Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Открытый банк заданий для промежуточной аттестации по биологии 10 класс углубленный уровень




План работы /проверяемые элементы/

Контрольно - измерительные материалы

1. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида и элементарная единица эволюции

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­ем и уров­нем ор­га­ни­за­ции жизни, на ко­то­ром оно про­ис­хо­дит. СО­БЫ­ТИЕ А) му­та­ци­он­ный про­цесс Б) сук­цес­сия В) внут­ри­ви­до­вая борь­ба за су­ще­ство­ва­ние Г) об­ра­зо­ва­ние пи­ще­вых цепей Д) сво­бод­ное скре­щи­ва­ние осо­бей Е) кру­го­во­рот ве­ществ УРО­ВЕНЬ ОР­ГА­НИ­ЗА­ЦИИ ЖИЗНИ 1) по­пу­ля­ци­он­ный уро­вень 2) био­гео­це­но­ти­че­ский уро­вень Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между уров­ня­ми ор­га­ни­за­ции жи­во­го и их ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и яв­ле­ни­я­ми, про­ис­хо­дя­щи­ми на этих уров­нях. ХАРАКТЕРИСТИКИ A) про­цес­сы охва­ты­ва­ют всю пла­не­ту Б) сим­би­оз B) меж­ви­до­вая борь­ба за су­ще­ство­ва­ние Г) пе­ре­да­ча энер­гии от про­ду­цен­тов кон­су­мен­там Д) ис­па­ре­ние воды Е) сук­цес­сия (смена при­род­ных со­об­ществ) УРО­ВЕНЬ ОР­ГА­НИ­ЗА­ЦИИ ЖИЗНИ 1) био­це­но­ти­че­ский 2) био­сфер­ный Ниже приведен перечень биологических терминов, все они, кроме двух, используются в эволюционной теории Найдите два термина, "выпадающих" из общего ряда. 1) ароморфоз 2) дивергенция 3) аллель 4) дигетерозигота 5) монофилия Ниже приведен перечень биологических терминов, все они, кроме двух, используются в экологии. Найдите два термина, "выпадающих" из общего ряда. 1) редуцент 2) атавизм 3) сукцессия 4) гипофиз 5) консумент
Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой вида Дель­фин обык­но­вен­ный (дель­фин-бе­ло­боч­ка) и кри­те­ри­ем вида, к ко­то­ро­му эту ха­рак­те­ри­сти­ку от­но­сят. ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА А) Хищ­ни­ки пи­та­ют­ся раз­ны­ми ви­да­ми рыб. Б) Самцы на 6–10 см круп­нее самок. В) Жи­вот­ные осво­и­ли вод­ную среду оби­та­ния. Г) Ве­ли­чи­на тела — 160–260 сан­ти­мет­ров. Д) Бе­ре­мен­ность самок про­дол­жа­ет­ся 10–11 ме­ся­цев. Е) Жи­вот­ные ведут стад­ный образ жизни. КРИ­ТЕ­РИЙ ВИДА 1) мор­фо­ло­ги­че­ский 2) фи­зио­ло­ги­че­ский 3) эко­ло­ги­че­ский Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой жи­вот­но­го и кри­те­ри­ем вида, к ко­то­ро­му её от­но­сят. ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА А) оби­та­ние в по­строй­ках че­ло­ве­ка Б) окрас­ка по­кро­вов тела В) рас­се­ле­ние по бе­ре­гам рек Г) пи­та­ние раз­но­об­раз­ной пищей Д) на­ли­чие ко­неч­но­стей ко­па­тель­но­го типа Е) раз­ви­тие сле­пой кишки КРИ­ТЕ­РИЙ ВИДА 1) эко­ло­ги­че­ский 2) мор­фо­ло­ги­че­ский Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком яще­ри­цы и кри­те­ри­ем вида, к ко­то­ро­му этот при­знак от­но­сят. ПРИ­ЗНАК А) тело по­кры­то ро­го­вы­ми че­шуй­ка­ми Б) низ жи­во­та свет­лый В) пи­та­ет­ся на­се­ко­мы­ми Г) оби­та­ет в сте­пях, лесах, по­лу­пу­сты­нях Д) ак­тив­ный образ жизни ведёт с ап­ре­ля по сен­тябрь Е) от­кла­ды­ва­ет до 12 яиц КРИ­ТЕ­РИЙ ВИДА 1) эко­ло­ги­че­ский 2) мор­фо­ло­ги­че­ский Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми обык­но­вен­ной без­зу­б­ки и кри­те­ри­я­ми вида, для ко­то­рых эти при­зна­ки ха­рак­тер­ны. ПРИ­ЗНА­КИ А) ли­чин­ка раз­ви­ва­ет­ся в воде Б) ра­ко­ви­на об­ра­зо­ва­на двумя створ­ка­ми В) тело по­кры­то ман­ти­ей Г) пи­та­ет­ся вод­ны­ми ор­га­низ­ма­ми Д) кро­ве­нос­ная си­сте­ма не­за­мкну­тая Е) взрос­лое жи­вот­ное оби­та­ет в прес­ныхводоёмах КРИ­ТЕ­РИИ ВИДА 1) мор­фо­ло­ги­че­ский 2) эко­ло­ги­че­ский
Наименьшим генетическим разнообразием характеризуются популяции A) скальных ящериц, размножающихся партеногенезом Б) лягушек, обитающих в одном пруду B) растений, размножающихся преимущественно вегетативно Г) насекомоопыляемых растений Д) двудомных растений Е) самоопыляемых растений   Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми био­ло­ги­че­ской си­сте­мы и си­сте­мой, для ко­то­рой эти осо­бен­но­сти ха­рак­тер­ны ОСО­БЕН­НО­СТИ А) эле­мен­тар­ная еди­ни­ца эво­лю­ции в со­от­вет­ствии с СТЭ Б) пред­ста­ви­те­ли могут ни­ко­гда не встре­чать­ся в силу изо­ля­ции В) ве­ро­ят­ность скре­щи­ва­ния между чле­на­ми груп­пы мак­си­маль­но ве­ро­ят­на Г) рас­па­да­ет­ся на более мел­кие, обособ­лен­ные груп­пы Д) ареал рас­про­стра­не­ния может за­хва­ты­вать не­сколь­ко кон­ти­нен­тов БИО­СИ­СТЕ­МА 1) по­пу­ля­ция 2) вид Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­ем и про­цес­сом, в со­от­вет­ствии с за­ко­ном Харди–Вайн­бер­га СО­БЫ­ТИЕ А) му­та­ци­он­ный про­цесс от­сут­ству­ет Б) от­сут­ству­ют ми­гра­ции и эми­гра­ция В) число до­ми­нант­ных ал­ле­лей на­мно­го пре­вы­ша­ет число ре­цес­сив­ных ал­ле­лей Г) вы­со­каяго­мо­зи­гот­ность по­пу­ля­ций Д) от­сут­ству­ет дав­ле­ние есте­ствен­но­го от­бо­ра Е) идёт обмен ге­на­ми с дру­ги­ми по­пу­ля­ци­я­ми ПРО­ЦЕСС ЭВО­ЛЮ­ЦИИ 1) по­пу­ля­ция эво­лю­ци­о­ни­ру­ет 2) по­пу­ля­ция счи­та­ет­ся «иде­аль­ной» Вы­бе­ри­те по­ло­же­ния, под­твер­жда­ю­щие, что по­пу­ля­ция яв­ля­ет­ся «еди­ни­цей эво­лю­ции». 1) му­та­ци­он­ный про­цесс на­чи­на­ет­ся в по­пу­ля­ции 2) сво­бод­ное скре­щи­ва­ние воз­мож­но толь­ко в не­изо­ли­ро­ван­ных по­пу­ля­ци­ях 3) раз­ные по­пу­ля­ции об­ла­да­ют раз­ны­ми ге­но­фон­да­ми 4) вид не может быть еди­ни­цей эво­лю­ции, так как его ареал, как пра­ви­ло, разо­рван на со­став­ные части 5) раз­ли­чия между ви­да­ми такие же, как раз­ли­чия между изо­ли­ро­ван­ны­ми по­пу­ля­ци­я­ми од­но­го вида 6) изо­ли­ро­ван­ная от дру­гих по­пу­ля­ция не под­вер­же­на дей­ствию есте­ствен­но­го от­бо­ра  

