Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политическое и социально-экономическое развитие современной России




 

Стремление последних лидеров СССР во главе с М. Горбачевым сохранить социализм путем придания ему «человеческого лица» проявилось в мероприятиях по созданию регулируемой рыночной экономики, ограничению имперских амбиций во внешней политике, развитию гласности в идеологии и расширении прав национальных образований.

Весь этот комплекс мероприятий получил название революции сверху, или перестройки, регулируемой КПСС. Однако к концу 80-х годов этот процесс вышел из-под партийного контроля: предприятия стремились использовать монопольное положение на рынке и конфликтовали с министерствами, индивидуально-трудовая деятельность породила слой профессиональных бизнесменов и торговцев-челноков, пробудились националистические настроения в регионах (особенно в Прибалтике и на Кавказе).

Но самым непредсказуемым и опасным для партийного руководства оказалась кампания по развитию гласности, которая превратилась в кампанию по низвержению идеологических основ коммунистического режима. Здесь важнейшее значение имело принятие Первым съездом народных депутатов СССР (1990 г.) постановления об отмене статьи 6 Конституции, закреплявшей монополию КПСС на власть.

Так в СССР возник политический плюрализм – возможность сосуществования различных политических партий и идейных течений. Дополнялось это утверждением электорального принципа проведения выборов в органы центральной и местной власти: выборы стали проводиться на альтернативной основе, а избиратели (электорат) получили реальную возможность отлучить от должности любого представителя партийной номенклатуры.

Отчаянную попытку «спасти завоевания социализма» предприняли наиболее консервативные советские лидеры в августе 1991 г. Накануне заключения нового Союзного договора был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) во главе с вице-президентом СССР Г. Янаевым. Изолировав в Крыму либерального президента Горбачева, члены ГКЧП попытались восстановить коммунистические устои в обществе.

Это мероприятие провалилось натолкнувшись не только на противостояние общества, но и на мощную организационную структуру – руководство РСФСР во главе с всенародно избранным президентом Б. Ельциным. Закрепляя эту победу, Ельцин подписал Указ о запрещении деятельности организационных структур КПСС в России. Таким образом, рухнула стержневая организация, скреплявшая некогда могучий Советский Союз.

Практически одновременно о выходе из КПСС и о праве союзных республик на суверенитет заявили их лидеры. В декабря 1991 г. этот процесс был закреплен руководителями России, Украины и Белоруссии, подписавшими Беловежское соглашение о денонсации (аннулировании) Союзного договора (1922 г.) об образовании СССР.

«Великая империя» распалась на 15 независимых государств. Но исходя из того, что за многие десятилетия, даже века все регионы оказались тесно связаны единым экономическим и оборонным пространством, 21 декабря 1991 г. было создано Содружество Независимых Государств (СНГ), в которое вошли 12 бывших союзных республик (кроме трех прибалтийских).

Руководство России начало спешно проводить радикальные преобразования. Это фактически означало смену модели общественного развития страны – она перестала быть социалистической и советской. Указом Президента России от 26 октября 1991 г. вместо Советов как органов государственной власти были созданы органы администрации, подчиненные президенту. В дальнейшем власть на местах перешла к избираемым главам администрации – губернаторам, мэрам, префектам и т.п.

Эти руководители зависели уже не от президента, а от народа. Положительным результатом такого преобразования является демократизация местного управления, а отрицательным – нарушение традиционной для России вертикали власти – централизации, что опасно возникновением тенденций сепаратизма.

С начала 1992 г. правительство Е. Гайдара начало проведение радикальной экономической реформы т.е. создание рыночной экономики. Основные мероприятия здесь: либерализация цен, свобода торговли и приватизация государственной собственности.

Другое название этих мероприятий – «шоковая терапия», болезненно отразившаяся на уровне жизни и социальных гарантиях простых граждан. Цены на все товары стремительно выросли: продовольственные товары, например, подорожали в 1992 г. в 36 раз.

Растущая значительно меньшими темпами зарплата лишь подстегивала процесс гиперинфляции. В критическом положении оказались целые отрасли народного хозяйства: военно-промышленный комплекс, оставшийся без госзаказов; сельское хозяйство, лишенное возможности закупать подорожавшие машины, топливо, удобрения и буквально задавленное зарубежными товаропроизводителями. Российские предприятия испытали тяжесть конкуренции с международными монополистами на своем, внутреннем рынке.

