Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности древнекитайской философии и ее основные направления (конфуцианство, даосизм)
Цивилизация Древнего Китая отличалась рядом особенностей: - природно-географическая «замкнутость»; - экономическое основание – земледелие. Земля находилась в собственности государства, была распространена общинная форма ведения хозяйства. Общинники жили замкнуто, их повседневная жизнь строго регламентировалась ритуалом и находилась под строгим влиянием общественного мнения; - централизованное устройство государственной власти, абсолютная власть императора. Эти особенности обусловили формирование традиционного мировоззрения, направленного на сохранение исторически сложившихся обычаев, нравов, верований. Характерными чертами традиционного мироощущения древних китайцев были следующие: 1) мировоззрение древних китайцев в целом можно охарактеризовать как космоцентричное. Мир понимался как состояние гармонии космических сил. Космос, природа и человек существуют как единое целое, подчиняющееся Разумному космическому порядку. Китайцы выделяли несколько видов космической энергии. Важнейшая из них – ци. Это материально-духовная энергия, из которой состоит весь мир, в т.ч. человек. Из материальной ци формируются вещи и тела, из духовной – душа человека; 2) мифологический характер. Возникновение и развитие философии не отрицало традиционно-мифологической картины мира. Произошло органичное включение философии в единый комплекс традиционных китайских представлений, мифов и ритуалов. Еще в древнейших мифологических представлениях Древнего Китая окружающий мир был разделен на 2 противоположных начала: ян – активное мужское начало, с ним ассоциировались солнце, небо, свет, вершина; инь – пассивное женское начало – луна, земля, темнота, низменность. Возникновение мира и его развитие объяснялось единством и борьбой ян и инь, их соединением в различных сочетаниях. Помимо этого, в китайской мифологии существовало представление о 5 первоэлементах: земля, дерево, металл, огонь, вода – которые находятся в постоянном движении и взаимосвязи. Однако эти стихии воспринимались не как физические начала всего сущего, а как символы определенной группы вещей и явлений и позволяли понимать многообразные связи мироздания; 3) культ неба; 4) одушевление сил природы (поклонение деревьям, рекам, горам); 5) культ предков, а начиная с середины I тыс. до н.э. на один уровень с почитаемыми предками были возведены старшие по чину, начальники; 6) представление о циклическом характере развития космоса, природы и человека: все, что когда-то возникло, должно в свое время исчезнуть, чтобы возникнуть вновь в преображенном виде; 7) идея невмешательства человека в природные процессы. Основоположник этого направления – древнекитайский мудрец Кун-Фу-Цзы (досл. «учитель Кун»), или Конфуций, живший в 551 – 479 гг. до н.э. Его главный труд «Лунь-юй» («Беседы и поучения») – сборник афоризмов, принадлежащих Конфуцию, отрывков из его бесед с учениками, описание жизненных ситуаций, в которые он попадал. В центре внимания Конфуция вопрос о способе государственного правления: как лучше управлять людьми -–с помощью насилия или на основе добродетели? Конфуций был сторонником точки зрения, что управление должно основываться на моральных нормах, поэтому его философское учение носит ярко выраженный социально-этический характер. Общество представляет собой одну огромную семью, главой которой является император. Отдельный человек рассматривается только как исполнитель социальных функций. Основателемдаосизмаявляется мудрец Лао-цзы (VI – V вв. до н.э.). Его главный труд – «Даодэцзын» – «Книга о Дао и Дэ». Даосизм представляет собой онтологическое учение, которое носит наивно-диалектический характер. Основное понятие даосизма – Дао («путь»). В книге Лао-цзы понятие Дао имеет два основных значения: 1)Дао как творческое начало мира, вечный источник и причина всех вещей и их внутренняя сущность; 2)Дао как всеобщий закон бытия, гарантирующий гармоничное состояние мира. Дао придает миру единство и гармонию. Всё в мире несет в себе Дао, во всем проявляется его творческая энергия. Дао обладает противоречивыми свойствами: - бестелесно, но предстает в виде конкретных вещей; - бесконечно, но присутствует во всех конечных вещах; - неизменно, но в то же время проявляется в постоянно изменяющихся вещах.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 351. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |