Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВЕРХОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ СЦЕНЫ




Штанкетные, индивидуальные и софитные подъемы составляют верхнюю механизацию и принадлежат к главным видам механического оборудования сцены. Несмотря на то что современный театр в основном отказался от плоских живописных декораций и использует объемно-пространственный метод оформления спектакля, верховое оборудование сцены не потеряло своего значения. Сегодня невозможно представить себе профессиональную сцену без подвески объемных и плоских декораций, верхнего освещения. С помощью верхового оборудования и, главным образом, декорационных подъемов осуществляется не только моментальная смена декораций, но во многом облегчается решение разнообразных монтировочных задач, монтаж отдельных конструкций при сборке.

 

Штанкетные подъемы

 

Штанкетные декорационные подъемы предназначены для спуска и подъема различных элементов декорационного оформления и подвески одежды сцены — кулис, падуг, занавесов. Принцип их действия основан на уравновешивании веса декораций системой противовесов или, иначе, контргрузов. В самом простейшем виде подъем можно представить как канат, переброшенный через блок. К одному концу каната прикрепляется полезный груз, к другому — равный ему по тяжести противовес. Поскольку декорации, особенно мягкие, не могут крепиться к одной точке, штанкетный подъем имеет не один канат, а несколько. К одним концам тросов-канатов прикрепляется длинный стержень из дерева и металла, называемый штанкетом (отсюда и название подъема), а другие концы через систему блоков соединяются вместе на устройстве противовеса (рис. 27).

Тросы, идущие от штанкета, огибают блоки, установленные на колосниках. Каждый блок имеет разное количество канавок. Самый дальний от противовеса блок имеет одну канавку, так как через него проходит только один трос. Второй блок — две канавки — для двух тросов и так далее. На боковой стене сцены устанавливается сборный блок. Этот блок имеет узкие канавки, по числу несущих тросов, и одну широкую для тягового пенькового каната. Так как, во избежание перекоса, тяговый канат должен крепиться к центру противовеса, канавка для каната протачивается в середине сборного блока. Несущие тросы, обогнув сборный блок, опускаются вниз и прикрепляются к верхней прицепной скобе противовеса.

Управление штанкетным подъемом производится специальным канатом, соединяемым с противовесом. Один конец тягового каната прикрепляется к верхней части противовеса,а другой, обогнув блок, расположенный на колосниках, и блок, находящийся в трюме, привязывается к низу противовеса. Таким образом, приводной канат представляет собой бесконечную петлю, в середину которой помещен противовес. Если потянуть внешнюю ветвь каната вниз, противовес начнет подниматься, а штанкет опускаться вниз, и наоборот, при спуске противовеса штанкет поднимается вверх.

Итак, чтобы привести подъем в действие, нужно приложить усилие, направленное на преодоление трения в системе блоков. Абсолютно точное уравновешивание подъема невозможно, так как чугунные плитки контргруза, насаживаемые на противовес, имеют несколько стандартных значений. Их вес обычно составляет 6, 8, 12 и более килограммов. Разница между весом декораций и тяжестью противовеса гасится за счет трения в механизме подъема.

Для нормальной эксплуатации декорационных подъемов важно, чтобы в крайне нижнем положении штанкет ложился на планшет сцены, а в крайне верхнем поднимался под самые колосники. Согласно принятой схеме, при работе подъема несущие тросы со стороны штанкета и со стороны противовеса «укорачиваются» и «удлиняются» одновременно на величину хода.


Рис. 27. Схема штанкетного подъема:

1 — трюмовой блок; 2 — противовес; 3 — тяговый канат; 4 — сборный блок;

5 — колосниковый блок; 6 — трос; 7 — штанкет

¶Таким образом, расстояние, пройденное штанкетом, соответствует расстоянию, пройденному противоположными концами несущих тросов. Если штанкет находится под колосниками, то концы тросов будут находиться на уровне планшета, а противовес опустится в трюм. Вот почему нижний блок системы помещается ниже уровня сцены на расстоянии, равном высоте противовеса и длине узла тягового каната, находящегося у нижней прицепной скобы.

Верхние блоки располагаются на специальной конструкции выше колосниковой решетки примерно на 2 м.

Максимальная грузоподъемность декорационных штанкетных подъемов с ручным приводом равна 300 кг. При механическом приводе грузоподъемность штанкетов достигает 500 кг. Максимальная скорость движения декорационных подъемов, вне зависимости от привода, допускается в пределах от 0,75 до 1,25 м/сек.

В старом театре штанкеты изготавливались из деревянных брусков, склеенных в два-три слоя. Для штанкета выбирается сухая, без сучков, прямослойная древесина хвойных пород. Отдельные бруски склеиваются между собой по всей соприкасающейся плоскости. А стыки брусьев по длине соединяются на «ус». Для этого концы соединяемых брусьев обрезаются на нет, так, чтобы при соединении они плотно подходили друг к другу. Помимо склейки, места соединения пробиваются гвоздями и туго обматываются полосами холста, пропитанными горячим столярным клеем. Стыки брусьев располагают в непосредственной близости от точек подвеса штанкета к несущим канатам.

В целях безопасности по всей длине штанкета п-образными скобами прибивается стальной трос, концы которого заделываются на торцах штанкета. При разрушении штанкета трос удерживает его обломки, не давая им упасть вниз. Сечение деревянного штанкета зависит от его длины и расчетных нагрузок. Наибольшее сечение составляет 6x12 см. Проверка прочности штанкета производится расчетом на сосредоточенную нагрузку в 100 кг, приложенную в середине пролета между точками подвеса.

Деревянный штанкет имеет ряд преимуществ. Главные из них заключаются в легкости штанкета и отсутствии в нем остаточных деформаций. Он не боится неравномерных нагрузок, несильных ударов. В любом случае сохраняет строгую горизонтальность. Чем ровнее и горизонтальнее штанкет, тем меньше морщин и перекосов возникает на задниках, падугах и других мягких декорациях. Но дерево хрупко, и поэтому при подвеске тяжелых строенных деталей штанкеты могут разрушиться. Вот почему в современном театре деревянные штанкеты заменены металлическими.

Металлические штанкеты изготавливаются из стальных газовых труб диаметром от 40 до 60 мм и более. В отличие от деревянных, металлические трубчатые штанкеты обладают высокой прочностью, но легко подвергаются деформации под влиянием неравномерных нагрузок. Стремление к увеличению жесткости трубы приводит к увеличению площади ее поперечного сечения. А это, в свою очередь, значительно увеличивает вес самого штанкета и количество плиток контргруза, необходимых для его уравновешивания, и, в конечном счете, повышает мощности, необходимые для приведения всей системы в действие.

Штанкеты подвешиваются к несущим тросам через металлические хомуты и винтовые стяжки (рис. 28). Хомуты прочно охватывают трубу штанкета, для чего в их нижней части имеется стяжной болт. Здесь же находится и стальной валик для присоединения винтовой стяжки — талрепа, что позволяет регулировать длину тросов. В процессе эксплуатации тросы постепенно вытягиваются, удлиняясь на разные величины. Ослабление троса ликвидируется подтягиванием винтовой стяжки. Для того чтобы прикрепить трос к стяжке, его конец заплетают петлей. В петлю вставляется металлическая обойма, называемая коушем. Стальные канаты плохо работают на излом. Для каждого троса имеется определенный минимальный радиус огибаемой поверхности, обеспечивающий работу на изгиб. Расчетный радиус задается коушем. Кроме этого, коуш предохраняет трос от истирания.

Любой штанкет может быть подвешен не менее чем за три троса. При обрыве одного из них штанкет не упадет на сцену, а будет удерживаться двумя, остальными.

Рис. 28. Подвеска штанкета:

1 — штанкет; 2 —хомут; 3 — стяжной болт; 4 — палец;5 — стяжка; 6 — трос

При расчете канатов учитывается девятикратный запас прочности. Вообще ко всем элементам штанкетных и прочих подъемов предъявляются повышенные требования прочности и надежности. Специфика театра не позволяет следовать основной заповеди техники безопасности, запрещающей стоять, а тем более работать под висящим грузом. Все верховое хозяйство сцены вместе с подвешенными декорациями создает постоянную угрозу для работающих на сцене. Поэтому в театре введены девятикратный запас прочности для всех грузоподъемных механизмов и строгие правила их эксплуатации.

Блоки штанкетных подъемов отливаются из серого чугуна и насаживаются через подшипники на неподвижную ось. Поверх блока устанавливается предохранительная скоба, препятствующая выскакиванию троса из канавки блока. Для подъемов с ручным приводом диаметр блока должен в 18 раз превышать диаметр троса, а при механическом — в 30. Глубина и ширина канавок зависят от сечения несущих тросов и определяются в соответствии с общеустановленными нормами. Диаметр блоков, огибаемых тяговым канатом, должен быть не менее десятикратного сечения данного каната. Для декорационных подъемов диаметр приводного каната определяется не только исходя из расчетных характеристик, но и из чисто практических соображений. Тонкий канат трудно удержать в руках. Рука должна плотно охватывать всю поверхность каната, и поэтому его сечение обычно составляет 35—45 мм. Наиболее подходящим материалом для каната является пенька. Она обладает высокой прочностью, износоустойчивостью, почти не вытягивается под воздействием растягивающих нагрузок.

Несущие тросы, как и во всех грузоподъемных механизмах, применяются только крестовой свивки, т. е. в которых направление свивки проволок в пряди противоположно направлению свивки прядей в канат.

Противовес или, как его еще называют, калкаш имеет несколько различных конструкций, основанных на едином принципе. Основная задача любой конструкции противовеса заключается в прочном и надежном закреплении съемных плиток контргруза. Противовесы, встречающиеся в театральной практике, можно разделить на два основных типа — стержневые и балочные. Стержневые противовесы просты в изготовлении, удобны в работе, но с точки зрения обеспечения безопасных условий работы не обладают стопроцентной надежностью. Балочные сложнее по устройству и менее удобны, но зато имеют высокую степень безопасности.

Стержневой противовес состоит из металлического стержня, чаще всего квадратного сечения 20X20 мм, на который нанизываются плитки контргруза (рис. 29). К верхней части стержня на болтах крепится верхняя прицепная скоба, а к


Рис. 29. Противовес стержневой: а — общий вид; б — плитка контргруза;

 1 — тяговый канат; 2 — сборный блок; 3 — опора сборного блока; 4—трос;

5 — направляющий трос; 6 — ограничитель хода; 7—верхняя прицепная скоба;

8 — стержень: 9 — замок; 10 — плита контргруза; 11 — грузовая площадка;

 12—трюмовой блок


Рис. 30. Противовес балочный: а — общий вид; б — вид сверху;

1 — балка; 2 — грузовая площадка; 3 — нижняя прицепная скоба; 4 — ползун; 5 — плитка контргруза; 6 — верхняя прицепная скоба; 7— шейка; 8 — направляющий уголок; 9 — стена сцены

¶ Контргрузовые плитки разного веса имеют форму, способствующую их закреплению на стержне. Вверху плитки находится гребень, а внизу, точно по его размерам, выточен паз. Другой паз выточен в середине плитки. Его размеры соответствуют сечению стержня.

При укладке паз верхней плитки входит в гребень нижней. Для того чтобы уложенные друг на друга плитки прочнее сцепились, существует строгое правило загрузки противовеса. Загрузка производится в шахматном порядке: если первая плитка надета на стержень с правой стороны, то следующая закладывается слева. При окончании загрузки верхняя плитка закрепляется специальным замком с винтовым зажимом. Замок имеет в середине отверстие по размерам стержня и нижнюю прорезь, профиль и размеры которой соответствуют гребню плитки контргруза. После того как на стержень уложены все плитки, замок опускается вниз до тех пор, пока его прорезь не войдет в гребень плитки. Винтовой зажим производит окончательное закрепление плиток контргруза.

В противовесе балочного типа роль стержня выполняет двутавровая стальная балка (рис. 30). Плитки контргруза надеваются на полку, обращенную к сцене. Для этого на полке с обеих сторон делаются прямоугольные вырезы, между которыми оставляется так называемая шейка. Ширина шейки равна ширине паза, прорезанного в плитке по ее продольной оси. А поперечная прорезь плитки соответствует полной ширине полки двутавра. Загрузка противовеса производится только через шейку. Каждая плитка поднимается руками наверх, вставляется продольной прорезью в шейку и затем опускается вниз. Т-образная прорезь плитки исключает самопроизвольное ее падение. Кроме того, в конструкции предусматривается дополнительный замок, по типу замка стержневого противовеса.

Крепление несущих тросов производится через стальные валики, пропущенные сквозь отверстия в верхней прицепной скобе. Отверстия в обеих пластинах располагаются так, чтобы приводной канат находился строго по линии центра тяжести противовеса, а несущие тросы не переплетались друг с другом. Нижнюю прицепную скобу заменяет здесь часть передней полки, выпущенная несколько ниже полного профиля. Для того чтобы приводной канат не прорезался, отверстие в полке усиливается дополнительной стальной накладкой. Грузовой площадкой служат два угольника, приваренные к передней полке и стенке двутавра.

¶Общая высота противовеса часто достигает двух и более метров. Если в стержневом противовесе плитки контргруза вставляются в любой точке стержня, в балочном, независимо-от требуемой нагрузки, все контргрузы поднимаются до верхней шейки и оттуда опускаются до постоянно закрепленного груза, уравновешивающего вес самого штанкета. Для облегчения этой операции в середине противовеса устанавливается дополнительная грузовая площадка. Это дает возможность загрузить сначала нижнюю часть, а затем, если нужно, то и верхнюю. Высота подъема плиток сокращается при этом ровно в два раза. Иногда, особенно в софитных подъемах, противовес составляют из двух коротких параллельных балок, жестко связанных между собой.

Плитки контргруза балочных противовесов не имеют ни гребней, ни нижних пазов. В верхней и нижней плоскостях с боков делаются небольшие выемки, облегчающие работу и предохраняющие пальцы рабочего от удара о другие плитки и защемления между ними.

Каждый противовес, независимо от конструкции, должен иметь направляющие, по которым он перемещается. Если пустить противовес без направляющей системы, то при подъеме или спуске он будет раскачиваться, ударяясь о стену и о противовесы соседних подъемов. От этих ударов плитки могут соскочить со стержня и обрушиться вниз.

На рисунке, поясняющем устройство стержневого противовеса, показаны тросовые направляющие. Противовес скользит по двум тросам, натянутым от колосников до трюма. Но как бы туго ни натягивали трос, раскачивания противовеса избежать невозможно. Поэтому сейчас эта система в театрах не применяется. Более совершенны направляющие жесткого типа из стальных уголков с шириной полки от 30 до 45 мм. Ползуны противовеса, как это показано на (рис. 30 б), имеют продольные прорези, в которые входят полки уголков.

В целях безопасности шахты штанкетных подъемов зашиваются прочной металлической сеткой от трюма до уровня рабочей галереи. Управление подъемами разрешается только с рабочих галерей. Там же и производятся все операции, связанные с уравновешиванием системы. Процесс подвески декораций к подъему и его уравновешивание протекает в следующей последовательности.

Свободный штанкет опускают до тех пор, пока противовес не поравняется с рабочей галереей. Установив противовес в наиболее удобное положение по высоте, тяговый канат прочно закрепляют к поручню галереи. Для этого применяются специальные металлические закрепы или короткие отрезки веревки, заделанные в поручень галереи (рис. 31). Эти концы называются шлагами. После этого на противовес укладывается первая порция груза, вес которого могут вытянуть вручную один или двое людей. Перегруженный штанкет раскрепляется и опускается до планшета сцены. К опущенному штанкету подвешивается декорация. Раскрепив веревку привода, штанкет снова поднимают до тех пор, пока противовес не займет свое положение, подойдя к рабочей галерее. Еще раз закрепив тяговый канат, производят окончательную загрузку противовеса. При особо тяжелых декорациях догрузка противовеса может осуществляться с верхней галереи.

Согласно установленным нормам расстояние между осями штанкетных подъемов должно быть не менее 180 мм. Несмотря на то что театр заинтересован в большем количестве подъемов, минимально допустимое расстояние выдержать почти никогда не удается. Дело в том, что конструкция противовеса и его направляющих занимает более 180 мм, и если все противовесы расположить только по одной стене, то между штанкетами окажется гораздо большее расстояние. Чтобы избежать этого, противовесы располагают по глубине сцены в шахматном порядке: если противовес первого подъема находится с левой стороны сцены, то противовес второго — с правой. Обычно все четные номера подъемов устанавливаются с одной стороны, а нечетные— с другой. Пространства, находящиеся в плоскости дверных проемов, соединяющих сцену с закулисными помещениями, чаще всего используются для устройства переходных мостиков. Если же количество дверей сцены превышает необходимое количество мостиков, то противоположные проемы смещаются по оси. Тогда подъемы, попадающие в плоскость одной двери, группируются на одной стене, а другие на противоположной.

 


Рис. 31. Крепление подъема к поручню галереи:

а — веревочными шлагами; б — закрепом

Рис. 32. Схема полиспастного подъема:

1 — точка крепления каната; 2 — нижний блокпротивовеса; 3~ тяговый канат; 4 — сборныйблок; 5 — колосниковые блоки; 6 — тросы; 7 —точка крепления тросов и канаста; 8 — верхнийблок противовеса; 9 — противовес; 10— нижняяветвь тягового каната; 11 — нижний блок; 12 —штанкет

 

¶ На сцене, имеющей карманы, применяются подъемы полиспастного типа. В обычном подъеме нижний блок, как мы уже говорили, находится под сценой, поэтому его применение в той части сцены, к которой прилегают карманы, невозможно. Полиспастная система позволяет перенести нижний блок из трюма на первую галерею.

Как известно, применение полиспаста дает выигрыш в силе и проигрыш в скорости за счет уменьшения пути. Длина пути перемещаемого груза (в нашем случае — противовеса) будет меньше длины пути ходового конца (штанкета) в число раз, равное числу рабочих нитей полиспаста. Рабочими нитями называются те канаты или тросы, которые идут к подвижному блоку. В декорационных подъемах используются полиспасты в две нитки. Схема такого полиспаста представлена на рис. 32. Подвижной блок полиспастного штанкетного подъема устанавливается на месте верхней прицепной скобы противовеса, а ходовой ниткой служат несущие тросы. Они огибают блок противовеса и крепятся намертво к конструкции колосников. Следовательно, блок противовеса, двигаясь со скоростью вдвое меньшей, чем ходовые концы несущих тросов, перемещается на расстояние, равное половине пути, пройденного за это же время штанкетом. А раз длина пути противовеса в два раза меньше длины пути штанкета, нижний блок можно поднять на высоту, равную примерно половине расстояния между планшетом и колосниками, т. е. на первую галерею.

Тяговый канат тоже натягивается по полиспастной схеме. От места крепления под колосниками, там, где заканчиваются концы несущих тросов, канат опускается вниз, огибает верхний блок противовеса и выводится на сборный блок. Оттуда он снова опускается вниз — к блоку, установленному на полу галереи. Обогнув его, он проходит через нижний блок противовеса и после этого закрепляется намертво.

Таким образом, верхний блок противовеса аналогичен сборному блоку, т. е. имеет тросовую и канатную канавки, а нижний — только одну канавку для приводного каната.

В обычном полиспасте полезный груз подвешивается к подвижному блоку, а ходовой конец подводится к барабану лебедки. В двукратном полиспасте усилие, прилагаемое к ходовому концу, в два раза меньше веса полезного груза. В полиспастом штанкетном подъеме все получается наоборот: полезный груз прикрепляют к ходовому концу, а к подвижному блоку — привод. Следовательно, для того чтобы уравновесить штанкет с декорацией, на противовесе должно быть количество груза, в два раза превышающее вес штанкета. Если еще к этому прибавить разницу в скорости между противовесом и штанкетом, то станет ясно, что такой тип штанкетного подъема не очень удобен при использовании ручного привода. Поэтому по-лиспастные подъемы чаще всего приводятся в действие электролебедками.

Электропривод штанкетных подъемов освобождает от необходимости загрузки и разгрузки противовесов, значительно облегчает труд верховых рабочих. Однако устройство электропривода вызывает множество проблем, разрешить которые полностью до сих пор еще не удалось. Если выделить из многих требований, которые предъявляются к этому типу привода, самые главные, то их можно сформулировать следующим образом: максимальная надежность, возможность мгновенного перехода на ручной привод, автоматическая остановка в крайних положениях штанкета, бесшумность в работе, плавное изменение скорости.

Монтаж электромеханических подъемов производится по двум схемам — противовесной и беспротивовесной. В беспротивовесной схеме несущие тросы непосредственно наматываются на барабан лебедки (рис. 33). Максимальное тяговое усилие здесь складывается из веса штанги и расчетной грузоподъемности системы. Минимальное — из веса пустого штанкета. Это приводит к значительной мощности лебедки, а следовательно, и к увеличению ее габаритов. На габаритные размеры лебедки также влияет и необходимость навивки на барабан нескольких несущих тросов. А чем больше места занимает механизм привода, тем труднее выдержать нормативное расстояние между штанкетами.

Наибольшее распространение получила схема с применением противовеса. В сущности, она ничем не отличается от обычной схемы, только пеньковый приводной канат здесь заменен

ведущим тросом (рис. 34).

