Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Литературные эпохи и типы художественного сознания




Литература XIX века. Реализм.

 

1789 – 1871 годы – литературный XIX век.

1830 (Июльская революция) – 1871 (окончание Франко-Прусской войны) – критический Реализм

Смена литературных эпох – монография «Историческая поэтика» (проблема эволюции "поэтического сознания и его форм").

Три типа художественного сознания:

- архаический или мифопоэтический;

- традиционалистский или нормативный;

- индивидуально-творческий или исторический (т.е. опирающийся на принцип историзма).

Хронологические рубежи (важнейшие социально-культурные перевороты в мировой истории):

1) VI-V вв. до н.э. ("осевое время" Древности, возникновение новых форм государственности и идеологические движения)

2) конец XVIII века (утверждение "индустриальной эпохи" в ее глобальном масштабе).

Три эпохи исторического движения литературы:

1) Мифопоэтическое художественное сознание

- фольклор; слитность бытового и идеального;

- синкретичность (музыка, танец, театр и т.д. – все объединено воедино);

- нет авторства, коллективное творчество;

- стилистические приемы и фигуры еще не осознаются.

2) Традиционалистское художественное сознание

- выделение литературы как особой формы идеологии и культуры, появление литературной теории;

- опора на образец, нормативные категории стиля и жанра;

- переломная эпоха Возрождения.

а) Древность и средневековье

- ведущая категория – стиль; лирика и красноречие; эстетический критерий – красота;

- противопоставление поэзии прозе; осознание выразительных средств;

- осознание понятия жанра, систематизация.

б) Возрождение, классицизм, барокко

- риторическое слово - внешняя форма с готовым репертуаром смыслов; больше не творит мир, лишь упорядочивает и гармонизирует его; словотворчество введено в границы, из синонима культуры слово стало одним из ее атрибутов;

- классицизм – единосущность слова, барокко – многоплановость слова;

- на первом плане – жанр; создание единой жанровой системы.

3) Индивидуально-творческое художественное сознание (романтизм и реализм)

- большие социальные и политические сдвиги;

- основной объект поэтического изображения – жизнь как таковая и человек в его индивидуальном облике и общественных связях.

- центральная категория – автор;

- слово - свободно и многозначно; автор – «человек, беседующий с людьми» (Вордсворт);

- борьба романтизма и реализма, позднее – возникновение множества школ и направлений.

 

  1. Основные философские, эстетические и научные предпосылки возникновения классического реализма в западноевропейской литературе. Специфика национального развития литературы стран Западной Европы и США.

Философские:

- Немецкая классическая философия (от Канта до Гегеля) и позитивизм

Научные (до Дарвина):

- Идеи эволюции животного мира (Жан-Батист Ламарк): «каждый вид – результат приспособления к среде за длительный срок»

- Идея схожести поколений (Жорж Кювье)

- Идеи единства организмов и связи между видами (Сент-Илер)

- Быт – фактор, определяющий государственное устройство, мораль эпохи (Гизо, Тьерри)

Эстетические:

- Реализм эпохи Возрождения (Шекспир, Сервантес; герой, несущий в себе противоречие эпохе)

- XVIII в – Просветительский реализм

- Взаимодействие романтизма и реализма

Франция (1830 - 1860):

Передовая страна; 1830 год – Июльская революция, у власти буржуазия (романы Бальзака полны финансовых процессов, махинаций). Через восстания укрепляется капитализм.

1871 год – окончание Франко-Прусской войны. Перекраивается карта Европы.

Ранний (до 1840, становление, Мериме, Бальзак, Стендаль) и зрелый (до 1860) Реализм.

Романтизм и реализм против классицизма, который все еще сохранялся.

Флобер (1850-е года) уже разрывает связь с романтическими традициями.

Англия:

Всегда дистанцирована географически. Давно буржуазная страна, поэтому авторы пишут о сложной жизни в уже устоявшуюся капиталистическую эпоху. Технологический прорыв, не требуется рабочих рук, забастовки. 1837 – 1901 – Викторианская эпоха.

В литературе:

- острая социальная критическая пафосность (Джейн Остин, 1774-1817)

- тесная связь с традициями эпохи просвещения (У. Теккерей)

- влияние романтической эстетики

Германия:

Главенство в Австрии. Буржуазная революция, замена рабочих рук машинами, протесты. Объединение Германии под властью Прусского Короля кровавым путем.

США:

В 1830-е годы – расцвет романтизма. 1860-е годы – Гражданская война между Севером и Югом. Разрушение рабовладельческого уклада Юга и старой демократии Севера. На смену – современное индустриальное общество. Произведения о жизни негров-рабов, о Гражданской войне и демократии. Стремление к национальному оптимизму.

 

  1. Проблема периодизации литературного процесса в Западной Европе и США в 30-е – 60-е годы и основополагающие принципы эстетики классического реализма.

1789 – 1871 годы – литературный XIX век.

1830 (Июльская революция) – 1871 (окончание Франко-Прусской войны) – критический Реализм. Динамичная смена эпох (за 20-30 лет)

Франция – передовая, ведущая страна. 1830 год – Июльская революция, у власти буржуазия (романы Бальзака полны финансовых процессов, махинаций). Через восстания укрепляется капитализм.

Географически дистанцированная Англия буржуазной страной стала давно, поэтому авторы пишут о сложной жизни в уже устоявшуюся капиталистическую эпоху.

В США в 1830-е годы – расцвет романтизма. 1860-е годы – Гражданская война, которая приводит к становлению Индустриального общества и развитию реализма в литературе (произведения о войне, надежда и оптимизм).

1871 год – окончание Франко-Прусской войны. Перекраивается карта Европы.

Принципы эстетики реализма:

а) типизации (тип – активно выраженная иллюстрация какого-либо явления; явления жизни получают усиленное выражение в новых, вымышленных, индивидуальных чертах)

б) индивидуализации (оживление героев, их индивидуальные черты – речь, внешность)

в) детерминизма (явления обуславливаются окружением)

г) историзма (художественное осмысление современности; явление происходит в определенных момент истории)

д) психологизма (внутренний мир персонажа, обусловленный средой и окружением)

е) развития героя (наглядное развитие персонажа под влиянием социума – придает правдоподобности).

 

  1. Общая характеристика литературного процесса во Франции в 30-е – 70-е годы.

Передовая страна; 1830 год – Июльская революция, у власти буржуазия (романы Бальзака полны финансовых процессов, махинаций). Через восстания укрепляется капитализм.

1871 год – окончание Франко-Прусской войны. Перекраивается карта Европы.

Ранний (до 1840, становление, Мериме, Бальзак, Стендаль) и зрелый (до 1860) Реализм.

Принципы реализма в предисловии к драме «Кромвель» Гюго и в «Расине и Шекспире» Стендаля:

- расширение предмета изображения в искусстве;

- отмена запретных сюжетов и тем;

- представление жизни во всей полноте и противоречивости.

Романтизм и реализм против классицизма, который все еще сохранялся.

Остаются романтические черты:

- культ экзотики (Мериме);

- пристрастие к изображению ярких индивидуальностей и исключительных страстей (Стендаль);

- тяга к авантюрным сюжетам, тема утраченных иллюзий, разочарования (Бальзак);

- искусство психологического анализа, но с прибавлением влияния внешнего мира.

Флобер (1850-е года) уже разрывает связь с романтическими традициями: герой обычен, «мир цвета плесени»; содержание малопривлекательно, поэтому особое внимание стилю.

 

  1. Раннее творчество Фредерика Стендаля и памфлет «Расин и Шекспир».

Анри Мари Бейль (1783 - 1842).

Пережил французскую революцию, вырос в семье юриста, демократ. Участвует в военных действиях с Наполеоном. Изначально Наполеон – сын революции, затем – деспот. Сама наполеоновская эпоха для Стендаля – героическая. Около 7 лет живет в Италии.

Аналитик по складу ума, вкладывал науку в искусство. Сначала пишет теоретические работы.

«Жизнь Гайдена, Моцарта и Метастазио» (1814), «История живописи в Италии» (1817)

- античный идеал – не единственно возможный на все времена, новому обществу необходимо новое искусство (против классицизма).

«О любви» (1822)

- рассматривает любовь с научной точки зрения, описывает стадии и виды любви, анализирует.

