Открытый банк заданий для промежуточной аттестации по биологии 10 класс углубленный уровень
План работы
/проверяемые элементы/
Контрольно - измерительные материалы
1. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида и элементарная единица эволюции
Установите соответствие между событием и уровнем организации жизни, на котором оно происходит.
СОБЫТИЕ
А) мутационный процесс
Б) сукцессия
В) внутривидовая борьба за существование
Г) образование пищевых цепей
Д) свободное скрещивание особей
Е) круговорот веществ
УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ
1) популяционный уровень
2) биогеоценотический уровень
Установите соответствие между уровнями организации живого и их характеристиками и явлениями, происходящими на этих уровнях.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
A) процессы охватывают всю планету
Б) симбиоз
B) межвидовая борьба за существование
Г) передача энергии от продуцентов консументам
Д) испарение воды
Е) сукцессия (смена природных сообществ)
УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ
1) биоценотический
2) биосферный
Ниже приведен перечень биологических терминов, все они, кроме двух, используются в эволюционной теории Найдите два термина, "выпадающих" из общего ряда.
1) ароморфоз
2) дивергенция
3) аллель
4) дигетерозигота
5) монофилия
Ниже приведен перечень биологических терминов, все они, кроме двух, используются в экологии. Найдите два термина, "выпадающих" из общего ряда.
1) редуцент
2) атавизм
3) сукцессия
4) гипофиз
5) консумент
Установите соответствие между характеристикой вида Дельфин обыкновенный (дельфин-белобочка) и критерием вида, к которому эту характеристику относят.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) Хищники питаются разными видами рыб.
Б) Самцы на 6–10 см крупнее самок.
В) Животные освоили водную среду обитания.
Г) Величина тела — 160–260 сантиметров.
Д) Беременность самок продолжается 10–11 месяцев.
Е) Животные ведут стадный образ жизни.
КРИТЕРИЙ ВИДА
1) морфологический
2) физиологический
3) экологический
Установите соответствие между характеристикой животного и критерием вида, к которому её относят.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) обитание в постройках человека
Б) окраска покровов тела
В) расселение по берегам рек
Г) питание разнообразной пищей
Д) наличие конечностей копательного типа
Е) развитие слепой кишки
КРИТЕРИЙ ВИДА
1) экологический
2) морфологический
Установите соответствие между признаком ящерицы и критерием вида, к которому этот признак относят.
ПРИЗНАК
А) тело покрыто роговыми чешуйками
Б) низ живота светлый
В) питается насекомыми
Г) обитает в степях, лесах, полупустынях
Д) активный образ жизни ведёт с апреля по сентябрь
Е) откладывает до 12 яиц
КРИТЕРИЙ ВИДА
1) экологический
2) морфологический
Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, для которых эти признаки характерны.
ПРИЗНАКИ
А) личинка развивается в воде
Б) раковина образована двумя створками
В) тело покрыто мантией
Г) питается водными организмами
Д) кровеносная система незамкнутая
Е) взрослое животное обитает в пресныхводоёмах
КРИТЕРИИ ВИДА
1) морфологический
2) экологический
Наименьшим генетическим разнообразием характеризуются
популяции
A) скальных ящериц, размножающихся партеногенезом
Б) лягушек, обитающих в одном пруду
B) растений, размножающихся преимущественно вегетативно
Г) насекомоопыляемых растений
Д) двудомных растений
Е) самоопыляемых растений
Установите соответствие между особенностями биологической системы и системой, для которой эти особенности характерны
ОСОБЕННОСТИ
А) элементарная единица эволюции в соответствии с СТЭ
Б) представители могут никогда не встречаться в силу изоляции
В) вероятность скрещивания между членами группы максимально вероятна
Г) распадается на более мелкие, обособленные группы
Д) ареал распространения может захватывать несколько континентов
БИОСИСТЕМА
1) популяция
2) вид
Установите соответствие между событием и процессом, в соответствии с законом Харди–Вайнберга
СОБЫТИЕ
А) мутационный процесс отсутствует
Б) отсутствуют миграции и эмиграция
В) число доминантных аллелей намного превышает число рецессивных аллелей
Г) высокаягомозиготность популяций
Д) отсутствует давление естественного отбора
Е) идёт обмен генами с другими популяциями
ПРОЦЕСС ЭВОЛЮЦИИ
1) популяция эволюционирует
2) популяция считается «идеальной»
Выберите положения, подтверждающие, что популяция является «единицей эволюции».
1) мутационный процесс начинается в популяции
2) свободное скрещивание возможно только в неизолированных популяциях
3) разные популяции обладают разными генофондами
4) вид не может быть единицей эволюции, так как его ареал, как правило, разорван на составные части
5) различия между видами такие же, как различия между изолированными популяциями одного вида
6) изолированная от других популяция не подвержена действию естественного отбора
2. Доказательства эволюции живой природы
К палеонтологическим доказательствам эволюции относят
1) остаток третьего века у человека
2) отпечатки растений на пластах каменного угля
3) окаменевшие остатки папоротников
4) рождение людей с густым волосяным покровом на теле
5) копчик в скелете человека
6) филогенетический ряд лошади
Что из перечисленного считается палеонтологическими доказательствами эволюции? Выберите три верных ответа из шести.
1) скелет археоптерикса
2) окаменевшие остатки древних моллюсков
3) схожесть эмбрионов позвоночных животных на ранних стадиях, развития
4) отпечатки папоротников в пластах угля
5) схожесть строения клеток эукариотических организмов
6) общий план строения всех позвоночных животных
Выберите три верных ответа из шести. Какие эмбриологические доказательстваэволюции подтверждают родство человека с другими позвоночными
животными?
1) развитие у зародыша хвостового отдела
2) сходство ископаемых остатков животных и человека
3) образование у зародыша жаберных щелей
4) отсутствие сплошного волосяного покрова
5) закладка сердца у зародыша в виде трубки с пульсирующими
стенками
6) рождение детей с 46 хромосомами
К сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции относятся
1) видовой состав флоры и фауны
2) филогенетические ряды
3) наличие гомологичных и аналогичных органов
4) сходство зародышей позвоночных на ранних стадиях развития
5) наличие рудиментов и атавизмов
6) строение передних конечностей позвоночных
Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции животного мира, который он иллюстрирует.
ПРИМЕР
A) филогенетический ряд лошади
Б) наличие копчика в скелете человека
B) перо птицы и чешуя ящерицы
Г) отпечатки археоптерикса
Д) многососковость у человека
ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
1) сравнительно-анатомические
2) палеонтологические
Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции, к которому этот пример относят.
ПРИМЕР
A) переходные формы
Б) гомологичные органы
B) рудименты
Г) единый план строения органов
Д) окаменелости
Е) атавизмы
ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
1) палеонтологические
2) сравнительно-анатомические
Установите соответствие между примерами объектов и методами изучения эволюции, в которых используются эти примеры:
ПРИМЕРЫ ОБЪЕКТОВ
А) колючки кактуса и колючки барбариса
Б) останки зверозубых ящеров
В) филогенетический ряд лошади
Г) многососковость у человека
Д) аппендикс у человека
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ
1) палеонтологический
2) сравнительно-анатомический
Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции животного мира, который он иллюстрирует.
ПРИМЕР
А) формы, последовательно сменявшие друг друга в процессе эволюции
Б) органы, сходные по строению и происхождению, но выполняющие разные функции
В) сходство зародышей позвоночных на ранних этапах эмбриогенеза
Г) развитие организма из зиготы
Д) ископаемые остатки организмов
Е) появление признаков у организмов, свойственных их далеким предкам
ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
1) палеонтологические
2) сравнительно-анатомические
3) эмбриологические
Установите соответствие между примерами и видами доказательств эволюции
ОРГАНЫ
А) усы таракана и рыбы сома
Б) чешуя ящерицы и перо птицы
В) глаза осьминога и собаки
Г) зубы акулы и кошки
Д) нос обезьяны и хобот слона
Е) когти кошки и ногти обезьяны
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ
1) гомологичные органы
2) аналогичные органы
Установите соответствие между примером и морфофизиологической особенностью, которой соответствует данный пример.
ПРИМЕР
А) предплечье лягушки и курицы
Б) ноги мыши и крылья летучей мыши
В) крылья воробья и крылья саранчи
Г) плавник кита и плавник рака
Д) роющие конечности крота и медведки
Е) волосы человека и шерсть собаки
ОСОБЕННОСТЬ
1) гомологичные органы
2) аналогичные органы
Установите соответствие между примером и видом сравнительно – анатомических доказательств эволюции, к которому его относят Пример
А) ходильные конечности рака и ложноножки гусеницы Б) чешуя ящерицы и перо птицы В) глаз осьминога и собаки Г) крылья птицы и стрекозы Д) ноги бабочки и жука Е) когти кошки и ногти обезьяны
Вид доказательств
1)Гомологичные органы
2)Аналогичные органы
Установите соответствие между органом животного и сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции
ОРГАНЫ
А) рука шимпанзе
Б) передние конечности кошки
В) хобот слона
Г) крыло птицы
Д) клешня рака
Е) щупальца осьминога
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ
1) гомологи руки человека
2) аналоги руки человека
3. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования
Установите соответствие между примером и способом видообразования, который этот пример иллюстрирует.
ПРИМЕР
А) обитание двух популяций обыкновенного окуня в прибрежной зоне и на большой глубине озера
Б) обитание разных популяций чёрного
дрозда в глухих лесах и вблизи жилья человека
В) распад ареала ландыша майского на изолированные участки в связи с оледенением
Г) образование разных видов синиц на основе пищевой специализации
Д) формирование лиственницы даурской в результате расширения ареала лиственницы сибирской на восток
СПОСОБВИДООБРАЗОВАНИЯ
1) географическое
2) экологическое
Установите соответствие между причинами и способами видообразования ПРИМЕР
А) расширение ареала исходного вида Б) стабильность ареала исходного вида В) разделение ареала вида различными преградами Г) многообразие изменчивости особей внутри ареала Д) многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала
СПОСОБВИДООБРАЗОВАНИЯ
1) географическое
2) экологическое
Установите соответствие между примерами и возможными способами видообразования, которые иллюстрируются данными примерами.
ПРИМЕРЫ
А) ранне- и позднецветущие популяции погремка на одном лугу
Б) подвиды тигров – амурский и бенгальский
В) популяции форели в озере Севан, различающиеся сроками нереста
Г) возникшие в результате пищевой специализации виды синиц
Д) популяции обыкновенной белки в Центральной России и на Кавказе
СПОСОБЫ ВИДООБРАЗОВАНИЯ
1) географическое
2) экологическое
Установите соответствие между факторами видообразования и его способом.
ФАКТОР
А) полиплоидизация гибридов от близкородственного скрещивания
Б) различия в местах обитания
В) разделение ареала на фрагменты
Г) обитание разных видов ландыша в Европе и на Дальнем Востоке
Д) пищевая специализация
СПОСОБ
1) географический
2) экологический
3) гибридогенный
Сравните формы изоляции с примерами и установите соответствие.
Примеры изоляции:
а) Мухи – пестрокрылки, откладывающие яйца на яблоне
б) Калифорнийские сосны, у которых пыльца осыпается в апреле
в) Бурые медведи Канады и Финляндии
г) Дымчатые леопарды Индокитая
д) Полёвки, живущие в лесу вдали от воды и по берегам рек
е) Дриада восьмилепестковая из Норвегии и Альп
Формы изоляции:
1) Географическая изоляция
2) Экологическая изоляция
Установите последовательность эволюционных процессов и явлений в ходе видообразования.
А) борьба за существование
Б) естественный отбор
В) противоречие между неограниченным размножением и ограниченными жизненными ресурсами
Г) возникновение различных способов приспособления к условиям окружающей среды
Д) образование новых видов.
Установите последовательность, отражающую этапы экологического видообразования
1) накопление мутаций
2) появление нового вида
3) образование новых экотипов
4) сохранение особей с полезными признаками
5) изменение экологической ниши вида
Укажите последовательность процессов географического видообразования.
1) распространение признака в популяции
2) появление мутаций в новых условиях жизни
3) пространственная изоляция популяций
4) отбор особей с полезными изменениями
5) образование нового вида
Определите последовательность процессов, характерных для географического видообразования
А) возникновение изоляции между популяциями одного вида
Б) расширение или расчленение ареала вида
В) появление мутаций в популяциях Г) сохранение естественным отбором особей с признаками, полезными в конкретных условиях среды
Д) утрата особями разных популяций способности скрещиваться, появление нового вида
Определите последовательность процессов, характерных для географического видообразования А) формирование популяции с новым генофондом Б) появление географической преграды между популяциями В) естественный отбор особей с приспособительными к данным условиям признаками Г) появление особей с новыми признаками в изолированной популяции
Укажите последовательность этапов географического видообразования А) дивергенция признаков в изолированных популяциях Б) репродуктивная изоляция популяций В) фозникновение физических преград в ареале исходного вида Г) возникновение новых видов Д) образование изолированных популяций
4. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование
Укажите процессы, относящиеся к микроэволюции.
1) возникновение мутаций и рекомбинаций
2) ароморфоз
3) обмен генами между популяциями
4) биологический регресс
5) идиоадаптация
6) колебания численности популяций
Установите соответствие между особенностями действия эволюционного фактора и факторами, для которых эти особенности характерны.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФАКТОРА
А) один из источников эволюционного материала
Б) представляет собой колебания численности популяций
В) действие фактора направленно
Г) обеспечивает селекцию генотипов
Д) носит случайный характер
Е) изменяет частоту аллелей в генофонде популяции
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ
ФАКТОРЫ
1) популяционные волны
2) естественный отбор
Результатом эволюции является
1) появление новых засухоустойчивых сортов растений
2) возникновение новых видов в изменившихся условиях среды
3) выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота
4) формирование новых приспособлений к жизни в изменившихся условиях
5) сохранение старых видов в стабильных условиях обитания
6) получение высокопродуктивных бройлерных кур
Какие факторы являются движущими силами эволюции? А) модификационная изменчивость Б) мутационный процесс В) естественный отбор Г) приспособленность организмов к среде обитания Д) популяционные волны Е) абиотические факторы среды
К движущим силам эволюции относят А) кроссинговер Б) мутационный процесс В) модификационную изменчивость Г) изоляцию Д) многообразие видов Е) естественный отбор
Установите соответствие между характеристикой эволюции и её особенностью
А) естественный отбор Б) приспособленность организмов к среде В) образование новых видов Г) комбинативная изменчивость Д) сохранение видов в стабильных условиях Е) борьба за существование
ОСОБЕННОСТЬ
1)фактор 2) результат
Элементарными эволюционными факторами в популяциях являются:
А) мутации
Б) изоляция
В) модификационная изменчивость
Г) плотность популяции
Д) недостаточная приспособленность особей
Е) естественный отбор
Установите соответствие между формами естественного отборами и примерами их действия
ПРИМЕРЫ
1) потемнение крыльев березовой пяденицы
2) удлинение крыльев у птерозавров
3) возникновение различных форм панцирей у галапагосских черепах
4) средняя длина крыла у мелких насекомых
5) формы клювов Дарвиновых вьюрков
6) циклы развития паразитических червей
ФОРМЫ ОТБОРА
А) стабилизирующий
Б) движущий
В) разрывающий
Установите соответствие между примером и формой борьбы за существование, которую этот пример иллюстрирует.
ПРИМЕР ФОРМА
А) плоды вместе с травой попадают в желудок овцы;
Б) плодами питаются многие птицы;
В) одуванчики вытесняют друг друга
Г) растения гибнут от бактерий и вирусов
Д) самый сильный волк становится вожаком в стае
Е) Детёныши животных, родившиеся преждевременно, погибают от недостатка еды.
БОРЬБЫ ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ
1) внутривидовая
2) межвидовая
Установите соответствие между процессом, происходящим в природе, и формой борьбы за существование
ПРИМЕР
А) состязание между особями популяции за территорию Б) использование одного вида другим В) соперничество между особями за самку Г) вытеснение чёрной крысы серой крысой Д) хищничество
БОРЬБЫ ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ
1) внутривидовая
2) межвидовая
Установите соответствие между примером и формой борьбы за существование, которую этот пример иллюстрирует.
ПРИМЕР ФОРМА
А) поедание щурят щуками
Б) малярийный плазмодий паразитирует в организме человека
В) отсутствие зайцев в лесу сокращает численность лис
Г) сосны, растущие в сосновом лесу, имеют тонкие и длинные стволы
Д) самый сильный волк становится вожаком в стае
Е) использование одним видом другого в качестве пищи
БОРЬБЫ ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ
1) внутривидовая
2) межвидовая
Установите соответствие между признаками отбора и его видами
ПРИЗНАКИ
А) Сохраняет особей с полезными в данных условиях среды изменениями.
Б) Приводит к созданию новых пород животных и сортов растений.
В) Способствует созданию организмов с нужными человеку наследственными изменениями.
Г) Проявляется внутри популяции и между популяциями одного вида в природе.
Д) Действует в природе миллионы лет.
Е) Приводит к образованию новых видов и формированию приспособленности к среде.
Ж) Проводится человеком.
ВИД ОТБОРА
1) Естественный
2) Искусственный
Установите соответствие между утверждением и видом отбора, который оно иллюстрирует.
