Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Войско Донское и Запорожское на территории Донецкого края.




Билет 26 9 класс

Общественное движение в России во второй половине 19 в..Народничество.

 

Общественное движение в России второй половины XIX в.

Причины подъема общественного движения:

 сохранение старой социально-политической системы и, в первую очередь, самодержавного строя с его полицейским аппаратом, привилегированным положением дворянства, отсутствием демократических свобод;

нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, который оставался центральным в общественной жизни страны;

социальные противоречия между крестьянами и помещиками, между рабочими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консервативным дворянством, между самодержавием и народами;

половинчатость реформ 60-70-х годов и колебания правительственного курса (то меры в сторону либерализации, то усиление репрессий).

В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении — консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.

Консерваторы.

Социальную основу этого направления составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства.

Идеи:

 "официальной народности";

православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось;

незыблемость самодержавия

свертывание реформ и проведение контрреформ

 укрепление позиций дворянства;

сохранение помещичьего землевладения

идеи панславизма единение славянских народов вокруг России

патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти.

Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков.

М.Н. Катков в газете "Московские ведомости" доступно для народа формулировал основные идеи консерватизма. Консерваторы были охранителями-государственниками. Они отрицательно относились к любым массовым социальным действиям, ратуя за порядок, спокойствие и традиционность.

Либералы

Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др.).

Идеи:

введение конституционных начал, демократических свобод и продолжение реформ

создание общероссийского выборного органа (Земского собора)

расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств)

конституционная монархия

сохранение сильной исполнительной власти

признание неприкосновенности личности, ее права на свободное духовное развитие

развитие капитализма и свободы предпринимательства

ликвидация сословных привилегий

понижение выкупных платежей

проведение мероприятий, способствующих становлению в России правового государства и гражданского общества

Идеологами либералов являлись К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.А. Гольцев, Д.И. Шаховской, Ф.И. Родичев, П.А. Долгоруков.

Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя "адресов"(ходатайств) с предложением программы преобразований. Наиболее "левые" либералы иногда использовали конспиративные совещания своих сторонников.

Особенности российского либерализма:

его дворянский характер из-за политической слабости буржуазии

близость к консерватизму

Либералов и консерваторов объединяла боязнь народного "бунта" и действий радикалов.

Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству.

 

Радикалы

 

Во второй половине XIX в. радикалы не имели широкой социальной основы, хотя объективно они выражали интересы крестьян и рабочих. В их движении участвовали выходцы из разных слоев общества, посвятившие себя служению народу.

Лидеры: Герцен и Чернышевский.

 

Основные идеи:

 

некапиталистическое развития России

"общинный социализм"

 

В истории движения радикалов второй половины XIX в. выделяются три этапа:

60-е годы складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков;

70-е годы оформление народнической доктрины и деятельность организаций революционных народников;

80—90-е годы — активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы.

 

«ШЕСТИДЕСЯТНИКИ»

 

В 60-е годы сложилось два центра радикального направления. Один — вокруг редакции "Колокола", издаваемого А.Г. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию "общинного социализма" и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала "Современник". Его идеологом стал Н.Г. Чернышевский, кумир разночинной молодежи того времени. Он также критиковал правительство за сущность реформы, мечтал о социализме, но, в отличие от А.И. Герцена, видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития.

На основе идей Н.Г. Чернышевского образовалось несколько тайных организаций: кружок "Великорусе" (1861-1863), "Земля и воля" (1861-1864). "Левые" радикалы поставили задачу подготовки народной революции. Для этого землевольцы развернули активную издательскую деятельность в своей нелегальной типографии. Своим программным документом землевольцы считали статью Н.П. Огарева "Что нужно народу?", опубликованную в июне 1861 г. в "Колоколе". Статья предостерегала народ от преждевременных, неподготовленных выступлений, призывала к объединению всех революционных сил.

 

«ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ»

 

Земля и воля". Это была первая крупная революционно-демократическая организация. В нее входило несколько сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты. Организацию возглавлял Русский центральный народный комитет. Отделения общества были созданы в Петербурге, Москве, Твери, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах. В конце 1862 г. к "Земле и воле" примкнула русская военно-революционная организация, созданная в Царстве Польском.

Одни участники организаций (в том числе Н.Г. Чернышевский) были арестованы, другие эмигрировали. Правительству удалось отбить натиск радикалов первой половины 60-х годов. В общественном мнении наметился резкий поворот против радикалов и их революционных устремлений. Многие общественные деятели, прежде стоявшие на демократических или либеральных позициях, перешли в лагерь консерваторов (М.Н. Катков и др.).

Во второй половине 60-х годов вновь возникли тайные кружки. Их члены сохранили идейное наследие Н.Г.Чернышевского, но, разуверившись в возможности народной революции в России, перешли к узко заговорщической и террористической тактике. Свои высокие нравственные идеалы они пытались воплотить безнравственными средствами. В 1866 г. член кружка Н.А. Ишутина Д.В. Каракозов совершил покушение на царя Александра II.

На рубеже 60-70-х годов, во многом на основе идей А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, оформилась народническая идеология. Она стала весьма популярной у демократически настроенных интеллигентов последней трети XIX столетия. Среди народников сложилось два направления:

революционное

либеральное

Революционные народники

Основные идеи революционных народников:

капитализм в России насаждается "сверху" и на русской почве не имеет социальных корней;

будущее страны в общинном социализме;

крестьяне готовы к восприятию социалистических идей;

преобразования должны осуществляться революционным методом.

М.А. Бакуниным, ПЛ. Лавровым и П.Н. Ткачевым были разработаны теоретические основы трех течений революционного народничества

бунтарского (анархического),

пропагандистского

заговорщического

М.А. Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции — идти в народ и разжигать всероссийский бунт.

ПЛ. Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. "Разбудить" крестьян должны были "критически мыслящие личности" — передовая часть интеллигенции.

П.Н. Ткачев, так же как и ПЛ. Лавров, не считал крестьянина готовым к революции. В то же время он называл русский народ "коммунистом по инстинкту", которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), захватив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство.

 

 

"Земля и воля" (1876-1879).

 

В 1876 г. уцелевшие участники "хождения в народ" образовали новую тайную организацию, с 1878 г. принявшую название "Земля и воля". Ее программа предусматривала:

осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия

 передачу всей земли крестьянам

введение "мирского самоуправления" в деревне и городах

Во главе организации стояли Г В. Плеханов, А.Д. Михайлов, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др.

Было предпринято второе "хождение в народ" для длительной агитации крестьян. Землевольцы также занимались агитацией среди рабочих и солдат, помогли организовать несколько стачек. В 1876 г. при участии "Земли и воли" в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонстрация. Перед собравшимися выступил Г. В. Плеханов, призвавший бороться за землю и волю для крестьян и рабочих. Полиция разогнала демонстрацию, многие ее участники были ранены. Арестованных приговорили к каторге или ссылке. Г.В. Плеханову удалось скрыться от полиции.

В 1878 г. часть народников вновь вернулась к идее необходимости террористической борьбы. В 1878 г среди землевольцев начались дискуссии о методах борьбы. К этому их побуждали и правительственные репрессии, и жажда активной деятельности. Споры по тактическим и программным вопросам привели к расколу.

"Черный передел"

В 1879 г. часть землевольцев (Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод) образовали организацию "Черный передел" (1879-1881). Они сохранили верность основным программным принципам "Земли и воли" и агитационно-пропагандистским методам деятельности.

"Народная воля" (1879-1881).

Ее возглавили А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, СЛ. Перовская, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. Они входили в Исполнительный комитет центр и главный штаб организации.

Программа народовольцев отражала их разочарование в революционной потенции крестьянских масс. Они считали, что народ задавлен и доведен до рабского состояния царским правительством. Поэтому своей главной задачей они полагали борьбу с этим правительством.

Программные требования народовольцев:

подготовку политического переворота и свержение самодержавия

созыв Учредительного собрания

установление в стране демократического строя

уничтожение частной собственности

передачу земли крестьянам

фабрик рабочим

Народовольцы провели ряд террористических акций против представителей царской администрации, но главной своей целью считали убийство царя. Они предполагали, что это вызовет политический кризис в стране и всенародное восстание. Однако в ответ на террор правительство усилило репрессии. Большинство народовольцев было арестовано. Оставшаяся на свободе СЛ. Перовская организовала покушение на царя. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен и через несколько часов скончался.

Этот акт не оправдал ожиданий народников. Он еще раз подтвердил неэффективность террористических методов борьбы, привел к усилению реакции и полицейского произвола в стране. В целом деятельность народовольцев в значительной степени затормозила эволюционное развитие России.

