Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сравнительная характеристика экономической безопасности РБ со странами Центральной и Восточной Европы




Курсовая работа

по «Макроэкономике»

на тему «Иностранные кредиты и экономическая безопасность Республики Беларусь»

 



Содержание

 

Введение

1. Возникновение и формирование внешней задолженности в республике Беларусь

2. Механизмы регулирования и управления внешней задолженностью в республике Беларусь

2.1 Методологические особенности управления внешним долгом

2.2 Подходы к управлению внешним долгом

2.3 Роль международных финансовых организаций в регулировании проблемы внешней задолженности

3. Экономическая безопасность страны

3.1 Теоретические аспекты экономической безопасности

3.2 Уровень экономической безопасности республики Беларусь

3.3 Сравнительная характеристика экономической безопасности РБ со странами центральной и восточной Европы

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

 

Теоретические аспекты экономической безопасности

 

Устойчивое развитие национальной экономики является основополагающим условием сохранения государственного суверенитета каждой страны. Экономика как основа любого государства и его общественно-политической системы определяет уровень жизни населения, национальную безопасность и обороноспособность страны.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

«Экономическую безопасность можно считать также важной качественной характеристикой экономической системы, определяющей ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов».

Разумеется, экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности, вместе с такими её слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но, рассматривая те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты.

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Но для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.

Реальное состояние экономической безопасности государства можно оценить целой гаммой показателей. Для проведения макроэкономической политики важное значение имеют макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики в целом. В настоящее время в нашей стране применяются как прежние, так и относительно новые макроэкономические показатели.

 

Уровень экономической безопасности Республики Беларусь

 

Одним из основных макроэкономических параметров (показателей), оценивающих результаты экономической деятельности, является ВВП.

Валовой внутренний продукт (ВВП) - это показатель национального объема производства, который включает продукцию и услуги, произведенные внутри страны и только с использованием факторов производства, принадлежащих собственникам данного государства.

В январе 2011 г. объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 12 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем 2010 г. в сопоставимых ценах на 7,4%. В целом наблюдается положительная динамика ВВП. Прогнозом на 2011 год в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 ноября 2010 г. №596 предусмотрен его рост на 9-10%.

Таблица 3.1 – Производство валового внутреннего продукта.

  Ед.изм 2005 г 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Валовой внутренний продукт в текущих ценах Млрд.руб 65067 79267 97165 129791 136790

Источник: Сайт национально статистического комитета РБ

 

Также к одному из важнейших макроэкономических показателей относится также индекс потребительских цен.

Для определения индекса потребительских цен используют понятие «потребительской корзины», в которую входит около 300 наименований наиболее широко используемых товаров.

Индекс активно используется для индексации доходов населения, и экономисты считают, что во многих случаях использование этого индекса завышает рост цен и стимулирует инфляционные процессы в обществе.

Таблица 3.2 – Индекс потребительских цен.

  Ед.изм 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Индекс потребительских цен % 108.0 106.6 112.1 113.3 110.1 109.9

Источник: Сайт национально статистического комитета РБ

 

В настоящее время в мировой практике для оценки долгового бремени страны и ее кредитной безопасности широко применяются следующие показатели.

1. Отношение валового внешнего долга к валовому внутреннему продукту страны. Характеризует размер долга как долю "производительной мощности" страны. Рекомендуемое Мировым банком предельное значение — не более 50 %.

2. Соотношение между валовым внешним долгом и экспортом товаров и услуг. Один из наиболее стабильных во времени и устойчивых по колебаниям показателей, характеризующий экспортные возможности страны в сопоставлении с накопленным долгом. Рекомендуемое предельное значение — не более 275 %.

3. Отношение платежей по обслуживанию внешнего долга (основной суммы задолженности и процентов) к объему экспорта товаров и услуг. Традиционный и распространенный показатель кредитоспособности страны, характеризующий непосредственную тяжесть долгового бремени страны. Рекомендуемое предельное значение — не более 20 %.

4. Отношение выплат процентов по внешнему долгу к объему экспорта товаров и услуг. Этот показатель применяется для оценки степени освобождения страны от уплаты процентов или переноса графиков оплаты, поскольку реструктуризация долга обычно отражается прежде всего на суммах и графике выплат платежей по процентам.

