Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Произношение заимствованных слов.




ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Раздел I. Нормативный аспект культуры речи

Правильность юридической речи.Нормы современного русского литературного языка. Нормы произношения и ударения.

Цель занятия: выработать правильность профессиональной речи, научить студентов применять в устной речевой практике орфоэпические и акцентологические нормы.

В результате освоения темы студент должен:

– знать: основные понятия по данной теме (языковая норма и ее признаки, виды, типы, варианты языковых норм, орфоэпия, акцентология), правила произношения и ударения современного русского литературного языка;

– уметь: применять в устной речевой практике орфоэпические и акцентологические нормы (правильно ставить ударение в словах).

Формируемые компетенции: «способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» (ОК-5).

Актуальность темы. Владение нормами государственного языка для юриста – одно из важнейших профессиональных качеств. Это утверждение в равной степени касается как письменной, так и устной речи. Устная речевая деятельность является неотъемлемой частью профессии юриста, который должен уметь успешно выступить в компетентных органах (например, в суде), а также дать квалифицированную консультацию. Соблюдение акцентологических норм (норм ударения) и орфоэпических норм (норм произношения) в этих случаях имеет огромное значение в профессиональной коммуникации юристов, ведь ошибки в произношении мешают воспринимать содержание речи, отвлекают внимание слушающего. Произношение, соответствующее нормам, значительно улучшает процесс общения, способствует профессиональному и карьерному росту. Безусловно, нормированное произношение является одним из признаков культурной речи, что говорит о этичной и культурной важности изучения орфоэпии.

Теоретическая часть. Одним из важнейших показателей хорошей речи юристов является ее правильность.Поэтому изучение данной темы направлено на усвоение студентами основных правил русского литературного произношения.

Студенты должны научиться слушать свою речь и речь окружающих, осознанно сопоставлять свое произношение с образцовым, анализировать свои ошибки и недочеты; исправлять ошибки путем постоянной речевой тренировки, в частности при подготовке к публичным выступлениям.

Подготовку к практическому занятию целесообразно начать с работы над учебной литературой по русскому языку. Студентам необходимо вспомнить, что понимается под нормой литературного языка, какое языковое явление считается нормативным (каким тремя основными признаками оно обладает).Также необходимо перечислить и охарактеризовать виды, типы, варианты языковых норм.

Затем учащиеся должны уметь дать определение термину «орфоэпия», подчеркнув, что орфоэпическая правильность речи ориентирована на осознан­ное соблюдение норм произношения и норм ударения. Необходимо обратиться к орфоэпическому словарю.

Также студенты должны поразмышлять о важности орфоэпических и акцентологических норм в речевой практике юристов. Рекомендуется привести несколько примеров, когда незнание этих норм неблагоприятно отразилось на деятельности специалиста в области юриспруденции.

Языковая нормасовокупность средств и правил, которые складываются из отбора элементов из числа существующих, наиболее пригодных для обслуживания коммуникативных потребностей общества.

Признаки языковых норм:

1. Устойчивость (стабильность), благодаря которой литературный язык объединяет поколения ввиду того, что нормы языка обеспечивают преемственность языковых и культурных традиций. Однако данный признак считается относительным, потому что литературный язык постоянно эволюционирует, допуская при этом изменения существующих норм.

2. Степень употребительности рассматриваемого явления. Стоит иметь в виду, что значительный уровень употребительности соответствующего языкового варианта (в качестве основополагающего признака при определении литературно-языковой нормы), как правило, характеризует и определенные речевые ошибки. К примеру, в разговорной речи определение языковой нормы сводится к тому, что это «часто встречающееся».

3. Соответствие авторитетному источнику (произведениям широко известных писателей). Но не стоит забывать, что в художественных произведениях отражены как литературный язык, так и диалекты, просторечия, следовательно, при очерчивании норм, основываясь на наблюдении за текстами преимущественно художественной литературы, нужно разграничивать авторскую речь и язык персонажей произведения.

Основные виды языковых норм:

1. Обязательные (нарушение чаще всего приводит к серьезным речевым ошибкам).

2. Вариантные (стремление языка к преемственности, уверенности, стабильности наряду со стремлением к изменению, а впоследствии и к нестабильности и вариативности).

Типология языковых норм.

Принято выделять следующие нормы:

· устной и письменной форм речи;

· только устной;

· только письменной.

Типы языковых норм, относящиеся и к устной, и к письменной речи, следующие:

· лексические;

· стилистические;

· грамматические.

Специальными нормами исключительно письменной речи выступают:

· нормы орфографии;

· пунктуации.

Также различают следующие типы языковых норм:

· произношения;

· интонационные;

· ударения.

Они применяются лишь к устной форме речи.

Варианты языковых норм.

Они сопряжены с четырьмя этапами:

 1. Господствующей выступает единственная форма, а альтернативный вариант принято считать неправильным, так как он находится за гранями литературного языка (к примеру, в XVIII-XIX веках слово "токарь" – это единственно правильный вариант).

2. Альтернативный вариант пробирается в литературный язык на правах допустимого (пометка «доп.») и выступает или разговорным (пометка «разг.»), или равноправным относительно первоначальной нормы (пометка «и»).

3. Первоначальная норма стремительно угасает и уступает место альтернативной (конкурирующей), она приобретает статус устаревшей (пометка «устар.»).

4. Конкурирующая норма в качестве единственной в рамках литературного языка. В соответствии со словарем трудностей русского языка слово "токарь" считается единственным вариантом (литературной нормой).

Стоит отметить тот факт, что в дикторской, преподавательской, сценической, ораторской речи присутствуют единственно возможные строгие языковые нормы. В обиходной речи литературная норма более свободна.

Орфоэпия (греч.Orthos – правильный и epos – речь) изучает произносительные нормы устной речи. Орфоэпическая правильность речи ориентирована на осознанное соблюдение норм произношения и норм ударения.

Акцентология (лат. accentus – ударение, греч.λόγος – слово, учение) – раздел языкознания, изучающий природу, особенности и функции ударения.. В современном русском литературном языке акцентологические нормы (нормы ударения) многоплановы и трудно усваиваются. Например, в устной речи юристов нередко можно услышать следующие ошибочные варианты произношения слов: возбу́́ждено (вместо возбуждено́), осу́жденный (вместо осуждё́нный), до́говор (догово́р) и др.

Сложность усвоения норм ударения объясняется следующими его особенностями:

1. Русское ударение – разноместное, нефиксированное, свободное, то есть не прикреплено к определенному слогу в слове, в разных словах оно может падать на любой слог: спра́вка, управле́ние, адвока́т.

2. Русское ударение подвижно, то есть способно менять свое место в зависимости от формы слова. При изменении формы слова возможно перемещение ударения с одной части слова на другую (то́нок, то́нко, то́нки, но тонка́).

3. Третья особенность русского ударения – его изменчивость, выражающаяся в том, что с течением времени ударение меняет свое место в слове и появляется новый вариант произношения. Например, раньше говорили: кладби́ще, паспо́рт, эпигра́ф, возду́х, музы́ка. Сейчас такое произношение считается неправильным, хотя и сохранилось в художественных произведениях.

4. Ударение очень часто выполняет смыслоразличительную функцию, т.е. его постановка может зависеть от лексического значения слова: а́тлас (собрание карт) – атла́с (ткань).

Очень часто возникают сомнения, как произносить то или иное слово. В этих случаях неоценимую помощь вам окажут словари – орфоэпические, толковые, энциклопедические.

Основные правила литературного произношения:

Произношение гласных.

В русской речи произносятся четко только гласные, которые стоят под ударением: с[а]д, в[о]лк, д[о]м. Гласные, находящиеся в безударном положении, утрачивают ясность и четкость. Это называет­ся законом редукции (от лат. reducire сокращать).

Гласные [а] и [о] в начале слова без ударения и в пер­вом предударном слоге произносятся как [а]: олень – [а]лень, опоздать – [а]п[а]здать, сорока – с[а]рока.

В безударном положении (во всех безудар­ных слогах, кроме первого предударного) после твердых согласных на месте буквы о произносится краткий (редуцированный) неясный звук, произношение которого в разных по­ложениях колеблется от [ы] до [а]. Условно этот звук обозна­чается буквой [ъ]. Например: сторо­на – ст[ъ]рона, голова – г[ъ]лова, дорогой – д[ъ]рогой, порох – пор[ъ]х, золото – зол[ъ]т[ъ].

