Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Памятники литературы древней Руси.




Билет № 16

Расскажите об отношениях Руси с Византией.

План

1. Географическое положение Руси и Византии (карта).

2. Характер отношений Руси и Византии при первых князьях Руси.

3. «Путь из варяг в греки».

1) показать на карте территорию Византии и Руси (на период конца 9 – начала 10 вв).

2) В 907 году, князь Олег ходил на Константинополь. Поход закончился подписанием мирного договора. Условия, его были таковы, что Византия выплатила Руси единовременную контрибуцию, и обязывалась платить ежегодную дань, а так же обеспечивать всем необходимым русских купцов. В 911 году, этот договор был подтвержден.

В 941 – 944гг. были неудачными для Руси в отношениях с Византией. Князь Игорь потерпел несколько поражений в Причерноморье. Киевская Русь заключила мир с Византией. Согласно этому договору, Византия признавала право Руси владеть землями в устье Днепра и на Тамани.

Много событий в отношениях Руси и Византии произошло при правлении князя Святослава. В течение 967 – 969 гг. Святослав добился присоединения к Руси нижнего Подунавья. Эти военные успехи Святослава, противоречили интересам Византии. В 970-971 гг. шла русско-византийская война. В 971 году был заключен мир, подтвердивший условия мирного договора Руси с Византией от 944 года.

В 1043 – 1046 года отношения Руси и Византии стали совсем холодными. Назрел конфликт, который начался с расправы над русскими купцами в Константинополе. Несмотря на военные неудачи Руси, в 1046 году был подписан мирный договор, который был скреплен династическим браком. Император Византии Константин Мономах, выдал свою дочь Анну за Всеволода – сына Ярослава Мудрого.

В 1116 году, Владимир Мономах отправил войска в Византию. Византия не хотела воевать с Русью, и преподнесла богатые дары и предложила династический брак. Поэтому война не состоялась.

Опишите образ жизни, быт и обычаи половцев.

О половцах русские летописи впервые упоминают в 1054 г. Европейские хронисты называют половцев команами (или куманами), восточные — кипчаками (или кыпчаками). Вся половецкая земля получила название Дешт-и-Кипчак.

Кипчаки были типичными кочевыми скотоводами. Они разводили лошадей, верблюдов, коз и овец, буйволов и коров. В теплое время года половцы кочевали по степи. В холодное время, в отличие от печенегов и торков, устраивали зимовники. Такие зимние становища (сезонные поселки) в русских летописях назывались вежами. Они состояли из юрт и кибиток. Зимой скот свободно пасся вокруг становищ. Незначительная часть половцев оседала на землю и занималась примитивным земледелием. В основном это происходило вокруг существовавших ранее городов или больших местных поселков. Основными продуктами питания были мясо животных и коровье молоко, кумыс (переработанное лошадиное молоко), каши из проса и пшеницы.

Жизнь половцев, как и всех кочевников, была неразрывно связана с конем. Все от мала до велика были прекрасными наездниками. Конь сопровождал половцев и после смерти. В могилы мужчин и женщин клали, как правило, целого коня, уздечный набор, стремена, иногда седло. Умерших хоронили в уже существовавших курганах или насыпали над их могилами новый земляной холм. К мужчинам клали большую искривленную железную саблю, лук и несколько стрел, к женщинам — недорогие украшения. В богатых погребениях находят золотые и серебряные витые браслеты и гривны, круглые зеркала, серьги, колты (большие кольцевидные височные подвески с полой фигурной бусинкой) древнерусского происхождения, медные котлы, дорогую посуду, остатки дорогой одежды с золотым шитьем и нашивными золототканны-ми лентами. Богатые женские погребения с золотыми предметами найдены в курганах у села Новоивановка в Амвросиевском районе, возле Ясиноватой.

Одежда была хорошо приспособлена для верховой езды. Половцы носили узкие штаны, сапоги с узкими голенищами до колен, рубахи, короткие кафтаны без ворота, башлыки (островерхие шапки). Костюмы женщин были похожими, но отличались богатой отделкой. Замужние женщины-половчанки носили сложные и красивые головные уборы, украшения. В обычае мужчин было отращивать на затылке (лоб и макушка выбривались) длинные волосы и зап летать их в две или три косы. Этот обычай вообще характерен для многих тюркских народов; от тюрков он перешел в средневековый Китай.

