Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Литературные эпохи и типы художественного сознанияСтр 1 из 2Следующая ⇒
Литература XIX века. Реализм.
1789 – 1871 годы – литературный XIX век. 1830 (Июльская революция) – 1871 (окончание Франко-Прусской войны) – критический Реализм Смена литературных эпох – монография «Историческая поэтика» (проблема эволюции "поэтического сознания и его форм"). Три типа художественного сознания: - архаический или мифопоэтический; - традиционалистский или нормативный; - индивидуально-творческий или исторический (т.е. опирающийся на принцип историзма). Хронологические рубежи (важнейшие социально-культурные перевороты в мировой истории): 1) VI-V вв. до н.э. ("осевое время" Древности, возникновение новых форм государственности и идеологические движения) 2) конец XVIII века (утверждение "индустриальной эпохи" в ее глобальном масштабе). Три эпохи исторического движения литературы: 1) Мифопоэтическое художественное сознание - фольклор; слитность бытового и идеального; - синкретичность (музыка, танец, театр и т.д. – все объединено воедино); - нет авторства, коллективное творчество; - стилистические приемы и фигуры еще не осознаются. 2) Традиционалистское художественное сознание - выделение литературы как особой формы идеологии и культуры, появление литературной теории; - опора на образец, нормативные категории стиля и жанра; - переломная эпоха Возрождения. а) Древность и средневековье - ведущая категория – стиль; лирика и красноречие; эстетический критерий – красота; - противопоставление поэзии прозе; осознание выразительных средств; - осознание понятия жанра, систематизация. б) Возрождение, классицизм, барокко - риторическое слово - внешняя форма с готовым репертуаром смыслов; больше не творит мир, лишь упорядочивает и гармонизирует его; словотворчество введено в границы, из синонима культуры слово стало одним из ее атрибутов; - классицизм – единосущность слова, барокко – многоплановость слова; - на первом плане – жанр; создание единой жанровой системы. 3) Индивидуально-творческое художественное сознание (романтизм и реализм) - большие социальные и политические сдвиги; - основной объект поэтического изображения – жизнь как таковая и человек в его индивидуальном облике и общественных связях. - центральная категория – автор; - слово - свободно и многозначно; автор – «человек, беседующий с людьми» (Вордсворт); - борьба романтизма и реализма, позднее – возникновение множества школ и направлений.
Философские: - Немецкая классическая философия (от Канта до Гегеля) и позитивизм Научные (до Дарвина): - Идеи эволюции животного мира (Жан-Батист Ламарк): «каждый вид – результат приспособления к среде за длительный срок» - Идея схожести поколений (Жорж Кювье) - Идеи единства организмов и связи между видами (Сент-Илер) - Быт – фактор, определяющий государственное устройство, мораль эпохи (Гизо, Тьерри) Эстетические: - Реализм эпохи Возрождения (Шекспир, Сервантес; герой, несущий в себе противоречие эпохе) - XVIII в – Просветительский реализм - Взаимодействие романтизма и реализма Франция (1830 - 1860): Передовая страна; 1830 год – Июльская революция, у власти буржуазия (романы Бальзака полны финансовых процессов, махинаций). Через восстания укрепляется капитализм. 1871 год – окончание Франко-Прусской войны. Перекраивается карта Европы. Ранний (до 1840, становление, Мериме, Бальзак, Стендаль) и зрелый (до 1860) Реализм. Романтизм и реализм против классицизма, который все еще сохранялся. Флобер (1850-е года) уже разрывает связь с романтическими традициями. Англия: Всегда дистанцирована географически. Давно буржуазная страна, поэтому авторы пишут о сложной жизни в уже устоявшуюся капиталистическую эпоху. Технологический прорыв, не требуется рабочих рук, забастовки. 1837 – 1901 – Викторианская эпоха. В литературе: - острая социальная критическая пафосность (Джейн Остин, 1774-1817) - тесная связь с традициями эпохи просвещения (У. Теккерей) - влияние романтической эстетики Германия: Главенство в Австрии. Буржуазная революция, замена рабочих рук машинами, протесты. Объединение Германии под властью Прусского Короля кровавым путем. США: В 1830-е годы – расцвет романтизма. 1860-е годы – Гражданская война между Севером и Югом. Разрушение рабовладельческого уклада Юга и старой демократии Севера. На смену – современное индустриальное общество. Произведения о жизни негров-рабов, о Гражданской войне и демократии. Стремление к национальному оптимизму.
1789 – 1871 годы – литературный XIX век. 1830 (Июльская революция) – 1871 (окончание Франко-Прусской войны) – критический Реализм. Динамичная смена эпох (за 20-30 лет) Франция – передовая, ведущая страна. 1830 год – Июльская революция, у власти буржуазия (романы Бальзака полны финансовых процессов, махинаций). Через восстания укрепляется капитализм. Географически дистанцированная Англия буржуазной страной стала давно, поэтому авторы пишут о сложной жизни в уже устоявшуюся капиталистическую эпоху. В США в 1830-е годы – расцвет романтизма. 1860-е годы – Гражданская война, которая приводит к становлению Индустриального общества и развитию реализма в литературе (произведения о войне, надежда и оптимизм). 1871 год – окончание Франко-Прусской войны. Перекраивается карта Европы. Принципы эстетики реализма: а) типизации (тип – активно выраженная иллюстрация какого-либо явления; явления жизни получают усиленное выражение в новых, вымышленных, индивидуальных чертах) б) индивидуализации (оживление героев, их индивидуальные черты – речь, внешность) в) детерминизма (явления обуславливаются окружением) г) историзма (художественное осмысление современности; явление происходит в определенных момент истории) д) психологизма (внутренний мир персонажа, обусловленный средой и окружением) е) развития героя (наглядное развитие персонажа под влиянием социума – придает правдоподобности).
Передовая страна; 1830 год – Июльская революция, у власти буржуазия (романы Бальзака полны финансовых процессов, махинаций). Через восстания укрепляется капитализм. 1871 год – окончание Франко-Прусской войны. Перекраивается карта Европы. Ранний (до 1840, становление, Мериме, Бальзак, Стендаль) и зрелый (до 1860) Реализм. Принципы реализма в предисловии к драме «Кромвель» Гюго и в «Расине и Шекспире» Стендаля: - расширение предмета изображения в искусстве; - отмена запретных сюжетов и тем; - представление жизни во всей полноте и противоречивости. Романтизм и реализм против классицизма, который все еще сохранялся. Остаются романтические черты: - культ экзотики (Мериме); - пристрастие к изображению ярких индивидуальностей и исключительных страстей (Стендаль); - тяга к авантюрным сюжетам, тема утраченных иллюзий, разочарования (Бальзак); - искусство психологического анализа, но с прибавлением влияния внешнего мира. Флобер (1850-е года) уже разрывает связь с романтическими традициями: герой обычен, «мир цвета плесени»; содержание малопривлекательно, поэтому особое внимание стилю.
Анри Мари Бейль (1783 - 1842). Пережил французскую революцию, вырос в семье юриста, демократ. Участвует в военных действиях с Наполеоном. Изначально Наполеон – сын революции, затем – деспот. Сама наполеоновская эпоха для Стендаля – героическая. Около 7 лет живет в Италии. Аналитик по складу ума, вкладывал науку в искусство. Сначала пишет теоретические работы. «Жизнь Гайдена, Моцарта и Метастазио» (1814), «История живописи в Италии» (1817) - античный идеал – не единственно возможный на все времена, новому обществу необходимо новое искусство (против классицизма). «О любви» (1822) - рассматривает любовь с научной точки зрения, описывает стадии и виды любви, анализирует. «Расин и Шекспир» (1ч – 1823, 2ч - 1825) - борьба с классицизмом: с правилами трех единств, риторическим языком и александрийским стихом; - максимальное приближение к современности; - искусство изменяется вместе со временем под воздействием новых эстетических вкусов; - «романтик пишет в соответствии со временем, классик – подражает романтику вместо природы»; - писатель должен быть историком и политиком, а не выдумщиком; - язык должен быть правдоподобным, естественным и точным. Главная тема в произведениях Стендаля – путь и предназначение молодого человека. Героев немного, каждый несет свою функциональную роль.
