Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конспект монографии Д.Б. Эльконина «Психология игры»





Глава 1: Предмет исследования – развернутая форма игровой деятельности

Проблемой определения понятия «игры» занимались следующие ученые:

Е.А. Покровский, Ф. Бойтендайк, У.М. Гелассер, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт.

Все они давали разные определения данному понятию.


^ Д.Б. Эльконин:

Игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.

Предмет исследования:


Природа и сущность ролевой игры


Психическая структура развернутой формы игровой деятельности


Возникновение игры


Развитие игры в фило- и онтогенезе


Значение игры в жизни ребенка


Содержание игры:


отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами


это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми и их трудовой общественной жизни


^ Единица развитой формы игры:

Именно роль и органически с ней связанная деятельность представляют собой основную далее неразложимую единицу развитой формы игры.

 


Глава 2: Об историческом возникновении ролевой игры

Каково происхождение игры?

^ Е.А. Аркин: игрушки остаются неизменными в ходе исторического развития общества

Е.А. Аркин выделяет следующие «изначальные» игрушки:


звуковые игрушки (трещотки, погремушки и т.д.)


двигательные игрушки (волчок, мяч и т.д.)


оружие (лук, стрелы и т.д.)


образные игрушки (изображения, куклы и т.д.)


веревочка, из которой делают разнообразные фигуры


Все «изначальные» игрушки возникли на определенных ступенях развития общества и далее не изменялись, их возникновению предшествовало изобретение орудий труда.

НО: нельзя изолировать историю игрушки от истории ее обладателя, от истории места ребенка в обществе.


Антиисторические, ошибочные выводы Е.А. Аркина

^ Как в ходе исторического развития возникла ролевая игра?

Положение ребенка в обществе на самых ранних ступенях развития характеризуется, прежде всего, ранним включением детей в производительный труд взрослых.

Чем на более ранней ступени развития стоит общество, тем раньше дети включаются в производительный труд взрослых и становятся самостоятельными производителями.


У детей, которые живут в обществе, стоящем на относительно низкой ступени развития, ролевых игр нет!


С переходом общества на более высокую ступень развития, ребенок все позже включается в производительную деятельность взрослых, увеличивая, таким образом, период детства.

 

Глава 3: Теории игры


Общие теории игры: К. Гроос и Ф. Бойтендайк


Основные идеи «теории упражнения» К. Грооса:


Каждое живое существо обладает унаследованными предрасположенностями, которые придают целесообразность его поведению.


У высших животных, особенно у человека, природные реакции являются недостаточными для выполнения жизненных задач.


В жизни каждого существа есть детство.


Время детства необходимо для приобретения приспособлений, необходимых для жизни. Чем сложнее организм и его будущая жизнь, тем длиннее период детства.


Там, где индивид из собственных внутренних побуждений и без всякой внешней цели проявляет, укрепляет и развивает свои наклонности, там мы имеем дело с самыми изначальными явлениями игры.

 


мы играем не потому, что мы бываем детьми, а потому, что приобретаем таким образом приспособления, необходимые для жизни.

Ф. Бойтендайк:


Игра есть всегда с чем-либо (игра есть ориентировочная деятельность)


двигательные игры животных (Гроос) – не игры.


В основе игры лежат не инстинкты, а более общие влечения


Играют только с теми предметами, которые сами «играют» с играющими

 


Критика теории К. Грооса

Проанализировав предложенные разными авторами теории игры, Д.Б. Эльконин пришел к выводу о том, что следует выделять ориентировочную деятельность, исследовательскую деятельность и игру.

^ Развитие в фило- и онтогенезе:

ориентировочная деятельность исследовательская деятельность игра

 

 


Теории и проблемы исследования детской игры в зарубежных концепциях


Дж. Селли: особенности ролевой игры


Преобразование ребенком Глубокая поглощенность

себя и окружающих предметов созданием вымысла и жизнью в нем


В. Штерн: ребенок, переходя в мир фантазий, живя в нем, пытается «убежать» от препятствий, с которыми он сталкивается в реальном мире, т.к. еще не способен их преодолеть.

З.Фрейд:


В основе существования всего живого лежит биологическая предопределенность главных влечений:


Влечение к смерти тенденция к «самовоспроизведению»


Влечение к жизни тенденция к самосохранению, самоутверждению


Общество и человек являются антагонистами


Игра, по З. Фрейду может использоваться:


Как прожективная диагностическая методика (т.к. в игре представлены вытесненные желания)


Как терапевтическое средство


^ К.Левин и С. Слиозберг:

Жизненное пространство личности


Слои различной ирреальные слои

степени реальности (мир фантазий и снов)


переход осуществляется

через замещение


Ж. Пиаже: уделяет большое внимание изучению символической игры. Возникновение символа (подражание и использование одного предмета вместо другого) рождается внутри совместной деятельности ребенка с

взрослым. Пиаже исключает из игры все, так называемы, функциональные игры первых месяцев жизни с собственным телом.


ИТОГ:


Во всех теориях ребенок рассматривается изолированно от общества, в котором он живет


Отношения ребенка с взрослым не имеют прямой связи с психическим развитием, что неверно


Не учтено, что способ действий с предметом может быть освоен ребенком только через образец

 


^ Отечественные подходы


К.Д. Ушинский: игра связана, несомненно, с работой воображения. Ушинский не предлагает собственную концепцию игры, но указывает на ее большое значение в развитии психики ребенка.

^ М.Я. Басов: «своеобразие игрового процесса основано на особенностях взаимоотношения индивидуума со средой, на почве которой он возникает»

П.П. Блонский:

Виды деятельности, понимаемые как «игра»

^ Мнимые игры Строительные игры драматизация Подвижные игры Интеллектуальные игры
Манипуляции младенца, нервнобольного и т.д. Строительное искусство ребенка (конструктор, пластилин и т.д.) Драматическое искусство ребенка (сюжетные игры) Драматизация бег Шашки, шахматы, ребусы и т.д.

 


Л.С. Выготский: игра – ведущий тип деятельности дошкольного возраста


Сущность игры – исполнение желаний, обобщенные аффектов


В игре ребенок принимает на себя различные роли взрослых


Всякая игра есть игра по правилам


Игра требует от ребенка действий


Игра – источник развития


По мнению Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготский ближе всего подошел к раскрытию психологической природы игры.

 

Глава 4: Возникновение игры в онтогенезе

Развитие игры связано со всем ходом развития ребенка. В первую половину года у ребенка опережающим является формирование сенсорных систем. В то время, как двигательные системы только начинают развиваться, движения ребенка носят хаотичный характер, сенсорные системы уже становятся относительно управляемыми.

Большое значение в возникновении игры играет формирование акта хватания, в ходе которого связь между зрительным восприятием и движением устанавливается мгновенно. Что в последствии приведет к возможности ребенка манипулировать предметами.


Ф. И. Фрадкина:

Развитие строения игрового действия в пределах раннего детства понимается как переход от действия, однозначно определяемого предметом, через многообразное использование предмета, к действиям, связанным между собой логикой, отражающей логику реальных жизненных человеческих действий.

Наблюдения автора за поведением собственного внука натолкнули на мысль: «процесс овладения предметными действиями происходит у ребенка только в совместной деятельности с взрослым».

^ Предпосылки для перехода к ролевой игре:


В игру вовлекаются предметы, замещающие реальные предметы, которые называются в соответствии с их игровым значением


Усложняется организация действий, приобретающая характер цепочки, отражающей логику жизненных действий


Происходит обобщение действий и их отделение от предметов


Возникает сравнение своих действий с действиями взрослых и в соответствии с этим название себя именем взрослого


происходит эмансипация от взрослого, при которой взрослый выступает как образец действий


возникает тенденция действовать самостоятельно, но по образцу взрослого

 


Глава 5: Развитие игры в дошкольном возрасте

Общая характеристика развития игры:


происходит переход от малолюдных группировок к многолюдным


переход от неустойчивых группировок к более устойчивым


переход от бессюжетных игр к сюжетным


от ряда не связанных между собой эпизодов к планомерно развертывающемуся сюжету


от отражения личной жизни и ближайшего окружения к событиям общественной жизни


происходит изменение конфликтов у старших по сравнению с младшими


переход от игры, в которой каждый ребенок играет по-своему, к игре, в которой действия детей согласованны и взаимодействие детей организованно на основе взятых на себя ролей


изменение характера стимуляции игры, которая в младшем возрасте возникает под влиянием игрушек, а в старшем – под влиянием роли, которая сначала носит обобщенный характер, а затем все больше наделяется индивидуальными чертами и типизируется


^ 2 мотивационных плана в игре детей младшего дошкольного возраста:


непосредственное побуждение действовать с предоставленными в распоряжение ребенка игрушками


мотив, образующий фон для осуществляемых действий с предметами (взятие на ребенка определенной роли, которая обуславливает выбор игрушек)


Как происходит развитие роли в игре?