Выяснилось, что качество многих наших товаров не могло конкурировать с зарубежными аналогами. В результате многие предприятия были вынуждены сократить или остановить производство, уволить рабочих. Кто-то пытался интегрироваться в международные экономические структуры, продавая контрольные пакеты своих акций иностранцам.

В этот период времени был нанесен серьезный удар по научно-техническому потенциалу и престижу страны. Только в 1992 г. в коммерцию ушли 909 тыс. ученых, усилилась «утечка умов» – отъезд ученых и специалистов за рубеж. Общее число безработных достигло 5–8 млн чел.

Произошло резкое имущественное расслоение общества: к концу 1993 г. слой богатых людей («новых русских»), сумевших обогатиться в новых социально-экономических условиях, составил 3–5% населения, а 40% стали нищими.

Правительство «молодых реформаторов» (Е. Гайдар, А. Чубайс, Б. Федоров и др.) доказывали, что это временные трудности, что макроэкономические процессы уже «пошли»: исчез дефицит товаров и осталось лишь повысить платежеспособность населения. Но лимит долготерпения в обществе стремительно истекал.

Причина в том, что в России, как ранее в СССР, сложился четкий принцип политического плюрализма: с конструктивной критикой или популистскими выпадами против официального курса реформ выступили не только отдельные оппозиционеры, но партии и даже властные структуры. По стране прокатились рабочие забастовки, в регионах появились сепаратистские лозунги, реальностью стал развал армии и т.д.

Центральным в этой ситуации стал конфликт между законодательной и исполнительной ветвями власти – Съездом народных депутатов РСФСР (рук. Р. Хасбулатов) и Президентом страны Б. Ельциным. В декабре 1992 г. парламентарии добились отставки Е. Гайдара с поста главы правительства и назначения премьером В. Черномырдина – опытного хозяйственника, не склонного к решительным макроэкономическим экспериментам. Затем возникла идея импичмента (отставки по решению Парламента) Президента страны.

Однако Б. Ельцин 21 октября 1993 г. своим указом распустил Съезд народных депутатов РСФСР. В центре Москвы возник вооруженный конфликт. Оппозиционеры, поддержанные депутатами, пошли на прямой штурм Телецентра и городской мэрии. В ответ на это войска, сохранившие верность Президенту, с применением танков взяли здание Парламента – Белый дом, при этом погибло 145 человек. Таким образом, самый острый социально-политический конфликт в истории новой России разрешился традиционным способом – кровью и насилием.

12 декабря 1993 г. на основании всенародного референдума (официального волеизъявления избирателей) была принята Конституция Российской Федерации (России). Россия стала президентской республикой, т.е. права главы государства были максимально расширены.

Высшим законодательным органом стало Федеральное собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации, который формируется из региональных руководителей, и Государственной Думы – 450 депутатов. Половина из них избирается по партийным спискам, остальные – по одномандатным избирательным округам.

Лидеры оппозиции были амнистированы и заняли места в новом Парламенте. Представительство в Госдуме 1993 г. получили следующие политические объединения: «Выбор России» (правительственная партия) – 96 депутатских мест, ЛДПР – 70, КП РФ – 65, Аграрная партия – 47 и «Яблоко», набравшее 20 мест по партийному списку. Начался мирный законотворческий процесс, перемежающийся острыми политическими дебатами и столкновениями «в рамках правового поля».

Последующие парламентские выборы 1995 и 1999 гг. показали, что демократические преобразования получили поддержку большинства населения России, возврата к коммунистическому прошлому, несмотря на его внешнее благополучие, желают меньшинство россиян. Вместе с тем получило распространение манипулирование общественным мнением путем изощренных предвыборных технологий.

 Актуальность темы исследования. В последние десятилетия мир стал свидетелем впечатляющих изменений. Многое, из того, что устоялось в жизни целых поколений, пришло в движение - экономический уклад, идеология, политические отношения, государство, право. Задаются новые параметры мирового общественного устройства, и новой России предстоит найти в нем свое место.

В последние годы российское общество притерпело значительные изменения, которые следует рассматривать в контексте общемировых тенденций. Страна находится в кардинально новой политической, социально-экономической и духовно-нравственной ситуации.

Россия ищет себя: свой новый экономический уклад, новые социальные отношения, полноту своего духовного мира и государственности. Центральное место в переменах, происходящих сегодня в России, принадлежит отечественной политической системе.

Бурная ломка политических структур, радикальные социальные сдвиги, формирование нового политического сознания и политической культуры / народов России, становление новых политических отношений - всо это наиболее впечатляющие особенности современного политического процесса, не имеющего в сущности прецедентов в истории.

Современная политическая система России - сложнейший комплекс элементов, структур, норм, традиций, образов национально-историческом, социально-психологической природы, В широком значении - это целый мир, имеющий свою жизненную организацию, источники, архитипы и будущее. Сложившаяся система есть одновременно и причудливое смешение противоположных идей, эпох, тенденций, разновременных и разнохарактерных реформ и изменений, противоречиво со-

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА….

седствующих друг с другом в одних и тех же актах и институтах и совокупный эффект которых во многом придает ей споеобразный колорит и в то же время лишает ее логической связанности и культурной концептуальности.

В настоящее время политическая система переживает переходное состояние, определяемое следующими процессами:

- изменяется соотношение элементов в политической системе;

- формируется^ развивается и совершенствуется гражданское общество России;

- изменяется социальная роль государства, партий, групп давления;

-.'отыскиваются новые и реформируются старые регуляторы общественных отношении;

До сих пор не смолкают споры по какому пути идти России по "западному" - либерально-демократическому или открывать свой отечественный, индивидуальный путь с опорой на православие. Современная политическая мысль России дошла до осознания того, что демократия имеет разнообразные формы и виды. Во многих государствах идея демократии приняла ярко выраженные национальные особенности, где в воспринятые внешние формы демократии вкладываются свои исторически сложившиеся представления о взаимоотношении между народом и властью, принципы справедливости, понимание добра и зла.

Актуальна до сих пор проблема путей перехода от тоталитарного режима к демократическому. Ряд ученых высказывают мнение, что эволюция тоталитаризма социалистического типа возможна лишь через авторитарный или военно-авторитарный режимы, и что существует опасность того, что переход к демократии в России может не состояться.

- 5 -

Этими обстоятельствами и обусловлен выбор проблемы в качестве темы диссертационного исследования, ее актуальность, содержание и направленность.

Объектом диссертационного исследования является политическая система современной России, ее организация и функционирование, ее социальная роль и взаимодействие с другими элементами Российского общества.

Предмет диссертационного исследования составляет определение политической системы современной России; моделирование ее структуры; пути совершенствования и развития.

Цели и задачи исследования. Диссертационное исследование проводилось с целью определения факторов, влияющих на формирование и развитие политической системы современной России; выявления моделей организации политической системы Российской Федерации и разработки рекомендаций по совершенствованию деятельности всех ее элементов.

Указанным целям определяются и задачи исследования:

1) определить понятие "политическая система", выявить и кратко охарактеризовать ее структурные составляющие;

2) проанализировать существующую модель политической системы и определить пути ее совершенствования;

3) показать роль гражданского общества в политических процессах;

4) раскрыть содержание структурных элементов российской политической системы;

5) определить механизм взаимодействия государства с основными элементами гражданского общества - общественными объединениями;

6) выработать на основе анализа правовой регламентации дея-

- 6 -

тельности общественных объединений предложения по совершенствованию их структуры и форм деятельности;

7) расширить понятийно - категориальный аппарат общей теории права, уточнить понятия и категории при определении содержания, форм, сущности правовой регламентации, определить правовой статус общественных объединений в политической системе современной России.

Методологическая и теоретическая основы исследования. Методологической базой работы является диалектико-материалистический метод научного познания объективной действительности. Из частных методов использованы: исторический, логико-юридический, сравнительно-правовой, функциональный, метод моделирования, а также комплексный метод и системный подход.

Теоретической основой диссертации послужили научные разработки по философии, политологии, истории, общей теории права, го-су дарствоведению, социологии, конституционному праву.

Особое внимание уделялось исследованиям ученых политологов, правоведов, государствоведов, разрабатывающих вопросы теории политической и правовой систем, проблемы государственного устройства (С. С. Алексеев, В. К. Бабаев, В. М. Баранов, В. К. Борисов, А. А. Дегтярев, Д. А. Керимов, В. Н. Карташов, С. Н. Кожевников, В. В. Лазарев, Р.З.Лившиц, Е. А. Лукашева, М. Н. Марченко, Н. И. Матузов, В.А.Мальцев, Л. А. Морозова, Б. Л. Назаров, В. С. Нерсесянц, И. В. Петелина, К. Д. Ростиашвили, В. Н.Синюков, А.И.Соловьев, Б.А.Тихомиров, Л. Б. Тиунова, Б. И. Топорнин, А. П. Цыганков, В. Г. Чиркин, 0. Ф. Шабров, Ю.А.Юдин, С. С. Юрев, И. А. Ямпольская и др.).