2. Доказательства эволюции живой природы

К па­ле­он­то­ло­ги­че­ским до­ка­за­тель­ствам эво­лю­ции от­но­сят 1) оста­ток тре­тье­го века у че­ло­ве­ка 2) от­пе­чат­ки рас­те­ний на пла­стах ка­мен­но­го угля 3) ока­ме­нев­шие остат­ки па­по­рот­ни­ков 4) рож­де­ние людей с гу­стым во­ло­ся­ным по­кро­вом на теле 5) коп­чик в ске­ле­те че­ло­ве­ка 6) фи­ло­ге­не­ти­че­ский ряд ло­ша­ди   Что из пе­ре­чис­лен­но­го счи­та­ет­ся па­ле­он­то­ло­ги­че­ски­ми до­ка­за­тель­ства­ми эво­лю­ции? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести. 1) ске­лет ар­хео­пте­рик­са 2) ока­ме­нев­шие остат­ки древ­них мол­люс­ков 3) схо­жесть эм­бри­о­нов по­зво­ноч­ных жи­вот­ных на ран­них ста­ди­ях, раз­ви­тия 4) от­пе­чат­ки па­по­рот­ни­ков в пла­стах угля 5) схо­жесть стро­е­ния кле­ток эу­ка­ри­о­ти­че­ских ор­га­низ­мов 6) общий план стро­е­ния всех по­зво­ноч­ных жи­вот­ных   Выберите три верных ответа из шести. Какие эмбриологические доказательстваэволюции подтверждают родство человека с другими позвоночными животными? 1) развитие у зародыша хвостового отдела 2) сходство ископаемых остатков животных и человека 3) образование у зародыша жаберных щелей 4) отсутствие сплошного волосяного покрова 5) закладка сердца у зародыша в виде трубки с пульсирующими стенками 6) рождение детей с 46 хромосомами   К сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции относятся 1) видовой состав флоры и фауны 2) филогенетические ряды 3) наличие гомологичных и аналогичных органов 4) сходство зародышей позвоночных на ранних стадиях развития 5) наличие рудиментов и атавизмов 6) строение передних конечностей позвоночных
Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ром и типом до­ка­за­тельств эво­лю­ции жи­вот­но­го мира, ко­то­рый он ил­лю­стри­ру­ет. ПРИ­МЕР A) фи­ло­ге­не­ти­че­ский ряд ло­ша­ди Б) на­ли­чие коп­чи­ка в ске­ле­те че­ло­ве­ка B) перо птицы и чешуя яще­ри­цы Г) от­пе­чат­ки ар­хео­пте­рик­са Д) мно­го­сос­ко­вость у че­ло­ве­ка ТИП ДО­КА­ЗА­ТЕЛЬСТВ 1) срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ские 2) па­ле­он­то­ло­ги­че­ские Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ром и типом до­ка­за­тельств эво­лю­ции, к ко­то­ро­му этот при­мер от­но­сят. ПРИ­МЕР A) пе­ре­ход­ные формы Б) го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны B) ру­ди­мен­ты Г) еди­ный план стро­е­ния ор­га­нов Д) ока­ме­не­ло­сти Е) ата­виз­мы ТИП ДО­КА­ЗА­ТЕЛЬСТВ 1) па­ле­он­то­ло­ги­че­ские 2) срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ские Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми объ­ек­тов и ме­то­да­ми изу­че­ния эво­лю­ции, в ко­то­рых ис­поль­зу­ют­ся эти при­ме­ры: ПРИ­МЕ­РЫ ОБЪ­ЕК­ТОВ А) ко­люч­ки как­ту­са и ко­люч­ки бар­ба­ри­са Б) остан­ки зве­ро­зу­бых яще­ров В) фи­ло­ге­не­ти­че­ский ряд ло­ша­ди Г) мно­го­сос­ко­вость у че­ло­ве­ка Д) ап­пен­дикс у че­ло­ве­ка МЕ­ТО­ДЫ ИЗУ­ЧЕ­НИЯ ЭВО­ЛЮ­ЦИИ 1) па­ле­он­то­ло­ги­че­ский 2) срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ский Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ром и типом до­ка­за­тельств эво­лю­ции жи­вот­но­го мира, ко­то­рый он ил­лю­стри­ру­ет. ПРИ­МЕР А) формы, последовательно сменявшие друг друга в процессе эволюции Б) органы, сходные по строению и происхождению, но выполняющие разные функции В) сходство зародышей позвоночных на ранних этапах эмбриогенеза Г) развитие организма из зиготы Д) ископаемые остатки организмов Е) появление признаков у организмов, свойственных их далеким предкам ТИП ДО­КА­ЗА­ТЕЛЬСТВ 1) па­ле­он­то­ло­ги­че­ские 2) срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ские 3) эмбриологические
Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ви­да­ми до­ка­за­тельств эво­лю­ции ОРГАНЫ А) усы та­ра­ка­на и рыбы сома Б) чешуя яще­ри­цы и перо птицы В) глаза ось­ми­но­га и со­ба­ки Г) зубы акулы и кошки Д) нос обе­зья­ны и хобот слона Е) когти кошки и ногти обе­зья­ны ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ 1) го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны 2) ана­ло­гич­ные ор­га­ны Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ром и мор­фо­фи­зио­ло­ги­че­ской осо­бен­но­стью, ко­то­рой со­от­вет­ству­ет дан­ный при­мер. ПРИ­МЕР А) пред­пле­чье ля­гуш­ки и ку­ри­цы Б) ноги мыши и кры­лья ле­ту­чей мыши В) кры­лья во­ро­бья и кры­лья са­ран­чи Г) плав­ник кита и плав­ник рака Д) ро­ю­щие ко­неч­но­сти крота и мед­вед­ки Е) во­ло­сы че­ло­ве­ка и шерсть со­ба­ки ОСО­БЕН­НОСТЬ 1) го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны 2) ана­ло­гич­ные ор­га­ны Установите соответствие между примером и видом сравнительно – анатомических доказательств эволюции, к которому его относят Пример А) ходильные конечности рака и ложноножки гусеницы Б) чешуя ящерицы и перо птицы В) глаз осьминога и собаки Г) крылья птицы и стрекозы Д) ноги бабочки и жука Е) когти кошки и ногти обезьяны Вид доказательств 1)Гомологичные органы 2)Аналогичные органы   Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между органом животного и сравнительно-анатомическими до­ка­за­тельствами эво­лю­ции ОРГАНЫ А) рука шимпанзе Б) передние конечности кошки В) хобот слона Г) крыло птицы Д) клешня рака Е) щупальца осьминога ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ 1) го­мо­ло­ги руки человека 2) ана­ло­ги­ руки человека  

3. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ром и спо­со­бом ви­до­об­ра­зо­ва­ния, ко­то­рый этот при­мер ил­лю­стри­ру­ет. ПРИ­МЕР А) оби­та­ние двух по­пу­ля­ций обык­но­вен­но­го окуня в при­бреж­ной зоне и на боль­шой глу­би­не озера Б) оби­та­ние раз­ных по­пу­ля­ций чёрного дроз­да в глу­хих лесах и вб­ли­зи жилья че­ло­ве­ка В) рас­пад аре­а­ла лан­ды­ша май­ско­го на изо­ли­ро­ван­ные участ­ки в связи с оле­де­не­ни­ем Г) об­ра­зо­ва­ние раз­ных видов синиц на ос­но­ве пи­ще­вой спе­ци­а­ли­за­ции Д) фор­ми­ро­ва­ние лист­вен­ни­цы да­ур­ской в ре­зуль­та­те рас­ши­ре­ния аре­а­ла лист­вен­ни­цы си­бир­ской на во­сток СПО­СОБВИ­ДО­ОБ­РА­ЗО­ВА­НИЯ 1) гео­гра­фи­че­ское 2) эко­ло­ги­че­ское Установите соответствие между причинами и способами видообразования ПРИ­МЕР А) расширение ареала исходного вида Б) стабильность ареала исходного вида В) разделение ареала вида различными преградами Г) многообразие изменчивости особей внутри ареала Д) многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала СПО­СОБВИ­ДО­ОБ­РА­ЗО­ВА­НИЯ 1) географическое 2) экологическое Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и воз­мож­ны­ми спо­со­ба­ми ви­до­об­ра­зо­ва­ния, ко­то­рые ил­лю­стри­ру­ют­ся дан­ны­ми при­ме­ра­ми. ПРИ­МЕ­РЫ А) ранне- и позд­не­цве­ту­щие по­пу­ля­ции по­грем­ка на одном лугу Б) под­ви­ды тиг­ров – амур­ский и бен­галь­ский В) по­пу­ля­ции фо­ре­ли в озере Севан, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся сро­ка­ми не­ре­ста Г) воз­ник­шие в ре­зуль­та­те пи­ще­вой спе­ци­а­ли­за­ции виды синиц Д) по­пу­ля­ции обык­но­вен­ной белки в Цен­траль­ной Рос­сии и на Кав­ка­зе СПО­СО­БЫ ВИ­ДО­ОБ­РА­ЗО­ВА­НИЯ 1) гео­гра­фи­че­ское 2) эко­ло­ги­че­ское Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фак­то­ра­ми ви­до­об­ра­зо­ва­ния и его спо­со­бом. ФАК­ТОР А) по­лип­ло­и­ди­за­ция ги­бри­дов от близ­ко­род­ствен­но­го скре­щи­ва­ния Б) раз­ли­чия в ме­стах оби­та­ния В) раз­де­ле­ние аре­а­ла на фраг­мен­ты Г) оби­та­ние раз­ных видов лан­ды­ша в Ев­ро­пе и на Даль­нем Во­сто­ке Д) пи­ще­вая спе­ци­а­ли­за­ция СПО­СОБ 1) гео­гра­фи­че­ский 2) эко­ло­ги­че­ский 3) ги­бри­до­ген­ный
Под вли­я­ни­ем, каких фак­то­ров эво­лю­ции про­ис­хо­дит про­цесс эко­ло­ги­че­ско­го ви­до­об­ра­зо­ва­ния? 1) мо­ди­фи­ка­ци­он­ной из­мен­чи­во­сти 2) при­спо­соб­лен­но­сти 3) есте­ствен­но­го от­бо­ра 4) му­та­ци­он­ной из­мен­чи­во­сти 5) борь­бы за су­ще­ство­ва­ние 6) кон­вер­ген­ции   Сравните формы изоляции с примерами и установите соответствие. Примеры изоляции: а) Мухи – пестрокрылки, откладывающие яйца на яблоне б) Калифорнийские сосны, у которых пыльца осыпается в апреле в) Бурые медведи Канады и Финляндии г) Дымчатые леопарды Индокитая д) Полёвки, живущие в лесу вдали от воды и по берегам рек е) Дриада восьмилепестковая из Норвегии и Альп Формы изоляции: 1) Географическая изоляция 2) Экологическая изоляция   Установите последовательность эволюционных процессов и явлений в ходе видообразования. А) борьба за существование Б) естественный отбор В) противоречие между неограниченным размножением и ограниченными жизненными ресурсами Г) возникновение различных способов приспособления к условиям окружающей среды Д) образование новых видов.   Установите последовательность, отражающую этапы экологического видообразования 1) накопление мутаций 2) появление нового вида 3) образование новых экотипов 4) сохранение особей с полезными признаками 5) изменение экологической ниши вида
Ука­жи­те по­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов гео­гра­фи­че­ско­го ви­до­об­ра­зо­ва­ния. 1) рас­про­стра­не­ние при­зна­ка в по­пу­ля­ции 2) по­яв­ле­ние му­та­ций в новых усло­ви­ях жизни 3) про­стран­ствен­ная изо­ля­ция по­пу­ля­ций 4) отбор осо­бей с по­лез­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми 5) об­ра­зо­ва­ние но­во­го вида   Определите последовательность процессов, характерных для географического видообразования А) возникновение изоляции между популяциями одного вида Б) расширение или расчленение ареала вида В) появление мутаций в популяциях Г) сохранение естественным отбором особей с признаками, полезными в конкретных условиях среды Д) утрата особями разных популяций способности скрещиваться, появление нового вида Определите последовательность процессов, характерных для географического видообразования А) формирование популяции с новым генофондом Б) появление географической преграды между популяциями В) естественный отбор особей с приспособительными к данным условиям признаками Г) появление особей с новыми признаками в изолированной популяции Укажите последовательность этапов географического видообразования А) дивергенция признаков в изолированных популяциях Б) репродуктивная изоляция популяций В) фозникновение физических преград в ареале исходного вида Г) возникновение новых видов Д) образование изолированных популяций

4. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование

 

Дрейфгеновможетпривестик A)возрастаниюгетерозиготностипопуляции Б)возрастаниюконцентрацииредкихаллелей B)увеличениюфенотипическогоразнообразиявпопуляции Г)возникновениюмутаций Д)увеличениюгенетическойоднородностипопуляции Е)популяционнымволнам Ука­жи­те про­цес­сы, от­но­ся­щи­е­ся к мик­ро­э­во­лю­ции. 1) воз­ник­но­ве­ние му­та­ций и ре­ком­би­на­ций 2) аро­мор­фоз 3) обмен ге­на­ми между по­пу­ля­ци­я­ми 4) био­ло­ги­че­ский ре­гресс 5) идио­адап­та­ция 6) ко­ле­ба­ния чис­лен­но­сти по­пу­ля­ций   Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми дей­ствия эво­лю­ци­он­но­го фак­то­ра и фак­то­ра­ми, для ко­то­рых эти осо­бен­но­сти ха­рак­тер­ны. ОСО­БЕН­НО­СТИ ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ ФАК­ТО­РА А) один из ис­точ­ни­ков эво­лю­ци­он­но­го ма­те­ри­а­ла Б) пред­став­ля­ет собой ко­ле­ба­ния чис­лен­но­сти по­пу­ля­ций В) дей­ствие фак­то­ра на­прав­лен­но Г) обес­пе­чи­ва­ет се­лек­цию ге­но­ти­пов Д) носит слу­чай­ный ха­рак­тер Е) из­ме­ня­ет ча­сто­ту ал­ле­лей в ге­но­фон­де по­пу­ля­ции ЭВО­ЛЮ­ЦИ­ОН­НЫЕ ФАК­ТО­РЫ 1) по­пу­ля­ци­он­ные волны 2) есте­ствен­ный отбор Результатом эволюции является 1) появление новых засухоустойчивых сортов растений 2) возникновение новых видов в изменившихся условиях среды 3) выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота 4) формирование новых приспособлений к жизни в изменившихся условиях 5) сохранение старых видов в стабильных условиях обитания 6) получение высокопродуктивных бройлерных кур  
Какие факторы являются движущими силами эволюции? А) модификационная изменчивость Б) мутационный процесс В) естественный отбор Г) приспособленность организмов к среде обитания Д) популяционные волны Е) абиотические факторы среды К движущим силам эволюции относят А) кроссинговер Б) мутационный процесс В) модификационную изменчивость Г) изоляцию Д) многообразие видов Е) естественный отбор Установите соответствие между характеристикой эволюции и её особенностью А) естественный отбор Б) приспособленность организмов к среде В) образование новых видов Г) комбинативная изменчивость Д) сохранение видов в стабильных условиях Е) борьба за существование ОСОБЕННОСТЬ 1)фактор 2) результат Элементарными эволюционными факторами в популяциях являются: А) мутации Б) изоляция В) модификационная изменчивость Г) плотность популяции Д) недостаточная приспособленность особей Е) естественный отбор
Установите соответствие между формами естественного отборами и примерами их действия ПРИМЕРЫ                          1) потемнение крыльев березовой пяденицы       2) удлинение крыльев у птерозавров       3) возникновение различных форм панцирей у галапагосских черепах              4) средняя длина крыла у мелких насекомых 5) формы клювов Дарвиновых вьюрков 6) циклы развития паразитических червей ФОРМЫ ОТБОРА А) стабилизирующий Б) движущий В) разрывающий Установите соответствие между примером и формой борьбы за существование, которую этот пример иллюстрирует. ПРИМЕР ФОРМА А) плоды вместе с травой попадают в желудок овцы; Б) плодами питаются многие птицы; В) одуванчики вытесняют друг друга Г) растения гибнут от бактерий и вирусов Д) самый сильный волк становится вожаком в стае Е) Детёныши жи­вот­ных, ро­див­ши­е­ся преж­де­вре­мен­но, по­ги­ба­ют от не­до­стат­ка еды. БОРЬБЫ ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ 1) внутривидовая 2) межвидовая Установите соответствие между процессом, происходящим в природе, и формой борьбы за существование ПРИМЕР А) состязание между особями популяции за территорию Б) использование одного вида другим В) соперничество между особями за самку Г) вытеснение чёрной крысы серой крысой Д) хищничество БОРЬБЫ ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ 1) внутривидовая 2) межвидовая     Установите соответствие между примером и формой борьбы за существование, которую этот пример иллюстрирует. ПРИМЕР ФОРМА А) поедание щурят щуками Б) малярийный плазмодий паразитирует в организме человека В) отсутствие зайцев в лесу сокращает численность лис Г) сосны, растущие в сосновом лесу, имеют тонкие и длинные стволы Д) самый сильный волк становится вожаком в стае Е) использование одним видом другого в качестве пищи БОРЬБЫ ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ 1) внутривидовая 2) межвидовая  
Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми от­бо­ра и его ви­да­ми ПРИЗНАКИ А) Со­хра­ня­ет осо­бей с по­лез­ны­ми в дан­ных усло­ви­ях среды из­ме­не­ни­я­ми. Б) При­во­дит к со­зда­нию новых пород жи­вот­ных и сор­тов рас­те­ний. В) Спо­соб­ству­ет со­зда­нию ор­га­низ­мов с нуж­ны­ми че­ло­ве­ку на­след­ствен­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми. Г) Про­яв­ля­ет­ся внут­ри по­пу­ля­ции и между по­пу­ля­ци­я­ми од­но­го вида в при­ро­де. Д) Дей­ству­ет в при­ро­де мил­ли­о­ны лет. Е) При­во­дит к об­ра­зо­ва­нию новых видов и фор­ми­ро­ва­нию при­спо­соб­лен­но­сти к среде. Ж) Про­во­дит­ся че­ло­ве­ком. ВИД ОТБОРА 1) Есте­ствен­ный 2) Ис­кус­ствен­ный Установите соответствие между утверждением и видом отбора, который оно иллюстрирует. УТВЕРЖДЕНИЕ А) дикий кабан — родоначальник современных свиней Б) оставляют потомство те особи, которые успешно конкурируют с другими В) существующие сорта растений служат для удовлетворения потребностей человека Г) сохраняются особи, обладающие признаками, снижающими их жизнеспособность в естественных условиях обитания Д) все существующие наземные позвоночные произошли от древних кистепёрых рыб Е) оставляют потомство особи, наиболее приспособленные к новым условиям обитания ВИД ОТБОРА 1) естественный 2) искусственный Установите соответствие между результатом отбора и его видом. РЕЗУЛЬТАТ А) появление новой породы Б) появление новых приспособлений к окружающей среде В) появление нового вида Г) появление нового сорта Д) гибель наименее приспособленных особей популяции ОТБОРА ВИД 1) естественный 2) искусственный   Искусственный отбор в отличие от естественного: 1) проводится человеком целенаправленно; 2) осуществляется природными экологическими факторами; 3) проводится среди особей сорта, породы; 4) происходит среди особей природных популяций; 5) завершается получением новых культурных форм; 6) завершается возникновением новых видов.  
Укажите признаки, характеризующие движущую форму естественного отбора А) обеспечивает появление нового вида Б) проявляется в меняющихся условиях среды В) совершенствуется приспособленность особей к исходной среде Г) выбраковываются особи с отклонением от нормы Д) возрастает численность особей со средним значением признака Е) сохраняются особи с новыми признаками Стабилизирующая форма естественного отбора проявляется в А) постоянных условиях среды Б) изменении средней нормы реакции В) сохранении приспособленных особей в исходной среде обитания Г) выбраковывании особей с отклонениями от нормы Д) сохранении особей с мутациями Е) сохранении особей с новыми фенотипами   Установите соответствие между примерами результатов естественного отбора и формами отбора, к которым эти примеры относятся. ПРИМЕРЫ А) появляются бактерии, устойчивые к антибиотикам Б) сокращается число растений клёна с очень короткими и очень длинными крыльями семян В) на фоне закопчённых деревьев, увеличивается количество тёмных бабочек Г) с похолоданием климата постепенно возникают животные с густым шёрстным покровом Д) строение глаза приматов не изменяется тысячи лет ФОРМА ОТБОРА 1) движущий отбор 2) стабилизирующий отбор   Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ром дей­ствия есте­ствен­но­го от­бо­ра и его фор­мой. ХА­РАК­ТЕР ДЕЙ­СТВИЯ ЕСТЕ­СТВЕН­НО­ГО ОТ­БО­РА А) дей­ству­ет в по­сто­ян­ных усло­ви­ях среды Б) со­хра­ня­ет осо­бей со сред­ним зна­че­ни­ем при­зна­ка В) дей­ству­ет в из­ме­ня­ю­щих­ся усло­ви­ях среды Г) вы­зы­ва­ет по­яв­ле­ние новой нормы ре­ак­ции ор­га­низ­ма Д) сни­жа­ет уро­вень ге­не­ти­че­ской из­мен­чи­во­сти в по­пу­ля­ции Е) от­би­ра­ет осо­бей с укло­ня­ю­щи­ми­ся в одну сто­ро­ну от сред­не­го зна­че­ния при­зна­ка­ми ФОРМЫ ЕСТЕ­СТВЕН­НО­ГО ОТ­БО­РА 1) дви­жу­щий 2) ста­би­ли­зи­ру­ю­щий
Установитесоответствиемеждупризнакамиестественногоотбораи Формойотбора,длякоторойпризнакхарактерен. ПРИЗНАКЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА 1)Направленнасмещениесреднегозначенияпризнака 2)Происходитприизмененииусловийсуществования 3)Устраняетособейссуществен-нымиотклонениямиотсред-негозначенияпризнака 4)Направленнасохранениеустановившейсявпопуляциинормы реакции 5)Приводиткзакреплениюновой Формыреакции ФОРМАЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА А)Движущий Б)Стабилизирующий Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой есте­ствен­но­го от­бо­ра и его фор­мой ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА ОТ­БО­РА А) от­би­ра­ет новые при­зна­ки в из­ме­ня­ю­щих­ся усло­ви­ях среды Б) из­ме­ня­ет ча­сто­ту встре­ча­е­мо­сти при­зна­ка В) со­хра­ня­ет сред­нее зна­че­ние при­зна­ка Г) дей­ству­ет в от­но­си­тель­но по­сто­ян­ных усло­ви­ях среды Д) за­креп­ля­ет новую норму ре­ак­ции Е) долго со­хра­ня­ет ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы осо­бей в по­пу­ля­ции не­из­мен­ны­ми ФОРМА ОТ­БО­РА 1) дви­жу­щий отбор 2) ста­би­ли­зи­ру­ю­щий отбор Вы­бе­ри­те при­ме­ры дей­ствия дви­жу­щей формы есте­ствен­но­го от­бо­ра. 1) Ба­боч­ки с тёмной окрас­кой вы­тес­ня­ют ба­бо­чек со свет­лой окрас­кой. 2) В озере по­яв­ля­ют­ся му­тант­ные формы рыб, ко­то­рые сразу съе­да­ют­ся хищ­ни­ка­ми. 3) Отбор на­прав­лен на со­хра­не­ние птиц со сред­ней пло­до­ви­то­стью. 4) У ло­ша­дей по­сте­пен­но пя­ти­па­лая ко­неч­ность за­ме­ня­ет­ся од­но­па­лой. 5) Детёныши жи­вот­ных, ро­див­ши­е­ся преж­де­вре­мен­но, по­ги­ба­ют от не­до­стат­ка еды. 6) Среди ко­ло­нии бак­те­рий по­яв­ля­ют­ся клет­ки, устой­чи­вые к ан­ти­био­ти­кам. Со­по­ставь­те форму есте­ствен­но­го от­бо­ра и ее ха­рак­те­ри­сти­ки. ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА А) дей­ству­ет про­тив осо­бей с край­ни­ми зна­че­ни­я­ми при­зна­ков Б) при­во­дит к суже­нию нормы ре­ак­ции В) обыч­но дей­ству­ет в по­сто­ян­ных усло­ви­ях Г) про­ис­хо­дит при осво­е­нии новых ме­сто­оби­та­ний Д) из­ме­ня­ет сред­ние зна­че­ния при­зна­ка в по­пу­ля­ции Е) может при­во­дить к по­яв­ле­нию новых видов ФОРМЫ ЕСТЕ­СТВЕН­НО­ГО ОТ­БО­РА 1) Дви­жу­щий 2) Ста­би­ли­зи­ру­ю­щий

5. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз,

Идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ром при­спо­соб­ле­ния и на­прав­ле­ни­ем ор­га­ни­че­ской эво­лю­ции. ПРИ­СО­СОБ­ЛЕ­НИЕ А) ро­ю­щие лапы крота Б) ре­дук­ция паль­цев на ногах ко­пыт­ных В) воз­ник­но­ве­ние по­ло­во­го раз­мно­же­ния Г) по­яв­ле­ние шер­сти у мле­ко­пи­та­ю­щих Д) раз­ви­тие плот­ной ку­ти­ку­лы на ли­стьях рас­те­ний, оби­та­ю­щих в пу­сты­не Е) ми­мик­рия у на­се­ко­мых НА­ПРАВ­ЛЕ­НИЕ ОР­ГА­НИ­ЧЕ­СКОЙ ЭВО­ЛЮ­ЦИИ 1) аро­мор­фоз 2) идио­адап­та­ция Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между эво­лю­ци­он­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми и глав­ны­ми на­прав­ле­ни­я­ми эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са. ЭВО­ЛЮ­ЦИ­ОН­НЫЕ ИЗ­МЕ­НЕ­НИЯ A) воз­ник­но­ве­ние се­ме­ни у рас­те­ний Б) воз­ник­но­ве­ние четырёхка­мер­но­го серд­ца хор­до­вых B) вы­жи­ва­е­мость бак­те­рий в веч­ной мерз­ло­те Г) утра­та пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы у цеп­ней Д) при­спо­соб­лен­ность рас­те­ний к опы­ле­нию вет­ром Е) по­яв­ле­ние копыт у ло­ша­дей НА­ПРАВ­ЛЕ­НИЯ ЭВО­ЛЮ­ЦИИ 1) аро­мор­фоз 2) идио­адап­та­ция 3) общая де­ге­не­ра­ция Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком птиц и на­прав­ле­ни­ем эво­лю­ции, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го этот при­знак сфор­ми­ро­вал­ся. ПРИ­ЗНАК A) четырёхка­мер­ное серд­це Б) окрас­ка опе­ре­ния B) теп­ло­кров­ность Г) на­ли­чие пе­рье­во­го по­кро­ва Д) ласты у пинг­ви­нов Е) длин­ный клюв у птиц болот НА­ПРАВ­ЛЕ­НИЕ ЭВО­ЛЮ­ЦИИ 1) аро­мор­фоз 2) идио­адап­та­ция Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между на­прав­ле­ни­я­ми эво­лю­ции и при­ме­ра­ми эво­лю­ци­он­ных из­ме­не­ний. ИЗ­МЕ­НЕ­НИЕ А) по­яв­ле­ние лёгоч­но­го ды­ха­ния у зем­но­вод­ных Б) удли­не­ние клюва у на­се­ко­мо­яд­ных птиц В) ре­дук­ция пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы у цеп­ней Г) по­яв­ле­ние пе­ре­по­нок между паль­ца­ми у во­до­пла­ва­ю­щих Д) по­яв­ле­ние вто­рич­ной по­ло­сти телау коль­ча­тых чер­вей НА­ПРАВ­ЛЕ­НИЕ ЭВО­ЛЮ­ЦИИ 1) аро­мор­фоз 2) идио­адап­та­ция 3) де­ге­не­ра­ция
Кидиоадаптациямупокрытосеменныхрастенийотносят A)развитиепыльцевойтрубки Б)глубокиекорниупустынныхрастений B)двойноеоплодотворение Г)белыйцветоколоцветникаурастений,опыляемыхночными насекомыми Д)развитиесемязачатка Е)наличиеводозапасающейтканиурастенийзасоленныхместобитания Кидиоадаптациямотносят A)появлениевнутреннегооплодотворенияупресмыкающихся Б)развитиеподкожногожираумлекопитающих B)редукциюпищеварительнойсистемыупаразитическихчервей Г)появлениедлинногокишечникаунекоторыхрастительноядных млекопитающих Д)возникновениерасчленяющейокраскиунекоторыхживотных-обитателейоткрытыхпространств Е)образованиемлечныхжелезумлекопитающих К чему при­ве­ли идио­адап­та­ции в клас­се Птицы? 1) об­ще­му подъёму ор­га­ни­за­ции 2) уве­ли­че­нию числа по­пу­ля­ций и видов 3) ши­ро­ко­му рас­про­стра­не­нию 4) упро­ще­нию ор­га­ни­за­ции 5) воз­ник­но­ве­нию част­ных при­спо­соб­ле­ний к усло­ви­ям среды 6) по­ни­же­нию пло­до­ви­то­сти Вы­бе­ри­те при­ме­ры идио­адап­та­ций. 1) сход­ство мухи-жур­чал­ки с пче­лой 2) вто­рой круг кро­во­об­ра­ще­ния у жабы 3) теп­ло­кров­ность у го­лу­бя 4) длин­ный ко­рень вер­блю­жьей ко­люч­ки 5) диа­фраг­ма у волка 6) об­те­ка­е­мая форма тела пинг­ви­на  
Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между на­прав­ле­ни­я­ми эво­лю­ции си­сте­ма­ти­че­ских групп   ПРИЗНАКИ А) Мно­го­об­ра­зие видов. Б) Огра­ни­чен­ный ареал. В) Не­боль­шое число видов. Г) Ши­ро­кие эко­ло­ги­че­ские адап­та­ции. Д) Ши­ро­кий ареал. Е) Умень­ше­ние числа по­пу­ля­ций. НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ 1) Био­ло­ги­че­ский про­гресс 2) Био­ло­ги­че­ский ре­гресс Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ви­да­ми ор­га­низ­мов и на­прав­ле­ни­я­ми эво­лю­ции, по ко­то­рым в на­сто­я­щее время про­ис­хо­дит их раз­ви­тие. ОРГАНИЗМЫ А) серая крыса Б) зубр В) ус­су­рий­ский тигр Г) пырей пол­зу­чий Д) ло­шадь Пр­же­валь­ско­го Е) оду­ван­чик обык­но­вен­ный НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ 1) Био­ло­ги­че­ский про­гресс 2) Био­ло­ги­че­ский ре­гресс Установите соответствие между видом организмов и направление эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие ОРГАНИЗМЫ А) одуванчик обыкновенный Б) домовая мышь В) латимерия Г) лотос ореховидный Д) утконос Е) заяц-русак НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ 1) Био­ло­ги­че­ский про­гресс 2) Био­ло­ги­че­ский ре­гресс Установите соответствие между организмом и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие. ОРГАНИЗМЫ А) страус эму Б) серая крыса В) домовая мышь Г) синезеленые (цианобактерии) Д) орел беркут Е) уссурийский тигр НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ 1) биологический прогресс 2) биологический регресс  
Важнейшие ароморфозы у покрытосеменных растений-это появление A) пыльцевой трубки Б) цветка B) семени Г) сосудов в древесине Д) двойного оплодотворения Е) неподвижных спермиев Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам? 1) развитие семян у голосеменных растений 2) развитие большого числа боковых корней у капусты после окучивания 3) появление у плодов одуванчика парашютиков 4) выделение душистым табаком пахучих веществ 5) двойное оплодотворение у цветковых растений 6) появление у растений механических тканей. Какие из пе­ре­чис­лен­ных при­ме­ров от­но­сят к аро­мор­фо­зам? 1) ли­стья-игол­ки у хвой­ных 2) млеч­ные же­ле­зы у мле­ко­пи­та­ю­щих 3) кор­не­пло­ды у свёклы 4) по­ло­вое раз­мно­же­ние 5) ткани у рас­те­ний 6) сте­бель со­ло­ми­на у зла­ков   К ароморфозам относят: (3 из 6) А) возникновение хорды у животных Б) образование пятипалых конечностей у наземных позвоночных В) наличие у коров четырёхкамерного желудка Г) появление зеленой окраски покровов у кузнечиков Д) возникновение полового размножения  
Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са и про­цес­сом, ко­то­ро­му со­от­вет­ству­ет дан­ная ха­рак­те­ри­сти­ка ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА А) ведёт к ви­до­об­ра­зо­ва­нию Б) ведёт к фор­ми­ро­ва­нию над­ви­до­вых так­со­нов В) про­ис­хо­дит в по­пу­ля­ци­ях Г) со­про­вож­да­ет­ся му­та­ци­он­ным про­цес­сом Д) про­ис­хо­дит в те­че­ние дли­тель­но­го ис­то­ри­че­ско­го пе­ри­о­да (мил­ли­о­ны лет) Е) ха­рак­те­ри­зу­ет­ся био­ло­ги­че­ским про­грес­сом или ре­грес­сом ЭВО­ЛЮ­ЦИ­ОН­НЫЙ ПРО­ЦЕСС 1) мик­ро­э­во­лю­ция 2) мак­ро­э­во­лю­ция Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между на­прав­ле­ни­я­ми эво­лю­ции и при­ме­ра­ми эво­лю­ци­он­ных из­ме­не­ний. ИЗ­МЕ­НЕ­НИЕ А) удли­не­ние ушей у зай­це­об­раз­ных Б) ре­дук­ция зре­ния у кро­тов В) по­яв­ле­ние тре­тье­го слоя кле­ток в за­ро­ды­ше чер­вей Г) раз­ви­тие мас­ки­ру­ю­щей окрас­ки у тиг­ров Д) фор­ми­ро­ва­ние хорды у хор­до­вых НА­ПРАВ­ЛЕ­НИЕ ЭВО­ЛЮ­ЦИИ 1) аро­мор­фоз 2) идио­адап­та­ция 3) де­ге­не­ра­ция Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­спо­соб­лен­но­стью ор­га­низ­мов и эво­лю­ци­он­ным про­цес­сом, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го она сфор­ми­ро­ва­лась. ПРИ­СПО­СОБ­ЛЕН­НОСТЬ А) ласты кита и ро­ю­щие ко­неч­но­сти крота Б) кры­лья птицы и кры­лья ба­боч­ки В) об­те­ка­е­мая форма тела дель­фи­на и акулы Г) раз­ные формы клюва у вьюр­ков Д) кры­лья ле­ту­чей мыши и кры­лья совы ЭВО­ЛЮ­ЦИ­ОН­НЫЙ ПРО­ЦЕСС 1) ди­вер­ген­ция 2) кон­вер­ген­ция Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми ди­вер­ген­ции и кон­вер­ген­ции и про­цес­сом, ил­лю­стри­ру­ю­щим эти при­ме­ры. ПРИ­МЕ­РЫ ПРО­ЦЕС­СА A) раз­но­об­ра­зие пород го­лу­бей Б) сход­ство функ­ций крыла ба­боч­ки и ле­ту­чей мыши B) стро­е­ние глаза ось­ми­но­га и че­ло­ве­ка Г) за­ви­си­мость формы клюва га­ла­па­гос­ских вьюр­ков от спо­со­ба до­бы­ва­ния пищи Д) сход­ство в форме и функ­ци­ях ко­неч­но­стей крота и мед­вед­ки ПРО­ЦЕСС 1) ди­вер­ген­ция 2) кон­вер­ген­ция

6. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека

Проявлением атавизма считают развитие у человека 1) зубов мудрости 2) хвостового отдела 3) многососковости 4) мимической мускулатуры 5) густого волосяного покрова на лице и теле 6) кисти руки   Какие признаки характерны для человека и млекопитающих животных? 1) теплокровность 2) наличие вороньих костей 3) правая дуга аорты 4) трехкамерное сердце 5) наличие диафрагмы 6) выкармливание детенышей молоком   Человек, в отличие от позвоночных животных, 1) имеет пять отделов головного мозга 2) образует различные природные популяции 3) обладает второй сигнальной системой 4) может создавать искусственную среду обитания 5) имеет первую сигнальную систему 6) может создавать и использовать орудия труда Доказательством принадлежности человека к классу Млекопитающие служит 1) развитие зародыша в матке 2) наличие пяти отделов головного мозга 3) дифференциация зубов 4) наличие диафрагмы 5) образование отделов позвоночника 6) формирование конечностей из трёх отделов  
Человек, в отличие от животных A) влияет на среду обитания в процессе жизнедеятельности Б) имеет S-образный позвоночник B) образует различные популяции Г) имеет первую сигнальную систему Д) обладает второй сигнальной системой Е) создает и использует орудия труда Сходство человека и человекообразных обезьян подтверждается А) одинаковыми группами крови и резус-фактором Б) одинаковым набором хромосом В) восприимчивостью к сходным болезням Г) равным числом извилин в коре больших полушарий мозга Д) сходными видами паразитов Е) преобладающим развитием мозгового отдела черепа над лицевым Человек в отличие от животных 1) имеет кору больших полушарий 2) образует различные природные популяции 3) обладает второй сигнальной системой 4) может создавать искусственную среду обитания 5) имеет первую сигнальную систему 6) может создавать и использовать орудия труда Признаки, характеризующие специфическую высшую нервную деятельность человека. 1) реализуются безусловные рефлексы 2) способность к абстрактному мышлению 3) способность к обучению 4) речь 5) общение знаками, символами, понятиями 6) сформированное условно-рефлекторное поведение.
Учеловекавпроцессеэволюциивсвязиспрямохождением Появилисьследующиепризнаки A)бинокулярноезрение Б)стопохождение B)ключица Г)чашеобразныйтаз Д)позвоночниксчетырьмяизгибами Е)уплощеннаявспинно-брюшномнаправлениигруднаяклетка В связи с прямохождением у человека 1) освобождаются верхние конечности 2) стопа приобретает сводчатую форму 3) большой палец верхних конечностей противостоит остальным 4) таз расширяется, его кости срастаются 5) мозговой отдел черепа меньше лицевого отдела 6) уменьшается волосяной покров   В чем состоит сходство скелета человека и скелетов млекопитающих животных? А) позвоночник имеет пять отделов Б) стопа имеет свод B) мозговой отдел черепа больше лицевого Г) имеются парные суставные конечности Д) в шейном отделе семь позвонков Е) форма позвоночника S-образная   У человека в отличие от млекопитающих животных A) тело расположено вертикально Б) позвоночник не имеет изгибов B) позвоночник образует четыре плавных изгиба Г) грудная клетка расширена в стороны Д) грудная клетка сжата с боков Е) лицевой отдел черепа преобладает над мозговым
Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ром и фак­то­ром ан­тро­по­ге­не­за, ко­то­рый его ил­лю­стри­ру­ет. ПРИ­МЕР A) про­стран­ствен­ная изо­ля­ция Б) дрейф генов B) речь Г) аб­стракт­ное мыш­ле­ние Д) со­зна­тель­ная тру­до­вая де­я­тель­ность Е) по­пу­ля­ци­он­ные волны ФАК­ТОР АН­ТРО­ПО­ГЕ­НЕ­ЗА 1) био­ло­ги­че­ский 2) со­ци­аль­ный Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ром и фак­то­ром ан­тро­по­ге­не­за, для ко­то­ро­го он ха­рак­те­рен. ПРИ­МЕР А) тру­до­вая де­я­тель­ность Б) аб­стракт­ное мыш­ле­ние В) изо­ля­ция Г) му­та­ци­он­ная из­мен­чи­вость Д) по­пу­ля­ци­он­ные волны Е) вто­рая сиг­наль­ная си­сте­ма ФАК­ТОР АН­ТРО­ПО­ГЕ­НЕ­ЗА 1) био­ло­ги­че­ский 2) со­ци­аль­ный Установите соответствие между характеристикой вида и его названием. Характеристика вида 1) объем мозга – 700 – 1250 см.3 2) для людей этого типа характерны первые захоронения 3) объем мозга – более 14000 см. 4) череп низкий, кости очень толстые, выраженные надбровные дуги, массивные челюсти 5) изготавливали и обрабатывали каменные орудия труда, производили строительство очагов и жилищ 6) изготавливали примитивные орудия труда Название А) древние люди      Б) древнейшие люди Установите соответствие между признаками и расами, для которых они характерны ПРИЗНАКИ А) эпикантус Б) курчавые волосы В) узкий разрез глаз Г) неширокий, сильно выступающий нос Д) широкие скулы Е) толстые губы РАСЫ 1) австрало – негроидная 2) монголоидная 3) европеоидная

8. Этапы развития жизни на земле

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ор­га­низ­ма­ми, по­явив­ши­ми­ся или рас­цве­тав­ши­ми в про­цес­се эво­лю­ции и эрами, в ко­то­рые они по­яви­лись и рас­цве­та­ли. ОР­ГА­НИЗ­МЫ А) по­яв­ле­ние и рас­цвет при­ма­тов Б) по­яв­ле­ние бак­те­рий и про­стей­ших В) по­яв­ле­ние зелёных во­до­рос­лей Г) по­яв­ле­ние крас­ных во­до­рос­лей Д) рас­цвет про­стей­ших и ки­шеч­но­по­лост­ных Е) по­яв­ле­ние че­ло­ве­ка ЭРЫ 1) ар­хей­ская 2) про­те­ро­зой­ская 3) кай­но­зой­ская Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между аро­мор­фо­зом хор­до­вых и эрой, в ко­то­рой он по­явил­ся. АРО­МОР­ФОЗ А) четырёхка­мер­ное серд­це у птиц Б) кост­ные че­лю­сти у пан­цир­ных рыб В) лёгоч­ное ды­ха­ние у дво­я­ко­ды­ша­щих рыб Г) пя­ти­па­лая ко­неч­ность у сте­го­це­фа­лов Д) матка и пла­цен­та у мле­ко­пи­та­ю­щих Е) яйцо, по­кры­тое плот­ной обо­лоч­кой, у пре­смы­ка­ю­щих­ся ЭРА 1) па­лео­зой 2) ме­зо­зой Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между груп­пой жи­вот­ных и эрой, в ко­то­рой эта груп­па воз­ник­ла. ГРУП­ПА ЖИ­ВОТ­НЫХ А) Па­у­ко­об­раз­ные Б) Пте­ро­дак­ти­ли В) Птицы Г) Бес­че­люст­ные рыбы Д) Сум­ча­тые мле­ко­пи­та­ю­щие Е) Сте­го­це­фа­лы ЭРА 1) Па­лео­зой 2) Ме­зо­зой Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ор­га­низ­ма­ми, по­явив­ши­ми­ся или рас­цве­тав­ши­ми в про­цес­се эво­лю­ции, и эрами, в ко­то­рые они по­яви­лись и рас­цве­та­ли. ОР­ГА­НИЗ­МЫ А) воз­ник­но­ве­ние пер­вых птиц Б) рас­цвет реп­ти­лий В) рас­цвет мол­люс­ков Г) рас­цвет на­се­ко­мых Д) рас­цвет мле­ко­пи­та­ю­щих Е) рас­про­стра­не­ние птиц ЭРЫ 1) па­лео­зой­ская 2) ме­зо­зой­ская 3) кай­но­зой­ская
Установите последовательность эволюционных процессов на Земле в хронологическом порядке А) выход организмов на сушу Б) возникновение фотосинтеза В) формирование озонового экрана Г) образование коацерватов в воде Д) появление клеточных форм жизни Установите последовательность эволюционных процессов на Земле в хронологическом порядке А) возникновение прокариотических клеток Б) образование коацерватов в воде В) возникновение эукариотических клеток Г) выход организмов на сушу Д) появление многоклеточных организмов   Установите последовательность этапов развития животного мира Земли от наиболее древних к современным: A) появление бактерий-фотосинтетиков Б) появление многоклеточных эукариот B) появление бактерий, способных осуществлять дыхание Г) возникновение бактерий-бродиликов Д) появление одноклеточных эукариот   Главными ароморфозами протерозойской эры являются 1) выход растений на сушу 2) появление первых насекомых 3) появление систем органов 4) фотосинтез 5) двусторонняя симметрия тела 6) трехслойность  

9. Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические, их значение

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фак­то­ром среды и груп­пой, к ко­то­рой он от­но­сит­ся: ГРУП­ПА А) ис­кус­ствен­ное оро­ше­ние зе­мель Б) па­де­ние ме­тео­ри­та В) рас­паш­ка це­ли­ны Г) ве­сен­ний раз­лив вод Д) со­ору­же­ние пло­ти­ны Е) дви­же­ние об­ла­ков ФАК­ТОР СРЕДЫ 1) ан­тро­по­ген­ные 2) абио­ти­че­ские   Какие экологические факторы относят к абиотическим? 1)распашка целинных земель 2) создание заповедников 3) повышение температуры 4) действие солнечного света 5) изменение влажности 6) загазованность атмосферы в крупных городах   Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между эко­ло­ги­че­ским фак­то­ром и груп­пой, к ко­то­рой его от­но­сят ЭКО­ЛО­ГИ­ЧЕ­СКИЙ ФАК­ТОР А) лес­ной пожар вслед­ствие грозы Б) рас­про­стра­не­ние семян рас­те­ний пти­ца­ми В) по­ни­же­ние тем­пе­ра­ту­ры, при­во­дя­щее к зим­ней спяч­ке жи­вот­ных Г) са­ни­тар­ная вы­руб­ка леса Д) пи­та­ние па­ра­зи­ти­че­ских жи­вот­ных Е) за­топ­ле­ние лугов при ливне ГРУП­ПА ФАК­ТО­РОВ 1) абио­ти­че­ские 2) био­ти­че­ские 3) ан­тро­по­ген­ные Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фак­то­ра­ми среды и их ха­рак­те­ри­сти­ка­ми ХАРАКТЕРИСТИКИ А) По­сто­ян­ство га­зо­во­го со­ста­ва ат­мо­сфе­ры. Б) Из­ме­не­ние тол­щи­ны озо­но­во­го экра­на. В) Из­ме­не­ние влаж­но­сти воз­ду­ха. Г) Из­ме­не­ние чис­лен­но­сти кон­су­мен­тов. Д) Из­ме­не­ние чис­лен­но­сти про­ду­цен­тов. Е) Уве­ли­че­ние чис­лен­но­сти па­ра­зи­тов. ГРУП­ПА ФАК­ТО­РОВ 1) Био­ти­че­ские 2) Абио­ти­че­ские
Выберите три верных ответа из шести. Какие экологические факторы относятся к абиотическим? 1) влажность 2) хищничество 3) соленость 4) нейтрализм 5) освещенность 6) сведение лесов Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между эко­ло­ги­че­ским фак­то­ром и его видом. ЭКО­ЛО­ГИ­ЧЕ­СКИЕ ФАК­ТО­РЫ A) хищ­ни­че­ство Б) от­сут­ствие корма B) снеж­ный по­кров Г) боб­ро­вая пло­ти­на Д) вне­се­ние удоб­ре­ний в почву Е) смена вре­мен года ГРУП­ПА ФАК­ТО­РОВ 1) абио­ти­че­ский 2) био­ти­че­ский 3) ан­тро­по­ген­ный   Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и эко­ло­ги­че­ски­ми фак­то­ра­ми, ко­то­рые этими при­ме­ра­ми ил­лю­стри­ру­ют­ся: ЭКО­ЛО­ГИ­ЧЕ­СКИЕ ФАК­ТО­РЫ А) по­вы­ше­ние дав­ле­ния ат­мо­сфер­но­го воз­ду­ха Б) из­ме­не­ние ре­лье­фа эко­си­сте­мы, вы­зван­ное зем­ле­тря­се­ни­ем В) из­ме­не­ние чис­лен­но­сти по­пу­ля­ции зай­цев в ре­зуль­та­те эпи­де­мии Г) вза­и­мо­дей­ствие между вол­ка­ми в стае Д) кон­ку­рен­ция за тер­ри­то­рию между сос­на­ми в лесу ГРУП­ПА ФАК­ТО­РОВ 1) абио­ти­че­ский 2) био­ти­че­ский   Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ром и груп­пой эко­ло­ги­че­ских фак­то­ров, ко­то­рые он ил­лю­стри­ру­ет. ПРИМЕР А) за­рас­та­ние пруда ряс­кой Б) уве­ли­че­ние чис­лен­но­сти маль­ков рыб В) по­еда­ние маль­ков рыбы жуком-пла­вун­цом Г) об­ра­зо­ва­ние льда Д) смыв в реку ми­не­раль­ных удоб­ре­ний ГРУП­ПА ФАК­ТО­РОВ 1) био­ти­че­ские 2) абио­ти­че­ские  
В вод­ной эко­си­сте­ме по срав­не­нию с на­зем­ной 1) ста­биль­ный теп­ло­вой режим 2) низ­кая плот­ность среды 3) по­ни­жен­ное со­дер­жа­ние кис­ло­ро­да 4) вы­со­кое со­дер­жа­ние кис­ло­ро­да 5) рез­кие ко­ле­ба­ния теп­ло­во­го ре­жи­ма 6) низ­кая про­зрач­ность среды В отличие от наземно-воздушной, в почвенной среде А) обитают растения Б) у животных ослаблено зрение В) отсутствуют грибы Г) обитают бактерии – фототрофы Д) располагается основная масса корней растений Е) преобладают редуценты   Установите соответствие между характеристикой и средой обитания, которой она соответствует. ХАРАКТЕРИСТИКА А) много света Б) частый дефицит влаги В) разная концентрация кислорода Г) резкие колебания температур Д) недостаток света Е) высокая плотность СРЕДА ОБИТАНИЯ 1) водная 2) наземно­-воздушная Установите соответствие между характеристикой и средой, к которой её относят. ХАРАКТЕРИСТИКА А) богата питательными веществами, находящимися в доступной форме и не требующими сложного пищеварения Б) условия среды подвержены частым колебаниям В) в среде обитают многочисленные растения Г) имеются сложные пищевые сети Д) условия среды постоянны СРЕДА 1) организменная 2) наземно­ -воздушная
При­спо­соб­ле­ни­ем рас­те­ний к жизни в за­суш­ли­вых усло­ви­ях слу­жит 1) на­ли­чие вос­ко­во­го налёта на ли­стьях 2) цве­те­ние до рас­пус­ка­ния ли­стьев 3) об­ра­зо­ва­ние мно­го­чис­лен­ных устьиц на ли­стьях 4) спо­соб­ность на­кап­ли­вать воду в тка­нях 5) ярус­ное рас­по­ло­же­ние ор­га­низ­мов 6) глу­бо­ко ухо­дя­щая в почву кор­не­вая си­сте­ма Приспособления к жизни в воде, сформировавшиеся в процессе эволюции у китов: 1) превращение передних конечностей в ласты 2) дыхание кислородом, растворённым в воде 3) дыхание кислородом воздуха 4) обтекаемая форма тела 5) толстый подкожный слой жира 6) постоянная температура тела   Какие черты приспособленности сформировались у растений к недостатку влаги? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) крупные листовые пластинки 2) видоизменённые листья колючки 3) большое число устьичных клеток 4) опушение стеблей и листовых пластинок 5) большое число хлоропластов в клетках листьев 6) сильно развитая стержневая корневая система Какие черты приспособленности к недостатку влаги сформировались у животных пустыни? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) дневной образ жизни 2) ночная активность 3) отложение жира 4) высокая скорость передвижения 5) плотные наружные покровы 6) тонкая кожа, покрытая слизью  

10. Разнообразие экосистем, биогеоценозов. Саморазвитие и смена экосистем

К продуцентам относят: 1) плесневый гриб - мукор 2) северного оленя 3) можжевельник обыкновенный 4) землянику лесную 5) дрозда-рябинника 6) ландыш майский   Вы­бе­ри­те ор­га­низ­мы, от­но­ся­щи­е­ся к ре­ду­цен­там. 1) бак­те­рии гни­е­ния 2) грибы 3) клу­бень­ко­вые бак­те­рии 4) прес­но­вод­ные рачки 5) бак­те­рии-са­про­фи­ты 6) май­ские жуки   Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между груп­па­ми рас­те­ний и жи­вот­ных и их ролью в эко­си­сте­ме пруда: ОБИТАТЕЛИ ПРУДА А) при­бреж­ная рас­ти­тель­ность Б) карп В) ли­чин­ки зем­но­вод­ных Г) фи­то­планк­тон Д) рас­те­ния дна Е) боль­шой пру­до­вик ФУНК­ЦИ­О­НАЛЬ­НЫЕ ГРУП­ПЫ 1) про­ду­цен­ты 2) кон­су­мен­ты Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми стро­е­ния жи­вот­ных и груп­па­ми, к ко­то­рым их от­но­сят в за­ви­си­мо­сти от вида по­треб­ля­е­мой пищи. ОСО­БЕН­НО­СТИ СТРО­Е­НИЯ А) хо­ро­шо раз­ви­ты клыки, Б) клыки от­сут­ству­ют, В) сле­пая кишка ко­рот­кая или ре­ду­ци­ро­ва­на, Г) же­лу­док имеет не­сколь­ко от­де­лов, Д) ки­шеч­ник во много раз длин­нее тела, Е) од­но­ка­мер­ный же­ле­зи­стый же­лу­док. ГРУП­ПЫ ЖИ­ВОТ­НЫХ 1) тра­во­яд­ный2) хищ­ник
Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке ор­га­низ­мы в пи­ще­вой цепи. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр. 1) зёрна пше­ни­цы 2) рыжая ли­си­ца 3) клоп вред­ная че­ре­паш­ка 4) степ­ной орёл 5) обык­но­вен­ный пе­ре­пел Установите правильную последовательность звеньев в пищевой цепи, используя всех названных представителей А) еж Б) полевой слизень В) орел Г) листья растений Д) лисица Установите, в какой последовательности следует расположить экосистемы в порядке уменьшения их биомассы. А)пустыня Б) тундра В) влажный тропический лес Г) хвойный лес   Установите последовательность этапов, смены биогеоценоза озера на биогеоценоз болота А) водоем зарастает полностью, образуя болото Б) отложение органического вещества на дно водоема В) исчезновение рыбы и планктона Г) водоем становится более мелким Д) распространение прибрежной растительности к центру водоема  
Устой­чи­вость эко­си­сте­мы влаж­но­го эк­ва­то­ри­аль­но­го леса опре­де­ля­ет­ся 1) от­сут­стви­ем ре­ду­цен­тов 2) боль­шим ви­до­вым раз­но­об­ра­зи­ем 3) за­мкну­тым кру­го­во­ро­том ве­ществ 4) ко­ле­ба­ни­ем чис­лен­но­сти по­пу­ля­ций 5) ко­рот­ки­ми пи­ще­вы­ми це­пя­ми 6) раз­ветвлёнными пи­ще­вы­ми се­тя­ми Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. В эко­си­сте­ме ши­ро­ко­лист­вен­но­го леса — дуб­ра­ве. 1) ко­рот­кие пи­ще­вые цепи 2) устой­чи­вость обес­пе­чи­ва­ет­ся раз­но­об­ра­зи­ем ор­га­низ­мов 3) на­чаль­ное звено цепи пи­та­ния пред­став­ле­но рас­те­ни­я­ми 4) по­пу­ля­ци­он­ный со­став жи­вот­ных не из­ме­ня­ет­ся во вре­ме­ни 5) ис­точ­ник пер­вич­ной энер­гии — сол­неч­ный свет 6) в почве от­сут­ству­ют ре­ду­цен­ты   В биогеоценозе луга А) папоротники образуют верхний ярус продуцентов Б) солнечную энергию используют растения В) мышевидные грызуны - консументы 1-го порядка Г) продуценты, консументы, редуценты обеспечивают круговорот веществ и энергии Д) недостаток света является ограничивающим фактором Е) замедлено поступление кислорода   Выберите правильные утверждения. Биогеоценоз А) состоит из отдельных, не взаимосвязанных организмов Б) состоит из структурных элементов: видов и популяций В) целостная система, способная к самостоятельному существованию Г) закрытая система взаимодействующих популяций Д) открытая система, нуждающаяся в поступлении энергии извне Е) система, характеризующаяся отсутствием биогенной миграции атомов  
Установите последовательность появления организмов при формировании биоценоза на первично свободной территории. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) лишайники 2) травы 3) мхи 4) кустарники 5) деревья   Установите последовательность событий при зарастании водоёма. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) формирование леса 2) формирование луга 3) опускание погибших растений на дно и образование торфа 4) зарастание болота с краёв 5) обмеление водоёма и превращение его в болото Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем. А) уменьшение ресурсов, необходимых для существования исходных видов Б) заселение среды обитания особями других видов В) сокращение численности исходных видов Г) изменение среды обитания в результате действия экологических факторов Д) формирование новой экосистемы   Установите последовательность процессов, происходящих при формировании экосистемы на ранее лишенных жизни горных породах А) появление мхов и кустистых лишайников Б) формирование травянистого покрова В) появление сине-зеленых водорослей и накипных лишайников Г) растворение скальных пород органическими кислотами, выделяемыми накипными лишайниками Д) появление кустарников и полукустарников  
В экосистеме дубравы саморегуляция проявляется в 1) сокращении численности деревьев в результате вырубки 2) минерализации почвы дождевыми червями 3) усыхании деревьев при устойчивой засухе 4) зависимости численности белок от урожая желудей 5) полном уничтожении волками популяции кабанов 6) ограничении роста численности мышей хищниками   Установите последовательность процессов, протекающих при зарастании скал А) голые скалы Б) зарастание мхами В) заселение лишайником Г) образование тонкого слоя почвы Д) формирование травянистого сообщества Установите последовательность процессов, происходящих при смене биогеоценозов (сукцессии) А) заселение кустарниками Б) заселение лишайниками голых скал В) формирование устойчивого сообщества Г) прорастание семян травянистых растений Д) заселение территории мхами   Каковы существенные признаки экосистемы? А) высокая численность видов консументов III порядка Б) наличие круговорота веществ и потока энергии В) сезонные изменения температуры и влажности Г) неравномерное распределение особей одного вида Д) наличие производителей, потребителей и разрушителей Е) взаимосвязь абиотических и биотических компонентов  
Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ролью функ­ци­о­наль­ных групп в био­гео­це­но­зе и функ­ци­о­наль­ны­ми груп­па­ми. РОЛЬ ФУНК­ЦИ­О­НАЛЬ­НЫХ ГРУПП А) вы­де­ля­ют в ат­мо­сфе­ру кис­ло­род Б) ми­не­ра­ли­зу­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства В) со­зда­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства из не­ор­га­ни­че­ских Г) вос­ста­нав­ли­ва­ют нит­ра­ты до сво­бод­но­го азота Д) за­мы­ка­ют кру­го­во­рот ве­ществ Е) бы­ва­ют 1-го, 2-го, 3-го по­ряд­ков ФУНК­ЦИ­О­НАЛЬ­НЫЕ ГРУП­ПЫ 1) кон­су­мен­ты 2) про­ду­цен­ты 3) ре­ду­цен­ты Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между жи­вот­ны­ми и их ро­ля­ми в био­гео­це­но­зе тайги ЖИ­ВОТ­НЫЕ А) кед­ров­ка Б) яст­реб-те­те­ре­вят­ник В) обык­но­вен­ная ли­си­ца Г) бла­го­род­ный олень Д) заяц-русак Е) обык­но­вен­ный волк РОЛИ В БИО­ЦИ­НО­ЗЕ 1) кон­су­мент 1 по­ряд­ка 2) кон­су­мент 2 по­ряд­ка Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми оби­та­те­лей био­гео­це­но­за и их при­над­леж­но­стью к функ­ци­о­наль­ной груп­пе ОБИТАТЕЛИ А) вклю­ча­ет рас­те­ния, не­ко­то­рые бак­те­рии Б) по­гло­ща­ет го­то­вые ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства В) по­гло­ща­ет не­ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства Г) вклю­ча­ет жи­вот­ных Д) ак­ку­му­ли­ру­ет сол­неч­ную энер­гию Е) ис­точ­ник энер­гии — жи­вот­ная и рас­ти­тель­ная пища ФУНК­ЦИ­О­НАЛЬ­НЫЕ ГРУП­ПЫ 1) про­ду­цен­ты 2) кон­су­мен­ты Бак­те­рии и грибы со­став­ля­ют в эко­си­сте­ме груп­пу ре­ду­цен­тов, так как они 1) пре­вра­ща­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства ор­га­низ­мов в ми­не­раль­ные 2) обес­пе­чи­ва­ют за­мкну­тость кру­го­во­ро­та ве­ществ и энер­гии 3) имеют мик­ро­ско­пи­че­ские раз­ме­ры, не об­ра­зу­ют тка­ней 4) ис­поль­зу­ют­ся жи­вот­ны­ми как пища 5) об­ра­зу­ют до­ступ­ные рас­те­ни­ям не­ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства, вы­де­ляя их в почву 6) мно­го­кле­точ­ные эу­ка­ри­о­ти­че­ские ор­га­низ­мы  

11.Агроэкосистемы, их основные отличия от природных экосистем.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 827.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...