После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв а, е, я произноситься звук, сред­ний между[е] и [и]. Условно этот звук обозначается зна­ком [иэ]: язык – [иэ]зык, перо – п[иэ]ро, часы – ч[иэ]сы.

Гласный [и] после твердого согласного, предлога или при слитном произношении слова с предыдущим произ­носится как [ы]: пединститут – пед[ы]нститут, к Ивану – к[ы]вану, смех и слёзы – смех [ы] слёзы. При нали­чии паузы [и] не переходит в [ы]: смех и слёзы.

Произношение согласных.

Основные законы произ­ношения согласных в русском языке– оглушение и уподобление.

Звонкие согласные, стоящие перед глухими и в конце слов, оглушаются – это является одним из характерных признаков русской литературной речи. Мы произносим стол[п] – столб, сне[к] – снег, рука[ф] – рукав и т. д. Следует обратить внимание на то, что согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]: смо[к] – смог, дру[к] – друг и т.д. Произнесе­ние в этом случае звука [х] рассматривается как диалектное. Исключение составляет слово бог – бо[х].

[Г] произносится как [х] в сочетаниях гк и гч: лё[хк']ий – легкий, ле[хк]о – легко.

Глухие согласные, стоящие перед звонкими, произносятся как соответствующие им звонкие: [з]давать – сдавать, про[з']ба – просьба.

В произ­ношении слов с сочетанием чн наблюдается колебание, что связано с изменением правил старого московского про­изношения. Согласно нормам современного русского литературного язы­ка, сочетаниечн обычно так и произносится [чн], особен­но это относится к словам книжного происхождения (бесконечный, беспечный), а также к относительно новым словам (маскировочный, посадочный). Сочетание чн произносится как [шн] в женских отчествах на -ична: Кузьмини[шн]а, Лукини[шн]а, Ильини[шн]а, а также сохра­няется в отдельных словах: коне[шн]о, ску[шн]но, пере[шн]ица, яи[шн]ица, скворе[шн]ик и др.

Некоторые слова с сочетанием чн в соответствии с нор­мой имеют двоякое произношение: порядо[шн]о и порядо[чн]о и др.

В некоторых словах вместо ч произноситься [ш]: [ш]то-то, [ш]то и т.п.

Буква г в окончаниях -ого-, -его- читается как [в]: нико[в]о – никого.

Конечные -тся и -тьсяв глаголах произносятся как [цца]: улыбае[цца] – улыбается.

Произношение заимствованных слов.

Как пра­вило, заимствованные слова подчиняются современным орфоэпическим нормам и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произношении. Например, иногда сохраняется произно­шение звука [о] в безударных слогах (м[о]дель, [о]азис) и твердых согласных перед гласным [е]: ан[тэ]нна, ко[дэ]кс, ге[нэ]тика). В большинстве же заим­ствованных слов перед [е] согласные смягчаются: к[р']ем, ака[д']емия, факуль[т']ет, му[з']ей, ши[н']ель. Согласные г, к, х всегда перед [е] смягчаются: ма[к']ет, [г']ейзер, [к']егли, с[х']ема.

Следует отметить, что не все варианты равноправны. В некоторых случаях один вариант является предпочтительным, другой оценивается как менее желательный, но все-таки находится в пределах правильного и употребляется в разговорной речи: д[э]канат – д[е]канат, сл[э]нг – сл[е]нг, т[э]мп – т[е]мп. Поэтому в случае затруднения нужно обращаться к помощи словарей или справочных материалов: орфоэпических словарей, словарей трудностей произношения и ударения, справочников по правописанию и произношению. Самый распространенный и удобный в использовании «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р.И. Аванесова. Можно обращаться к любому изданию, начиная с 1989. Последние изменения в произношении и ударении современных слов нашли отражение в словаре Ф.Л. Агеенко и М.В. Зарвы «Словарь ударений русского языка» (2000).

Вопросы и задания

1. Что в современной лингвистике подразумевается под орфоэпической правильностью речи?

2. Обозначьте особенности русского ударения и подтвердите их примерами из профессиональной юридической речи.

3. Определите причины колебания норм произношения во многих словах русского языка.

4.Что должен знать юрист об орфоэпических и акцентологи­ческих нормах русского литературного языка.

