Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конфессиональная политика императоров.




Епархиальное управление

В начале 18 века – 21 епархия, особо – Патриаршья область, в 1742 – на Московскую и Петербургскию епархии. В 1764 29 епархий в России и 1 – в Польше (Могилевская), в 1799 – 36, в 1825 – 40. В 1917 – 68 епархий. На епархию – 1000 приходов.

Екатерина делит епархии на митрополии, епископства, ариепископства, в 1867 отменено, до этого оклад и содержание архиерея и сан зависели от класса епархии.
Епархиальный архиерее – из черного духовенства, ученого монашества (закончивший духовную академию), он - главный настоятель и учитель веры в своей епархии. Рукополагал священнослужителей, взыскивал за упущение, но лишение сана – прерогатива Синода.

Ведал административной, судебной, хозяйственной властью над духовенством. Возглавлял духовный суд. В отношении Синода выступал с предложениями, представлял интересы церкви перед местными органами государственной власти.
Синод ограничивал власти архиерея. Он стремился консистории своими филиалами на местах.
Открывать новые приходы, закрывать старые, монастыри могли делать с разрешения Синода.
При епархиальном архиерее – консистория, называются указом от 1744 духовными консисториями, по уставу Дух.Консист. от 1841 это присутственные места, через которые архиереи управляли епархией и вершили суд. В консистории – 5-7 членов, из архимандритов, в19 веке – и белое духовенство. Для делопроизводства – канцелярия, возглавлял светский чиновник, подчиненный обер-прокурору. Главное лицо консистории по указу 1841 года – секретарь, подчиненный обер-прокурору. Ведают: смещение-назначение, строительство храмов и пр.

Консистория – орган двойного подчинения, кроме того, при архиерее есть епархиальная канцелярия.  Консистории могли привлечь мирян за злодеяния, кроме тех, что подлежали гражданскому суду. Если при коллегиальном решении мнения раздлеялись, окончательно решал епископ.
Епархия – на благочиния. Сначала избирались приходским духовенством, потом – назначаются епархиальными иереями, 10-30 приходов, проверка исправного ведения метрических книг, ежегодно подавал Епарх. Иерею сведения о состоянии своего округа. Цензура проповедей, проверять, кто их прихожан свшые года не бывает на причастии и исповеди.
Викариат – в наиболее крупных епархиях помощник епархиального архиерея.В начале 19 века в Мск епархии 4 викариатства. Не определен четко статут. По поручению надзор над школами и монастырями.

Вне епархий придворное, военное, при посольствах духовенство.
Придворное – протопресвитер духовного духовенства, по положению – епископ, вмешивались в дела Синода.
Военные - в каждом полку по полковому священнику, в военное время подчинен обер-священнику действующей армии, также корабельные священники, обер-иероманахи флота.









Приходское духовенство

Причт – священнослужители (протоиереи, иереи, диаконы) и церковнослужители (дьячки, пономари, псаломщики). Указ 1722 года – в приходе от 100 до 500 – 1 священник, до 250 дворов – 2. Средний приход – 1500 прихожан. Священник, диакон, 2-3 причетника. Сдерживалось строительство храмов и увеличение числа священников. К 1914 году 117000 приходского духовенства.
Возраст от 30 до 60 лет, по окончании – обязательство не служить треб. Вдовым священникам консистория выдавала епитрахильные грамоты.
Священниками не могут быть ростовщики, актеры, содержатели игорных домов.
Обязательное вступление в брак. Овдовевший мог еще 5 лет служить, второбрачие запрещено.
При Петре –духовное сословие, лишние дети, тяглые люди не посвящались в духовный сан.

В 18 веке светская власть ограничивает умножение приходск. и проч. церквей.

До конца 18 века за приходами право избирать священника.С избранными – заручную запись. Затем – ходатайство к епархиальному архиерею, церковнослужителей выбирает сам священник, но чтобы их утвердила духовная консистория. В епархии комиссия из духовных лиц устраивала ставленнический экзамен. Его исповедовал духовник – проситель к посвящению достоин, перед посвящением в сан приносил присягу.
При формальной выборности священнические места из поколения в поколение.
Посторонний священник не имел права совершать требы в храме.
Приходской священник – начальник своего причта. Церковнослужителям нельзя выходить дальше 25 верст за границы прихода.
В 1797 Павел отменил право приходов избирать священство. Приход передавался – были невесты с приходами и женихи без мест.
В случае направильного получения сана, а также нарушения церковного устава свяшенику навсегда запрещалось проживание в своей местностиэ
Материально: основной источник для существования – требы. В 1765 году сельским церквям дали по 33 десятины. При Павле была ввседена небольшая плата духовенству белых приходов.

Священник был тем же крестьянином, его мог наказать помещик. Приходское священство отягощено поборами начальства. Приходское священство терпело разорительные разъезды епископа по епархиями.
В присутствии благочинного и с согласия причта прихожане выбирали на 3 года церковного старосту. Его обязанность – хранение церковных денег, расходование церковного имущества. «Инструкция церковным старостам» 1808 года. Со временем роль старосты ограничивалась, он подлежал утверждении. епархиальным иереем. Приход объединялся только молитвенно-литргической жизнью. Часто местный причт пользовался нелюбовью до озлобления. В 1887 году крестьянам запретили на сельском сходе составлять приговоры об удалении священников. «Крестьянину ничего не стоит пустить на цигарки всю Псалтырь».

Монастыри, монашество
Все высшие чины духовенства: епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи назначаются из монашествующего духовенства.
Белое – не выше протоиерея, по должности – благочиния.

Петр восстановил Монастырский приказ, составить опись монастырей, выгнать насельников. На Севере монастыри часто были центрами раскола, монахам запретили писать в 1701 без повеления начального, запретили держать в кельях бумагу, чернила.

Законодательство Петра на ограничение числа монастырей и монашествующих. «Прибавлением к духовному регламенту» запрещалось постригать в монахи мужчин до 30 лет, женщинам можно в 50-60 лет, запрещено состоявшим на гражданской или военной службе, крепостным – с разрешения помещика можно. Небольшие монастыри подлежали объединению с соседними. Строго ограничен переход из одного монастыря в другой – 1 раз в жизнь. В 1724 «Объявление о монашестве» - неученых обучить земледелию и ремеслу, завести в обителях школы и ученые братства, заводить благотворительность в монастырях. При Анне совсем тяжело – численность монашествующих сократилась на 40%, всего 14282 монаха и послушника, в 1740 году Синод докладывает, что монашество на грани уничтожения.
Елизавета разрешила постригать в монахи выходцев из всех сословий.

Управление монастырскими имениями - в 1720 году вернулось к настоятелям монастырей, камер-контора ведала сбором доходов, затем – Синод, доходы в Камер-коллегию, с 1726 – Коллегия Экономии Синодального правления, передана в 1738 в Сенат, в 1744 – в Синод.
До 1700 года в России 1201 монастырь, закрыто до 1764 175 монастырей, открыто 37.

1762 – Комиссия о духовных имениях, проведение секуляризации – коллегия экономии.

1764 г – указ о секуляризации, все имения Синода, во владении 910866 душ м.п. и 8,5 десятин – в казну, в коллегию Экономии. С крестьян монастырских 1,5 рубля оброка, из него казна выплачивала сумму на содержание монастырей.
Монастырям – сады, огороды, пастбища.
Лавры – 2 (101 человек), Кафедральные – 6 , 1-го класса – 28 (33 человека), 2-го класса – 76 (17 человек), 3-его класса – 160 (12 человек), заштатных – 195, приписных – 12 – 479 (!) от 1052.
Число монахов после секуляризации – 5450 человек.

Заштатные монастыри тоже на 3 класса, им велено быть «на своем содержании».

Секуляризация нанесла удар монастырям как духовным центрам и историческим памятникам.
После закрытия женских монастырей стали возникать сестринские общины.
Насельники монастырей происходили преимущественно из крестьянского сословия.
Монастыри: лавры, ставропигиальные, приписные, скиты, пустыни, киновии.
Ставропигиальные подчинялись в синодальный период синоду, настоятеля ставил император по представлению Синода. Пустынь – сначала небольшой монастыри на безлюдных местах.
Киновия, где никто не мог располагать собственностью.
Рост монашества – до 95000 тыс к 1914 году

Поступающий в монастырь должен быть свободен от обязанностей, не совместимых с монашеским званием. Податные должны получить увольнительные свидетельства от сельских и городских общин.
До 1832 постриг только с разрешения Синода, в 1865 разрешение давал епархиальный архиерей. 3-годичный искус послушания. Почти половина послушников не принимала пострига.
На уволенного из монашества накладывалась 7-летняя епитимия.
Общежительные и необщежительные монастыри. Хозяйственная жизнь – келарь, финансовая – казначей. Ученых монахов из академий сразу рукополагали в иеромонахи.




























Институт старчества

Во второй четверти XVIII века усиление иноческой жизни, институт старчества. Наставник мирян, необходим опыт длительной аскетической жизни.

Схимандрит Никольского монастыря Паисий (Петр Иванович Величковский) – подвизался на Афоне, в начале 70-х гг. 18-го века к нему несколько монахов, в 1803 году ученики. Старчество было явлением низовым, без влияние иерархов. В Оптиной пустыни воплотилось старчество в деятельности иеросхимонаха Леонида, Макария, Авмросия – старец Зосима.
Саровская пустынь – Серафим Саровский (Прохор Сидорович Мошнин) отшельник, столпник, затворник. Игнатий Брянчанинов-краса русского православного иночества.


Хозяйство

В19-20 вв все улучшается.

Павел отмежевывает по 30 десятин земли, 300 рублей дает Александр заштатным. В 1838 году Николай пожаловал монастырям лесные дачи. Монастыри также покупали землю.

После 1917 года у монастырей национализировано 1, 160 млн десятин.

Увеличение денежного содержания. Велось эффективное хозяйство (Валаам). Банковская деятельность. В 1883 году запрещено Синодом.

Деятельность: - религиозные, культурные центры, крепости, миссионерская деятельность (1870, как миссионерский центр – Покровский монастырь в Москве), монастырские тюрьмы – Соловецкая, с 1766 по 1890 в монастырях – военные команды. Те, кто раскаялся в отходе от православия, получали снисхождение.

В 1902 году закрыли соловецкую тюрьму, все остальные упразднены в 1905 году.
В начале 19-го века в монастырях – богадельни, Марфо-Мариинская обитель – основана в 1916, медицинская, просветительская, попечительская.

1909 - Первый Всероссийский съезд монашествующих.
1917 – два съезда – ученое монашество, представители от монастырей, выработан наказ Поместному собору.


Духовное образование

Первые духовные школы при Петре, утвердил Духовный регламент 1721 года, устав ввел Феофан Прокопович. Изначально при архиерейских кафедрах, в 1721-1725 46 школ, но полный курс образования семинарского – в 8 школах, нет единой программы. В первое время обучение в школе – повинность. Светские дисциплины начали давать в середине 18-го века, даже отправляли на лекции в Московский Университет.

Духовные школы в 18 веке не во всех епархиях, «домашние навыки» служения. Даже к 1806 году среди приходских священников 3368 не прошли обучения в духовной школе, 1166 неграмотных.

Высшие духовные школы – 1632 Киево-Могилянская Академия, 1685 – Славяно-греко-латинская, в первой четверти 18 века – Новгрод, Переславль, Коломна, Тула, Орел. В 1721 году при Александро-Невской Лавре – Славянская школа, в 1788 – Главная Семинария, 1797 – Духовная Академия. 1723 – Казанская духовная семинария 1797 – академия.

В 1768 году – комиссия, с целью упорядочить духовное образование.

1798 – Устав Духовных Академий – о том, что преподавать. К этому времени духовное образование имеет сословный характер. Очень непросто жили бурсаки материально.
1808-1814 – Реформа Духовного образования –Комитет об усовершенствовании духовных училищ, митрополит Авмросий, обер-прокурор А.Н.Голицын, статс-секретарь Сперанский. Закон давал новую структуру учебных заведений, определял учебную, воспитательную, административную функцию школ – приходские училища (одно на благочиние), уездные училища, семинарии (среднее духовное образование), духовная академия, 4 округа с академиями – Санкт-Петербургский, Киевский, Московский, Казанский.  Казанская Академия возникла позже в 40-х годах, СПб приближена к университету.

4 академии, 36 семинарий, 360 уездных, 1080 приходских училищ. Орган управления –Комиссия Духовных училищ. Реформа 1808-1814 гг. привела к заметному подъему отечественного богословия, патристики, церковной истории и церковного права.

 В 1840 году новая программа – из программ семинарий убрать все светские предметы, исключить страстные места из поэтов античности. Упразднялась философия. Зато введена медицина и агрономия. В 1842 Николай разрешил поступать на службу, с 1850 года учеба в семинарии для выходцев из духовного сословия не обязательна. Упор на гомилетику (искусство проповеди)

Устав о духовных училищах – 1867 год. Принимаются дети всех сословий, автономия во внутренних делах, программа обучения в семинарии приближена к гимназической. Сначала разрешение поступать после семинарии в университеты, затем отменено в 1871 году. 1869 – новый устав духовных академий – всесословность, лица всех сословий, с документом об окончании семинарии. Преобладание духовных дисциплин. Гомилетика. Новый устав давал академиям самостоятельность, право выбора ректора., профессуры. Общеобразовательные предметы могли вести светские профессора. Представителей духовного сословия – 8%.
В начале 80-х гг. – контрреформы, ликвидация автономий духовных академий. 1884 – Устав православных духовных академий – не сколько научное образование, сколько подготовка политически и конфессионально благонадежного персонала. Ректорами назначают только «ученых монахов». Отменялись публичные диспуты при защите магистерских диссертаций, они превратились в компиляции. В 1905-1906 гг. выступления, за автономию, в 1910 – «Устав духовных академий», главное - религиозное и нравственное воспитание студентов, лекции читают в строго «православном духе».
На Поместном Соборе 1917-1918 гг. вырабатывался новый устав, с выборностью. Но помешала соввласть. Научные заслуги: Московская духовная академия – патрология, русская церковная история в области догматического богословия, каноническое право, история духовной литературы, апологетика, религиозная философия, журнал – Богословский вестник. В СПб – похоже, но есть византинология. Киев – история западных церквей. Особенность Казани – восточные языки, история восточных религий, миссионерское дело. Знаменский в Казани, Болотов в Петербурге, в Москве в Духовной Академии читал лекции Ключевский.

По указу Николая от 1828 года при СПб и МСК академиях – цензурные комитеты, 1851 – комитет при Синоде.

Церковно-приходские, министерские, земские школы, церковно-приходские стали к 80-ым годам хиреть, получили импульс при Победоносцеве.

Мессионерство
Внутренняя миссия – Север, Сибирь, Дальний Восток, староверы, католики, униаты, протестанты, буддисты, мусульмане.
Внешняя миссия – Северная Америка, Корея, Япония, Китай, Средний и Ближний Восток.
Миссионерство в Поволжье, Урале, Сибири + староверы – Казань. крещеным татарам и башкирам 3-летняя льгота, свобода от налога. Разные марийцы и удмурты крещены только формально.

В 1854 в Казани противомусульманское отделение, но мало результативно.

В первой половине 19-го века действовали Алтайская, Забайкальская, Иркутская миссии, миссионеры должны знать язык, уметь врачевать, понимать традиционный быт народов.
На Севере архимандрит Сийского монастыря Вениамин Смирнов изучил эскимосский язык, обратил с православие 3 тыс. самоедов, водрузил кресты, переводил Евангелие.
На Алтае архимандрит Макарий Глухарев за 11 лет с 1829-1840 снискал уважение местных, помогал им в устройстве хозяйства, лечил больных, перевел Священное Писание на хакасский.

Приобщение этих народов к христианству привело к возникновению у них письменности, развитию языка.












Внешние миссии

Северная Америка – 1790-1791, свящ.Николай Сивцов крестил туземцев 126 человек. 1794 – Кадьякская миссия. С 1796 года на Кадьяке – епархия. Только за 1794 год 6740 крещено жителей.
Иван Евсеевич Попов-Вениаминов – «Апостол Русской Америки». На острове Уналашка построил церковь, расписал, открыл шоклу, был и священником, и учителем, и кузнецом, и лекарем, прививал людям оспу. Выучил местные языки, вел на них богослужение. совершил почти кругосветку в СПб, Постригся в монахи, стал Иннокентием – епископом Камчатским, Курильским. Алеутским. Центр епархии в Новоархангельске. Потом был епископом Камчатским и Якутским. потом центр кафедры перенесен в Благовещенск. Был членом РГО.
После продажи русская Алеутская и Аляскинская епархия с кафедрой в Сан-Франциско, в 1912 – одна Американская епархия.

В Японии проповедник Николай. Несмотря на запрет христианской проповеди, крестил
людей - первый служитель синтоистского храма – Савабе Такума, хотел убить Николая, потом крестился. В 1871 году в Японии- православная епархия. Во время войны – Общество духовного утешения русских военнопленных.

Миссия в Корее – с 1897 года, война прервала работу миссии. В итоге она перешла к КП патриархату.

Миссия в Китае – с 1715 года. Никита Яковлевич Бичурин. Переводил с китайского на русский. Потом центр миссии в Харбин, после 1917 там – до 500000 русских, но очень тяжелый урон от культурной революции, к 1980 остался только храм Покрова в Харбине.

Урмия – несториане направили в Синод обращение с просьбой воссоединения со православными, в 1898 свершилось, в Урмии стали строить храмы, школы.
Русская Палестина – учржд1847, благотворительная деятельность,1882 – Императорское Российское Палестинское общество с Антонием Капустиным во главе. К 1912 101 русская школа, русские больницы. Издаются Палестинские сборники. В 1948 возрождена Православная Миссия.





Конфессиональная политика императоров.

Петр

Инкорпорировать церковь в государство, лишить ее экономической состоятельности. Сначала рекрутировал духовенство на стр-во флота в Воронеж. Безместных попов сдавали в солдаты. Выпускники духовных училищ использовались для гражданской службы. В 1701, после смерти патриарха Андриана, урезаны компетенции духовного суда. На духовенство – административные функции – зачитывать указы, вести записи хода населения. Присяга 1722 года – быть верным, добрым, послушным рабом и подданным императора. Светская власть требовала идти на нарушение таинства исповеди. Обязательство регламентировать культовую деятельность.

Стефан Яворский был назначен блюстителем патриаршьего престола, был им 20 лет, до учреждения Духовной коллегии. У Петра недоверие к русским - он берет выпускников Киево-Могилянской Академии: Дмитрий Туптало – митрополит Ростовский, Стефан Яворский – митрополит Рязанский и Коломенский. Однако даже эти пришельцы по мере углубления реформы расходились с Петром – Стефан Яворский.

Регламент – еще в 1718 году Феофан Прокопович готовит проект коллегиального управления церковью, регламент утвержден в 1721. Духовный регламент: определение Духовной Коллегии, круг компетенций, обязанности Священников.

Духовенство превратилось в служилый класс по духовному ведомству.

Феофилакт Лопатинский – противник петровских церковных реформ.
В 1742 у Синода суд и по политическим делам. Снова – «Правительствующий».  Арсений Мациевич предложил вернуть Елизавете патриаршество или хотя бы президента Синода, убрать светских лиц из церковного управления. В 1744 в Синодальную Канцелярию Экономического правления передано управление землями церковными. У церковной оппозиции отняли материальную базу. В 1763 Арсений Мацеевич совершил обряд отлучения «восстающих на церкви Божии», был вызван на суд в Синод, лишен сана, сослан в Николо-Карельский монастырь, в 1767 осужден вторично, его переименовали в Андрея Врали, заключили в Ревель, умер в каземате в 1772 году.
Павел ввел ряд льгот для духовенства.
Очень важно – запрет прихожанам выбирать священника! в 1798 году

В 1800 году вновь введены телесные наказания. Однако увеличено жалованье священникам, в 1797 освобождено духовное сословие от поборов на содержание полиции. Павел объявил себя главой Русской Православной церкви. Терпим к раскольникам и униатам. Павел был благосклонен к ордену иезуитов, но на слияние церквей он не пошел.

В 1784 году возникло единоверие – по старым книгам, но с подчинением церкви. Митрополит московский Платон составил «Правила единоверия».Общее с Екатерины смягчение к раскольникам.

Конфессиональная политика АлександраI
Сначала – воспитанный либерально Александр считал анахронизмом религиозную нетерпимость и фанатизм. Придавал особое значение просветительской роли церкви.

1810 – Главное управление духовных дел иностранных исповеданий, инициатор – Сперанский. Управляющий – А.Н.Голицын.

Смягчение к православному духовенству – право приобретать земли ненаселенные в 1809 году, населенные 1819, свобода от постоя в 1821. В 1823 увеличены оклады в два раза.
Активная жизнедеятельность иезуитов – при Павле они открыто обосновались в Москве, общее увлечение католицизмом, много мигрантов из Франции.

1815 иезуиты высланы из СПб, 1820 – из России.
Смягчение к староверам, не преследовался раскол существующий.

Грузинская церковь присоединена на правах экзархата (церковной автономии).
1803 – снят запрет на деятельность масонских лож. Общая черта масонства – религиозно-нравственные искания, свободное общение. 1822 – рескрипт о закрытии масонских лож, так как в 1821 вскрыли декабристов, 1826 – повтор Николая, в 1845 отняли и сожгли все книги.

Увлечение мистицизмом после 1812 – пожар Москвы, нехватка религиозного образования. Приближает архимандрита Псковского Юрьева монастыря Фотия, но не терпит их вмешательства в государственные дела.Священный союз – стремление наполнить политику нравственным христианским содержанием.

А.Н.Голицын – обер-прокурор Синода с 1803 года, друг Александра, повеса, не имел религиозного образования. Также был главой Главного управления духовных дел иностранных исповеданий, президентом Российского Библейского общества, с 1817 – Министр Духовных дел и народного просвещения, объединились все исповедания. Синод присовокуплялся к этому министерству.
Библейское общество – 1813-1824, общехристианская миссионерская деятельность. Издание книг Священного Писания на языках народов России. Библ.общество задевало прерогативы РПЦ, считалось, что этим народам хватит «нормального» благочестия.

1824 – упраздняется министерство Духовных дел и Народного просвещение, создает министерство Народного просвещение с Шишковым.

С 1816 Александр увлекается православием. Указ 1816 «О богопочитании»,

Конфессиональная политика Николая.
Цель – утвердить национальную и религиозную монолитность страны и возвысить роль Православной Церкви в общественной жизни.

Увеличиваются значительно расходы на нужды церкви.

1831 – разбор духовенства, недостойных мужчин из духовного сословия – в военные. В 1848 с целью пресечения праздного шатания введены паспорта для духовных лиц. Синод разделен на департаменты. В 1835 Обер-прокурор Синода введен в Кабинет Министров.

После Голицына – безинициативный Мещерский, затем – Нечаев, дух военной дисциплины установил в Синоде Протасов. Протасов больше всего ценил доверительность и дисциплину. При нем создана из светских чиновников собственная обер-прокурорская канцелярия.

Ужесточение мер к староверам. Николай не терпел вольномыслия в делах веры. В раскол ушли 200 священников, согласия привлекали трудолюбием, строгостью нравов, начитанностью. Центры поповства – керженские скиты, иргизские, ветковское согласие. В 1846 в старую веру перешел Босно-Сараевский митрополит Авмросий, в пределах России белокриницев ловили и сажали по тюрьмам.
Единоверие служило удобным способом перехода из РПЦ в старообрядчество. Беглые священники легализованы на условиях единоверия.
Беспоповцы – 3 таинства, всеобщее священство, влиятельны беспоповцы Выговской пустыни, нетовцы (спасовцы – нет в мире православного священства, а спасение только от Спаса). Мистическая секта беспоповского духа – хлыстовщина. Скопчество, преследовалось Николаем сурово.

Согласие странников, бегунов. Нужно разорвать с миром связи.

При Николае борьба с староверами приняла уголовно-полицейский характер, этим занималось 3-е отделение также. Согласия и рационалистические секты: терпимые (единоверцы, поповцы), вредные (беспоповцы), особо вредные (бегуны, скопцы, духоборы, молокане). С расколом боролась светская власть рука об руку с духовной. Дети староверов – незаконнорожденные.

В 1853 году новый напор- разгром старообрядческих скитов по Иргизу, стародубских в Черниговской области, керженских в Нижегородской. Однако люди оставались в расколе, откупались взятками, при Александре Iв расколе от 12 до 14 млн. – 1/5 всего православного населения.

