Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Реформирование государственного механизма в первой половине XVIII.




Билет 42. Государственный механизм во второй четверти и по конец 18 века.

Развитие государственной системы в период пресвященного абсолютизма

В начале 1726 г. для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Верховный тайный совет.Сенат фактически превратился в одну из коллегий — Верховный тайный совет рассматривал жалобы на действия Сената, подбирал кандидатуры сенаторов и др.

В середине 1726 г. Верховный тайный совет получил законодательные полномочия. Законы подписывались императрицей Екатериной I или Верховным тайным советом.

В 1730 г. Верховный тайный совет как орган управления был ликвидирован.

Место Верховного тайного совета в 1731 г. занял кабинет министров,вначале выполнявший совещательные функции при императрице Анне Иоанновне. В 1735 г. кабинет получил законодательные полномочия, подписи всех трех министров заменяли подпись императрицы. Фактически исполнительная власть в стране принадлежала кабинету министров, который сосредоточил в своих руках все государственное управление.

В 1741 г. кабинет министров как высший орган государственной власти был упразднен. На его месте создается другой центральный орган, решающий вопросы государственного управления, — кабинет Ее Величества (императрицы Елизаветы Петровны).

За время своего существования высший совещательный орган при императоре (впоследствии при Петре III называемый Императорским советом, при Екатерине II — Советом при высочайшем двореи др.) сохранял широкие полномочия в различных областях государственного управления: законотворчестве, налогообложении, внешней политике, назначении на должности и т. д.

После смерти Петра Iрольсенатакак высшего органа управления стала снижаться. Влияние сената усилилось только в 1744 г. В структуру сената входили четыре департамента: Духовных, Финансовых, Торгово-промышленных и Судебных дел.

В период царствования Ивана Антоновича и Анны Леопольдовны значение сената как органа, руководившего деятельностью центральных органов управления, снова снизилось. Над ним был усилен контроль кабинета министров. При императрице Елизавете Петровне роль сената вновь значительно возрастает. Сенат наделяется законодательными и судебными полномочиями. К его компетенции стали относиться все вопросы государственного управления.

В период царствования Екатерины II снова было пересмотрено положение сената. К 1763 г. сенат стал высшим административно-судебным органом, в состав которого входило шесть департаментов: государственные финансы и секретное делопроизводство, судебные дела, дела провинций, военные дела, местная администрация, местные суды. Часть судебных и законодательных полномочий была передана Совету при высочайшем дворе,созданному в 1769 г.

Павел I рассматривал сенат как судебное учреждение и предлагал разделить его на два департамента: уголовных и гражданских дел.

С 1801г. сенат окончательно становится высшей судебной инстанцией.

Система губернского и местного управления,сформированная при Петре I, в XVIII в. продолжала развиваться и укрепляться. В 1775 г. была проведена губернская реформа. Основной административной единицей, объединяющей центр империи и ее окраины, была губернияво главе с губернатором. При губернаторе состоял коллегиальный орган — Губернское правление, находящееся под надзором сената. Состав правления включал самого губернатора и двух советников, назначаемых сенатом. Губернское правление исполняло следующие функции: общее управление губернией, публикация законов, указов и распоряжений императора, надзор за исполнением, наложение ареста на имущество, рассмотрение жалоб и др.

В начале XVIII в. в системе государственного аппарата появилась полиция.К компетенции полицейских органов относились: охрана порядка, борьба с преступностью, поимка беглых, городское благоустройство, контроль за ценами и др.

В 1782 г. в соответствии с Уставом благочиния в городах стали создаваться новые полицейские органы — управы благочиния.Они подчинялись губернскому правлению. В состав управ входили городничие (в столицах — полицмейстеры), приставы по уголовным и гражданским делам и два ратмана, избиравшихся горожанами.

Территория города делилась на полицейские части во главе с частным приставом. Часть разделялась на кварталы, возглавлявшиеся квартальными надзирателями и поручиками. Кварталы делились на дворы.