 

Либеральные народники

Это направление, разделяя основные теоретические взгляды революционных народников, отличалось от них неприятием насильственных методов борьбы. Народники-либералы не играли заметной роли в общественном движении 70-х годов. В 80-90-е годы их влияние возросло. Это было связано с потерей авторитета революционных народников в радикальных кругах из-за разочарования в террористических методах борьбы. Либеральные народники

выражали интересы крестьян

   требовали уничтожения остатков крепостничества

   ликвидации помещичьего землевладения

Они призывали к проведению реформ для постепенного улучшения жизни народа. Основным направлением своей деятельности они избрали культурно-просветительскую работу среди населения. С этой целью они использовали печатные органы (журнал "Русское богатство"), земства и различные общественные организации. Идеологами либеральных народников были Н.К. Михайловский, Н.Ф. Даниельсон, В.П. Воронцов.

Радикалы в 80-90-х гг. Первые марксистские и рабочие организации

В 80-90-е годы XIX в. в радикальном движении произошли коренные изменения. Революционные народники потеряли свою роль главной оппозиционной силы. На них.обрушились мощные репрессии, от которых они не смогли оправиться. Многие активные участники движения 70-х годов разочаровались в революционном потенциале крестьянства. В связи с этим радикальное движение раскололось на два противостоящих и даже враждебных друг другу лагеря. Первый сохранил приверженность идее крестьянского социализма, второй увидел в пролетариате главную силу общественного прогресса.

"Освобождение труда"

Бывшие активные участники "Черного передела" Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч и В.Н. Игнатов обратились к марксизму. В этой западно-европейской теории их привлекла идея достижения социализма путем пролетарской революции.

В 1883 г. в Женеве была образована группа "Освобождение труда".

Ее программа:

полный разрыв с народничеством и народнической идеологией

пропаганда социализма

борьба с самодержавием

опора на рабочий класс

создание рабочей партии

Важнейшим условием социального прогресса в России они считали буржуазно-демократическую революцию, движущей силой которой будут городская буржуазия и пролетариат. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу общества. В этом проявилась узость и односторонность их взглядов.

Группа "Освобождение труда" действовала за границей и не была связана с возникавшим в России рабочим движением.

В самой России в 1883-1892 гг. образовалось несколько марксистских кружков (Д.И. Благоева, Н.Е. Федосеева, М.И. Бруснева и др.). Свою задачу они видели в изучении марксизма и пропаганде его среди рабочих, студентов и мелких служащих. Однако и они были оторваны от рабочего движения.

Деятельность группы "Освобождение труда" за рубежом, марксистских кружков в России подготавливали почву для возникновения российской социал-демократической партии.

Организации рабочих. Рабочее движение в 70-80-х годах развивалось стихийно и неорганизованно. В отличие от Западной Европы русские рабочие не имели ни собственных политических организаций, ни профессиональных союзов. "Южно-российский рабочий союз" (1875) и "Северный союз русских рабочих" (1878-1880) не сумели возглавить борьбу пролетариата и придать ей политический характер. Рабочие выдвигали лишь экономические требования повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, отмена штрафов. Наиболее крупным событием стала забастовка на Никольской мануфактуре фабриканта Т.С. Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 г. ("Морозовская стачка"). Рабочие впервые потребовали государственного вмешательства в их отношения с фабрикантами. В результате был издан закон 1886 г. о порядке найма и увольнения, упорядочении штрафов и выплаты заработной платы. Был введен институт фабричных инспекторов, обязанных следить за выполнением закона. Закон усилил уголовную ответственность за участие в стачках.

"Союз борьбы за освобождение рабочего класса"

В 90-е годы 19 в. в России наметился промышленный подъем. Это способствовало увеличению численности рабочего класса и созданию более благоприятных условий для развития его борьбы. Стачки имели экономический и слабо организованный характер.

В 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки объединились в новую организацию "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". Его создателями были В.И. Ульянов (Ленин), Ю.Ю. Цедербаум (Л. Мартов) и др. Аналогичные организации были созданы в Москве, Екатеринославе, Иваново-Вознесенске и Киеве. Они попытались встать во главе стачечного движения, издавали листовки и направляли пропагандистов в рабочие кружки для распространения марксизма среди пролетариата. Под влиянием "Союза борьбы" в Петербурге начались стачки текстильщиков, металлистов, работников писчебумажной фабрики, сахарного и других заводов. Забастовщики требовали сократить продолжительность рабочего дня до 10,5 ч, повысить расценки, своевременно выплачивать заработную плату. Упорная борьба рабочих летом 1896 и зимой 1897 г., с одной стороны, заставила правительство пойти на уступки: был издан закон о сокращении рабочего дня до 11,5 ч. С другой, оно обрушило репрессии на марксистские и рабочие организации, часть членов которых сослали в Сибирь.

Среди оставшихся на свободе социал-демократов во второй половине 90-х годов начал распространяться "легальный марксизм". П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский и др., признавая некоторые положения марксизма, отстаивали тезис об исторической неизбежности и незыблемости капитализма, критиковали либеральных народников, доказывали закономерность и прогрессивность развития капитализма в России. Они выступали за реформистский путь преобразования страны в демократическом направлении.

Под влиянием "легальных марксистов" часть социал-демократов России перешла на позиции "экономизма". Главную задачу рабочего движения "экономисты" видели в улучшении условий труда и быта. Они выдвигали только экономические требования и отказывались от политической борьбы.

В целом среди российских марксистов в конце XIX в. не было единства. Одни (во главе с В.И. Ульяновым-Лениным) выступали за создание политической партии, которая повела бы рабочих на осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата (политической власти рабочих), другие отрицая революционный путь развития, предлагали ограничиться борьбой за улучшение условий жизни и труда трудящихся России.

Общественное движение во второй половине XIX в., в отличие от предшествующего времени, стало важным фактором политической жизни страны. Многообразие направлений и течений, взглядов по идейно-теоретическим и тактическим вопросам отразило сложность общественной структуры и остроту социальных противоречий, характерных для переходного времени пореформенной России. В общественном движении второй половины XIX в. еще не сложилось направление, способное осуществить эволюционную модернизацию страны, но были заложены основы для формирования в будущем политических партий.

 

Они развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).

Войско Донское и Запорожское на территории Донецкого края.

То, что земли Запорожья и Днепропетровщины являются колыбелью запорожских казаков – факт общеизвестный.

А то, что наш донецкий край издавна известен как казацкий, многих удивляет сегодня.

А ведь, действительно, значительная территория нынешней Донецкой области еще в XVI веке была освоена запорожскими казаками.

 

Первые запорожские займища появляются во времена Старой, или Базавлуцкой Сечи (1593–1709 гг.).

Как считают исследователи, первоначальное заселение края было связано с поиском казаками второго, запасного выхода в Черное море. Обычно запорожцы, совершая походы против татар и турок, выходили в Черное море через устье Днепра, прорываясь сквозь турецкие заслоны.

Так как это не всегда удавалось, запорожцы стали использовать хотя и более длительный, но менее опасный путь по Днепру до Кодака, затем в реку Самару, из нее в Волчьи Воды. А от Волчьих Вод до реки Кальмиуса (25 км) они тянули чайки волоком. По Кальмиусу они входили в Азовское, а затем в Черное море.

При прохождении такого длительного пути необходимо было пополнять продовольственные запасы, ремонтировать суда и т. д.

Таким образом, по реке Самаре и Волчьей запорожцы основали зимовники (хутора).

Источники свидетельствуют, что на Волчьей была построена пристань, береговая станция для судов, плававших в Азовское море.

Выше по реке находился зимовник, в котором жили казаки, обслуживавшие запорожскую гребную флотилию. Здесь впоследствии возникли села Алексеевка и Андреевка.

На Кривом Торце, в его верховьях находился зимовник (Ясиноватое), ниже вблизи реки существовало несколько казачьих землянок и зимовников (Железное).

В XVI веке запорожцы обживали берега Северского Донца. Они продвигались на восток по Донцу. В урочище Макаров Яр (ныне село Пархоменко) был основан зимовник для казацкого пикета. Над Донцом возвышался сторожевой курган. В окрестностях. Макарова Яра были обжиты байракТертышныя и овраг Скелеватый.

Углубляясь на ю(г от Донца, запорожские казаки поселились на Лозовой (приток Лугани), где впоследствии возникло село Дозово-Павловка (ныне г. Брянка).

На реке Луганчике в урочище Шелковый проток появились зимовники и хутора нескольких казацких старшин с семьями, с челядью наймитами.

При устье Кальмиуса еще в XVI веке был запорожский сторожевой пост, впоследствии здесь была построена небольшая крепость «Домаха», которая в XVII–XVIII вв. называлась Кальмиусской, и была центром Кальмиусскойпаланки. Кальмиусскаяпаланка особенно часто упоминается в документах Новой Сечи, или последнего Коша Запорожского (1734–1775).

Кроме того, на территории Донецкой области приходилась и часть Самарской паланки.

Кальмиусскаяпаланка, по мнению Д. Яворницкого, находилась между Волчьей, Кальмиусом и Азовским морем (Александровский, Бахмутский и Мариупольский уезды).

Это территория нынешних Волновахского, Володарского, Першотравневого районов полностью, Великоновоселковского, Марьинского районов кроме их северных верхушек, части Ясиноватского, Тельмановского, Новоазовского, Старобешевскогорайонов и части города Донецка.

Часть Самарской паланки на территории нашего края занимал район по Волчьей с притоками, и район по верхнему течению Торца.

В пределах так называемых «вольностей» утвердился дух Запорожья, его традиции, особенные общественные отношения, когда принцип военной демократии определял фактически все функционирование управления, обычное право, быт и т. д.

Военная и судебная власть в Кальмиусскойпаланке принадлежала казацкому полковнику, которого назначал Кош.

Сохранились сведения о том, что в 1672 г. в крепости жил полковник и 674 казака. В 1745 г. казаков было 311 человек, посполитых, т. е. полукрепостных крестьян 321.

В 1754 г. Кальмиусским полковником был Андрей Порохня, а в 1756 г. Григорий Гаркуша.

В музее краеведения г. Мариуполя находится печать полковника Кальмиусскойпаланки.

По таблице 1755 г. в Кальмиусскойпаланке на 9 урочищ был 61 зимовник, на «сидение зимовником» надо было получить паспорт или билет из Коша за подписью Кошевого Атамана.

Зимовники отдавались во временное пользование, так сказать, в аренду. Каждый год казаки «бросали лясы», то есть, жребий на земли и речки.

Об этом свидетельствуют документы Мариупольского музея краеведения.

Историки свидетельствуют о том, что запорожцы осваивали степи и к востоку от Кальмиуса. Их зимовники встречаются и на Миусе. А на природной возвышенности Саур-Могила находился сторожевой запорожский пост.

Когда в 1709 г. запорожцы ушли в ханский Крым, их угодьями по Кальмиусу и азовскому побережью стали пользоваться донцы. С возвращением Сечи под руку Российской державы и созданием Нового Коша украинские казаки стали возвращаться на свои исконные земли.

Донцы, владевшие этими землями по праву давности, не хотели их уступать.

Обе стороны доходили до крайностей. И тогда в 1746 ґ. императрица Елизавета Петровна повелела размежевать земли донских и запорожских казаков по реке Кальмиус.

Об этом свидетельствуют документы, представленные в Донецком краеведческом музее.

 

Однако и после этого разграничения споры не утихали, и в 60-х годах XVIII века по Миусу можно было встретить хутора запорожцев.

В 1775 г. после ликвидации Запорожья Кальмиусскаяпаланка была преобразована в Кальмиусский уезд Азовской губернии. Ее земли были розданы помещикам, чиновникам, офицерам, казацкой старшине, иностранным колонистам.

Запорожцы разбрелись в разные стороны. Часть ушла за Дунай, часть вошла в состав Черноморского казачьего войска. Часть казаков вступила в гражданскую службу, весьма немногие’ определились в Харьковский и Полтавский пикинерские полки.

Но часть людей остались на месте в зимовниках, хуторах, землянках и мазанках.

В 1777 г. на месте Кальмиусской крепости было заложено- основание нового города Павлограда. Затем в 1780 г. Павлоград был перенесен на реку Самару, а на землях Кальмиусскойпаланки поселились греки, вышедшие из Крыма. Они и основали на месте бывшей запорожской крепости город Мариуполь.

Однако даже через 16 лет после ликвидации Запорожской Сечи и через 11 лет после заселения края греками при Мариуполе находилось около 2 тысяч малороссиян.

Конечно же, это были жители бывшей Кальмиусскойпаланки. Их потомки и сейчас дружно живут и трудятся бок о бок с греками.

 

Г. П. Ковальчук (Донецьк)

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 458.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...