Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 42. Обобщение и отображение результатов исследования.




Социологические данные, полученные в результате обработки первичной информации, представляют собой, образно говоря, различных цветов и оттенков «краски», с помощью которых предстоит нарисовать реалистическую картину знаний о предмете исследования. «Краски» эти подбирались не произвольно. Целенаправленность их поиска была предопределена логикой перехода от качественных к количественным характеристикам предмета исследования, способным дать целостное представление о состоянии и изменении его сторон и свойств. Характер отображения социологических данных предопределен, прежде всегоформами обобщения первичной информации. Рассмотрим их подробнее.

1. Статистическая группировка.

Наиболее простая форма обобщения первичной социологической информации - группировка. Она позволяет зачислить респондента в ту или иную группу в соответствии с выбранным признаком (или признаками) группировки. Подытоживая число ответов на вопросы анкеты в опоре на такие признаки, исследователь осуществляет не что иное, как простую группировку респондентов с учетом их социально-демографических признаков, мнений, установок, информированности, индивидуальных оценок и т. д. Выделенные таким образом однородные по составу (по признаку группировки) группы значительно легче соотносить, сравнивать, анализировать. Выбор признака группировки - не произвольная процедура, он диктуется задачей социологического исследования, сформулированными ранее гипотезами. Ошибочный выбор признака группировки приводит к неверным выводам» при анализе характеристик объекта исследования. В зависимости от шкалы, измерения, в соответствии с которой получены ответы на вопрос, группировка социологической информации может представлять собой:

- зачисление респондентов в номинальные группы (группировка опрошенных по полу, национальности и т. д.);

- упорядочение информации в ранжированном ряду, например, по характеру труда (выполняющие ручной труд, работающие с механизмами, выполняющие труд интеллектуальный) или по степени включенности в общественную работу (состоят членами соответствующих движений, сочувствуют им, к партиям и движениям относятся с безразличием, либо отрицательно) и т. д.;

- группировку по количественному признаку, я результате которой группы респондентов характеризуются числовой величиной и потому количественно сравнимы между собой. (Например, группировка по возрастныминтервалам: 18-25 лет, 26-30 лет, 31-40 лет, 41-50 лет, 50 лет и старше).Операции с номинальными и ранжированными труппами осуществляются при помощи математических приемов, соответствующих номинальной и ранговой шкалам.

Зачисление в группы – наиболее простая форма обобщения первичной социологической информации: с ее помощью респондент зачисляется в ту или иную группу в соответствии с выбранным признаком (признаками). Подытоживая число ответов на вопросы анкеты, исследователь осуществляет не что иное, как простое группирование респондентов с учетом их социально-демографических признаков, мнений, установок, информированности, индивидуальных оценоки т.д. Выделенные таким образом однородные по составу (по признаку группировки) группы значительно легче сопоставлять, сравнивать, анализировать.

При структурном зачислении в группы респондентов классифицируют по некоторому свойственному всей совокупности объективному признаку. Например, когда требуется узнать возрастной или квалификационный состав респондентов, применяется структурная группировка по возрастным интервалам или квалификационным разрядам. Типологическое зачисление в группы осуществляется, если ставится задача выделить из состава опрошенных группы, скажем, по признаку «удовлетворенность содержанием труда». Типы, как правило, выделяются на основании субъективного признака, измеренного по оценочной шкале, либо на базе нескольких признаков (многомерная группировка). В связи с этим типообразующие признаки обычно конструируются самим исследователем (активный–неактивный, обладающие различным уровнем художественной культуры и др.). Аналитическим называется зачисление в группы, произведенное по двум признакам и более и служащее выявлению их взаимосвязи. Если, скажем, проверяется, есть ли связь между удовлетворенностью содержанием труда и ростом его производительности, по этим двум признакам необходимо осуществить зачисление в группы.

Комбинационное зачисление осуществляется, когда респондентов распределяют в группы по двум признакам или более,скажем, выделяют женщин в возрасте до 30 лет, имеющих высшее образование (три признака – пол, возраст, образование).В зависимости от решаемых задач она может быть структурной,типологической и аналитической.

Ряд чисел, получаемый в результате группировки, называется рядом распределения. Ряды

распределений, отражающие результат группировки респондентов по качественным признакам, называют атрибутивными, а по количественным – вариационными.

Составление таблиц не является отдельным видом математической операции обобщения первичной социологической информации. Это только форма отображения рядов распределения, преимущество которой в том, что в ней кратко даются пояснения числовых параметров соответствующих групп.Числовые данные в таблице объясняются заголовками,подлежащим и сказуемым.

Ряды распределения характеризуются также мерами центральнойтенденции , которые призваны отобразить характер группировки статистических значений показателя вокруг некоторого центрального значения. В прикладной социологии чаще всего используют три меры центральной тенденции – моду, медиану и среднюю. Мода (обозначается символом Mo) – такое значение в множестве наблюдений, которое встречается наиболее часто. Модальное значение есть наибольшее значение признака в ряду распределения. Если ряд распределен нормально, то он имеет одну моду, совпадающую и с медианой, и со средней.Медиана (обозначается символом Md) является упрощенной формой среднего показателя ряда распределения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 489.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...