При Николае – соединение с униатами. После разделов Польши половина православных там добровольно вошла в РПЦ, но половина держится униатства. Николай, а точнее – ярый бывший униатский епископ, митрополит Литовский Иосиф Семашко и Протасов. Повод – Польское восстание 1830 года. К 1835 закрыты униатские монастыри, 1837 – униатская коллегия преобразована в составе Синода.1838 – Секретный комитет по униатским делам, по существу – по отмене унии. Протасов, Бенкендорф, Киселев, Блудов (иностранные исповедания).

1839 – О слиянии греко-католической церкви с православием. Уния запрещена кроме Холмской епархии. Приходское духовенство сопротивляется. С войсками. «Отторгунтые насилием воссоединены любовью». Десятки тысяч униатов перешли в католичество.
После восстания 1863-1864 в 1875 уния ликвидирована на Холмщине, но уния продолжала существовать.

В 1847 конкордат с римским папой, 7-ая католическая Тираспольская епархия. Неудовольствие православного духовенства. В 1866 действие конкордата прекращено.


Митрополит Филарет (Дроздов) с 1821 года возглавлял Московскую Епархию. Переводил Библию на русский, составил по просьбе Александра 1 манифест о передаче престола Николаю. Блестящий проповедник, московский Златоуст. Инструкция о поведении священников в предстоящие тревожные дни. Составил текст проповеди 19 февраля 1861 года.

Иван Белюстин «Описание сельского духовенства», суровая правда.

Министр ВД Валуев. «О преобразовании быта духовенства», сблизить духовенство с прочими сословиями.

«Особое присутствие для изыскания способов к большему обеспечению быта духовенства», туда вошел Синод, министр внутренних дел и государственных имуществ. 1863. 1864 – «О правилах учреждения славянских братств», для проповеднической и миссионерской деятельности. 1864 – «Положение о приходских попечительствах при православных церквах», главный источник – пожертвования, гласность всех ведомых дел, попечительство отчитывалось в суммах перед прихожанами.

1867 отменено наследование приходских церковных должностей, 1869 – закон об устройстве детей лиц православного духовенства позволил им свободно выбирать гражданскую или военную профессию. Но преимущественная «кастовость» осталась.
1869 – некоторое сокращение численности приходов и приходского духовенства. Маленькие приходы соединялись, определялся главный храм, в каждом «главном храме» 2 клирика- священник и причетник в звании псаломщика, реформа шла медленно, фактически, был заморожено строительство новых приходов – средняя численность прихода составила выросла на 200 до 2000 человек.
Увеличение казенного пособия священнику до 240 рублей в год.

Церковное управление – епархии разделены на 3 класса, первенствующие – Мск, СПб, Киев. Восстановлена в епархиях практика выбора благочинного самим духовенством,

В 1863 выпускникам духовных семинарий разрешено поступать в университет, в 1867 люди не из духовенства могут поступать в духовные академии и войти в духовное сословие.

Прекратились гонения на староверов, легализована большая часть толков, признаны имеющими силу старообрядческие метрические записи.

Реформы несколько оживили деятельность Русской Церкви и смягчили бюрократические оковы ее стеснявшие.

Конфессиональная политика Александра III.
Победоносцев – профессор гражданского права, учил праву Александра Александровича III. С 70-х годов стал консерватором, манифест 1881 «О незыблемости самодержавия». Повысилась роль епархиальных консисторий. Подчеркивал решающую роль церкви в деле укрепления Самодержавия. Вникал в вопросы культуры, образования. Стремился поднять нравственный уровень населения.
Пересмотр реформ Александра - нет более сокращения приходов, с 1881 по 1894 ежегодно 250 церквей и 10 монастырей. 1885 – закрытие Главного Присутствия, большое внимание уделял проповеди, празднованию церковных юбилеев. Возрождается византийский стиль. 1883 – новый устав консисторий. Победоносцев не хотел творческого обновления церкви. Ужесточена духовная цензура, увеличивается число церковно-приходских школ.

1883 – Закон о старообрядцах. Старообрядцы получили ряд гражданских прав. С разрешения Обер-прокурора Синода им разрешено открывать новые молельные дома, но их иерархия не была признана. Запрещены старообрядческие школы. Жесткий староверам запрет на пропаганду своего учения.

Рационалистические секты:

Духоборы – в 40-х – 50-х 18 века, Силуян Колесников, в 1820 поселены в Новороссии на реке Молочные воды, в 1830 начались гонения на них,в 1841-1845 из выселили на юг Грузии, считали себя поборниками Святого Духа. Христа считали человеком, в котором воплотился божественный разум. Говорят о тленности Писания, об ошибках туда вкравшихся. Верят в бессмертие души, переселение душ. Воровство, измены, пьянство исключены. За общиной следят ее наставники. В 1898 году выехали в Канаду, их там сейчас до 30000.
Молокане

Отрицали светскую власть.Ответвление от секты духоборов, основатель – крестьянин Семен Уклеин. Основа – Библия, Новый завет, считали, что отцы исказили христианство. Для праведных молокан не будет Страшного суда. Отрицали иерархию. Избегали гражданских повинностей. Ели в пост молоко, но в Великий ничего не ел. Отвергали поклонение иконам, по образу жизни пуритане.
Среди них появилась секта «обшие», с общинным коммунизмом.
Штундисты, баптисты.

Штундисты – в 70-х -80х гг. 19 века, источник вероучения – Писание, триединство в Боге, воплощение Христа, покаяние и молитва. Церковь как обретение человеческое. Хулили христианских святых, считали духовенство фарисеями. Из таинств – крещение, причастие хлебом. Всеобщее равенство. Близки к баптистам.Баптизм – община, 10-30 семей, трудовой коллектив со взаимовыручкой. Всеобщее священство –баптизм. Не признают икон и таинств. Крещение в разумном возрасте. Брак признают деянием священным. Духовные съезды.
Меннониты
Симонис Меннон, Нидерланды, смирение, против войн и военно службы, против таинств, обрядности, церкви, крещение в 10 лет. Военная служба для меннонитов была заменена охраной казенных лесов, переселенцы на реке Молочной под Мелитополем при Екатерине.
Адвентисты
Почитание субботы как дня второго пришествия Христа. Основатель – Вильям Миллер в 1830 в США. К 1912 в РИ – 5500 чел. Верили, что мир будет уничтожен огнем во второе пришествие Христа.
Пашковцы
Полковник гвардии Пашков – в форме евангелизма его просветил проповедник лорд Ресток. 1874. Открыл дешевую столовую для бедного люда. 1876 – «Общество поощрения духовно-нравственного чтения». Журнал «Русский рабочий», вели благотворительные дела, беседы с рабочими. В 1877 Пашкову запретили проповеди в столице.
Исходило из протестансткого «оправдания верой», отвергал иерархию почитание икон, креста, мощей. Признавали крещение, устную исповедь. Пашков устроил в СПб в 1884 съъезд еванегелистов, но их разогнали.
С целью борьбы с ересями – Всероссийские миссионерские съезды. 1887. 1891. 1897. 1908. 1917.Толстовство – проповедь ненасилия, общей любви, когда церковь стала в союзе с государством, она отошла от Христа. Божественное во Христе – разум, жить по разуму – жить по Христу. Возникли общины толстовские.

Политика Победоносцева – активизация деятельности церкви и гонения, мало самостоятельности.
Требования восстановления принципов соборности.


































В начале XX века

Требования освободить церковь от государственного давления. В 1904 году «Об усовершенствовании общественного порядка», обещание веротерпимости.

Митрополит Антоний Вадковский отправил Николаю 2 записку «Вопросы желательных преобразований в постановке у нас Православной Церкви». Разрешить созыв всех архиереев Православной Церкви, но без участия в нем правительства.
Записку Николай передал Комитету Министров – Витте, тот создал в Комитете особое совещание по церковным вопросам. Они составили еще более радикальную записку «О современном положении Православной Церкви». Прямо ставился вопрос об отмене неканонической петровской церковной реформы. Предлагалось покончить с кастовостьью духовенства. Для решения проблем нужно восстановить «соборное начало», практика насилия светской власти принесла вред, необходим созыв Поместного Собора. В январе 1905 Витте отправил Записку Николаю, опубликована в журнале Слово, резонанс.

Победоносцев против записки. Убедил Николая изъять обсуждение вопросов о церковных преобразованиях из Комитета Министров. Победоносцев отговаривал Николая, меры были половинчастые. Март – статья «О необходимости перемен в русском церковном управлении». Авторы хотели регулярных соборов, избрания епископов клиром, увеличения числа епархий.
С начала 1905 года – Союз Ревнителей Церковного обновления. 19 октября на общем собрании Союза был принят проект реформ.

В пасхальное воскресенье, 17 апреля 1905 года, опубликован манифест о веротерпимости. С 1905 по 1909 308000 случаев выхода людей из православия. Шаг к веротерпимости, но подлинной свободы еще не дал. Церковь продолжала оставаться в соединении с государством.

Победоносцев – патриаршее правление опасно для государства.

Сам Синод просил Николая разрешить Собор. Николай ответил в 1905, что собрать собор в столь неспокойное время невозможно.

17 марта 1905 года группа 32 петербургских священников с Антонием Вадковским опубликовали «О необходимости перемен в русском церковном управлении». Лейбмотив – немедленное освобождение от светской власти, возвращение к каноническим нормам.
Авторы предлагали провдить созывы поместных соборов. Избрание епископов клиром и мирянами. Возник «Союз ревнителей Церковного обновления». На проекте реформа выборность – ключевой, основополагающий признак. Призыв к обновлению всех сторон жизни посредством науки и искусства.

Манифест о веротерпимости – разрешение исповедовать любую веру, министру внутренних дел Булыгину это не понравилось.

