Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВТОРОЕ ПОСЕЩЕНИЕ ЗАМКА ГРААЛЯ




После Кретьена де Труа многие другие авторы пытались закончить эту легенду. Ни одна попытка не оказалась ни удовлетворительной, ни убедительной. Может быть, причина тому - отсутствие значительного прогресса в нашей психологии со времен Кретьена де Труа. Вместе с тем имеет смысл посмотреть эти варианты, ибо они могут быть весьма поучительными для нас.

В соответствии с некоторыми версиями мифа Парсифаль сразу добрался до замка Грааля. Он все увидел и все понял. Имея представление о существовании Замка Грааля и обладая достаточной скромностью и мужеством, мужчина очень скоро окажется на пути, который ведет в замок. Чтобы в него войти, не требуется проливать кровь. Если он будет искать Замок Грааля с открытым сердцем, то непременно его найдет. Замок Грааля всегда можно увидеть, если спуститься вниз по дороге, а затем сразу повернуть налево. Если мужчина окажется достаточно скромным и добросердечным, он без особых усилий может попасть внутрь замка. Парсифаль страдал высокомерием, которое исчезло за двадцать лет бесполезных усилий и бесплодных поисков, и теперь он оказался готов к тому, чтобы вновь появиться в замке.

Парсифаль нашел навесной мост и через него перебрался. Все произошло точно так же, как и раньше: Король-Рыбак по-прежнему мучился и страдал. После всех необходимых формальностей Парсифаль задал вопрос: "Кому служит Чаша Грааля?" И тотчас услышал ответ: "Чаша Грааля служит Королю Грааля".

Весьма странный ответ. Король Грааля - это не Король-Рыбак. Король Грааля с незапамятных времен жил в центральных покоях замка. Весь смысл его жизни заключался в поклонении Священной Чаше, других обязанностей у него не было. Он поклонялся Чаше Грааля и оберегал ее. Оберегая Чашу, он находился в вечном единении с ней, они служили друг другу.

Вот ответ на вопрос, который до сих пор ставил всех в тупик: "Кому служит Чаша Грааля?" - "Чаша Грааля служит Королю Грааля".

Я думал об этом ответе несколько месяцев, постепенно углубляясь в его смысл. Почти каждый человек, живущий в рамках нашей культуры, думает, что Чаша Грааля должна служить именно нам, но в этом ответе мы должны услышать нечто более поучительное. Большинство американцев заняты поисками счастья - это все равно что попросить служить нам Священную Чашу, то есть мы хотим, чтобы нам служило все несметное изобилие природы, величайший поток феминин-ности, богатство окружающего нас мира: воздух, моря, животные, нефть, леса и все продукты, которые можно получить из этого мира. Но следует понять, что природа не может нам служить. Она служит Богу.

Более подходящим может оказаться другой язык, возможно, несколько менее поэтичный, но легкий. Говоря о жизненном процессе, Юнг использует физическую метафору смещения центра тяжести личности от Эго к самости. В этом для него заключается главный результат внутренней работы человека и основной смысл всех человеческих поисков. Едва Парсифаль осознал, что не является ни центром Вселенной, ни даже центром своего собственного крошечного королевства, уединившись, он ощутил свободу, и Грааль перестал ему казаться недосягаемым. Теперь всю оставшуюся жизнь он мог спокойно приходить в Замок Грааля и выходить из него, сколько ему вздумается, и уже ни разу его не терял.

Еще более поразительно, что Король-Рыбак исцелился и встал на ноги к огромной радости своих подданных. Свершилось настоящее чудо, и легенда, которая предсказывала его исцеление, счастливо заканчивается. В опере Вагнера "Пар-сифаль" в этот момент раненый Король-Рыбак поднимается на ноги и поет чудесную арию, полную триумфа, энергии и силы. Ее можно считать кульминацией всей истории.

Король Грааля - это образ Бога, земное воплощение божественного. Миф говорит нам, и мы должны это усвоить, что Чаша Грааля служит вовсе не нам, а Королю Грааля. В последнем романе Дж. Р. Р. Толкиена "Властелин колец" говорится о том, что энергию следует отобрать у тех, кто может ее израсходовать. В мифе о Граале источник энергии передается воплощенной божественности. В книге Толкиена кольцо энергии отбирается у дьявола и возвращается обратно в землю. В ранних мифах часто отсутствует упоминание об открытии энергии и ее переходе из земных недр в руки человека. Последние мифы говорят о возвращении энергии в лоно земли или в руки Бога прежде, чем мы придем к саморазрушению.

Сегодня мы еще не готовы услышать о необходимости внутреннего изменения, ибо только начинаем ее осознавать. Кольцо символизирует энергию современного самосознания - нашу науку. Мы должны обособить, отвести подальше от себя эту энергию, этот окружающий нас могучий новый мир, иначе он все разрушит.

Чтобы этот великий вопрос не потерял своей актуальности сегодня, он должен прозвучать по-иному: "Для чего мы живем?" Как только человек его задаст и наберется мужества, чтобы выслушать ответ, он неожиданно для себя получит средство для исцеления раны Короля-Рыбака.

Цель жизни - не счастье, а служение Богу или Граалю. Каждое проникновение Грааля в нашу жизнь - это служение Богу. Если человек это осознает и отбросит прочь навязчивую убежденность в том, что смысл жизни заключается в личном счастье, счастье его переполнит.

В продолжении мифа говорится о том, что, задав нужный вопрос, Парсифаль сразу же исцеляет Короля-Рыбака. И тогда в замке Грааля воцаряется всеобщая радость. Чаша Грааля занимает подобающее ей место. Она кормит всех присутствующих, от нее исходят мир, радость и счастье. Но здесь нам приходится столкнуться с удивительным противоречием: попросив Священную Чашу вас осчастливить, вы лишь отпугнете от себя счастье. Если же будете служить Священной Чаше и Королю Грааля верой и правдой, то счастье вас переполнит.

Та же тема звучит на совершенно ином языке в "Десяти картинах дзэн-буддизма о приручении быка". Это серия картин, предписывающих художнику изображение пути, ведущего к достижению просветления. На первой картине герой занят поисками быка - своей внутренней сущности, на второй он видит следы бычьих копыт, на третьей - самого быка. Потом следуют четвертая, пятая картины и так далее, вплоть до девятой, где герой приручает этого быка, примиряется с ним и, сидя на нем верхом, спокойно держит свой путь. При этом возникает вопрос: поток, бегущий неизвестно куда, или распустившийся ярко-красный цветок - для кого они созданы? Автор этих строк Мокусен Миуоки считает, что на эти вопросы буквально можно ответить так: поток течет, потому что такова его воля; цветок красный, потому что такова его воля. В учении даосизма китайское понятие цу - "в соответствии с собственной волей" - употребляется в сочетании цу-ян. Это словосочетание может означать естественность, которая содержится в творческой спонтанности природы, как внутренней, так и внешней. Иными словами, психологический смысл выражения цу-ян заключается в постоянно существующей самореализации или в постоянном стремлении Самости к проявлению своего природного творческого начала.

Десятая картина представляет собой кульминацию всей серии. На ней изображен теперь уже совершенно умиротворенный герой, который, не замеченный никем, идет по деревенской улице. Вокруг ничего необычного, ничего экстраординарного, за исключением того, что, как только он проходит мимо, на деревьях начинают распускаться цветы. Такие вопросы о предназначении потока или смысле красного цвета розы, взятые из совершенно другого источника, учения дзэн-буддизма, позволяют глубже понять суть того, что с нами происходит.

Алексис де Токвиль, француз, прибывший в Америку более века назад, сделал ряд острых наблюдений в отношении американского темперамента, стиля общения и идиом. Он заметил, что в американской конституции есть дезориентирующая идея - идея достижения счастья. Никто не может обрести счастье. Так не бывает.

Подходящей формулировкой могла бы оказаться, например, такая: "Если вы будете служить реальности, вас переполнит счастье. Но, занимаясь его поиском, вы отдалите от себя счастье, которое ищете".

Вне всякого сомнения, миф о Граале раскрывает множество процессов, происходящих в нашем внутреннем мире. Он может помочь разрешить некоторые противоречия. Мы только-только начали задавать вопросы: имеем ли мы право загрязнять воздух, рубить деревья, выкачивать нефть, отравлять пеликанов? Мы лишь недавно задали вопрос Грааля: "Для чего существует все, что нас окружает? Неужели только для нас?"

На этот вопрос миф о Граале предполагает единственный возможный ответ: "Мы должны быть настоящими хозяевами всего сущего на земле во славу Господа, а не человека и не сверхчеловека". Если кто-то сможет спросить: "Кому служит Чаша Грааля?" - и при этом иметь достаточно развитое сознание, чтобы понять всю глубину этого вопроса, он очень серьезно будет воспринимать все, что происходит с ним и вокруг него. И тогда ответ будет найден сразу, как только возникнет вопрос. Тогда сразу прекратятся тщетные поиски счастья, ибо его в избытке хватит на всех.

Вот где мы оказались. Наступает следующий этап эволюции, мы - на его пороге и только начинаем лепетать первый слог великого вопроса, который исцелит Королей-Рыбаков.

Итак, вместе с Парсифалем мы совершили длительное путешествие, начало и конец которого сомкнулись: от Райского сада - в Небесный Иерусалим, из замка Грааля - в Замок Грааля. Вместе с Парсифалем мы научились отвечать на главный вопрос: "Кому служит Чаша Грааля?" И поняли, что она ни в коем случае не служит нам. И если странствие было достаточно глубоким и у нас хватило мудрости, чтобы услышать ответ и понять его, значит, мы узнали, как следует отвечать на основной вопрос о смысле жизни.

 

 

 

Приложение

Краткое содержание легенды о Чаше Грааля по Кретьену де Труа

Священная Чаша хранилась в замке со времен Тайной Вечери. Живущий в этом замке король был серьезно ранен и постоянно мучился, страдал от незаживающих ран. Все его владения были в запустении, а население - в полном унынии.

Король был ранен еще подростком. Бродя по лесу, он наткнулся на опустевшую стоянку с тлеющим костром, над которым на вертеле жарился лосось. Мальчик очень проголодался и захотел отщипнуть кусочек рыбы. Но, дотронувшись до нее, он сильно обжег пальцы. Чтобы успокоить боль, он взял обожженные пальцы себе в рот и почувствовал вкус лосося. Так как он пострадал от рыбы, его стали звать Король-Рыбак. Кроме того, он был ранен в бедро, лишившись надежды иметь потомство. Все его владения пришли в запустение и стали бесплодными. Придворные таскали Короля-Рыбака на носилках, и лишь иногда он отправлялся на рыбалку и в это время был абсолютно счастлив.

Король-Рыбак правил в замке, где хранилась Чаша Грааля, но не мог к ней прикоснуться, чтобы исцелиться от недуга. Придворный шут предсказал, что Король-Рыбак может исцелиться, когда в замок забредет наивный и невинный дурак.

В дальней заброшенной деревне вместе со своей матерью, вдовой по имени Разбитое Сердце, жил мальчик. Говорят, что сначала он не имел даже собственного имени; много лет спустя он узнал, что его зовут Парсифаль. Его отец был убит, защищая честь прекрасной дамы, были убиты и два его брата-рыцаря. Мать с младшим сыном отправилась за тридевять земель, в заброшенную деревушку, где они жили в нужде и бедности. Мальчик носил домотканую одежду, не ходил в школу и не задавал никаких вопросов. Он вырос неграмотным и наивным юношей.