«Расин и Шекспир» (1ч – 1823, 2ч - 1825)

- борьба с классицизмом: с правилами трех единств, риторическим языком и александрийским стихом;

- максимальное приближение к современности;

- искусство изменяется вместе со временем под воздействием новых эстетических вкусов;

- «романтик пишет в соответствии со временем, классик – подражает романтику вместо природы»;

- писатель должен быть историком и политиком, а не выдумщиком;

- язык должен быть правдоподобным, естественным и точным.

Главная тема в произведениях Стендаля – путь и предназначение молодого человека.

Героев немного, каждый несет свою функциональную роль.

 

  1. Специфика романтического героя в романе Стендаля «Красное и черное»/ «Пармская обитель» (проблема взаимодействия романтизма и реализма).

«Красное и черное» (1831). История молодого человека Жюльена Сореля, мечтавшем о славе и признании.

Романтическое:

- Жюльен – свободная личность; привлекательная уникальная внешность;

- воображение, полет души; сильный, бунтарские страсти;

- конфликт с высшим обществом, в котором все построено на деньгах;

- герой одинок в своих стремлениях; талантлив, способен на подвиг.

Реалистическое:

- внутренняя душевная эволюция (принцип развития героя), показана через внутренние диалоги;

- герой – аналитик и логик; его поступки объяснены обстоятельствами и страстями;

- «Хроника XIX столетия», эпоха Реставрации (принцип историзма), типичные слои населения;

- сюжет строится на истории духовного развития героя, обусловленного средой и окружением (принцип психологизма).

Госпожа де Реналь - жена мера города Верьера господина де Реналя. 30 лет. Искренняя, простодушная и наивная, нравственный идеал Стендаля. Романтическая героиня.

Матильда де Ла Моль — 20 лет; умна, критична, независима. Ведет себя как ребенок. Протест современности вызывает у нее интерес. Ее любовь тщеславна.

«Пармская обитель» (1839)

Романтическое:

- То же, что и у Жюльена

Клелия – красива, робка, застенчива и очень благочестива. Романтическая героиня

Джина – умна, независима.

 

  1. «Красное и черное» Стендаля как социальный роман.

«Красное и черное» (1831). История молодого человека Жюльена Сореля, мечтавшем о славе и признании. «Хроника XIX столетия» – принцип историзма.

Социальный роман рисует широкую картину общества в определенную эпоху, где персонажи выступают в самой тесной связи с социальными группами.

Здесь: аристократия, провинциальное дворянство, духовенство, буржуазия, мелкие предприниматели, крестьяне.

История Жюльена Сореля происходит во Франции в эпоху Реставрации; специфика его столкновения со своим обществом, временем целиком обусловлена эпохой. Политика пронизывает все сцены романа.

В "Красном и черном" три основных места действия — дом г-на де Реналя, семинария и парижский особняк маркиза де ля Моля. Это круг провинциальной буржуазии, католическая церковь и родовая знать — три социальные силы, составлявшие опору режима Реставрации. Если бы Жюльен действовал только в одной из них, картина французского общества эпохи Реставрации была бы неполной. "Красное и черное" вбирает в себя все социальное пространство Франции эпохи Реставрации; этапы карьеры героя проводят его через все основные социальные слои и дают автору возможность обрисовать панораму общества.

Название романа: красное – революция, армия, пламенная душа; черное – духовенство, лицемерие.

 

  1. Своеобразие творческого метода Проспера Мериме.

Проспер Мериме (1803 - 1870)

Родился в семье людей искусства. Интерес к Испании. Переводы русской литературы.

Путь от романтизма к реализму.

«Театр Клары Гасуль» (1825)

- сборник одноактных пьес; сатира религиозного фанатизма, порочности людей власти.

- разрушение канонов классицизма, утверждение новых принципов искусства.

 «Гюзла» (1827)

- сборник народных песен-баллад балканских славян (из 30 песен 29 Мериме написал сам);

- «местный колорит» определяет поведение персонажей;

- почти нет метафор и эпитетов, песни лишены романтической идеализации; сюжет прост и психологически убедителен.

Один из первых переходит на позиции нового художественного метода — критического реализма.