УТВЕРЖДЕНИЕ
А) дикий кабан — родоначальник современных свиней
Б) оставляют потомство те особи, которые успешно конкурируют с другими
В) существующие сорта растений служат для удовлетворения потребностей человека
Г) сохраняются особи, обладающие признаками, снижающими их жизнеспособность в естественных условиях обитания
Д) все существующие наземные позвоночные произошли от древних кистепёрых рыб
Е) оставляют потомство особи, наиболее приспособленные к новым условиям обитания
ВИД ОТБОРА 1) естественный
2) искусственный
Установите соответствие между результатом отбора и его видом.
РЕЗУЛЬТАТ
А) появление новой породы
Б) появление новых приспособлений к окружающей среде
В) появление нового вида
Г) появление нового сорта
Д) гибель наименее приспособленных особей популяции
ОТБОРА ВИД
1) естественный
2) искусственный
Искусственный отбор в отличие от естественного:
1) проводится человеком целенаправленно;
2) осуществляется природными экологическими факторами;
3) проводится среди особей сорта, породы;
4) происходит среди особей природных популяций;
5) завершается получением новых культурных форм;
6) завершается возникновением новых видов.
Укажите признаки, характеризующие движущую форму естественного отбора А) обеспечивает появление нового вида Б) проявляется в меняющихся условиях среды В) совершенствуется приспособленность особей к исходной среде Г) выбраковываются особи с отклонением от нормы Д) возрастает численность особей со средним значением признака Е) сохраняются особи с новыми признаками
Стабилизирующая форма естественного отбора проявляется в А) постоянных условиях среды Б) изменении средней нормы реакции В) сохранении приспособленных особей в исходной среде обитания Г) выбраковывании особей с отклонениями от нормы Д) сохранении особей с мутациями Е) сохранении особей с новыми фенотипами
Установите соответствие между примерами результатов естественного отбора и формами отбора, к которым эти примеры относятся.
ПРИМЕРЫ
А) появляются бактерии, устойчивые к антибиотикам
Б) сокращается число растений клёна с очень короткими и очень длинными крыльями семян
В) на фоне закопчённых деревьев, увеличивается количество тёмных бабочек
Г) с похолоданием климата постепенно возникают животные с густым шёрстным покровом
Д) строение глаза приматов не изменяется тысячи лет
ФОРМА ОТБОРА
1) движущий отбор
2) стабилизирующий отбор
Установите соответствие между характером действия естественного отбора и его формой.
ХАРАКТЕР ДЕЙСТВИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
А) действует в постоянных условиях среды
Б) сохраняет особей со средним значением признака
В) действует в изменяющихся условиях среды
Г) вызывает появление новой нормы реакции организма
Д) снижает уровень генетической изменчивости в популяции
Е) отбирает особей с уклоняющимися в одну сторону от среднего значения признаками
ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
1) движущий
2) стабилизирующий
Установитесоответствиемеждупризнакамиестественногоотбораи Формойотбора,длякоторойпризнакхарактерен.
ПРИЗНАКЕСТЕСТВЕННОГО
ОТБОРА
1)Направленнасмещениесреднегозначенияпризнака
2)Происходитприизмененииусловийсуществования
3)Устраняетособейссуществен-нымиотклонениямиотсред-негозначенияпризнака
4)Направленнасохранениеустановившейсявпопуляциинормы
реакции
5)Приводиткзакреплениюновой
Формыреакции
ФОРМАЕСТЕСТВЕННОГО
ОТБОРА
А)Движущий
Б)Стабилизирующий
Установите соответствие между характеристикой естественного отбора и его формой
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТБОРА
А) отбирает новые признаки в изменяющихся условиях среды
Б) изменяет частоту встречаемости признака
В) сохраняет среднее значение признака
Г) действует в относительно постоянных условиях среды
Д) закрепляет новую норму реакции
Е) долго сохраняет генотипы и фенотипы особей в популяции неизменными
ФОРМА ОТБОРА
1) движущий отбор
2) стабилизирующий отбор
Выберите примеры действия движущей формы естественного отбора.
1) Бабочки с тёмной окраской вытесняют бабочек со светлой окраской.
2) В озере появляются мутантные формы рыб, которые сразу съедаются хищниками.
3) Отбор направлен на сохранение птиц со средней плодовитостью.
4) У лошадей постепенно пятипалая конечность заменяется однопалой.
5) Детёныши животных, родившиеся преждевременно, погибают от недостатка еды.
6) Среди колонии бактерий появляются клетки, устойчивые к антибиотикам.
Сопоставьте форму естественного отбора и ее характеристики.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) действует против особей с крайними значениями признаков
Б) приводит к сужению нормы реакции
В) обычно действует в постоянных условиях
Г) происходит при освоении новых местообитаний
Д) изменяет средние значения признака в популяции
Е) может приводить к появлению новых видов
ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
1) Движущий
2) Стабилизирующий
5. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз,
Идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса
Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции.
ПРИСОСОБЛЕНИЕ
А) роющие лапы крота
Б) редукция пальцев на ногах копытных
В) возникновение полового размножения
Г) появление шерсти у млекопитающих
Д) развитие плотной кутикулы на листьях растений, обитающих в пустыне
Е) мимикрия у насекомых
НАПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ
1) ароморфоз
2) идиоадаптация
Установите соответствие между эволюционными изменениями и главными направлениями эволюционного процесса.
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
A) возникновение семени у растений
Б) возникновение четырёхкамерного сердца хордовых
B) выживаемость бактерий в вечной мерзлоте
Г) утрата пищеварительной системы у цепней
Д) приспособленность растений к опылению ветром
Е) появление копыт у лошадей
НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ
1) ароморфоз
2) идиоадаптация
3) общая дегенерация
Установите соответствие между признаком птиц и направлением эволюции, в результате которого этот признак сформировался.