Задание 1.Какое значение имеюторфоэпические и акцентологические нормы современного русского литературного языка в профессиональной юридической речи.Как вы считаете, нарушение акцентологических норм в профессиональной речи юристов: ошибка или профессиональный жаргон?

Задание 3.Прочитайте слова в таблице. Обратите внимание на заголовки столбцов. Произносите правильно.

Предшествующий согласный произносится мягко Предшествующий согласный произносится твердо Слова, в которых допускается вариантное произношение
Кофе, эффект, музей, берет, термин, шинель, спортсмен, интеллект, кассета, сейф, корректор, аффект, профессор, кекс, схема, резерв, компетентный, патент, террор, депрессия, депутат, агрессор, леди. Кодекс, критерий, модель, синтез, энергия, адекватный, артерия, декольте, детектив, тет-а-тет, ателье, отель, термос, тоннель, свитер, детектор, компьютер, тире, интернат, претензия, кафе, интервью, тенденция, юриспруденция. Декан, одесский, сессия, терапевт, бутерброд.

Задание 4.Определите, в каких словах двойной согласный не произносится, в каких сохраняется.

Ассамблея, ассорти, грамм, касса, корректура, масса, массивный, аллея, параллельный, симметричный, атташе, грипп, ассоциация, ассортимент, ассистент, металл, ванна, территория, тоннель, суббота, грамматика, миллион, аккуратный, классный, программный.

 Задание 5. Расставьте ударения в следующих словах. Проверьте себя по словарю:

Агентство, алкоголь, аналог, асимметрия, бармен, броня (в кассе), водопровод, дактилоскопия, диспансер, договор, завсегдатай, каталог, квартал, ломота, мышление, намерение, наркомания, некролог, обеспечение, острота, по средам, приговор, рассредоточение, соболезнование, средства, трубопровод, уг­лубление, эксперт абонировать, алкоголь, апостроф, асимметрия, бармен, безудержный, вероисповедание, включит, включенный, водопровод, возбужденный, вынуждена, газированный, газопровод, гербовый, гражданство, дактилоскопия, диспансер, договор, дозвонишься, жалюзи, жизнеобеспечение, завсегдатай, заключенный, заключит, закупорить, запломбированный, заразишь, заявленный, звонит, каталог, квартал, красивее, кухонный, митинговый, мусоропровод, наркомания, начался, некролог, нефтепровод, новорожденный, нормировать, обеспечение, облегчили, оптовый, осужденный, откупорить, позвонишь, приговор, принудить, рассредоточение, сироты, скрепленный, по средам, средства, столяр, табу, таможня, торты, трубопровод, уведомить, углубить, углубленный, украинский, умерший, феномен, флюорография, ходатайство.

Задание 6. Проверьте по словарю, правильно ли вы ставите ударения в глагольных формах:

Абонировать, балованный, включенный, включит, возбужде­но, вынуждена, задала, заключенный, запломбированный, заразишь, звонит, избаловать, начали, новорожденный, нор­мировать, облегчили, осужденный, отдали, оцененный, принял, побеленный, подбодрить, позвонишь, понявший, поручим, посолит, премировать, приобретенный, скреплен­ный, уведомить, углубить, углубленный, умерший.

Задание 7.Образуйте краткие формы (м.р., ж.р., ср.р. и мн.ч.) от следующих полных прилагательных, расставляя ударения в словах:

Бледный, быстрый, вредный, глупый, годный, дерзкий, правый (о человеке), редкий, святой.

Задание 8.Образуйте формы прошедшего времени глаголов (м.р., ж.р., ср.р. и мн.ч.), расставляя ударение в словах:

Взять, донести, ждать, занять, задать, начать, положить, понять, принять.

Задание 9.Образуйте от приведенных глаголов формы полных и кратких страдательных причастий прошедшего времени, расставляя ударение в словах:

Включить, возбудить, допросить, завершить, задать, заключить, нарушить, осудить, прервать, услышать.

Задание 10.Возможны ли варианты произношения сочетания чн в данных словах?

Булочная, конечно, молочный, скучно, нарочно, пустячный, сливочный, яичница, прачечная, молочница, ячневая, Ильинична, шуточный, скворечник, беспорядочный, подсвечник, будничный, войлочный, селедочница, убыточный, девичник, горничная, гречневый, непорядочный, спичечный, к шапочному разбору, ночной.

Задание 11. Найдите и исправьте орфографические ошибки, которые появились в связи с неправильным произношением слов.

Беспрецендентный, дермантин, заведущий, следущий, будующий,сумашедший, дикообраз, желантин, подскользнуться, подщечина, прецендент,скурпулезный, подчерк.

Задание 12. Обозначьте ударение. Объясните, одинаково ли значение следующих слов.

Кроить атлас – открыть атлас, броня на билет – непробиваемая броня, бронированные места – бронированная техника, положить продукты в ледник – подниматься на ледник, раскрыть заговор – заговор от боли, злая острота – острота лезвия, характерный поступок – характерный человек, языковая политика – языковая колбаса.

Задание 13.Данные слова распределите на группы в зависимости от звука, произносимого на месте буквы г: [к], [г], [х], [в], [γ].

Легкие, бухгалтер, пугливый, смягчить, Господи, когти, берег, богатый, утюг, интересного, внимательного, стяг, флаг, гости, гвозди, облегчить, друг, город, гуси, гром, смог, красивого, мягкие, Бог.

Задание 14.Прочитайте приведенные ниже отрывки из решения районного суда (п. 1) и газетных статей (п. 2, 3), а также отдельные предложения (п. 4). Какие возможные нарушения акцентологических норм вы можете в них отметить?

1. В судебном заседании прокурор поддержал исковые тре­бования, уточнив их, и не признал требования Шестопало­ва В. В., ссылаясь на то, что изначально с момента прива­тизации квартиры нарушены права несовершеннолетних детей тем, что дети не были включены в договор приватизации и не было получено согласие на приватизацию без участия детей, нарушено их право на собственность, поскольку впоследствии квартира через посредника – Волосовича С. В. – была продана без учета интересов детей, они не были выписаны из квартиры, в приобретен­ную квартиру через представителя дети не вселялись и не проживали, отец был лишен родительских прав, а дети помещены в государственные учреждения, в настоящее время лишены жилья, проживают на квартирах, в связи с чемпросит признать договор приватизации и договор купли-продажи квартиры недействительными, привести стороны в первоначальное положение, выселить семью Шестопаловых из занимаемого помещения, взыскав с Волосович С.В. в пользу Шестопалова В.В. денежную сумму от продажи квартиры по рыночной стоимости на момент рассмотрения дела в суде...

2. В настоящее время береговая полоса Волги полностью очищена от нефтепродуктов. В месте порыва трубопровода проводится техническая рекультивация почвыкоторая позволит уже в ближайшее время восстано­вить все свойства плодородного слоя земли. В нижней части оврага завершены работы по зачистке территории от остаточных пятен нефти. В устье оврага Безымянный с целью очистки установлено два фильтрующих устрой­ства.

3. Поэтому, каково было изумление следователя, узнавшего об обвинительном приговоре по делу в отношении Александра Шакало. Да не просто обвинительном, а с реальным отбыванием наказания в колонии. Приговор, конечно, обжаловался в вышестоящий суд. Но судебная коллегия по уголовным делам Саратовс­кого областного суда, проверявшая доводы защиты, не нашла их в достаточной мере убедительными и остави­ла приговор судьи Мыльниковой без изменения. Так, впервые в истории Саратовской юриспруденции Сара­товским районным судом к реальному сроку лишения свободы был осужден человек, незаконно вырубивший двадцать четыре дуба в лесу так называемой первой кате­гории. Органами предварительного следствия бывший лесник Лысогорского лесничества 50-летний Александр Шакало обвинялся в том, что, как это указано в приго­воре суда, «с целью завладения денежными средства­ми... он спилил 24 дерева породы дуб общей кубатурой 17,98 кубических метра, а 17 октября того же года пы­тался реализовать их, но был задержан сотрудниками лесного хозяйства».

4. 1) Раз в месяц, обычно по средам, она клала деньги в банк. 2) Наши намерения заключить этот договор и под­писать итоговый документ искренни. 3) Хозяева делали все, чтобы облегчить жизнь своим гостям. 4) Нужно обра­титься к эксперту по этому вопросу и одновременно уг­лубить разработку проблемы. 5) Несмотря на сложней­шее положение в этой отрасли индустрии, добыча нефти в последние месяцы заметно возросла.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 285.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...