Развивает принцип историзма:

Драма «Жакерия» (1828)

- сцены крестьянской войны, объясняющие причины происходящего;

- разрушение канонов классицизма: нет единства места и времени;

- разрушение канонов романтизма: подлинная жизненная ситуация, нет бунтаря, борца;

«Хроника царствования Карла IX» (1829)

- в основе сюжета – события Варфоломеевской ночи; панорама жизни Франции XVI в.;

- информация для романа взята из сведений реально существовавших в то время людей.

Общее: «не отдельные великие личности, а народ делает историю».

Общество формирует личность, личность оказывает влияние на общество. Мериме предлагает свою версию событий, совмещая историческое и художественное.

Позже Мериме создает жанр реалистической новеллы. Лаконизм, ясность, необычайная разнообразность. Экзотические (герой-романтик, способный на поступок, но его сознание подчинено особенностям социума) и светские (общество и законы, по которым оно живет) новеллы.

Бездушность и лицемерие “света” не терпит ярких индивидуальностей; враждебное отношение автора к церкви и религии; тема народа как хранителя жизненной энергии, нации как носителя высоких этических идеалов; враждебное отношение к революции и восстаниям.

 

  1. Идейно-художественное своеобразие новелл Мериме.

Новеллы (1829 - 1860)

Сборник «Мозаика» (1833)

- неоднородность, разнообразие тематик;

- нравописательные очерки («Письма из Испании»), подражание испанскому сюжету («Жемчужина Толедо»), сказки.

Общие характеристики:

- предельная краткость, парадоксальность, нейтральный стиль изложения, неожиданная развязка;

- яркий эпизод, раскрывающий сильный характер героя, который противопоставлен мелкому мещанскому окружению.

«Экзотические» новеллы:

- герой-романтик, способный на поступок, но его сознание обусловлено особенностями социума в котором он живет («Кармен», «Таманго»)

«Кармен»:

Романтическое: - тема любви; - главная героиня – свободолюбива, независима; - цыгане – особая нация (авантюризм, свобода); - гадания, предсказания; природа - романтическое разрешение конфликта. Реалистическое: - объективное, аналитическое начало; - этнографические знания автора; - детали быта и пейзажа, которые объясняют появление такие характеров, как Кармен и Хосе.

«Светские» новеллы:

- изображение общества и законов, по которым оно живет. Сохранено изображение романтического героя, вынужденного жить в этом обществе («Этрусская ваза»).

Особенности новеллистики Мериме:

- новаторский характер психологизма: психологическое состояние героя раскрывается через действие;

- конец новеллы всегда подчеркнуто неэмоционален, что усугубляет трагедию предыдущих событий;

- наличие повествователя (соучастник или свидетель);

- научность, аналитизм, лаконичность изложения.

 

  1. Основные положения «Предисловия» к «Человеческой комедии» Оноре де Бальзака. Замысел и сущность ее создания.

Оноре де Бальзак (1799 - 1850)

Скромное происхождение, изначально – неудачные опыты в литературе, нищета.

 «Человеческая комедия» - собрание сочинений из 137 произведений, изображающих французское общество в период Реставрации и Июльской монархии (1815-1848).

Предисловие:

- Бальзак рассказывает о происхождении замысла и о своих намерениях;

- Сравнение общества с животным миром: «Общество подобно Природе, так как оно создает из человека, соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их существует в животном мире».

- Но так же есть и различия с природой: общественному состоянию свойственны случайности; человек способен творить искусство, где он может запечатлеть свои нравы, мысли, жизнь;

- Человек не рождается добрым или злым, он рождается только с инстинктами. Общество совершенствует его, а стремление к выгоде развивает дурные наклонности.

- Совершенствование человека, герой – не статичен, он развивается;

- Попытка полного отражения современности.

- Сцены частной жизни, провинциальной, парижской, политической, военной и сельской. По этим шести разделам распределены все очерки нравов, образующие общую историю Общества.

 

  1. Проблема проникновения финансового принципа в отношениях семьи и общества в творчестве Бальзака («Гобсек», «Отец Горио»)

После Июльской революции 1830 года к власти приходит буржуазия, а затем укрепляется капитализм. Большинство романов Бальзака связано с финансовыми махинациями. В жизни Бальзак увлекался ими и вечно был в долгах.

Писатель исследует современное ему общество, показывает развращающее влияние огромных денег на характеры людей. «Человеческая комедия» - история Франции после революции. Один из основных смыслов – миром владеют деньги. Все может стать предметом денежных сделок, все подчинено закону купли-продажи. Бальзак рассматривает личность как часть семьи. С анализа семейной жизни он начинает изучение общественного организма. Буржуазная семья основана на деньгах: вступление в брак – накопление капитала. Множество разнообразных семейных драм, отражающих различные варианты все той же трагичной борьбы за власть и золото.

Повесть «Гобсек» связана с романом «Отец Горио» историей гибельной связи Анастази де Ресто и Максима де Трай.

«Гобсек» (1830)

История ростовщика Гобсека, скупость которого к концу жизни обращается в манию.

- золото – единственно надежное благо на земле, за которым стоит гнаться; все жизненные вопросы сводятся к одному – борьбе между бедными и богатыми;

- золото – двигатель общественных отношений, но и разрушительная сила;

- графиня де Ресто «покупает» привязанность Максима де Трай, разоряя семью.

«Отец Горио» (1834)

Две основные линии романа: путь Растинька и трагедия Горио (противоположность Гобсеку).

- «Способ сделать любого ребенка несчастным – приучить его не знать ни в чем отказа» (Ж.-Ж. Руссо); причины трагедии Горио – ошибки в воспитании, жизненные обстоятельства;

- чтобы попасть в общество, Растиньяк почти разоряет свою семью;

- Растиньяк – свидетель трагедии Горио и других окружающих семей. Его выводы: деньги убивают честь и честность, любовь, растлевают семейные связи.

 

  1. Проблема молодого человека в творчестве Бальзака («Отец Горио», «Утраченные иллюзии»)

«Отец Горио» (1834), «Утраченные иллюзии» (1836 – 1843)

- эволюция молодого человека, вступающего в мир с самыми благими намерениями, но постепенно утрачивающего их вместе с юношескими иллюзиями, которые разбивает жестокий опыт реальной жизни;

- два типа становления молодого человека: «растиньковский» (действует под инстинктом самосохранения, яркая натура, эгоистичен) и «растительный» (тихий, больше давят на него). Оба типа не ведут к благополучию.

- семья – поддержка, она приносит себя в жертву ради молодого героя;

- герои сближены с романтизмом, яркие характеры, страсти, поступки;

Растиньяк: яркая внешность, удачливость, бедность; аналитический ум – осмысляет происходящее и делает выводы; свежий взгляд на светскую жизнь – обнаруживает необычное в обычном; ведет внутреннюю борьбу с внешними обстоятельствами: два пути сделать карьеру: разоблачение Виконтессы де Боссеан или циничная философия Вотрена. Свидетель трагедии Горио и других окружающих семей. Его выводы: деньги убивают честь и честность, любовь, растлевают семейные связи. Каждая из катастроф в судьбах действующих лиц – жизненный урок для Растиньяка.

Люсьен: внешность, талант, бедность, нетерпеливость. Изначальный успех вскоре превращается в неудачи из-за неумения контролировать себя, из-за жажды денег и наслаждений. Разоряет семью, понимает свою вину, но в итоге вновь стремится в высший свет и к деньгам.

 

  1. Основные положения «объективной» эстетики Гюстава Флобера.

Гюстав Флобер (1821 - 1880)

Рано начал сочинять. Мир угнетал его своей пошлостью. Жил в поместье, отрезав себя от мира.

Задача художника по мнение Флобера:

- художник пишет «под диктовку» природы, из всего извлекает сущность;

- художник должен описывать закономерно, отказаться от манеры судить все через себя, он должен быть объективным.

Отсюда – «объективная» («безличная») эстетика Флобера:

- всякая личная оценка мешает понимать ситуацию в ее сущности;

- искусство – вечно, а мнение человека не нужно вечности;

- идеал: в тексте не должно быть авторского мнения, все должно быть объективно; «автор должен быть подобен богу: создать свой мир и уйти из него».

 

  1. Художественное воплощение эстетических взглядов Флобера в романе «Мадам Бовари».

«Госпожа Бовари» (1856)

Основное действие романа – интриги мадам Бовари начинаются со второй части. Большая часть до этого посвящена объяснениям, почему произошли последующие события (детерминизм, психологизм). На первом месте – форма, а после – содержательный план, который Флобера не устраивал, был ему чужд, так как герои были несимпатичны, реальность слишком угнетала.

Композиция рамочная: главный герой – Эмма, но роман начинается и оканчивается историей жизни Шарля. Нет эффектного конца, снимается драматизм событий.

Воплощение «безличной» эстетики:

а) Портретные характеристики

- портреты одних персонажей со слов других, таким образом показывается сразу и характер отношений этих героев;

- внимание к мелочам, описание одежды; краткие описания, подробны только если сатиричны.

б) Внутренний монолог

- внутренняя речь персонажа сливается с авторским повествованием;

- используется для наиболее полного проникновения в сознание героев, лучшего выражения чувств;

в) Внешний мир глазами героев

- «изображение внутреннего через внешнее» (психологизм);

- ассоциативные связи, подсознательные импульсы (Эмма представляет себе райских птиц в лесу с Родольфом, на самом деле – это вороны);

г) Накладывание диалогов

- при разговоре двух людей весь мир не замирает;

- переплетение нескольких разговоров или линий мысли (появление в трактире Леона, сцена признания Родольфа на выставке);

д) Ирония

- ирония разрушает восторг, превращает эстетическое наслаждение в познание;

- используется с целью показать несоответствие жизни романтическому идеалу (калибри на самом деле вороны);

- делает возможным постижение действительности со всех сторон.

 

  1. Проблема молодого человека в романе Флобера «Воспитание чувств».

«Воспитание чувств» (1869)

История молодого человек, Фредерика Моро, влюблённого в женщину бальзаковского возраста. Действие происходит на фоне революционных волнений 1848 года.

Фредерик Моро:

- длинноволос, романтичен; считает, что счастье, которого требует его душа, запаздывает;

- автор показывает развитие молодого человека, главным стимулом и движущей силой которого является любовь к Арну;

- глубокая любовь к госпоже Арну; страсть, но страсть бездеятельная; нерешительный образ действия; грезы и мечтания;

- противоречие героя с самим собой; лжет себе и своим близким; неопределенность, бурлящий поток чувств;

- бурная деятельность (учеба, коммерция, политика, женщины, бедность и богатство, дуэли), но ничто это его не трогает, все – лишь суета, ничтожно по сравнению с его любовью;

Другие молодые люди:

- Республиканцы Режембар и Сенекаль тщетно пытаются преобразовать общество;

- Дюсардье наивно мечтает о всеобщем счастье народов.

Никому не удается осуществить свои замыслы. Жизнь не удается.

 

  1. Художественное и эстетическое новаторство Шарля Бодлера.

Шарль Бодлер (1821 - 1861). Поэт-романтик и декадент.

Концепция «Искусство для искусства»

- искусство для красоты, а не для какой-либо пропаганды;

- особое внимание к форме;

Поэтический сборник «Цветы зла» (1857)

Концепция универсального зла:

- зло везде: и в природе, и в самом человеке. Но человек не изначально зол, он перед выбором (герои Бодлера); но только человеку присуще духовное добро.

Концепция красоты:

- красота не только внешняя, но и внутренняя; меланхолия от ее нахождения и созерцания.

Особое место в своем творчестве отдает безобразному, отвратительному.

Новаторство:

- экзистенциональный темы (добро, зло, идеал, красота и т. д.);

- мотив «метафизической» тоски;

- одновременно субъективность и объективность по отношению к стихотворению;

- выражение идей и настроений через явления материального мира;

- поиски новых поэтических форм.

 

  1. Эстетические доминанты концепции «Искусство для искусства».

Время Второй Империи (после 1852) – поражение Франции во Франко-прусской войне (1871)

Шарль Бодлер, Жюль де Гонкур, Теофиль Готье, Теодор де Банвиль и Шарль Леконт де Лиль + Гюстав Флобер.

Эстетические доминанты концепции:

- культ красоты; красота ради эстетического наслаждения;

- отсутствие сентиментальности и индивидуальности;

- отказ от вовлеченности в социально-политические дискуссии;

- искусство – для красоты, а не для какой-либо пропаганды; «бесстрастность» искусства;

- искусство должно быть бесполезно, чтобы быть прекрасным; все, что полезно – уродливо (Готье)

- повышенное внимание к вопросам формы.