ПРИЗНАК
A) четырёхкамерное сердце
Б) окраска оперения
B) теплокровность
Г) наличие перьевого покрова
Д) ласты у пингвинов
Е) длинный клюв у птиц болот
НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ
1) ароморфоз
2) идиоадаптация
Установите соответствие между направлениями эволюции и примерами эволюционных изменений.
ИЗМЕНЕНИЕ
А) появление лёгочного дыхания у земноводных
Б) удлинение клюва у насекомоядных птиц
В) редукция пищеварительной системы у цепней
Г) появление перепонок между пальцами у водоплавающих
Д) появление вторичной полости телау кольчатых червей
НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ
1) ароморфоз
2) идиоадаптация
3) дегенерация
К чему привели идиоадаптации в классе Птицы?
1) общему подъёму организации
2) увеличению числа популяций и видов
3) широкому распространению
4) упрощению организации
5) возникновению частных приспособлений к условиям среды
6) понижению плодовитости
Выберите примеры идиоадаптаций.
1) сходство мухи-журчалки с пчелой
2) второй круг кровообращения у жабы
3) теплокровность у голубя
4) длинный корень верблюжьей колючки
5) диафрагма у волка
6) обтекаемая форма тела пингвина
Установите соответствие между направлениями эволюции систематических групп
ПРИЗНАКИ
А) Многообразие видов.
Б) Ограниченный ареал.
В) Небольшое число видов.
Г) Широкие экологические адаптации.
Д) Широкий ареал.
Е) Уменьшение числа популяций.
НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ
1) Биологический прогресс
2) Биологический регресс
Установите соответствие между видами организмов и направлениями эволюции, по которым в настоящее время происходит их развитие.
ОРГАНИЗМЫ
А) серая крыса
Б) зубр
В) уссурийский тигр
Г) пырей ползучий
Д) лошадь Пржевальского
Е) одуванчик обыкновенный
НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ
1) Биологический прогресс
2) Биологический регресс
Установите соответствие между видом организмов и направление эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие
ОРГАНИЗМЫ
А) одуванчик обыкновенный Б) домовая мышь В) латимерия Г) лотос ореховидный Д) утконос Е) заяц-русак
НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ
1) Биологический прогресс
2) Биологический регресс
Установите соответствие между организмом и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие. ОРГАНИЗМЫ
А) страус эму
Б) серая крыса
В) домовая мышь
Г) синезеленые (цианобактерии)
Д) орел беркут
Е) уссурийский тигр
НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ
1) биологический прогресс
2) биологический регресс
Важнейшие ароморфозы у покрытосеменных растений-это
появление
A) пыльцевой трубки
Б) цветка
B) семени
Г) сосудов в древесине
Д) двойного оплодотворения
Е) неподвижных спермиев
Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам?
1) развитие семян у голосеменных растений
2) развитие большого числа боковых корней у капусты после окучивания
3) появление у плодов одуванчика парашютиков
4) выделение душистым табаком пахучих веществ
5) двойное оплодотворение у цветковых растений
6) появление у растений механических тканей.
Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1) листья-иголки у хвойных
2) млечные железы у млекопитающих
3) корнеплоды у свёклы
4) половое размножение
5) ткани у растений
6) стебель соломина у злаков
К ароморфозам относят: (3 из 6)
А) возникновение хорды у животных
Б) образование пятипалых конечностей у наземных позвоночных
В) наличие у коров четырёхкамерного желудка
Г) появление зеленой окраски покровов у кузнечиков
Д) возникновение полового размножения
Установите соответствие между характеристикой эволюционного процесса и процессом, которому соответствует данная характеристика
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) ведёт к видообразованию
Б) ведёт к формированию надвидовых таксонов
В) происходит в популяциях
Г) сопровождается мутационным процессом
Д) происходит в течение длительного исторического периода (миллионы лет)
Е) характеризуется биологическим прогрессом или регрессом
ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
1) микроэволюция
2) макроэволюция
Установите соответствие между направлениями эволюции и примерами эволюционных изменений.
ИЗМЕНЕНИЕ
А) удлинение ушей у зайцеобразных
Б) редукция зрения у кротов
В) появление третьего слоя клеток в зародыше червей
Г) развитие маскирующей окраски у тигров
Д) формирование хорды у хордовых
НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ
1) ароморфоз
2) идиоадаптация
3) дегенерация
Установите соответствие между приспособленностью организмов и эволюционным процессом, в результате которого она сформировалась.
ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ
А) ласты кита и роющие конечности крота
Б) крылья птицы и крылья бабочки
В) обтекаемая форма тела дельфина и акулы
Г) разные формы клюва у вьюрков
Д) крылья летучей мыши и крылья совы
ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
1) дивергенция
2) конвергенция
Установите соответствие между примерами дивергенции и конвергенции и процессом, иллюстрирующим эти примеры.
ПРИМЕРЫ ПРОЦЕССА
A) разнообразие пород голубей
Б) сходство функций крыла бабочки и летучей мыши
B) строение глаза осьминога и человека
Г) зависимость формы клюва галапагосских вьюрков от способа добывания пищи
Д) сходство в форме и функциях конечностей крота и медведки
ПРОЦЕСС
1) дивергенция
2) конвергенция
6. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека
Проявлением атавизма считают развитие у человека
1) зубов мудрости
2) хвостового отдела
3) многососковости
4) мимической мускулатуры
5) густого волосяного покрова на лице и теле
6) кисти руки
Какие признаки характерны для человека и млекопитающих животных?
1) теплокровность
2) наличие вороньих костей
3) правая дуга аорты
4) трехкамерное сердце
5) наличие диафрагмы
6) выкармливание детенышей молоком
Человек, в отличие от позвоночных животных,
1) имеет пять отделов головного мозга
2) образует различные природные популяции
3) обладает второй сигнальной системой
4) может создавать искусственную среду обитания
5) имеет первую сигнальную систему 6) может создавать и использовать орудия труда
Доказательством принадлежности человека к классу Млекопитающие служит
1) развитие зародыша в матке
2) наличие пяти отделов головного мозга
3) дифференциация зубов
4) наличие диафрагмы
5) образование отделов позвоночника
6) формирование конечностей из трёх отделов
Человек, в отличие от животных A) влияет на среду обитания в процессе жизнедеятельности Б) имеет S-образный позвоночник B) образует различные популяции Г) имеет первую сигнальную систему Д) обладает второй сигнальной системой Е) создает и использует орудия труда
Сходство человека и человекообразных обезьян подтверждается А) одинаковыми группами крови и резус-фактором Б) одинаковым набором хромосом В) восприимчивостью к сходным болезням Г) равным числом извилин в коре больших полушарий мозга Д) сходными видами паразитов Е) преобладающим развитием мозгового отдела черепа над лицевым
Человек в отличие от животных 1) имеет кору больших полушарий 2) образует различные природные популяции 3) обладает второй сигнальной системой 4) может создавать искусственную среду обитания 5) имеет первую сигнальную систему 6) может создавать и использовать орудия труда
Признаки, характеризующие специфическую высшую нервную деятельность человека. 1) реализуются безусловные рефлексы 2) способность к абстрактному мышлению 3) способность к обучению 4) речь 5) общение знаками, символами, понятиями 6) сформированное условно-рефлекторное поведение.
В связи с прямохождением у человека
1) освобождаются верхние конечности
2) стопа приобретает сводчатую форму
3) большой палец верхних конечностей противостоит остальным
4) таз расширяется, его кости срастаются
5) мозговой отдел черепа меньше лицевого отдела
6) уменьшается волосяной покров
В чем состоит сходство скелета человека и скелетов млекопитающих животных? А) позвоночник имеет пять отделов Б) стопа имеет свод B) мозговой отдел черепа больше лицевого Г) имеются парные суставные конечности Д) в шейном отделе семь позвонков Е) форма позвоночника S-образная
У человека в отличие от млекопитающих животных A) тело расположено вертикально Б) позвоночник не имеет изгибов B) позвоночник образует четыре плавных изгиба Г) грудная клетка расширена в стороны Д) грудная клетка сжата с боков Е) лицевой отдел черепа преобладает над мозговым
Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, который его иллюстрирует.
ПРИМЕР
A) пространственная изоляция
Б) дрейф генов
B) речь
Г) абстрактное мышление
Д) сознательная трудовая деятельность
Е) популяционные волны
ФАКТОР АНТРОПОГЕНЕЗА
1) биологический
2) социальный
Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен.
ПРИМЕР
А) трудовая деятельность
Б) абстрактное мышление
В) изоляция
Г) мутационная изменчивость
Д) популяционные волны
Е) вторая сигнальная система
ФАКТОР АНТРОПОГЕНЕЗА
1) биологический
2) социальный
Установите соответствие между характеристикой вида и его названием.
Характеристика вида
1) объем мозга – 700 – 1250 см.3
2) для людей этого типа характерны первые захоронения
3) объем мозга – более 14000 см.
4) череп низкий, кости очень толстые, выраженные надбровные дуги, массивные челюсти
5) изготавливали и обрабатывали каменные орудия труда, производили строительство очагов и жилищ
6) изготавливали примитивные орудия труда
Название
А) древние люди
Б) древнейшие люди
Установите соответствие между признаками и расами, для которых они характерны
ПРИЗНАКИ
А) эпикантус
Б) курчавые волосы
В) узкий разрез глаз
Г) неширокий, сильно выступающий нос
Д) широкие скулы
Е) толстые губы
РАСЫ
1) австрало – негроидная
2) монголоидная
3) европеоидная
8. Этапы развития жизни на земле
Установите соответствие между организмами, появившимися или расцветавшими в процессе эволюции и эрами, в которые они появились и расцветали.
ОРГАНИЗМЫ
А) появление и расцвет приматов
Б) появление бактерий и простейших
В) появление зелёных водорослей
Г) появление красных водорослей
Д) расцвет простейших и кишечнополостных
Е) появление человека
ЭРЫ
1) архейская
2) протерозойская
3) кайнозойская
Установите соответствие между ароморфозом хордовых и эрой, в которой он появился.
АРОМОРФОЗ
А) четырёхкамерное сердце у птиц
Б) костные челюсти у панцирных рыб
В) лёгочное дыхание у двоякодышащих рыб
Г) пятипалая конечность у стегоцефалов
Д) матка и плацента у млекопитающих
Е) яйцо, покрытое плотной оболочкой, у пресмыкающихся
ЭРА
1) палеозой
2) мезозой
Установите соответствие между группой животных и эрой, в которой эта группа возникла.
ГРУППА ЖИВОТНЫХ
А) Паукообразные
Б) Птеродактили
В) Птицы
Г) Бесчелюстные рыбы
Д) Сумчатые млекопитающие
Е) Стегоцефалы
ЭРА
1) Палеозой
2) Мезозой
Установите соответствие между организмами, появившимися или расцветавшими в процессе эволюции, и эрами, в которые они появились и расцветали.