Будучи подростком, он увидел пятерых всадников-рыцарей и был ослеплен видом их алого с золотым шитьем убранства, доспехов и оружия. Со всех ног он примчался домой, чтобы рассказать матери о том, что ему встретились пять богов и он хочет покинуть дом и отправиться с ними.

Мать залилась слезами. Она надеялась, что младшего сына минует судьба, постигшая его отца и старших братьев. Скрепя сердце она благословила его и дала три наставления: он должен почитать прекрасных дам, ежедневно ходить в церковь, где может получить необходимое пропитание, и не задавать вопросов.

Парсифаль отправился на поиски рыцарей. Он не нашел тех пятерых, зато пережил много приключений. Однажды он набрел на шатер. До сих пор юноша видел только бедные лачуги, поэтому принял его за церковь, о которой ему говорила мать. Там он встретил прекрасную даму с кольцом на пальце и, памятуя о наставлениях матери, обнял даму, снял с ее руки кольцо и надел себе на палец. В шатре был накрыт стол, уставленный разными яствами. Парсифаль, полный уверенности в том, что это та самая церковная еда, о которой ему говорила мать, полакомился вволю, не подозревая о том, что все было приготовлено для рыцаря - возлюбленного этой дамы. Дама уговорила Парсифаля покинуть шатер, боясь возвращения своего возлюбленного, ибо, застав Парсифаля, тот, долго не раздумывая, мог бы его убить.

Парсифаль последовал дальше и вскоре набрел на два заброшенных монастыря - мужской и женский. Он ничем не мог им помочь, но поклялся, что, став сильнее, вернется и избавит их от нависшего над ними проклятия.

Затем он повстречался с Красным Рыцарем, выехавшим со двора короля Артура. Ослепленный видом рыцаря Парсифаль поведал ему о своем желании стать таким же рыцарем. Красный Рыцарь посоветовал ему отправиться ко двору короля Артура, что тот и сделал. Там он увидел девушку, не улыбавшуюся шесть лет. Существовала легенда, что девушка засмеется лишь тогда, когда к ней подойдет самый достойный рыцарь. Увидев Парсифаля, она сразу рассмеялась. Весь двор был потрясен происшедшим, король Артур произвел Парсифаля в рыцари, дал ему слугу и позволил добыть доспехи и коня Красного Рыцаря, если тот сможет.

Парсифаль встретил Красного Рыцаря, убил его в поединке, взял его доспехи, надев поверх домотканой одежды. Он отправился в замок своего крестного отца, Гурнамонда, который обучил его рыцарскому искусству. Гурнамонд дал ему два совета: не соблазнять женщину и не соблазняться женщиной; а войдя в замок Грааля, задать вопрос: "Кому служит Чаша Грааля?"

Прошло время, и Парсифалю захотелось найти мать, чтобы ей помочь. Однако он узнал, что та умерла с разбитым сердцем. Вскоре он повстречал девушку по имени Бланшфлер. С этой поры он все делал во имя нее. Она попросила его снять осаду с замка - он выполнил просьбу, а потом провел с ней ночь.

Отправившись на следующее утро в путешествие и проскакав целый день, он увидел двух человек, сидевших в лодке. Тот, кто ловил рыбу, пригласил Парсифаля переночевать у него. Добравшись до его пристанища, Парсифаль очутился в огромном замке, где был принят по-королевски. Он присутствовал на церемонии, где сначала вынесли меч, с которого постоянно капала кровь. Затем перед ним появилась Чаша Грааля. Состоялся великолепный пир, на котором каждый брал себе из Чаши Грааля столько разных яств и напитков, сколько мог пожелать. Племянница Короля-Рыбака поднесла королю меч, и тот пристегнул его к поясу Парсифаля. Но юноша не задал вопрос, о котором ему говорил Гурнамонд. На следующее утро Парсифаль обнаружил, что все люди в замке исчезли. Затем исчез и сам замок.

Он отправился куда глаза глядят и на пути встретил скорбящую женщину. Узнав от нее, что ее рыцарь был убит из ревности возлюбленным прекрасной дамы, жившей в шатре, он почувствовал, что эта смерть лежит на его совести. Услышав о том, что Парсифаль был в замке Грааля, женщина принялась укорять его за все грехи и уверила его в том, что земля останется в запустении, а люди - несчастными, ибо он так и не задал тот самый главный вопрос.

Спустя некоторое время Парсифаль снова оказался у шатра. Живущая в шатре прекрасная дама напомнила Парсифалю о его прегрешениях и предупредила, что подаренный ему меч сломается в первом же бою и перековать его сможет лишь кузнец, который его ковал, и тогда уже меч сохранится навсегда.

Во время своих странствий Парсифаль побеждал в поединках многих рыцарей, отправляя их ко двору короля Артура. Но, когда сам юноша впервые появился при дворе, никто из придворных не знал, кто он такой. Артур лично отправился на поиски Парсифаля, чтобы его вернуть и оказать ему при дворе высокую честь. Случилось так, что Парсифаль остановился неподалеку и увидел, как сокол напал на трех гусей и одного из них ранил. Упавшие на снег капли крови напомнили Парсифалю о Бланшфлер, и он затосковал. В это время два воина короля Артура нашли Парсифаля и попытались убедить его вернуться в замок, но он сбросил их с коней. Третьему рыцарю по имени Гавейн удалось его успокоить и убедить вместе с ним вернуться ко двору. Там Парсифаля встретили с триумфом.

Но праздник и веселье закончились, как только на хромом муле во двор въехала омерзительная женщина, громко перечисляя все грехи Парсифаля. Затем она указала на него пальцем, сказав" "Во всем виноват только ты один".

Каждому рыцарю при дворе короля Артура она дала персональное задание. Парсифалю она велела вновь отправиться на поиски замка Грааля и на сей раз задать нужный вопрос.

Парсифаль прошел через многие испытания. В некоторых версиях мифа говорится, что он путешествовал пять лет, в других - двадцать.

Он пережил много горечи и разочарований и совершил много подвигов, но забыл о церкви, Бланшфлер и замке Грааля.

Однажды он встретил нескольких странников, которые спросили его, почему он вооружен в Страстную пятницу. Он стал вспоминать все забытое раньше. Мучаясь угрызениями совести, он вместе со странниками отправился к отшельнику за покаянием. Тот отпустил Парсифалю грехи, наказав ему немедленно отправляться на поиски замка Грааля.

Здесь кончается поэма, написанная Кретьеном де Труа. Многие авторы пытались ее завершить. В одной из версий сообщается, что Парсифаль находит замок Грааля и, задав главный вопрос: "Кому служит Чаша Грааля?", сразу получает ответ: "Чаша Грааля служит Королю Грааля". Король Грааля - это не Король-Рыбак, а король, живущий с незапамятных времен в центральных покоях замка. Король-Рыбак исцеляется, а для всех его подданных начинается жизнь, полная радости и изобилия.

 

 

 

Дополнительная литература

Bolen J. S. Gods in Everyman. San Francisco: Harper & Row, 1985.

Campbell J. The Hero with a Thousand Faces. Princeton: Princeton University Press, 1968.

Jung C. G. Man and His Simbols. Garden City, N. Y.: Doubleday, 1969.

Jung C. G. Memories, Dreams, Reflections. New York: Random House, Inc., 1961.

Jung E., Von Franz M.-L. The Graal Legend. A C. G.Jung Foundation Book. New York: G. P. Putnam's Sons, 1970.

Kelsey M. T. Encounter with God. Minneapolis, Minn.: Bethany Fellowship, Inc., 1972.

Sanford J. A. The Man Who Wrestled with God. Ramsey, N. J.: Paulist Press, 1981.

Sanford J. A., Lough G. What Men Are Like. Ramsey, N. J.: Paulist Press, 1981.

Whitmont E. C. The Symbolic Quest. Princeton: Princeton University Press, 1978.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...