Россия стала публичным национальным государстом. Бороться с безнравственностью и снятием ограничений.

27июля 1905 – анкеты РПЦ о положении церкви и желательных преобразованиях. Проблемы с падением нравственности, с разгулом страстей.

Епископат стоит за реформы. Место императора как первого среди равных. Патриарх не должен обладать самодержавной власть., а должен быть первым среди равных.Вопросы о переводе службы на русскй. Отмена епископского безбрачия. Вопрос церковной реформы непрерывно обсуждался.

19 октября 1905 после 2 дней в отставку Победоносцева, новый обер-покурор – А.Д.Оболенский. Оболенский за созыв Поместного Собора.

27 декабря 1905 – указ о подготовке митрополитам СПб, Мск, Киев – подготовка Поместного Собора. 14 января 1906 Синод вынес решение о Предсоборном Присутствии. Присутствие: Обер-прокурор, товарищ, 10 иерархов, 7 священников и 21 профессор духовных вузов.

Первое заседание – 6 марта 1906, Вадковский – Поместный Собор станет источником возрождения духовной жизни Россиии.

5-15 мая закончилась работа Предсоборного Присутствия, клирики и миряне имеют на соборе только совещательный голос, проводить Собор раз в 10 лет. На Предсоборном Присутствии выработан принцип выборности церковных должностей, но предотвращенеи развития чрезмерного «епископской власти», шла борьба между сторонниками радикальных реформ и традиционалистами.

Предсоборное Присутствие – вокруг революция. Заседало до 15 декабря 1906, закрыто по предлож. Столыпина). 7 отделов.
Успели подготовить проект «Об обособлении Церкви от государственных учреждений и определении ее полномочий». Антоний Вадковский верил, что Николай объявит на Троицу или на Успения созыв Поместного Собора.
Против Собора Столыпин, по его мнению, существующее положение дел в церкви не нуждается в изменениях.
Религиозно-философские общества, власть к ним относится настороженно, «Христианское братство» в Москве, 1905, «Петербургское религиозно-философское общество» - 1907, Карташев, Розанов, Бердяев, Мережковский.







Созыв Поместного Собора

В условиях самодержавия это невозможно. 4 марта новый обер-прокурор Синода – В.Н.Львов. Он заявил о поместном соборе. Настроение духовенства радикальное.

7 марта 1917 – Союз демократического духовенства и мирян. Церковь приветствовала освобождение от светской власти.

5 августа упразднен Синод.

29 апреля 1917 – Послание к пастырям, архипастырям и всем верным чадам РПЦ – выбороное начало в управлении. Тогда же образован Предсоборный Совет, туда вошли все члены Синода, 8 от Всероссийского съезда духовенства и дворян, 3 от монастырей, 18 высших церковных иерархов.

Поместный Собор открылся 15 августа 1917 года в Успенском Соборе, Москва. Председатель митрополит Московский Тихон.

Выборы в совет трехстепенные. На приходском выборном собрании под начальством настоятеля прихода были все члены причта, 3 прихожанина. Благочиннические выборные собрания – клир, миряне, +представители от мужских монастырей, выбирали 2 клирика + 3 мирянина в епархиальное избирательное собрание. В епархиях выборы в Поместный Собор, два клирика и три мирянина от епархии. Мужчины не моложе 25 лет. 569 делегатов – 270 духовных, 299 мирян.

Три сессии: 15.08 – 09.12.1917, 20.01.1918-20.04.1918. 2.07.-20.09.1918. Всего 129 заседаний Собора.

Для Временного Правительства Поместный Собор – Учредительное Церковное Собрание. Вопросы о положении церкви в обществе, о реорганизации церковного управления, Грузинская и Украинская автокефалии, Правовое положение Православной Церкви, Высшее церковное управление. Много говорили о Смуте, обращались к народу с воззваниями «Против грабежей». Светская власть не мешала Поместному Собору.
Из состава Поместного Собора – Совет епископов, право вето на решения по каноническим вопросам.
Очень важен вопрос о патриархе! «Московская группа» - за, «петроградская» - против, говорит, что патриарх в зависимости от власти.
Патриарх – первый среди епископов, подотчетен Собору.
Тихон – ученый, добрый, опытный, оппозиционен синоду, открыто говорил большевикам, где они есть.

Итоги: патриаршество, Приходской устав (статус церковного прихода, церковный совет), положение о епархиальных архиереях.

 Харьковский архиепископ Антоний Храповицкий, новгородский Арсений Стадницкий, московский митрополит Тихон. У Тихона авторитет.Его выбрали.
На Соборе решили отстраниться от участия в духовных вопросах.

Собор возродил соборное начало. Однако отделение Церкви от государства поставило ее в более жестокий контроль.

Источники: Духовный регламент 1721, Беллюстин – описание сельского духовенства, Правила Семинарии Феофана Прокоповича, Записка Витте о современнои положении православной церкви, Манифест о веротерпимости 17 апреля 1905 года, Воспоминания протопресвитера Шавельского о Синоде и положении русской армии перед 1917.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 152.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...