Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основание отпуска_          Доверенность№3 от ___




ГОУ СПО МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ № 9

Департамента Здравоохранения города Москвы

 

 

Методические материалы

 

К практическим занятиям по фармакологии

 

ВТОРОЙ КУРС

 

Составитель:

Преподаватель фармакологии,

к.м.н. В. М. Кудымов

 

Москва 2007


Третий семестр

 

 

Темы практических занятий                                                                       Стр

 

1. Рецептура. Рецепт. Лекарственные формы………          … … 3

2. Рецептура. Требование на лекарства в отделении………………….5

3. Антисептики…………………………………………………………..9

4. Антибиотики………………………………………………………….12

5. Психотропные ЛС…………………………………………………….15

 

 

Четвертый семестр

 

1.(6). Эфферентные ЛС……………………………………………………19

2.(7). Витаминные и гормональные ЛП…………………………………..21

3.(8). Кардиотонические и гипотензивные ЛС …………………………...24

4.(9). Противоаллергические ЛС…………………………………………..28

5.(10). Решение задач……………………………………………………….31




Цели и задачи практических работ по фармакологии

В результате выполнения практических работ по фармакологии медицинская сестра должна:

· Знать лекарственные формы, пути ведения лекарственных веществ, виды их действия и взаимодействия с другими лекарствами,

· Знать нежелательные эффекты применения ЛВ, виды реакций и осложнения фармакотерапии,

· Знать основные лекарственные группы, лечебный эффект лекарственных препаратов по группам ЛС,

· Уметь выписывать лекарственные формы в виде рецептов и Требований-накладных для отделений больницы,

· Уметь пользоваться фармацевтическими справочниками.

 

ф.пр.1.

Практическое занятие №1.

РЕЦЕПТУРА

Рецепт, лекарственные формы.

Цели занятия:

·  получить представление о дозах, лекарственных формах,

  •  уметь выписывать рецепты,
  •  знать требования к лекарствам для инъекций.

       Ознакомьтесь с твердыми и мягкими лекарственными формами, которые расположены в контейнерах с разными группами лекарственных препаратов.

 

Задание 1. Перечислите, какие бывают дозы, дайте формулировку каждой из них (не менее 6 примеров)

Вспомогательный материал

Аптека работает на основании Лицензии, должна иметь Реестр лекарств, разрешенных для применения в РФ, Фармакопею, сертификаты на продаваемые лекарства, ещё не включенные в Реестр ЛС.

Лекарственная Доза – ‘это количество лекарственного вещества, вводимого в организм.

Ударная доза - количество ЛВ на первый приём, не превышающая суточную, но больше разовой.

Суточная доза - количество ЛВ, которую выдают пациенту за сутки.

Разовая доза - количество лекарственного вещества, принимаемое за один раз.

Смертельная доза – используется в эксперименте на животных для определения терапевтической широты лекарственного вещества.

Терапевтическая доза - количество лекарственного вещества, вызывающее лечебный эффект. Детская доза - лекарственное средство даваемое ребенку, обычно ниже взрослой дозы.

Примечание: все лекарства и дозы назначаются врачом.

 

Задание 2. Выберите из учебника примеры галеновых препаратов, новогаленовых препаратов, современных лекарственных препаратов, выпишите их в виде рецептов.

Вспомогательный материал

Догаленовы препараты - эмульсии, микстуры, инфузы, отвары лекарственных растений.

Галеновы препараты - экстракты, настойки, исторически – это первые лекарства, которые выполнялись в прообразе аптек, лекарственные смеси, выполненные по заказу врача – по рецепту.

                Rp:Tincturae Valerianae 15,0 

                M.D.S. Принимать по 20 капель на прием 3 раза в день.

Новогаленовы препараты – очищенные препараты на основе растительного сырья – в основном это ампулированные препараты для парентерального введения.

            Lantosidum , 15 мл во флаконах

       Rp .: Lantosidi 15,0

                                     In vitro

                   Da, Signa: Принимать по 15 капель 2 раза в день

             Adonizidum 1 мл в ампулах числом 6

                              Rp.: Adonizidi 1,0

                                          Da tales dosis N6 in ampullis

                              Signa: Вводить по 1 мл внутримышечно

              Adrenalinum 0,01% по 1 мл в ампулах

                              Rp.: Adrenalini 0,01% - 1,0

                                          Da tales dosis N6 in ampullis

                              Signa: Вводить по 1 мл внутримышечно

 

Современные лекарственные препараты - это лекарственное средство в определенной лекарственной форме.

      Rp.: Analgini 0.5

                    D.t.d.N.6 in tabl.

       S.: Принимать по 1 таблетке при болях.

Задание 3.Последовательность испытания новых лекарственных средств.

1.лабораторные испытания;

2.экспериментальные исследования на животных;

3.заявка на проведение испытания новых лекарственных средств на добровольцах;

4.испытания новых лекарственных средств на добровольцах;

5.клинические испытания;

6.заключение Комиссии Государственного Фармакологического Комитета;

7.включение в Государственную Фармакопею;

8.включение в Государственный Реестр лекарственных средств, разрешенных

   для применения в Российской Федерации.

 

Задание 4. Выписать полный рецепт по указанию преподавателя на определенную лекарственную форму.

Полный рецепт содержит позиции:

    1.Медицинское учреждение(Поликлиника №97)

    2. штамп поликлиники

    3. Тип рецепта (взрослый, льготный, детский и др.)

    4. дата выписки рецепта

    5. фамилия, инициалы пациента

    6. возраст пациента

    7. фамилия врача

    8. Rp: Laevomycetini 1,0

              Talci 5,0

              Naphthalani ad 20,0

        Misce, ut fiat unguentum

        D.S: наносить на пораженный участок кожи.

      9. срок действия рецепта 2 мес.(для снотворных, наркотических – 7 дней)

     10. подпись врача     

      11. печать врача

      12. треугольная печать того учреждения, чей штамп на верху рецепта

Пример полного рецепта на твердую лекарственную форму:

1.Поликлиника №9

2.Штамп поликлиники

3.Льготный

4.Дата выписки рецепта 26.10.2004г

5.Ф. И. О. Больного – Козлов Вадим Сергеевич

6.Возраст пациента 56 лет

7. Фамилия врача Скоротова Н. Н.

8. Возьми Лекарственное средство «Глицин», 0,1 г -Recipe: Glicini 0.1

                D.t.d.N.10 in tabulettis.

9.Обозначь- Signa: Принимать по 1 таб. 3 раза в день под язык, перед едой.

10. Подпись и личная печать врача.

11. Срок действия рецепта 7 дней

12. Треугольная печать того заведения, которое указано в прямоугольной печати на верху рецепта.

 

Задание 5. Сестринские требования к лекарственным препаратам для инъекций .

1. Препараты должны быть в заводской или аптечной стерильной упаковке .

2. Медсестра должна проверить:

а) наличие этикетки. Правильное название вводимого(назначенного) лекарства

б) срок годности.

в) правильный ожидаемый цвет ЛС ( синька - синяя, адреналин - прозрачный )

г) сохранность упаковки.

д) отсутствие  посторонних примесей (осадка) в ампуле, флаконе

 

 Задание 6. Для чего среднему медработнику необходимо изучение фармакологии ?

1. чтобы знать лекарства

2.  знать законы фармакологии

3.  знать свойства ЛС

4.  знать, как готовить тот или иной препарат

5.  знать противопоказания, побочные действия

6.  знать группы лекарств(антибиотики и т.д.)

7.  знать принципы фармакотерапии

8.  знать принципы химиотерапии

Примечания. Условности в рецептах:

1.Граммы и миллилитры после цифр лечебных веществ не записываются (они предусматриваются), изображается количество вещества: 5,0, 0,5, 0,01

2. все пишется по- латыни

3. если растворителем является вода, то она не указывается в рецепте

4. фирменные(торговые) официнальные препараты выписываются в кавычках - лекарственные дозы не указываются, но указываются дозы, если они дозированы по-разному

5. если в рецепте для твердых лекарственных форм не указывается форма, то лекарство выдается в порошке.

6. После Signa: всегда пишется вначале глагол: вливать, принимать, закапывать, вдыхать и др., затем, как принимать, применять, использовать лекарство.

7. Лекарственные вещества пишут с заглавной буквы.

 

Фпр.к.1

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Основные документы, по которым работает аптека.

2. Дайте формулировку дозы.

3. Последовательность апробации новых лекарств.

4. Защитные позиции рецепта.

5. Перечислите твёрдые лек. формы

6. Перечислите мягкие лек. формы

7. Перечислите жидкие лекарственные формы.

8. Основные сестринские требования к лекарствам для инъекций.

9. Для чего Вы изучаете фармакологию?

