Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экскурсия как форма организации учебно-воспитательной работы по биологии. Экологическая направленность экскурсий.




Экскурсия - это форма организации работы, при которой школьники выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними. Такая форма работы позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях. Экскурсии по биологии и экологии позволяют добиться прочных, осознанных знаний, установить связь теории с практикой в процессе обучения. На уроке и даже лабораторном занятии учащиеся познают отдельные предметы и явления живой природы изолированно друг от друга, не видят связей растений и животных со средой обитания. Экскурсия есть форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая вне учебного заведения с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой. Экскурсии входят в систему уроков по ряду тем, изучаемых в основном весной и осенью в курсах «Живой организм», «Многообразие живых организмов» и общей биологии. Содержание экскурсий имеет непосредственную связь с пройденным на соответствующих уроках материалом, и в то же время полученные представления, результаты наблюдений и собранное в природе используются на многих последующих уроках. Учитель заранее в годовом плане определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих уроках перед намеченной экскурсией создает для, учащихся ситуацию необходимости ознакомления с изученными явлениями в самой природе. При этом выделяются вопросы, которые нужно выяснить в природе, даются задания для повторения и предварительного ознакомления с материалом в плане подготовки к экскурсии. Учитель предусматривает и обратную связь с экскурсией после ее проведения: что следует, потом вспомнить из увиденного и как использовать собранный материал для демонстраций и практических работ. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитывающее значение. Они расширяют и улучшают знания учащихся. Учащиеся видят растения и животных в естественной среде: растения — в связи с почвой, животных — в связи с растениями, получая представление о биоценозах, о целостности природы в определенное время года. На экскурсиях ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях сливаются в более широкое понятие о природе. При этом многие знания практикуются в узнавании изученных объектов, в объяснении увиденного явления. Непосредственное соприкосновение с природой, познание ее явлений не только дают учащимся конкретные, правильные биологические понятия, но имеют и большое воспитательное значение. Экскурсии в сельскохозяйственное производство, на плодовые и бахчевые плантации, показывающие применение биологических знаний на практике, многообразные сорта растений и породы животных, созданные человеком, условия, повышающие урожайность растений и продуктивность животных, знакомят учащихся с управляемой человеком природой, что имеет большое познавательное и воспитательное значение.

Каждая экскурсия требует тщательной подготовки плана проведения. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, ставятся вопросы, которые возможно разрешить только на экскурсии, распределяются задания для наблюдений и сборов. Все экскурсии, предусмотренные программой школьного курса общей биологии, составляют тот минимум, выполнение которого является обязательным для каждого учителя биологии. Руководитель, прежде всего, должен четко установить задачи экскурсии, подобрать литературный материал. При предварительном ознакомлении с местностью, особенно малознакомой, руководителю следует использовать и ранее собранные гербарии. Это позволит учителю составить ориентировочный план экскурсии.

Затем учитель детально знакомится с местностью, где будет проведена экскурсия. Такое посещение места будущей экскурсии необходимо независимо оттого, что руководитель уже проводил там когда-то экскурсию. За год иногда происходят значительные изменения. Так лес, куда проводилась экскурсия в прошлом году, может оказаться вырубленным. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии, экскурсионными объектами в пунктах остановок дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, во и продумать методы ведения работы в том или ином пункте. Они могут быть очень разнообразны в зависимости от содержания в места экскурсии. В некоторых случаях преподавателю необходимо дать объяснения, иллюстрируя их экскурсионными объектами. В других случаях преподаватель после краткого вступления предлагает учащимся провести самостоятельное наблюдение, собрать тот или иной материал и потом на основании наблюдений и собранного материала проводит общую беседу. Иногда экскурсия полностью строится на самостоятельной работе учащихся по заранее разработанному плану с последующим подведением итогов в конце экскурсии или в классе. Чем старше и подготовленнее класс, тем больше места отводится самостоятельной работе. Изучив маршрут экскурсии, составив план и наметив пути и методы его осуществления, преподаватель подготовляет учащихся к экскурсии. Основные моменты плана должны быть записаны учащимися. Руководитель указывает, как должна проводиться работа во время экскурсии, на что обратить внимание, что и как собрать, что записать, какие книги следует прочитать перед экскурсией. Учитель разбивает учащихся на группы для самостоятельной работы, знакомит со списком нужных для экскурсии пособий, сообщает, какими должны быть одежда и обувь и вручает им задания, отметив вопросы, которые нуждаются в предварительной дополнительной работе по литературе, например, вопросы по экскурсии в лес требуют углубления по книгам о светолюбивых и теневыносливых породах, биологических особенностях растений, о распространении семян и др. Отдельным учащимся даются задания по ботаническим атласам или школьным определителям подготовиться к узнаванию 2—4 растений. К экскурсиям, посвященным позвоночным животным (VII кл), в особенности птицам и млекопитающим, учитель дает отдельным учащимся задания ознакомиться с двумя видами птиц (размер, окраска оперения, места гнездования, питание, пение). Сведения собираются по атласам, книгам и имеющимся в продаже пластинкам «Голоса птиц». Такие задания, данные учащимся, позволят на экскурсии распознать 20 птиц. Такие же задания даются учащимся и по двум видам млекопитающих (следы, запасы и остатки пищи, повадки, норы). На экскурсии, если не удается увидеть самих животных, можно наблюдать их следы и среду жизни. Предварительно полученные знания отдельных учащихся используются при проведении экскурсии. Отсутствие тщательной предварительной подготовки перед экскурсией часто ведет к неудачам. Плохое знание маршрута затрудняет поиски нужных растений, на это непроизводительно тратится время, рассеивается внимание участников, не выдерживается стройность и систематичность темы, часто наблюдается пассивное отношение учащихся к работе. Все требования к организации экскурсий, подготовке к ним, указанные в отношении ботанических и зоологических экскурсий, соблюдаются и для IХ—ХI классов. Только особое внимание обращается на самостоятельность работы учащихся. Элементы самостоятельности включаются в методы проведения экскурсии уже в V—VIII классах: учащимся дают одно за другим короткие поручения найти и с учетом охраны собрать объекты, но с последующим обязательным подведением итогов к концу экскурсии. Выполнение каждого отдельного поручения проверяется учителем прежде, чем дети приступают к следующему. В IХ—ХI классах заранее вручаются задания для самостоятельной работы на протяжении всей экскурсии. Задания охватывают ряд вопросов, в целом исчерпывающих содержание темы намеченной экскурсии. Каждый вопрос требует изучения ряда объектов и явлений. Объекты могут быть разными, лишь бы они позволили выявить общую закономерность. Успех экскурсии в значительной степени зависит от организационной подготовки. Для поддержания лучшего порядка передвижения в городе, в лесу, поле учителю целесообразно распределить учащихся (по их желанию) на группы в 5—8 человек и назначить (или избрать) старших. Задания для работ и отдельные поручения (по переноске снаряжения, разведке и т. п.) учитель дает по группам. Старшие ответственны за дисциплину, сбор учащихся, выполнение заданий. Они следят за порядком передвижения, во время остановок обеспечивают построение вокруг учителя, чтобы всем было видно, что он показывает, и т. п. Учитель на экскурсии иногда собирает старших от групп для инструктажа. Такая организация облегчает проведение экскурсии, предупреждает отставание отдельных экскурсантов, нарушение дисциплины и воспитывает умение работать в коллективе. Значительную помощь в экскурсии могут оказать и родители. Соответственно месту и объектам изучения учитель определяет структуру, методы проведения экскурсии и составляет план-маршрут к ней.

Во время экскурсии учащиеся записывают места остановок, названия растений и результаты наблюдений. После экскурсии собранный материал обрабатывается по группам в виде отчетной таблицы. Такого рода планы-маршруты и отчетные таблицы возможны и по другим экскурсиям.
При обработке природных материалов экскурсии одни из них поступают в живой уголок (растения, взятые с комом лесной почвы, насекомые), другие консервируются, засушиваются. Так составляются гербарий и коллекции по многообразию растительного мира, изменчивости различных признаков у растений и животных, приспособленности плодов и семян к рассеиванию, растений к разным условиям жизни, типов окраски насекомых и др. Свои наблюдения учащиеся должны оформить в виде отчета, гербария, коллекции собранных объектов, фотоснимков. (Приложение 2)

Живой материал (растения, водяные насекомые, куколки и другие объекты) следует разместить в уголке живой природы для дальнейшей работы с ним.

Ботанические экскурсии обычно требуют сбора материала для дальнейшей обработки и изучения. Поэтому необходимо обеспечить экскурсантов всеми нужными для экскурсии пособиями. Некоторые предметы снаряжения понадобятся каждому экскурсанту, часть предметов может быть дана только на группы, и, наконец, некоторые предметы могут быть взяты для пользования всем классом. Снаряжение экскурсанта должно быть простым и обеспечивать активную экскурсионную работу.

При проведении экскурсий в природу, по всем биологическим курсам следует учитывать общие методические положения. Нецелесообразно превращать экскурсию в природу в урок под открытым небом, с длительным опросом учащихся по пройденному материалу, якобы для связи теории с предстоящей работой по заданиям. Каждую экскурсию естественно начинать с определения места - лес, болото, поле, луг, пустырь, парк — по типичным признакам: основные черты ландшафта и наиболее характерные растения. При этом следует отметить черты, показывающие сезонное развитие природы (состояние растительности и животных), и обратить внимание учащихся на эстетическую сторону своеобразную красоту каждого из уголков природы в разное время года и даже в разные часы дня.


Классификация экскурсий

Экскурсии бывают вводные по курсу или теме, большей частью проводимые осенью, текущие (осенние и зимние), заключительные (обобщающие и повторяющие пройденный материал), осуществляемые весной.
На осенних — вводных — экскурсиях учащиеся получают подробные и простые задания и собирают живой материал не только по пройденным темам, но и по текущей и для последующих тем. Вводные экскурсии преследуют цель заинтересовать учащихся поставленными вопросами и собранным материалом, на последующих уроках эти вопросы должны быть разрешены, а собранный материал изучен. Работы учащихся по заданиям на основе пройденного за зиму материала будут наиболее углубленными и самостоятельными на весенних, заключительных экскурсиях. К организации и проведению экскурсий по изучению различных экосистем существует два подхода: системный экологический и эколого-биологический. Экологический заключается в том, что во время экскурсии, например, на луг, дается полная экологобиологическая характеристика не только видов растений и животных, обитающих и встреченных на определенной территории, но и лугу в целом. Это предполагает высокий уровень знаний, умений и опыта проведения наблюдений, как учителя, так и учащихся. Заключительные экскурсии строятся таким образом, чтобы учащиеся в природе нашли то, что изучали по учебнику и в классе, и разрешили на конкретных примерах возникшие или поставленные учителем вопросы. Постановка и самостоятельность разрешения вопросов будят мысль и развивают исследовательский интерес и наблюдательность. При переходах, во время отдыха и в заключение экскурсии возможно проведение натуралистических упражнений с элементами игры (определение направления, расстояния, высоты деревьев; кто скорее найдет нужное растение; кто назовет большее число известных ему растений; кто запомнил больше объектов).

Экскурсии в природу по всем биологическим курсам, проводимые по разным темам и в различное время года, все же имеют общую структуру. В каждом биологическом курсе проводится несколько экскурсий в природу, музеи и на производство.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 549.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...