Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1.4. Государственные расходы, их экономическое и социальное значение




содержание  и  характер  государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства – экономической, социальной, управленческой, военной (обороной) и др. 

содержание  и  характер  государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства – экономической, социальной, управленческой, военной (обороной) и др. 

Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области развития экономики и социальной сферы, осуществления государственного управления и укрепления обороноспособности страны.

 

Государство выполняет свои функции либо непосредственно через систему органов управления, либо через принадлежащие ему предприятия (объединения), организации, учреждения.

Государственные расходы состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов, и расходов государственных предприятий, организаций, учреждений.

 

Поскольку  на  разных  этапах  развития  экономики роль государства, его функции и сфера деятельности меняются, то соответственно этому преобразовываются структура и объем производимых государством расходов.

 

 

В высокоразвитом государстве растут государственные расходы, обуслов- ленные выполнением социальной функции государства. Необ- ходимость обеспечения основных социальных прав граждан, потребность в государственном регулировании социальных процессов вызывает рост соответствующих государственных расходов, расширение их состава. При этом основная часть государственных расходов социального характера – примерно 3/4 их общего объема – финансируется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. В последние годы одновременно с развитием всех  звеньев государственных финансов, существенно возрастает  роль  местных  финансов  в  покрытии  расходов  по расширению и совершенствованию социально-бытовой инфраструктуры,  содержанию  учреждений  образования  и  здравоохранения, финансированию муниципального строительства.

Расходы  государства,  обусловленные  его  социальной деятельностью, имеют огромное значение. Формируемые с их помощью фонды социального назначения влияют на рост реальных доходов населения, повышают материальный и культурный уровень жизни народа. За счет социальных расходов государства  финансируются мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, переквалификацию работников, выплачиваются пособия по безработице и т.д.

 

Специфическим видом государственных расходов являются затраты на инвестиции в действующие или вновь создаваемые предприятия, нередко осуществляемые на долевых началах. Создаваемая за счет го- сударственных инвестиций собственность передается специ- альным органам управления государственным имуществом.

Государственные расходы в области экономики имеют важное народнохозяйственное значение: они способствуют структурной перестройке общественного производства, на- ращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей экономики. Активную роль государственные расходы играют в осуществлении инвестиционной политики, проведении природоохранных мероприятий, распространении экологи- чески чистых технологий.

 

Слова 1990-х годов

Существенные изменения претерпевают военные расходы, обусловленные выполнением оборонной функции государст- ва. В силу происходящей во всем мире разрядки напряженно- сти военная функция постепенно будет играть все более под- чиненную роль. И, как следствие этого, в экономике страны набирают силу процессы конверсии оборонных отраслей, снижаются государственные расходы на содержание оборон- ных объектов, сокращаются бюджетные ассигнования на со- держание вооруженных сил.

 

Выполняя разнообразные функции, государство несет рас-

ходы на содержание управленческих структур. Расходы, связанные с выполнением государственным

аппаратом управления его функций, относятся к бюджетным. Помимо них к государственным издержкам управления относятся управленческие расходы, производимые государственными предприятиями, организациями и учреждениями. Совершенст- вование организационных форм управления, проведение меро- приятий, направленных на удешевление аппарата управления, обычно приводит к сокращению доли расходов на управление в общем объеме государственных расходов.

 

 

Совокупность конкретных видов государственных рас- ходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов.

 

Финансирование государственных расходов осуществляется в разных формах:

·  самофинансирования;

·  бюджетного финансирования;

·  кредитного обеспечения.

Самофинансирование используется для покрытия расходов государственных предприятий за счет их собственных финансовых ресурсов.

Бюджетное финансирование применяется для обеспечения затрат, имеющих общегосударственное значение.

Кредитное обеспечение применяется, с одной стороны, государственными предприятиями, получающими банковские ссуды для покрытия своих текущих и инвестиционных затрат, а с другой  стороны,  государственными структурами  разного  уровня управления, прибегающими к заимствованию денежных средств на финансовом рынке в форме государственного кредита.

Рациональное соотношение между названными формами финансового обеспечения государственных расходов позволяет найти разумный баланс экономических интересов, добиться высокой результативности от применения каждой из форм1.

 

Организационное построение данной системы базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся:

1) целевое направление средств;

2) безвозвратность расходования государственных ресурсов;

3) соблюдение режима экономии.

Целевое  направление средств  означает,  что  государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению в  соответствии  с  направлениями  расходования,  предусмотренными  в  финансовых  планах.  Основными  целевыми  направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, в некоммерческой – заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т.д.

Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается, например, от использования кредитных средств. Однако следование принципу безвозвратности не означает, что можно быть безразличным к конечному итогу использования государственных финансовых ресурсов. Порядок и условия их инвестирования в различные виды затрат должны быть такими, чтобы способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода, а в конечном итоге приводить к общему увеличению государственных финансовых ресурсов.

Достижению наибольшей результативности в процессе осуществления государственных расходов отвечает такой принцип  их  организации, как  соблюдение  режима  экономии. Он может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление.

 

4) Принцип законности

5) Принцип равноправия субъектов федерации в области финансовой деятельности государства

6) Принцип плановости

7) Принцип разделения законодательной и исполнительной властей

8) Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления

….










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 286.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...