На данный момент отношение внешнего государственного долга к ВВП не превышает предельного значения в размере 20%, установленного Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.  При этом в мировой практике каких-либо жестких критериев по поводу уровня внешнего госдолга не существует.  Эксперты Всемирного банка и МВФ, которые в ходе работы миссий в Беларуси рассматривали вопросы долговой устойчивости, отвечая на вопрос о том, какой же максимальный предел госдолга приемлем для нашей страны, сказали, что этот показатель нельзя четко определить. Для одного государства это 50% от ВВП, а для другого - 100%. В этом вопросе все зависит от ряда факторов, к примеру, от валюты заимствований, национальной валюты, возможности привлечь дополнительные ресурсы, поступлений от экспорта, уровня развития экономики и т.п.

Что касается пределов экономической безопасности Беларуси (например, установлено, что внешний и внутренний госдолг не должен превышать 20% от ВВП), то эти критерии были рассчитаны Институтом экономики Министерства экономики несколько лет назад.

На 1 сентября 2010 г размер внешнего госдолга Беларуси составлял 19% от ВВП, по данным Минфина.

Рассчитывают также и другие показатели экономической безопасности - исходя из отношения долга к экспорту, доходам бюджета, валютной выручке. Отдельно рассматриваются платежи по обслуживанию и погашению долга.

В структуре внешнего государственного долга Беларуси кредиты, погашаемые из средств республиканского бюджета, составляют 98,1% ($9269,4 млн), кредиты, погашаемые за счет собственных средств заемщиков, - 1,9% ($181,9 млн).

На займы международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) приходится 39,2% внешнего государственного долга, на займы иных иностранных кредиторов - 60,8%. Наибольшую долю в кредитном портфеле страны занимают займы МВФ (36,2%), России (32,3%), еврооблигации (10,6%), кредиты Китая (8%). Несвязанные кредитные ресурсы составляют 90,6%, связанные - 9,4%.

В условиях мирового финансового кризиса в Беларуси возросла потребность в привлечении внешних займов для финансирования отрицательного сальдо платежного баланса и пополнения золотовалютных резервов. В этих целях Беларусь получила кредитные ресурсы от Российской Федерации и кредиты Международного валютного фонда по программе "стэнд-бай".

Кроме того, внешние государственные займы в 2009-2010 годах привлекались для финансирования проектов, имеющих социальную направленность, и для реализации инвестиционных проектов в сфере энергетики и промышленности строительных материалов.

Все внешние государственные займы, входящие в долговой портфель Республики Беларусь, являются долгосрочными.

Долговой портфель характеризуется низким риском рефинансирования и невысокой стоимостью обслуживании. Так, средний срок до погашения по внешним государственным займам составляет 6 лет. Средняя процентная ставка - 3,69% годовых.

Ожидается, что всего в 2011 году платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга за счет средств республиканского бюджета составят около $870 млн., или 8,2% доходов бюджета.

В основном крупные выплаты по внешнему госдолгу Беларуси начнутся с 2012 года, когда необходимо будет погашать кредиты по программе МВФ. Выплаты по еврооблигациям будут через 5 лет. При этом, по прогнозам Минфина, проблем с наличием средств для осуществления таких выплат в будущем не ожидается.

Правительством Республики Беларусь утвержден перечень важнейших показателей экономической безопасности страны. Такое решение было принято постановлением Совета Министров №226 от 22 февраля 2007 года "Об организации мониторинга важнейших показателей экономической безопасности Республики Беларусь".(см. приложение А)

В соответствии с документом, к числу самых важных показателей экономической безопасности отнесены: сальдо внешней торговли, степень износа активной части основных производственных средств, доля инвестиций в ВВП, расходы на научные исследования и разработки к ВВП, доля новой продукции в общем объеме промышленной продукции.

Будет вестись прогноз доли собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива и изготовление зерна на душу населения.

Наряду с данным будет отслеживаться доля импорта продовольственных товаров в объеме их розничного товарооборота, баланс консолидированного бюджета к ВВП, отношения внешнего и внутреннего госдолга к ВВП, уровень золотовалютных резервов в месяцах импорта.

В рамках системного наблюдения будет отслеживаться также уровень безработицы к активной части населения, доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума (БПМ), соотношение минимальной пенсии по возрасту и БПМ пенсионера.[4]

Данный прогноз самых важных показателей представляет собой систему непрерывного наблюдения, научного анализа и оценки самых важных показателей экономической безопасности Беларуси, которые определены в программе социально-экономического развития.

По данным Минфина прогнозируется, что в 2011 году 5 из 17 важнейших индикаторов экономической безопасности выйдут за пределы пороговых значений. Как следует из постановления 31 декабря 2010 г. № 199 пороговые значения, которые считаются безопасными для экономики страны, будут превышены, в том числе по таким показателям, как средняя зарплата, внешнеторговое сальдо, уровень золотовалютных резервов.

