Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура и функции экономической теории




 

В ХХ веке экономисты рассматривали два раздела экономической теории с точки зрения объекта исследования.

Микроэкономика - теория, изучающая экономические процессы на уровне отдельного предприятия (экономического субъекта).

Макроэкономика -раздел экономики, изучающий крупномасштабные экономические явления, в частности такие как, инфляция, безработица, занятость, денежное обращение, экономический рост и др.; наука о хозяйстве как целом.

Современная экономическая теория рассматривает развитие экономики на четырех уровнях, которые имеют между собой логическую связь и взаимообусловлены друг другом[10].

1. Микроэкономика – ________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Мезоэкономика – _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

3. Макроэкономика________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

4. Метаэкономика_________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Для изучения экономических вопросов необходимо представить функции экономики как науки [11].

1. Научно-познавательная функция __________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Практическая (прикладная) функция ______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Критическая функция____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Методологическая функция_______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Прогностическая функция________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Вопросы для закрепления:

1. Определение экономической теории, взаимосвязь с другими дисциплинами.

2. Сущность метода дедукции, научной абстракции.

3. Методы синтеза и анализа.

4. В чем разница позитивного и нормативного анализа (приведите пример).

5. Структура экономической теории.

6. Функции экономической теории.

7. Зачем человечеству изучать экономику.

8. Что изучает экономика.

 

Задание:

Прочитайте тему № 2, заполните (карандашом) пустые строчки, выписывая основные положения (идеи) каждой экономической школы.


Тема 2. Эволюция экономической мысли

Формирование экономической науки

 

Видный американский ученый П. Самуэльсон назвал экономическую теорию королевой наук. Сложность этой науки при ее изучении, по мысли А. Хейльброннера, требует «выносливости верблюда и терпения святого».

 

Изучение экономической теории невозможно без извлечения уроков из большого опыта, накопленного в России и во всем ми­ре.

История развития экономической жизни берет начало с тех времен, когда люди впервые задумались над целями своей хозяйственной деятельности, способами и средствами добывания благ, их распределением и обменом между собой. Письменные памятники первой цивилизации дают нам возможность достоверно узнать об экономических воззрениях наших предков.

Зачатки экономического знания зародились в древних цивилизациях.

 

Для большинства памятников Древнего Востока характерна простая фиксация событий хозяйственной жизни. Это переписи населения, земельные кадастры, документы хозяйственной отчетности, юридические акты, оформлявшие имущественные отношения (покупка скота, наем работников и т.д.).

Характерной чертой древневосточной литературы является ее государственно-нормативный характер. Чаще всего повествование велось от имени царей, фараонов, крупных чиновников. Поэтому действительность в письменных источниках изображалась с позиций этих высокопоставленных особ и отражала проблемы, связанные с организацией государственного хозяйства и управления им. Таковы «Гунь-цзы» - сводный памятник древнекитайской научной мысли, объединивший 564 трактата, созданный VII-IV веках до н.э., «Артхашастра» - древнеиндийский трактат о науке и государстве (конец IV век до н.э. – I век н.э.), «Свод законов вавилонского царя Хаммурапи» (около 1760 года до н.э.).

 

Основы современной экономической теории зародились и получили свое развитие в Древней Греции.

Представители экономической мысли Древней Греции Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.), Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384—322 гг. до н.э.) рас­сматривали экономику с позиции реальности своего времени.

Платон считал, что продукт, созданный рабами (а в условиях рабовладельческого строя физический труд для свободного гражданина считался не­приличным), оценивается не затратами труда, а его полезностью.

В своих рассуждениях Аристотель вплотную подходит к проблеме рационального использования богатства, впервые фор­мирует понятия общественного разделения труда и эквивалентного обмена. Он выравнивает все товары, выражая их через день­ги. «Общественные взаимоотношения возникают не тогда, когда есть два врача, а когда есть, скажем, врач и земледелец, и вообще разные и неравные стороны, а их-то и нужно приравнять. Поэто­му все, что участвует в обмене, должно быть каким-то образом сопоставлено. Для этого появилась монета и служит, в известном смысле, посредником, ибо всё ею измеряется ... Все должно из­меряться чем-то одним ... Такой мерой является потребность, ко­торая все связывает».[12]

 

Коренной переворот во взглядах на хозяйственную деятель­ность внесло христианство.Апостол Павел завещал: «Если кто не хочет трудится, тот не ешь». Самый простой хозяйственный труд христианство считало необходимым и провозглашало свя­тым делом. Христианские экономические взгляды затронули та­кие важные вопросы рыночной экономики, как цены, которые должны отражать социальную, а не индивидуальную оценку про­дукта, цена должна быть справедливой.

 

В XVI -XVII веках, с началом эпохи первоначального накопления капитала, возникает литература утопического характера.

Родоначальниками утопического социализма признаны: английский писатель-гуманист и государственный деятель Томас Мор (1478-1535) и Томмазо Кампанелло (1565-1639).

Они нарисовали картину будущего общества, в котором господствует общественная собственность на средства производства, хозяйство организовано как единое целое и ведется в соответствие с планом, имеет место всеобщность труда и контроль за его исполнением, распределение социального продукта осуществляется  между всеми членами сообщества.

Идеи первых социалистов были утопическими, потому что их авторы не находили общественно-политических сил, которые могли бы стать «творцами нового общества». Утверждение социалистических идеалов утописты связывали с мудростью того или иного завоевателя, правителя, просвещенного монарха или интеллектуальной личности, прокладывающих путь новому обществу силой пропаганды и примера.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...