 

Рис. 33. Схема беспротивовесной подвески штанкета с электроприводом:

а—при лебедке, установленной на галерее; 6 — прилебедке, установленной на колосниках;

1—лебедка; 2 — колосниковый блок; 3 — штанкет; 4 — направляющий блок

 

Электролебедка устанавливается на одной из рабочих галерей, и к ее барабану с разных концов подводятся оба конца ведущего троса. Величина груза, помещенного на противовес, постоянна и равна половине расчетной грузоподъемности плюс полный вес трубы штанкета. При этом условии тяговое усилие при нагруженном и пустом штанкете остается одинаковым. Оно равно примерно половине грузоподъемности штанкета. Мощность лебедки по сравнению с беспротивовесной схемой уменьшается в два, два с половиной раза.

Электролебедка штанкетного привода в принципе ничем не отличается от агрегатных лебедок общего назначения. На единой раме, через резиновые амортизаторы, крепятся электромотор, редуктор и барабан. Помимо этого, декорационная лебедка комплектуется остановочными и грузоупорными тормозами, конечными выключателями, механизмом аварийного ручного привода, системой растормаживания и сельсинами-датчиками.

Сельсины-датчики служат для дистанционного контролирования движения штанкета. Они жестко связаны с тихоходным валом редуктора и по проводам передают на сельсин-приемник величину угла, на который повернулся барабан. Ведомая ось приемника, приняв сигнал, поворачивается на угол поворота датчика, а связанная с ним указательная стрелка показывает местоположение штанкета по высоте.

Связь между электродвигателем и редуктором осуществляется через полумуфты, соединенные между собой стальными пальцами. Барабан лебедки имеет на рабочей части винтовые канавки для плотного укладывания витков приводного троса. На тихоходный вал редуктора насаживается шестерня привода конечных выключателей и сельсина-датчика.


Рис. 34. Схема электропривода штанкета с противовесом:

 1— лебедка; 2 — колосниковый блок; 3 — штанкета; 4 — противовес

 

¶ Поскольку для штанкетной лебедки важна компактность и бесшумность, в системе привода преимущественно применяются редукторы червячного зацепления. Остановочные тормоза должны обеспечить плавное и надежное торможение после выключения двигателя. В целях наибольшей безопасности на быстроходном валу редуктора закрепляются два тормозных шкива. При выходе из строя двигателя и одного из тормозов второй гарантирует полное торможение штанкета. Конечные выключатели отключают двигатель от питающей сети в момент подхода штанкета к крайним точкам. Выключатели продублированы вторыми, аварийными, срабатывающими после того, как штанкет, не остановленный основными, пересечет допускаемые положения по высоте.

Управление электромеханическими подъемами производится при помощи пусковых кнопок и переключателей. Односкоростные лебедки имеют две кнопки: при нажатии одной из них лебедка работает в сторону подъема, при нажатии другой — в сторону спуска. Движение штанкета прекращается в момент опускания кнопки. Многоскоростные лебедки снабжаются, помимо кнопок, переключателями скорости.

Приборы управления располагаются на рабочих галереях, напротив каждого механизированного подъема. Верховой, стоящий на оси подъема и управляющий им, хорошо видит весь путь движения штанкета. Помимо этого, кнопки управления могут быть сосредоточены на общем пульте, находящемся в распоряжении машиниста сцены.

В условиях театра огромную роль играет надежность всех механизмов, в том числе и безотказность работы штанкетных подъемов. Поэтому ручной привод, мгновенно включаемый при отказе основного, является важнейшей частью штанкетной лебедки. Конструктивное решение аварийного ручного привода осложняется тем, что противовес подъема имеет постоянный груз, по величине равный половине расчетной грузоподъемности. Значит, в одних случаях вес контргруза больше веса декораций, а в других — меньше. Но, для того чтобы перейти на ручное управление, нужно отключить барабан от редуктора и двигателя, поскольку практически невозможно приложить достаточное усилие к тихоходному валу для его поворота. Но как только барабан освободится от редуктора, неуравновешенный штанкет устремится либо вверх, либо на сцену. Следовательно, перед тем как отключить редуктор, нужно привести систему в равновесие, добавить или уменьшить количество плиток на противовесе. А это практически невозможно, так как для того, чтобы произвести загрузку противовеса, он должен находиться на уровне галереи. Кроме того, подобная операция занимает слишком много времени.

В существующих конструкциях аварийный привод состоит из рукоятки, связанной с валом электродвигателя зубчатой передачей. Несмотря на применение зубчатых колес, увеличивающих число оборотов двигателя, скорость движения штанкета сокращается во много раз.

¶Не менее важна и задача изменения скорости. Регулирование скорости движения штанкета в основном осуществляется двумя путями: применением многоскоростных электродвигателей и двигателей, работающих на постоянном токе. В отличие от моторов постоянного тока, многоскоростные двигатели переменного тока не могут плавно изменять число оборотов, переход от одной скорости к другой происходит ступенчато. Для того чтобы получить постоянный ток, в машинном зале устанавливают генераторы, приводимые в движение моторами переменного тока. Такая система значительно усложняет все устройство привода. Кроме этого, двигатели постоянного тока отличаются большими габаритами. Все это сдерживает повсеместное распространение приводов на постоянном токе. Есть, правда, и другие способы регулирования скорости в широком диапазоне. К ним относятся магнитные усилители, полупроводниковые вентили — теристоры, дроссели и некоторые другие. Но пока все эти устройства слишком дороги и не нашли своего применения в практике театра.

Помимо электрических лебедок для штанкетных подъемов используется и гидравлика. Гидравлический привод штанкетных подъемов основан на применении многократных полиспастов. Несущие тросы огибают подвижный блок и закрепляются под колосниками (рис. 35). К низу подвижного блока присоединяется тяговый трос, который, пройдя систему многократного полиспаста, прикрепляется к головке выдвижного плунжера гидравлического цилиндра. Под воздействием нагнетаемой в цилиндр жидкости плунжер поднимается, приводя всю систему в движение. При восьмикратном полиспасте отношение между ходом головки плунжера и штанкетом составляет 1:8, т. е. с подъемом плунжера на 1 м штанкет поднимается на 8 м. Опускание штанкета происходит под действием собственного веса.

 


Рис. 35. Схема штанкетного подъема с гидроприводом:

1 — гидроцилиндр; 2 — плунжер; 3 — блоки полиспаста; 4 —

нижний блок; 5 — тяговый трос; 6 — подвижной блок; 7 — трос

штанкета; 8 — сборный блок; 9 — колосниковые блоки; 10 —

штанкет


 

 Машинный привод придает особенную окраску движению, лишая его художественности, эмоционального начала. Безжизненное, монотонное перемещение декораций на виду у зрительного зала нарушает гармоническое единство между техникой перестановки и ритмом сцены. Кроме этого, механический привод непригоден для некоторых сценических эффектов, связанных с применением штанкетных подъемов. Поэтому, наряду с машинным приводом, для части штанкетных подъемов сохраняется ручное управление. Как правило, декорации, работающие в чистых переменах, при открытом занавесе монтируются на подъемах с ручным приводом. Одновременно достигается и необходимая страховка: механический подъем в любой момент может отказать, а ручной обладает наибольшей надежностью.

