от него определенного поведения и активности условия. Изученные факторы социализации можно объединить в четыре большие группы: мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы.

Мегафакторы – это условия, влияющие на всех людей Земли. К ним относятся мир, космос, планета. Данные обстоятельства необходимо иметь в виду, определяя цели и содержание воспитания. В педагогическое целеполагание следует включать формирование и развитие у взрослых и детей планетарного сознания, отношения к Земле как к общему дому. Содержательная сторона такого сознания определяется общечеловеческими ценностями.

Макрофакторы – это условия, которые влияют на процесс социализации всех людей, живущих в определенных странах. К ним относятся страна, государство, общество, этнос. Регионы страны отличаются друг от друга природно-климатическими условиями, особенностями экономики, мерой урбанизированности, культурными особенностями. В зависимости от исторического пути, достигнутого уровня и перспектив развития в обществе складывается идеал человека, формируется определенный тип личности. Политика, социальная практика, характерные для данного государства, создают для граждан определенные условия жизни, в которых и проходит социализация. Среди макрофакторов огромное влияние на формирование личности оказывает этнос. Каждый этнос имеет свои специфические черты и свойства, совокупность которых определяет его национальный характер. Они проявляются в национальной культуре. Социализация в том или ином этносе имеет свои особенности, условно объединяющиеся в две группы: витальные (биолого-физические) и ментальные (фундаментальные духовные свойства). Менталитет этноса проявляется в имплицитных концепциях личности и ее воспитания.

Мезофакторы – это условия социализации больших групп людей, выделяемых: по месту и типу поселения, в которых они живут (город, поселок, село); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации; по принадлежности к тем или иным субкультурам. Самыми существенными среди них являются регион и тип поселения. Влияние региональных условий на социализацию имеет различный характер и определяется природно-географическими, социально-географическими, социально-экономическими, социально-демографическими, историческими, культурологическими особенностями, климатом, этническим составом и степенью стабильности населения. В селе и поселке сохраняется социальный контроль за поведением человека, так как здесь стабильный состав жителей, слабая социальная, профессиональная и культурная дифференциация, тесные связи между соседями и родственниками, обеспечивающие открытость общения. Город же создает потенциальные возможности взрослому и ребенку для индивидуального выбора в различных сферах жизнедеятельности, предоставляет возможности широкого выбора групп общения, стилей жизни, системы ценностей. В городе и поселке человек оказывается под воздействием средств массовой коммуникации, которые выполняют в развитии детей информационную и релаксационную функции. Субкультуры играют огромную роль в социализации уже потому, что они представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных культур, их влияние на те или иные общности, а также маркирования социальной и возрастной структуры общества. Признаками субкультуры являются: ценностные ориентации, нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношения, предпочитаемые носителями источники информации, эстетические пристрастия, жаргон, статусная структура. Субкультура служит одним из способов обособления человека в обществе, одной из ступеней автономизации личности.

Микрофакторы – это условия, которые непосредственно влияют на конкретных людей. К ним относятся семья, соседство, микросоциум, домашний очаг, группы сверстников, воспитательные, общественные, государственные, частные, религиозные организации.

Как основной институт социализации семья является персональной средой жизни и развития человека на протяжении всей его жизни. Она выполняет определенные социализирующие функции: обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека, овладение им социальными нормами, формирует психологический пол ребенка, его ценностные ориентации, определяет последующее интеллектуальное развитие. Поддержка, негативное или безразличное отношение семьи оказывают огромное влияние на притязания человека. Благожелательное отношение помогает в адаптации человека к жизни, негативное – способствует возникновению барьеров в ее осуществлении, безразличное – является источником многих трудностей на протяжении его жизни. В любой семье человек проходит стихийную социализацию, содержание которой определяется ее объективными характеристиками, ценностными установками, стилем жизни и взаимоотношениями членов семьи. Относительно социально контролируемая социализация осуществляется в семье в форме воспитания, понимаемого как осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи.

Основными принципами семейного воспитания являются: сочетание близких и срочных, возможных и необходимых задач, упор на настоящий момент, принцип преодоления трудностей и достижения заслуженного успеха. Особое значение имеет социальная направленность семейного воспитания, которая заключается в развитии и укреплении духовной силы ребенка.

Основой педагогической деятельности родителей должна стать педагогическая культура как составная часть общей культуры человека. В процессе овладения педагогической культурой ставится задача формирования знаний, которые помогут родителям узнать своего ребенка. Наряду с теоретическими знаниями о том, какие методы и приемы следует использовать, чтобы достичь поставленной цели, родители должны обладать определенными умениями, которые будут способствовать претворению данных приемов в жизнь. Заботой родителей является формирование внутреннего мира ребенка в целом.

Следует отметить, что в последние годы не каждая семья становится основным институтом социализации ребенка, оказывающим позитивное влияние не его развитие, мировоззрение, поведение и т. д. Растет число неблагополучных семей.

Под неблагополучной семьей понимается структурно-функциональный тип семьи, характеризующийся низким социальным статусом в разных сферах ее жизнедеятельности. Семья такого рода не всегда выполняет возложенные на нее функции по ряду причин (социальных, педагогических, психологических, экономических, медицинских, правовых и др.), к которым не может адаптироваться. Учитывая опыт работы специалистов, работающих в области социальной педагогики, можно выделить социальное, физическое, психологическое, правовое, экономическое, педагогическое и медицинское неблагополучие семьи.

Выявление одного или нескольких вышеперечисленных типов неблагополучия служит основанием для оказания помощи данной семье, причем тип неблагополучия семьи напрямую соотносится с видом помощи, которая ей оказывается.

Особую роль в условиях современного научно-технического прогресса играют средства массовой коммуникации. Они оказывают огромное влияние на процессы социализации подрастающего поколения. Рассматривая средства массовой коммуникации как мезофактор социализации, необходимо помнить, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не отдельный индивид, а массовое сознание и поведение.

В современной педагогической науке выделяют следующие функции средств массовой коммуникации: а) функцию социальной ориентировки, которая опирается на потребность человека в информации для ориентировки в социуме; б) функцию аффилиации (от англ. to affiliate – присоединять), опирающуюся на потребность человека чувствовать себя членом определенных групп, вхождение в которые повышает его защищенность и уверенность; в) функцию контакта с другими лицами, обусловленную потребностью человека в связях с другими людьми, которые дают возможность персонализироваться; в) функцию самоутверждения, которая проявляется в получении человеком информации, подтверждающей его ценности, взгляды; г) функцию эмоциональной разрядки, реализующуюся через включение в развлекательные программы, публикации и сообщения, которые выполняют роль отвлекающих и переключающих факторов.

А.В. Мудрик выделяет такие функции средств массовой коммуникации, как: а) функция информационного воздействия, заключающаяся в приобретении разнообразных противоречивых, несистематизированных сведений о типах поведения людей и образе жизни в различных социальных слоях, регионах, странах; б) функция неформального образования, позволяющая вычленить из всего потока информации субъективно необходимые для определенного человека знания; в) рекреатная функция, определяющая досуговое индивидуальное и групповое времяпрепровождение людей, отвлекающее от бытовых забот, рутины; г) релаксационная функция, позволяющая компенсировать эмоциональную неудовлетворенность; д) нормативная функция, проявляющаяся в формировании материальных, духовных и социальных потребностей у больших групп людей и у конкретных индивидов.

Так как культуру пользования средствами массовой коммуникации не преподают ни в одном образовательном учреждении, а родители сами не всегда выступают активными субъектами данной культуры, то средства массовой коммуникации наряду с положительным влиянием оказывают и разного рода отрицательное воздействие на процесс социализации молодого поколения.

Педагогическая система

Педагогическая система (ПС) – это совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного, педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. По мнению В.А. Сластенина, под педагогической системой можно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Признаками любой системы, в том числе и педагогической, являются: а) наличие системообразующего фактора; б) общее качество; в) единство; г) цельность.

Под системообразующим фактором понимается такое условие, при котором компоненты ПС объединяются друг с другом. В качестве такого фактора может выступать один из компонентов системы или специфические для педагогической системы связи.

В основе существования ПС лежит тот факт, что каждый из ее компонентов должен обладать общим качеством, специфичным именно для нее. Например, в системе общеобразовательной подготовки основной является педагогическая система «школа» с вариантами в зависимости от режимов работы: традиционный, полуинтернатный, интернатный. Вариантами ПС «школа» являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи и т. д.

Педагогические системы относятся к динамическим системам, поэтому они являются органическим единством трех своих состояний – прошедшего, настоящего и будущего.

К принципам ПС относятся: а) оптимальность; б) структурность; в) интегративность.

Педагогические системы можно рассматривать на макро-, мезо– и микроуровне. На макроуровне это государственно-общественная система образования и воспитания, региональные системы образования и т. п. На мезоуровне в качестве ПС можно рассматривать деятельность учебных заведений, детских организаций, других социальных институтов общества, реализующих педагогические цели. На микроуровне это педагогические системы, реализующие специфические задачи; авторские ПС; ПС, сложившиеся в рамках деятельности группы учителей и учащихся.

Педагогической наукой выделены шесть взаимосвязанных структурных компонентов ПС: 1) учащиеся; 2) цели воспитания (обучения); 3) содержание воспитания (обучения); 4) педагогические (дидактические) процессы; 5) учитель и (или) технические средства обучения; 6) организационные формы педагогической работы. Педагогическая система изменяет свои свойства, если изменяются ее компоненты.

Важной характеристикой ПС являются отношения между ее компонентами: эти отношения представляют собой те существенные связи, от которых зависит оптимальность в решении педагогических задач. Критериями оптимальности функционирования ПС являются:

• достижение каждым учеником уровня развития, соответствующего его реальным возможностям;

• создание предпосылок для саморазвития каждого участника педагогического процесса;

• ограничение затрат времени и сил на учебную и внеучеб-ную работу рамками гигиенических норм.

Педагогические системы являются относительно самостоятельными и целостными, непосредственно порождающими процесс развития человека.

Исследование, проектирование и разработка ПС являются предметом педагогики. Компоненты ПС фактически охватывают все проблемы педагогической науки.

Образовательный процесс

Образовательный процесс (ОП) – это целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта.

Образовательный процесс необходимо рассматривать как целостную динамическую систему, системообразующим фактором которой является цель педагогической деятельности – образование человека. Данная система имеет специфические процессуальные компоненты. Наиболее значимыми из них являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности. Процессы обучения и воспитания также состоят из определенных процессов. Например, процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов преподавания и учения, воспитания – из процесса воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания.

Образовательный процесс как система функционирует в определенных внешних условиях: природно-географиче-ских, общественных, производственных, культурных, среды школы и ее микрорайона. К внутришкольным условиям относятся учебно-материальные, школьно-гигиенические, морально-психологические и эстетические.

Внутренней движущей силой ОП является разрешение противоречия между выдвинутыми требованиями и реальными возможностями воспитанников по их реализации. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей учеников, и наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легкими.

Динамичность ОП достигается за счет взаимодействия трех его структур: 1) педагогической; 2) методической; 3) психологической.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 296.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...