Билет № 17

Охарактеризуйте достижения культуры Руси в IX-XII вв.: письменность, литература, устное народное творчество.

Народная мудрость, память о важных событиях истории, фантазии и верования запечатлялись в легендах, былинах, сказках. Из поколения в поколение сказители и певцы передавали их из уст в уста: о страшном Соловье Разбойнике, о подвигах Ильи Муромца, о колдунье Бабе-Яге, о пирах князя Владимира, о тёмном Кощеевом царстве, о коварстве крылатого Змея, о силе Микулы Селяниновича, о мудрости Добрыни Никитича.

Использование после крещения азбуки Кирилла и Мефодия стало знаком приобщения Руси к достижениям культуры православного христианского мира. До наших дней дошло лишь около 100 рукописей (книг, грамот). Самая древняя из них – составленная из четырёх Евангелий книга Остромирово Евангелие. Сохранилась грамота 1130 года о пожаловании князем Мстиславом Владимировичем земель Новгородскому Юрьевскому монастырю. Её текст написан золотыми буквами, а снизу на шнуре была привешена серебряная печать с изображениями Христа и святого покровителя князя.

Грамоты на дорогом пергаменте – это памятники, оставленные духовенством или знатью древнерусского общества. Простые горожане для повседневных записей широко использовали берестяные грамоты, которые всё чаще в древних городах находят археологи. Купцы и ремесленники на обратной стороне берёзовой коры специальной палочкой продавливали буквы и даже рисовали. Надписи делались также на изделиях ремесла, камнях, выставляемых у дорог, и даже на стенах храмов.

О высоком уровне развития культуры в Древнерусском государстве свидетельствуют памятники письменности и устного народного творчества.

Памятники литературы древней Руси.

Если в устных былинах и сказках Руси ещё было живо древнее язычество, то в письменной литературе господствовала христианская вера. Первые писатели – «книжные мужи» - брали за образец православные византийские сочинения, где главное место уделялось христианскому подвигу, подавлению желаний тела, изучению человеческой души, проблеме борьбы в человеке добра и зла.

На первом месте здесь были жития святых. Самое известное из них – «Сказание о Борисе и Глебе» - «первых святых в Руськой земле просиявших». Иным литературным жанром были хождения – описания путешествий. Не позднее 1113 года игумен одного из монастырей Даниил составил описание своего путешествия в Святую землю, в Иерусалим, где он поставил свечу в храме Гроба Господня за всех русских людей. В «Хождении игумена Даниила» описаны поля и виноградники, города и сёла, а также жители Палестины: арабы-мусульмане, рыцари-крестоносцы. Не менее часто составлялись поучения. Более всех известно «Поучение Владимира Мономаха своим детям». Семидесятилетний правитель оглядывался на прожитую жизнь и наставлял сыновей – каким должен быть князь:

«Всего более убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовице. Не позволяйте сильным губить человека… и не губите сами никакой христианской души. Не давайте причинять вред ни сёлам, ни посевам, чтобы люди не проклинали вас. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели».

Особыми литературными памятниками Руси были летописи. Они включали в себя и историческое повествование, и запись легенд, преданий, поговорок, и выписки из документов княжеского архива, и даже попытки научного осмысления событий истории. Летописи велись при городских соборах, крупных монастырях, княжеских дворцах. Со временем летописи, составленные в Киеве, Новгороде, других городах, стали сводить воедино. Так возникли летописные своды, освещающие события всей истории Руси.

Около 1113 года монах Киево-Печёрского монастыря Нестор завершил свой многолетний труд – летописный свод «Повесть временных лет». Нестор поставил перед собой задачу разобраться, «откуда есть пошла Русская земля». Свой ответ он начинает с расселения народов после «всемирного потопа», выделения славян из других народов, населявших Европу, и дальше ведёт свой рассказ к появлению первых князей, призванию варягов, объединению племён под властью Киева – «матери городов русских». Нестор изучает и сравнивает факты, подтверждает свою мысль документами. Из-под его пера выходят картины княжеских пиров, воинских сражений, народных бунтов.

«Повесть временных лет» стала образцом для летописцев. Много столетий спустя, начиная свой труд, они вначале переписывали «Повесть…» Нестора, а потом дополняли её новыми событиями.

Сохранившиеся памятники летописания и литературы свидетельствуют о высоком мастерстве талантливых писателей Древнерусского государства










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...