При пороговом значении соотношение средней зарплаты в Беларуси со средней зарплатой в сопредельных странах не менее 80% в 2011 году данный показатель составит 55% (против 50% в 2010 году).

Согласно документу дефицит внешней торговли составит в 2011 году 8,9-9% к ВВП (против 12,2% к ВВП в 2010 году) при пороговом значении не более 5% к ВВП.

Объем золотовалютных резервов должен быть эквивалентен не менее трехмесячному уровню импорта. На 2011 год данный показатель прогнозируется в пределах 2,5 месяца, а в 2010 году составлял 1,9-2,3 месяца.

Доля собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива государства, по оценке Минэкономики, составит в 2011 году 22,2% (против 20,5% в 2010 году) и пороговом значении не менее 30%.

Удельный вес отгруженной инновационной продукции организациями, основными видами деятельности которых является производство промышленной продукции составит 12-13% в общем объеме отгруженной продукции (против 11% в 2010 году) и пороге не менее 20%.

Коэффициент обновления основных средств прогнозируется на уровне 5% (против 4,7% в 2010 году) и пороге не менее 5%.

Затраты на исследования и разработки прогнозируются на уровне 1,2-1,4% к ВВП (против 0,64% в 2010 году) и пороге не менее 1%.

Рентабельности реализованной продукции составит 12% (против 10% в 2010 году) и пороге не менее 10%.

Согласно прогнозу Минэкономики в 2011 году уровень мало обеспеченности составит 7,5-6,5% (против 6-5 в 2011 году) при пороговом значении не более 10%.

По прогнозам Минэкономики в 2011 году отношение внешнего государственного долга составит 20% к ВВП (в 2010 году 19,9% к ВВП) при пороговом значении не более 25% к ВВП. На 2007-2009 годы показатель представлен в приложении Б.

Отношение внутреннего госдолга составит 1,4% к ВВП (в 2010 году 1,5% к ВВП) при пороговом значении не более 20% к ВВП.

Отношение платежей по обслуживанию госдолга к доходам республиканского бюджета составит 6,8% (против 5,7% в 2010 году) и пороге не более 10%. Отношение платежей по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга к валютной выручке составит 3,9% (против 3,4% в 2010 году) и пороге также не более 10%.

В пределах порогового значения будут такие показатели как доля инвестиций в основной капитал, которая составит 35% к ВВП в 2011 году (против 32% в 2010 году) и пороге не менее 25%.

При пороговом значении дефицита бюджета не более 3% к ВВП в Беларуси на 2011 год данный показатель также прогнозируется на 3% (в 2010 году – 3%). Согласно прогнозам доля импорта продовольственных товаров в объеме их розничного товарооборота составит 14% (против 15% в 2010 году) и пороге не более 25%.

Прогнозируется, что уровень безработицы составит 1,2-1,5% при пороге не более 8%. [22]

Сравнительная характеристика экономической безопасности РБ со странами Центральной и Восточной Европы

 

Для Беларуси особый интерес представляет опыт небольших стран Западной Европы (Нидерланды, Бельгия, Дания, Люксембург, Швейцария). Под экономической безопасностью здесь понимается как правило – обеспечение устойчивого экономического роста и модернизации экономики в соответствии с условиями конкурентной борьбы на мировом рынке. Эти страны не имеют возможности существенно влиять на формирование структуры мировой экономики. Они вынуждены приспосабливаться к условиям развития мировой экономики, изменять сложившиеся структуры национальных экономик и пропорции их развития. Из этого вытекают стратегические цели формирования гибкой, эффективной структуры и специализации экономики. Своевременно проводимые структурные преобразования призваны способствовать повышению конкурентоспособности на внешних рынках и смягчению социальных последствий структурных сдвигов для населения этих стран.

Страны Балтии и страны Центральной Европы включают в понятие экономической безопасности несколько составляющих:

- Сближение национальных интересов с общеевропейскими интересами;

- Политическая, экономическая, институциональная, культурная трансформация в соответствии с западноевропейскими стандартами.

Главными угрозами экономической безопасности считаются: экономическая отсталость регионов Центральной Европы от западноевропейских стран, трудности перехода к рыночной экономике, проблемы формирования демократических и рыночных институтов. В отдельных странах (Польша) - ограничение импорта стратегически важного сырья.

Анализ опыта таких стран Западной Европы как Нидерланды, Бельгия, Дания, Люксембург, Швейцария по обеспечению экономической безопасности показывает, что их основной стратегической целью по защите национальных экономических интересов является обеспечение устойчивого экономического роста и модернизации экономики в соответствии с условиями конкурентной борьбы на мировом рынке [26, с. 24]. Эти страны не имеют возможности существенно влиять на формирование структуры мировой экономики, вследствие чего вынуждены приспосабливаться к условиям развития мировой экономики, изменять сложившиеся структуры национальных экономик и пропорции их развития. При этом так называемые «малые страны» Евросоюза в качестве стратегических целей определяют формирование эффективной структуры и специализацию экономики.