«Красное и черное» (1831). История молодого человека Жюльена Сореля, мечтавшем о славе и признании. Романтическое: - Жюльен – свободная личность; привлекательная уникальная внешность; - воображение, полет души; сильный, бунтарские страсти; - конфликт с высшим обществом, в котором все построено на деньгах; - герой одинок в своих стремлениях; талантлив, способен на подвиг. Реалистическое: - внутренняя душевная эволюция (принцип развития героя), показана через внутренние диалоги; - герой – аналитик и логик; его поступки объяснены обстоятельствами и страстями; - «Хроника XIX столетия», эпоха Реставрации (принцип историзма), типичные слои населения; - сюжет строится на истории духовного развития героя, обусловленного средой и окружением (принцип психологизма). Госпожа де Реналь - жена мера города Верьера господина де Реналя. 30 лет. Искренняя, простодушная и наивная, нравственный идеал Стендаля. Романтическая героиня. Матильда де Ла Моль — 20 лет; умна, критична, независима. Ведет себя как ребенок. Протест современности вызывает у нее интерес. Ее любовь тщеславна. «Пармская обитель» (1839) Романтическое: - То же, что и у Жюльена Клелия – красива, робка, застенчива и очень благочестива. Романтическая героиня Джина – умна, независима.
«Красное и черное» (1831). История молодого человека Жюльена Сореля, мечтавшем о славе и признании. «Хроника XIX столетия» – принцип историзма. Социальный роман рисует широкую картину общества в определенную эпоху, где персонажи выступают в самой тесной связи с социальными группами. Здесь: аристократия, провинциальное дворянство, духовенство, буржуазия, мелкие предприниматели, крестьяне. История Жюльена Сореля происходит во Франции в эпоху Реставрации; специфика его столкновения со своим обществом, временем целиком обусловлена эпохой. Политика пронизывает все сцены романа. В "Красном и черном" три основных места действия — дом г-на де Реналя, семинария и парижский особняк маркиза де ля Моля. Это круг провинциальной буржуазии, католическая церковь и родовая знать — три социальные силы, составлявшие опору режима Реставрации. Если бы Жюльен действовал только в одной из них, картина французского общества эпохи Реставрации была бы неполной. "Красное и черное" вбирает в себя все социальное пространство Франции эпохи Реставрации; этапы карьеры героя проводят его через все основные социальные слои и дают автору возможность обрисовать панораму общества. Название романа: красное – революция, армия, пламенная душа; черное – духовенство, лицемерие.
Проспер Мериме (1803 - 1870) Родился в семье людей искусства. Интерес к Испании. Переводы русской литературы. Путь от романтизма к реализму. «Театр Клары Гасуль» (1825) - сборник одноактных пьес; сатира религиозного фанатизма, порочности людей власти. - разрушение канонов классицизма, утверждение новых принципов искусства. «Гюзла» (1827) - сборник народных песен-баллад балканских славян (из 30 песен 29 Мериме написал сам); - «местный колорит» определяет поведение персонажей; - почти нет метафор и эпитетов, песни лишены романтической идеализации; сюжет прост и психологически убедителен. Один из первых переходит на позиции нового художественного метода — критического реализма. Развивает принцип историзма: Драма «Жакерия» (1828) - сцены крестьянской войны, объясняющие причины происходящего; - разрушение канонов классицизма: нет единства места и времени; - разрушение канонов романтизма: подлинная жизненная ситуация, нет бунтаря, борца; «Хроника царствования Карла IX» (1829) - в основе сюжета – события Варфоломеевской ночи; панорама жизни Франции XVI в.; - информация для романа взята из сведений реально существовавших в то время людей. Общее: «не отдельные великие личности, а народ делает историю». Общество формирует личность, личность оказывает влияние на общество. Мериме предлагает свою версию событий, совмещая историческое и художественное. Позже Мериме создает жанр реалистической новеллы. Лаконизм, ясность, необычайная разнообразность. Экзотические (герой-романтик, способный на поступок, но его сознание подчинено особенностям социума) и светские (общество и законы, по которым оно живет) новеллы. Бездушность и лицемерие “света” не терпит ярких индивидуальностей; враждебное отношение автора к церкви и религии; тема народа как хранителя жизненной энергии, нации как носителя высоких этических идеалов; враждебное отношение к революции и восстаниям.