Механические и ручные подъемы чередуются между собой в определенном порядке, или на каждом плане сцены одна группа подъемов делается с машинным приводом, другая — с ручным.

Штанкетные подъемы предполагают фронтальное расположение декораций относительно зрительного зала. Между тем нередко возникает потребность подвески декораций под разными углами к порталу, диагонального перемещения объемных конструкций или закрепления их в одной точке. Эти задачи решает система индивидуальных или, иначе, точечных подъемов.

 








Индивидуальные подъемы

 

Индивидуальный, точечный подъем — это система переносных или стационарно закрепленных колосниковых блоков, несущих тросов, которые подводятся в одиночку или группами к общему приводу. Эти блоки могут равномерно распределяться по колосниковому настилу через определенные промежутки. Так, например, если разбить всю площадь колосников на квадраты со стороной, равной 1 м, и по углам каждого из них поставить вертикальный блок, то каждый квадратный метр сцены будет оснащен четырьмя подъемными тросами. Перекидывая тросы через разные блоки и присоединяя их к одной лебедке, можно получить множество разнообразных возможностей в монтировке подвесных декораций.

Другая схема индивидуальных подъемов основывается на определенном количестве съемных блоков, устанавливаемых по потребности в различных точках сцены. В простейшем виде через блоки проходят веревки, спускающиеся на рабочую галерею, где привязываются к поручню внешнего ограждения. Подъем производится вручную, поэтому система «блок—веревка» применяется только для вертикальной транспортировки легких подвесок-кулис, осветительной арматуры и пр. Для более сложных монтировок используются механизированные подъемы с индивидуальными и групповыми блоками.

Блоки, устанавливаемые на колосниках, делятся на направляющие (индивидуальные) и групповые. Направляющие блоки служат для перевода тросов из вертикального положения в горизонтальное. Эти блоки монтируются на горизонтальных осях и имеют одну рабочую канавку. Групповые блоки — многоручейные, их ось направлена вертикально по отношению к колосниковой решетке. Они подвижно закрепляются на специальных металлических балках, проложенных вдоль боковых стен сцены. Перемещение блоков вдоль балки по глубине сцены необходимо для выведения тросов в плоскость привода. Сборные многоручейные блоки выполняют ту же функцию, что и сборные блоки обычных подъемов.

Один из вариантов механизации индивидуальных подъемов показан на рис. 36. Усилие от электролебедки, установленной в трюме, передается на тяговый трос, снабженный траверсой. Траверса — это металлическая пластина с приспособлением для крепления несущих тросов. Для того чтобы траверсу при незагруженном подъеме можно было вытянуть вверх, к рабочим галереям, к ней на специальном тросе подвешивается противовес.


Рис. 36. Схема индивидуальных подъемов с электроприводом: 1 — электропривод; 2 — отводной блок; 3 —планшет сцены; 4 — тяговый трос; 5 — противовес; 6 — траверса; 7 — групповой блок; в — горизонтальный блок; 9 — колосники; 10 — переносной блок

¶€0

¶К уравновешиванию полезной нагрузки этот противовес не имеет никакого отношения. Противовес и траверса скользят по жестким направляющим, имеющим сетчатое ограждение по всей длине. При подготовке системы к работе несущие тросы, спускающиеся со сборного блока, через зарощенные концы с коушами надеваются на стальные пальцы траверсы. После чего пальцы надежно шплинтуются. Групповые тросы для подъема одной лебедкой декораций, подвешенных в двух или ■более точках, строго выверяются по длине при монтировке спектакля. Одна декорация может транспортироваться и несколькими лебедками. В этом случае включение лебедок должно быть одновременным, чтобы не допустить перекоса.

В электролебедках подъемов предусматриваются специальные канатоукладчики для равномерной навивки тягового троса на барабан. Предельная скорость движения подъемов—0,3м/сек.

Софитные подъемы

Изобретение системы верхнего рассеянногс света теснейшим образом связано с живописно-плоскостным оформлением спектакля Современные методы освещения декораций не отвергают применения верхнего рассеянного света, но вместе с тем широко используют направленный световой поток. Как правило, современный софит — это сочетание камерных приборов рассеянного света с приборами направленного действия — прожекторами. В театральной практике известны также случаи полной замены камерных светильников на прожекторную и проекционную аппаратуру. Вместе с уменьшением роли живописных декораций сокращается и количество софитных линий. Если раньше софиты монтировались на границе каждогс плана, то теперь их количество сводится к трем-четырем.

Осветительная аппаратура, составляющая софит, устанавли вается внутри фермы, которая подвешивается к несущим тросам через электроизоляторы аналогично декорационному штан-кетному подъему. Разница между декорационным и софитным подъемом заключается в замене штанкета пространственной фермой и повышенной грузоподъемностью.

Софитная ферма, сваренная из стальных труб, подвешивается к несущим тросам через винтовые стяжки (рис. 37). Количество тросов зависит от конструкции фермы, ее размеров и грузоподъемности. В поперечном направлении софит может быть подвешен на одном или двух канатах. Предельная ширина фермы ограничивается 60 см. Конструкция фермы должна обеспечивать надежное предохранение световой аппаратуры и электропроводки от механических повреждений — ударов о мостики, штанкеты и пр. Такими ограждениями служат трубчатые полозья-отражатели, приваренные к ферме с обеих сторон в поперечном направлении.

При работе ламп накаливания выделяется значительное количество тепла. Перегретая аппаратура может послужить ис-

61

¶точником пожара, если в непосредственной близости от нее находятся подвесные декорации. Поэтому правилами установлено определенное расстояние, которое должно быть между софитом и близлежащими штанкетными подъемами. Между осью софитной фермы и осями штанкетов оставляется свободное пространство величиною в 50 см в сторону света, т. е. в глубину сцены, и 45 см в сторону портала. Нормативное расстояние одновременно служит мерой, предохраняющей софит от возможных механических повреждений.

Вес софитов, особенно горизонтных батарей, достигает нескольких тонн. Поэтому для подъема софитов применяются мощные электролебедки. Силовая установка софитов проще, чем привод штанкетных подъемов. Здесь не требуется плавного изменения скоростей, упрощается проблема ручного привода, так как вес софита неизменен и на противовесе находится постоянно закрепленный груз. Допустимая скорость движения софитных подъемов от 0,2 до 0,3 м/сек.

Подводка электропитания производится через группу кабелей, зашитых в холщовый чехол в виде ленты. Кабельная лента спускается с колосников в корзину, находящуюся в верхней части софитнойфермы. При подъеме лента рядами укладывается в корзину, а при спуске вытягивается в вертикаль.

Полетные устройства

Старинная техника сценических полетов до сих пор находит применение в отдельных спектаклях, особенно музыкальных и сказочных. Сценический полет — это устройство для полета над сценой актеров или различных бутафорских имитаций. Самый простой вид сценического полета, пред-

Рис. 37. Софитная ферма: 1 — ферма; 2 — корзина; 3 — кабель (шлейф)

62

¶назначенного для бутафорских изделий, состоит из наклонно натянутого троса и планки, скользящей по нему на двух или более кольцах. Трос обычно натягивается между боковыми галереями. К планке прикрепляется предмет, скорость полета которого может регулироваться тонким шнуром (рис. 38). Этот способ пригоден только для прямолинейного перемещения предмета в воздухе. Полеты по сложным траекториям, совмещающим вертикальное и горизонтальное перемещение, требуют более сложной техники.

Наиболее часто применяемым является полет, основанный на движении специальной каретки с полиспастным блоком. Это полетное устройство состоит из тросовой дороги, натянутой поперек сцены, роликовой каретки и полиспастного подвешенного блока (рис. 39а). Несущий трос предварительно натягивается монтажной лебедкой и затем окончательно доводится до рабочего состояния винтовыми стяжками, прочно прикрепленными к несущим конструкциям галерей. Каретка имеет трапециевидную форму, по углам которой расположены блоки с глубокими канавками. Блоки помещаются между двумя стальными пластинами, образующими каретку. Под верхние блоки пропускается несущий трос, а нижние служат для регулирования высоты полета.

Горизонтальное движение каретки по несущему тросу осуществляется стальным канатом, прикрепленным к верхней ее части. Тяговый трос каретки огибает обводной блок и возвра-


Рис. 38. Полетное устройство: 1 — трос; 2 — каретка; 3 — трос подвески; 4—шнур

Рис. 39. Полетное устройство под живую нагрузку: а — полет с кареткой; б — полет на подъемных тросах;, / — каретка; 2— несущий трос; 3 — ролик каретки; 4 — трос горизонтального движения каретки; 5 —трос вертикального движения каретки; 6—нижний ролик; 7 — подвижной блок; 8 — лебедки; 9 — люлька; 10 — противовес

63

¶щается обратно — к приводу, установленному на галерее. Второй конец троса также закрепляется на барабане привода.

Трос вертикального перемещения надежно крепится на боковой галерее, откуда направляется к нижнему блоку каретки, от него спускается к подвижному полиспастному, а затем, пройдя второй кареточный блок, подводится к барабану привода. Специальная люлька, пояс, седло или другое приспособление, на котором помещается исполнитель или бутафорское изделие, крепится к подвижному полиспастному блоку тросами. Все тросы, употребляемые для устройства полета человека, рассчитываются с условием четырнадцатикратного запаса прочности. Для полетов декоративных предметов этот запас сокращается до девятикратного. Применение электропривода для полетов категорически запрещено.

Ручные лебедки устанавливаются в непосредственной близости друг от друга на одной из рабочих галерей. Для них обязательно прочное крепление к полу галереи, запорные приспособления в рукоятках, не допускающие случайного самопроизвольного движения. А лебедки, перемещающие полетное приспособление по вертикали, должны иметь грузоупорные тормоза двойного действия и противовес. Максимальная грузоподъемность полета составляет 200 кг.

В целях предупреждения скручивания тросов полиспаста, к полетной люльке или поясу привязываются отводные шнуры, стабилизирующие положение летящего предмета или человека. Для того чтобы заготовленный для полета шнур не путался и не зацеплялся, его рекомендуется выкладывать кольцами в эмалированном тазу.

Схема устройства полета, представленная на рис. 396, отличается от предыдущей тем, что его (полет) можно переносить в любое место сцены. Правда, для осуществления полета здесь требуется большое количество рабочего персонала, но простота устройства и возможность перемонтировки, в зависимости от

Рис 40. Полетный пояс

64

¶нужд отдельного спектакля, оправдывает увеличение численности бригады. Подъем полетного приспособления осуществляется двумя тросами, прикрепленными к контргрузовому приводу штанкетного типа. Вес контргруза на 6—12 кг меньше веса полетного устройства.

Горизонтальное перемещение люльки осуществляется двумя отводными тросами, прикрепленными к несущим. Оба троса соединяются с простыми лебедками, типа «ворот», находящимися на нижних галереях. Третья лебедка, стоящая на верхней галерее, предназначена для наклона полетного приспособления.

Полетные приспособления для всех конструкций выполняются в виде металлической люльки, седла, корзины или пояса. Крепление полетного приспособления к полиспастному блоку производится двойными крючками или парашютными карабинами. Полетный пояс изготавливается из сыромятной кожи или парашютной тесьмы шириной 6—7 см. К нему металлическими заклепками крепятся верхние лямки, сквозь которые продеваются руки актера так, чтобы они обхватывали плечи. Тем же способом крепятся и нижние лямки, проходящие между ног. Несущий трос прицепляется парашютным карабином к кольцу, прикрепленному к задней части пояса. Принципиальная схема полетного пояса показана на рис. 40.

При осуществлении сценических полетов требуется неукоснительное соблюдение инструкций, правил по технике безопасности, тщательный инструктаж рабочего персонала и специальное обучение как рабочих, так и исполнителей техники полета.



Глава 4 ЗАНАВЕСЫ

Театральный занавес — это одновременно и техническое устройство и декорация. Впервые занавес понадобился театру для временной оптической изоляции сцены от зала в момент перемены сценической обстановки. Таким образом, с одной стороны, занавес служит для перекрытия сцены, а с другой, обозначает начало и конец сценического действия. Эта вторая функция занавеса логически вытекает из первой, поскольку закрывать сцену и открывать ее возможно только по окончании действия или при его начале. Помимо этого, занавес способствует созданию сценической иллюзии и предварительной, жанровой настройки зрителей к восприятию спектакля.

Эстетическое назначение занавеса впервые было обосновано И. Фуртенбахом в книге «Увеселительная архитектура». Знаменитый театральный архитектор XVIII века считал, что зрители, придя в театр, не должны видеть, что происходит на сцене. По Фуртенбаху, открытие занавеса повергает зрителей в иллю-

65

¶зорный мир сцены, мгновенно настраивая их на восприятие «героического» искусства. Известно, какое значение придавали художники МХАТ процессу раскрытия сцены, находя в движении занавеса массу нюансов и оттенков эмоционального воздействия. В театральном занавесе все имеет значение — его внешний вид, фактура, цвет, характер движения и, главное, способ раскрытия сцены.

По способу раскрытия занавесы делятся на подъемно-опускные, раздвижные, фигурные и комбинированные.

Подъемно-опускные занавесы преимущественно используются в музыкальных театрах. Раздвижные — в драматических.

Вертикальное перемещение бархатной или живописной «стены» подъемно-опускного занавеса являет собой величественное зрелище, торжественный акт, предполагающий такой же возвышенный «героический» строй всего спектакля. Особенно, если он представляет собой живописное полотно.

Раздвижной занавес по сравнению с подъемно-опускным обладает гораздо большим диапазоном ритмических и эмоциональных красок. Собираясь в складки и немного волочась по планшету, раздвижной занавес имеет свой рисунок раскрытия сцены, а следовательно, и другое качество воздействия. При малейшем изменении ритма и темпа движения возникает новая эмоциональная окраска.

Способ раскрытия сцены и особенности движения занавеса правильнее всего определять не жанровыми признаками театра, а стилевыми особенностями каждой постановки. Для одного спектакля наиболее подходящим будет раздвижной, для другого — фигурный или комбинированный и т. д.

В практике театра используется два вида занавеса — антрактовый и игровой.

