Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Модель психологического воздействияСтр 1 из 2Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра «Общая и прикладная психология и педагогика» ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Учебный предмет: «Психология влияния» Преподаватель: Дьяков Сергей Иванович Тема:Модель психологическог воздействия по В.П. Шейнову Работу выполнил(а) Студент(ка):Кирюхина Анастасия Руслановна Курс (группа):ПСД/с 51-оз Проверка домашней контрольной работы
Севастополь 2017г. Содержание Введение 1. Понятие психологического влияния 2. Модель психологического воздействия Заключение Список использованных источников
Введение Проблема индивидуального психологического влияния особенно актуальна именно теперь, когда отношения людей даже в деловой обстановке уже не столь формально регламентированы. Каждый человек становится мишенью влияния множества других людей, ранее не имевших возможности на кого-либо влиять вследствие отсутствия у них соответствующего статуса и полномочий. С другой стороны, расширились возможности не только влияния, но и противостояния чужому влиянию, поэтому успех влияния стал в гораздо большей степени зависеть от индивидуальных психологических возможностей тех, кто влияет, и тех, кто испытывает влияние. Влияние может быть "неправедным" с морально-этической точки зрения, но в то же время, весьма искусным и сиюминутно эффективным, как, например, манипуляция. С другой стороны, оно может быть "праведным", но совершенно безграмотно, с психологической точки зрения, построенным и неэффективным. Влияние может совершаться и тогда, когда его специально не оказывают, и оно выступает как неосознаваемый и субъективно неуправляемый феномен. Самое присутствие определенного человека зачастую приводит к тому, что на других людей начинают действовать его обаяние, его способность неосознанно заражать других своим состоянием или побуждать их к подражанию.
Понятие психологического влияния Психологическое влияние - это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных. Ссылки на возможность применения социальных санкций или физических средств воздействия также должны считаться психологическими средствами, по крайней мере, до тех пор, пока эти угрозы не приводятся в действие. Угроза увольнения или побоев - это психологические средства, факт увольнения или побоев - уже нет, это уже социальные и физические воздействия. Они, несомненно, имеют психологический эффект, но сами психологическими средствами не являются. арактерным для психологического влияния является то, что у партнера, на которого оказывается влияние, есть возможность ответить на него психологическими же средствами. Иными словами, ему предоставлено право ответить и время для этого ответа. В реальной жизни трудно оценить, сколь велика вероятность того, что угроза может быть приведена в действие, и насколько быстро это может произойти. Поэтому многие виды влияния людей друг на друга являются смешанными, сочетающими в себе психологические, социальные, а иногда и физические средства. Однако такие методы влияния и противостояния им должны рассматриваться уже в контексте социального противостояния, социальной борьбы или физической самообороны. Психологическое влияние - прерогатива более цивилизованных человеческих отношений. Здесь взаимодействие принимает характер психологического соприкосновения двух душевных миров. Всякие внешние средства слишком грубы для его тонкой ткани. Итак, психологическое влияние - это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие. Противостояние чужому влиянию - это сопротивление воздействию другого человека с помощью психологических средств. Инициатор влияния - тот из партнеров, который первым предпринимает попытку влияния любым из известных (или неизвестных) способов. Адресат влияния - тот из партнеров, к которому обращена первая попытка влияния. В дальнейшем взаимодействии инициатива может переходить от одного партнера к другому в попытках взаимного влияния, но всякий раз тот, кто первым начал серию взаимодействий, будет называться инициатором, а тот, кто первым испытал его влияние, - адресатом. Модель психологического воздействия Для более глубоко понимания механизмов психологического влияния, данное явление необходимо рассмотреть как систему, состоящую из различных компонентов, а также как процесс, включающий определенные этапы.
Выделяют три этапа психологического влияния:
· операциональный - на данном этапе субъектом осуществляются некие действия, которые потенциально являются причиной изменения в сознании и (или) поведении другого человека;
· процессуальный - происходит сознательное или бессознательное одобрение (принятие) или неодобрение (отвержение) данного влияния его объектом;
· заключительный - этап, на которомпроявляются ответные реакции на влияние, выражающиеся в изменении поведения, установок, мотивов и т.п. объекта влияния. С целью системного описания процесса влияния используют четырехкомпонентную модель. Психологическое влияние / В.П. Шейнов.–таблица 1 · Первый блок называется «вовлечение в контакт». Он подразумевает наличие коммуникативного посыла, направленного на объект влияния с целью включения его во взаимодействие. · Второй блок - «фоновые факторы (фон)» - включает в себя, во-первых, внешние факторы, способствующие повышению эффективности процесса влияния (обстановка, время влияния, освещенность помещения и т.д.), во-вторых, создание доверительного образа субъекта влияния, и, в-третьих, использование психического состояния, стереотипов поведения объекта влияния. · «Мишени воздействия» - третий компонент структуры. К нему относят источники мотивации объекта влияния, его потребности, желания, интересы, ценностные ориентации. Данный блок является одним из самых важных, т.к. от правильности выбора мишеней зависит степень эффективности влияния. Психологическое влияние (или воздействие), как правило, оказывается на определенные сферы психики человека или групп людей, выступающие «мишенями воздействия»: · потребностно-мотивационную (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания); · интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятие, представления, воображение, память и мышление); · эмоционально-волевую сферу (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы); · коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотношений, межличностного восприятия). Секреты психологической войны Последний блок - «побуждение к активности». Сюда относят всё, что стимулирует активность объекта влияния в направлении, задаваемом субъектом. Таблица 1. Четырехкомпонентная модель психологического влияния по В.П. Шейнову
Заключение Нам представляется целесообразным считать воздействие психологическим, когда оно имеет внешнее по отношению к адресату (реципиенту) происхождение и, будучи отраженным им, приводит к изменению психологических регуляторов конкретной активности человека. При этом речь может идти как о внешне ориентированной, так и внутренне ориентированной активности. Результатом этого может быть изменение степени выраженности, направленности, значимости для субъекта различных проявлений активности. Психологическое воздействие может рассматриваться и как процесс, приводящий к изменению психологического базиса конкретной активности, и как результат (собственно изменения).
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 772. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |