![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ситуационные задачи по протозоологии-1Стр 1 из 43Следующая ⇒
ЗАНЯТИЕ № 25 ТЕМА: МЕДИЦИНСКАЯ ПРОТОЗООЛОГИЯ(часть 1) ПОДЦАРСТВО Простейшие - Protozoa. ТИПSarcomastigophora:КЛАСССаркодовые - Lobozea. КЛАССЖгутиковые - Zoomastigophora (Flagellata) ЦЕЛЬ:Знатьосновные черты организации простейших. Ознакомиться с морфологическими и биологическими особенностями простейших, обитающих в организме человека. Уметь идентифицировать паразитов, вызывающих протозойные болезни человека. Уметь диагностировать возбудителей амебиаза, лямблиоза,трихомоноза, лейшманиозов, трипаносомозов,балантидиаза. Общий ПЛАН для ХАРАКТЕРИСТИКИ паразитического организма: 1. Русское и латинскоеназвание паразита и названия заболеваний. 2. Географическоераспространение и классификация заболевания (очаговое, неочаговое). 3. Жизненныйцикл, хозяева, пути и способы заражения, инвазионная стадия.Переносчики, резервуар, источник инвазии. 4. Локализация у человека, патогенное действие. 5. Диагностика,профилактика. ВОПРОСЫ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ 1. Паразитизм и паразитарные болезни. 2. Классификации форм паразитизма; видов паразитов и хозяев паразита. 3. Классификации типов заболеваний (антропонозы, антропозоонозы, зоонозы и др.). 4. Пути и способы заражения паразитами. 5. Общая характеристика Подцарства Простейшие. 6. Тип саркомастигофоры. Характеристика, типичные представители – свободноживущие формы и паразиты. 7. Паразитические саркодовые: дизентерийная, кишечная и ротовая амебы. Особенности жизненного цикла дизентерийной амебы, патогенное действие; симптомы, диагностика и профилактика амебиаза. 8. Факультативные амебы группы Limax (неглерия, акантамеба): способы заражения человека, патогенное действие. 9. Класс жгутиковые:одножгутиковые – трипаносомы африканская и американская, лейшмании кожная и висцеральная, особенности их строения и размножения, способы заражения человека, патогенное действие; симптомы, диагностика и профилактика вызываемых ими заболеваний. 10. Класс жгутиковые: многожгутиковые – лямблия, трихомонады кишечная и урогенитальная; особенности их строения и размножения, способы заражения человека, патогенное действие; симптомы, диагностика и профилактика вызываемых ими заболеваний. ЛИТЕРАТУРА: Основная 1. Конспекты лекций. 2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М.: Высшая школа, 1997-2000. - Кн. 2. - С. 223–225; 229–230; 233–235; 240-244. 3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии (ред. Ю.К. Богоявленский). - М., 1979. - С. 41-46, 48-49. 4. Паразитология человека (ред. Г.С. Первомайский). - Л., 1974. - С. 110-116; 120-152. 5. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2 6. Руководство к лабораторным занятиям по биологии: / Под ред. Н.В. Чебышева. - M.: Медицина, 2001. - С. 95-112. 7. Чебышев Н.В. и др. Атлас по зоопаразитологии. M.: Изд-во АОЗТ «Интер.хим». 1997.-С. 3-42. Дополнительная 1. Генис Д.Е. Медицинская протозоология. - M.: Медицина. 1979. 2. Гинецинская Т.А.. Добровольский А.А. Частная паразитология. - M.: Высшая школа. 1978. 3. Догель В.А. Зоология беспозвоночных. M.: Высшая школа. 1981. Дранкин Д.И. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии с паразитологией. M.: Медицина. 1981. 4. Иванов А.В.. Полянский Ю.Н.. Стрелков А.А. Большой практикум по биологии беспозвоночных. - M.: Высшая школа. 1981. 5. Кеннеди К. Экологическая паразитология. - M.: Мир. 1978. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ РАБОТА 1.Формы паразитизма. Запишите в протокол схему «Классификация паразитов» (используйте материал для самоподготовки, рис.25.1). РАБОТА 2. Заполните таблицу 25.1 «Пути передачи возбудителей заболевания» (используйте рис. 24.2, материал лекций, материал для самоподготовки). Таблица 25.1. Пути передачи возбудителей заболевания
Рис. 25.2. Пути проникновения паразитов и способы их передачи от одного организма хозяина к другому. РАБОТА 3.Провести микроскопирование амебы протей. Изучить по таблицам паразитических амеб. Заполнить таблицу 25.2 «Отличительные особенности дизентерийной и кишечной амебы»
Таблица 25.2. Отличительные особенности дизентерийной и кишечной амебы.
РАБОТА 4.Entamoeba histolytica – возбудитель амебиаза (амебной дизентерии). Изучить цикл развития амебы дизентерийной и зарисовать в альбом (рис. 25.3)
РАБОТА 5.Лямблиякишечная(LambliaintestinalisилиGiardialamblia).По материалам таблиц изучите строение лямблии.
РАБОТА 6.Используя учебные таблицы и материал для самоподготовки, зарисуйте трихомонаду урогенитальную, обозначив ядро, жгутики, короткую ундулирующую мембрану, аксостиль.
РАБОТА 7.Тропические протозоозы человека. Заполните таблицу 25.3.
Таблица 25.3 «Характеристика важнейших тропических протозоозов человека»
РАБОТА 8. Решить задачи по протозоологии-1. Ответы занести в протокол.
Ситуационные задачи по протозоологии-1 Задача 1. При стоматологическом осмотре у пациента обнаружено отложение зубного камня. Какие представители простейших способствуют отложению зубного камня? Каковы будут рекомендации врача? Задача2. При медицинском осмотре врач-дерматолог обратил внимание, что на коже лица пациента имеются глубокие рубцы. Пациент рассказал, что некоторое время назад он проживал в Азии, после укуса насекомого на лице развились язвы, которые после лечения зарубцевались. Какое заболевание перенес пациент? Каков путь заражения? Возможны ли рецидивы данного заболевания? Задача 3.При лабораторном исследовании кала ребенка обнаружены цисты овальной формы с толстой хорошо очерченной оболочкой размером 10х14 мкм. При окрашивании выявляется до 4-х ядер. При анамнезе отмечено наличие болей в правом подреберье, болезненности в области желчного пузыря, расстройство пищеварения. Возможна ли постановка диагноза "лямблиоз"? Обоснуйте свой ответ. Задача 4.Винфекционнуюбольницу поступилбольнойсжалобами на частыйжидкийстул, боль вжелудке, рвоту. При протозоологическомисследовании фекалий выявлены вегетативные формы амеб размером всреднем 15 мкм, без эритроцитов внутри. На окрашенных препаратах видно ядро ввиде зубчатого колеса с кариосомой в центре. Фекалии поместили в холодильник. Через сутки в них выявили цисты амеб диаметром 10 мкм, вкаждойиз них было по 4 ядра. Какой вид амеб паразитирует у больного? Задача 5. В фекалиях больного желудочно-кишечным заболеванием выявлены вегететивные форма двух видов простейших. Одни размером 20-40 мкм, в них видно ядро кольцевидной формы с блестящими зернами хроматина. Небольшие широкие псевдоподии образуются свободно в нескольких местах. Передвижение напоминает топтание на месте. Другие размером 60 мкм. Их цитоплазма четко разделена на эктоплазму и эндоплазму. В цитоплазме обнаружены эритроциты. Какие виды амеб паразитируют у больного? Какие из них могут вызвать заболевание? Задача 6. При профилактическом осмотре обслуживающего персонала детского учреждения и работников общественного питания у одной из работниц выявлен лямблиоз, а у другой - мочеполовой трихомоноз. Кто из них может представлять эпидемиологическую опасность? Какие профилактические меры следует предпринять? Задача7. У больного наблюдается лихорадка, увеличение селезенки и печени, анемия (уменьшение содержания эритроцитов в крови). Микроскопия мазков пунктата грудины показала, что в клетках красного костного мозга содержится большое количество мелких одноклеточных безжгутиковых паразитов, имеющих одно ядро. При культивировании паразитов в искусственной среде они превращаются в жгутиковую форму. Какое заболевание можно диагностировать?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 923. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |