Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Повестка дня:Усиление координации действий всех сил, способных оказать экономическую и финансовую помощь в восстановлении Сирии.




Доклад эксперта Второго комитета Генеральной Ассамблеи ООН по экономическим и финансовым вопросам

Денисенко Р.

Повестка дня:Усиление координации действий всех сил, способных оказать экономическую и финансовую помощь в восстановлении Сирии.

 

Гражданская война в Сирии началась с восстания в городе Даръа близ границы с Иорданией в конце марта 2011 г. За это время на территории государства образовался ряд террористических группировок, а гражданская война носила затяжной характер. Лишь 2016 год ознаменовался выводом основных сил РФ из Сирии, а также продолжением наступления правительственных войск Башара Асада в районе Пальмиры и в других частях страны. К концу года удалось достигнуть соглашения с правительством и оппозицией о режиме прекращения огня, который гарантируется РФ, США и Турцией.

Военные конфликты и массовые террористические операции оказывают негативное влияние на экономическую ситуацию государств, вовлеченных в них: снижается уровень жизни населения, ухудшается гуманитарная ситуация. Иные последствия также выделяет Международный Валютный Фонд в своем ежегодном докладе за 2016 год не примере Сирии: среди них значительное уменьшение ВВП, массовые перемещения людей и разрушение инфраструктуры, зданий, предприятий и торговых путей. Оценки размера ущерба, причиненного в ходе гражданской войны, антитеррористической операции в Сирии, разнятся. Например, саудовское издание AsharqAl-Awsatссылается на данные Экономической и социальной комиссии для Западной Азии (ЭСКЗА), согласно которым военные действия, которые ведутся в стране с 2011 года, стоила сирийской экономике $327, 5 млрд, из которых $100 млрд приходится на материальный ущерб. По мнению экспертов ЭСКЗА, наибольшим разрушениям подвергся жилищный сектор: в стране оказалось разрушено примерно 30% строений. В сельскохозяйственной сфере убытки составили только 7%. Данные показатели позволяют во многом говорить о наличии "экономической катастрофы" в государстве, для которого (по окончании военных действий, что является необходимым условием предотвращения экономической и гуманитарной катастрофы в стране и ее выхода на траекторию успешного экономического роста) очень важно наличие собственной стратегии долгосрочного развития, предполагающей проведение системной социально-экономической политики по восстановлению разрушенных предприятий и, одновременно, по выращиванию новых научно-производственных комплексов.

Неутешительные прогнозы по разрешению экономической ситуации в Сирии дают и Всемирный Банк. Затраты на восстановление Сирии после военных действий составят минимум 150 миллиардов долларов. В худшем случае эта цифра может вырасти до 180 миллиардов в американской валюте. Об этом сообщает MarketWatch со ссылкой на главу Всемирного банка Джима Ен Кима.Необходимость в получении значительных инвестициях обуславливает может определить вектор дальнейшей внешней политики Сирийского государства, так как их получение зависит от сотрудничества с другими государствами, межправительственными организациями и региональными интеграционными объединениями.

Данные факты свидетельствуют о том, что вероятность самостоятельного разрешения своих экономических проблем Сирией крайне мала. А так как одним из принципов международного права является обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом, в том числе в деле оказания содействия экономическому росту[1], то необходимо использовать различные виды оказания экономической помощи для достижения максимально эффективного результата.

В первую очередь речь идет об оказании гуманитарной помощи. Эффективное содействие нуждающимся путем координации гуманитарных организаций оказывает Управление по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), которое является частью Секретариата ООН. Также оказание гуманитарной помощи возможно в рамках деятельности Детского фонда ООН, Всемирной организации здравоохранения, Центрального фонда реагирования на чрезвычайные ситуации, который формируется за счет финансирования государствами-участниками, межправительственными организациями, частными лицами и организациями. Необходимость незамедлительной гуманитарной помощи подтверждается сохраняющимся серьезным характером ужасающей гуманитарной ситуации в Сирии, включая Восточную Гуту, провинцию Идлиб, северную часть провинции Хама, Рухбан и Ракку, а также тем, что в срочной гуманитарной помощи, включая медицинскую помощь, в Сирии в настоящее время нуждаются более 13,1 млн человек, из которых 6,1 млн человек находятся на положении внутренне перемещенных лиц, 2,5 млн человек, включая палестинских беженцев, проживают в труднодоступных районах и сотни тысяч гражданских лиц оказались в осажденных районах[2]

Также способствовать восстановлению экономики Сирии могут специализированные учреждения ООН, в частности Международный Валютный Фонд, основными функциями которого являются надзор за международной валютной системой, кредитование и техническая помощь[3]. Надзор осуществляется посредством двусторонних консультаций Фонда с государствами-членами, анализа региональной и глобальной экономической политики. Техническая помощь осуществляется путем разработки рекомендаций и подготовки кадров. Кредитование МВФ осуществляется в отношении стран, сталкивающихся с проблемами платежного баланса и экономического роста. Не стоит забывать и о Группе Всемирного Банка, который является институциональной основной современной финансовой системы и который оказывает финансовую и техническую помощь развивающимся и восстанавливающимся экономикам стран.

Страны могут принимать и самостоятельные меры. Например, заключать соглашения о экономическом, промышленном и научном сотрудничестве, о свободной торговле (в рамках этого направления существует специальная Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), а сама международная торговля является одной из движущих сил всеохватного экономического роста и сокращения масштабов нищеты[4]), о сотрудничестве в сооружении и эксплуатации промышленных и других крупных объектов. Отдельно стоит выделить механизм урегулирования долгов, благодаря которому государство может быть частично или полностью освобождено от уплаты долга.

Реализация механизмов экономической и финансовой помощи должна происходить и на региональном уровне. Так, в рамках реализации целей Устава Лиги арабских государств[5] данное объединение может использовать свои механизмы помощи и решить вопрос о статусе Сирии, на территории которой военный конфликт постепенно принимает все более локальные формы.

Затяжной конфликт в Сирии кардинальным образом повлиял на финансово-экономический климат в стране. Восстановление и возврат к statusquoantebellumтребует значительных инвестиционных вливаний, которые не могут быть покрыты внутренними резервами государства. Перед Организацией Объединенных Наций стоит важная задача - оказать содействие преодолению экономического кризиса в Сирии, которая полностью отвечает и цели защиты уязвимых, закрепленной в Декларации тысячелетия ООН.

 


[1]Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций

 

[2]Резолюция 2401 (2018), принятая Советом Безопасности на его 8188-м заседании 24 февраля 2018 года

[3] Статьи соглашения МВФ.

[4] Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 27 июля 2015 года. Аддис-Абебская программа действий третьей Международной конференции по финансированию развития (Аддис-Абебская программа действий) . П. 79.

[5] Ст. 2 Устава Лиги арабских государств










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...