ОРГАНИЗМЫ
А) возникновение первых птиц
Б) расцвет рептилий
В) расцвет моллюсков
Г) расцвет насекомых
Д) расцвет млекопитающих
Е) распространение птиц
ЭРЫ
1) палеозойская
2) мезозойская
3) кайнозойская
Установите последовательность эволюционных процессов на Земле в хронологическом порядке А) выход организмов на сушу Б) возникновение фотосинтеза В) формирование озонового экрана Г) образование коацерватов в воде Д) появление клеточных форм жизни
Установите последовательность эволюционных процессов на Земле в хронологическом порядке А) возникновение прокариотических клеток Б) образование коацерватов в воде В) возникновение эукариотических клеток Г) выход организмов на сушу Д) появление многоклеточных организмов
Установите последовательность этапов развития животного мира Земли от наиболее древних к современным:
A) появление бактерий-фотосинтетиков
Б) появление многоклеточных эукариот
B) появление бактерий, способных осуществлять дыхание
Г) возникновение бактерий-бродиликов
Д) появление одноклеточных эукариот
Главными ароморфозами протерозойской эры являются
1) выход растений на сушу
2) появление первых насекомых
3) появление систем органов
4) фотосинтез
5) двусторонняя симметрия тела
6) трехслойность
9. Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические, их значение
Установите соответствие между фактором среды и группой, к которой он относится:
ГРУППА
А) искусственное орошение земель
Б) падение метеорита
В) распашка целины
Г) весенний разлив вод
Д) сооружение плотины
Е) движение облаков
ФАКТОР СРЕДЫ
1) антропогенные
2) абиотические
Какие экологические факторы относят к абиотическим?
1)распашка целинных земель
2) создание заповедников
3) повышение температуры
4) действие солнечного света
5) изменение влажности
6) загазованность атмосферы в крупных городах
Установите соответствие между экологическим фактором и группой, к которой его относят
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
А) лесной пожар вследствие грозы
Б) распространение семян растений птицами
В) понижение температуры, приводящее к зимней спячке животных
Г) санитарная вырубка леса
Д) питание паразитических животных
Е) затопление лугов при ливне
ГРУППА ФАКТОРОВ
1) абиотические
2) биотические
3) антропогенные
Установите соответствие между факторами среды и их характеристиками
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Постоянство газового состава атмосферы.
Б) Изменение толщины озонового экрана.
В) Изменение влажности воздуха.
Г) Изменение численности консументов.
Д) Изменение численности продуцентов.
Е) Увеличение численности паразитов.
ГРУППА ФАКТОРОВ
1) Биотические
2) Абиотические
Выберите три верных ответа из шести. Какие экологические факторы относятся к абиотическим?
1) влажность
2) хищничество
3) соленость
4) нейтрализм
5) освещенность
6) сведение лесов
Установите соответствие между экологическим фактором и его видом.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
A) хищничество
Б) отсутствие корма
B) снежный покров
Г) бобровая плотина
Д) внесение удобрений в почву
Е) смена времен года
ГРУППА ФАКТОРОВ
1) абиотический
2) биотический
3) антропогенный
Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются:
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
А) повышение давления атмосферного воздуха
Б) изменение рельефа экосистемы, вызванное землетрясением
В) изменение численности популяции зайцев в результате эпидемии
Г) взаимодействие между волками в стае
Д) конкуренция за территорию между соснами в лесу
ГРУППА ФАКТОРОВ
1) абиотический
2) биотический
Установите соответствие между примером и группой экологических факторов, которые он иллюстрирует.
ПРИМЕР
А) зарастание пруда ряской
Б) увеличение численности мальков рыб
В) поедание мальков рыбы жуком-плавунцом
Г) образование льда
Д) смыв в реку минеральных удобрений
ГРУППА ФАКТОРОВ
1) биотические
2) абиотические
В водной экосистеме по сравнению с наземной
1) стабильный тепловой режим
2) низкая плотность среды
3) пониженное содержание кислорода
4) высокое содержание кислорода
5) резкие колебания теплового режима
6) низкая прозрачность среды
В отличие от наземно-воздушной, в почвенной среде
А) обитают растения
Б) у животных ослаблено зрение
В) отсутствуют грибы
Г) обитают бактерии – фототрофы
Д) располагается основная масса корней растений
Е) преобладают редуценты
Установите соответствие между характеристикой и средой обитания, которой она соответствует.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) много света
Б) частый дефицит влаги
В) разная концентрация кислорода
Г) резкие колебания температур Д) недостаток света
Е) высокая плотность
СРЕДА ОБИТАНИЯ
1) водная
2) наземно-воздушная
Установите соответствие между характеристикой и средой, к которой её относят. ХАРАКТЕРИСТИКА
А) богата питательными веществами, находящимися в доступной форме и не требующими сложного пищеварения
Б) условия среды подвержены частым колебаниям
В) в среде обитают многочисленные растения
Г) имеются сложные пищевые сети
Д) условия среды постоянны
СРЕДА 1) организменная
2) наземно -воздушная
Приспособлением растений к жизни в засушливых условиях служит
1) наличие воскового налёта на листьях
2) цветение до распускания листьев
3) образование многочисленных устьиц на листьях
4) способность накапливать воду в тканях
5) ярусное расположение организмов
6) глубоко уходящая в почву корневая система
Приспособления к жизни в воде, сформировавшиеся в процессе эволюции у китов:
1) превращение передних конечностей в ласты
2) дыхание кислородом, растворённым в воде
3) дыхание кислородом воздуха
4) обтекаемая форма тела
5) толстый подкожный слой жира
6) постоянная температура тела
Какие черты приспособленности сформировались у растений к недостатку влаги? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) крупные листовые пластинки
2) видоизменённые листья колючки 3) большое число устьичных клеток 4) опушение стеблей и листовых пластинок
5) большое число хлоропластов в клетках листьев
6) сильно развитая стержневая корневая система
Какие черты приспособленности к недостатку влаги сформировались у животных пустыни? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) дневной образ жизни
2) ночная активность
3) отложение жира
4) высокая скорость передвижения 5) плотные наружные покровы
6) тонкая кожа, покрытая слизью
10. Разнообразие экосистем, биогеоценозов. Саморазвитие и смена экосистем
Установите соответствие между группами растений и животных и их ролью в экосистеме пруда:
ОБИТАТЕЛИ ПРУДА
А) прибрежная растительность
Б) карп
В) личинки земноводных
Г) фитопланктон
Д) растения дна
Е) большой прудовик
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
1) продуценты
2) консументы
Установите соответствие между особенностями строения животных и группами, к которым их относят в зависимости от вида потребляемой пищи.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ
А) хорошо развиты клыки,
Б) клыки отсутствуют,
В) слепая кишка короткая или редуцирована,
Г) желудок имеет несколько отделов,
Д) кишечник во много раз длиннее тела,
Е) однокамерный железистый желудок.
