Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В заданиях B1–B3 выберите три верных ответа из шести. Обведите выбранные цифры и запишите их в таблицу.




Единый государственный экзамен по БИОЛОГИИ

Демонстрационный вариант

Контрольных измерительных материалов единого

Государственного экзамена 2012 года

По биологии

Подготовлен Федеральным государственным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»



Единый государственный экзамен по БИОЛОГИИ

Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена

Года по БИОЛОГИИ

 

При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2012 г. следует иметь в виду, что задания, в него включённые, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2012 г. Полный перечень элементов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2012 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2012 г. по биологии.

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.

Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки к ЕГЭ.



Демонстрационный вариант

Контрольных измерительных материалов

Для проведения в 2012 году единого государственного экзамена

По БИОЛОГИИ

 

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится
3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий.

Часть 1 содержит 36 заданий (А1–А36). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, только один из которых верный.

Часть 2 содержит 8 заданий (B1–B8): 3 – с выбором трёх верных ответов из шести, 4 – на соответствие, 1 – на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.

Часть 3 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом (С1–С6).

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

 


Желаем успеха!

 

 


 




Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (A1–A36) поставьте знак «´» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

 

 

A1

 

Генеалогический метод используют для

 

 

1) получения генных и геномных мутаций  
2) изучения влияния воспитания на онтогенез человека  
3) исследования наследственности и изменчивости человека  
4) изучения этапов эволюции органического мира  

 

 

A2

 

 

Вывод о родстве растений и животных можно сделать на основании

 

 

1) хромосомной теории  
2) закона сцепленного наследования  
3) теории гена  
4) клеточной теории  

 

 

A3

 

Какой органоид обеспечивает транспорт веществ в клетке?

 

 

1) хлоропласт  
2) митохондрия  
3) рибосома  
4) эндоплазматическая сеть  

 

 

A4

 

 

Что характерно для соматических клеток позвоночных животных?

 

 

1) имеют диплоидный набор хромосом  
2) при слиянии образуют зиготу  
3) участвуют в половом размножении  
4) имеют одинаковую форму  

 

 

A5

 

К неклеточным формам жизни относятся

 

 

1) бактериофаги  
2) цианобактерии  
3) простейшие  
4) лишайники  

 


 

A6

 

 

И зображённый на рисунке организм размножается

 

 

1) делением надвое  
2) с помощью гамет  
3) почкованием  
4) спорами  

 

 

A7

 

Промежуточный характер наследования признака проявляется при

 

 

1) сцеплении генов  
2) неполном доминировании  
3) независимом расщеплении  
4) множественном действии генов                 

 

A8

 

Каково соотношение фенотипов в F1 при скрещивании двух желтозёрных растений гороха (Аа)?

 

 

1) 1 : 1  
2) 3 : 1  
3) 1 : 1 : 1 : 1  
4) 9 : 3 : 3 : 1  

 

 

A9

 

 

Причиной какого вида изменчивости является случайное сочетание хромосом при оплодотворении?

 

 

1) определённой  
2) фенотипической  
3) мутационной  
4) комбинативной  

 

A10

 

 

Какой признак у грибов и растений является сходным?

 

 

1) наличие хитина в клеточной стенке  
2) автотрофное питание  
3) неограниченный рост  
4) наличие плодового тела  

 

 

A11

 

 

Побег – вегетативный орган, образованный

 

 

1) стеблем с листьями и почками  
2) верхушкой стебля  
3) междоузлиями и узлами  
4) зачаточными листьями  

 


 

A12

 

Почему папоротники относят к высшим растениям?

 

 

1) они обитают в наземно-воздушной среде  
2) их организм состоит из тканей и органов  
3) их организм – скопление клеток – слоевище  
4) в их цикле развития бесполое поколение сменяется половым  

 

A13

 

 

Пресноводную гидру относят к типу Кишечнополостные, так как она

 

 

1) питается плавающими животными  
2) имеет два слоя клеток: эктодерму и энтодерму  
3) обитает в пресном водоёме  
4) реагирует на действие раздражителей  

 

A14

 

Особенность внешнего покрова пресмыкающихся – наличие

 

 

1) однослойного эпидермиса  
2) роговых чешуй  
3) хитинового покрова  
4) кожных желез  

 

A15

 

 

Функцию всасывания питательных веществ в пищеварительной системе человека выполняют

 

 

1) мышечные клетки  
2) эпителиальные клетки  
3) железы желудка  
4) кровеносные сосуды  

 

A16

 

Цифрой 4 обозначена на рисунке суставная

 

 

1) впадина  
2) сумка  
3) головка  
4) прослойка хряща  

 

A17

 

 

Препараты, приготовленные из ослабленных микробов или их ядов, –

 

 

1) лечебные сыворотки  
2) антитела  
3) вакцины  
4) антибиотики  

 

A18

 

Гуморальная функция поджелудочной железы проявляется в выделении в кровь

 

 

1) глюкозы  
2) инсулина  
3) адреналина  
4) тироксина  

 

 

A19

 

Одна из причин близорукости –

 

 

1) нарушение в зрительной зоне коры больших полушарий  
2) повреждение зрительного нерва  
3) помутнение хрусталика  
4) уменьшение способности хрусталика изменять кривизну  

 

 

A20

 

Совокупность факторов внешней среды, в которой обитают особи вида, –критерий

 

 

1) экологический  
2) географический  
3) физиологический  
4) морфологический  

 

A21

 

Генетическую неоднородность особей в популяции усиливает

 

 

1) мутационная изменчивость  
2) географическая изоляция  
3) борьба за существование  
4) искусственный отбор  

 

 

A22

 

Развитие многоклеточных организмов из зиготы служит доказательством

 

 

1) происхождения многоклеточных организмов от одноклеточных  
2) приспособленности организмов к среде обитания  
3) индивидуального развития растений и животных  
4) влияния окружающей среды на развитие организмов  

 


 

A23

 

 

К атавизмам человека относят появление

 

 

1) хвостовых позвонков  
2) диафрагмы  
3) дифференцированных зубов  
4) шестипалой конечности  

 

 

A24

 

Определите организмы, вступающие в конкурентные взаимоотношения.

 

 

 

1) гриб и водоросль в лишайнике  
2) культурные и сорные растения  
3) хищник и жертва  
4) плотоядные и растительноядные животные  

 

 

A25

 

Какой способ уничтожения вредителей сельского и лесного хозяйства принадлежит к группе биологических методов борьбы?

 

 

1) использование паразитических организмов  
2) поддержание высокой влажности  
3) внесение органических удобрений  
4) уничтожение сорняков гербицидами  

 

 

A26

 

Глобальной экологической проблемой считают расширение озоновых дыр, так как

 

 

1) происходит убыль веществ из биосферы  
2) повышается температура земной поверхности  
3) изменяется газовый состав атмосферы  
4) в биосферу поступает больше ультрафиолетовых лучей  

 

 

A27

 

 

В каких органоидах клетки сосредоточено большое разнообразие ферментов, участвующих в расщеплении биополимеров до мономеров?

 

 

1) в лизосомах  
2) в рибосомах  
3) в митохондриях  
4) в хлоропластах  

 

 

A28

 

В молекуле ДНК количество нуклеотидов с тимином составляет 20% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с цитозином в этой молекуле?

 

 

1) 30%   2) 40%   3) 60%   4) 80%  

 

A29

 

Благодаря оплодотворению и мейозу

 

 

1) поддерживается постоянное число хромосом в поколениях  
2) снижается вероятность проявления мутаций в потомстве  
3) изменяется число хромосом из поколения в поколение  
4) сохраняется фенотип особей в популяциях вида  

 

 

A30

 

Частота нарушения сцепления между генами зависит от

 

 

1) структуры хромосомы  
2) расстояния между ними  
3) числа групп сцепления  
4) доминантности или рецессивности генов  

 

 

A31

 

 

Межлинейная гибридизация в селекции растений способствует

 

 

1) получению чистой линии  
2) проявлению эффекта гетерозиса  
3) получению полиплоидов  
4) проявлениию мутантных генов  

 

 

A32

 

Сколько видов растений в приведённом списке: покрытосеменные, клевер красный, клевер ползучий, двудольные, бобовые, крестоцветные, сурепка обыкновенная, редька дикая, берёза, ландыш?

 

 

1) 7   2) 2   3) 6   4) 4  

 

 

A33

 

Сходство нервной и мышечной тканей состоит в том, что они обладают свойством

 

 

1) сократимости  
2) проводимости  
3) возбудимости  
4) раздражимости  

 

 

A34

 

Часть зрительного анализатора, преобразующая световые раздражения в нервные импульсы, – это

 

 

1) белочная оболочка  
2) палочки и колбочки  
3) зрительная зона коры  
4) стекловидное тело  

 

 

A35

 

Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается

 

 

1) в верхних слоях атмосферы  
2) в глубинах океанов  
3) в верхних слоях литосферы  
4) на границах трёх сред обитания  

 

 

A36

 

Верны ли следующие суждения о доказательствах эволюции?

А. У человека на определённом этапе развития формируются хвостовой отдел и жаберные щели, что служит палеонтологическими доказательствами эволюции.

Б. Находки в Центральной Африке примитивных орудий труда и останков скелета человека служат палеонтологическими доказательствами эволюции.

 

 

1) верно только А  
2) верно только Б  
3) верны оба суждения   
4) оба суждения неверны  

 


 













































































Часть 2

Ответом к заданиям этой части (B1–B8) является последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В заданиях B1–B3 выберите три верных ответа из шести. Обведите выбранные цифры и запишите их в таблицу.

 

 

B1

 

Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза?

 

 

1) образование двух ядер  
2) расхождение гомологичных хромосом  
3) образование метафазной пластинки  
4) сближение гомологичных хромосом  
5) обмен участками гомологичных хромосом  
6) спирализация хромосом  

 

Ответ:      

 

B2

 

 

У насекомых с неполным превращением

 

 

1) три стадии развития  
2) внешнее оплодотворение  
3) личинка похожа на кольчатого червя  
4) личинка cходна по внешнему строению со взрослым насекомым  
5) за стадией личинки следует стадия куколки  
6) личинка превращается во взрослое насекомое  

 

Ответ:      

 

B3

 

 

Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путем ароморфозов?

 

 

1) наличие двойного оплодотворения у цветковых растений  
2) образование корней у папоротникообразных  
3) снижение испарения путём образования воскового налёта на листьях  
4) усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений  
5) защита семян в плодах у покрытосеменных растений  
6) сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате  

 

Ответ:      

 


 








При выполнении заданий B4–B7 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо символов.

 

B4

 

 

Установите соответствие между признаком растений и отделом, к которому их относят.

 

ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ   ОТДЕЛ
А) не выносят засушливых условий  
Б) жизненная форма – деревья и кустарники  
В) яйцеклетка созревает в семязачатке  
Г) образуют мелкую сухую пыльцу  
Д) в цикле развития присутствует заросток  

 

 
1) Папоротниковидные  
2) Голосеменные  

 

 

Ответ:

А Б В Г Д
         

 

B5

 

Установите соответствие между функцией нервной системы человека и отделом, который эту функцию выполняет.

 

 

ФУНКЦИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ   ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
А) направляет импульсы к скелетным мышцам  
Б) иннервирует гладкую мускулатуру органов  
В) обеспечивает перемещение тела в пространстве  
Г) регулирует работу сердца  
Д) регулирует работу пищеварительных желёз  

 

 
1) соматическая  
2) вегетативная  

 

 

Ответ:

А Б В Г Д
         

 

B6

 

 

Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   ВИД ОБМЕНА
А) окисление органических веществ  
Б) образование полимеров из мономеров  
В) расщепление АТФ  
Г) запасание энергии в клетке  
Д) репликация ДНК  
Е) окислительное фосфорилирование  

 

 
1) пластический  
2) энергетический  

 

 

Ответ:

А Б В Г Д Е
           

 


 

B7

 

 

Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМОВ   ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
А) являются первым звеном в цепи питания  
Б) синтезируют органические вещества из неорганических  
В) используют энергию солнечного света  
Г) питаются готовыми органическими веществами  
Д) возвращают минеральные вещества в экосистемы  
Е) разлагают органические вещества до минеральных  

 

 
1) продуценты    
2) редуценты  

 

 

Ответ:

А Б В Г Д Е
           

 










В задании B8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу соответствующие им цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

 

 

B8

 

 

Укажите последовательность процессов географического видообразования.

 

 

1) распространение признака в популяции  
2) появление мутаций в новых условиях жизни  
3) пространственная изоляция популяций  
4) отбор особей с полезными изменениями  
5) образование нового вида  

 

Ответ:          

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 712.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...