Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Оценка значимости уравнения регрессии




Практическое занятие №3

Оценка значимости уравнения регрессии в целом производится на основе F -критерия Фишера, которому предшествует дисперсионный анализ. Согласно основной идее дисперсионного анализа, общая сумма квадратов отклонений переменной y от среднего значения  раскладывается на две части – «объясненную» и «необъясненную»:ŷ

– общая сумма квадратов отклонений, общая дисперсия;

– сумма квадратов отклонений, объясненная регрессией (или факторная сумма квадратов отклонений), факторная дисперсия;

– остаточная сумма квадратов отклонений, характеризующая влияние неучтенных в модели факторов, остаточная дисперсия.

Схема дисперсионного анализа имеет вид, представленный в таблице 1

Таблица 1- Схема дисперсионного анализа

Компонент дисперсии Сумма квадратов Число степеней свободы Дисперсия на одну степень свободы
Общая n-1 /(n-1)
Факторная m /m
остаточная n-m-1

 

 ( n – число наблюдений, m – число параметров при переменной x ).

Сопоставляя факторную и остаточную дисперсии в расчете на одну степень свободы, определяют величину F -критерия Фишера:

Фактическое значение F -критерия Фишера сравнивается с табличным (критическим) значением Fтабл при уровне значимости α и степенях свободы k1 ; k2

 – максимально возможное значение критерия под влиянием случайных факторов при степенях свободы =1, = -m-1 и уровне значимости  

 находится из таблицы -критерия Фишера (таблица в приложении 1).

При этом, если фактическое значение F -критерия больше табличного, то признается статистическая значимость уравнения в целом.Нулевая гипотеза (Н0) отклоняется. Если условие не выполняется, то нулевая гипотеза (Н0) не отклоняется, уравнение в целом признается не значимым.

Для парной линейной регрессии m = 1, поэтому

Величина F -критерия связана с коэффициентом детерминации rху2 , и ее можно рассчитать по следующей формуле:

 

 

Для оценки статистической значимости параметров регрессии и корреляции рассчитываются t -критерий Стьюдента и доверительные интервалы каждого из показателей. Оценка значимости коэффициентов регрессии и корреляции с помощью t -критерия Стьюдента проводится путем сопоставления их значений с величиной случайной ошибки:

Сравнивая фактическое и критическое (табличное) значения t - статистики –tтабл и tфакт – делаем вывод о значимости параметров регрессии и корреляции..

 – максимально возможное значение критерия Стьюдента под влиянием случайных факторов при данной степени свободы = -2 и уровне значимости  находится из таблицы критерия Стьюдента (приложение 2).

Если  то гипотеза о несущественности коэффициента регрессии отклоняется с уровнем значимости  т.е. коэффициент (  или )не случайно отличается от нуля и сформировался под влиянием систематически действующего фактора

Если  то гипотеза не отклоняется и признается случайная природа формирования параметра.

Значимость линейного коэффициента корреляции также проверяется с помощью -критерия Стьюдента, т.е.

        

Гипотеза о несущественности коэффициента корреляции отклоняется с уровнем значимости  если

Замечание. Для линейной парной регрессии проверки гипотез о значимости коэффициента  и коэффициента корреляции  равносильны проверке гипотезы о существенности уравнения регрессии в целом, т.е.

Стандартные ошибки параметров линейной регрессии и коэффициента корреляции определяются по формулам:

   

Для расчета доверительного интервала определяется предельная ошибка∆ для каждого показателя:

Доверительные интервалы для коэффициентов линейной регрессии:

    

Если в границы доверительного интервала попадает ноль, т.е. нижняя граница отрицательна, а верхняя положительна, то оцениваемый параметр принимается нулевым, т.к. он не может одновременно принимать и положительное, и отрицательное значения.

Прогнозное значение  определяется путем подстановки в уравнение регрессии  соответствующего прогнозного значения  Затем вычисляется средняя стандартная ошибка прогноза

где

и строится доверительный интервал прогноза

Интервал может быть достаточно широк за счет малого объема наблюдений.


Задание. Имеются данные, характеризующие динамику спроса в зависимости от цены

Таблица 2

у - спрос х - цена
35,4 18,1
36,2 17,4
36,8 17,1
37,1 16,8
37,7 16,3
37,9 16,1

Необходимо:

1) Провести дисперсионный анализ модели, внести результаты в таблицу:

Таблица 3

Компонент дисперсии Сумма квадратов Число степеней свободы Дисперсия на одну степень свободы
Общая      
Факторная      
Остаточная      

 

2) Провести оценку значимости уравнения регрессии в целом на основе F -критерия Фишера

3) Определить стандартные ошибкипараметров линейной регрессии и коэффициента корреляции (ma, mb, mr);

4) Провести оценку статистической значимости коэффициентов регрессии и корреляции (a , b или r xy)с помощью t -критерия Стьюдента путем сопоставления их значений с величиной случайной ошибки.

5) Определить доверительные интервалы для коэффициентов линейной регрессии;

6) Определитьпрогнозное значение спроса и доверительный интервал прогноза;

7) Сделать выводы о значимости уравнения регрессии в целом, статистической значимости параметров регрессии и корреляции, прогнозном поведении спроса и его доверительном интервале.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 175.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...