В компетенцию управы благочиния входили: дознание и розыск, задержание преступников, исполнением законов, наблюдение за порядком, исполнение решений губернского правления и судов, пресечение нарушений, рассмотрение мелких уголовных дел и др.

В ведении полицейских органов находились городские тюрьмы.Для содержания политических и особо опасных преступников создавались специальные тюрьмы и крепости.

По Учреждению об управлении губерниями, изданному в 1775 г., стали создаваться смирительные дома,в которых содержались лица, не совершившие никаких преступлений, но подвергнутые заключению в административном порядке и обвиненные в «непотребном и невоздержанном житии».

В 1775 г. были созданы работные дома,предназначавшиеся для содержания неимущих. Они были заняты на самых тяжелых работах в системе мануфактурных и других государственных производств.

В 1718 г. была образована тайная канцелярия — новый карательный орган. В 1726 г. этот орган был упразднен. Ее контрольно-розыскные и надзорные функции перешли сначала к сенату и Верховному тайному совету, а затем к созданной в 1731 г. канцелярии тайных розыскных дел. После ликвидации в 1762 г. канцелярии функции тайной полиции были возложены на Тайную экспедицию сената, находящуюся под контролем императрицы Екатерины II.

Для осуществления налоговых и штрафных взысканий были образованы Доимочная канцелярия и Канцелярия конфискации с Аукционной камерой для продажи конфискованного имущества.

Реформирование государственного механизма в первой половине XVIII.

Переход к абсолютизму - сословно-представительных органов. Отмирает наиболее характерный орган сословно-представительной монархии — земские соборы. В 1651 и 1653 гг. земские соборы созываются в последний раз в полном составе.

Прекратил свое существование и второй орган, ограничивавший власть царя, — Боярская дума. Дума стала собираться лишь по торжественным, парадным случаям. Действитель­ные функции Думы стали осуществляться лишь ее частью, так назы­ваемой комнатой, включавшей в себя весьма узкий круг лиц, наибо­лее приближенных к царю. Упразднена при Петре 1.

Переход к абсолютизму, означал и перестройку всего государственного аппарата. Усиление власти монарха, свойственное абсолютизму, выразилось и в некоторых внешних атрибутах, важнейшим из которых явилось провозглашение царя императором. В ознаменование победы в Се­верной войне Сенат поднес это звание Петру I.

Однако абсолютный монарх, сосредоточивший в своих руках всю законодательную, исполнительную и судебную власть, не мог, разу­меется, выполнять все государственные функции единолично. Ему понадобилась целая система новых центральных и местных органов.

При Петре I был учрежден Сенат, который выполнял функции высшего законосовещательного, административного и судебного ор­гана, порой заменяющего и особу императора. Однако при Екатери­не I положение Сената существенно меняется. В феврале 1726 г. был создан Верховный тайный совет, оттеснивший Сенат. Сенат оказал­ся в подчиненном положении.

Верховный тайный совет просущество­вал недолго. Он был упразднен уже в 1730 г. Анной Иоанновной, не захотевшей мириться с претензиями «верховников» на ограничение власти монарха.

При Петре I были существенно преобразованы органы центрального управления. На смену сложной и запу­танной системе приказов пришла новая четкая система коллегий. По существу, они стали первыми органами отраслевого управления. Каж­дая из коллегий должна была ведать четко определенной отраслью управления: иностранными делами, морскими делами, государствен­ными доходами и т. д.

Вместе с органами центрального управления претерпела измене­ния и система местного управления. Изменив административно-территориальное деление, Петр I поставил во главе но­вых административных единиц и новых должностных лиц - губернаторов. Они обладали весьма ши­роким кругом прав и подчинялись непосредственно Сенату и колле­гиям.

Новую и крупную реформу местного управления провела Екатерина II. Вмес­то ландратских коллегий при губернаторе было учреждено губернс­кое правление, также в качестве совещательного органа. Была учреж­дена должность вице-губернатора, который был помощником губернатора и возглавлял вместе с тем Казенную палату орган мес­тного финансового управления. В губерниях и уездах был создан ряд вспомогательных органов. Новая система должна была быть доста­точно гибкой и подвижной для организации немедленного подавле­ния всяческих крестьянских волнений.

При Екатерине II деятельность местных органов управления по­пала под влияние дворянского самоуправления. Органами этого са­моуправления являлись губернские и уездные дворянские собрания.

В XVIII в. было создано и городское самоуправле­ние. Впервые городские органы возникли при Петре I, а затем были реформированы Екатериной II. В 1785 г. Екатерина издала Грамоту на права и выгоды городам Российской империи,* которая предусматри­вала, в частности, и конструкцию органов городского самоуправле­ния. Такими органами явились Общая и Шестигласная городские думы. Общая дума собиралась по мере необходимости. Шестигласная вела все текущие городские дела. Оба этих органа были выборными.

В этот период создаются специальные органы полицей­ского управления.

Новые условия экономики, обострение классовой борьбы требо­вали и соответствующего приспособления судебных орга­нов. В их устройстве происходят важные изменения. Суд остается феодальным, приспособленным к защите интересов класса феодалов как господствующего класса. Зарождается и развивается отделение суда от администрации.

Реформировал П1 полностью и духовный суд. В качестве первой инстанции духовного суда были учреждены духовных дел управите­ли. Второй инстанцией являлся архиерей епархии. Для выполнения судебных функций при нем было создано специальное учреждение — консистория. Высшей инстанцией для церковного суда являлся Синод.

Екатерина II более последовательно провела отделение суда от администрации. Вместе с тем учрежденные ею судебные органы были устроены по подчеркнуто сословному принципу: отдельные суды для дворян, отдельные для горожан, отдельные для государственных крестьян. Что же касается помещичьих крестьян, то они подлежали вотчинной юрисдикции, как закупы во времена Русской Правды.

С созданием управ благочиния следствие по всем уголовным де­лам было передано этим управам.

В данный период развиваются и специальные органы борьбы с политическими преступлениями. Наиболее известен из них петров­ский Преображенский приказ. Позднее его функции выполняла Тай­ная канцелярия.

При Петре I была учреждена и прокуратура. Он учредил должность генерал-прокурора при Сенате и прокуроров при коллегиях и надвор­ных судах. Но только при Екатерине II мы видим стройную систему прокурорских органов, призванных неустанно стоять на защите инте­ресов феодального государства. В губерниях были созданы должнос­ти прокуроров при всех сословных губернских судах и при губернском правлении.

В надзоре над судами прокурорам помогали стряпчие уголовных дел. В уездах прокурорский надзор осуществлял уездный стряпчий.

Вместе с тем ак­тивная внешняя политика российских императоров также заставляла укреплять вооруженные силы. В этих целях проводятся реформы военного устройства государства. Основной чертой во­енной реформы, проведенной Петром I, явилось создание регулярной армии. Петр I впервые ввел новый принцип фор­мирования войск — рекрутский набор. Солдаты полностью отрывались от мирной жизни и должны были быть целиком отданы военной служ­бе. Армия была четко разделена на полки, батальоны, роты.

Внешняя функция государства осуществлялась не только воору­женным путем. При Петре I существенно совершенствуется орга­низация внешних отношений. Впервые Россия учреж­дает постоянные дипломатические представительства в европейских государствах, притом не только сопредельных. Впервые также рус­ский царь лично подписывает международные договоры.

Развитие государственного аппарата при абсолютизме, многочис­ленные войны требовали громадных средств. В силу этого способы выжимания денег из населения совершенствуются. Важным момен­том явилась замена подворного налога подушным. В результате этой реформы налоговый пресс на крестьянство усилился.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 168.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...