Конспект монографии Д.Б. Эльконина «Психология игры»
Глава 1: Предмет исследования – развернутая форма игровой деятельности
Проблемой определения понятия «игры» занимались следующие ученые:
Е.А. Покровский, Ф. Бойтендайк, У.М. Гелассер, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт.
Все они давали разные определения данному понятию.
^ Д.Б. Эльконин:
Игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.
Предмет исследования:
Природа и сущность ролевой игры
Психическая структура развернутой формы игровой деятельности
Возникновение игры
Развитие игры в фило- и онтогенезе
Значение игры в жизни ребенка
Содержание игры:
отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами
это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми и их трудовой общественной жизни
^ Единица развитой формы игры:
Именно роль и органически с ней связанная деятельность представляют собой основную далее неразложимую единицу развитой формы игры.
Глава 2: Об историческом возникновении ролевой игры
Каково происхождение игры?
^ Е.А. Аркин: игрушки остаются неизменными в ходе исторического развития общества
Е.А. Аркин выделяет следующие «изначальные» игрушки:
звуковые игрушки (трещотки, погремушки и т.д.)
двигательные игрушки (волчок, мяч и т.д.)
оружие (лук, стрелы и т.д.)
образные игрушки (изображения, куклы и т.д.)
веревочка, из которой делают разнообразные фигуры
Все «изначальные» игрушки возникли на определенных ступенях развития общества и далее не изменялись, их возникновению предшествовало изобретение орудий труда.
НО: нельзя изолировать историю игрушки от истории ее обладателя, от истории места ребенка в обществе.
Антиисторические, ошибочные выводы Е.А. Аркина
^ Как в ходе исторического развития возникла ролевая игра?
Положение ребенка в обществе на самых ранних ступенях развития характеризуется, прежде всего, ранним включением детей в производительный труд взрослых.
Чем на более ранней ступени развития стоит общество, тем раньше дети включаются в производительный труд взрослых и становятся самостоятельными производителями.
У детей, которые живут в обществе, стоящем на относительно низкой ступени развития, ролевых игр нет!
С переходом общества на более высокую ступень развития, ребенок все позже включается в производительную деятельность взрослых, увеличивая, таким образом, период детства.
Глава 3: Теории игры
Общие теории игры: К. Гроос и Ф. Бойтендайк
Основные идеи «теории упражнения» К. Грооса:
Каждое живое существо обладает унаследованными предрасположенностями, которые придают целесообразность его поведению.
У высших животных, особенно у человека, природные реакции являются недостаточными для выполнения жизненных задач.
В жизни каждого существа есть детство.
Время детства необходимо для приобретения приспособлений, необходимых для жизни. Чем сложнее организм и его будущая жизнь, тем длиннее период детства.
Там, где индивид из собственных внутренних побуждений и без всякой внешней цели проявляет, укрепляет и развивает свои наклонности, там мы имеем дело с самыми изначальными явлениями игры.
мы играем не потому, что мы бываем детьми, а потому, что приобретаем таким образом приспособления, необходимые для жизни.
Ф. Бойтендайк:
Игра есть всегда с чем-либо (игра есть ориентировочная деятельность)
двигательные игры животных (Гроос) – не игры.
В основе игры лежат не инстинкты, а более общие влечения
Играют только с теми предметами, которые сами «играют» с играющими
Критика теории К. Грооса
Проанализировав предложенные разными авторами теории игры, Д.Б. Эльконин пришел к выводу о том, что следует выделять ориентировочную деятельность, исследовательскую деятельность и игру.
^ Развитие в фило- и онтогенезе:
ориентировочная деятельность исследовательская деятельность игра
Теории и проблемы исследования детской игры в зарубежных концепциях
Дж. Селли: особенности ролевой игры
Преобразование ребенком Глубокая поглощенность
себя и окружающих предметов созданием вымысла и жизнью в нем
В. Штерн: ребенок, переходя в мир фантазий, живя в нем, пытается «убежать» от препятствий, с которыми он сталкивается в реальном мире, т.к. еще не способен их преодолеть.
З.Фрейд:
В основе существования всего живого лежит биологическая предопределенность главных влечений:
Влечение к смерти тенденция к «самовоспроизведению»
Влечение к жизни тенденция к самосохранению, самоутверждению
Общество и человек являются антагонистами
Игра, по З. Фрейду может использоваться:
Как прожективная диагностическая методика (т.к. в игре представлены вытесненные желания)
Как терапевтическое средство
^ К.Левин и С. Слиозберг:
Жизненное пространство личности
Слои различной ирреальные слои
степени реальности (мир фантазий и снов)
переход осуществляется
через замещение
Ж. Пиаже: уделяет большое внимание изучению символической игры. Возникновение символа (подражание и использование одного предмета вместо другого) рождается внутри совместной деятельности ребенка с
взрослым. Пиаже исключает из игры все, так называемы, функциональные игры первых месяцев жизни с собственным телом.
ИТОГ:
Во всех теориях ребенок рассматривается изолированно от общества, в котором он живет
Отношения ребенка с взрослым не имеют прямой связи с психическим развитием, что неверно
Не учтено, что способ действий с предметом может быть освоен ребенком только через образец
^ Отечественные подходы
К.Д. Ушинский: игра связана, несомненно, с работой воображения. Ушинский не предлагает собственную концепцию игры, но указывает на ее большое значение в развитии психики ребенка.
^ М.Я. Басов: «своеобразие игрового процесса основано на особенностях взаимоотношения индивидуума со средой, на почве которой он возникает»
П.П. Блонский:
Виды деятельности, понимаемые как «игра»
^ Мнимые игры
| Строительные игры
| драматизация
| Подвижные игры
| Интеллектуальные игры
| Манипуляции младенца, нервнобольного и т.д.
| Строительное искусство ребенка (конструктор, пластилин и т.д.)
| Драматическое искусство ребенка (сюжетные игры)
| Драматизация бег
| Шашки, шахматы, ребусы и т.д.
|
Л.С. Выготский: игра – ведущий тип деятельности дошкольного возраста
Сущность игры – исполнение желаний, обобщенные аффектов
В игре ребенок принимает на себя различные роли взрослых
Всякая игра есть игра по правилам
Игра требует от ребенка действий
Игра – источник развития
По мнению Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготский ближе всего подошел к раскрытию психологической природы игры.
Глава 4: Возникновение игры в онтогенезе
Развитие игры связано со всем ходом развития ребенка. В первую половину года у ребенка опережающим является формирование сенсорных систем. В то время, как двигательные системы только начинают развиваться, движения ребенка носят хаотичный характер, сенсорные системы уже становятся относительно управляемыми.
Большое значение в возникновении игры играет формирование акта хватания, в ходе которого связь между зрительным восприятием и движением устанавливается мгновенно. Что в последствии приведет к возможности ребенка манипулировать предметами.
Ф. И. Фрадкина:
Развитие строения игрового действия в пределах раннего детства понимается как переход от действия, однозначно определяемого предметом, через многообразное использование предмета, к действиям, связанным между собой логикой, отражающей логику реальных жизненных человеческих действий.
Наблюдения автора за поведением собственного внука натолкнули на мысль: «процесс овладения предметными действиями происходит у ребенка только в совместной деятельности с взрослым».
^ Предпосылки для перехода к ролевой игре:
В игру вовлекаются предметы, замещающие реальные предметы, которые называются в соответствии с их игровым значением
Усложняется организация действий, приобретающая характер цепочки, отражающей логику жизненных действий
Происходит обобщение действий и их отделение от предметов
Возникает сравнение своих действий с действиями взрослых и в соответствии с этим название себя именем взрослого
происходит эмансипация от взрослого, при которой взрослый выступает как образец действий
возникает тенденция действовать самостоятельно, но по образцу взрослого
Глава 5: Развитие игры в дошкольном возрасте
Общая характеристика развития игры:
происходит переход от малолюдных группировок к многолюдным
переход от неустойчивых группировок к более устойчивым
переход от бессюжетных игр к сюжетным
от ряда не связанных между собой эпизодов к планомерно развертывающемуся сюжету
от отражения личной жизни и ближайшего окружения к событиям общественной жизни
происходит изменение конфликтов у старших по сравнению с младшими
переход от игры, в которой каждый ребенок играет по-своему, к игре, в которой действия детей согласованны и взаимодействие детей организованно на основе взятых на себя ролей
изменение характера стимуляции игры, которая в младшем возрасте возникает под влиянием игрушек, а в старшем – под влиянием роли, которая сначала носит обобщенный характер, а затем все больше наделяется индивидуальными чертами и типизируется
^ 2 мотивационных плана в игре детей младшего дошкольного возраста:
непосредственное побуждение действовать с предоставленными в распоряжение ребенка игрушками
мотив, образующий фон для осуществляемых действий с предметами (взятие на ребенка определенной роли, которая обуславливает выбор игрушек)
Как происходит развитие роли в игре?
Центральным в игре является выполнение роли, взятой на себя ребенком (это и является основным мотивом игры)
В ходе развития меняется осознание ребенком своей роли: в первом периоде младшего дошкольного возраста ребенок еще не отождествляет себя полностью с тем человеком, роль которого он на себя принял. Во втором же периоде возникает критическое отношение к выполнению своей роли или роли своих товарищей.
Внутренняя сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать именно отношения людей друг к другу
По результатам, полученным в ходе эксперимента, Д.Б. Эльконин выделил ^ 4 уровня развития игры:
Уровень
| Особенности игры
| Первый
| центральным содержанием является выполнение действий с предметами; роли так же определяются характером действий, причем действия однообразны.
| Второй
| для ребенка важно соответствие игрового действия реальности; роли называются детьми; намечается разделение функций; логика действий определяется жизненной последовательностью; расширяется количество действий
| Третий
| Основным содержанием игры становится выполнение роли; все действия вытекают из роли, которые ясно очерчены; логика и характер действий определяются взятой на себя ролью; появляется специфическая ролевая речь; нарушение логики действие не допускается
| Четвертый
| Основное содержание – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям; речь носит явно ролевой характер; ребенок ясно видит одну линию поведения на всем протяжении игры; действия развертываются в четкой последовательности; ясно вычленены правила;
| На четвертом уровне развития игры появляются некие правила, установленные детьми в ходе игры. В связи с этим, необходимо рассмотреть стадии в подчинении правилу в ролевой игре.
Правила отсутствуют, так как фактически еще нет роли. Дети руководствуются стихийными желаниями.
Явно правила еще не выступают, но в случаях конфликта правило импульсивное превосходит желание.
Правило явно выступает в роли, но еще полностью не определяет поведение и нарушается при возникновении мгновенного желания произвести другое привлекательное действие.
Поведение определяется взятыми на себя ролями. Правила определяют все.
^ Общий путь развития подчинения правилу выглядит следующим образом:
полное неподчинение правилу появление правила, но преобладание желания преобладание правила над желанием, но не во всех случаях полное преобладание правила над желанием
|
Глава 6: Игра и психическое развитие
По мнению Д.Б. Эльконина игровая деятельность играет очень важную роль в психическом развитии ребенка, однако значение ролевой игры исследовано еще недостаточно.
^ Игра и развитие мотивационно – потребностной сферы
Игра выстпаует как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере ребенка.
Здесь происходит первичная эмоционально – действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности.
Возникает сознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых
Возникает потребность быть взрослым
Возникает новая форма мотивов (мотивы начинают иметь форму обобщенных намерений)
Игра и преодоление «познавательного эгоцентризма»
Игра выступает как реальная практика:
смены позиции при взятии на себя роли
отношений к партнеру по игре с точки зрения то роли, которую выполняет партнер
действий с предметами в соответствии с приданными им значениями
координации точек зрения на значения предметов без непосредственного манипулирования ими
В игровой деятельности происходит познавательная и эмоциональная «децентрация» ребенка
^ Игра и развитие умственных действий
В игре могут возникать такие комбинации материала и такая ориентация в его свойствах, которые могут приводить к последующему использованию этого материала в качестве орудий при решении задач. В игре развиваются более общие механизмы интеллектуальной деятельности.
Выводы:
Игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.
Проблемой игры занимались: Е.А. Покровский, Ф. Бойтендайк, У.М. Гелассер, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт, Е.А. Аркин, Ф. Бойтендайк, К. Гроос, В. Штерн, Ж. Пиаже и другие ученые – психологи.
С переходом общества на более высокую ступень развития, ребенок все позже включается в производительную деятельность взрослых, увеличивая, таким образом, период детства.
По мнению Л.С. Выготского, игра – ведущий тип деятельности дошкольного возраста, где
Сущность игры – исполнение желаний, обобщенные аффектов
В игре ребенок принимает на себя различные роли взрослых
Всякая игра есть игра по правилам
Игра требует от ребенка действий
Игра – источник развития
Д.Б. Эльконин выделил 4 уровня развитии игры, которые различаются по содержанию, значению роли для ребенка, наличием правил и рядом других признаков.
Общий путь развития подчинения правилу выглядит следующим образом:
полное неподчинение правилу появление правила, но преобладание желания преобладание правила над желанием, но не во всех случаях полное преобладание правила над желанием
| Игра оказывает существенное влияние на психическое развитие ребенка в целом. Особенно на развитие мотивационно – потребностной сферы, умственных действий. Так же игра помогает ребенку преодолеть познавательный и эмоциональный эгоцентризм.
|