Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Чтобы ребёнок говорил правильно.




 

Вашему ребенку уже год. Позади первые тревоги, первые бессонные ночи. Удивительный этап прошел ваш ребенок за первые двенадцать месяцев: от крошечного беспомощного младенца до маленького человечка, который сам ходит, ест, играет - только еще не говорит. С особым нетерпением родители ждут, когда же это случится? Такое нетерпение понятно, ведь появление речи- это важный показатель психического развития Вашего малыша. Давайте вместе разберемся, что нужно знать любящим родителям о развитии речи ребенка с момента его рождения. В каких случаях Вам стоит волноваться?

С первых часов после рождения любящая мать воспринимает свое дитя не как неразумное существо, а как любимого человека. Именно материнская любовь превращает новорожденного в человека. Любовь и забота проявляется не только в том, что ребенка хорошо кормят, пеленают и укладывают спать, а в том, что мать постоянно общается с ним.

Первые 2-3 недели ласковое обращение остается безответным. Но в конце 3-4 недели появляется внимательный взгляд на взрослого, улыбка, первый звук. Первые звуки - тихие, напоминающие кряхтение: «Кхх», «Хмм», «Мм»- преддверье гуканья. С помощью гуканья ребенок делает первые попытки общения с близкими взрослыми.

Поддержите его первые робкие шаги, похвалите, одобрите голосом. И скоро вы заметите, как гуканье переходит в гуление, как от коротких звуков ваш малыш переходит к певуче- протяжным вокализациям. «Аааа &»- тянет малыш на одной ноте. Вслед за одной руладой-другая, и так подолгу, пуская пузыри и вытягивая губы. Временами он прислушивается к самому себе и вновь повторяет полюбившиеся звуки. К концу 4-го месяца звуки гуления становятся очень разнообразными: здесь и неречевые звуки типа стрекота, бульканья, щебета, есть и речевые звуки, типа б, п, м.

В 3-4 месяца начинает формироваться избирательное внимание к речи окружающих. Ребенок начинает узнавать голос матери. Увидев мать, он радостно оживляется, повизгивает, перебирает ножками, вскидывает ручки, издает голосовые реакции.

Такая реакция на взрослого говорит о нормальном психическом, а значит и предречевом развитии ребенка: Ваш малыш видит вас, не боится взрослых, радуется появлению человеческого лица. В ответ на ваше эмоционально-речевое общение он может громко рассмеяться. Так ли развивается ваш малыш в возрасте от 0 до 5-6 месяцев?

Вот некоторые основания для беспокойства в этом возрасте:

-малыш не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого

-отмечается недостаточная интонационная выразительность крика

-однообразное гуление -отсутствие смеха

-не формируется избирательное внимание к речи окружающих.

Вторая половина младенчества характеризуется изменением отношения ребенка к окружающему. 6-9 месяцев - это период активного интереса к игрушкам, к предметам. Ребенку в это время становятся доступны сложные разнообразные движения и действия с ними. Покажите ребенку, что можно сделать с игрушкой, и он с удовольствием повторит ваши действия. Жестом ребенок указывает предмет, который хочет получить, при этом часто появляются возгласы.

К 6-7 месяцам появляются ритмичные повторения слогов: эй-йа, ба-ба, дя-дя, а-тять и т. д. Развивается отраженный лепет-повторение за взрослым и самолепет - собственная речевая активность. По звуковому оформлению лепет все больше и больше приближается к окружающему ребенка языку. Малыш пользуется им для выражения своих желаний, заставляет обратить на него внимание.

Развивается способность воспринимать звучащую речь. На 7- 8 месяце ребенок понимает многие слова, узнает названия предметов, которые ему показывают. С 9 месяцев малыш начинает выполнять ваши простые словесные просьбы, дополненные жестами.

Это некоторые моменты, которые могут волновать заботливых родителей:

-отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета)

-невыполнение простых словесных просьб

-отсутствие подражательных действий с игрушками

К концу первого года жизни ребенок уже владеет достаточно разнообразными способами эмоционального взаимодействия с близкими, он активен в освоении нового, демонстрирует свои умения по просьбе (с удовольствием обнимает и целует, прощается, играет в «ладушки», «сороку-ворону»). В эмоционально значимой ситуации малыш выражает свои желания речевыми средствами. К концу 1 го года в наборе голосовых проявлений малыша отмечается лепет, звукоподражания, первые слова. Причем одинаковыми по звучанию словами ребенок обозначает разные понятия, например: дай-возьми, отдай, приглашение поиграть.

Между появлением первого и второго слова может иметь место значительный временной промежуток. У многих детей он составляет 1 месяц. Период с момента появления первого слова до начала непрерывного нарастания словаря составляет у разных детей от 2 до 5 месяцев. До 1.5 лет темпы нарастания активного словаря незначительные. Например, в 1.3 месяца минимальный словарь ребенка-всего 4 слова, а максимальный 230.

Помимо употребления осмысленных слов, у детей наблюдается особая форма речевой активности: «бормотание», «детский жаргон». Дети нередко разговаривают с игрушками, книгами, животными. Это аутоэхолаличные звукосочетания, неразборчивые на слух, но в целом производящие впечатление стройной речи. Взрослые считают, что если бы ребенок произносил слова медленней, то их можно было бы разобрать.

Необходимо отметить, что до полутора-двух лет важным показателем речевого развития ребенка является не столько собственное его произношение, сколько понимание собственной речи. Продолжайте учить малыша выполнять разнообразные действия с предметами, четко называйте предмет, следите, чтобы ребенок наблюдал за Вашей артикуляцией, слушал внимательно фразу. Ваши фразы должны быть короткими, с выраженной интонацией.

 После 1.5 лет наблюдается скачок в росте словарного запаса, ребенок использует в речи в среднем уже 20- 30 слов, в возрасте 2 лет их количество составляет уже 200-300. После 1.5 лет в словаре малыша появляются глаголы. Первые глаголы в год-это просто сигнал, побуждающий выполнить определенное действие. Например, слово «иди»-это сигнал о том, что тот, кто произносит слово, сейчас возьмет его на руки. « Иди ко мне»,- обычно говорят взрослые, беря ребенка на руки. «Ди-ди», -просится малыш на руки. В 1.5 года ребенок уже употребляет глагол в полном его значении. «Ди мама»- «иди к маме»- говорит он, направляясь к маме, «ди у-у»,- «иди гулять» и т. д. Наличие глаголов очень важно для развития речи, фразовая речь развивается при их наличии. Чем больше действии с предметами выполняет малыш, тем большим числом глаголов он владеет и тем быстрее осмысливает обобщенное значение глаголов.

Между 1.5 и 2 годами появляются предложения. Сначала дети говорят короткими фразами, состоящими из 2-3 слов, они не употребляют предлоги и падежные окончания.

К 2 годам малыш начинает замечать технику связи слов в предложении. В его речи появляются первые случаи словоизменения. У существительных появляются окончания -у: «дай кису», -и, ы: « вот нитки», суффиксы уменьшительности: «домик», «комнатка», «мамочка». У глаголов появляются окончания –ет, -ит: едет, курит, читала. Появляются прилагательные, обозначающие цвет, размер, ощущения; местоимения. Расширяется объем предложений до 3-4 слов. Малыши уже могут согласовывать слова в предложениях: « какая большая машина», « деда курит»; могут правильно сказать слова, типа: «собака», «лимон», «батон», заменяя сложные звуки на простые.

Третий год жизни малыша- это период активного развития экспрессивной речи. После 2 лет малыш понимает речь с опорой на слово; внимательно слушает то, о чем говорят взрослые; понимает слова вчера, завтра. Он начинает понимать сложноподчиненные предложения: «Когда мы придем домой, я тебе покажу книжку». Речевые указания, просьбы начинают регулировать поведение малыша. Многие дети на пальцах показывают свой возраст. Идет усвоение грамматического строя речи. Можно долго рассказывать, как ребенок преодолевает этот трудный путь, но хотелось бы отметить, что к правильной грамматической речи ребенок часто идет путем ошибок. Усвоив одну грамматическую форму, ребенок делает перенос на другие варианты. Например: «Дай банку-дай санку». Самое лучшее для родителей - спокойно поправлять ребенка, просить его говорить слова правильно. Помощь в овладении правильным произношением и грамматическими категориями требует терпения.

Какие речевые трудности могут возникнуть у ребенка 3-лет?

1. Ребенок не говорит совсем. Отсутствие речи в 3 года -_не просто запаздывание-это сигнал о грубом речевом нарушении.

2. Задержка на стадии называния. Малыш называет предметы в конкретной ситуации (как правило, только под влиянием образца взрослого), долго остается на уровне их обозначения, предложений в речи нет. В реальном общении с людьми вместо речи-жесты, движения, требовательные возгласы.

3. Говорит, как маленький.

4. Невнятная речь.

5. Не хочет говорить.

6. В речи появились запинки.

  Присмотритесь к своему малышу. Если речь Вашего ребенка намного отличается от речи сверстников, обратитесь за консультацией к специалистам. Вам помогут педиатр, психиатр, невролог, логопед, психолог. Возможно, понадобиться посетить сурдолога, окулиста, врача-генетика.

Хотелось бы еще раз сказать, что речь появляется не сама по себе. Она тесно связана с общением со взрослым, с психическим развитием ребенка. Ребенок приходит в мир, еще ничего не зная о нем. Первые три года - это начало развития полноценной личности. От того, каким будет начало, зависит будущее ребенка. «Не учили поперек лавочки, а во всю вытянулся - не научишь»- так гласит народная мудрость.

Ваша любовь к малышу, усердие, терпение в обучении непременно помогут достичь больших результатов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 153.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...