Новеллы (1829 - 1860) Сборник «Мозаика» (1833) - неоднородность, разнообразие тематик; - нравописательные очерки («Письма из Испании»), подражание испанскому сюжету («Жемчужина Толедо»), сказки. Общие характеристики: - предельная краткость, парадоксальность, нейтральный стиль изложения, неожиданная развязка; - яркий эпизод, раскрывающий сильный характер героя, который противопоставлен мелкому мещанскому окружению. «Экзотические» новеллы: - герой-романтик, способный на поступок, но его сознание обусловлено особенностями социума в котором он живет («Кармен», «Таманго») «Кармен»:
«Светские» новеллы: - изображение общества и законов, по которым оно живет. Сохранено изображение романтического героя, вынужденного жить в этом обществе («Этрусская ваза»). Особенности новеллистики Мериме: - новаторский характер психологизма: психологическое состояние героя раскрывается через действие; - конец новеллы всегда подчеркнуто неэмоционален, что усугубляет трагедию предыдущих событий; - наличие повествователя (соучастник или свидетель); - научность, аналитизм, лаконичность изложения.
Оноре де Бальзак (1799 - 1850) Скромное происхождение, изначально – неудачные опыты в литературе, нищета. «Человеческая комедия» - собрание сочинений из 137 произведений, изображающих французское общество в период Реставрации и Июльской монархии (1815-1848). Предисловие: - Бальзак рассказывает о происхождении замысла и о своих намерениях; - Сравнение общества с животным миром: «Общество подобно Природе, так как оно создает из человека, соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их существует в животном мире». - Но так же есть и различия с природой: общественному состоянию свойственны случайности; человек способен творить искусство, где он может запечатлеть свои нравы, мысли, жизнь; - Человек не рождается добрым или злым, он рождается только с инстинктами. Общество совершенствует его, а стремление к выгоде развивает дурные наклонности. - Совершенствование человека, герой – не статичен, он развивается; - Попытка полного отражения современности. - Сцены частной жизни, провинциальной, парижской, политической, военной и сельской. По этим шести разделам распределены все очерки нравов, образующие общую историю Общества.
После Июльской революции 1830 года к власти приходит буржуазия, а затем укрепляется капитализм. Большинство романов Бальзака связано с финансовыми махинациями. В жизни Бальзак увлекался ими и вечно был в долгах. Писатель исследует современное ему общество, показывает развращающее влияние огромных денег на характеры людей. «Человеческая комедия» - история Франции после революции. Один из основных смыслов – миром владеют деньги. Все может стать предметом денежных сделок, все подчинено закону купли-продажи. Бальзак рассматривает личность как часть семьи. С анализа семейной жизни он начинает изучение общественного организма. Буржуазная семья основана на деньгах: вступление в брак – накопление капитала. Множество разнообразных семейных драм, отражающих различные варианты все той же трагичной борьбы за власть и золото. Повесть «Гобсек» связана с романом «Отец Горио» историей гибельной связи Анастази де Ресто и Максима де Трай. «Гобсек» (1830) История ростовщика Гобсека, скупость которого к концу жизни обращается в манию. - золото – единственно надежное благо на земле, за которым стоит гнаться; все жизненные вопросы сводятся к одному – борьбе между бедными и богатыми; - золото – двигатель общественных отношений, но и разрушительная сила; - графиня де Ресто «покупает» привязанность Максима де Трай, разоряя семью. «Отец Горио» (1834) Две основные линии романа: путь Растинька и трагедия Горио (противоположность Гобсеку). - «Способ сделать любого ребенка несчастным – приучить его не знать ни в чем отказа» (Ж.-Ж. Руссо); причины трагедии Горио – ошибки в воспитании, жизненные обстоятельства; - чтобы попасть в общество, Растиньяк почти разоряет свою семью; - Растиньяк – свидетель трагедии Горио и других окружающих семей. Его выводы: деньги убивают честь и честность, любовь, растлевают семейные связи.
«Отец Горио» (1834), «Утраченные иллюзии» (1836 – 1843) - эволюция молодого человека, вступающего в мир с самыми благими намерениями, но постепенно утрачивающего их вместе с юношескими иллюзиями, которые разбивает жестокий опыт реальной жизни; - два типа становления молодого человека: «растиньковский» (действует под инстинктом самосохранения, яркая натура, эгоистичен) и «растительный» (тихий, больше давят на него). Оба типа не ведут к благополучию. - семья – поддержка, она приносит себя в жертву ради молодого героя; - герои сближены с романтизмом, яркие характеры, страсти, поступки; Растиньяк: яркая внешность, удачливость, бедность; аналитический ум – осмысляет происходящее и делает выводы; свежий взгляд на светскую жизнь – обнаруживает необычное в обычном; ведет внутреннюю борьбу с внешними обстоятельствами: два пути сделать карьеру: разоблачение Виконтессы де Боссеан или циничная философия Вотрена. Свидетель трагедии Горио и других окружающих семей. Его выводы: деньги убивают честь и честность, любовь, растлевают семейные связи. Каждая из катастроф в судьбах действующих лиц – жизненный урок для Растиньяка. Люсьен: внешность, талант, бедность, нетерпеливость. Изначальный успех вскоре превращается в неудачи из-за неумения контролировать себя, из-за жажды денег и наслаждений. Разоряет семью, понимает свою вину, но в итоге вновь стремится в высший свет и к деньгам.
Гюстав Флобер (1821 - 1880) Рано начал сочинять. Мир угнетал его своей пошлостью. Жил в поместье, отрезав себя от мира. Задача художника по мнение Флобера: - художник пишет «под диктовку» природы, из всего извлекает сущность; - художник должен описывать закономерно, отказаться от манеры судить все через себя, он должен быть объективным. Отсюда – «объективная» («безличная») эстетика Флобера: - всякая личная оценка мешает понимать ситуацию в ее сущности; - искусство – вечно, а мнение человека не нужно вечности; - идеал: в тексте не должно быть авторского мнения, все должно быть объективно; «автор должен быть подобен богу: создать свой мир и уйти из него».
«Госпожа Бовари» (1856) Основное действие романа – интриги мадам Бовари начинаются со второй части. Большая часть до этого посвящена объяснениям, почему произошли последующие события (детерминизм, психологизм). На первом месте – форма, а после – содержательный план, который Флобера не устраивал, был ему чужд, так как герои были несимпатичны, реальность слишком угнетала. Композиция рамочная: главный герой – Эмма, но роман начинается и оканчивается историей жизни Шарля. Нет эффектного конца, снимается драматизм событий. Воплощение «безличной» эстетики: а) Портретные характеристики - портреты одних персонажей со слов других, таким образом показывается сразу и характер отношений этих героев; - внимание к мелочам, описание одежды; краткие описания, подробны только если сатиричны. б) Внутренний монолог - внутренняя речь персонажа сливается с авторским повествованием; - используется для наиболее полного проникновения в сознание героев, лучшего выражения чувств; в) Внешний мир глазами героев - «изображение внутреннего через внешнее» (психологизм); - ассоциативные связи, подсознательные импульсы (Эмма представляет себе райских птиц в лесу с Родольфом, на самом деле – это вороны); г) Накладывание диалогов - при разговоре двух людей весь мир не замирает; - переплетение нескольких разговоров или линий мысли (появление в трактире Леона, сцена признания Родольфа на выставке); д) Ирония - ирония разрушает восторг, превращает эстетическое наслаждение в познание; - используется с целью показать несоответствие жизни романтическому идеалу (калибри на самом деле вороны); - делает возможным постижение действительности со всех сторон.
«Воспитание чувств» (1869) История молодого человек, Фредерика Моро, влюблённого в женщину бальзаковского возраста. Действие происходит на фоне революционных волнений 1848 года. Фредерик Моро: - длинноволос, романтичен; считает, что счастье, которого требует его душа, запаздывает; - автор показывает развитие молодого человека, главным стимулом и движущей силой которого является любовь к Арну; - глубокая любовь к госпоже Арну; страсть, но страсть бездеятельная; нерешительный образ действия; грезы и мечтания; - противоречие героя с самим собой; лжет себе и своим близким; неопределенность, бурлящий поток чувств; - бурная деятельность (учеба, коммерция, политика, женщины, бедность и богатство, дуэли), но ничто это его не трогает, все – лишь суета, ничтожно по сравнению с его любовью; Другие молодые люди: - Республиканцы Режембар и Сенекаль тщетно пытаются преобразовать общество; - Дюсардье наивно мечтает о всеобщем счастье народов. Никому не удается осуществить свои замыслы. Жизнь не удается.