Политика обеспечения экономической безопасности Чехии, Польши, Словакии и стран Балтии базируется на сближении национальных интересов с общеевропейскими интересами, а также политической, экономической и институциональной трансформацией в соответствии с западноевропейскими стандартами. В начале 90-х годов эти страны избрали практически одинаковую модель обеспечения экономической безопасности, которая включала следующие действия: оценку геополитической ситуации в регионе; определение вектора и стратегии развития; выстраивание и реализацию модели поведения, в том числе в сфере экономики, в соответствии с доминирующими тенденциями регионального и мирового эволюционного процесса; соотнесение базовых количественных и качественных показателей развития с общемировыми и региональными стандартами; корректировку курса экономических реформ [18, с. 20]. Главными угрозами экономической безопасности этой группы стран можно назвать: экономическую отсталость регионов Центральной Европы от западноевропейских стран, трудности перехода к рыночной экономике, проблемы формирования демократических и рыночных институтов, а в отдельных странах, например Польше, - ограничение импорта стратегически важного сырья.

Что касается Украины, то там следует провести целенаправленную работу по выходу из экономического кризиса, предотвращению реальных угроз, борьбой с коррупцией, криминальными элементами в экономике. В этой связи очень важно не только понимание сущности экономической безопасности на всех уровнях (международном, национальном, региональном, личностном), но и конкретные действия управленческих структур по сближению уровня экономической безопасности Украины к европейскому уровню.

Безусловно, адаптация любого зарубежного опыта к условиям Украины достаточно трудоемка и представляет собой не копирование всей системы регулирования, а лишь поэтапное внедрение отдельных элементов, инструментов, методов, программ.

Опыт зарубежных стран следует заимствовать, основываясь на сходстве задач, целей, приоритетов национальных стратегий. Необходимо учитывать уровень экономического развития, развития институтов управления, обеспечения и контроля над безопасностью, используя системный подход и сравнительный анализ.[12, с 124]

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Начало формирования внешнего долга Республики Беларусь приходится на конец 1992 г., когда были заключены первые кредитные соглашения между Республикой Беларусь как суверенным заемщиком и Комиссией Европейских сообществ по поставкам товаров, относящихся к критическому импорту.

Внешнее заимствование можно определить как процесс привлечения и использования иностранной валюты в форме займов для целей, определяемых стратегией развития страны.

Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Методология формирования статистики внешнего долга Республики Беларусь в целом основа на методологических рекомендациях Международного валютного фонда, Всемирного банка и других международных организаций и соответствует основным принципам формирования Системы национальных счетов ООН и статистики платежного баланса. Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Экономическая безопасность - состояние экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый экономический рост; эффективное удовлетворение экономических потребностей; контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов; защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях, сущность которой состоит:

1. в нормальном функционировании экономической системы в целом;

2. в возможности безболезненного включения и нормальной работы внутренней экономической системы в мировой.

Правительство Беларуси утвердило перечень важнейших показателей экономической безопасности страны. Такое решение принято постановлением Совета Министров №226 от 22 февраля 2007 года "Об организации мониторинга важнейших показателей экономической безопасности Республики Беларусь"

В структуре внешнего государственного долга Беларуси кредиты, погашаемые из средств республиканского бюджета, составляют 98,1% ($9269,4 млн), кредиты, погашаемые за счет собственных средств заемщиков, - 1,9% ($181,9 млн).

На займы международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) приходится 39,2% внешнего государственного долга, на займы иных иностранных кредиторов - 60,8%. Наибольшую долю в кредитном портфеле страны занимают займы МВФ (36,2%), России (32,3%), еврооблигации (10,6%), кредиты Китая (8%). Несвязанные кредитные ресурсы составляют 90,6%, связанные - 9,4%.

Ожидается, что всего в 2011 году платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга за счет средств республиканского бюджета составят около $870 млн., или 8,2% доходов бюджета.

В основном крупные выплаты по внешнему госдолгу Беларуси начнутся с 2012 года, когда необходимо будет погашать кредиты по программе МВФ. Выплаты по еврооблигациям будут через 5 лет. При этом, по прогнозам Минфина, проблем с наличием средств для осуществления таких выплат в будущем не ожидается.

 



ПРИЛОЖЕНИЕ А

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...