 

* * *

 

Ф. Практика 1А                                  РЕЦЕПТУРА I

1. Предоставьте отчет по выполнению практической работы №1 .

2. Зарисуйте объемы флаконов на 5, 10, 20, 50, 250 и 500 мл в сопоставимом размере.

3. Зарисуйте объемы ампул на 1, 2, 5, 10 и 20 мл в сопоставимом размере.

4. Определите, используя мерную стеклянную лабораторную посуду, объем капель: одна, 15,20 – опишите опыт, как Вы определили.

5. Подтвердите, что чайная ложка содержит 5 мл, десертная - ?, столовая ложка – 15 мл – запишите в тетрадь.

6. Ознакомьтесь соотношение – какой объем занимает в чайной ложке 15 капель, 30 капель – оформите протокол опыта.

7. Ознакомьтесь с контейнером «Жидкие лекарственные средства», определите и запомните разные объемы ёмкостей.

8. Рассмотрите контейнеры лекарственных средств «Твердые лекарственные формы» и «Мягкие лекарственные формы».

9. Подготовьте ответы на вопросы к практическому занятию №1.

См. файл «Ф. практикум.».

Ф.пр.2

Рецептура. II

 

Требование на лекарства в отделение из больничной аптеки.

 

Цели занятия:

· Научиться выписывать Требование на лекарства для отделения больницы

· Знать принятые сокращения в рецептах

· Уметь выражать концентрации жидких форм разными способами

Задание 4.Выписать 180 мл микстуры с содержанием по 0,1 кофеин-бензоата натрия по 0,3г калия бромида на прием. Назначить по 1 столовой ложке 3раза в день.

Решение:

   Rp:   Coffeini natrio-benzoatis 1,2 – 180,0

                Kalii bromidi 3.6

                   

   M.D.S.: Принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день     

Задание 5. Как в рецептах обозначаются следующие пометки?

                                                                  УЧЕБНИК: ГАЕВЫЙ стр. 16.

Для приготовления тотчас-ex temporae

Срочно- cito

Простерилизовать- sterilisetur!

Сколько требуется- quantum satis

Поровну-ana

Перевернуть-verte

Спиртовой-spirituosus

Масляный-oleosum

В чистом виде-per se

Для наружного применения-ad usum externum

Возьми –_________________________

Смешай –_________________________

Обозначь –__________________________

Во флаконе -._________in vitro

В вощеной бумаге –___________________

Капли -______________________________



Фпр2к

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Приведите примеры классификации ЛС.

2. Какова Защита Требования на лекарства?

3. Приведите примеры сокращений в рецептах.

4. Как изображается концентрация в рецептах на жидкую форму?

5. Что такое сигнатура?

6. Что такое титр концентрации?

7. Приведите примеры твёрдых лекарственных форм.

8. Приведите примеры мягких лекарственных форм.

9. Приведите примеры жидких лекарственных форм.

10. Приведите примеры лекарственных форм для инъекций

11. На какие лек. формы Требование выписывается отдельно?

12. Можно ли выписать в Требовании индивидуальное лекарство, как в рецепте и почему?

13. Напишите 3 сокращения, принятые для использования в рецептах

* * *

 

+Ф.пр.3

АНТИСЕПТИКИ

Цели занятия:

· Ориентироваться в антисептиках и дезосредствах

· Знать Правила работы с антисептиками.

· Уметь оказать помощь при попадании антисептика на кожу и в глаза.

Познакомьтесь с препаратами антисептиков, расположенных в контейнерах, выберите препараты разных подгрупп.

 

Заданиям студентов на занятие

  1. Напишите классификацию антисептиков.

 

  1. Какие антисептики применяются:

 

А) для обработки помещения

Б) для обработки сан. Узлов

В) для обработки медицинских инструментов

Г) для обработки рук мед. Персонала

Д) для обработки операционного поля?

( напишите выбор веществ, не менее трех и их концентрации)

 

  1. Как приготовить осветленных растворов хлорной извести?

( этап работы , расчет концентраций ).Смотри сноску внизу + /

3 А. Как вести себя с антисептиками и средствами защиты

4. какие антисептики применяются как лекарственные средства ( не менее 5 )?

Составить таблицу.

 

Препарат Показания Концентрации Способ применения
1.      

 

5.Какие антисептики – лекарственные препараты противопоказаны детям?

6. Запишите ряд антисептиков, при обращении с которыми необходимо предосторожности ( не менее 6;в чем опасность ) мера безопасной работой антисептиками .

7. Выпишите требования на 3 антисептика в выделения их списка , обозначенного в пункте 2 задание по указанию преподавателя .

+/ Приготовления раствора хлорной извести

  1. приготовление взвеси (20%)

«2 кг на ведро»

2. 200г хлорки  на 1 л воды

осветление на 30 мин.

В осадок выпадает Ca O Ca (OH) 2 « вверх» слить     основной раствор ( исходные 100% раствор )

3. приготовить необходимый раствор : содержит … 10% ; 2% и т.д

Образец выполнение работы

Классификация антисептиков .

1.

  1. Галогены и галогенсодержащие вещества (йод, раствора люголя ,йодинол )
  2. окислители (калия перманганата )
  3. Кислоты органические и неорганические ,щелочь (кислота борная , раствор аммиака)
  4. спирты ( этиловый спирт)
  5. красители (метиленовый синий , бриллиантовый зеленый )
  6. Соли тяжелых металлов (сулима, свинцовая вода ,ртутная мазь )

 

2.

1. для обработки помещения – галоидносодержащие вещества (хлорамин5-10%)

2.для обработки сан. Узлов – (роккал 0,1 % , хлорамин 5% )

3. для обработки медицинских инструментов – (жидкость Каретникова ,раствор роккал 0,1 % хлоргексидина 0,1 % )

4. для обработки рук мед. Персонала – (раствор йода спиртовой 5-10%, хлорамин Б )

5. для обработки операционного поля –( раствор фенола 3-5% )

 

3Хлорная известь – состоит из смеси гипохлорита ,кальция Ca (CIO)2 , хлорида кальция хлор 2 . Применяются 5 и 10% растворы .

приготовление раствора хлорной извести

a. приготовление взвеси (20%)

« 2 кг на ведро» 200 г хлорки на 1 л воды    взвеси    

b. Осветление 30 минут

В осадок выпадают Ca O , Ca (OH) 2

 

Слить ! – основной раствор ( исход 100% раствор )

 

3 приготовить необходимый растворов 10% ; 2%

 

Не должны раздрожать и повреждать ткани организмов (кожу. Слизистые оболочки) Работать в защитной форме , в очках ,                                  в маске ,в перчатках. При попадании на кожу обильно смыть водой .

 

4.      

 

Препарат Показания Концентрации Способ применения
1.раствор Формальдегида Дезинфицирующее и дезодорирующее средство. 36,5 – 37,5 При повышенной потливости
2.Бриллиантовый зеленый краситель     3.нитрат серебра    
  1. Сульфат цинка
  5. Хлорамин Б
Наружно как антисептик     Применяет наружно как вяжущее и антисептическое средство   Применяет наружно     Дезеинфекция кожа В виде 1- 2% спиртового или водного раствора   2% р-р и 1 – 2% мази внутрь в виде 0, 05 – 0, 06 р-а       0 , 1 – 0, 5 %     0,25 – 0, 5%   При ссадинах, царапинах и др.     При язвенной болезни желудка   Глазные капли или для спринцеваний   Для лечение гнойных ран

 

 

  1. Борная кислота , хлоргексидин ,салициловая кислота .

 

 

6.сулема ( 2 хлористая ртуть ) , хлоргексидин , аммиак , хлорка ,салицилка , нитрат серебра . ) 

   7.представлено требование на препарат, указанный преподавателем

Аптечное управление____________|код_|                          Срочно

Аптека№____________________|_19_|

Отдел_______________________|_5__|                 Код опер.|_6____|

 

Требование|№7|                                     Накладные|№ 5|

от«      »                 2011г                           от « »2011г

КомуМаслову Н.И. |_________|           Через кого__Главного врача________________

Основание отпуска________________          Доверенность№3 от _________

Номенклатурный номер| Наименование| Единица измерения|кол-во|по розничным ценам| По оптовым ценам|

______________________|__________ ___|____1 л_____________|затреб |цена                |сумма|цена |сумма|

_____________76_______|_коробка_____|___________________|_________|_____63-07______|_1____33|_____|!_____|

______________________|_____________|___________________|_________|_______________|_________|_____|_____|

______________________|_____________|___________________|_________|_______________|_________|_____|_____|

______________________|_____________|___________________|_________|_______________|_________|_____|_____|

                                                                         Итого:             | *______|___*___________|____*___|______|_____|

                                                                         Продожная сумма____________135:00________________________________

                                                                                                                        (прописью)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...