Антрактовый относится к разряду постоянного оборудования сцены. Это главный занавес театра. Игровой или, иначе, интермедийный изготавливается для какой-либо постановки. В отличие от антрактового, цвет, фактура, способ раскрытия выбирается специально. Являясь элементом изобразительного решения, игровые занавесы большей частью представляют собой живописную, аппликационную и даже жесткую декорацию, подвешенную на нулевом плане сцены. Это своего рода изобразительная увертюра, передающая существо идейно-художественного замысла, вводящая зрителей в атмосферу спектакля и его жанровую тональность.

Наряду с этим в театральной практике нередко встречаются спектакли, в которых используется особый вид занавеса — световой.

Световой занавес основан на засветке взвешенных в воздухе частиц. Из всех вариантов получения такого занавеса в основном используются два способа. Первый способ заключается в перекрытии сцены рядом лучей, направленных горизонтально

66

¶с одной стороны на другую. Для этого по обеим сторонам портала монтируются вертикальные линии прожекторов типа «пистолет» и светопоглощающие кулисы из черного бархата, ликвидирующие нежелательные рефлективные засветки. Наибольшая плотность воздушной стены получается с боков, а в центре, где Световой поток ослаблен, плотность занавеса резко падает. Этот недостаток особенно ощутим в сценах, имеющих широкий портал. В этих случаях позади светового потока часто опускают задник из черного бархата.

Второй способ заключается в устройстве прожекторной-рампы. Узкие лучи пистолетов из щели, прорезанной в авансцене, под крутым углом направляются в потолок зрительного зала, окрашенного в черный цвет или перекрытого черным бархатом. Благодаря нижнему расположению источников света достигается большая непрозрачность, так как зона максимальной плотности проходит по всей ширине портала на высоте двух-трех метров. Выше, там, где лучи света ослабевают, занавес теряет свою плотность, но это уже не имеет большого значения, поскольку основной уровень, на котором происходят перестановки, полностью перекрыт.

Наибольшая результативность оптической изоляции сцены достигается засветкой зрительного зала сильными источниками света. Впервые этот способ был применен художником В. Дмитриевым в постановке оперы Д. Шостаковича «Нос» (Ленинградский Малый оперный театр, 1930). Однако этот способ создания занавеса в силу ряда эстетических причин не получил дальнейшего развития.

Световой занавес имеет свое эстетическое назначение, отличное от обычного. С одной стороны, лучи света, образующие непрозрачную или полупрозрачную преграду между зрительным залом и сценой, оптически изолируют оба пространства. Появление или исчезновение световой стены происходит одновременно с началом или окончанием действия. Значит, этот вид техники заключает в себе основные признаки театрального занавеса и полностью осуществляет его функции. Но с другой стороны, в условиях современной сцены-коробки, этот вид занавеса выглядит скорее как специальный прием, как сценический эффект, а не как средство постоянного оборудования, пригодное для всех случаев. Частое употребление его в разных спектаклях вызывает ощущение повтора одного и того же приема, что никогда не бывает с занавесом обычного типа.

В спектаклях без применения занавеса вообще его роль играют переключение света, выход на площадку актеров, изменение статичной мизансцены и другие приемы. Здесь осуществляется только вторая функция театрального занавеса.

В настоящее время широко практикуется применение всех видов и типов театрального занавеса, разнообразных по способу раскрытия сцены и эстетическим функциям.

67

¶Раздвижной занавес

Устройство раздвижного занавеса должно отвечать двум основным требованиям: полному перекрытию сцены и синхронности движения обеих половин. Надежное перекрытие сцены осуществляется при помощи так называемого запаха — захождению одной половины занавеса за другую. Для этого обе половины занавеса размещаются на некотором расстоянии друг от друга и монтируются на разных направляющих. Синхронность движения его частей достигается единой системой привода.

Принципиальная схема раздвижного занавеса показана на рис. 41. Обе части занавеса подвижно прикреплены к двум горизонтальным направляющим, которые одновременно служат им опорой. Величина каждой части рассчитана так, чтобы в закрытом положении боковые кромки не выходили за пределы портала или кулисы, а запах составлял не менее 1 м.

Приводная система состоит из нескольких блоков, каната или троса, соединенного бесконечной петлей. На одном конце занавеса устанавливается горизонтальный обводной блок с одной канавкой. На другом — два одноканавочных блока, имеющих общую ось. Третий блок или приводной барабан крепится внизу — у планшета сцены. Через все блоки пропускается бесконечная тяга, которая прочно прикрепляется к первым (считая от центра) кольцам или кареткам каждой части занавеса. Обе линии тяги совершают .противоположно направленное движение, закрывая или открывая занавес. Крепление занавеса к ведущим тягам производится после того, как обе его половины полностью зашли одна за другую, т. е. в закрытом состоянии. Этим обеспечивается синхронизация и равномерность перекрытия сцены.

68


Рис. 41. Схема раздвижного занавеса:

1 — несущий трос; 2 — кольцо занавеса; 3 — тяговый канат; 4 —

ведущее кольцо; 5 — обводной блок; 6 — направляющий блок;

7 — планшетный блок

¶В старом театре занавесы подвешивались посредством колец к туго натянутой проволоке или тросу. Для этого в портальную стену сцены вмуровывались консольные балки, к которым крепились винтовые стяжки или другие натяжные устройства. На натянутый между этими балками трос надевались кольца, обшитые кожей и смазанные графитной смазкой. Крепление занавеса к кольцам осуществлялось простыми вязками или специальными ремнями, пришитыми к верхней кромке. Главными недостатками этой конструкции являются сильное трение между кольцами и направляющими тросами, даже если трос заменен гладкой проволокой, провисание полотнищ занавеса, так как при большой длине дороги и значительной тяжести самого занавеса трудно создать такое натяжение, которое бы обеспечивало надлежащую жесткость несущего троса, трудности производства профилактических и ремонтных работ.

Наиболее совершенны жесткие дороги с роликовыми каретками. Такие дороги применяются как для антрактовых, так и для игровых занавесов. Успешную проверку временем выдержала дорога антрактового занавеса, разработанная институтом «Гипротеатр».

Основу дороги составляют стальные уголки, попарно соединенные прутком, приваренным к их вертикальным и верхним плоскостям (рис. 42). Несущими являются горизонтальные плоскости нижних уголков. По ним катаются роликовые каретки, к которым прикреплены полотнища занавеса. Для уменьшения шума на эти полки укладываются тонкие деревянные планки или полосы другого жесткого звукопоглощающего материала. Вся дорога сваривается целиком с учетом запаха.

Рис. 42. Дорога раздвижного занавеса:

а — общий вид; б — поперечный разрез; в — узел крепления; г — каретка;

1 — поддерживающий блок; 2 — обводной блок; 3—заглушка; 4— уголок; 5 — пруток; 6 — узел подвески; 7 — направляющий блок; S — прокладка; 9 — ограничитель; 10 — направляющие; 11—фасонка; 12 — каток; 13 — амортизатор; 14 — окно; 15 — крепежная планка для троса

69

¶В верхней части дороги имеются приспособления для подвески ее к подъему. Жесткое крепление дороги в рабочем состоянии производится при помощи уголковых направляющих, находящихся в портальной части сцены и торцовых заглушек. Направляющие состоят из двух соединенных между собой уголков с разведенными в стороны концами. А заглушки — стальные листы с отогнутыми краями по верхним и нижним кромкам — приварены к обеим концам дорог. Листы входят между направляющими уголками и закрепляют дорогу, не давая ей раскачиваться при работе. Благодаря этой конструкции занавес может быть в любой момент опущен на планшет сцены для профилактики или срочного ремонта.

Блоки приводной системы распределяются по обычной схеме. Кроме обводных и направляющих в средней части дороги устанавливаются два поддерживающих блока. Они поддерживают ведущий трос, не давая ему провиснуть. Основные блоки снабжаются предохранительными скобами и кожухами.

Каретка занавеса состоит из хвостовика и катков-роликов. Хвостовики и ролики выполняются из металла или другого прочного материала. Боковые грани хвостовика снабжаются резиновыми амортизаторами, заглушающими стук при столкновении кареток друг с другом. В нижней части прорезается отверстие, через которое при помощи сыромятных ремешков прикрепляется занавес. Ведущие каретки имеют приспособление для зажима ведущего троса. Размеры хвостовиков рассчитываются таким образом, чтобы ролики не выходили за его пределы, иначе при движении они будут тормозить друг друга.

Ролики насаживаются на подшипники качения и заглушаются плоскими крышками на пружинных кольцах. Обычно в дорогах антрактовых занавесов применяются каретки с двумя парами роликов. Этим обеспечивается большая устойчивость каретки и плавность движения занавеса.

Общая длина дороги складывается из основной части, находящейся в видимой зоне, и концов, уходящих за кулисы. Величина закулисных частей зависит от количества кареток и их габаритов. Подсчет необходимого количества кареток производят по ширине занавеса, исходя из минимальной нормы — три каретки на каждый погонный метр занавеса. Так, если ширина портала равна 12 м, то каждая половина занавеса должна быть не менее 7,8—8 м, считая величину запаха и боковой запас, необходимый для того, чтобы боковые кромки не просматривались из зрительного зала. На 8 пог. м занавеса потребуется 24 каретки. При ширине каретки, равной примерно 13 см, боковые части дороги составят более трех метров (24x0,13 м = 3,12м). Таким образом, полная длина дороги будет равна 18,5 м (12 м + 3,12 м + 3,12 = 18,24 м).

Сокращение длины дороги может быть произведено за счет уменьшения ширины кареток или сокращением числа катков на

70

¶каждой из них. Однако при этом снижается степень надежности работы занавеса и плавность движения его полотнищ.

Привод раздвижного занавеса делается ручным и электромеханическим. С художественной точки зрения наиболее целесообразен ручной. В качестве гибкой тяги применяется пеньковая веревка, которая пропускается либо через блок, установленный на планшете, либо закрепляется на барабане ручной лебедки типа «ворот». Концы тягового каната подводятся к барабану лебедки с разных сторон, так, чтобы при вращении один из них наматывался на барабан, а другой сматывался с него.

Электролебедка механического привода размещается на первой галерее по оси дороги занавеса или на самой дороге. Вращающий момент от редуктора передается на канатоведущий шкив, имеющий две канавки,— одну для тягового троса, вторую для пеньковой веревки аварийного привода. Роликовые каретки и жесткие направляющие обеспечивают относительную легкость передвижения полотнищ занавеса, поэтому тяговое усилие лебедки составляет примерно 100 кг. Разумеется, что для обеспечения плавного регулирования скорости предпочтительнее электродвигатель постоянного тока.

Подъемно-опускной занавес

Подвеска подъемно-опускного занавеса производится по схеме контргрузового штан-кетного подъема. Как и софиты, занавес имеет постоянный вес, поэтому величина груза противовеса неизменна и определяется расчетом. Во время движения, под влиянием разницы температур между залом и сценой, занавес может «парусить», втягиваясь в зрительный зал. Для направления движения и предохранения занавеса от раскачивания по его боковым вертикальным кромкам устраиваются направляющие. А к низу занавеса подвешивается дополнительный штанкет. Направляющими служат два троса, туго натянутых от планшета до колосников. По тросам скользят втулки, укрепленные на концах верхнего и нижнего штаикетов (рис. 43). Для того чтобы при опускании не


Рис. 43. Подъемно-опускной занавес:

а — общий вид; б —нижний штанкет деревянный;

в — нижний штанкет металлический;

1 — нижний штанкет; 2 — направляющий трос; 3

верхний штанкет

71

¶было слышно удара о планшет, нижний штанкет подвешивается в 50 см от края занавеса.

В криволинейных по плану занавесах нижний штанкет заменяется холщовой цепью, набитой песком. Матерчатая труба прошивается в нескольких местах, с тем расчетом, чтобы, в случае прорыва, могла высыпаться только незначительная часть песочного груза. К боковым кромкам занавеса пришивают кольца, скользящие по тросовым направляющим.

Несмотря на наличие направляющих, подъемно-опускной занавес рекомендуется изготавливать из тяжелых тканей, вводя такие же тяжелые подкладки. Ручной и электромеханический привод в принципе не имеет отличий от привода декорационных подъемов. Мощность приводной лебедки снижается за счет полного уравновешивания системы.

Комбинированный занавес

Комбинированный занавес сочетает два вида занавеса — раздвижной и подъемно-опускной. Дорога раздвижного занавеса монтируется на подъеме декорационного типа (рис. 44). Электрический привод, раздвигающий обе половины, находится на самой дороге, а привод вертикального перемещения — на галерее. В различных спектаклях можно пользоваться то раздвижным, то подъемным механизмом. А при включении обоих приводов занавес раскрывается, перемещаясь по диагоналям снизу вверх. Универсальность этого вида техники обеспечила широкое ее применение в качестве антрактового занавеса театра.

Фигурный занавес

исобенность рисунка раскрытия сцены, создаваемая различными видами фигурных занавесов, определяет границы применения таких занавесов. Главным образом они используются как игровые, декорационные и очень редко как антрактовые. Само название занавеса говорит о том, что, раскрываясь, он образует различные фигуры, драпируясь в живописные складки. В основном этот вид занавеса делится на три категории — раздвижные, подъемно-раздвижные и подъемно-опускные.

Схема раздвижного фигурного занавеса показана на рис. 45а. Обе половины занавеса привязываются к специальной ферме или просто к штанкету. С обратной стороны, по диагонали к занавесу пришиваются кольца, через которые пропускается тяговый канат. Концы каната прикрепляются к нижним углам каждой половины занавеса и через кольца направляются к блокам, установленным на ферме или штанкете. Рабочие концы веревок соединяются вместе, так, чтобы при закрытом занавесе узел находился у фермы. К узлу соединения прикрепляется веревка, за которую и производится подъем занавеса. Подъем занавеса осуществляется натяжением обоих канатов, а спуск происходит за счет собственной силы тяжести. Для убыстрения спуска

72


Рис. 44. Схема комбинированного занавеса:

1 — электролебедка штанкетного подъема; 2 — обводной блок дороги; 3 — противовес; 4 — несущий трос; 5 — дорога занавеса; 6 — электролебедка занавеса; 7 — тяговый трос; 8 — направляющий блок; 9 — занавес

Рис. 45. Фигурный занавес:

а — раздвижной;, б — типа французской шторы


73










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 523.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...