 

  1. Общая характеристика литературного процесса в Англии в 30–60-е годы XIX века (специфика английского варианта классического реализма).

Англия – географически дистанцированная страна. Неофициально буржуазной становится уже давно, поэтому авторы пишут о сложной жизни в уже устоявшуюся капиталистическую эпоху. В 1832 году – парламентская реформа, переход от средневекового к демократическому парламенту, официальное становление буржуазного строя.

После буржуазной революции происходит технологический прорыв, перестают требоваться рабочие руки, отсюда – забастовки.

Литературный процесс:

- острая социально-критическая пафосность (Джейн Остин);

- тесная связь с традициями эпохи Просвещения (Уильям Теккерей);

- влияние романтической эстетики.

30-е годы – движение «Молодая Англия» (против политики буржуазии, возрождение нации, обращение к религии как нравственному оружию)

Вопросы судьбы романтического героя. Появление уголовно-романтических романов, где романтизировался преступный мир, и светских романов, полных интриг, отвлекающих от мыслей о политическом строе.

Диккенс и Теккерей. Их романы – своеобразная реакция на уголовно-романтический жанр.

XIX век – наивысший расцвет социальных и социально-психологических романов, отражающих современную жизнь и духовные потребности общества. Изображение страданий людей рабочего класса.

 

  1. Раннее творчество Чарльза Диккенса. Проблема нравственно-эстетического идеала («Приключения Оливера Твиста»).

Чарльз Диккенс (1812 - 1870)

Не получил классического образования. С раннего детства работал, в том числе и в суде: выслушивал и записывал судебные процессы. Стал журналистом. Талант урбаниста.

«Очерки Боза» (1833 - 1836)

- нравоописательные очерки; психологические зарисовки, портреты лондонцев;

- сформировали стиль будущих творений.

«Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837)

- Диккенс был привлечен к созданию подписей для карикатур в периодических изданиях. Вскоре его подписи стали популярнее, чем сами карикатуры, так появился роман о мистере Пиквике;

- самый юмористический и искрометный роман Диккенса;

- тема противопоставления природы и цивилизации; город как разрушитель нравов;

- тенденция к просветительскому: вера в добро.

«Приключения Оливера Твиста» (1837 - 1838)

- критическое отношение автора к буржуазной дейсвительности;

- роман-воспитание, главный герой – ребенок, переживший множество трудностей, существубющих на самом дне социальных слоев, но сумевший сохранить благородство и чистоту души;

- герой статичен, он не развивается; герои больше похожи на карикатуры;

- реакция на популярный тогда уголовно-романтический жанр, где романтизировался преступный мир. После работы в суде Диккенс был ориентирован на справедливость, видел правдивую жизнь преступников. Он решает показать ее не идеализированную, а реальную.

Идеал человеческого существования: жизнь, хоть и далекая от материального достатка, но здоровая и честная.

В итоге Диккенс приходит к выводу, что нравственным идеалом в современной ему действительности может быть только душа ребенка. Только она способна воплотить в себе все лучшие качества человечества.

 

  1. Общая характеристика второго этапа творчества Чарльза Диккенса и роман «Домби и сын».

Приближается к реализму.

- герой перестает быть статичным, он развивается; психологическая сложность героев;

- менее похожи на сказки, более тесно связаны с законами реальной жизни;

- от ярких, жизнеутверждающих сюжетов переходит к более трагичным, теряет оптимизм.

«Домби и сын» (1848)

- в основе названия романа – название торговой фирмы; через семейные отношения владельца фирмы раскрывается характер отношений людей в буржуазном обществе;

- Домби – типичный английский бизнесмен, черствый и нет ориентации на семью – они лишь служители интересов его процветающей фирмы; плохой семьянин; считает, что все в жизни можно купить за деньги;

- холодное отношение к любящей дочери. Сын – долгожданный наследник, но очень слаб. Отец заставляет его трудиться сверх его сил, чтобы тот в будущем мог продолжить дело отца. Сын не выдерживает нагрузок и умирает. Уходит жена, затем – дочь. Домби разоряется и наконец понимает свое поведение. Меняется – эволюция персонажа. Дочь возвращается. Счастливый конец

- Домби – не абсолютно зол, как отрицательные герои ранее, ему свойственная профессиональная честность. Он – жертва общества, страсти к наживе, гордости.

- «роман воспитания»: Домби жестоко наказан реальной жизнью за свое поведение.

 

  1. Идейно-художественное своеобразие романа Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия».

Уильям Теккерей (1811 - 19863)

Изучал живопись, был журналистом. Как романист выступил в 36 лет.

- связь с традициями эпохи Просвещения;

- основа метода – ирония, переходящая в сарказм.

«Книга снобов» (1848)

- сатира на определенный тип социальных слоев (король, клерк, аристократ и т.д.);

«Ярмарка тщеславия» (1847 - 1848)

- «Ярмарка тщеславия» – картина суетного человеческого бытия, где люди – марионетки;

- публикация романа утвердила за Теккереем репутацию ведущего сатирика XIX века;

- широкая панорама жизни английского общества; события происходят в 10-20-е годы XIX  века;

- влияние просветителей: присутствие автора в тексте (как режиссер, кукольник), традиции «романа воспитания», статика персонажей, говорящие имена.

- двуплановость композиции: в центре – судьба двух девушек: Эмилия – буржуазные круги, Ребекка – аристократические сферы; и буржуа, и аристократы показаны в неприглядном свете;

- деньги управляют семейными отношениями; сатира буржуазного общества;

- герои борются за свое благополучие, автор обвиняет в этом общество;

Бекки: эгоистична, лицемерна, тщеславна; талантливая актриса, умная и пробивная женщина, авантюристка; характер определен жизненной ситуацией («борьба за выживание»).

Эмилия: добродетельна, добропорядочна; ограничена, ничтожна, эгоистична.

Ни одно событие не имеет однозначного смысла, например: какую из героинь стоит судить, а какая более привлекательна.

Особенность: «роман без героя». Героя нет, потому что в персонажах нет героичности. Читателю не на кого ориентироваться

 

  1. Романтизм и реализм в романе Шарлотты Бронте «Джейн Эйр».

Шарлотта Бронте (1816 - 1855)

 

  1. Романтизм и реализм в романе Эмилии Бронте «Грозовой перевал».

Эмили Бронте (1818 - 1848)

Родилась в семье священника, была поэтессой, склонна к мистицизму.

 

Романтические черты: - яркие герои и яркие страсти; романтическая фигура Хитклиффа; - мистицизм; отголоски готического романа; - культ природы, выражает внутреннее состояние героев; - разрешение конфликта происходит не в социальной, а в философско-эстетической сфере; - герои сами строят свою судьбу, нет жестких рамок, ограничивающих их поведение; - трагичный конец, не очень счастливая развязка; - романтическая образность языка;   Реалистические черты: - поступки героев обусловлены окружающими обстоятельствами (замужество Кэтрин); - реальная действительность придает любви гротескные формы, она выражается через Зло; - отсутствие ярко выраженного автора в тексте (использование нескольких повествователей); - характеры героев обусловлены окружением и происходящими событиями (мрачность Хитклиффа – отношением брата Кэтрин; психическое состояние Кэтрин – отношением Эдгара и Хиклиффа: принцип психологизма); - тип героя, глубоко задумывающегося над жизнью; - показывается жизнь такой, какая она есть;

 

  1. Общая характеристика литературного и исторического процесса в Германии в 30-60-е годы XIX века.

- смерть Гете (1832) – конец классически-романтического периода;

- переходный характер творчества (романтизм-реализм);

- все больше внимания социальной действительности; философия обращается к материализму;

- обращение к культурным ценностям эпохи (публицистика, дидактизм);

- документальные, «околохудожественные» формы (путевые заметки, эссе);

- в прозе – общедоступный, разговорный язык;

- первые удачные романы на диалектах, в частности произведения Ф.Ройтера на нижненемецком языке;

«Молодая Германия» (1834 – 1836) – группа либеральных литераторов.

- лидеры – Бёрне и Гейне;

- идеалы гражданственности и свободы;

- преклонение перед Францией, ее политической жизнью и свободой;

- были обвинены в революционной пропаганде, неверии и безнравственности; перестало существовать в 1840-ых.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 634.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...