Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Онтогенез. Оплодотворение. Эмбриогенез. Влияние факторов на развитие эмбриона.




Периоды онтогенеза (“КМ” урок 25 слайд 3)

Работа с информационными картами: краткие исторические сведения ученых об этапах развития эмбриологии.

Учащиеся работают с информационными листами, отмечают основные этапы развития эмбриологии.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Краткие исторические сведения ученых об этапах развития эмбриологии

Процесс появления и развития живых организмов интересовал людей с давних пор, но эмбриологические знания накапливались постепенно и медленно. Великий Аристотель, наблюдая за развитием цыпленка, предположил, что эмбрион образуется в результате смешения жидкостей, принадлежащих обоим родителям. Такое мнение продержалось в течение 200 лет. В XVII веке английский врач и биолог У. Гарвей проделал некоторые опыты для проверки теории Аристотеля. Будучи придворным врачом Карла I, Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей, обитающих в королевских угодьях. Гарвей исследовал 12 самок оленей, погибших в разные сроки после спаривания.

Первый эмбрион, извлеченный из самки оленя через несколько недель после спаривания, был очень мал и совсем не похож на взрослое животное. У оленей, погибших в более поздние сроки, зародыши были крупнее, у них было большое сходство с маленькими, только что родившимися оленятами. Так накапливались знания по эмбриологии.

Зародышевые листки и их производные

Зародышевые листки производные
эктодерма Нервная система, органы чувств, эпителий кожи, эмаль зубов
Мезодерма Мышечная ткань, соединительная ткань, кровеносная система, почки, половые железы
энтодерма Эпителий средней кишки, пищеварительные железы - печень и поджелудочная железа, эпителий жабр и легких

Оплодотворение - слияние материнской яйцеклет­ки с отцовским сперматозоидом - событие, с которо­го начинается внутриутробный период жизни чело­века. Происходит оплодотворение в просвете маточ­ной трубы - длинного извитого образования, соеди­няющего полость матки с брюшной полостью. Спер­матозоиды двигаются после попадания в половые пути женщины со скоростью 2-3см в минуту и до­статочно быстро достигают шейки матки. В ее про­свет попадает около 10-20% от всего числа спермато­зоидов, далее они должны преодолеть узкий просвет шейки матки, частично закрытый слизистой проб­кой, и попасть в полость матки. Продолжая целенап­равленное движение, осуществляемое за счет актив­ных сокращений хвоста, имеющегося у каждой клетки -сперматозоида, они продвигаются вглубь к углам матки. В каждом из двух углов матки, находя­щихся в верхней ее части,существует по маленько­му отверстию, соединяющему полость матки с про­светом маточных труб. Яйцеклетка проникает в просвет маточной трубы из брюшной полости. Ма­точные (фаллопиевы) трубы представляют собойдлинные, узкие, извитые каналы, покрытые ворсин­чатым эпителием,которому отводится очень важная роль в процессе оплодотворения. В отличие от спер­матозоидов, обладающих способностью к активному передвижению, яйцеклетка двигаться не может, тем не менее она проходит небольшой путь от места, в котором оказалась после овуляции (выделения из яичников), до встречи со сперматозоидом. Движе­ние это пассивное и обеспечивается оно за счет рит­мичных и постоянных движений, которые соверша­ют отростки ворсинчатого эпителия. В средней трети маточной трубы и происходит встреча.

Только самые сильные и, соответственно, здоро­вые сперматозоиды, попав в просвет маточной тру­бы, могут пытаться проникнуть сквозь оболочку яй­цеклетки. Проникает и сливается с ядром яйце­клетки только один из них, после чего яйцеклетка уже недоступна для других сперматозоидов.Как из­вестно, хромосомный набор всех клеток человека со­стоит из 46 хромосом,точнее из 23 пар, У каждого из нас в хромосомном наборе присутствует 23 хромосо­мы,доставшиеся нам от матери, и 23 хромосомы, до­ставшиеся в наследство от отца.Такой двойной набор хромосом имеют все клетки организма, за исклю­чением половых. И только в процессе оплодотворе­ния после слияния двух половых клеток образуется ядро, имеющее полный набор хромосом. Оплодотво­ренная яйцеклетка носит название зиготы.

Задача на определение вероятности рождения потомства с искомыми признаками

БИЛЕТ№ 20

Онтогенез. Постэмбриональное развитие. Значение непрямого развития в живой природе.

Онтогене́з (от греч. οντογένεση: ον — существо и γένεση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти.

У многоклеточных животных в составе онтогенеза принято различать фазы эмбрионального (под покровом яйцевых оболочек) и постэмбрионального (за пределами яйца) развития, а у живородящих животных пренатальный (до рождения) и постнатальный (после рождения) онтогенез.

У семенных растений к эмбриональному развитию относят процессы развития зародыша, происходящие в семени.

Термин «онтогенез» впервые был введён Э. Геккелем в 1866 году. В ходе онтогенеза происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей.

Раздел современной биологии, изучающий онтогенез, называется биологией развития; начальные этапы онтогенеза изучаются также эмбриологией.

Постэмбриональное развитие

Постэмбриональное развитие бывает прямым и непрямым.

Прямое развитие — развитие, при котором появившийся организм идентичен по строению взрослому организму, но имеет меньшие размеры и не обладает половой зрелостью. Дальнейшее развитие связано с увеличением размеров и приобретением половой зрелости. Например: развитие рептилий, птиц, млекопитающих.

Непрямое развитие (личиночное развитие, развитие с метаморфозом) — появившийся организм отличается по строению от взрослого организма, обычно устроен проще, может иметь специфические органы, такой зародыш называется личинкой. Личинка питается, растет и со временем личиночные органы заменяются органами, свойственными взрослому организму (имаго). Например: развитие лягушки, некоторых насекомых, различных червей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...