Шарль Бодлер (1821 - 1861). Поэт-романтик и декадент. Концепция «Искусство для искусства» - искусство для красоты, а не для какой-либо пропаганды; - особое внимание к форме; Поэтический сборник «Цветы зла» (1857) Концепция универсального зла: - зло везде: и в природе, и в самом человеке. Но человек не изначально зол, он перед выбором (герои Бодлера); но только человеку присуще духовное добро. Концепция красоты: - красота не только внешняя, но и внутренняя; меланхолия от ее нахождения и созерцания. Особое место в своем творчестве отдает безобразному, отвратительному. Новаторство: - экзистенциональный темы (добро, зло, идеал, красота и т. д.); - мотив «метафизической» тоски; - одновременно субъективность и объективность по отношению к стихотворению; - выражение идей и настроений через явления материального мира; - поиски новых поэтических форм.
Время Второй Империи (после 1852) – поражение Франции во Франко-прусской войне (1871) Шарль Бодлер, Жюль де Гонкур, Теофиль Готье, Теодор де Банвиль и Шарль Леконт де Лиль + Гюстав Флобер. Эстетические доминанты концепции: - культ красоты; красота ради эстетического наслаждения; - отсутствие сентиментальности и индивидуальности; - отказ от вовлеченности в социально-политические дискуссии; - искусство – для красоты, а не для какой-либо пропаганды; «бесстрастность» искусства; - искусство должно быть бесполезно, чтобы быть прекрасным; все, что полезно – уродливо (Готье) - повышенное внимание к вопросам формы.
Англия – географически дистанцированная страна. Неофициально буржуазной становится уже давно, поэтому авторы пишут о сложной жизни в уже устоявшуюся капиталистическую эпоху. В 1832 году – парламентская реформа, переход от средневекового к демократическому парламенту, официальное становление буржуазного строя. После буржуазной революции происходит технологический прорыв, перестают требоваться рабочие руки, отсюда – забастовки. Литературный процесс: - острая социально-критическая пафосность (Джейн Остин); - тесная связь с традициями эпохи Просвещения (Уильям Теккерей); - влияние романтической эстетики. 30-е годы – движение «Молодая Англия» (против политики буржуазии, возрождение нации, обращение к религии как нравственному оружию) Вопросы судьбы романтического героя. Появление уголовно-романтических романов, где романтизировался преступный мир, и светских романов, полных интриг, отвлекающих от мыслей о политическом строе. Диккенс и Теккерей. Их романы – своеобразная реакция на уголовно-романтический жанр. XIX век – наивысший расцвет социальных и социально-психологических романов, отражающих современную жизнь и духовные потребности общества. Изображение страданий людей рабочего класса.
Чарльз Диккенс (1812 - 1870) Не получил классического образования. С раннего детства работал, в том числе и в суде: выслушивал и записывал судебные процессы. Стал журналистом. Талант урбаниста. «Очерки Боза» (1833 - 1836) - нравоописательные очерки; психологические зарисовки, портреты лондонцев; - сформировали стиль будущих творений. «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837) - Диккенс был привлечен к созданию подписей для карикатур в периодических изданиях. Вскоре его подписи стали популярнее, чем сами карикатуры, так появился роман о мистере Пиквике; - самый юмористический и искрометный роман Диккенса; - тема противопоставления природы и цивилизации; город как разрушитель нравов; - тенденция к просветительскому: вера в добро. «Приключения Оливера Твиста» (1837 - 1838) - критическое отношение автора к буржуазной дейсвительности; - роман-воспитание, главный герой – ребенок, переживший множество трудностей, существубющих на самом дне социальных слоев, но сумевший сохранить благородство и чистоту души; - герой статичен, он не развивается; герои больше похожи на карикатуры; - реакция на популярный тогда уголовно-романтический жанр, где романтизировался преступный мир. После работы в суде Диккенс был ориентирован на справедливость, видел правдивую жизнь преступников. Он решает показать ее не идеализированную, а реальную. Идеал человеческого существования: жизнь, хоть и далекая от материального достатка, но здоровая и честная. В итоге Диккенс приходит к выводу, что нравственным идеалом в современной ему действительности может быть только душа ребенка. Только она способна воплотить в себе все лучшие качества человечества.
Приближается к реализму. - герой перестает быть статичным, он развивается; психологическая сложность героев; - менее похожи на сказки, более тесно связаны с законами реальной жизни; - от ярких, жизнеутверждающих сюжетов переходит к более трагичным, теряет оптимизм. «Домби и сын» (1848) - в основе названия романа – название торговой фирмы; через семейные отношения владельца фирмы раскрывается характер отношений людей в буржуазном обществе; - Домби – типичный английский бизнесмен, черствый и нет ориентации на семью – они лишь служители интересов его процветающей фирмы; плохой семьянин; считает, что все в жизни можно купить за деньги; - холодное отношение к любящей дочери. Сын – долгожданный наследник, но очень слаб. Отец заставляет его трудиться сверх его сил, чтобы тот в будущем мог продолжить дело отца. Сын не выдерживает нагрузок и умирает. Уходит жена, затем – дочь. Домби разоряется и наконец понимает свое поведение. Меняется – эволюция персонажа. Дочь возвращается. Счастливый конец - Домби – не абсолютно зол, как отрицательные герои ранее, ему свойственная профессиональная честность. Он – жертва общества, страсти к наживе, гордости. - «роман воспитания»: Домби жестоко наказан реальной жизнью за свое поведение.
Уильям Теккерей (1811 - 19863) Изучал живопись, был журналистом. Как романист выступил в 36 лет. - связь с традициями эпохи Просвещения; - основа метода – ирония, переходящая в сарказм. «Книга снобов» (1848) - сатира на определенный тип социальных слоев (король, клерк, аристократ и т.д.); «Ярмарка тщеславия» (1847 - 1848) - «Ярмарка тщеславия» – картина суетного человеческого бытия, где люди – марионетки; - публикация романа утвердила за Теккереем репутацию ведущего сатирика XIX века; - широкая панорама жизни английского общества; события происходят в 10-20-е годы XIX века; - влияние просветителей: присутствие автора в тексте (как режиссер, кукольник), традиции «романа воспитания», статика персонажей, говорящие имена. - двуплановость композиции: в центре – судьба двух девушек: Эмилия – буржуазные круги, Ребекка – аристократические сферы; и буржуа, и аристократы показаны в неприглядном свете; - деньги управляют семейными отношениями; сатира буржуазного общества; - герои борются за свое благополучие, автор обвиняет в этом общество; Бекки: эгоистична, лицемерна, тщеславна; талантливая актриса, умная и пробивная женщина, авантюристка; характер определен жизненной ситуацией («борьба за выживание»). Эмилия: добродетельна, добропорядочна; ограничена, ничтожна, эгоистична. Ни одно событие не имеет однозначного смысла, например: какую из героинь стоит судить, а какая более привлекательна. Особенность: «роман без героя». Героя нет, потому что в персонажах нет героичности. Читателю не на кого ориентироваться
Шарлотта Бронте (1816 - 1855)
Эмили Бронте (1818 - 1848) Родилась в семье священника, была поэтессой, склонна к мистицизму.
- смерть Гете (1832) – конец классически-романтического периода; - переходный характер творчества (романтизм-реализм); - все больше внимания социальной действительности; философия обращается к материализму; - обращение к культурным ценностям эпохи (публицистика, дидактизм); - документальные, «околохудожественные» формы (путевые заметки, эссе); - в прозе – общедоступный, разговорный язык; - первые удачные романы на диалектах, в частности произведения Ф.Ройтера на нижненемецком языке; «Молодая Германия» (1834 – 1836) – группа либеральных литераторов. - лидеры – Бёрне и Гейне; - идеалы гражданственности и свободы; - преклонение перед Францией, ее политической жизнью и свободой; - были обвинены в революционной пропаганде, неверии и безнравственности; перестало существовать в 1840-ых.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 634. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |