Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Конфессиональная политика императоров.
Епархиальное управление В начале 18 века – 21 епархия, особо – Патриаршья область, в 1742 – на Московскую и Петербургскию епархии. В 1764 29 епархий в России и 1 – в Польше (Могилевская), в 1799 – 36, в 1825 – 40. В 1917 – 68 епархий. На епархию – 1000 приходов. Екатерина делит епархии на митрополии, епископства, ариепископства, в 1867 отменено, до этого оклад и содержание архиерея и сан зависели от класса епархии. Ведал административной, судебной, хозяйственной властью над духовенством. Возглавлял духовный суд. В отношении Синода выступал с предложениями, представлял интересы церкви перед местными органами государственной власти. Консистория – орган двойного подчинения, кроме того, при архиерее есть епархиальная канцелярия. Консистории могли привлечь мирян за злодеяния, кроме тех, что подлежали гражданскому суду. Если при коллегиальном решении мнения раздлеялись, окончательно решал епископ. Вне епархий придворное, военное, при посольствах духовенство. Приходское духовенство Причт – священнослужители (протоиереи, иереи, диаконы) и церковнослужители (дьячки, пономари, псаломщики). Указ 1722 года – в приходе от 100 до 500 – 1 священник, до 250 дворов – 2. Средний приход – 1500 прихожан. Священник, диакон, 2-3 причетника. Сдерживалось строительство храмов и увеличение числа священников. К 1914 году 117000 приходского духовенства. В 18 веке светская власть ограничивает умножение приходск. и проч. церквей. До конца 18 века за приходами право избирать священника.С избранными – заручную запись. Затем – ходатайство к епархиальному архиерею, церковнослужителей выбирает сам священник, но чтобы их утвердила духовная консистория. В епархии комиссия из духовных лиц устраивала ставленнический экзамен. Его исповедовал духовник – проситель к посвящению достоин, перед посвящением в сан приносил присягу. Священник был тем же крестьянином, его мог наказать помещик. Приходское священство отягощено поборами начальства. Приходское священство терпело разорительные разъезды епископа по епархиями. Монастыри, монашество Петр восстановил Монастырский приказ, составить опись монастырей, выгнать насельников. На Севере монастыри часто были центрами раскола, монахам запретили писать в 1701 без повеления начального, запретили держать в кельях бумагу, чернила. Законодательство Петра на ограничение числа монастырей и монашествующих. «Прибавлением к духовному регламенту» запрещалось постригать в монахи мужчин до 30 лет, женщинам можно в 50-60 лет, запрещено состоявшим на гражданской или военной службе, крепостным – с разрешения помещика можно. Небольшие монастыри подлежали объединению с соседними. Строго ограничен переход из одного монастыря в другой – 1 раз в жизнь. В 1724 «Объявление о монашестве» - неученых обучить земледелию и ремеслу, завести в обителях школы и ученые братства, заводить благотворительность в монастырях. При Анне совсем тяжело – численность монашествующих сократилась на 40%, всего 14282 монаха и послушника, в 1740 году Синод докладывает, что монашество на грани уничтожения. Управление монастырскими имениями - в 1720 году вернулось к настоятелям монастырей, камер-контора ведала сбором доходов, затем – Синод, доходы в Камер-коллегию, с 1726 – Коллегия Экономии Синодального правления, передана в 1738 в Сенат, в 1744 – в Синод. 1762 – Комиссия о духовных имениях, проведение секуляризации – коллегия экономии. 1764 г – указ о секуляризации, все имения Синода, во владении 910866 душ м.п. и 8,5 десятин – в казну, в коллегию Экономии. С крестьян монастырских 1,5 рубля оброка, из него казна выплачивала сумму на содержание монастырей. Заштатные монастыри тоже на 3 класса, им велено быть «на своем содержании». Секуляризация нанесла удар монастырям как духовным центрам и историческим памятникам. Поступающий в монастырь должен быть свободен от обязанностей, не совместимых с монашеским званием. Податные должны получить увольнительные свидетельства от сельских и городских общин. Институт старчества Во второй четверти XVIII века усиление иноческой жизни, институт старчества. Наставник мирян, необходим опыт длительной аскетической жизни. Схимандрит Никольского монастыря Паисий (Петр Иванович Величковский) – подвизался на Афоне, в начале 70-х гг. 18-го века к нему несколько монахов, в 1803 году ученики. Старчество было явлением низовым, без влияние иерархов. В Оптиной пустыни воплотилось старчество в деятельности иеросхимонаха Леонида, Макария, Авмросия – старец Зосима. Хозяйство В19-20 вв все улучшается. Павел отмежевывает по 30 десятин земли, 300 рублей дает Александр заштатным. В 1838 году Николай пожаловал монастырям лесные дачи. Монастыри также покупали землю. После 1917 года у монастырей национализировано 1, 160 млн десятин. Увеличение денежного содержания. Велось эффективное хозяйство (Валаам). Банковская деятельность. В 1883 году запрещено Синодом. Деятельность: - религиозные, культурные центры, крепости, миссионерская деятельность (1870, как миссионерский центр – Покровский монастырь в Москве), монастырские тюрьмы – Соловецкая, с 1766 по 1890 в монастырях – военные команды. Те, кто раскаялся в отходе от православия, получали снисхождение. В 1902 году закрыли соловецкую тюрьму, все остальные упразднены в 1905 году. 1909 - Первый Всероссийский съезд монашествующих.
Первые духовные школы при Петре, утвердил Духовный регламент 1721 года, устав ввел Феофан Прокопович. Изначально при архиерейских кафедрах, в 1721-1725 46 школ, но полный курс образования семинарского – в 8 школах, нет единой программы. В первое время обучение в школе – повинность. Светские дисциплины начали давать в середине 18-го века, даже отправляли на лекции в Московский Университет. Духовные школы в 18 веке не во всех епархиях, «домашние навыки» служения. Даже к 1806 году среди приходских священников 3368 не прошли обучения в духовной школе, 1166 неграмотных. Высшие духовные школы – 1632 Киево-Могилянская Академия, 1685 – Славяно-греко-латинская, в первой четверти 18 века – Новгрод, Переславль, Коломна, Тула, Орел. В 1721 году при Александро-Невской Лавре – Славянская школа, в 1788 – Главная Семинария, 1797 – Духовная Академия. 1723 – Казанская духовная семинария 1797 – академия. В 1768 году – комиссия, с целью упорядочить духовное образование. 1798 – Устав Духовных Академий – о том, что преподавать. К этому времени духовное образование имеет сословный характер. Очень непросто жили бурсаки материально. 4 академии, 36 семинарий, 360 уездных, 1080 приходских училищ. Орган управления –Комиссия Духовных училищ. Реформа 1808-1814 гг. привела к заметному подъему отечественного богословия, патристики, церковной истории и церковного права. В 1840 году новая программа – из программ семинарий убрать все светские предметы, исключить страстные места из поэтов античности. Упразднялась философия. Зато введена медицина и агрономия. В 1842 Николай разрешил поступать на службу, с 1850 года учеба в семинарии для выходцев из духовного сословия не обязательна. Упор на гомилетику (искусство проповеди) Устав о духовных училищах – 1867 год. Принимаются дети всех сословий, автономия во внутренних делах, программа обучения в семинарии приближена к гимназической. Сначала разрешение поступать после семинарии в университеты, затем отменено в 1871 году. 1869 – новый устав духовных академий – всесословность, лица всех сословий, с документом об окончании семинарии. Преобладание духовных дисциплин. Гомилетика. Новый устав давал академиям самостоятельность, право выбора ректора., профессуры. Общеобразовательные предметы могли вести светские профессора. Представителей духовного сословия – 8%. По указу Николая от 1828 года при СПб и МСК академиях – цензурные комитеты, 1851 – комитет при Синоде. Церковно-приходские, министерские, земские школы, церковно-приходские стали к 80-ым годам хиреть, получили импульс при Победоносцеве. Мессионерство В 1854 в Казани противомусульманское отделение, но мало результативно. В первой половине 19-го века действовали Алтайская, Забайкальская, Иркутская миссии, миссионеры должны знать язык, уметь врачевать, понимать традиционный быт народов. Приобщение этих народов к христианству привело к возникновению у них письменности, развитию языка. Внешние миссии Северная Америка – 1790-1791, свящ.Николай Сивцов крестил туземцев 126 человек. 1794 – Кадьякская миссия. С 1796 года на Кадьяке – епархия. Только за 1794 год 6740 крещено жителей. В Японии проповедник Николай. Несмотря на запрет христианской проповеди, крестил Миссия в Корее – с 1897 года, война прервала работу миссии. В итоге она перешла к КП патриархату. Миссия в Китае – с 1715 года. Никита Яковлевич Бичурин. Переводил с китайского на русский. Потом центр миссии в Харбин, после 1917 там – до 500000 русских, но очень тяжелый урон от культурной революции, к 1980 остался только храм Покрова в Харбине. Урмия – несториане направили в Синод обращение с просьбой воссоединения со православными, в 1898 свершилось, в Урмии стали строить храмы, школы. Конфессиональная политика императоров. Петр Инкорпорировать церковь в государство, лишить ее экономической состоятельности. Сначала рекрутировал духовенство на стр-во флота в Воронеж. Безместных попов сдавали в солдаты. Выпускники духовных училищ использовались для гражданской службы. В 1701, после смерти патриарха Андриана, урезаны компетенции духовного суда. На духовенство – административные функции – зачитывать указы, вести записи хода населения. Присяга 1722 года – быть верным, добрым, послушным рабом и подданным императора. Светская власть требовала идти на нарушение таинства исповеди. Обязательство регламентировать культовую деятельность. Стефан Яворский был назначен блюстителем патриаршьего престола, был им 20 лет, до учреждения Духовной коллегии. У Петра недоверие к русским - он берет выпускников Киево-Могилянской Академии: Дмитрий Туптало – митрополит Ростовский, Стефан Яворский – митрополит Рязанский и Коломенский. Однако даже эти пришельцы по мере углубления реформы расходились с Петром – Стефан Яворский. Регламент – еще в 1718 году Феофан Прокопович готовит проект коллегиального управления церковью, регламент утвержден в 1721. Духовный регламент: определение Духовной Коллегии, круг компетенций, обязанности Священников. Духовенство превратилось в служилый класс по духовному ведомству. Феофилакт Лопатинский – противник петровских церковных реформ. В 1800 году вновь введены телесные наказания. Однако увеличено жалованье священникам, в 1797 освобождено духовное сословие от поборов на содержание полиции. Павел объявил себя главой Русской Православной церкви. Терпим к раскольникам и униатам. Павел был благосклонен к ордену иезуитов, но на слияние церквей он не пошел. В 1784 году возникло единоверие – по старым книгам, но с подчинением церкви. Митрополит московский Платон составил «Правила единоверия».Общее с Екатерины смягчение к раскольникам. 1810 – Главное управление духовных дел иностранных исповеданий, инициатор – Сперанский. Управляющий – А.Н.Голицын. Смягчение к православному духовенству – право приобретать земли ненаселенные в 1809 году, населенные 1819, свобода от постоя в 1821. В 1823 увеличены оклады в два раза. 1815 иезуиты высланы из СПб, 1820 – из России. Грузинская церковь присоединена на правах экзархата (церковной автономии). Увлечение мистицизмом после 1812 – пожар Москвы, нехватка религиозного образования. Приближает архимандрита Псковского Юрьева монастыря Фотия, но не терпит их вмешательства в государственные дела.Священный союз – стремление наполнить политику нравственным христианским содержанием. А.Н.Голицын – обер-прокурор Синода с 1803 года, друг Александра, повеса, не имел религиозного образования. Также был главой Главного управления духовных дел иностранных исповеданий, президентом Российского Библейского общества, с 1817 – Министр Духовных дел и народного просвещения, объединились все исповедания. Синод присовокуплялся к этому министерству. 1824 – упраздняется министерство Духовных дел и Народного просвещение, создает министерство Народного просвещение с Шишковым. С 1816 Александр увлекается православием. Указ 1816 «О богопочитании», Конфессиональная политика Николая. Увеличиваются значительно расходы на нужды церкви. 1831 – разбор духовенства, недостойных мужчин из духовного сословия – в военные. В 1848 с целью пресечения праздного шатания введены паспорта для духовных лиц. Синод разделен на департаменты. В 1835 Обер-прокурор Синода введен в Кабинет Министров. После Голицына – безинициативный Мещерский, затем – Нечаев, дух военной дисциплины установил в Синоде Протасов. Протасов больше всего ценил доверительность и дисциплину. При нем создана из светских чиновников собственная обер-прокурорская канцелярия. Ужесточение мер к староверам. Николай не терпел вольномыслия в делах веры. В раскол ушли 200 священников, согласия привлекали трудолюбием, строгостью нравов, начитанностью. Центры поповства – керженские скиты, иргизские, ветковское согласие. В 1846 в старую веру перешел Босно-Сараевский митрополит Авмросий, в пределах России белокриницев ловили и сажали по тюрьмам. Согласие странников, бегунов. Нужно разорвать с миром связи. При Николае борьба с староверами приняла уголовно-полицейский характер, этим занималось 3-е отделение также. Согласия и рационалистические секты: терпимые (единоверцы, поповцы), вредные (беспоповцы), особо вредные (бегуны, скопцы, духоборы, молокане). С расколом боролась светская власть рука об руку с духовной. Дети староверов – незаконнорожденные. В 1853 году новый напор- разгром старообрядческих скитов по Иргизу, стародубских в Черниговской области, керженских в Нижегородской. Однако люди оставались в расколе, откупались взятками, при Александре Iв расколе от 12 до 14 млн. – 1/5 всего православного населения. При Николае – соединение с униатами. После разделов Польши половина православных там добровольно вошла в РПЦ, но половина держится униатства. Николай, а точнее – ярый бывший униатский епископ, митрополит Литовский Иосиф Семашко и Протасов. Повод – Польское восстание 1830 года. К 1835 закрыты униатские монастыри, 1837 – униатская коллегия преобразована в составе Синода.1838 – Секретный комитет по униатским делам, по существу – по отмене унии. Протасов, Бенкендорф, Киселев, Блудов (иностранные исповедания). 1839 – О слиянии греко-католической церкви с православием. Уния запрещена кроме Холмской епархии. Приходское духовенство сопротивляется. С войсками. «Отторгунтые насилием воссоединены любовью». Десятки тысяч униатов перешли в католичество. В 1847 конкордат с римским папой, 7-ая католическая Тираспольская епархия. Неудовольствие православного духовенства. В 1866 действие конкордата прекращено.
Иван Белюстин «Описание сельского духовенства», суровая правда. Министр ВД Валуев. «О преобразовании быта духовенства», сблизить духовенство с прочими сословиями. «Особое присутствие для изыскания способов к большему обеспечению быта духовенства», туда вошел Синод, министр внутренних дел и государственных имуществ. 1863. 1864 – «О правилах учреждения славянских братств», для проповеднической и миссионерской деятельности. 1864 – «Положение о приходских попечительствах при православных церквах», главный источник – пожертвования, гласность всех ведомых дел, попечительство отчитывалось в суммах перед прихожанами. 1867 отменено наследование приходских церковных должностей, 1869 – закон об устройстве детей лиц православного духовенства позволил им свободно выбирать гражданскую или военную профессию. Но преимущественная «кастовость» осталась. Церковное управление – епархии разделены на 3 класса, первенствующие – Мск, СПб, Киев. Восстановлена в епархиях практика выбора благочинного самим духовенством, В 1863 выпускникам духовных семинарий разрешено поступать в университет, в 1867 люди не из духовенства могут поступать в духовные академии и войти в духовное сословие. Прекратились гонения на староверов, легализована большая часть толков, признаны имеющими силу старообрядческие метрические записи. Реформы несколько оживили деятельность Русской Церкви и смягчили бюрократические оковы ее стеснявшие. Конфессиональная политика Александра III. 1883 – Закон о старообрядцах. Старообрядцы получили ряд гражданских прав. С разрешения Обер-прокурора Синода им разрешено открывать новые молельные дома, но их иерархия не была признана. Запрещены старообрядческие школы. Жесткий староверам запрет на пропаганду своего учения. Рационалистические секты: Духоборы – в 40-х – 50-х 18 века, Силуян Колесников, в 1820 поселены в Новороссии на реке Молочные воды, в 1830 начались гонения на них,в 1841-1845 из выселили на юг Грузии, считали себя поборниками Святого Духа. Христа считали человеком, в котором воплотился божественный разум. Говорят о тленности Писания, об ошибках туда вкравшихся. Верят в бессмертие души, переселение душ. Воровство, измены, пьянство исключены. За общиной следят ее наставники. В 1898 году выехали в Канаду, их там сейчас до 30000. Политика Победоносцева – активизация деятельности церкви и гонения, мало самостоятельности. В начале XX века Требования освободить церковь от государственного давления. В 1904 году «Об усовершенствовании общественного порядка», обещание веротерпимости. Митрополит Антоний Вадковский отправил Николаю 2 записку «Вопросы желательных преобразований в постановке у нас Православной Церкви». Разрешить созыв всех архиереев Православной Церкви, но без участия в нем правительства. Победоносцев против записки. Убедил Николая изъять обсуждение вопросов о церковных преобразованиях из Комитета Министров. Победоносцев отговаривал Николая, меры были половинчастые. Март – статья «О необходимости перемен в русском церковном управлении». Авторы хотели регулярных соборов, избрания епископов клиром, увеличения числа епархий. В пасхальное воскресенье, 17 апреля 1905 года, опубликован манифест о веротерпимости. С 1905 по 1909 308000 случаев выхода людей из православия. Шаг к веротерпимости, но подлинной свободы еще не дал. Церковь продолжала оставаться в соединении с государством. Победоносцев – патриаршее правление опасно для государства. Сам Синод просил Николая разрешить Собор. Николай ответил в 1905, что собрать собор в столь неспокойное время невозможно. 17 марта 1905 года группа 32 петербургских священников с Антонием Вадковским опубликовали «О необходимости перемен в русском церковном управлении». Лейбмотив – немедленное освобождение от светской власти, возвращение к каноническим нормам. Манифест о веротерпимости – разрешение исповедовать любую веру, министру внутренних дел Булыгину это не понравилось. Россия стала публичным национальным государстом. Бороться с безнравственностью и снятием ограничений. 27июля 1905 – анкеты РПЦ о положении церкви и желательных преобразованиях. Проблемы с падением нравственности, с разгулом страстей. Епископат стоит за реформы. Место императора как первого среди равных. Патриарх не должен обладать самодержавной власть., а должен быть первым среди равных.Вопросы о переводе службы на русскй. Отмена епископского безбрачия. Вопрос церковной реформы непрерывно обсуждался. 19 октября 1905 после 2 дней в отставку Победоносцева, новый обер-покурор – А.Д.Оболенский. Оболенский за созыв Поместного Собора. 27 декабря 1905 – указ о подготовке митрополитам СПб, Мск, Киев – подготовка Поместного Собора. 14 января 1906 Синод вынес решение о Предсоборном Присутствии. Присутствие: Обер-прокурор, товарищ, 10 иерархов, 7 священников и 21 профессор духовных вузов. Первое заседание – 6 марта 1906, Вадковский – Поместный Собор станет источником возрождения духовной жизни Россиии. 5-15 мая закончилась работа Предсоборного Присутствия, клирики и миряне имеют на соборе только совещательный голос, проводить Собор раз в 10 лет. На Предсоборном Присутствии выработан принцип выборности церковных должностей, но предотвращенеи развития чрезмерного «епископской власти», шла борьба между сторонниками радикальных реформ и традиционалистами. Предсоборное Присутствие – вокруг революция. Заседало до 15 декабря 1906, закрыто по предлож. Столыпина). 7 отделов. Созыв Поместного Собора В условиях самодержавия это невозможно. 4 марта новый обер-прокурор Синода – В.Н.Львов. Он заявил о поместном соборе. Настроение духовенства радикальное. 7 марта 1917 – Союз демократического духовенства и мирян. Церковь приветствовала освобождение от светской власти. 5 августа упразднен Синод. 29 апреля 1917 – Послание к пастырям, архипастырям и всем верным чадам РПЦ – выбороное начало в управлении. Тогда же образован Предсоборный Совет, туда вошли все члены Синода, 8 от Всероссийского съезда духовенства и дворян, 3 от монастырей, 18 высших церковных иерархов. Поместный Собор открылся 15 августа 1917 года в Успенском Соборе, Москва. Председатель митрополит Московский Тихон. Выборы в совет трехстепенные. На приходском выборном собрании под начальством настоятеля прихода были все члены причта, 3 прихожанина. Благочиннические выборные собрания – клир, миряне, +представители от мужских монастырей, выбирали 2 клирика + 3 мирянина в епархиальное избирательное собрание. В епархиях выборы в Поместный Собор, два клирика и три мирянина от епархии. Мужчины не моложе 25 лет. 569 делегатов – 270 духовных, 299 мирян. Три сессии: 15.08 – 09.12.1917, 20.01.1918-20.04.1918. 2.07.-20.09.1918. Всего 129 заседаний Собора. Для Временного Правительства Поместный Собор – Учредительное Церковное Собрание. Вопросы о положении церкви в обществе, о реорганизации церковного управления, Грузинская и Украинская автокефалии, Правовое положение Православной Церкви, Высшее церковное управление. Много говорили о Смуте, обращались к народу с воззваниями «Против грабежей». Светская власть не мешала Поместному Собору. Итоги: патриаршество, Приходской устав (статус церковного прихода, церковный совет), положение о епархиальных архиереях. Харьковский архиепископ Антоний Храповицкий, новгородский Арсений Стадницкий, московский митрополит Тихон. У Тихона авторитет.Его выбрали. Собор возродил соборное начало. Однако отделение Церкви от государства поставило ее в более жестокий контроль. Источники: Духовный регламент 1721, Беллюстин – описание сельского духовенства, Правила Семинарии Феофана Прокоповича, Записка Витте о современнои положении православной церкви, Манифест о веротерпимости 17 апреля 1905 года, Воспоминания протопресвитера Шавельского о Синоде и положении русской армии перед 1917. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 152. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |