Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие метода в философии. Диалектика и ее альтернативы.




        Метод — это оптимальный, проверенный опытом, наиболее эффективный путь познания. Без метода что-либо познавать, исследовать невозможно.

        Каждая наука, опираясь на собственный опыт, разрабатывает, совершенствует систему общих правил и принципов познания. Это могут быть и технологические приемы организации наблюдений (астрономия, геология), и способы осуществления эксперимента (физика, химия), математической обработки данных (социология), отыскания и оценки документов, свидетельств, первоисточников (история, источник поведения, литературоведение) и т.п.

        Особо обстоит дело с философскими методами. Их отличительная черта состоит в том, что они универсальны, т.е. имеют всеобщий характер. Да и само философское знание, взятое в целом, выполняет регулятивную методологическую роль по отношению ко всем сферам познавательной и практической деятельности человека.

В истории философии известны два противоположных метода познания: диалектический и метафизический.

        Первый — метафизическийметод познания – вырывает рассматриваемые предметы и явления из всеобщей связи и рассматривает их изменения с позиций плоского эволюционизма как накопление или уменьшение каких-либо признаков, качеств или свойств. Возникновение и существование диалектики и метафизики отражает объективный процесс развития человеческого мышления. Второй, основанный на диалектике, рассматривает явления в их изменчивости, движении, развитии

        Высший уровень философской методологии — диалектика. Диалектика помогает человеку смотреть на мир (в том числе и на мир духовный) как на вечное развитие и становление, а корень развития искать во внутренних противоречиях предмета. Диалектическая логика есть логика динамичных, текучих понятий, переходящих друг в друга: количество переходит в качество, случайность — в необходимость и т.д.

На базе диалектики философией Нового времени открыты и разработаны такие важнейшие методы (принципы) научно-теоретического знания, как:

- совпадение логики развития познания с объективной логикой действительного мира (единство логического и исторического);

- движение от исходной абстракции ко все более полному, всестороннему знанию (восхождение об абстрактного к конкретному) и др.

        Объективная диалектика - развитие реального мира; противоречивое взаимодействие вещей, явлений, процессов подчиняющаяся универсальным законам действующим в природе и обществе. Причину развития она усматривает в противоречиях, которые присущи всем без исключения предметам, явлениями и процессам действительности. Для диалектиков "Мир соткан из противоречий". Видным представителем диалектической философии был древнегреческий философ Гераклит, немецкий философ первой половины 19-го столетия Гегель. Диалектической философией является марксизм. Диалектика находит свое применения в различных философских школах и типах мировоззрения, в том числе и в мировоззрении религиозном

        Субъективная - диалектическое мышление (отражение диалектического движения действительного мира) и теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития.

Итак, диалектика - это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В центре ее внимания всегда была проблема развития.

        Противоположность диалектики — метафизика, мыслящая мир как завершенное состояние, не способное к саморазвитию.

        Сущность метафизики как метода мышления - односторонность, абсолютизация какой-то одной стороны живого процесса познания или любого элемента целого. Примерно до сер.19в. преобладающим методом в философии и науке была главным образом старая метафизика, которая имела дело преимущественно с предметами и их мысленными отражениями как с чем-то законченным и неизменным.

Гегель называет метафизикой метод, теорию, в которой процесс развития рассматривается только количественно, и, таким образом, сам процесс развития представляет мир в устойчивом состоянии.

 

Роль (функции) философии в системе духовной культуры общества.

           Каждый человек в той или иной мере философ. Нельзя уйти от воззрений на окружающий мир, на отношение к нему. В мировоззрении отражается весь сложный комплекс отношений человека к миру как к целостной среде обитания. Знания и мысли, чувства и настроения сливаются в некое единство, позволяя осознавать людям внешнее окружение и собственное внутреннее «Я», жить по меркам и законам человечества. Поэтому мировоззрение, а в этом заключается суть философии, как бы задает систему принципов жизнедеятельности индивидов и социальных групп, императивы их действий, отношение к истине, к возникающим проблемам. Если бы жизнь была сплошным праздником, в ней не было бы места заботам и тревогам, то философия, по-видимому, не была бы нужна.

           Мировоззрение включает в себя прежде всего обобщенные знания - жизненно-практические, научные, политические, нравственные, эстетические и др. Но сами по себе знания без соответствующей обработки, применения мало чего стоят. Собственная цель философии - «искусство правильной жизни». Знания не дает никаких ростков в душе, если они не способствует ее облагораживанию. Знания важны, когда они превращаются в убеждения, чему и способствует философия. Убеждения характеризуют полное принятие и одобрение идей (или наоборот). Если знания отражают объективные свойства, качества предметов, то убеждения обусловливают устойчивую психологическую установку человека.

           Знания и убеждения не исчерпывают содержания мировоззрения. Отражая мир, человек одновременно «вписывает» и себя в этот мир, дает ему оценку, формирует собственные ценностные ориентации. Ничто нам не безразлично, тем более, если речь идет о высших жизненных ценностях. Философия ставит и решает вопросы познания не только в границах нашего непосредственного видения, но и в самом широком смысле, с учетом выхода за пределы неведомого человеческому опыту.

           Отличительной особенностью философии является то, что она обладает большой силой творческого воображения, обращена как к прошлому и настоящему, так и будущему. Аккумулируя знания, многовековой опыт человечества, философия имеет возможность формулирования принципиально новых идей и принципов, идеалов, обладает способностью предвидения, прогнозирования. Конечно в конкретно-научном плане эти проблемы исследуют обычно специалисты, но первоначальное осмысление осуществляется так или иначе в общей системе мировоззрения, а значит, с помощью философии. Опыт специальных наук чаще ограничен конкретностью. Философские же размышления есть размышления о всеобщем, они существуют и опираются на общечеловеческий опыт, опыт всей истории. В своем философском анализе действительности человек вписывает в эту действительность и самого себя, через призму собственных интересов осуществляет осмысление развития природного и социального, материального и духовного и на уровне общетеоретической обобщенности формирует мировоззренческие и иные ориентации людей.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 368.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...