Центральным в игре является выполнение роли, взятой на себя ребенком (это и является основным мотивом игры)


В ходе развития меняется осознание ребенком своей роли: в первом периоде младшего дошкольного возраста ребенок еще не отождествляет себя полностью с тем человеком, роль которого он на себя принял. Во втором же периоде возникает критическое отношение к выполнению своей роли или роли своих товарищей.


Внутренняя сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать именно отношения людей друг к другу

 


По результатам, полученным в ходе эксперимента, Д.Б. Эльконин выделил ^ 4 уровня развития игры:

Уровень Особенности игры
Первый центральным содержанием является выполнение действий с предметами; роли так же определяются характером действий, причем действия однообразны.
Второй для ребенка важно соответствие игрового действия реальности; роли называются детьми; намечается разделение функций; логика действий определяется жизненной последовательностью; расширяется количество действий
Третий Основным содержанием игры становится выполнение роли; все действия вытекают из роли, которые ясно очерчены; логика и характер действий определяются взятой на себя ролью; появляется специфическая ролевая речь; нарушение логики действие не допускается
Четвертый Основное содержание – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям; речь носит явно ролевой характер; ребенок ясно видит одну линию поведения на всем протяжении игры; действия развертываются в четкой последовательности; ясно вычленены правила;


На четвертом уровне развития игры появляются некие правила, установленные детьми в ходе игры. В связи с этим, необходимо рассмотреть стадии в подчинении правилу в ролевой игре.


Правила отсутствуют, так как фактически еще нет роли. Дети руководствуются стихийными желаниями.


Явно правила еще не выступают, но в случаях конфликта правило импульсивное превосходит желание.


Правило явно выступает в роли, но еще полностью не определяет поведение и нарушается при возникновении мгновенного желания произвести другое привлекательное действие.


Поведение определяется взятыми на себя ролями. Правила определяют все.


^ Общий путь развития подчинения правилу выглядит следующим образом:

полное неподчинение правилу появление правила, но преобладание желания преобладание правила над желанием, но не во всех случаях полное преобладание правила над желанием

 


Глава 6: Игра и психическое развитие

По мнению Д.Б. Эльконина игровая деятельность играет очень важную роль в психическом развитии ребенка, однако значение ролевой игры исследовано еще недостаточно.


^ Игра и развитие мотивационно – потребностной сферы


Игра выстпаует как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере ребенка.


Здесь происходит первичная эмоционально – действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности.


Возникает сознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых


Возникает потребность быть взрослым


Возникает новая форма мотивов (мотивы начинают иметь форму обобщенных намерений)

 


Игра и преодоление «познавательного эгоцентризма»


Игра выступает как реальная практика:


смены позиции при взятии на себя роли


отношений к партнеру по игре с точки зрения то роли, которую выполняет партнер


действий с предметами в соответствии с приданными им значениями


координации точек зрения на значения предметов без непосредственного манипулирования ими


В игровой деятельности происходит познавательная и эмоциональная «децентрация» ребенка

 


^ Игра и развитие умственных действий


В игре могут возникать такие комбинации материала и такая ориентация в его свойствах, которые могут приводить к последующему использованию этого материала в качестве орудий при решении задач. В игре развиваются более общие механизмы интеллектуальной деятельности.

 


Выводы:


Игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.


Проблемой игры занимались: Е.А. Покровский, Ф. Бойтендайк, У.М. Гелассер, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт, Е.А. Аркин, Ф. Бойтендайк, К. Гроос, В. Штерн, Ж. Пиаже и другие ученые – психологи.


С переходом общества на более высокую ступень развития, ребенок все позже включается в производительную деятельность взрослых, увеличивая, таким образом, период детства.


По мнению Л.С. Выготского, игра – ведущий тип деятельности дошкольного возраста, где


Сущность игры – исполнение желаний, обобщенные аффектов


В игре ребенок принимает на себя различные роли взрослых


Всякая игра есть игра по правилам


Игра требует от ребенка действий


Игра – источник развития


Д.Б. Эльконин выделил 4 уровня развитии игры, которые различаются по содержанию, значению роли для ребенка, наличием правил и рядом других признаков.


Общий путь развития подчинения правилу выглядит следующим образом:

полное неподчинение правилу появление правила, но преобладание желания преобладание правила над желанием, но не во всех случаях полное преобладание правила над желанием


Игра оказывает существенное влияние на психическое развитие ребенка в целом. Особенно на развитие мотивационно – потребностной сферы, умственных действий. Так же игра помогает ребенку преодолеть познавательный и эмоциональный эгоцентризм.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 701.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...