Нормативно-правовой базой исследования является Конституция Российской Федерации, конституции субъектов Российской Федерации, Федеральные и региональные законы и иные нормативно-правовые акты

- 7 -

Российской Федерации и ее субъектов, конституции зарубежных стран и другие документы, относящиеся к предмету исследования.

Научная новизна исследования и основные положения, выносимые на защиту. Научная новизна диссертации заключается в том, что автор одним из первых проводит комплексное исследование политической системы современной России, организацию процесса ее реформирования. При этом предметом анализа является новая политическая система России.

Объектом самостоятельного изучения стали: самое понятие "политическая система"; модель наиболее оптимальной для современной России политической системы; ее структура; пути и способы создания демократической политической системы в российском обществе.

В диссертации рассматривается состояние гражданского общества на сегодняшний день, роль его элементов в предлагаемой модели политической системы.

На защиту выносятся следующие положения:

1) функции политической системы в совокупной общественной системе;

2) власть - основа политической системы;

3) пути построения в России либерально-демократической модели политической системы;

4) факторы формирования и развития гражданского общества в России;

5) элементы политической системы: институциональный, информационный, нормативный; их определения, характеристики, функции.

6) определение источников правового статуса общественных объединений;

7) предложения по правовому регулированию отдельных видов общественных объединений;

- 8 -

8) определение понятий: "политическая система", "правовая система", "гражданское общество", общественное объединение", "правовой статус общественных объединений".

Научная и практическая значимость диссертационного исследования. Результаты научного исследования позволили обосновать структуру политической системы современной России; наметить пути ее реформирования, опираясь на мировий опыт развития; определить место правовой подсистемы в структуре Российского общества и ее роль в общем процессе преобразований В этом - научная ценность работы.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что она обосновывает приемлемость либерапьно-демократической системы для современной России, определяет наиболее оптимальное соотношение между государственными структурами и гражданским обществом, способствует совершенствованию правового регулирования деятельности общественных организаций. Диссертация будет полезна в учебном процессе юридических вузов России при изучении соответствующих тем в политологии, теории права и государства'и в отраслевых юридических дисциплинах.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования: отражены в публикациях автора; излагались на научной конференции адъюнктов и соискателей Нижегородского юридического института МВД РФ 1996 г.; применялись в учебном процессе, при проведении семинарских занятий по общей теории права в НЮИ МВД РФ; обсуждались на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Нижегородского юридического института МВД РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и библиографии.

 

Конституция

Конституция — основной закон государства — является ядром всей правовой системы России и определяет смысл и содержание других законов.

Со времени первого принятия Конституции в документ был внесен ряд поправок, последними из которых являются положения о том, что «Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» и о том, что «Государственная Дума избирается сроком на пять лет» (Закон РФ о поправке к Конституции РФ № 6-ФКЗ от 30 декабря 2008 года).

В конце 90-х годов российская Конституция пережила, по меньшей мере, два политических кризиса, из которых вышла с честью и достоинством. Ей предшествовали принятая в 1918 году конституция РСФСР и первая Конституция СССР, принятая в 1924 году и закрепившая победу социализма на советском пространстве. Затем на смену пришли Конституция 1936 года и, так называемая, «застойная» Конституция 1977 года, действовавшая до распада Советского Союза.

Российская Конституция — прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны — Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов — норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.

Переплет из тончайшей кожи красного цвета, накладной серебряный герб России и тисненая золотом надпись «Конституция России» — так выглядит «экземпляр номер один» основного закона страны. Так называемое инаугурационное издание Конституции РФ хранится в библиотеке главы государства в Кремле.

В течение десяти с лишним лет 12 декабря являлся официальным выходным. Однако, 24 декабря 2004 года Госдума приняла поправки в Трудовой кодекс РФ, изменяющие праздничный календарь России. Закон предусматривает отмену выходного дня в День Конституции.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...