ГРУППЫ ЖИВОТНЫХ
1) травоядный2) хищник
Расположите в правильном порядке организмы в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) зёрна пшеницы
2) рыжая лисица
3) клоп вредная черепашка
4) степной орёл
5) обыкновенный перепел
Установите правильную последовательность звеньев в пищевой цепи, используя всех названных представителей А) еж Б) полевой слизень В) орел Г) листья растений Д) лисица
Установите, в какой последовательности следует расположить экосистемы в порядке уменьшения их биомассы.
А)пустыня
Б) тундра
В) влажный тропический лес
Г) хвойный лес
Установите последовательность этапов, смены биогеоценоза озера на биогеоценоз болота
А) водоем зарастает полностью, образуя болото
Б) отложение органического вещества на дно водоема
В) исчезновение рыбы и планктона
Г) водоем становится более мелким
Д) распространение прибрежной растительности к центру водоема
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В экосистеме широколиственного леса — дубраве.
1) короткие пищевые цепи
2) устойчивость обеспечивается разнообразием организмов
3) начальное звено цепи питания представлено растениями
4) популяционный состав животных не изменяется во времени
5) источник первичной энергии — солнечный свет
6) в почве отсутствуют редуценты
В биогеоценозе луга
А) папоротники образуют верхний ярус продуцентов
Б) солнечную энергию используют растения
В) мышевидные грызуны - консументы 1-го порядка
Г) продуценты, консументы, редуценты обеспечивают круговорот веществ и энергии
Д) недостаток света является ограничивающим фактором
Е) замедлено поступление кислорода
Выберите правильные утверждения. Биогеоценоз А) состоит из отдельных, не взаимосвязанных организмов Б) состоит из структурных элементов: видов и популяций В) целостная система, способная к самостоятельному существованию Г) закрытая система взаимодействующих популяций Д) открытая система, нуждающаяся в поступлении энергии извне Е) система, характеризующаяся отсутствием биогенной миграции атомов
Установите последовательность появления организмов при формировании биоценоза на первично свободной территории. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) лишайники
2) травы
3) мхи
4) кустарники
5) деревья
Установите последовательность событий при зарастании водоёма. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) формирование леса
2) формирование луга
3) опускание погибших растений на дно и образование торфа
4) зарастание болота с краёв
5) обмеление водоёма и превращение его в болото
Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем.
А) уменьшение ресурсов, необходимых для существования исходных видов
Б) заселение среды обитания особями других видов
В) сокращение численности исходных видов
Г) изменение среды обитания в результате действия экологических факторов
Д) формирование новой экосистемы
Установите последовательность процессов, происходящих при формировании экосистемы на ранее лишенных жизни горных породах
А) появление мхов и кустистых лишайников
Б) формирование травянистого покрова
В) появление сине-зеленых водорослей и накипных лишайников
Г) растворение скальных пород органическими кислотами, выделяемыми накипными лишайниками
Д) появление кустарников и полукустарников
В экосистеме дубравы саморегуляция проявляется в
1) сокращении численности деревьев в результате вырубки
2) минерализации почвы дождевыми червями
3) усыхании деревьев при устойчивой засухе
4) зависимости численности белок от урожая желудей
5) полном уничтожении волками популяции кабанов
6) ограничении роста численности мышей хищниками
Установите последовательность процессов, протекающих при зарастании скал А) голые скалы Б) зарастание мхами В) заселение лишайником Г) образование тонкого слоя почвы Д) формирование травянистого сообщества
Установите последовательность процессов, происходящих при смене биогеоценозов (сукцессии) А) заселение кустарниками Б) заселение лишайниками голых скал В) формирование устойчивого сообщества Г) прорастание семян травянистых растений Д) заселение территории мхами
Каковы существенные признаки экосистемы? А) высокая численность видов консументов III порядка Б) наличие круговорота веществ и потока энергии В) сезонные изменения температуры и влажности Г) неравномерное распределение особей одного вида Д) наличие производителей, потребителей и разрушителей Е) взаимосвязь абиотических и биотических компонентов
Установите соответствие между ролью функциональных групп в биогеоценозе и функциональными группами.
РОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП
А) выделяют в атмосферу кислород
Б) минерализуют органические вещества
В) создают органические вещества из неорганических
Г) восстанавливают нитраты до свободного азота
Д) замыкают круговорот веществ
Е) бывают 1-го, 2-го, 3-го порядков
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
1) консументы
2) продуценты
3) редуценты
Установите соответствие между животными и их ролями в биогеоценозе тайги
ЖИВОТНЫЕ
А) кедровка
Б) ястреб-тетеревятник
В) обыкновенная лисица
Г) благородный олень
Д) заяц-русак
Е) обыкновенный волк
РОЛИ В БИОЦИНОЗЕ
1) консумент 1 порядка
2) консумент 2 порядка
Установите соответствие между особенностями обитателей биогеоценоза и их принадлежностью к функциональной группе
ОБИТАТЕЛИ
А) включает растения, некоторые бактерии
Б) поглощает готовые органические вещества
В) поглощает неорганические вещества
Г) включает животных
Д) аккумулирует солнечную энергию
Е) источник энергии — животная и растительная пища
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
1) продуценты
2) консументы
Бактерии и грибы составляют в экосистеме группу редуцентов, так как они
1) превращают органические вещества организмов в минеральные
2) обеспечивают замкнутость круговорота веществ и энергии
3) имеют микроскопические размеры, не образуют тканей
4) используются животными как пища
5) образуют доступные растениям неорганические вещества, выделяя их в почву
6) многоклеточные эукариотические организмы
11.Агроэкосистемы, их основные отличия от природных экосистем.
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 827.
stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...