Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 2. Методы биологических наукСтр 1 из 52Следующая ⇒
Вопрос 1. Введение в биологию 1. Биология. Современная классификация биологических наук 2. Науки общебиологического направления 3. Связь биологии с другими науками 1. Биология — наука о жизни. Она изучает жизнь как особую форму движения материи, законы ее существования и развития. Предметом изучения биологии являются: • живые организмы; • их строение, функции; • их природные сообщества. Термин "биология", предложенный в 1802 г. Ж.Б. Ламарком, происходит от двух греческих слов: bios — жизнь и logos — наука. Вместе с астрономией, физикой, химией, геологией и другими науками, изучающими природу, биология относится к числу естественных наук. В общей системе знаний об окружающем мире другую группу наук составляют социальные, или гуманитарные (лат. humanitas — человеческая природа), науки, изучающие закономерности развития человеческого общества. Современная биология представляет собой систему наук о живой природе. Общие закономерности развития живой природы, раскрывающие сущность жизни, ее формы и развитие, рассматривает общая биология. Соответственно объектам изучения — животным, растениям, вирусам - существуют спеииальные науки, изучающие каждую из названных групп организмов: • зоология; • ботаника; • вирусология. В свою очередь, эти науки имеют разделы в зависимости от охватываемых ими объектов. Так, ботаническими науками • микология (наука о грибах); • альгология (наука о водорослях); • бриология (наука о мхах) и т. д. К зоологическим наукам относятся: • протозоология — учение о простейших; • гельминтология — о паразитических червях; • арахнология — о паукообразных; • энтомология — о насекомых и т. д. Классификацией живых существ занимается систематика. Ряд биологических наук изучают морфологию, т. е. строение организмов, другие — физиологию, т. е. процессы, протекающие в живых организмах, и обмен веществ между организмами и средой. К морфологическим наукам относятся: • анатомия, изучающая макроскопическую организацию животных и растений; • гистология — наука о тканях и о микроскопическом строении тела. 2. Многие общебиологические закономерности являются предметом изучения: • цитологии; • эмбриологии; • геронтологии; • генетики; • экологии; • дарвинизма и других наук. Цитология — наука о клетке. Благодаря применению электронного микроскопа, новейших химических и физических методов исследования современная цитология изучает строение и жизнедеятельность клетки не только на микроскопическом, но и на субмикроскопическом, молекулярном, уровне. Эмбриология изучает закономерности индивидуальности развития организмов, развитие зародыша. Геронтология — учение о старении организмов и борьбе за долголетие. Генетика — наука о закономерностях изменчивости и наследственности. Она является теоретической базой селекции микроорганизмов, культурных растений и домашних животных. Исследование взаимодействия между организмами и окружающей их средой, обусловливающего выживание, развитие и размножение организмов, входит в задачу экологии. Кэкологическим наукам относятся: • биоценология и биогеоценология, изучающие биоценозы, т. е. устойчивые взаимообусловленные сообщества организмов и взаимоотношения биоценозов с окружающей их неживой природой; • биогеография, выясняющая пути распространения организмов по земной поверхности; • паразитология, которая изучает паразитические организмы, пути их циркуляции в природе и разрабатывает способы борьбы и ликвидации возбудителей паразитарных болезней человека, домашних животных и культурных растений. Палеонтология изучает вымершие организмы, ископаемые останки прежней жизни. Дарвинизм, или эволюционное учение, рассматривает общие закономерности исторического развития органического мира. Антропология— наука о происхождении человека и его рас. Правильное понимание биологической эволюции человека невозможно без учета закономерностей развития человеческого общества, поэтому антропология является не только биологической, но и социальной наукой. 3. Биологические науки представляют собой теоретическую основу медицины, агрономии, животноводства, а также всех тех отраслей производства, которые связаны с живыми организмами. Все биологические науки в той или иной мере являются базой для теоретической или практической медииины. например: • на основе морфологических наук развивается патологическая анатомия; • на основе физиологии, биохимии и генетики — патологическая физиология; • гигиена тесно связана с физиологией, экологией и генетикой; • терапия и хирургия постоянно оперируют сведениями из области анатомии, физиологии, биохимии; • акушерство имеет тесную связь с эмбриологией; • эпидемиология опирается на достижения экологии, зоологии, паразитологии, бактериологии, вирусологии. Во всех теоретических и практических медицинских науках используются общебиологические закономерности.
Вопрос 2. Методы биологических наук 1. Основные методы биологии 2. История развития биологии до XVIII в. 1. Основными частными методами в биологии являются: • описательный; • сравнительный; • исторический; • экспериментальный. Для того чтобы выяснить сущность явлений, необходимо прежде всего собрать фактический материал и описать его. Собирание и описание фактов были главным приемом исследования в ранний период развития биологии, который, однако, не утратил своего значения. Еще в XVIII в. получил распространение сравнительный метод, позволяющий путем сопоставления изучать сходство и различие организмов и их частей. На принципах этого метода была основана систематика и сделано одно из крупнейших обобщений — создана клеточная теория. Сравнительный метод перерос в исторический, но также не утратил своего значения. Исторический метод выясняет закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и функций. Утверждением в биологии исторического метода наука обязана Ч. Дарвину. Экспериментальный метод исследования явлений природы связан с активным воздействием на них путем постановки опытов (экспериментов) в точно учитываемых условиях и путем изменения течения процессов в нужном исследователю направлении. Этот метод позволяет изучать явления изолированно и добиваться повторяемости их при воспроизведении тех же условий. Эксперимент обеспечивает не только более глубокое по сравнению с другими методами проникновение в сущность явлений, но и непосредственное овладение ими. Высшей формой эксперимента является моделирование изучаемых процессов. Блестящий экспериментатор И.П. Павлов говорил: "Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет". Комплексное использование различных методов позволяет наиболее полно познать явления и объекты природы. Происходящее в настоящее время сближение биологии с химией, физикой, математикой и кибернетикой, использование их методов для решения биологических задач оказались весьма плодотворными. 2. Первые сведения о живых организмах начал накапливать еще первобытный человек. Живые организмы доставляли ему пищу, материал для одежды ижилища. Уже в то время появилась необходимость знать свойства растений и животных, места их обитания и произрастания, сроки созревания плодов и семян, особенности поведения животных. Так постепенно не из праздной любознательности, а вследствие насущных повседневных потребностей накапливались сведения о живых организмах. Приручение животных и начало возделывания растений потребовали более глубоких сведений о живых организмах. Первоначально накапливавшийся опыт передавался устно от одного поколения другому. Появление письменности способствовало лучшему сохранению и передаче знаний. Информация становилась полней ибогаче. Однако длительное время вследствие низкого уровня развития общественного производства биологической науки еще не существовало. Значительный фактический материал о живых организмах был собран великим врачом Греции Гиппократом (460-377 гг. до н. э.). Ему принадлежат первые сведения о строении животных и человека, описание костей, мышц, сухожилий, головного и спинного мозга. Гиппократ учил: "Необходимо, чтобы каждый врач понимал природу". Естествознание ифилософия античного мира в наиболее концентрированном виде представлены в трудах Аристотеля (384— 322 гг. до н. э.), который: • описал более 500 видов животных и сделал первую попытку их классификации; • интересовался строением иобразом жизни растений иживотных; • заложил основы зоологии; • оказал огромное влияние на дальнейшее развитие естествознания ифилософии. Работы Аристотеля в области изучения и систематизации знаний о растениях продолжил Теофраст (372—287 гг. до н. э.). Его называют "отцом ботаники". Расширением знаний о строении человеческого тела античная наука обязана римскому врачу Галену (139—200), производившему вскрытие обезьян и свиней. Труды его оказывали влияние на естествознание и медицину в течение ряда веков. Римский поэт и философ Тит Лукреций Кар, живший в I в. до н. э., в поэме "О природе вещей" выступил против религии и высказал мысль о естественном возникновении и развитии жизни. Во времена средневековья утвердилось господство Церкви с ее мистикой и реакционной идеологией. Наука переживала упадок, стала, по выражению К. Маркса, "служанкой богословия". Церковь канонизировала и объявила незыблемой истиной сочинения Аристотеля, Галена, во многом исказив их. Утверждалось, что в естествознании все проблемы уже решены учеными древности, поэтому в изучении живой природы нет необходимости. "Мудрость мира — есть безумие перед богом", — поучала Церковь. Библия была объявлена книгой "божественного откровения". Все объяснения явлений природы не должны были противоречить ни Библии, ни сочинениям древних. Церковь жестоко карала всех прогрессивных мыслителей и исследователей, поэтому накопление знаний в эпоху средневековья шло очень медленно. Важным рубежом в развитии науки являлась эпоха Возрождения (XIV—XVI вв.). С этим периодом связано зарождение нового общественного класса — буржуазии. Развивающиеся производственные силы требовали конкретных знаний. Это привело к обособлению ряда наук о природе. В XV—XVIII вв. выделились и интенсивно развивались следующие науки: • ботаника; • зоология; • анатомия; • физиология. Однако развивающемуся естествознанию нужно было еще отстаивать свои права на существование, вести жестокую борьбу с Церковью. Еще продолжали пылать костры инквизиции. Мигель Сереет (1511—1553), открывший малый круг кровообращения, был объявлен еретиком и сожжен на костре. Характерной чертой естествознания того времени было изолированное изучение объектов природы. "Надо было исследовать предметы, прежде чем можно было приступить к исследованию процессов", — писал Ф. Энгельс.Изолированное изучение объектов природы порождало представления о ее неизменности, в том числе неизменности видов. "Видов столько, сколько их создал творец", — считал К. Линней. "Но что особенно характеризует рассматриваемый период, так это выработка своеобразного общего мировоззрения, центром которого является представление об абсолютной неизменяемости природы", — писал Ф. Энгельс. Этот период в развитии естествознания он называл метафизическим. Однако, как указывает Ф. Энгельс, уже тогда в метафизических представлениях начинают возникать первые бреши. В 1755 г. появилась "Всеобщая естественная история и теория неба" И. Канта (1724—1804), в которой он развил гипотезу о естественном происхождении Земли. Через 50 лет эта гипотеза получила математическое обоснование в работе П. С. Лапласа (1749-1827). В борьбе с идеалистическими представлениями большую положительную роль сыграли французские материалисты XVIII в. — Ж. Ламетри (1709-1751), Д. Дидро (1713-1784) и др.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 180. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |